СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс предназначен для обучающихся 9–х классов проявляющих определенный интерес к химической науке и призван продолжать развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»

Пояснительная записка


Курс предназначен для обучающихся 9–х классов проявляющих определенный интерес к химической науке и призван продолжать развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.

Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения обучающихся, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты.

Данный курс ставит своей целью создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • познавательного интереса и положительной мотивации изучения химии;

  • навыков в конструировании простейших приборов при проведении химического эксперимента, работы в химической лаборатории;

  • творческих способностей, умения работать в группе.


В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:

  • обращаться с химическими реактивами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать соответствующие обобщения:

  • организовать свой труд, пользоваться учебником, справочной и дополнительной литературой;

  • на практике применять важнейшие понятия курса;

  • на конкретном учебном материале сравнивать, анализировать, сопоставлять;

  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

  • работать в коллективе, приобщаться к коллективному поиску решений возникающих проблем.


Программа курса рассчитана на 17 часов и включает:

I. Теоретический блок;

II. Экспериментальный блок (лабораторный практикум);

III. Защита творческих работ.

Для того, что бы изучение материала было творческим, побуждало искать ответы и добиваться поставленной цели, включены вопросы проблемного характера. Задания для самостоятельного проведения химического эксперимента предполагают систематическое обращение обучающихся к материалу школьного учебника, дополнительной литературе, личному жизненному опыту.

Изучение курса завершается для обучающихся зачетом. Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору обучающегося



Содержание программы

1. Вводное занятие.

Организационные вопросы, знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение плана работы.

ТБ при работе в химической лаборатории. Ведение лабораторного хозяйства.

Правила техники безопасности для кабинета, лаборатории кабинета химии, знакомство с местом нахождения противопожарных средств защиты и электроприборами. Требования предъявляемые к хранению оборудования кабинета химии.


2. Химические приборы. Реактивы.

Классификация посуды, правила её мытья, размещения, хранения и нагревания, мерная посуда и её значение.

Техника нагревания.

Знакомство с имеющимися приборами. Знакомство с правилами сборки простейших приборов для лабораторной практики и проверка их на герметичность. Приемы взвешивания и фильтрования.


3. Чудеса для разминки.

Демонстрация занимательных опытов. Знакомство с индикаторами. Опыты с пищевой содой, уксусной кислотой, кальцинированной содой, щелочью, кислотой.



4. Заглянем в кухонный шкаф. Белки и углеводы. Витамины.

Знакомство с качественными реакциями. Качественные реакции на белок и углеводы. Опыты с белком и углеводами. Тонизирующие свойства чая. Приготовление клея в домашних условиях. Опыты с овощами. Значение белков и углеводов.



5. Простые фокусы. Решение экспериментальных задач.

Проведение химического эксперимента учащимися с самостоятельным раскрытием сути проделанных опытов.

Решение экспериментальных задач. Методика решения экспериментальных задач, составление алгоритма.


6. Подведение итогов.

Выполнение теста.

Мини – сочинение на тему: «Чем мне был полезен (интересен) данный курс.

Защита проектов и творческих работ.











Учебно-тематический план


п/п

Дата по плану/фактически

Наименование темы

Количество часов

Вид работы

Образовательный продукт

Всего

Теория

Прак

тика

1,2


Химические приборы.

2

1

1

Консультирование, собеседование. Практическая работа

Конспект, химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале

3,4


Реактивы.

2

1

1

5,6


Чудеса для разминки

2

1

1

Демонстрационный эксперимент. Лабораторная работа

Химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале

7,8


Заглянем в кухонный шкаф. Белки и углеводы.


2

1

1

Лекция.

Лабораторная работа.

Практическая работа.

Домашний эксперимент.

Конспект, химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале. Отчет о проделанной работе.


9,10


Витамины.


2

1

1

11,12


Сколько в яблоке витамина С.

2

1

1

13,14


Простые фокусы.


2

1

1

Проведение учащимися химического эксперимента, составление отчета о проделанной работе. Консультативно – координирующая помощь учителя. Составление алгоритма. Творческий отчет о проделанной работе

Конспект, химический эксперимент, оформленный в рабочем журнале. Отчет о проделанной работе. Алгоритм. Творческий отчет.

15,16



Защита творческих работ.

2

1

1



17


Подведение итогов

1

1









Требования к уровню подготовки обучающихся


Данный курс ставит своей целью создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • познавательного интереса и положительной мотивации изучения химии;

  • навыков в конструировании простейших приборов при проведении химического эксперимента, работы в химической лаборатории;

  • творческих способностей, умения работать в группе.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • обращаться с химическими реактивами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать соответствующие обобщения:

  • организовать свой труд, оформлять рабочие журналы с результатами эксперимента; использовать справочную литературу; давать объяснение выявленным закономерностям; обсуждать результаты эксперимента;

  • организовать свой труд, пользоваться учебником, справочной и дополнительной литературой;

  • на практике применять важнейшие понятия курса;

  • на конкретном учебном материале сравнивать, анализировать, сопоставлять;

  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

  • работать в коллективе, приобщаться к коллективному поиску решений возникающих проблем.

В результате изучения химии ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.

Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору учащихся.

I. Примерные темы проектов

  1. Химические вещества вокруг нас.

  2. Агрегатное состояние вещества.

  3. История химии – история открытий.

  4. Химия не «химичит», а целенаправленно создает.

  5. Изготовление динамических моделей к урокам.

  6. «И химия и жизнь!» (Экологические аспекты химических производств).

  7. «Химия польза или вред?».

  8. Быт или не быт?

  9. Химическое чародейство.

  10. Календарь камней.

  11. Планеты и самоцветы.

II. Примерные темы творческих работ

1. Живем в окружении химических веществ.

2. События в мире веществ – химические реакции.

3. Зачем нужны индикаторы.

4. Белок – это жизнь.

5. Сахара сладкие и не сладкие.

6. «Аппетит» растворов.

7. Кристаллы и жизнь. Кристаллические вещества Земли. Кристаллы в неживой природе. Образование кристаллов в процессе жизнедеятельности организмов животных и растений.

8. Сказки о кристаллах.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


1. Алексиновский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М: просвещение, 2011г.

2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М: «АСТ – ПРЕС», 2010г.

3. Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии М: просвещение, 2009г.

4. Балязин С. А. Практикум по неорганической химии. – М: просвещение, 2009г.

5. Бан И. Кристаллы, их роль в природе и технике. – М: Мир, 2008г.

6. Вильке Т. Г. Методы выращивания кристаллов. – М: просвещение, 2012г.

7. Девяткин В.В. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке – Ярославль: Академия, Ко Академия Холдинг, 2000г.

8. Ольгин О. Давайте похимичим. – М: «Детская литература», 2011г.

9. Ольгин О. Чудеса на выбор. – М: «Детская литература», 2012г.

10. Петров Т. Г. Выращивание кристаллов из растворов. – М: просвещение, 2007г.

11. Пикин С. А. жидкие кристаллы. – М: просвещение, 2011г.

12. Рачков В. К. Чудесные кристаллы. – М: Мир, 2008г.

13.Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. – М: наука, 2009г.


Интернет ресурсы:

http:// www.alhimik.ru/

http:// www.en.edu.ru/

http:// www.chemistry.narod.ru/

http:// chemistry.r2.ru/

http:// www.chemexperiment.narod.ru/index.html

Материалы компакт-дисков: “Открытая химия” (Физикон); “Химия: базовый курс. 8-9 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); “Химия: виртуальная лаборатория. 8-11 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); Программные средства:MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftOffice