СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ


1.1 Пояснительная записка


Актуальность программы журналистики «Журналистика как профессия» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно «Концепции развития дополнительного образования» способствует: созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения. Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству. Также данная программа включает в себя инклюзивное образование для детей ОВЗ.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция личностно ориентированного учебного процесса, в частности освоения учащимися начальных навыков журналистского дела.

Направленность: социально-гуманитарная.

Уровень освоения: базовый.

Отличительные особенности

Программа обеспечивает межпредметные связи с литературой (написание материалов для газеты), искусством (дизайн издания, обработка фотографий, монтаж видео, рисование необходимых атрибутов), информатикой (работа в прикладных программах на ПК). Очень важно, что в результате такой образовательной деятельности создаётся интегративное взаимодействия различных технологий, что, в свою очередь, позволяет создать творческий, разнообразный, интересный учебно-воспитательный процесс. Создать уникальную программу, учитывающую патриотическую направленность помогли всероссийские и региональные исследования по журналистике, указанные в списке литературы.

Журналистика непосредственно связана с обществом и несет свой непосильный вклад в развитии патриотизма. На страницах газет зачастую встречаются материалы, наполненные патриотическими мотивами. Печатное слово служит, и служило обеспечению единства и целостности государства. Журналистика берет на себя ответственность формировать общественное мнение, а значит и прививать чувства патриотизма и любви к Родине. Журналист как профессиональный идеологический деятель как минимум должен быть сам глубоко эрудирован и коммуникативно талантлив. А еще – ответственен за свое идеологическое влияние на аудиторию, потому что, отражая и комментируя идеологическую палитру общества, он неизбежно формирует новое содержание индивидуального и массового сознания, поскольку таким свойством от природы обладает любая информация.

В нашей программе также делается акцент на изучение истории Приморского края, природного своеобразия региона и создание соответствующих проектов для конкурсов и фестивалей от городского до международного уровня. Наш край славится уникальной флорой и фауной, насчитывает несколько десятков животных и растений, занесенных в Красную Книгу, а вехи истории говорят сами за себя. Мы работаем с архивами и работами местных исследователей, писателей, чтобы создать интересные статьи для читателей нашей газеты, зрителей Youtube канала.

Именно благодаря СМИ и журналистике возможно развить национальную идею. Информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, также информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах.

Обучение по данной программе позволяет ребятам определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Развиваются: нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируется активная и независимая жизненная позиция.

Возможна реализация данной программы с применением электронных и дистанционных технологии на платформе Zoom, а также с использованием мессенджера WhatsApp.

Адресат программы - программа курса журналистики «Журналистика как профессия» рассчитана на детей в возрасте 8-18 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей с ОВЗ.

Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Всего - 648 ч. в год.

1 год обучения – 1 группа по 12-15 человек. 216 часов в год, 3 раза в неделю.

2 год обучения – 1 группа по 12-15 человек. 216 часов в год, 3 раза в неделю.

3 год обучения – 1 группа по 12-15 человек. 216 часов в год, 3 раза в неделю.

Каждое занятие длится 2 часа: 2 раза по 45 минут с 15 минутным перерывом.

Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора детей. Набор обучающихся свободный. Состав группы - разновозрастной. Ожидаемое минимальное число детей, обучающееся в одной группе – 12-15 человек.

Ребенок может быть зачислен в группу 2 и 3 года обучения, только завершив обучение на нижнем модуле. Таким образом, процесс обучения будет максимально результативен.

Образовательный процесс организован с учетом требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".


1.2 Цель и задачи программы


Цели программы: социальная и творческая самореализация личности детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет на основе изучения основ журналистского мастерства.

В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:

Воспитательные:

  • развивать навыки совместной деятельности и диалогового общения;

  • воспитывать культуру общения, культуру речи;

  • формировать потребность участия в общественно деятельности;

  • воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей;

  • воспитывать патриотизм;

  • способствовать формированию личностного и профессионального самоопределения учащихся;

  • развивать опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях.

Обучающие:

  • развивать владение словом, корректировать грамотность учащихся;

  • формировать основные представления и умения в сфере информационных коммуникаций, навыки работы с разнообразными видами и источниками информации;

  • внедрять базовые знания об интернет – журналистике, как одном из видов передачи информации;

  • формировать навыки работы со специальными программами (приложениями) по редактированию видео, фото, аудио информации;

  • закладывать компетенции в области создания информационных продуктов и наполнения их тематическим содержанием.

1.3 Содержание программы «Журналистика как профессия»

Учебный план­­­__1__ года обучения

Планируемые результаты к концу первого года обучения. Обучающиеся должны знать:

  • о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в обществе;

  • наиболее важные этапы в истории становления мировой, российской и приморской журналистики;

  • о работе редакционного коллектива;

  • основы корректуры и редактирования текста, орфографический и пунктуационный минимум;

  • основы стилистики;

  • психологические и этические аспекты работы журналиста;

  • как писать в основных жанрах журналистики (статья, заметка и т.д.)

  • о структуре газетного номера;

  • нормы и правила газетных публикаций;



№ п/п

Название раздела / темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика


  1. Знакомство с программой. Краткое введение в историю журналистики

1.1

Кто такой журналист

4

4


Беседа

1.2

История возникновения и развития СМИ

4

4


Беседа


  1. Особенности редакционно-издательской деятельности

2.1

Этика журналиста

20

4

16

Беседа

2.2

Как устроена редакция

24

4

20

Тест

2.3

Способы получения информации в журналистике

20

4

16

Беседа

2.4

Журналистский текст

20

6

14

Тест


3. Основы печатной журналистики. Жанры и структура статей

3.1

Заголовки

8

4

4

Практическая

работа

3.2

Что такое «лид»

8

4

4

Практическая

работа

3.3

Рерайтинг

8

2

6

Практическая

работа

3.4

Статья

20

4

16

Практическая

работа

3.5

Заметка

20

4

16

Практическая

работа

3.6

Иные жанры журналистского текста

30

4

26

Практическая

работа

3.7

Оформление стенгазет

30

4

26

Практическая

работа


Итого:

216

50

166




Содержание учебного плана __1__ года обучения

1. Знакомство с программой. Краткое введение в историю журналистики

1.1 Кто такой журналист?

Теория.

Вводное занятие. Кто такой журналист и чем он занят? Отличие журналиста от писателя.

История возникновения и развития СМИ.

Теория.

Что обозначает СМИ. Для чего они нужны. СМИ сегодня. История развития СМИ в России и Приморском крае. Региональные отличия приморской журналистики.

2. Особенности редакционно-издательской деятельности.

2.1 Этика журналиста.

Теория.

Личные качества, профессиональные навыки и задачи журналиста. Основные правила журналистской работы. Что значит «лицо журналиста» и как это связано с понятием профессиональной этики? Какую роль и пользу может принести журналист людям.

Практика.

Игра «Мораль и нравственность». Изучаем различные журналистские статьи и определяем, какие из них нарушают моральные предписания. Что еще может нарушить моральный кодекс? Изучаем репортажи известных журналистов. Где они повели себя этично? А где нарушили границы морали? Игра «Мораль в обыденной жизни». Как мы ведем себя по отношению к другим людям? Пишем список своих поступков (слов, действий и т.д.), нарушающих правила этики общения с людьми, напротив – как нужно было поступить правильно.

2.2 Как устроена редакция.

Теория.

Должности в редакции. Функции и взаимодействие сотрудников.

Практика.

Игра по ролям «Попробуй себя в качестве всех членов редакции». Игра «Какой бы была моя редакция?». Анализ работы известных издательств. Просмотр документальных выпусков о работе газет и журналов, обсуждение за круглым столом.

2.3 Способы получения информации в журналистике.

Теория.

Как «добыть» информацию? Источники тем для публикаций. О чем пишут журналисты, когда нет интересных тем? Что такое «жизненный цикл» и «вечнозеленые темы» в журналистике»? Социологические опросы как жанр современной журналистики.

Практика.

Ищем интересные темы для статей в своей жизни, далее-жизни класса, города, Приморского края, страны, мира. Проводим социологические опросы. Создаем проекты, связанные с историей и природным своеобразием Приморского края (работаем в архивах, библиотеках, интернет-ресурсах).

2.4 Журналистский текст.

Теория.

Особенности журналистского текста. Отличие журналистского текста от публицистического, художественного, научного и т.д. Структура журналистского текста. Какой должна быть правильная новость.

Практика.

Анализируем и определяем жанр текста. Пишем сочинение на заданную тему, определяем сходства и различия сочинения и журналистского текста. Анализируем статьи, ищем характерные для журналистского текста слова и выражения.

3. Основы печатной журналистики. Жанры и структура статей.

3.1 Заголовки.

Теория.

Как правильно писать заголовок для журналистской статьи? Каким по объему должен быть заголовок? Клише в заголовках. Заголовок в виде утверждения, восклицания, вопроса, цитаты, пословицы и т.д.

Практика.

Придумываем заголовки к различным статьям (на одну статью - минимум 2 заголовка). Заменяем газетные заголовки на свои.

3.2 Что такое «лид».

Теория.

Что такое «лид», как его писать и что нужно в нем отражать? Примеры написания лида.

Практика.

Пишем лид на заданную тему. Определяем на примере газет, где в статьях располагается лид. В статьях, заметках с отсутствующим лидом дописываем самостоятельно эту недостающую часть.

3.3 Рерайтинг.

Теория.

Рерайтинг и плагиат: сходства и различия. Изучение примеров рерайтинга.

Практика.

Пишем рерайтинг. Обмен работами, оценка друг друга. Самостоятельно ищем рерайтинг новостей в интернете.

3.4 Статья.

Теория.

Определение журналистского жанра - статья. Рассмотрение примеров образцовых статей.

Практика.

Написание учащимися первой авторской статьи. Работа над стилем, грамматикой, орфографией. Учимся писать статьи за 1 час. Как оперативно работать?

3.5 Заметка.

Теория.

Анализ образцов заметок, взятых из различных газет, журналов, сайтов. Заметка как ответ на вопросы «Что? Где? Когда?». Отличие заметки от статьи.

Практика.

Пробное написание заметок. Работа над стилем, грамматикой, орфографией.

3.6 Иные жанры журналистского текста.

Теория.

Изучение таких жанров журналистики, как: интервью, репортаж, отчет, фельетон, зарисовка, обозрение, рецензия.

Практика.

Пробное написание одного дня из школьной жизни в жанре репортажа. Тренинг «Интервью-минутка». Написание текста в жанре отчет о каком-либо мероприятии. Создание фельетона, зарисовки, обозрения. Написание рецензии к фильму, книге или игре. Работа над стилем, грамматикой, орфографией. Практическая работа «Письмо в редакцию». Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом.

3.7 Оформление стенгазет.

Теория.

Изучение структуры газеты. Анализ газет регионального и всероссийского. значения. Изучение истории книгопечатания.

Практика.

Игра «Создай газету своей мечты». Подбор тематических новостей, оформление и выпуск стенгазет к праздничным событиям (14 февраля, 23 февраля, 8 марта, День Космонавтики, День Победы, День Тигра, День Города и т.п.).


Учебный план __2__ года обучения

Планируемые результаты к концу второго года обучения. Обучающиеся должны:

  • находить темы для публикаций, подбирать материал;

  • научиться распределять "должности" внутри коллектива, работать в команде и прислушиваться к друг другу;

  • находить важную информацию для жителей Владивостока и региона и транслировать ее;

  • подготавливать материалы в изученных жанрах;

  • владеть навыками компьютерного набора текста;

  • оперативно реагировать на события, происходящие вокруг, продуктивно действовать в информационном пространстве;

  • собирать информацию из разных источников, обрабатывать, анализировать и обобщать её;

  • научиться работать в программе для верстки газет;

  • макетировать, верстать и выпускать печатное издание;

  • изучить основы фотоискусства.


№ п/п

Название раздела / темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика


1. Повторение и закрепление пройденного материала

1.1

История СМИ

4

2

2

Тест

1.2

Особенности журналистского текста, жанры журналистики

8

2

6

Практическая работа


2. Редакционно-издательская деятельность

2.1

Работа над выпуском стенгазет

20

2

18

Практическая работа

2.2

Изучение программы Scribus

30

8

22

Экзамен

2.3

Верстка газеты

28

4

24

Практическая работа

2.4

Выпуск периодического издания одноименной печатной газеты «Хрустальный апельсин»

34

0

34

Практическая работа


3. Метапредметная журналистика

3.1

Искусство фотографии

30

6

24

Конкурс

3.2

Основы дизайна

30

8

22

Практическая

работа

3.3

Разработка веб сайта студии

32

8

24

Практическая

работа


Итого:

216

40

176



Содержание учебного плана __2__ года обучения

1. Повторение и закрепление пройденного материала

1.1 История СМИ.

Теория.

История возникновения и развития средств массовой информации. Значение СМИ в России и Приморском крае.

Практика.

Повторение пройденного материала: выяснение роли Средств Массовой Информации в современном мире. Какое место занимает журналистика в структуре СМИ. Разбор актуальности газет вадивостокских и приморских.

1.2 Особенности журналистского текста, жанры журналистики.

Теория.

Структура журналистского текста и его отличие от других видов текста. Повторение жанров журналистики.

Практика.

Отработка изученных жанров журналистики: написание текстов в каждом из жанров.

2. Редакционно-издательская деятельность.

2.1 Работа над выпуском стенгазет.

Теория.

Повторение структуры газеты. Обозначение целевой аудитории, изучение инфо поля, определение контекстного направления.

Практика.

Отработка навыков создание стенгазеты. Красочное оформление газеты, наполнение статьями различных жанров, с акцентом на особо важные для города Владивостока и баневуровцев тем, разнообразие газеты кроссвордами, стихотворениями, анекдотами и иными видами творческой словесной деятельности собственного сочинения.

2.2 Изучение программы Scribus.

Теория.

Просмотр видео урока о программе Scribus: что собой представляет, какие инструменты содержит и как ими пользоваться.

Практика:

Работа на персональных компьютерах/ноутбуках. Учимся пользоваться интерфейсом программы Scribus.

Создаем на программе Scribus полноценную газету: работаем над тематикой, композицией, стараемся использовать все возможности программы. Ежемесячный выпуск печатной газеты.

2.2 Верстка газеты.

Теория.

Что такое верстка. Для чего она нужна. Интересные факты о верстке. Стандартные схемы верстки.

Практика.

Игра: "Как будет выглядеть главная страница твоей газеты". Игра: «Брейн-ринг. Какой твой вклад в город Владивосток». Наработка навыков верстки: компоновка макета, верстка материала.

2.3 Выпуск периодического издания одноименной печатной газеты «Хрустальный апельсин».

Практика.

Создание и подбор тематических новостей, оформление и выпуск газеты. Наполнение газеты «особыми» рубриками, касающимися жизни МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура», введение раздела «Наш Приморский край», освещение российских реалий.

3. Метапредметная журналистика.

3.1 Искусство фотографии.

Теория.

История фотографии. Самые известные фотографы мира и России. Владивосток и его фото пространство. Отличие художественной фотографии от репортажной. Виды фотоаппаратов.

Практика.

Правила золотого сечения в фотографии. Применение правильного ракурса. Игра «Мир вокруг нас». Отработка навыка фотографирования в различных жанрах: событийные, тематические фотографии и т.д. Создание тематических фотографий к статьям в газете. Подготовка фотопроектов к конкурсам и фестивалям на тему культурного и природного своеобразия Приморского края.

3.2 Основы дизайна.

Теория.

История, виды дизайна. Основы композиции.

Практика.

Применение дизайна в художественном редактировании газеты: цвет, художественные элементы. Разработка логотипа газеты.

3.3 Разработка веб сайта студии.

Теория.

Изучение сайтов иных пресс-центров Приморского края, особенно детских. Брейн-ринг по идеям наполнения сайта. Просмотр обучающих роликов о конструкторах сайтов. Ознакомление с конструктором, на котором будет вестись дальнейшая работа – Tilda.

Практика.

Изучение конструктора сайтов Tilda: работа с инструментами, составляющими. Игра «Я-художник сайтов». Создание каждым ребенком своей веб-страницы с личными статьями. Оформление этих страниц в единую систему-сайт. Пополнение сайта новыми статьями, сохранение структуры существующего сайта и его идейной составляющей.


Учебный план __3__ года обучения

Планируемые результаты к концу третьего года обучения. Обучающиеся должны:

  • работать с видеокамерой, снимать репортажи;

  • освоить программы для монтажа;

  • работать с продвижением в социальных сетях;

  • уметь видеть новое в событиях, людях, Владивостокских и российских реалиях;

  • развивать идеологию газеты, сайта, Youtube канала, включая патриотические ценности;

  • укрепить связи с окружением, а также легко налаживать контакты с людьми;

  • приобрести самостоятельность в принятии решений и ответственность;

  • уметь работать в коллективе, создавать и поддерживать дружескую атмосферу;

  • уметь находить интересные, важные темы, касающиеся Владивостока и Приморского края.

  • научиться сохранять и самостоятельно приумножать навыки, полученные за время обучения.


№ п/п

Название раздела / темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика


1. Повторение и закрепление пройденного материала

1.1

Особенности журналистского текста, жанры журналистики

22

2

20

Практическая работа

1.2

Верстка газет

24

4

20

Практическая работа


2. Тележурналистика и монтаж

2.1

Съемки репортажей

58

8

50

Практическая работа

2.2

Монтаж

80

10

70

Практическая работа


  1. Привлечение аудитории к информационным продуктам студии

3.1

Развитие социальных сетей студии

32

8

24

Практическая работа


Итого:

216

32

184



Содержание учебного плана __3__ года обучения

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

1.1 Особенности журналистского текста, жанры журналистики.

Теория.

Структура журналистского текста и его отличие от других видов текста. Повторение жанров журналистики.

Практика.

Отработка изученных жанров журналистики: написание текстов в каждом из жанров.

    1. Верстка газет.

Теория.

Стандартные схемы верстки, компоновки статей и фотографий на страницах газеты.

Практика.

Продолжение выпуска периодического издания одноименной газеты «Хрустальный апельсин».

2. Тележурналистика и монтаж.

2.1 Съемки репортажей.

Теория.

Что такое репортаж? Отличие съемок кино от съемок репортажей. Какие бывают камеры. На что лучше снимать? Смартфон как камера нового поколения. Какие интересные репортажи мы можем снять о городе Владивосток и Приморском крае (мозговой штурм).

Практика.

Как снимать? Базовые приемы, изучение техники. Подготовка репортажей от А до Я: полностью самостоятельно подготовленные новости, начиная от нахождения интересной новости, заканчивая озвучиванием отснятого материала. Работа над телеканалом кружка журналистики «Хрустальный апельсин». Как сделать репортаж с места события. Интервью как жанр в журналистике. Как «разговорить» собеседника? Журналистская зарисовка. Задачи зарисовки. Снятие репортажей, подготовка проектов про историю Владивостока и Приморского края, известных личностей и рядовых жителей, культурных особенностей и природного своеобразия. Введение обязательной рубрики «Наш Приморский край».

2.2 Монтаж

Теория.

Разбор структуры программ по монтажу на телефоне и ПК: Inshot, Movavi, Da Vinci Resolve и др.

Практика.

Монтаж в Inshot. Монтаж в Movavi. Монтаж в Da Vinci Resolve. Создание своих видеороликов, первых репортажей.

3. Привлечение аудитории к информационным продуктам студии.

3.1 Развитие социальных сетей студии.

Теория.

Значение социальных сетей в современном мире. Плюсы и минусы социальных сетей. Что полезного мы можем от них взять. Как развивать свой контент и находить читателей. Как мы можем развить национальную идею через соцсети?

Практика.

Создание социальной страницы кружка журналистика в Youtube, Instagram. Работа над контентом: написание информационных постов, ведение вовлекающих stories(истории), пополнение свежими видео/фото материалами.

1.4 Планируемые результаты


Личностные результаты – обучающийся будет адекватно реагировать на любые ситуации, добиваться взаимопонимания, избегать конфликтов, адекватно понимать причины ситуации успеха, неуспеха в учебной ситуации.

Метапредметные результаты –обучающийся будет знать регулятивные универсальные действия (освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; развитие мотивов и интересов в своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки);

Предметная компетентность – обучающийся будет владеть нормами безопасности работы в сети интернет; методами и приемами редактирования текста. Обучающийся сможет создать аккаунт Инстаграм, Ютуб; писать информационный текст; оформлять профиль блога; владеть навыками интервьюирования и способами наполнения контента.


РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

  • оборудование, необходимое для выпуска школьной газеты, сьемки репортажей и ведения социальных сетей (компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);

  • наличие личных смартфонов и ПК, для возможности индивидуальной работы каждого ученика.

  • компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windоws, Linux, Mac OS. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах должны быть лицензированы для использования). Программное обеспечение (операционная система Windows; графический редактор Paint, Photoshop; программа презентаций PowerPoint; программы для видеообработки DaVinciResolve и Movavi);

  • Смартфон и ПК педагога;

  • Программное обеспечение: фото, видео- редакторы;

  • Демонстрационные презентации и проекты по темам программы;

  • Учебный кабинет;

  • Доступ к сети интернет.


Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Интернет-ресурсы:

On-line библиотеки, каталоги:

http://journalism.narod.ru/ (Библиотека журналиста);

http://www.infohome-altai.ru/node/143 (Книги для журналистов);

http://jurnalisti.clan.su/publ/ (Каталог статей журналистам);

www.evartist.narod.ru/ (Сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR).


Нормативно-правовая база:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

  2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

  3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.

  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы.

  5. Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;

  6. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года.

  7. Изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;

  8. САНПИН 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г. N 41 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Вид документа - Санитарные правила Номер - № 41 Дата принятия - 08.07.2014.

  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

  10. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.

  11. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)

  12. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»).

  13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  14. Национальный проект «Образование» (утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года) включает десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».

  15. Устав МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура г. Владивостока».


методическое обеспечение (литература по детской журналистике):

  • Долина Н. В. Я лидер нового поколения. Учебное пособие. М.: Изд-во Просвещение, 2020.

  • Ковган Т.В. «Журналистика для начинающих 8-9 классы». Учебное пособие. М.: Изд-во Просвещение, 2019.

  • Тихомирова Е. Живое обучение. М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2020.

  • Роберт Михник Голинкофф, Кети Хирш-Пасек Знать или уметь. М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2018


2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для определения уровня усвоения программы «Журналистика как профессия» и в соответствии с требованиями к ней, проводятся различные формы контроля.

Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем (модулей, разделов) программы и личностных качеств обучающихся; осуществляется следующими методами:

- текущая диагностика и оценка педагогом деятельности обучающегося;

- текущий рефлексивный самоанализ обучающегося;

-участие в городских, краевых, региональных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях.

Форма промежуточной аттестации:

Выполнение проектов, которые представляют собой публицистические работы (статья, заметка, эссе), видео работы. Качество работ оценивается по следующим критериям:

- умение четко формулировать мысли;

-творческий подход в реализации;

-демонстрация полученных навыков и знаний (выдержан стиль, оформление, использование специфической терминологии.)

Выполнение тестов (контрольных заданий).

Критерии оценки:

- 100%- 70% - 5 баллов

- 50% - 60% - 4 балла

- 40% - 30% - 3 балла

Формы фиксации результатов:

- Карта учета творческих достижений учащихся (участие в концертах, праздниках, фестивалях);

- Бланки тестовых заданий по темам программы;

- Видеозаписи и фотографии выступлений коллектива, участия в соревнованиях, выставках и т.п.;

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, перечень готовых работ, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, открытое занятие/ мастер-класс, итоговый отчёт, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, фестиваль.

Перечисленные оценочные материалы не применяются в первом модуле, так как он ознакомительный, вводный. Текущий контроль и промежуточный контроль начинают вводиться в конце второго модуля и полностью присутствуют в третьем модуле.

2.3 Методические материалы

При проведении занятий используются следующие методы:

Словесный метод базируется на беседах, лекциях, индивидуальных и коллективных упражнениях, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам профессиональной деятельности журналиста для выполнения более сложных заданий (анализ текстов, выявление темы журналистского произведения, выявление идеи произведения и т. д.). Данный метод реализуется на протяжении всех модулей.

Метод персонификация образования – это ориентация образовательного процесса на результаты, обеспечивающие личностное развитие путем диалогизации, позитивности, социально-педагогической поддержки, доступности, опоры на персональный личностный опыт учащегося. Возможность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, возможность организовывать самостоятельную деятельность в решении различных задач, расширение круга общения, использование различных средств коммуникации, возможность выражать свою позицию, приобретение опыта решения задач – все это реализует данный метод на протяжении всего времени обучения.

Методы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, кинезиологические упражнения.

Игровой метод предполагает проведение на занятиях деловых и ролевых игр, воссоздающих те или иные ситуации профессиональной деятельности и ставящих участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих профессиональных задач. Так, например, проводится сюжетно-ролевая игра «Берём интервью» с последующей дискуссией о том, какой жанр привлекательнее для читателя: репортаж, фоторепортаж или интервью. Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового этикета, журналистской этики и т.д. Используется во втором и третьем модуле.

Практический метод ориентирован на закрепление необходимых моделей профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его – оперативный выпуск журналистской продукции (газеты для детей и создание телевизионного канала «Хрустальный апельсин»). Используется, начиная с третьего модуля, после изучения раздела «Выпуск газеты».

Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала обучающимся системное представление о журналистской деятельности, сочетала теорию и практическую деятельность обучающихся.



2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

3 год

Продолжительность учебного года, недели

36

36

36

Количество учебных дней

108

108

108

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

01.09.2020-31.12.2020

01.09.2020-31.12.2020

01.09.2020-31.12.2020

2 полугодие

12.01.2021-31.05.2021

12.01.2021-31.05.2021

12.01.2021-31.05.2021

Возраст детей, лет

8-16

9-17

10-18

Продолжительность занятия, час

2

2

2

Режим занятия

3 раза/нед.

3 раза/нед.

3 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

216

216

216



2.5 Календарный план воспитательной работы


Ориентиры деятельности

Место

Временные границы

Родительское собрание

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Сентябрь

Урок на знакомство и сплочение

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Сентябрь

Новогодний утренник

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Декабрь

Участие в конкурсе-фестивале «Веселая Ларга»

МАУ ДО "ВГ ДДТ"

Январь-февраль

Презентация одноименной периодической печатной газеты «Хрустальный апельсин» 2-ым и 3-им годом обучения

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Апрель

Презентация сайта студии и страниц в социальных сетях 2-ым и 3-им годом обучения

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Февраль

Презентация видео работ 3-им годом обучения

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Январь, май

Презентация стенгазет к праздникам 14 февраля, 23 февраля, 8 марта

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Февраль-март

Презентация стенгазет к праздникам День космонавтики, День Победы

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Апрель-май

Отчетная презентация полученных за год результатов для родителей

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

Май

Выезды в музеи города, на полиграфический завод «Дальпресс», в редакции местных газет и телеканалов, а также в иные детские медиа студии

_____

В течение года

Участие в мероприятиях центра

МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура»

В течение года

Участие в городских, всероссийских и международных конкурсах, а также в концертах и фестивалях

_____

В течение года




Список литературы

  1. Альтшулер А.Г. Как он слышит, так и пишет // Журналист. 2009. N6. С. 83-86

  2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, N9. C.120-134.

  3. Бениушас В. Интерактивные игры для юных журналистов. Руководство учителя. Донецк, 2012.

  4. Горохов В.М. Журналистское мастерство. М.: Изд-во МГУ, 1981.

  5. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 2012.

  6. Данилков А.А. Данилкова Н.С. Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во Твёрдый знак, 2013.

  7. Долина Н. В. Я лидер нового поколения. Учебное пособие. М.: Изд-во Просвещение, 2020.

  8. Елена Вовк Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. М.: Изд-во БШ №13, 15, 16, 2009.

  9. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н. А. Спирина. Волгоград: 2-ое изд. Учитель, 2013. 

  10. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / авт. сост. А. А. Данилков, Е. М. Литвиченко. Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та., 2005.

  11. Интеллектуально-познавательные игры в школе: сценарии, технологии / авт. сост. О. Г. Кондрашова, А. С. Калинин, К. В. Попова, М. В. Нилина, Е. В. Пуртова, Л. А. Улитина. Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.

  12. Ковган Т.В. «Журналистика для начинающих 8-9 классы». Учебное пособие. М.: Изд-во Просвещение, 2019.

  13. Колесников Н. П. Стилистика и литературное редактирование: Учеб. пособие. М.: Изд-во ИЦ "МарТ", 2003.

  14. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2009.

  15. О профессии журналиста: учеб. - метод. пособие / авт. сост. Э. А. Лазаревич. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004.

  16. Олейникова Л.Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. 2010. N1-2. Т. 2. С. 282-287.

  17. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2011.

  18. Роберт Михник Голинкофф, Кети Хирш-Пасек Знать или уметь. М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2018.

  19. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле онлайн. М., 1999.

  20. Синицына А.И. Персонификация содержания образования как профессиональная задача педагога // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Спб.: Научно-исследовательский институт непрерывного педагогического образования. 2016. С. 116-121.

  21. Скотт Э. Компьютерные технологии в журналистике. М., 1999.

  22. Тихомирова Е. Живое обучение. М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2020.


Ссылки на электронные ресурсы


  1. Библиотека журналиста [Электронный ресурс] // URL: http://journalism.narod.ru/ (дата обращения 15.02.2021).

  2. Варавва В.В. Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.) [Электронный ресурc] // URL: https://moluch.ru/th/6/archive/75/2988/ (дата обращения: 10.06.2021).

  3. Губарь А.А. Специфика мультимедийных жанров: опыт применения в приморских СМИ [Электронный ресурc] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-multimediynyh-zhanrov-opyt-primeneniya-v-primorskih-smi (дата обращения: 1.06.2021).

  4. Книги для журналистов [Электронный ресурс] // URL: http://www.infohome-altai.ru/node/143 (дата обращения: 15.02.2021).

  5. Козлова О.А. Сетевые СМИ: вчера и сегодня (обзор литературы по интернет-журналистике) [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-smi-vchera-i-segodnya-obzor-literatury-po-internet-zhurnalistike (дата обращения: 23.12.2020).

  6. Паничева К.Е., Минакова Л. В. Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей [Электронный ресурc] // URL: https://moluch.ru/archive/89/18336/ (дата обращения: 26.04.2021).

  7. Сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR [Электронный ресурс] // URL: www.evartist.narod.ru/ (дата обращения: 3.03.2021).