СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Химия вокруг нас"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Химия вокруг нас»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы

«Химия вокруг нас» - по содержанию является программой естественнонаучной направленности, ориентированной на развитие познавательного интереса, самостоятельности, создание условий для развития личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета химии, на основе использования различных форм работы.

«Химия вокруг нас» - является модифицированной программой.

Уровень общеразвивающей программы – углубленный.

Программа предполагает углубленное изучение тем курса «Неорганической химии»: «Свойства отдельных классов неорганических соединений», «Свойства элементов и их соединений», «Решение различных типов задач».

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с образовательными запросами обучающихся и их родителей.

  1. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

Новизна предлагаемой программы заключается в использовании практико-ориентированного подхода при изучении всех предлагаемых тем. Такой приём организации образовательного процесса создает углубленное и целостное представление о химических элементах, их значении в жизни человека и для всего живого в целом.

Актуальность программы заключается в следующем:

1. Рассматриваются темы, которые вызывают у обучающихся трудности в понимании из-за разнообразия свойств химических элементов, большого количества исключений.

2. Обучение, по программе дает более глубокие познания в изучаемой дисциплине. Программа построена на изучении направлений химии, которые могут помочь учащимся сориентироваться в выборе дальнейшей профессии. Одними из перспективных профессий становятся: химик-исследователь, лаборант химического анализа, биохимик, химик-технолог и биотехнолог, химик-эколог, врач, провизор и фармацевт.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что ее материал и механизм реализации позволяют сформировать у обучающихся компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, а также коммуникативной компетентности. Технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использования на занятиях элементов технологии продуктивного чтения служит средством формирования коммуникативной компетенции.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: развитие интереса к изучению неорганической химии.

Задачи:

Обучающие:

  • научить понимать смысл важнейших положений химических теорий для анализа веществ;

  • научить понимать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева;

  • сформировать умения объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ;

  • сформировать умения понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами;

  • научить называть вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

  • научить определять степень окисления химических элементов, валентность, заряды ионов;

  • научить определять виды химических связей;

  • сформировать умение определять окислитель и восстановитель;

  • сформировать умение характеризовать общие химические свойства: простых веществ, металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений, отдельных представителей.

  • научить выбирать наиболее эффективный способ решения задач. Развивающие:

  • развить способности ставить цель, планировать и контролировать процесс решения задачи, проблемы;

  • способствовать развитию способности осуществлять мыслительные операции над объектами изучаемой дисциплины;

  • сформировать способности находить, выделять необходимую информацию и критически ее оценивать;

  • способствовать развитию способности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Воспитательные:

  • воспитать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

  • воспитать волевые качества, концентрацию внимания;

  • воспитать самостоятельность в формулировке выводов.

  1. Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является то, что при ее реализации широко используются наглядные материалы: виртуальные лаборатории, фильмы с демонстрацией опытов, динамичные модели молекул и различных процессов; приемы мнемотехники. Большое внимание уделяется решению разных типов задач.

  1. Возраст детей

Дополнительная общеразвивающая программа «Химия вокруг нас» рассчитана на детей 16-18 лет, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла.

  1. Сроки реализации программы

Программа «Химия вокруг нас», объемом 72 академических часов реализуется в течение одного учебного года.

  1. Условия приема в объединение

Прием в объединение осуществляется на свободной основе, в соответствии с положением «Правила приема и отчисления в МБУ ДО ЦДОД»

  1. Форма проведения и режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа. Также возможно варьирование по времени и содержанию. Учебные группы формируются численностью 12-14 человек.

Формы проведения занятий: лекция, практикум, решение задач, викторины, занятия с применением информационных и мультимедийных технологий.

Внеаудиторные формы работы: домашние задания творческого характера (создание презентаций, инфографики), решение задач.

  1. Формы организации занятий

При реализации программы используются следующие формы организации занятий:

- индивидуальная;

- групповая (более 2-х человек);

- парная.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Предметные результаты:

Учащийся сможет:

  • понимать смысл важнейших химических понятий, применять основные положения химических теорий для анализа строения и свойств веществ;

  • понимать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений;

  • знать и объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ;

  • понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами;

  • уметь называть вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

  • определять степень окисления химических элементов, валентность, заряды ионов;

  • определять виды химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;

  • уметь определять окислитель и восстановитель;

  • характеризовать общие химические свойства: простых веществ, металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений, отдельных представителей.

  • выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

Метапредметные результаты

Учащийся сможет:

  • планировать и прогнозировать решение задачи, проблемы, контролировать процесс выполнения поставленной задачи, анализировать и исправлять ошибки;

  • осуществлять анализ, синтез, сериацию фактов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи явлений, химических процессов,

  • выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, и критически ее оценивать;

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам.

Личностные результаты:

Учащийся сможет:

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • проявить волю и настойчивость в достижении цели;

  • проявить самостоятельность в формулировке выводов.

  1. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формы подведения итогов по образовательной программе:

- зачеты по разделам;

- итоговая викторина-игра;

- презентация.

Кроме того, для оценивания результатов обучения используются такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с обучающимися, анализ результатов проверочных работ.

Критерии оценки деятельности учащихся

Оценка «высокий уровень» (100-85% правильно выполненной итоговой работы) - учащийся показывает глубокое и полное знание и понимание программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; выполняет задания повышенного уровня сложности.

Оценка «средний уровень» (84-65% правильно выполненной итоговой работы) - учащийся показывает знания всего изученного программного материала, выполняет стандартные задания.

Оценка «низкий уровень» (менее 65% правильно выполненной итоговой работы) - учащийся усвоил основное содержание учебного материала; имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно.

Критерии оценки деятельности должны быть известны учащимся и родителям.

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

п/п

Наименование разделов и тем

Виды учебной работы

Всего часов

Лекция / часов

Практика / часов

72

26

46


Тема 1. Строение атомов элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов.

6

3

3

1

Правила ТБ и ПБ. Современные представления о строении атома.

2

1

1

2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

2

1

1

3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Решение задач

2

1

1



Тема 2. Классы неорганических веществ

8

3

5

4

Классификация неорганических веществ. Номенклатура.

2

1

1

5

Химические свойства оксидов, оснований.

2

1

1

6

Химические свойства кислот, солей.

2

1

1

7

Решение задач. Установление молекулярной и структурной формул вещества

2

0

2


Тема 3. Химические свойства металлов

22

7

15

8

Химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов и их соединений

2

1

1

9

Решение задач

2

0

2

10

Химические свойства магния, алюминия и их соединений

2

1

1

11

Химические свойства магния, алюминия и их соединений. Магний и алюминий в быту.

2

1

1

12

Решение задач

2

0

2

13

Химические свойства меди, цинка и их соединений

2

1

1

14

Химические свойства меди, цинка и их соединений. Медь и цинк в быту.

2

1

1

15

Решение задач

2

0

2

16

Химические свойства хрома, железа и их соединений

2

1

1

17

Химические свойства хрома, железа и их соединений. Хром и железо в быту.

2

1

1

18

Решение задач

2

0

2


Тема 4. Химические свойства неметаллов

36

11

25

19

Химические свойства водорода, галогенов и их соединений

2

1

1

20

Химические свойства водорода, галогенов и их соединений. Галогены в быту.

2

1

1

21

Решение задач.

2

0

2

22

Химические свойства кислорода и серы.

2

1

1

23

Химические свойства серы. Сера в быту.

2

1

1

24

Решение задач

2

0

2

25

Химические свойства азота.

2

1

1

26

Химические свойства азота. Азот в быту.

2

1

1

27

Решение задач.

2

0

2

28

Химические свойства фосфора.

2

1

1

29

Химические свойства фосфора. Фосфор в быту.

2

1

1

30

Решение задач.

2

0

2

31

Химические свойства углерода.

2

1

1

32

Химические свойства углерода. Углерод в быту.

2

1

1

33

Решение задач

2

0

2

34

Химические свойства кремния. Кремний в быту.

2

1

1

35

Решение задач

2

0

2

36

Повторение. Решение задач.

2

0

2


  1. Содержание программы

Основные понятия: атом, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, растворимость;

Тема 1. Строение атомов элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов.

Правила ТБ и ПБ. Знакомство с учебным планом. Анкетирование.

Теория: Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.  Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояние атомов.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика элементов I-III А групп, переходных элементов, неметаллов IV-VII групп в связи с их положением в Периодической системе.

Практика: Входное тестирование. Решение задач.

Тема 2. Классы неорганических веществ.

Теория: Классификация неорганических веществ. Номенклатура (тривиальная и международная). Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

Практика: Решение задач «Установление молекулярной и структурной формул веществ».

Тема 3. Химические свойства металлов

Теория: Химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение щелочных, щелочноземельных металлов и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Химические свойства магния, алюминия и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение магния, алюминия и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Химические свойства меди, цинка и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение меди, цинка и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Химические свойства хрома, железа и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение хрома, железа и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Практика: Составление опорных конспектов. Решение задач. Видео-опыты.

Тема 4. Химические свойства неметаллов

Теория: Химические свойства водорода, галогенов и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение водорода, галогенов и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Химические свойства кислорода, серы и их соединений. Их роль в функционировании живых организмов. Практическое применение кислорода и их соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Химические свойства азота и его соединений. Его роль в функционировании живых организмов. Практическое применение азота и его соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Химические свойства фосфора и его соединений. Его роль в функционировании живых организмов. Практическое применение фосфора и его соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Химические свойства кремния и его соединений. Его роль в функционировании живых организмов. Практическое применение кремния и его соединений в жизни человека. Соблюдение техники безопасности при использовании соединений.

Практика: Составление опорных конспектов. Решение задач. Видео-опыты.

  1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

В основу настоящей программы положены принципы современного образования:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения - обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения;

  2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук;

  3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе;

  4. Принцип доступности включает три стороны: учет закономерностей возрастного развития учащихся; организация и осуществление дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся; сообщаемые знания должны быть основаны на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте;

  5. Принцип наглядности, при котором усвоение материла, происходит с использованием различных пособий и технических средств. В качестве пособий выступают – плакаты, схемы, репродукции и т.д. Технические средства, используемые для наглядности, – это средства мультимедиа (презентации, слайд-лекции и т.п.). Для эффективности наглядные методы необходимо применять совместно со словесным сопровождением.

  6. Принцип индивидуализации и дифференциации, при котором организация учебного процесса, основана на индивидуальных особенностях учащихся, что позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Информационная карта

учебно-методического обеспечения по дополнительной образовательной программе «Химия вокруг нас»

Вид материала

Автор / наименование

Кол-во

Примечание

Учебные пособия / печатные

Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ).

1

Используется для подготовки занятий по темам программы, на занятиях в качестве учебного пособия

Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ).

1

Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в вузы: Справ.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1992. – 464 с.:ил.

1

Глинка Н.Л. Общая химия. Изд. 20-е, испр. Л., «Химия», 1978.

1

Новый репетитор по химии для подготовки к ЕГЭ / А.С. Егоров. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 696 с. : ил. – (Государственный экзамен).

1

Учебные пособия, ресурсы / электронные

Учимся составлять уравнения химических реакций https://chemrise.ru/

1

Используется для подготовки занятий по темам программы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

1

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

1

Дидактические материалы / печатные

Проверочные тесты по отдельным темам программы

14

Используются для осуществления контроля

Материалы для самостоятельного решения / практика/ раздаточный материал

14

Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ).

14

Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ).


Дидактические материалы / электронные

Учимся составлять уравнения химических реакций https://chemrise.ru/

1

Используются для осуществления контроля

Видео уроки по Неорганической химии

https://paramitacenter.ru/index.php?q=content/video-repetitor-neorganicheskaya-himiya

1

Используется для подготовки занятий по темам программы, на занятиях в качестве учебного пособия

Занимательная химия

http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/

1

Простая наука

https://www.youtube.com/user/GTVscience/featured

1

Литература для педагога

Лекционные материалы педагога к каждому занятию темы.

36

Используются для проведения каждого занятия

Презентации педагога

36

Технологические карты уроков

36


К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях, относятся: проектор, компьютер.

Виды работ при использовании компьютера: поиск дополнительной информации в Интернете, создание инфографики.

При использовании компьютера учащиеся применяют и совершенствуют инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению информационных технологий.

  1. Литература

Список литературы для педагога:

  1. Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ).

  2. Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ).

  3. Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в вузы: Справ.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1992. – 464 с.:ил.

  4. Глинка Н.Л. Общая химия. Изд. 20-е, испр. Л., «Химия», 1978.

  5. Новый репетитор по химии для подготовки к ЕГЭ / А.С. Егоров. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 696 с. : ил. – (Государственный экзамен).

Список литературы для детей:

  1. Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.- 4-е изд., испр. и доп. - 480с.- (ЕГЭ).

  2. Химия. ЕГЭ.10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.-672с.- (ЕГЭ).

  3. Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в вузы: Справ.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1992. – 464 с.:ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!