СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДО "Использование якутских настольных игра в работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с детьми с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа ДО "Использование якутских настольных игра в работе с детьми с ОВЗ"»

В последнее время, в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в развитии, в том числе и детей c расстройством аутистического спектра (РАС). Педагоги все чаще сталкиваются с трудностями в обучении таких детей базовым навыкам. Дети с РАС имеют выраженные проблемы концентрации внимания, недостаточность зрительного контакта, задерживается психоречевое и социальное развитие, трудности взаимодействия с взрослыми, отсутствие контактов со сверстниками и неумение сотрудничать во время игры, а также наблюдается нарушение моторной координации и мелкой моторики рук.

Как утверждают ведущие исследователи нейропсихологии, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом, также и других учебных навыков. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе, а подготовка детей к обучению в школе – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Настольные игры изучены многими выдающимися педагогами: К.Д.Ушинским, Е.Н. Водолазовой, Е.И.Тихеевой и др., полифункциональный характер настольных игр раскрыт в трудах академика Г.Н.Волкова.

В настольных играх народа Саха «хабылык», «хаамыска», «тырыынка» издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность и выносливость. В настоящее время эти игры стали забываться, молодые родители сами не знают, как играть. С другой стороны, в современной литературе слабо освещены практические аспекты использования якутских настольных игр в деятельности педагогов детских дошкольных учреждений, как средство развития моторики ребёнка с особыми возможностями здоровья.

Исходя из этого, появилась возможность изучения влияния якутских настольных игр на развитие мелкой моторики рук и социализации детей с РАС и другими нарушениями.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день. Поставила перед собой цель использовать якутские настольные игры с детьми с расстройствами аутистического спектра и с ОВЗ.

Задачи:

 Проанализировать возможности детей данной категории;

 изучить содержание национальных якутских игр;

 составить план работы и апробировать в детском саду;

 побуждать детей с РАС к самостоятельной игровой деятельности.

В работе с детьми РАС использовала следующие методы: игровые методы (настольные якутские игры; подвижные игры, пальчиковые игры); метод «пошаговое обучение».

Вывод: В кружковой работе занимались дети старшего дошкольного возраста, среди них 1 ребенок с РАС и 2-3 с речевыми нарушениями. Занятия проводились один раза в неделю. В результате апробирования игр «Тырыынка», «Тыксаан», «Иэрэгэй» можно сделать вывод о том, что детям с РАС и с ОВЗ старшего дошкольного возраста доступно играть в якутские настольные игры. С помощью этих игр повысилась активность, интерес детей к игровой деятельности, улучшилась координация движений, ловкость рук, а главное, игра доставляет детям радость.

План работы кружка «Хап –тык- оонньоо»

№ занятия

Содержание работы


Цель проводимой работы


1-2

Знакомство с детьми Обследование детей.

Выявить уровень развития мелкой моторики руки и

координации движения рук.


3-4

Знакомство с техникой безопасности, правилами поведения за столом.

Общие правила и сведения о якутских настольных играх

Расширить интерес к якутским настольным играм


5-6

Знакомство с Якутией. Жизнь и игры детей

Знакомить детей с жизнью предков, играми детей


7-8

Знакомство детей с якутскими

настольными играми «Тыксаан» и «Тырыынка», «Иэрэгэй».

Упражнения для развития глазомера.

Расширить знание детей, развивать ручную умелость,

координацию движений.


9-10

Игра «Тыксаан»

Объяснение правила игры. Упражнение

«Пальчики здороваются»- Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения затем выполняются пальцами левой руки, затем — двумя руками одновременно. Индивидуальные игры

Развивать координацию

движений, внимание и глазомер.



11-12

Знакомство с Баай – Байанай – хозяин леса и тайги. Чтение сказки» «Скупой рыбак». Игра «Меткий стрелок»

Знакомить с героями якутских сказок, воспитывать выносливость, быстроту реакции


13-14

Тренировочные упражнения с парами Совместные игры детей в игры

«Тыксаан»

Укрепление навыков , развитие координации движения рук


15-16-17-18

Игра «Тырыынка».

Объяснение

правила игры. Упражнение

«Встретились ладошки»- Ладони

рук соединены, а одноименные

пальцы левой и правой рук по

очереди «здороваются» друг с

другом — большой с большим,

указательный с указательным и т.д.

Упр. «Осы» -

Обе руки сжаты в кулачки,

выпрямлены только указательные

пальцы, которые совершают

одновременные вращательные

движения. Индивидуальные игры.

Развивать

навык

работы обеих рук

Активизировать интерес к игре.



16

Знакомство с Чысхааном – быком холода. Игра с мячом. Лепка из пластилина

Рассказать про суровый климат Якутии, о быке холода Чысхан


17

Турнир между детьми по настольным играм

Пригласить родителей

Соблюдать правила игры

Воспитание дружелюбных отношений между детьми, желание играть и побеждать


19-20

Тренировочные игры с парами

Укрепление навыков , развитие координации движения рук


21-22

Пальчиковые игры и упражнения на развитие глазомера

Развивать

координацию

движений рук,

сообразительность


23-24

Знакомство с Баай – Байанай – хозяин леса и тайги. Чтение сказки» «Скупой рыбак». Игра «Меткий стрелок»

Знакомить с героями якутских сказок, воспитывать выносливость, быстроту реакции


25-26

Совместные игры детей в игры

«Тыксаан» и «Тырыынка»

Развивать

пространственную

ориентацию,

умение анализировать,

активизировать

интерес к игре


27-28

Совместное занятие с родителями

Знакомство родителей с якутскими настольными играми, формировать заинтересованность родителей и детей к играм


29-30-31-32

Игра «Иэрэгэй».

Объяснение

правила игры.

Пальчиковые упражнение и игры

Активизировать

интерес к игре


33-34

Игра «Иэрэгэй» парами.

Развивать

координацию

движений рук


35-36

Диагностика детей.

Определить динамику развития

мелкой моторики рук у детей


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев П.К., Охлопков М.К. Якутские игры: Пособие для воспитателей якутских детсадов и учителей.— Якутск: Кн. Изд-во, 1985.— 60 с.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994

3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.— Ч. 2. — М.: Владос, 2003.- 214с.

4. Саха торут оонньуулара.=Народные игры и забавы Саха/ А.С.Федоров.- Якутск: Бичик,2011.-96 с.

5. Якутские настольные игры. Автор: - Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.