СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и место внеклассной работы по русскому языку в системе обучения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о русском языке, различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный и углубленный. В нашей школе практикуются три формы углубленного изучения русского языка: расширенное изучение русского языка, элективные курсы и внеклассная работа. Остановимся подробнее на внеклассной работе как форме углубленного изучения русского языка в школе. Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь:

Просмотр содержимого документа
«Значение и место внеклассной работы по русскому языку в системе обучения.»

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.

По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о русском языке, различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный и углубленный. В нашей школе практикуются три формы углубленного изучения русского языка: расширенное изучение русского языка, элективные курсы и внеклассная работа. Остановимся подробнее на внеклассной работе как форме углубленного изучения русского языка в школе. Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь:

попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, “зона свободного поиска”. Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации. (Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в школьной практике под названием “дополнительных занятий” или “работы с отстающими”, организуемых для оказания помощи ученикам, которые по той или иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в знаниях). Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Обычно она тесно связана с уроком, но, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научной популяции. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по русскому языку – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, – совпадает, неурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.

Задачи внеклассной работы:

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая ученикам лучше усвоить программный материал;

  • совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;

  • расширять лингвистический кругозор школьников;

  • воспитывать языковое чутье;

  • развивать творческие возможности;

  • повышать общую языковую культуру учащихся;

  • развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

  • выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной работы – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми.

Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель должен исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимать во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывать конкретные условия работы и особенности своего класса. Особый интерес вызывают у наших воспитанников нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой. Основополагающая задача её – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции. Нетрадиционные формы деятельности должны превосходить качественный потенциал обычных уроков, содержать многоплановый педагогический “стереоэффект”, возможности интеграции многих составляющих.

Неделя русского языка проходит в нашей школе живо, интересно, нам думается, нетрадиционно.

Цели, которые мы преследуем:

– осознание эстетической ценности русского языка;
– формирование уважительного отношения к родному языку, гордость за него  (воспитание патриотизма);
– развитие креативности учащихся;
– воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
– закрепление практических навыков устной и письменной речи.

Эти цели определили выбор материала и форм работы: мы стремимся создать, с одной стороны, атмосферу праздника, радости открытия, творчества, с другой – серьёзного, вдумчивого труда. План недели разрабатывается на МО, привлекается к работе учитель ИЗО, школьный библиотекарь, родители, педагоги дополнительного образования, социальные партнёры, выпускники прошлых лет. Творческий подход в организации всех мероприятий – обязательное условие, неукоснительно выполняемое всеми педагогами МО. Неделя традиционно открывается конкурсом агитплакатов “За чистоту русского языка” или конкурсом на лучший плакат с использованием афоризмов, крылатых выражений, высказываний о русском языке. Неделю можно открыть и конкурсом лингвистических газет. По всей школе развешиваются плакаты “Говорите правильно!”, транспаранты с афоризмами о книгах, с пословицами о русском языке. Объявляются конкурсы на лучшую тетрадь по русскому языку, лучшее сочинение (например, “Парень из нашего города”) и т.д.

В течение недели проводятся и ставшие традиционными конкурсы:

– конкурс каллиграфии;
– конкурс словарных диктантов (5–11-е классы);
– конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку;
– конкурс красноречия (8–11-е классы);
– конкурс лингвистических сказок (театр лингвистических миниатюр (5–6-е классы);
– конкурс чтецов (например, “Читаем наизусть роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (5–11-е классы);
– литературное кафе;
– конференция для старшеклассников (“Этимология названий новосибирских улиц”.

В последние 3 года конкурс чтецов заменили Открытым (публичным) экзаменом по русской поэзии. Результат превзошёл все ожидания. Во-первых, экзамен вызвал большой интерес у детей всех возрастов. Готовились ребята очень серьёзно. Ведь это был настоящий экзамен с билетами, комиссией, волнением… На экзамене присутствовали администрация, родители, бабушки, дедушки, учителя, учащиеся других классов. Нужно было подготовить наизусть от 4 до 6 стихотворений. Список составлялся учителем, но 2 стихотворения подбирал ученик самостоятельно. Одно стихотворение читалось в обязательном порядке по билету, остальные – по желанию. Желающих было много! Во – вторых, на некоторых детей учителя посмотрели “другими” глазами. “Открытием экзамена” стал ученик 9-го класса Влад С.: почти имеющий неудовлетворительную оценку по литературе, он выходил читать стихи 6 раз, вызывая бурю аплодисментов у присутствующих на экзамене. Это был звёздный час Влада! Надо было видеть его лицо! Вот они, минуты успеха! Память не раз будет возвращать его к этому событию, к этому экзамену. А ученики другого 9-го класса попросили членов жюри почитать свои любимые стихотворения. Педагоги оказались на высоте (так и должно быть!). После экзамена долго не расходились, всё о чём-то спорили, говорили, переживая минуты единения. Не сдававшие экзамен по болезни приходили к председателю комиссии и просили принять у них экзамен с другим классом.

Чем больше таких минут в жизни наших детей, тем весомее наш труд. К проведению экзамена привлекались и выпускники школы. Мастер-класс перед началом экзамена провела теперь уже студентка новосибирского театрального института Капля Ирина.

Результаты всех конкурсов (цифры, фамилии) публиковались на сайте школы, вывешивались на доске объявлений.

Большой интерес всегда вызывает у ребят и конкурс каллиграфии, в котором традиционно могут принять участие все желающие. Сообщаем своим воспитанникам о существовании Национальной школы красивого письма, которая с 18 ноября 2010 года работает на постоянной основе. Те ребята, которые умеют и любят красиво писать, могут приобрести интересную профессию в будущем – художник-дизайнер ценных бумаг. Лучшие почерки учащихся можно было увидеть на школьном сайте.

Каллиграфия может быть доведена до уровня искусства. Попробуйте!

Не менее интересно проходила в нашей школе акция “Чтение с удовольствием!”. Большинству учеников понравилось то, что в школьную библиотеку можно было прийти вечером и почитать что-то интересное при свечах… Нашими гостями в день проведения акции были:

- библиотека имени Д. Фурманова (10-11-й класс; “Песня русской души…” о Николае Рубцове);
– библиотека имени М.Горького (9-е классы; презентация книги “Созвездие земляков”; Рамуль Е, Ю.);
– встреча с актёром, режиссёром М.Н. Миловидовым (поэма А.Пушкина “Граф Нулин”; 10 -11 кл.);
– театр “Заводной апельсин” (8-й класс; А.С. Пушкин “Барышня-крестьянка” читает заслуженная артистка Татьяна Классина).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!