Просмотр содержимого документа
«Программа ДО "Использование якутских настольных игра в работе с детьми с ОВЗ"»
В последнее время, в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в развитии, в том числе и детей c расстройством аутистического спектра (РАС). Педагоги все чаще сталкиваются с трудностями в обучении таких детей базовым навыкам. Дети с РАС имеют выраженные проблемы концентрации внимания, недостаточность зрительного контакта, задерживается психоречевое и социальное развитие, трудности взаимодействия с взрослыми, отсутствие контактов со сверстниками и неумение сотрудничать во время игры, а также наблюдается нарушение моторной координации и мелкой моторики рук.
Как утверждают ведущие исследователи нейропсихологии, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом, также и других учебных навыков. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе, а подготовка детей к обучению в школе – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Настольные игры изучены многими выдающимися педагогами: К.Д.Ушинским, Е.Н. Водолазовой, Е.И.Тихеевой и др., полифункциональный характер настольных игр раскрыт в трудах академика Г.Н.Волкова.
В настольных играх народа Саха «хабылык», «хаамыска», «тырыынка» издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность и выносливость. В настоящее время эти игры стали забываться, молодые родители сами не знают, как играть. С другой стороны, в современной литературе слабо освещены практические аспекты использования якутских настольных игр в деятельности педагогов детских дошкольных учреждений, как средство развития моторики ребёнка с особыми возможностями здоровья.
Исходя из этого, появилась возможность изучения влияния якутских настольных игр на развитие мелкой моторики рук и социализации детей с РАС и другими нарушениями.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день. Поставила перед собой цель использовать якутские настольные игры с детьми с расстройствами аутистического спектра и с ОВЗ.
Задачи:
Проанализировать возможности детей данной категории;
изучить содержание национальных якутских игр;
составить план работы и апробировать в детском саду;
побуждать детей с РАС к самостоятельной игровой деятельности.
В работе с детьми РАС использовала следующие методы: игровые методы (настольные якутские игры; подвижные игры, пальчиковые игры); метод «пошаговое обучение».
Вывод: В кружковой работе занимались дети старшего дошкольного возраста, среди них 1 ребенок с РАС и 2-3 с речевыми нарушениями. Занятия проводились один раза в неделю. В результате апробирования игр «Тырыынка», «Тыксаан», «Иэрэгэй» можно сделать вывод о том, что детям с РАС и с ОВЗ старшего дошкольного возраста доступно играть в якутские настольные игры. С помощью этих игр повысилась активность, интерес детей к игровой деятельности, улучшилась координация движений, ловкость рук, а главное, игра доставляет детям радость.
План работы кружка «Хап –тык- оонньоо»
№ занятия | Содержание работы | Цель проводимой работы | |
1-2 | Знакомство с детьми Обследование детей. | Выявить уровень развития мелкой моторики руки и координации движения рук. | |
3-4 | Знакомство с техникой безопасности, правилами поведения за столом. Общие правила и сведения о якутских настольных играх | Расширить интерес к якутским настольным играм | |
5-6 | Знакомство с Якутией. Жизнь и игры детей | Знакомить детей с жизнью предков, играми детей | |
7-8 | Знакомство детей с якутскими настольными играми «Тыксаан» и «Тырыынка», «Иэрэгэй». Упражнения для развития глазомера. | Расширить знание детей, развивать ручную умелость, координацию движений. | |
9-10 | Игра «Тыксаан» Объяснение правила игры. Упражнение «Пальчики здороваются»- Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения затем выполняются пальцами левой руки, затем — двумя руками одновременно. Индивидуальные игры | Развивать координацию движений, внимание и глазомер. | |
11-12 | Знакомство с Баай – Байанай – хозяин леса и тайги. Чтение сказки» «Скупой рыбак». Игра «Меткий стрелок» | Знакомить с героями якутских сказок, воспитывать выносливость, быстроту реакции | |
13-14 | Тренировочные упражнения с парами Совместные игры детей в игры «Тыксаан» | Укрепление навыков , развитие координации движения рук | |
15-16-17-18 | Игра «Тырыынка». Объяснение правила игры. Упражнение «Встретились ладошки»- Ладони рук соединены, а одноименные пальцы левой и правой рук по очереди «здороваются» друг с другом — большой с большим, указательный с указательным и т.д. Упр. «Осы» - Обе руки сжаты в кулачки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения. Индивидуальные игры. Развивать навык работы обеих рук | Активизировать интерес к игре. | |
16 | Знакомство с Чысхааном – быком холода. Игра с мячом. Лепка из пластилина | Рассказать про суровый климат Якутии, о быке холода Чысхан | |
17 | Турнир между детьми по настольным играм Пригласить родителей | Соблюдать правила игры Воспитание дружелюбных отношений между детьми, желание играть и побеждать | |
19-20 | Тренировочные игры с парами | Укрепление навыков , развитие координации движения рук | |
21-22 | Пальчиковые игры и упражнения на развитие глазомера | Развивать координацию движений рук, сообразительность | |
23-24 | Знакомство с Баай – Байанай – хозяин леса и тайги. Чтение сказки» «Скупой рыбак». Игра «Меткий стрелок» | Знакомить с героями якутских сказок, воспитывать выносливость, быстроту реакции | |
25-26 | Совместные игры детей в игры «Тыксаан» и «Тырыынка» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, активизировать интерес к игре | |
27-28 | Совместное занятие с родителями | Знакомство родителей с якутскими настольными играми, формировать заинтересованность родителей и детей к играм | |
29-30-31-32 | Игра «Иэрэгэй». Объяснение правила игры. Пальчиковые упражнение и игры | Активизировать интерес к игре | |
33-34 | Игра «Иэрэгэй» парами. | Развивать координацию движений рук | |
35-36 | Диагностика детей. | Определить динамику развития мелкой моторики рук у детей | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев П.К., Охлопков М.К. Якутские игры: Пособие для воспитателей якутских детсадов и учителей.— Якутск: Кн. Изд-во, 1985.— 60 с.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994
3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.— Ч. 2. — М.: Владос, 2003.- 214с.
4. Саха торут оонньуулара.=Народные игры и забавы Саха/ А.С.Федоров.- Якутск: Бичик,2011.-96 с.
5. Якутские настольные игры. Автор: - Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.