ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Химия вокруг нас»
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Химия вокруг нас» - по содержанию является программой естественнонаучной направленности, ориентированной на развитие познавательного интереса, самостоятельности, создание условий для развития личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета химии, на основе использования различных форм работы.
«Химия вокруг нас» - является модифицированной программой.
Уровень общеразвивающей программы – углубленный.
Программа предполагает углубленное изучение тем курса «Неорганической химии»: «Свойства отдельных классов неорганических соединений», «Свойства элементов и их соединений», «Решение различных типов задач».
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с образовательными запросами обучающихся и их родителей.
-
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
Новизна предлагаемой программы заключается в использовании практико-ориентированного подхода при изучении всех предлагаемых тем. Такой приём организации образовательного процесса создает углубленное и целостное представление о химических элементах, их значении в жизни человека и для всего живого в целом.
Актуальность программы заключается в следующем:
1. Рассматриваются темы, которые вызывают у обучающихся трудности в понимании из-за разнообразия свойств химических элементов, большого количества исключений.
2. Обучение, по программе дает более глубокие познания в изучаемой дисциплине. Программа построена на изучении направлений химии, которые могут помочь учащимся сориентироваться в выборе дальнейшей профессии. Одними из перспективных профессий становятся: химик-исследователь, лаборант химического анализа, биохимик, химик-технолог и биотехнолог, химик-эколог, врач, провизор и фармацевт.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что ее материал и механизм реализации позволяют сформировать у обучающихся компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, а также коммуникативной компетентности. Технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использования на занятиях элементов технологии продуктивного чтения служит средством формирования коммуникативной компетенции.
-
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: развитие интереса к изучению неорганической химии.
Задачи:
Обучающие:
-
научить понимать смысл важнейших положений химических теорий для анализа веществ;
-
научить понимать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева;
-
сформировать умения объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ;
-
сформировать умения понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами;
-
научить называть вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
-
научить определять степень окисления химических элементов, валентность, заряды ионов;
-
научить определять виды химических связей;
-
сформировать умение определять окислитель и восстановитель;
-
сформировать умение характеризовать общие химические свойства: простых веществ, металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений, отдельных представителей.
-
научить выбирать наиболее эффективный способ решения задач. Развивающие:
-
сформировать способности находить, выделять необходимую информацию и критически ее оценивать;
-
способствовать развитию способности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Воспитательные:
-
воспитать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
-
воспитать волевые качества, концентрацию внимания;
-
воспитать самостоятельность в формулировке выводов.
-
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является то, что при ее реализации широко используются наглядные материалы: виртуальные лаборатории, фильмы с демонстрацией опытов, динамичные модели молекул и различных процессов; приемы мнемотехники. Большое внимание уделяется решению разных типов задач.
-
Возраст детей
Дополнительная общеразвивающая программа «Химия вокруг нас» рассчитана на детей 16-18 лет, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла.
-
Сроки реализации программы
Программа «Химия вокруг нас», объемом 72 академических часов реализуется в течение одного учебного года.
-
Условия приема в объединение
Прием в объединение осуществляется на свободной основе, в соответствии с положением «Правила приема и отчисления в МБУ ДО ЦДОД»
-
Форма проведения и режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа. Также возможно варьирование по времени и содержанию. Учебные группы формируются численностью 12-14 человек.
Формы проведения занятий: лекция, практикум, решение задач, викторины, занятия с применением информационных и мультимедийных технологий.
Внеаудиторные формы работы: домашние задания творческого характера (создание презентаций, инфографики), решение задач.
-
Формы организации занятий
При реализации программы используются следующие формы организации занятий:
- индивидуальная;
- групповая (более 2-х человек);
- парная.
-
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предметные результаты:
Учащийся сможет:
-
понимать смысл важнейших химических понятий, применять основные положения химических теорий для анализа строения и свойств веществ;
-
понимать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений;
-
знать и объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ;
-
понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами;
-
уметь называть вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
-
определять степень окисления химических элементов, валентность, заряды ионов;
-
определять виды химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
-
уметь определять окислитель и восстановитель;
-
характеризовать общие химические свойства: простых веществ, металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений, отдельных представителей.
-
выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
Метапредметные результаты
Учащийся сможет:
-
планировать и прогнозировать решение задачи, проблемы, контролировать процесс выполнения поставленной задачи, анализировать и исправлять ошибки;
-
осуществлять анализ, синтез, сериацию фактов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи явлений, химических процессов,
-
выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, и критически ее оценивать;
Личностные результаты:
Учащийся сможет:
-
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формы подведения итогов по образовательной программе:
- зачеты по разделам;
- итоговая викторина-игра;
- презентация.
Кроме того, для оценивания результатов обучения используются такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с обучающимися, анализ результатов проверочных работ.
Критерии оценки деятельности учащихся
Оценка «высокий уровень» (100-85% правильно выполненной итоговой работы) - учащийся показывает глубокое и полное знание и понимание программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; выполняет задания повышенного уровня сложности.
Оценка «средний уровень» (84-65% правильно выполненной итоговой работы) - учащийся показывает знания всего изученного программного материала, выполняет стандартные задания.
Оценка «низкий уровень» (менее 65% правильно выполненной итоговой работы) - учащийся усвоил основное содержание учебного материала; имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно.
Критерии оценки деятельности должны быть известны учащимся и родителям.
-
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Виды учебной работы |
Всего часов | Лекция / часов | Практика / часов |
72 | 26 | 46 |
| Тема 1. Строение атомов элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов. | 6 | 3 | 3 |
1 | Правила ТБ и ПБ. Современные представления о строении атома. | 2 | 1 | 1 |
2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 2 | 1 | 1 |
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Решение задач | 2 | 1 | 1 |
| Тема 2. Классы неорганических веществ | 8 | 3 | 5 |
4 | Классификация неорганических веществ. Номенклатура. | 2 | 1 | 1 |
5 | Химические свойства оксидов, оснований. | 2 | 1 | 1 |
6 | Химические свойства кислот, солей. | 2 | 1 | 1 |
7 | Решение задач. Установление молекулярной и структурной формул вещества | 2 | 0 | 2 |
| Тема 3. Химические свойства металлов | 22 | 7 | 15 |
8 | Химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов и их соединений | 2 | 1 | 1 |
9 | Решение задач | 2 | 0 | 2 |
10 | Химические свойства магния, алюминия и их соединений | 2 | 1 | 1 |
11 | Химические свойства магния, алюминия и их соединений. Магний и алюминий в быту. | 2 | 1 | 1 |
12 | Решение задач | 2 | 0 | 2 |
13 | Химические свойства меди, цинка и их соединений | 2 | 1 | 1 |
14 | Химические свойства меди, цинка и их соединений. Медь и цинк в быту. | 2 | 1 | 1 |
15 | Решение задач | 2 | 0 | 2 |
16 | Химические свойства хрома, железа и их соединений | 2 | 1 | 1 |
17 | Химические свойства хрома, железа и их соединений. Хром и железо в быту. | 2 | 1 | 1 |
18 | Решение задач | 2 | 0 | 2 |
| Тема 4. Химические свойства неметаллов | 36 | 11 | 25 |
19 | Химические свойства водорода, галогенов и их соединений | 2 | 1 | 1 |
20 | Химические свойства водорода, галогенов и их соединений. Галогены в быту. | 2 | 1 | 1 |
21 | Решение задач. | 2 | 0 | 2 |
22 | Химические свойства кислорода и серы. | 2 | 1 | 1 |
23 | Химические свойства серы. Сера в быту. | 2 | 1 | 1 |
24 | Решение задач | 2 | 0 | 2 |
25 | Химические свойства азота. | 2 | 1 | 1 |
26 | Химические свойства азота. Азот в быту. | 2 | 1 | 1 |
27 | Решение задач. | 2 | 0 | 2 |
28 | Химические свойства фосфора. | 2 | 1 | 1 |
29 | Химические свойства фосфора. Фосфор в быту. | 2 | 1 | 1 |
30 | Решение задач. | 2 | 0 | 2 |
31 | Химические свойства углерода. | 2 | 1 | 1 |
32 | Химические свойства углерода. Углерод в быту. | 2 | 1 | 1 |
33 | Решение задач | 2 | 0 | 2 |
34 | Химические свойства кремния. Кремний в быту. | 2 | 1 | 1 |
35 | Решение задач | 2 | 0 | 2 |
36 | Повторение. Решение задач. | 2 | 0 | 2 |
-
Содержание программы
Основные понятия: атом, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, растворимость;
Тема 1. Строение атомов элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов.
Правила ТБ и ПБ. Знакомство с учебным планом. Анкетирование.
Теория: Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояние атомов.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика элементов I-III А групп, переходных элементов, неметаллов IV-VII групп в связи с их положением в Периодической системе.
Практика: Входное тестирование. Решение задач.
Тема 2. Классы неорганических веществ.
Теория: Классификация неорганических веществ. Номенклатура (тривиальная и международная). Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей.
Практика: Решение задач «Установление молекулярной и структурной формул веществ».
Тема 3. Химические свойства металлов
Теория: Химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение щелочных, щелочноземельных металлов и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Химические свойства магния, алюминия и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение магния, алюминия и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Химические свойства меди, цинка и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение меди, цинка и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Химические свойства хрома, железа и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение хрома, железа и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Практика: Составление опорных конспектов. Решение задач. Видео-опыты.
Тема 4. Химические свойства неметаллов
Теория: Химические свойства водорода, галогенов и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение водорода, галогенов и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Химические свойства кислорода, серы и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение кислорода и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Химические свойства азота и его соединений. Его роль в функционировании живых организмов. Практическое применение азота и его соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Химические свойства фосфора и его соединений. Его роль в функционировании живых организмов. Практическое применение фосфора и его соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Химические свойства кремния и его соединений. Его роль в функционировании живых организмов. Практическое применение кремния и его соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.
Практика: Составление опорных конспектов. Решение задач. Видео-опыты.
-
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
В основу настоящей программы положены принципы современного образования:
-
Принцип развивающего и воспитывающего обучения - обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения;
-
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук;
-
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе;
-
Принцип доступности включает три стороны: учет закономерностей возрастного развития учащихся; организация и осуществление дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся; сообщаемые знания должны быть основаны на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте;
-
Принцип наглядности, при котором усвоение материла, происходит с использованием различных пособий и технических средств. В качестве пособий выступают – плакаты, схемы, репродукции и т.д. Технические средства, используемые для наглядности, – это средства мультимедиа (презентации, слайд-лекции и т.п.). Для эффективности наглядные методы необходимо применять совместно со словесным сопровождением.
-
Принцип индивидуализации и дифференциации, при котором организация учебного процесса, основана на индивидуальных особенностях учащихся, что позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Информационная карта
учебно-методического обеспечения по дополнительной образовательной программе «Химия вокруг нас»
Вид материала | Автор / наименование | Кол-во | Примечание |
Учебные пособия / печатные | Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ). | 1 | Используется для подготовки занятий по темам программы, на занятиях в качестве учебного пособия |
Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ). | 1 |
Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в вузы: Справ.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1992. – 464 с.:ил. | 1 |
Глинка Н.Л. Общая химия. Изд. 20-е, испр. Л., «Химия», 1978. | 1 |
Новый репетитор по химии для подготовки к ЕГЭ / А.С. Егоров. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 696 с. : ил. – (Государственный экзамен). | 1 |
Учебные пособия, ресурсы / электронные | Учимся составлять уравнения химических реакций https://chemrise.ru/ | 1 | Используется для подготовки занятий по темам программы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru | 1 |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ | 1 |
Дидактические материалы / печатные | Проверочные тесты по отдельным темам программы | 14 | Используются для осуществления контроля |
Материалы для самостоятельного решения / практика/ раздаточный материал | 14 |
Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ). | 14 |
Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ). | |
Дидактические материалы / электронные | Учимся составлять уравнения химических реакций https://chemrise.ru/ | 1 | Используются для осуществления контроля |
Видео уроки по Неорганической химии https://paramitacenter.ru/index.php?q=content/video-repetitor-neorganicheskaya-himiya | 1 | Используется для подготовки занятий по темам программы, на занятиях в качестве учебного пособия |
Занимательная химия http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/ | 1 |
Простая наука https://www.youtube.com/user/GTVscience/featured | 1 |
Литература для педагога | Лекционные материалы педагога к каждому занятию темы. | 36 | Используются для проведения каждого занятия |
Презентации педагога | 36 |
Технологические карты уроков | 36 |
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях, относятся: проектор, компьютер.
Виды работ при использовании компьютера: поиск дополнительной информации в Интернете, создание инфографики.
При использовании компьютера учащиеся применяют и совершенствуют инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению информационных технологий.
-
Литература
Список литературы для педагога:
-
Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ).
-
Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ).
-
Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в вузы: Справ.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1992. – 464 с.:ил.
-
Глинка Н.Л. Общая химия. Изд. 20-е, испр. Л., «Химия», 1978.
-
Новый репетитор по химии для подготовки к ЕГЭ / А.С. Егоров. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 696 с. : ил. – (Государственный экзамен).
Список литературы для детей:
-
Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ).
-
Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ).
-
Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в вузы: Справ.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1992. – 464 с.:ил.