Пояснительная записка
Курс предназначен для обучающихся 9–х классов проявляющих определенный интерес к химической науке и призван продолжать развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения обучающихся, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты.
Данный курс ставит своей целью создание условий для формирования и развития у обучающихся:
познавательного интереса и положительной мотивации изучения химии;
навыков в конструировании простейших приборов при проведении химического эксперимента, работы в химической лаборатории;
творческих способностей, умения работать в группе.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:
обращаться с химическими реактивами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать соответствующие обобщения:
организовать свой труд, пользоваться учебником, справочной и дополнительной литературой;
на практике применять важнейшие понятия курса;
на конкретном учебном материале сравнивать, анализировать, сопоставлять;
самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
работать в коллективе, приобщаться к коллективному поиску решений возникающих проблем.
Программа курса рассчитана на 17 часов и включает:
I. Теоретический блок;
II. Экспериментальный блок (лабораторный практикум);
III. Защита творческих работ.
Для того, что бы изучение материала было творческим, побуждало искать ответы и добиваться поставленной цели, включены вопросы проблемного характера. Задания для самостоятельного проведения химического эксперимента предполагают систематическое обращение обучающихся к материалу школьного учебника, дополнительной литературе, личному жизненному опыту.
Изучение курса завершается для обучающихся зачетом. Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору обучающегося
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Организационные вопросы, знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение плана работы.
ТБ при работе в химической лаборатории. Ведение лабораторного хозяйства.
Правила техники безопасности для кабинета, лаборатории кабинета химии, знакомство с местом нахождения противопожарных средств защиты и электроприборами. Требования предъявляемые к хранению оборудования кабинета химии.
2. Химические приборы. Реактивы.
Классификация посуды, правила её мытья, размещения, хранения и нагревания, мерная посуда и её значение.
Техника нагревания.
Знакомство с имеющимися приборами. Знакомство с правилами сборки простейших приборов для лабораторной практики и проверка их на герметичность. Приемы взвешивания и фильтрования.
3. Чудеса для разминки.
Демонстрация занимательных опытов. Знакомство с индикаторами. Опыты с пищевой содой, уксусной кислотой, кальцинированной содой, щелочью, кислотой.
4. Заглянем в кухонный шкаф. Белки и углеводы. Витамины.
Знакомство с качественными реакциями. Качественные реакции на белок и углеводы. Опыты с белком и углеводами. Тонизирующие свойства чая. Приготовление клея в домашних условиях. Опыты с овощами. Значение белков и углеводов.
5. Простые фокусы. Решение экспериментальных задач.
Проведение химического эксперимента учащимися с самостоятельным раскрытием сути проделанных опытов.
Решение экспериментальных задач. Методика решения экспериментальных задач, составление алгоритма.
6. Подведение итогов.
Выполнение теста.
Мини – сочинение на тему: «Чем мне был полезен (интересен) данный курс.
Защита проектов и творческих работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата по плану/фактически | Наименование темы | Количество часов | Вид работы | Образовательный продукт |
Всего | Теория | Прак тика |
1,2 | | Химические приборы. | 2 | 1 | 1 | Консультирование, собеседование. Практическая работа | Конспект, химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале |
3,4 | | Реактивы. | 2 | 1 | 1 |
5,6 | | Чудеса для разминки | 2 | 1 | 1 | Демонстрационный эксперимент. Лабораторная работа | Химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале |
7,8 | | Заглянем в кухонный шкаф. Белки и углеводы. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Лабораторная работа. Практическая работа. Домашний эксперимент. | Конспект, химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале. Отчет о проделанной работе. |
9,10 | | Витамины. | 2 | 1 | 1 |
11,12 | | Сколько в яблоке витамина С. | 2 | 1 | 1 |
13,14 | | Простые фокусы. | 2 | 1 | 1 | Проведение учащимися химического эксперимента, составление отчета о проделанной работе. Консультативно – координирующая помощь учителя. Составление алгоритма. Творческий отчет о проделанной работе | Конспект, химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале. Отчет о проделанной работе. Алгоритм. Творческий отчет. |
15,16 | | Защита творческих работ. | 2 | 1 | 1 | | |
17 | | Подведение итогов | 1 | 1 | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данный курс ставит своей целью создание условий для формирования и развития у обучающихся:
познавательного интереса и положительной мотивации изучения химии;
навыков в конструировании простейших приборов при проведении химического эксперимента, работы в химической лаборатории;
творческих способностей, умения работать в группе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
обращаться с химическими реактивами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать соответствующие обобщения:
организовать свой труд, оформлять рабочие журналы с результатами эксперимента; использовать справочную литературу; давать объяснение выявленным закономерностям; обсуждать результаты эксперимента;
организовать свой труд, пользоваться учебником, справочной и дополнительной литературой;
на практике применять важнейшие понятия курса;
на конкретном учебном материале сравнивать, анализировать, сопоставлять;
самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
работать в коллективе, приобщаться к коллективному поиску решений возникающих проблем.
В результате изучения химии ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору учащихся.
I. Примерные темы проектов
Химические вещества вокруг нас.
Агрегатное состояние вещества.
История химии – история открытий.
Химия не «химичит», а целенаправленно создает.
Изготовление динамических моделей к урокам.
«И химия и жизнь!» (Экологические аспекты химических производств).
«Химия польза или вред?».
Быт или не быт?
Химическое чародейство.
Календарь камней.
Планеты и самоцветы.
II. Примерные темы творческих работ
1. Живем в окружении химических веществ.
2. События в мире веществ – химические реакции.
3. Зачем нужны индикаторы.
4. Белок – это жизнь.
5. Сахара сладкие и не сладкие.
6. «Аппетит» растворов.
7. Кристаллы и жизнь. Кристаллические вещества Земли. Кристаллы в неживой природе. Образование кристаллов в процессе жизнедеятельности организмов животных и растений.
8. Сказки о кристаллах.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Алексиновский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М: просвещение, 2011г.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М: «АСТ – ПРЕС», 2010г.
3. Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии М: просвещение, 2009г.
4. Балязин С. А. Практикум по неорганической химии. – М: просвещение, 2009г.
5. Бан И. Кристаллы, их роль в природе и технике. – М: Мир, 2008г.
6. Вильке Т. Г. Методы выращивания кристаллов. – М: просвещение, 2012г.
7. Девяткин В.В. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке – Ярославль: Академия, Ко Академия Холдинг, 2000г.
8. Ольгин О. Давайте похимичим. – М: «Детская литература», 2011г.
9. Ольгин О. Чудеса на выбор. – М: «Детская литература», 2012г.
10. Петров Т. Г. Выращивание кристаллов из растворов. – М: просвещение, 2007г.
11. Пикин С. А. жидкие кристаллы. – М: просвещение, 2011г.
12. Рачков В. К. Чудесные кристаллы. – М: Мир, 2008г.
13.Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. – М: наука, 2009г.
Интернет ресурсы:
http:// www.alhimik.ru/
http:// www.en.edu.ru/
http:// www.chemistry.narod.ru/
http:// chemistry.r2.ru/
http:// www.chemexperiment.narod.ru/index.html
Материалы компакт-дисков: “Открытая химия” (Физикон); “Химия: базовый курс. 8-9 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); “Химия: виртуальная лаборатория. 8-11 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); Программные средства:MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftOffice