СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДО "Углубление знаний по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направленность программы по содержанию является естественно-научной, по функциональному предназначению учебно-познавательной; по форме организации дополнительное занятие; по времени реализации — одногодичной. Уровень освоения программы базовый.

Просмотр содержимого документа
«Программа ДО "Углубление знаний по русскому языку"»

15


Комитет по образованию администрации городского круга «город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56


Программу составила:

Быкова Светлана Алексеевна,

педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 56,

г. Калининграда

















РАЗРЕШЕНА к применению приказом директора

МАОУ СОШ № 56

Приказ № ____

от «___»______________2016г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР Бачурская Л.Г.

Подпись ____________





РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей МАОУ СОШ №56

_______________

Протокол №_________

от «_____» ____________ 2016г.

руководитель МО _________









М.П.

Директор МАОУ СОШ № 56

Коломиец А.В.

Подпись_________








Дополнительная образовательная программа

курса «Углубление знаний по русскому языку»

(развитие логического мышления)

направленность: естественно-научная

для детей 8-10 лет

срок реализации программы

1 год





Программу составил (а):

____________________

(ФИО)

____________________

(должность)















г. Калининград

20___г.



Программа разработана на основе федерального государственного стандарта, с использованием материалов «ПервоРобот», Лего - конструкторов NXT 9797


















































Калининград, 2019

Пояснительная записка.

Направленность

Рабочая программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направленность программы по содержанию является естественно-научной, по функциональному предназначению учебно-познавательной; по форме организации дополнительное занятие; по времени реализации — одногодичной. Уровень освоения программы базовый.

«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами).

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа разработана на основе авторской программы И. В. Шалагиной, Н. С. Касель; науч. рук. А.П.Мишина - М.: Планета, 2017г. - 208 с.- (Учение с увлечением). Данная программа представляет собой интеграцию таких предметов, как русский язык, развитие речи, литературное чтение, и нацелено на создание условий для проявления у детей положительных эмоций по отношению к окружающей действительности, к учебной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы -8 - 10 лет.

Сроки реализации: 1 год.

Режим занятий: Занятия проводятся в группе до 15 человек, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программа рассчитана на 64 часа в год с проведением занятий два раза в неделю по 1 академическому часу, в том числе и в каникулярное время.

Цель программы:

  • расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения, формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;

Задачи:

образовательные:

  • расширение и углубление программного материала;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;

развивающие:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • развитие речи, мышления, творческого воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

  • развитие умения составлять логические высказывания разной степени сложности;

воспитательные:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • воспитание доброжелательности, толерантности.


Учебный план

Наименование

разделов, тем

Количество часов:

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в образо вательную программу

1

1

-

Начальная диагностика

2

Из истории

появления азбуки

4

2

2

Тестирование

3

Лексика и фразеология.

11

1

10

Устный опрос

4

Фонетика

7

2

5

Письменный опрос

5

Орфография

12

4

8

Тестирование

6

Морфемы

5

2

3

Письменный опрос

7

Занимательное словообразование.

10

3

7

Письменный опрос

8

Части речи

8

3

5

Письменный опрос

9

Речевое творчество. Мир фантазии.

4

1

3

Устный опрос

10

Итоговые занятия

2

0

2

Подведение итогов, поощрение лучших.


Итого

64

19

45



Содержание курса

  1. Введение в образовательную программу. (1 час)

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.


  1. Из истории появления азбуки. (4 ч.)

Как в древности обходились без письма. Как возникла письменность. Древние письмена. Появление славянской азбуки.

Основные понятия: речь устная и письменная, письменность, письмо, азбука, алфавит, ударение.

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- историю возникновения письменности;

- определение устной и письменной речи;

Учащиеся должны уметь:

-различать устную и письменную речь

- составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи.

Диагностика и способы отслеживания результата:

тестирование

  1. Лексика и фразеология (11 ч.)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Словари омонимов. Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов. Словари синонимов. Антонимы. Разновидности антонимов. Словари антонимов. Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Диалектные слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- необходимость осознания значения слова и его написания;

Учащиеся должны уметь:

- распознавать в тексте синонимы, антонимы, омонимы;

- работать со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.

Диагностика и способы отслеживания результата:

Устный опрос


  1. Фонетика. (7 ч.)

Значение ударения в словах. Орфография. Фонемы. Составление звуковой транскрипции слов. «Беззвучные» буквы.

Основные понятия: буквы, звуки, транскрипция.

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- различия между звуками и буквами, уметь о них рассказать;

- буквы парных и непарных согласных звуков;

Учащиеся должны уметь:

- различать в слове его лексическое значение и звуко- буквенную форму; проводить звуко - буквенный анализ слов;

- самостоятельно ставить ударение в словах.

Диагностика и способы отслеживания результата:

Письменный опрос по пройденному материалу.

  1. Орфография. (12 ч.)

«Ошибкооопасные» места. Тайна фонемы. О родственных словах. О значении корня в словах. О парных согласных. О проверяемых и непроверяемых безударных гласных. О непроизносимых согласных. О Ь и Ъ знаках. Выведение общего правила проверки орфограмм.

Основные понятия: орфограмма, однокоренные (родственные) слова, корень слова, парные согласные, безударные гласные, непроверяемые согласные, разделительные Ь и Ъ знаки, Ь – показатель мягкости согласного.

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- девять основных правил орфографии

Учащиеся должны уметь:

- использовать алгоритм проверки орфограмм.

Диагностика и способы отслеживания результата:

Тестирование


  1. Морфемы. (5 ч.)

Морфемы. Образование сложных слов. Основа слова. О приставках с парными согласными. О суффиксах. Об окончаниях и способах их проверки.

Основные понятия: части слова, корень слова, основа слова, окончание слова, приставка, суффикс, сложные лова, соединительная гласная.

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

Учащиеся должны уметь:

- проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем

Диагностика и способы отслеживания результата:

Письменный опрос по пройденному материалу.


  1. Занимательное словообразование (10ч.)

Как устроены слова. Детское словотворчество. Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. Суффиксы-работяги. Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим?

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- понятие основы слова, элементарные способы словообразования.

Учащиеся должны уметь:

- образовывать новые слова по заданным моделям;

Диагностика и способы отслеживания результата:

Письменный опрос по пройденному материалу.


  1. Части речи. (8 ч.)

Части речи. Служебные части речи.

Основные понятия: главные и второстепенные части речи, союзы, частицы, вводные слова, слова-чувства и слова- настроения (междометия).

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

Диагностика и способы отслеживания результата:

Письменный опрос по пройденному материалу.


  1. Речевое творчество. Мир фантазии (4ч.)

Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение. Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. Придумывание сказок. Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. Приём «Творческая ошибка». Приём «оживления». Приём «увеличения, уменьшения». Сказки про животных. Фантазирование и прогнозирование.

Формы и методы. Объяснительно-иллюстрационный, диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- строить монологическое высказывание.

Диагностика и способы отслеживания результата:

Устный опрос


  1. Итоговые занятия. (2 ч.)

Тематический вечер «Весёлая грамматика». Олимпиада «Грамотей».

Основные понятия: конкурс, викторина, кроссворд, олимпиада.

Формы и методы. Диалогический, проблемно-исследовательский.

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-основные понятия курса

Учащиеся должны уметь:

-выполнять исследовательские проекты.

Диагностика и способы отслеживания результата:

Подведение итогов, поощрение лучших.


Планируемые результаты:

Основным результатом станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация учащихся к дальнейшему изучению русского языка. Кроме того, учащиеся повысят уровень знаний, будут применять полученные знания при проведении различных конкурсов, викторин, олимпиад, сдаче экзаменов, в повседневной жизни.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Предметные результаты обучения.

учащиеся должны знать:

- Правила правописания слов с изученными орфограммами.


- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).


- Главные члены предложения.


- Состав слова.

уметь:

- Различать приставки и предлоги.

- Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.


- Разбирать предложения по членам предложения.


- Обозначать на письме интонацию перечисления.


- Разбирать слова по составу.


- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.


- Писать правильно слова с удвоенными согласными.


- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

- Определять число, время глаголов.


- Писать НЕ с глаголами.


- Работать со словарем.

- Группировать и подбирать слова на определенные правила.


- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Формирование и развитие компетентности в области ИКТ. Учащиеся научатся:

  • -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • - использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • -использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • - соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



Календарный учебный график (см приложение)

Условия реализации программы

Занятия проводятся в оборудованном классном помещении. Кабинет оснащен и оборудован в соответствии с возрастными особенностями детей. Вся мебель отвечает санитарным и гигиеническим требованиям. Материально-технические условия соответствует педагогическим требованиям. Все компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного развития учащихся.

Техническое оборудование:

  • компьютер;

  • принтер;

  • сканер;

  • мультмедиа-проектор.

Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 3 класса Шалагина И., Кассель Н., Докторова Е., Чибирева Е. (авт.-сост.) Эрудит Русский язык с увлечением 3 класс. – М.: Планета,2019. -72с.

  2. Шалагина И., Кассель Н., Докторова Е. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю... 3 класс. Тетрадь для обучающихся. – М.: Планета,2019

Цифровые ресурсы:

1. Ресурсы Интернет.

2. ЦОР (Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты) по русскому языку для начальной школы.

3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

В ходе реализации данной программы используются различные виды контроля: письменный и устный опрос, тестирование, олимпиада.

Для определения достижений учащимися планируемых результатов используются следующие диагностические методики:

устный индивидуальный опрос,

фронтальный опрос,

групповой опрос,

взаимоопрос,

письменный контроль,

тестовый контроль,

практический контроль,

взаимоконтроль,

самоконтроль.

Методические материалы


Название

раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.Введение в образовательную

программу

Комбинирован-

ные тематические занятия
Практикумы по выполнению заданий.

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Начальная диагностика


2.Из истории появления

азбуки

Комбинирован-

ные тематические занятия
Практикумы по решению задач
Конкурсы по

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха, эвристический метод,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов, мозговой штурм

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Тестирова -ние

3.Лексика и фразеология.

Комбинирован-ные тематические занятия.
Практикумы по выполнению заданий.

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха, эвристический метод,
доклады,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов, практическая деятельность, групповая работа

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Устный опрос

4. Фонетика

Комбинирован -ные тематические занятия.
Практикумы по выполнению заданий.

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов

Конспект занятий, 
компьютер,
медиапроектор
интерактивная доска.

Письменный опрос

5.Орфография

Комбинирован -ные тематические занятия
Практикум по выполнению заданий.

Проведение конкурсов 

Конспект занятий, 
компьютеры,
медиапроектор
интерактивная доска

Тестирова -ние

6.Морфемы

Комбинирован -ные тематические занятия
Практикум по выполнению заданий.

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Письменный опрос

7.Занимательное словообразование.

Комбинирован -ные тематические занятия
Практикум по выполнению заданий.

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Письменный опрос

8.Части речи

Комбинирован -ные тематические занятия
Практикум по выполнению заданий.

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Письменный опрос

9.Речевое творчество. Мир фантазии.

Комбинирован -ные тематические занятия
Практикум по выполнению заданий.

Рассказ,
объяснение,
беседа, 
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Устный опрос

10.Итоговые занятия

Комбинирован -ные тематические занятия
Практикум по выполнению заданий.

Беседа, 
создание ситуации успеха,
самостоятельная работа,
проведение конкурсов

Конспект занятия, 
презентация,
компьютер, 
интерактивная доска, 
медиапроектор

Подведение итогов, поощрение лучших.


Список литературы:


1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1987.

2. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.

3. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М.М. Морозова. - М.: Просвещение, 1998. - 273с.

4. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.

5. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.

6. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель М.: Просвещение, 1991. - 221с.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991. - 221с.

8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.

9. Мукашова. И.В. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.

10. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980.

11. О.Е. Жиренко, Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: «5» за знания, 2005. - 240с.

12. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.

13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.

14. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.

15. Толковые словари.

16. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.

17. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.

18. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. Москва "Новая школа", 1993г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!