СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа доп.образования "Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Умелые руки"

Просмотр содержимого документа
«Программа доп.образования "Умелые руки"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» Мордовского района Тамбовской области



Рассмотрена на заседании методического (педагогического экспертного) совета протокол № 4 от 25.05.2020г.

«Утверждаю» Директор МБОУ ________ А.П.Макаров Приказ №57/1 от 31 мая 2020г.











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые руки»



Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год






Автор – составитель:

Рубцова Алёна Владимировна,

педагог дополнительного образования

Шульгинского филиала

МБОУ «Новопокровская СОШ»













р.п.Новопокровка, 2020 год







Информационная карта



Наименование программы

«Умелые руки»

Фамилия, имя, отчество педагога

Рубцова Алёна Владимировна

Вид программы

Модифицированная

Тип программы

Общеразвиваюший

Общеобразовательная область

Искусство

Направленность деятельности

Художественная

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания образования

Базовый

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

1 год



Блок 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


1.1.Пояснительная записка:


Вводная часть. С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. 
Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, т.к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. 
Неоценимую помощь занятия лепкой могут оказать детям с заторможенным умственным развитием. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. 
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. 

Основания для разработки настоящей Программы:

Конституция Р.Ф.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2018 г. №196)

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)

Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Направленность программы  художественная. Программа предусматривает дополнительное образование детей в области декоративно-прикладного искусства.

Новизна программы состоит в том, что программа включает занятия по художественной лепке с использованием нетрадиционных способов и материалов, а так же включает в себя декоративное рисование с помощью которого лепные изделия превращаются в красивые поделки, которыми можно украсить интерьер или подарить друзьям. Опираясь на интегрированный подход, программа содействует развитию инициативы, выдумки, творчества, увлеченности.

Актуальность. Программа является актуальной, так как практика показывает, что, придя в класс в возрасте 8 лет, 70-80% дети имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. 
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Поэтому своевременно предложить программу «Умелые руки».

Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации формируется интеллект, мастерство, учащиеся приобщаются к лучшим традициям народного ДПИ. Лепка способствует коррекции эмоционального состояния ребёнка. Этот вид искусства позволяет обучающимся через арт-терапию решить психологические проблемы. Лепка имеет не только прикладной характер и позволяет чувствовать не только самодостаточность, но и развивает трудовую и творческую активность, формирует и развивает навыки ручного труда. Для обучающихся младшего школьного возраста лепка является средством развития «ручной умелости». А «ручная умелость» содействует умственному развитию речи, так как идет развитие мелкой моторики и мускулатуры рук. Дети учатся координировать движение рук, приобретают новый опыт – чувство пластики, формы веса. При работе воспитанники проявляют воображение, наблюдательность, раскрывает их творческий потенциал. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Отличительные особенности программы. Процесс обучения строится по принципу накопления знаний и умений по направлениям деятельности. В процессе реализации программы проводится диагностика усвояемости тем учебно-тематического плана и может происходить корректирование частей программы. Программа открыта для внесения изменений и дополнений. Настоящая программа дополнительного образования «Умелые руки» оригинальна тем, что затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок делает данное направление творчества обыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7-11 лет и направлена на выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, раскрытие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личного роста.

Условия набора учащихся. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских притивопоказаний).

Количество учащихся. В группе 10 - 15 человек.

Объём и срок освоения программы: 1 год обучения-72 часа

Формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетания их. Словесные методы – это рассказ, беседа. Рассказом руководитель начинает новую тему. К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, образцов, фотографий, иллюстраций. Демонстрацией руководитель сопровождает объяснение нового материала. Различные методы и дидактические приемы обучения используются на занятиях в разных сочетаниях, в зависимости от поставленных перед обучением задач. Основное место на занятиях отводится практической работе. Ведущим методом обучения является иллюстрированный рассказ руководителя.
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим видам деятельности. Используются разные виды инструктажа: вводный, текущий, заключительный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.

Особенности организации образовательного процесса -

разновозрастные группы, являющиеся основным составом объединения; состав группы постоянный; форма обучения – очная.



1.2. Цель и задачи программы.


Цель образовательной программы «Умелые руки» - развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.


Задачи:

Образовательные:

– обучить практическим приемам и сформировать навыки лепки,

- обучить построению алгоритма для последовательного выполнения конкретных действий.

Развивающие:

– развить сенсорную чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса).

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, внимание

- формировать потребность в здоровом образе жизни.

































1.3. Содержание программы

Учебный план.

Название темы

Количество часов

Формы организации

занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу. Начальная диагностика.

2

1

1

Рассказ, беседа

Практическая работа

2

Лепка. 

20

6

14

Лекция, практическая работа

Зачёт, самостоятельная работа

3

Обработка изделий. 

26

6

20

Рассказ, беседа. Практическая работа

Практическая игра

4

Изделия. 

20

6

14

Дискуссия,

Практическая работа


Самостоятельная работа, упражнения, зачёт.

5

Итоговое занятие

4

2

2

Учебная дискуссия, практическая работа

Практическая работа.


Итого

72


21

51





Содержание программы «Умелые руки»

Вводное занятие.

Вводный инструктаж.

1. Лепка. 

Набор материалов и инструментов. Подготовка рабочего места. Скрепление деталей между собой. Хранение материалов. Порядок работы. 

2.  Обработка изделий. 

Создание фактуры поверхности. Нанесение защитных составов. Лакирование изделий. Оформление и склейка. 

 3. Изделия. 

Создание (пластическое решение) плоских и объемных форм. Лепка простых элементов. Лепка крупных деталей. Лепка птиц, животных, насекомых. Создание плоских изделий. Лепка объёмных деталей. Создание объёмных композиций. Лепка объёмных фигур с применением основы. Лепка праздничных сувениров. Декорирование плоских и объемных форм; конструирование (моделирование) объектов.

Заключение.

Повторение пройденного материала.



1.4. Планируемые результаты:

К концу обучения воспитанник должен знать:

- основную терминологию;

- название инструментов, приспособлений;

- о возможностях лепных материалов (пластилин, солёное тесто);

- об основных способах сушки лепных изделий.

Уметь:

- отличать объёмные и плоские формы;

- сравнивать предметы по величине;

- пользоваться материалами и приспособлениями;

- применять различные способы лепки;

- пользоваться приспособлениями для росписи.

К концу обучения ученик получит возможность научиться: -сформировать у обучающихся навыки изготовления сложных форм, составляя их в композиции и соединяя с другими материалами;

-учить самостоятельности разрабатывать и создавать оригинальные эстетически красивые и полезные изделия декоративно-прикладного творчества.



Блок 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график.


Количество учебных недель – 36


Количество учебных дней – 72



Начало занятий группы – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.



Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.



Календарный учебный график


Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 – 2



13-05

Групповая

2

Введение в образовательную программу.

Школа каб. № 5

Практическая работа

3 – 4



13-05

Групповая

2

Знакомство с лепкой. Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Простейшие приемы лепки. Облачко и радуга.

Школа каб. № 5

Практическая работа

5 – 6



13-05

Групповая

2

Подсолнухи

Школа каб. № 5

Практическая работа.

7 – 8



13-05

Групповая

2

Грибная поляна

Школа каб. № 5

Практическая работа

9 – 10




13-05

Групповая

2

Веселая гусеница

Школа каб. № 5

Зачёт

11 – 12



13-05

Групповая

2

Букет цветов

Школа каб. № 5

Зачёт

13 – 14



13-05

Групповая

2

Веселые рыбки

Школа каб. № 5

практическая работа, зачёт.

15 – 16



13-05

Групповая

2

Декоративная подковка

Школа каб. № 5

практическая работа, зачёт.

17 – 18



13-05

Групповая

2

Котейка

Школа каб. № 5

практическая работа, зачёт.

19 – 20



13-05

Групповая

2

Подсвечники

Школа каб. № 5

практическая работа, зачёт.

21 – 22



13-05

Групповая

2

Карандашница. Ежик

Школа каб. № 5

практическая работа, зачёт.

23 – 24



13-05

Групповая

2

Веселый чайник

Школа каб. № 5

практическая работа, зачёт.

25 – 26



13-05

Групповая

2

Петушок и бобовое зернышко. Декоративный пряник

Школа каб. № 5

тактические упражнения .

27 – 28



13-05

Групповая

2

Веселая буренушка. Панно

Школа каб. № 5

Практическая работа

29 – 30



13-05

Групповая

2

Совушка – сова. Картина

Школа каб. № 5

Практическая работа

31- 32



13-05

Групповая

2

Веселая семейка. Декор. Панно

Школа каб. № 5

Практическая работа

33 – 34



13-05

Групповая

2

Цветочная фантазия (тарелка)

Школа каб. № 5

Практическая работа

35 - 36



13-05

Групповая

2

Елочные украшения

Школа каб. № 5

Практическая работа

37 – 38



13-05

Групповая

2

Пряничные человечки

Школа каб. № 5

Практическая работа

39 – 40



13-05

Групповая

2

Рождественская ель

Школа каб. № 5

Практическая работа

41 – 42



13-05

Групповая

2

Корзина с цветами

Школа каб. № 5

Практическая работа

43 - 44



13-05

Групповая

2

Пряничные птицы

Школа каб. № 5

Практическая работа

45 – 46



13-05

Групповая

2

Сувенир «Пес – Барбос»

Школа каб. № 5

Практическая работа

47 – 48



13-05

Групповая

2

Объемные игрушки. Лягушонок

Школа каб. № 5

Практическая работа

49 – 50



13-05

Групповая

2

Жители Африки

Школа каб. № 5

Практическая работа

51 – 52



13-05

Групповая

2

На Северном полюсе

Школа каб. № 5

Практическая работа

53 – 54



13-05

Групповая

2

Дек. Тарелка. Мой дом

Школа каб. № 5

Практическая работа

55 – 56



13-05

Групповая

2

Веселая пчелка

Школа каб. № 5

Практическая работа

57 – 58



13-05

Групповая

2

Птицы. Курочка с цыплятами

Школа каб. № 5

Практическая работа

59 – 60



13-05

Групповая

2

Плетеная корзина с цветами и ягодами

Школа каб. № 5

Практическая работа

61 – 62



13-05

Групповая

2

Конкурс. Сказочные герои

Школа каб. № 5

Практическая работа

63 – 64



13-05

Групповая

2

Сказочные герои

Школа каб. № 5

Практическая работа

65 – 66



13-05

Групповая

2

Лепка по замыслу

Школа каб. № 5

Практическая работа

67 – 68



13-05

Групповая

2

Лепка по замыслу

Школа каб. № 5

Практическая работа

69 – 70



13-05

Групповая

2

Коллективная работа. Дно морское

Школа каб. № 5

Практическая работа

71 - 72



13-05

Групповая

2

Заключение

Школа каб. № 5

Практическая работа














2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение занятий

Успешная реализация программы и достижения воспитанников во многом зависит от правильной организации рабочего пространства.

Помещение, отведенное для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, теплое, с естественным доступом воздуха. Необходимая мебель: столы, стулья, шкафы для хранения инструментов, материалов, книг, а также стеллажи для хранения и сушки изделий.

В учебном кабинете необходимо иметь методический фонд, а также современные технические средства. Хорошо бы одну стену отвести для выставочных работ. В помещении должна быть раковина с водой.

Обязательно наличие материалов и инструментов:

- Пластилин, доска для лепки, тряпочка для вытирания рук и рабочего места;

- Краски: акварельные, гуашевые, акриловые, водоэмульсионные;

- Наборы формочек, колпачков, пуговиц;

- Кисти разных размеров, баночки для воды, скалки для раскатывания;

- Фольга, баночки, бутылочки разных размеров для каркасов;

- Клей ПВА, скотч, лак акриловый, тесьма, ножницы, ткань различных фактур и цветов, ДВП, картон, нитки, иглы.




2.3. Формы аттестации:


Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

Постоянно действующая  выставка.

Творческие конкурсы.

Отчетная выставка.

  Выпуск газет.

Тестирования

Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:

предварительного: проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.

текущего: в конце каждой темы планируется итоговое  творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Форму аттестации выбирает педагог. С помощью мониторингов определяется уровень обученности, воспитания и развития учащихся. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

  • уровень воспитанности обучающихся;

  • микроклимат в детском объединении;

  • взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.



2.4. Оценочные материалы

Для закрепления пройденного учебного материала организуются тематические лекции, практические работы. Участие в различных мероприятиях показывают уровень подготовки учеников.

Результатами освоения программы применяется контроль и самоконтроль в форме индивидуального опроса, фронтального опроса, устных и письменных зачётов, собеседование по элементам и тактическим приёмам, устного самоконтроля, диагностики. Введение тестов изменяет отношение детей ко всем упражнениям, которые помогут им сдать эти тесты. Появляется интерес к решению и сильнее закрепляется навык.

В конце учебного года проводится конечная диагностика, подведение итогов года, награждение грамотами.



2.5. Методические материалы:

Для реализации цели и задач, поставленных программой, используются следующие методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративные:

- устное изложение материала

- беседа

- объяснение

- работа по образцу

- показ видеоматериалов

- показ иллюстраций

2. Репродуктивные методы (учащиеся воспроизводят полученные знания):

- самостоятельная лепка

- беседа

- мастер-класс

3. Частично-поисковые (решение поставленной задачи):

- анализ работы, эскиза, композиции

- разработка алгоритма выполнение творческой работы

Всё это способствует повышению уровня мотивации учащихся и организации занятий.

Структура проведения занятий состоит из презентации (набор слайдов, раскрывающих тему занятия и вдохновляющих на творческую работу), коллективное обсуждение, динамическая пауза, творческая работа, обсуждение и анализ работ обучающихся и педагога.

Для успешного освоения учащимися данной программы используются методические рекомендации и различные виды дидактических материалов:

- схематические или символические (схемы, таблицы, шаблоны, рисунки);

- картинные или картинно-динамические (иллюстрации, слайды, фотоматериалы);

- естественный материал (предметы различных форм, муляжи, керамическая посуда, народная игрушка, скульптура малых форм);

- дидактические пособия (книги по лепке, карточки, раздаточный материал, шаблоны).

Все материалы подбираются и систематизируются в соответствии с учебно-тематическим планом.

В целом занятия в детском объединении способствуют разностороннему и гармоничному развитию воспитанников на различных возрастных этапах. Основные дидактические принципы программы: доступность, наглядность, систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.


2.6. Список литературы:

Список литературы для педагога:


  1. Арсанова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. –М., 2000.

  2. Архейм Р. Новые очерки по психологии искусства. –М., 1994.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., 1967.

  4. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. –М.: ТЦ Сфера, 2000 (Серия «Вместе с детьми»).

  5. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. –М., 2000.

Методические пособия:

  1. Игнатьева Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. –М.: Учпедиз., 1961.

  2. Казакова Т. Г. Развивайте у детей творчество. М., 1985.

  3. Князева О. Л. Приобщайте детей к истокам русской народной культуры. –СПб, 1997.


Список литературы для обучающихся:

  1. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. –М.: ТЦ Сфера, 2000 (Серия «Вместе с детьми»).

  2. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. –М., 1976.

  3. Силаева К., Михайлова И. Большая книга поделок. –М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.

  4. Художественное творчество и ребенок / Под редакцией Н. А. Ветлугиной. –М: Педагогика, 1972.

  5. Халезова Н. Б. Лепка в детском саду. –М.: Просвещение, 1986.

  6. Чаянова Г. Н. Большая книга поделок. –М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.

Приложение № 1

Предметные результаты освоения программы

Название программы «Умелые руки»

Год обучения ______________________________________________________

Педагог ___________________________________________________________



Фамилия, имя, учащегося


Предметные результаты

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

































































Приложение № 2

Итоговые результаты освоения программы

Название программы «Умелые руки»

Год обучения ________________________________________________________

Педагог _____________________________________________________________



Фамилия,

имя,

учащегося


Предметные результаты

Метапредметные результаты


Лично

стные

резуль

таты


Общий

балл





Теорети-

ческая


Практи-

ческая


Коммуни-

кативные

УУД


Регулятив-

ные УУД


Познава-

тельные

УУД






















































































Выводы:

Минимальный уровень освоения программы - информационный

Средний уровень освоения программы – репродуктивный

Максимальный уровень освоения программы - творческий























Приложение № 3

Технология оценки уровня обученности

Десятибалльная шкала оценивания степени обученности учащихся

10-бал.

шкала


Теоретические параметры оценивания

Практические параметры

оценивания


1 балл

Очень

слабо

Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел.


Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел.


2 балла

Слабо

Отличает какое-либо явление, действие

или объект от их аналогов в ситуации, при

визуальном предъявлении, но не может

объяснить отличительные признаки.

Затрудняется повторить

отрабатываемое учебное действие за педагогом.

3 балла

Посред-

ственно

Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может.

Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их.


4 балла

удовле-

твори-

тельно

Знает изученный материал, применяет его

на практике, но затрудняется что-либо

объяснить с помощью изученных понятий.

Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания.


5 баллов

недост.

хорошо

Развёрнуто объясняет, комментирует

отдельные положения усвоенной теории

или её раздела, аспекта.


Чётко выполняет учебные

задания, действия, но слабо структурирует свою

деятельность, организует

свои действия.

6 баллов

хорошо

Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий,

признаков, стремится к самостоятельным выводам, обобщениям.


Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки

целенаправленно-организованной деятельности, проявляет

самостоятельность.

7 баллов

очень

хорошо

Четко и логично излагает теоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой.


Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания

на практике, отрабатывает умения в практической деятельности.

8 баллов

отлично

Демонстрирует полное понимание сути

изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений.


Выполняет разнообразные

практические задания, иногда допуская несущественные ошибки,

которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога.


9 баллов

велико-

лепно

Легко выполняет разнообразные творческие задания на уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках.

С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится

найти, различные варианты

преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога.

10 баллов

прекрасно

Способен к инициативному поведению в

проблемных творческих ситуациях,

выходящих за пределы требований учебной

деятельности.

Оригинально, нестандартно

применяет полученные знания на практике. Формируя самостоятельно

новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.