СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа до радуга

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы дополнительного образования.  Эстрадный вокал «Гармония»  -  художественная.

Просмотр содержимого документа
«Программа до радуга»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Направленность программы дополнительного образования. 
Эстрадный вокал «Гармония»  -  художественная.

Ориентирована на культурологическое образование, нравственное и художественно - эстетическое воспитание обучающихся, на развитие их творческих способностей в области певческой искусства. Способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии. Направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что в ходе образовательного процесса, объединяющего в себе три компонента – вокальную подготовку, музыкальную пластику и элементы сценического искусства, осуществляется многопрофильная подготовка юных артистов, обусловленная синтетической природой музыкально-театральных жанров. В программе учтены, адаптированы к возможностям детей разных возрастов и суммированы образовательные особенности всех трех компонентов.

Актуальность

Актуальность образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к музыке, раскрытии в учащихся разносторонних способностей.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности учащегося, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние.

Цели и задачи программы

Целью программы является:
приобщение обучающихся к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству, формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

Задачи программы:
Обучающие:
- введение в программу эстрадного вокала; 
- научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека;
- обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе;
- обучить навыкам правильного певческого дыхания, артикуляции, дикции.

Развивающие:
- развить навыки и умения исполнения вокальных произведений;
- развивать творческие способности учащихся; 
- ознакомить с основными правилами сценической культуры;
- развить музыкальную память и слух;
- развить артистические и эмоциональные качества; 
- развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;
- раскрытие творческого потенциала, воображения.

Воспитательные:
- привить любовь к духовному наследию, пониманию певческих традиций;
- формирование у детей устойчивого интереса к предмету; 
- на основе игровых упражнений, сформировать навыки исполнительского мастерства;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к 
окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Данная образовательная программа отличается от других программ тем, что она:

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп за 3 года обучения;
- включает в себя использование игровых заданий, которые повышают мотивацию к занятиям и развивают познавательную активность;
- включает в себя песенный репертуар, который подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на детей 5-18  лет,  реализуется  за  3  года обучения.
Количество обучающихся в  группе до 15 человек.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение).


В  учебном  плане,  для  учащихся   5-7  лет,   предусмотрено  72  часа  в год
(всего 2 часа в неделю), на второй и третий год обучения. На первый год обучения, для  учащихся    5-7  лет, предусмотрено 68 часов в год.
В  учебном  плане,  для  учащихся  8-11лет, предусмотрено  72  часа в год 
(всего - 2 часа в неделю),  на второй и третий год обучения.


В  учебном  плане,  для  учащихся   12-18  лет,  предусмотрено  108 часов 
учебных занятий (всего - 3 часа в неделю),  на второй и третий год обучения.


Учебный план индивидуальных занятий рассчитан на 36 часов в год (всего - 1 час в неделю), на 3 год обучения.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Срок  реализации  программы - 3  года.
Этапы образовательной программы:

1  этап (стартовый)

1 год обучения

Получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты

2 этап (базовый)

2 год обучения

Закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение

3 этап (продвинутый)

3 год обучения

Овладение в совершенстве исполнительским мастерством.


Формы и режим занятий

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.
Занятие состоит из двух \ трех частей:  
1. Распевка.
2. Теория.
3. Практика.
Другие  формы  работы:
1. Концертная деятельность.
2. Участие  в  конкурсах,  фестивалях, смотрах.
3. Просмотр  мультфильмов.
4. Слушание  музыки.
5. Посещение  театров,  музеев.
Программа основана на трёх формах:
- Индивидуальная.
- Групповая.
- Массовая работа.

Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности

Способами определения результативности программы является: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения.
Предполагается, что в конце 1 года обучения учащиеся должны знать:
1. Приемы самостоятельной и коллективной работы.
2. Основы музыкальной грамоты.
Предполагается, что в конце 1 года обучения учащиеся должны уметь:
1. Воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
2. Овладеть навыками и умениями исполнения простых вокальных произведений. 
3. Чисто интонировать, петь на дыхании.

Предполагается, что в конце 2 года обучения учащиеся должны знать:
1. Основы музыкальной грамоты.
2. Основы сценической культуры.
3. Средства музыкальной выразительности.
Предполагается, что в конце 2 года обучения учащиеся должны уметь:
1. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко.
2. Правильно произносить гласные и согласные звуки.
3. Петь на одном дыхании более длинные фразы, тянут звук.
4. Петь под фонограмму в группе и соло.

Предполагается, что в конце 3 года обучения учащиеся должны знать:
1. Музыкальную грамоту.
2. Сценическую культуру.
Предполагается, что в конце 3 года обучения учащиеся должны уметь:
1. Преодолевать мышечные зажимы.
2. Смело держаться на сцене.
3. Вести себя в коллективе.
4. Петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Диагностика результатов

Диагностика

Основные параметры

Период

Способ

Первичная.

Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям.

Сентябрь. Октябрь.

Наблюдение.

Промежуточная.

Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей учащегося, его личностных качеств; уровень развития общей культуры учащегося.

Декабрь.

Концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры; тестовые задания, контрольные, опросы.

Итоговая.

Высокий уровень исполнения песенного произведения; степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей учащегося, его личностных качеств; уровень развития общей культуры учащегося.

Июнь.

Концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры, контрольные, тестовые задания, опросы.


Формы и виды контроля

Вид контроля

Сроки выполнения

1

Прослушивание.

Сентябрь.

2

Игровые зачетные занятия.

Декабрь.
Май.

3

Участие в концертных мероприятиях.

Январь.
Июнь.


Основные принципы оценивания

В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

- доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;

- положительное отношение к усилиям воспитанника;

- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Система оценивания:

В - высокий уровень; С - средний уровень; Н - низкий уровень.

Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу, имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.
На «положительно» оценивается работа обучающегося, который частично справился с поставленной задачей.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

Учебно-тематический план






Учебно-тематический план. (Раздел 1)
1 год обучения. (5-7 лет)


Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Введение.

1

-

1

Беседа.

2

Формирование элементарных певческих навыков через игровые упражнения.



20

Беседа.
Наблюдение.
Игры. Упражнения.

2.1

Навыки пользования дыханием.

-

3


Упражнения.

2.2

Дикционные навыки.

-

2


Упражнения.

2.3

Слуховое  
внимание  и  
самоконтроль.

-

3


Наблюдение.

2.4

Звуковысотность.

-

2


Наблюдение.

2.5

Вокально-слуховые  представления  певческого  звука.

-

2


Игры.

2.6

Упражнения на интонацию.

Речевой тренинг.

-

3


Упражнения.
Игры.

2.7

Певческое дыхание.

5

-


Беседа.
Наблюдение.

3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.

-

11

11

Наблюдение.

4

Ансамблевое пение.



13

Наблюдение.
Беседа

4.1

Определение динамики и ритма.

3



Беседа.

4.2

- Работа над 
чистотой в произведении.

- Работа над динамикой и ритмом.


10


Наблюдение.

5

Навык работы с микрофоном.



15

Наблюдение.

5.1

- Понятие о 
микрофоне.

- Правила 
пользования микрофоном.

- Поле 
деятельности певца.

5



Наблюдение.

5.2

Умение 
чувствовать микрофон.


10


Наблюдение.

6

Совместные походы, смотры.

2

-

2

Наблюдение.

7

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

6

6

Выступление.Наблюдение.

Итог


16

52

68



Содержание программы


Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Введение.

Беседа о вокальном искусстве.

-

2

Формирование элементарных певческих навыков через игровые упражнения.

Певческое дыхание.

- Навыки пользования дыханием.

- Дикционные навыки.

- Слуховое  
внимание  и  самоконтроль.

- Звуковысотность.

- Вокально-слуховые  представления  певческого  звука.

- Упражнения на интонацию.

- Речевой тренинг

3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.

-

Певческое дыхание, интонирование и артикуляция при пении.

4

Ансамблевое пение.

Определение ритма.

- Работа над 
чистотой в произведении.

- Работа над ритмом.

5

Навык работы с микрофоном.

- Понятие о 
микрофоне.

- Правила 
пользования микрофоном.

- Поле 
деятельности певца.

Умение 
чувствовать микрофон.

6

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

7

Подведение итогов и концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.








Учебно-тематический план

Учебно-тематический план. (Раздел 1)
1 год обучения. (8-11 лет)


Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Введение.

1

-

1

Беседа.

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.

2

8

10

Беседа.
Наблюдение,
игры, упражнения.

3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.

1

7

8

Наблюдение.

4

Элементы музыкальной теории.

4

6

10

Наблюдение,
игры.

5

Ансамблевое пение.

2

8

10

Наблюдение.

6

Навык работы с микрофоном.

2

8

10

Наблюдение.

7

Сценическое движение.



14

Наблюдение,
игры.

7.1

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

4



Наблюдение

7.2

- Ритмическая работа.
- Музыкальный образ в песне.


5


Наблюдение.
Игры.

7.3

Движения вокалистов под музыку.


5


Наблюдение

8

Совместные походы, смотры.

3

-

3

Наблюдение.

9

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

6

6

Выступление.
Контрольные задания, смотры, открытые уроки.

Итог


19

53

72



Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Введение.

Беседа о вокальном искусстве.

-

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.

- Основы певческого дыхания.

- Основы развития музыкального слуха.


- Виды дыхания.

- Дыхательная гимнастика.

- Комплекс тренировочных интонационных упражнений.

- Речевой тренинг с ритмическими заданиями.

- Слуховое  
внимание.

-Звуковысотность.

- Вокально-слуховые  представления  певческого  звука и способы  его образования.

- Упражнения на интонацию.

- Речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки).

3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.

Повторение приобретенных навыков.

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков певческого дыхания, правильного интонирования и артикуляции при пении.

4

Элементы музыкальной теории.

- Запись музыкальных звуков.
- П. И Чайковский.
- Д.Д Шостакович.

- «Учись петь по нотам».
- Скрипичный ключ (соль).

- Ударение в музыке.

- «Слушай музыку».

- Пение звукоряда.
- Трезвучие.

- Проверочные задания.

5

Ансамблевое пение.

- Определение динамики.

- Определение ритма.


- Работа над 
чистотой в произведении.

- Работа над 
динамическим ансамблем.

- Работа над 
ритмическим ансамблем.

6

Навык работы с микрофоном.

- Понятие о 
микрофоне, его работе.

- Правила 
пользования микрофоном.

-Поле 
деятельности певца.

Умение чувствовать микрофон.

7

Сценическое движение.

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

- Ритмическая работа.
- Музыкальный образ в песне.
- Движения вокалистов под музыку.

8

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

9

- Подведение итогов.
- Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.


Учебно-тематический план

Учебно-тематический план. (Раздел 3)
1 год обучения. (12-18 лет)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Вводное занятие.

1

-

1

Беседа.

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.

4

6

10

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.



19

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

3.1

Повторение приобретенных навыков.

2

-


Беседа.
Наблюдение.

3.2

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков певческого дыхания.

-

7


Наблюдение.
Игры.

3.3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков правильного интонирования.

-

5


Наблюдение.
Игры.

3.4

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков артикуляции при пении.

-

5


Игры.
Упражнения.

4

Элементы музыкальной теории.



20

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

4.1

- Запись музыкальных звуков.
- П. И Чайковский.
- Д.Д Шостакович.

6

-


Беседа.

4.2

- «Учись петь по нотам».
- Скрипичный ключ (соль).

- Ударение в музыке.

- «Слушай музыку».

-

5


Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

4.3

- Пение звукоряда.
- Трезвучие.

- Проверочные задания.

-

9


Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

5

Ансамблевое пение.



15

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

5.1

- Определение динамики.

- Определение ритма.

4

-


Игры.
Упражнения.

5.2

- Работа над 
чистотой в произведении.

- Работа над 
динамическим ансамблем.

-

5


Игры.
Упражнения.

5.3

Работа над 
ритмическим ансамблем.

-

6


Игры.
Упражнения.

6

Навык работы с микрофоном.

5


5

Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

7

Сценическое движение.



22


7.1

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

4

-


Наблюдение.

7.2

Ритмическая работа.

-

9


Игры.
Упражнения.

7.3

- Музыкальный образ в песне.
- Движения вокалистов под музыку.

-

9


Игры.
Упражнения.

8

Совместные походы, смотры.

6

-

6

Наблюдение.

9

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

10

10

Выступление,
контрольные задания, смотры, открытые уроки.

Итог


32

76

108




Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

- Введение.

Беседа о вокальном искусстве.

-

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.

- Основы певческого дыхания.

- Основы развития музыкального слуха.


- Виды дыхания.

- Дыхательная гимнастика.

- Комплекс тренировочных интонационных упражнений.

- Речевой тренинг с ритмическими заданиями.

- Слуховое  
внимание.

-Звуковысотность.

- Вокально-слуховые  представления  певческого  звука и способы  его образования.

- Упражнения на интонацию.

- Речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки).

3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.

Повторение приобретенных навыков.

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков певческого дыхания, правильного интонирования и артикуляции при пении.

4

Элементы музыкальной теории.

- Запись музыкальных звуков.
- П. И Чайковский.
- Д.Д Шостакович.

- «Учись петь по нотам».
- Скрипичный ключ (соль).

- Ударение в музыке.

- «Слушай музыку».

- Пение звукоряда.
- Трезвучие.

- Проверочные задания.

5

Ансамблевое пение.

- Определение динамики.

- Определение ритма.


- Работа над 
чистотой в произведении.

- Работа над 
динамическим ансамблем.

- Работа над 
ритмическим ансамблем.

6

Навык работы с микрофоном.

- Понятие о 
микрофоне, его работе.

- Правила 
пользования микрофоном.

-Поле 
деятельности певца.

Умение чувствовать микрофон.

7

Сценическое движение.

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

- Ритмическая работа.
- Музыкальный образ в песне.
- Движения вокалистов под музыку.

8

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

9

- Подведение итогов.
- Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.


Учебно-тематический план

Учебно-тематический план. (Раздел 2)
2 год обучения. (5-7 лет)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Вводное занятие.

1

-

1

Беседа.

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.



20

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

2.1

- Развитие певческого диапазона и голосового аппарата.

- Развитие музыкального слуха.

5



Беседа.

2.2

- Упражнения на дыхание.

- Строение голосового аппарата.

-

7


Игры.
Упражнения.
Наблюдение.

2.3

Произношение гласных и согласных.
- Упражнения на развитие слуха.

-

8


Игры.
Упражнения.
Наблюдение.

3

Элементы музыкальной теории.

-

10

10

Наблюдение.

4

Ансамблевое пение

2

8

10

Наблюдение.

5

Закрепление навыка работы с микрофоном.

2

8

10

Наблюдение.

6

Совместные походы, смотры.

4

-

4

Наблюдение.

7

Работа над произведением.

-

10

10

Наблюдение.

8

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

7

7

Выступление,
наблюдение.

Итог


14

58

72



Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

- Техника безопасности.
- Подбор произведений.

-

2



Формирование навыков исполнительского мастерства.

- Развитие певческого диапазона и голосового аппарата.

- Развитие музыкального слуха.

- Упражнения на дыхание.

- Строение голосового аппарата.

- Произношение гласных и согласных.
- Упражнения на развитие слуха.

3

Элементы музыкальной теории.

-

- Музыкальные инструменты.

- Слушание музыки.

- Ударения в музыке.

4

Ансамблевое пение.


Закрепление определения ритма.

- Работа над чистотой в 
произведении.

- Работа над ритмическим 
ансамблем.

5

Закрепление навыка работы с микрофоном.

- Закрепление правила пользования микрофоном.

- Закрепление
«поле 
деятельности 
певца».

Умение чувствовать микрофон.

6

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

7

Работа над произведениями.

-

- Разучивание музыкального и поэтического текстов.

- Работа над вокальной партией.

- Выразительность исполнения.

- Вокальное
исполнительство.

8

- Подведение итогов.
- Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.



Учебно-тематический план


Учебно-тематический план. (Раздел 2)
2 год обучения. (8-11 лет)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Вводное занятие.

1

-

1

Беседа.

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.


10

15

Беседа.
Наблюдение.
Игры. Упражнения.

2.1

- Развитие певческого диапазона и голосового аппарата.

- Развитие музыкального слуха.

5

-


Беседа.
Наблюдение.

2.2

- Упражнения на дыхание.

- Произношение гласных и согласных.

-

5


Игры. Упражнения.

2.3

- Высокие и низкие звуки.
- Упражнения на развитие слуха.

-

5


Игры. Упражнения.

3

Элементы музыкальной теории.

-

10

10

Наблюдение.

4

Ансамблевое пение



14

Наблюдение.
Игры. Упражнения.

4.1

Закрепление определения ритма.

2

-


Наблюдение.

4.2

Работа над чистотой в 
произведении.

-

6


Игры. Упражнения.

4.3

Работа над 
ритмическим 
ансамблем.

-

6


Игры. Упражнения.

5

Закрепление навыка работы с микрофоном.

2

8

10

Наблюдение.

6

Совместные походы, смотры.

6

-

6

Наблюдение.

7

Работа над произведением.

-

10

10

Наблюдение.

8

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

6

6

Выступление.
Наблюдение.

Итог


14

56

72



Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

- Техника безопасности.
- Подбор произведений.

-

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.

- Развитие певческого диапазона и голосового аппарата.

- Развитие музыкального слуха.

- Упражнения на дыхание.

- Произношение гласных и согласных.
- Высокие и низкие звуки.
- Упражнения на развитие слуха.

3

Элементы музыкальной теории.

-

- Музыкальные инструменты.

- Слушание музыки.
- Ударения в музыке.

4

Ансамблевое пение.


Закрепление определения ритма.

- Работа над чистотой в 
произведении.

- Работа над ритмическим 
ансамблем.

5

Закрепление навыка работы с микрофоном.

- Закрепление правила пользования микрофоном.

- Закрепление
«поле деятельности певца».

Умение чувствовать микрофон.

6

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

7

Работа над произведениями.

-

- Разучивание музыкального и поэтического текстов.

- Работа над вокальной партией.

- Выразительность исполнения.

- Вокальное
исполнительство.

8

- Подведение итогов.
- Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.





Учебно-тематический план

Учебно-тематический план. (Раздел 3)
2 год обучения. (12-18 лет)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Вводное занятие.

1

-

1

Беседа.

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.

4

6

10

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.



19

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

3.1

Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства, сопровождаемое рассказом об этом произведении).

2

-


Беседа.
Наблюдение.

3.2

Разучивание музыкального и поэтического текстов.

-

7


Наблюдение.
Игры.

3.3

- Работа над вокальной партией.

- Выразительность исполнения.

-

5


Наблюдение.
Игры.

3.4

Трактовка произведения.

-

5


Игры.
Упражнения.

4

Элементы музыкальной теории.



20

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

4.1

- Длительности.

- Динамические оттенки.

- Двухдольный размер.

- Слушание музыки.

- Шестнадцатые ноты.

- Трехдольный размер.

6

-


Беседа.

4.2

- Длительности (упражнения).
- Доля времени.

- Обозначение динамических оттенков.

- Двухдольный размер
(пение по нотам).

-

5


Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

4.3

- Нота с точкой.

- Шестнадцатые ноты (пение по нотам).

- Проверочные задания.

-

9


Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

5

Ансамблевое пение.



15

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

5.1

Современная песня (сообщение об авторах, раскрытие содержания, особенностей художественного образа).

4

-


Игры.
Упражнения.

5.2

- Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера.

- Пение по фразам.

-

5


Игры.
Упражнения.

5.3

- Работа над чистотой интонирования.
- Исполнение без сопровождения.
- Исполнение группой, по ролям.

-

6


Игры.
Упражнения.

6

Навык работы с микрофоном.

5


5

Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

7

Формирование и развитие сценических навыков.



22


7.1

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

4

-


Наблюдение.

7.2

- Ритмическая работа.
- Развитие сценического обаяния.

-

9


Игры.
Упражнения.

7.3

- Элементы актерского мастерства.

- Работа над сценическим воплощением.

-

9


Игры.
Упражнения.

8

Совместные походы, смотры.

6

-

6

Наблюдение.

9

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

10

10

Выступление,
контрольные задания, смотры, открытые уроки.

Итог


32

76

108




Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

Техника безопасности, подбор репертуара.

-

2

Формирование навыков исполнительского мастерства.

- Раскрепощение.

- Дыхание в эстрадном вокале.


- Слово в пении.

- Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения.


3

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.

Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства, сопровождаемое рассказом об этом произведении).

- Разучивание музыкального и поэтического текстов.

- Работа над вокальной партией.

- Выразительность исполнения.

- Трактовка произведения.

4

Элементы музыкальной теории.

- Длительности.

- Динамические оттенки.

- Двухдольный размер.

- Слушание музыки.

- Шестнадцатые ноты.

- Трехдольный размер.

- Длительности (упражнения).
- Доля времени.

- Обозначение динамических оттенков.

- Двухдольный размер
(пение по нотам).

- Нота с точкой.

- Шестнадцатые ноты (пение по нотам).

- Проверочные задания.

5






Ансамблевое пение.

Современная песня (сообщение об авторах, раскрытие содержания, особенностей художественного образа).

- Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера.

- Пение по фразам.

- Работа над чистотой интонирования.
- Исполнение без сопровождения.
- Исполнение группой, по ролям.

6

Навык работы с микрофоном.

- Закрепление знаний понятия о микрофоне, его работе.

- Правила 
пользования микрофоном.

Умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки),
(тренинги).









7

Формирование и развитие сценических навыков.

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

- Ритмическая работа.
- Развитие сценического обаяния.

- Элементы актерского мастерства.

- Работа над сценическим воплощением.

8

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

9

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.


Учебно-тематический план

Учебно-тематический план. (Раздел 3)
3 год обучения. (5-7 лет)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Вводное занятие.

1

-

1

Беседа.

2

Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства.



16

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

2.1

Дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам.

5

-


Беседа.
Наблюдение.

2.2

- Комплекс тренировочных интонационных упражнений.

- Особенности эстрадного исполнения.

-

5


Игры.
Упражнения.

2.3

Речевой тренинг с ритмическими акцентами.

-

6


Игры.
Упражнения.

3

Элементы музыкальной теории.

2

8




10

Наблюдение.

4

Ансамблевое пение.



15

Беседа.
Наблюдение.
Упражнения.

4.1

Современная песня.

2

-


Беседа.

4.2

- Пение по фразам.

- Исполнение без сопровождения.

-

6


Наблюдение.
Упражнения.

4.3

Исполнение группой, по ролям.

-

7


Наблюдение.
Упражнения.

5

Сценическое движение.

2

8

10

Наблюдение.

6

Совместные походы, смотры.

4

-

4

Наблюдение.

7

Работа над произведением.

-

9

9

Наблюдение.

8

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

7

7

Выступление.
Наблюдение.

Итог


16

56

72




Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

Беседа о вокальном искусстве.

-

2

Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства.

Дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам.

- Комплекс тренировочных интонационных упражнений.

- Особенности эстрадного исполнения.
- Речевой тренинг с ритмическими акцентами.

3

Элементы музыкальной теории.

Музыкальные звуки.

- «Учись петь по нотам».
- Скрипичный ключ (соль)

- Пение звукоряда,
трезвучие.

- П. И Чайковский.

4

Ансамблевое пение.


Современная песня (сообщение об авторах, раскрытие содержания, особенностей художественного образа).

- Пение по фразам.

- Исполнение без сопровождения.
- Исполнение группой, по ролям.

5

Сценическое движение.

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

- Ритмическая работа. 
- Музыкальный образ в песне.

- Движения вокалистов под музыку.

6

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

7

Работа над произведениями.

-

- Разучивание музыкального и поэтического текстов.

- Выразительность исполнения.

-Работа над ритмикой.

8

Подведение итогов.
Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.



Учебно-тематический план

Учебно-тематический план. (Раздел 3)
3 год обучения. (8-11 лет)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Вводное занятие.

1

-

1

Беседа.

2

Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства.

5

5

10

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

3

Элементы музыкальной теории.



14

Беседа.
Игры.
Упражнения.

3.1

Музыкальные звуки.

2

-


Беседа.

3.2

- Скрипичный ключ (соль)

- Пение звукоряда,
трезвучие.

-

6


Игры.
Упражнения.

3.3

П. И Чайковский.

-

6


Беседа.

4

Ансамблевое пение.

2

8

10

Наблюдение.

5

Сценическое движение.



16

Наблюдение.

5.1

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

2

-


Беседа.
Наблюдение.

5.2

- Ритмическая работа.

- Движения вокалистов под музыку.

-

7


Игры.
Упражнения.

5.3

Музыкальный образ в песне.

-

7


Игры.
Упражнения.

6

Совместные походы, смотры.

4

-

4

Наблюдение.

7

Работа над произведением.

-

9

9

Наблюдение.

8

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

8

8

Выступление.
Наблюдение.

Итог


16

56

72




Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

Беседа о вокальном искусстве.

-

2

Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства.

Дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам.

- Комплекс тренировочных интонационных упражнений.
- Унисон.

- Особенности эстрадного исполнения.

- Навыки двухголосного исполнения тренировочного материала.

- Речевой тренинг с ритмическими акцентами.

3

Элементы музыкальной теории.

Музыкальные звуки.

- Скрипичный ключ (соль)

- Пение звукоряда,
трезвучие.

- П. И Чайковский.

4

Ансамблевое пение.


Современная песня (сообщение об авторах, раскрытие содержания, особенностей художественного образа).

- Пение по фразам.

- Исполнение без сопровождения.
- Исполнение группой, по ролям.

5

Сценическое движение.

- Развитие сценического обаяния.

- Элементы ритмики.

- Ритмическая работа.

- Движения вокалистов под музыку.
- Музыкальный образ в песне.


6

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

7

Работа над произведениями.

-

- Разучивание музыкального и поэтического текстов.

- Работа над динамикой.

- Выразительность исполнения.

- Работа над ритмикой.

8

Подведение итогов.
Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.



Учебно-тематический план


Учебно-тематический план. (Раздел 3)
3 год обучения. (12-18 лет)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Вводное занятие.

1

-

1

Беседа.

2

Совершенствование вокальной техники; создание новых сценических образов в исполняемом репертуаре. Соло- бэк-вокал.

4

6

10

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

3

Вокальная работа над песней.



19

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

3.1

Работа над песней: кульминация, фразировка, ритмические сложности.

2

-


Беседа.
Наблюдение.

3.2

- Осмысление содержания произведения.
- Анализ текста.

-

7


Наблюдение.
Игры.

3.3

Работа над словом.

-

5


Наблюдение.
Игры.

3.4

Точное построение фразы.

-

5


Игры.
Упражнения.

4

Элементы музыкальной теории.



20

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

4.1

- Ступени звукоряда.

- Тоника, тон и полутон.

- Диез, бемоль.

6

-


Беседа.

4.2

- Слушание музыки.

- Пение по нотам.

-

5


Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

4.3

- Двухголосное пение.

- Проверочные задания.

-

9


Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

5

Ансамбль и строй.



15

Беседа.
Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

5.1

Навыки двухголосия.

4

-


Игры.
Упражнения.

5.2

Выработка активного унисона, чистое интонирование.

-

5


Игры.
Упражнения.

5.3

Интонирование устойчивых и неустойчивых ступеней лада, основных интервалов вверх и вниз.

-

6


Игры.
Упражнения.

6

Музыкальный образ в песне. Движения вокалистов под музыку.

5


5

Наблюдение.
Игры.
Упражнения.

7

Дикция.



22


7.1

Закрепление приобретенных дикционных навыков.

4

-


Наблюдение.

7.2

Певческая артикуляция.

-

9


Игры.
Упражнения.

7.3

Переходы от гласных к согласной и наоборот.

-

9


Игры.
Упражнения.

8

Совместные походы, смотры.

6

-

6

Наблюдение.

9

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

10

10

Выступление,
контрольные задания, смотры, открытые уроки.

Итог


32

76

108




Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

- Техника безопасности, подбор репертуара. - Беседа о вокальном искусстве.

-

2

Совершенствование вокальной техники; создание новых сценических образов в исполняемом репертуаре. Соло- бэк-вокал.

Дыхательная гимнастика с самоконтролем.

- Щадящее положение гортани при пении.
- Комплекс тренировочных упражнений в унисон и многоголосно.

- Речевой тренинг.
- Навыки импровизации.

3

Вокальная работа над песней.

Работа над песней: кульминация, фразировка, ритмические сложности.

- Осмысление содержания произведения.
- Анализ текста.

- Работа над словом.

- Точное построение фразы.

4

Элементы музыкальной теории.

- Ступени звукоряда.

- Тоника, тон и полутон.

- Диез, бемоль.

- Слушание музыки.

- Пение по нотам.

- Двухголосное пение.

- Проверочные задания.

5

Ансамбль и строй.

Навыки двухголосия.

- Выработка активного унисона, чистое интонирование.

- Интонирование устойчивых и неустойчивых ступеней лада, основных интервалов вверх и вниз.


6

Музыкальный образ в песне. Движения вокалистов под музыку.

- Движения вокалиста.

- Сценический образ.

- Мимика.

- Жесты.

7

Дикция.


Закрепление приобретенных дикционных навыков.

- Певческая артикуляция.

- Переходы от гласных к согласной и наоборот.

8

Совместные походы, смотры.

Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д.

-

9

Подведение итогов. Концертная деятельность.

-

Отчетные концерты, открытые уроки.



Учебно-тематический план

Учебно-тематический план. (Раздел 3)
3 год обучения (индивидуальные)

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

Всего часов

формы работы и контроля

1

Певческая установка и певческая позиция, дыхание.

1

2

3

Беседа,
наблюдение,
игры – упражнения.

2

Звуковедение и дикция.

1

1

2

Беседа,
наблюдение,
игры – упражнения.

3

Формирование исполнительских навыков.

1

3

4

Беседа,
наблюдение,
игры – упражнения.

4

Вокальная работа над песней.

-

8

8

Беседа,
наблюдение.

5

Собственная манера исполнения.

-

9

9

Наблюдение.

6

Музыкальный образ в песне. Движения под музыку. Сценическая культура и сценический образ.

2

4

6

Наблюдение,
упражнения.

7

Концертные выступления.

-

4

4

Выступление,
наблюдение.

Итог


5

31

36




Содержание программы

Тема

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Певческая установка и певческая позиция, дыхание.

Различные типы дыхания, смена дыхания в процессе пения, использование «цепного» дыхания.

- Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных установок.

- Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

- Упражнения для развития реберно - диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса.

2

Звуковедение и дикция.

- Закрепление приобретенных навыков.

- Закрепление различных штрихов.

- Певческая артикуляция.

- Переходы от гласных к согласной и наоборот.

- Принципы портаменто и глиссандо.

- Работа над кантиленой.

3

Формирование исполнительских навыков.

Анализ произведений.

- Разбор текста.
- Анализ текста.
- Исполнение произведений.

4

Вокальная работа над песней.

-

- Осмысление содержания произведения.

- Работа над словом. Атака звука.

- Точное построение фразы.

5

Собственная манера исполнения.

-

- Работа над текстом.

- Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

6

Музыкальный образ в песне. Движения под музыку. Сценическая культура и сценический образ.

Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.

- Мимика, жесты, движения.
- Владение собой, устранение волнения на сцене.
- Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.

7

Концертные выступления.

-

Выступления на концертах, фестивалях, конкурсах.


Методическое обеспечение




























п/п

Раздел

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал, технические средства обучения

Формы подведения итогов

1

Формирование певческих навыков, а так же навыков исполнительского мастерства.

Беседа.
Практические занятия.

Словесный (объяснение), практический (самостоятельная работа), наглядный (демонстрация).
Метод упражнений.

Методические пособия по вокальному искусству,
обучающие видеоклипы.

Индивидуальный рейтинг успешности.

2

Работа над репертуаром.

Практические занятия,
заключительное занятие, занятие – концерт.

Наглядный,
практический.

Литература, видеоматериалы.

Концерты, смотры, фестивали, утренники.

3

Ансамблевое пение.

Практические занятия,
репродуктивный метод (объяснение новых творческих задач на основе приобретенных навыков).

Наглядный, практический, словесный.

Литература, видеоматериалы.

Концерты, смотры, фестивали, утренники.

4

Навык работы с микрофоном.

Практические занятия,
репродуктивный метод.

Наглядный, практический, словесный

Литература, микрофон.

Концерты, смотры, фестивали, утренники.

5

Элементы музыкальной теории.

Практические занятия,
беседа, репродуктивный.

Наглядный, практический, словесный,
метод упражнений, игровой.

Литература, видеоматериалы, карточки, карты, презентации.

Контрольные работы, самостоятельные работы.

6

Формирование развития сценических навыков. Манера исполнения.
Актерское мастерство.

Практические занятия,
занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей.

практический, словесный, игровой, демонстрационный.

Литература.

Утренники.
Концерты.

7

Совместные походы.

Экскурсии.

Демонстрационный.

Посещение выставок, музея, концертов, мероприятий, фестивалей, конкурсов.



Условия реализации программы

Материально-техническая база:

- специально оборудованный  кабинет;
- фортепиано-синтезатор;
- библиотечка  вокалиста;
- компьютер  (ноутбук);
- наличие музыкально-воспроизводящей  аппаратуры;
- наличие микрофонов;
- фонотека с различными вокальными произведениями.


Список литературы

1.Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2.Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь», 1997.
3.Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004.
4.Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс – курс развития вокальных способностей. «Русич», 2009г.
5.Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
6.Огороднов Д. Музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие – №3. 1989 – 165 с.
7.Романова Л.В. Школа эстрадного вокала; Учебное пособие; Издательство «Планета музыки», 2008г.
8.Рост З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей – М: Айрис-пресс,2004.
9.Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10.Шацкой В.Н. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. — М, 2000.



31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!