Принято на педагогическом совете Протокол № ______ | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 3» _____________ Г. М. Бардина Приказ № ____ от _________ |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Челябинской области
Троицкий городской округ
МБОУ «СОШ № 3»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся начального общего образования
социально-гуманитарной направленности
«Азбука профессий»
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель: Ванзина Анастасия Дмитриевна
Учитель начальных классов
г. Троицк, 2023
Оглавление программы
Пояснительная записка 3
Тематическое планирование 11
Календарно-тематическое планирование 2 класс 15
Календарно-тематическое планирование 3 класс 24
Календарно-тематическое планирование 4 класс 27
Список литературы 32
Приложение А 33
Приложение Б 35
Пояснительная записка Программа «Азбука профессий» предназначена для обучающихся начального общего образования (2-4 классы). Составитель: Ванзина Анастасия Дмитриевна, учитель начальных классов.
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ от 14 августа 2020 года № 01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области»;
Приказ № 02/1834 от 25 июля 2023 г. Министерство образования и науки Челябинской области «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум) в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2023-2024 учебном году».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука профессий» реализует социально-гуманитарное направление в рамках обновленного ФГОС начального общего образования.
Данная программа является началом профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
Актуальность программы
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка младшего школьного возраста ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Профориентационная работа в школах проходит на учебных занятиях, но этого порой недостаточно, в то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Занятия детей по дополнительной программе позволит решить данную проблему:
- оптимизируют учебный процесс,
- создают общепрограммное методическое пространство урочной деятельности и дополнительного образования детей в профориентационной работе.
Что же такое профориентационная работа в начальной школы?
Для ученика:
- развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии;
- развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя:
- новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы;
- продуманное содержание и методическая система работы;
- расширение профессиональных компетенций.
Новизна программы: содержание программы интегрирует в себе сведения из разных предметных областей: социально-гуманитарной, естественно-научной, художественной, технической.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки (функциональная грамотность) формируются и развиваются в ходе реализации данной программы.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности 8-10 лет: в младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Срок освоения программы: на реализацию программы «Азбука профессий» отведено 3 года:
2 класс – 68 часов (2 часа в неделю, рассчитаны на 1 группу);
3 класс– 34 часа (1 занятие в неделю, рассчитаны на 2 группы);
4 класс - 34 часа (1 занятие в неделю, рассчитаны на 2 группы).
Форма обучения: очная.
Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Технологии и методы обучения:
В реализации программы применяются игровые, информационно-коммуникативные технологии, личностное обучение и воспитание, проблемные, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества. Данные технологии побуждают мотивацию у обучающихся к познавательной деятельности, открывают пространство для создания индивидуальной линии творческого развития.
Формы проведения занятий: беседы о профессиях, тренинговые и тематические занятия, конкурсы рисунков, экскурсии, виртуальные экскурсии с применением ИКТ, игры-викторины, встречи с людьми разных профессий, описание профессий, письменные работы: мини-сочинения, синквейны, заполнение анкет и результатов самооценки, «реклама» профессий, составление профессионального портрета семьи (трудовые династии), дискуссии, творческие работы, практикумы, мастер-классы.
Формы контроля: рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
В конце каждого года обучающиеся участвуют в фестивале «Умею сам, научу другого».
Программно-методическое обеспечение:
программа дополнительного образования «Азбука профессий»;
методические разработки отдельных тем и занятий;
методические разработки рабочих листов;
цифровые образовательные ресурсы;
тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного;
компьютерная презентация.
Техническое обеспечение:
Техническое обеспечение | Кол-во |
Ноутбук | 2 шт. |
Телевизор | 1 шт. |
Игровой набор «Доктор» | 2 шт. |
Игровой набор «Продавец» | 1 шт. |
Комплекты для сюжетно-ролевой игры | 1 шт. |
Костюмы профессий | 4 шт. |
Конструкторы «Профессии» | 1 шт. |
Социальные партнеры: Троицкий краеведческий музей, центральная библиотека, библиотека «Ровесник», фабрики города и области, музей МВД, Троицкое телевидение, учебные заведения по профессиональной подготовке, национальные и культурные центры города, родительская общественность.
Цель программы: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка, а также возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Расширение знаний о мире профессий, приобщение к ним с помощью дистанционных, виртуальных и игровых технологий.
Задачи:
расширять кругозор обучающихся о мире современных профессий, их роли в жизни человека и общества;
развить профессиональный интерес, склонности и качества, важные для профессионального самоопределения, основанные на посильной практической включенности обучающихся в различные виды трудовой, игровой, познавательной, исследовательской, общественно-полезной деятельности;
формировать у обучающихся положительное отношение к труду, ответственность и трудолюбие, научное мировоззрение, нравственные качества личности, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, взгляды и убеждения; формировать мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию;
развить творческие способности, волю, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие; развить организаторские способности, коммуникативные навыки.
Диагностический инструментарий:
В качестве определения уровня знания имеющихся знаний у детей о профессиях на момент диагностирования используется анкета «Профессии» - сентябрь 2023 и повторно май 2024, (Приложение А);
На третьем году реализации программы с целью определения предрасположенности человека к определённым типам профессий используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климова), (Приложение Б).
Планируемые результаты:
Предметные результаты
знать о сферах профессиональной деятельности человека;
понимать основные понятия, признаки профессий, их значения в обществе;
умение рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
умение переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Личностные результаты
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
Метапредметные результаты
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Тематическое планирование 2 класс «Путешествие в мир профессий»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | «Истоки трудолюбия» | 2 ч | Игровой час |
2 | «Домашний помощник» | 2 ч | Игра-конкурс, рассказы |
3 | Люди творческих профессий Южного Урала | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
4 | Библиотеки моего города. Профессия – библиотекарь | 5 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия встреча с интересными людьми |
5 | «Внимание, главные новости…». Профессии вещания. | 5 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
6 | Кто нас лечит? | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
7 | Профессия красоты | 5 ч | Сюжетно-ролевая игра, беседа, встреча с интересными людьми |
8 | Человек рабочей профессии | 9 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
9 | Куда уходят поезда? | 2 ч | Сюжетно-ролевая игра, беседа, встреча с интересными людьми |
10 | Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
11 | О профессии продавца | 2 ч | Беседа-тренинг |
12 | Профессии моей семьи | 2 ч | Беседа, рассказы |
13 | Угадай профессии | 2 ч | Занятие с элементами игры беседа |
14 | «Умею сам, научу другого» | 2 ч | Практикум, мастер-класс |
| Итого: | 68 ч | |
3 класс «Труд в почете любой, мир профессий большой»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | Введение в мир профессий | 4 ч | Проблемное обсуждение и беседа, практическая деятельность. Викторина. |
2 | Мы в безопасности | 3 ч | Беседа. Практическое занятие на проезжей части около школы. ПДД. Выставка рисунков, фотовыставка. |
3 | Путь в профессию начинается в школе | 7 ч | Экскурсии в кабинеты. Беседа со специалистом «Секреты данной профессии». Тренинговые занятия. |
4 | Кто на страже нашего здоровья? | 9 ч | Экскурсия в кабинет медсестры. Виртуальная экскурсия. Ролевая игра. Практическая деятельность: первая медицинская помощь, упражнения. |
5 | Путешествие в мир профессий нашего города | 9 ч | Виртуальная экскурсия. Ролевая игра. Творческая коллективная работа. |
6 | «Умею сам, научу другого» | 2 ч | Практикум, мастер-класс |
| Итого: | 34 ч | |
4 класс «Я выбираю своё будущее»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | Любое дело – моё счастье в будущем | 5 ч | Ролевая игра. Встречи с интересными людьми |
2 | Профессии типа "человек – человек" | 3 ч | Экскурсия. Ролевая игра. Практическая деятельность |
3 | Профессии типа "человек – техника" | 1 ч | Встречи с интересными людьми. Конкурс знатоков. |
4 | Профессии типа "человек – знаковая система" | 1 ч | Виртуальная экскурсия. Практическая деятельность |
5 | Профессии типа "человек –художественный образ" | 4 ч | Беседа. Ролевая игра. Встречи с интересными людьми |
6 | Профессии типа "человек – природа" | 4 ч | Практическая деятельность. Мастер-класс. Встречи с интересными людьми профессии. |
7 | На благо Родины | 6 ч | Встречи с интересными людьми профессии. Ролевая игра. Военно-спортивная игра «Зарница». |
8 | Что нужно человеку, чтобы стать мастером своего дела | 10 ч | Ролевая игра. Творческая коллективная работа. |
| Итого: | 34 ч | |
Календарно-тематическое планирование 2 класс № | Тема занятия | Кол-во часов | Ссылки на дистанционно-электронные ресурсы |
| «Истоки трудолюбия» | 1 ч | |
| Игра «Истоки трудолюбия» | 1 ч | |
| «Домашний помощник». Моя работа | 1 ч | |
| Игра-конкурс «Домашний помощник» | 1 ч | |
| Игра «Творческие профессии Южного Урала» | 1 ч | |
| Этическая беседа «Как правильно вести диалог-беседу со взрослым человеком?» | 1 ч | |
| Подготовка к встрече госте | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.) | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.) | 1 ч | |
| Этическая беседа «Как вести себя на экскурсии?» | 1 ч | |
| Экскурсия в ГДК | 1 ч | |
| Экскурсия в ГДК | 1 ч | |
| Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Игра «Кто хорошо знает много литературных произведений?» | 1 ч | |
| Профессия «Библиотекарь» | 1 ч | |
| Экскурсия в школьную библиотеку | 1 ч | |
| Игра «Секрет библиотекаря» | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в городскую библиотеку. Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Профессия вещания. Кто сообщает нам новости? | 1 ч | |
| Экскурсия на телерадиостанцию города | 1 ч | |
| Экскурсия на телерадиостанцию города | 1 ч | |
| Мое первое интервью | 1 ч | |
| Подведение итогов. Создание своей газеты «Внимание, главные новости…» | 1 ч | |
| Корней Чуковский «Доктор Айболит» | 1 ч | |
| Кто нас лечит? Профессия «Врач» | 1 ч | https://rupano.com/virtualniye-tury-primeri/krasota-i-zdorove/lider-dent |
| Я тоже могу быть врачом. Техника безопасности | 1 ч | |
| Я тоже могу быть врачом. Техника безопасности | 1 ч | |
| Экскурсия в медицинский колледж | 1 ч | |
| Экскурсия в медицинский колледж | 1 ч | |
| Викторина «Здорово быть здоровым» | 1 ч | |
| Интерактивная игра «Ассистент доктора» | 1 ч | https://learningapps.org/view37030453 |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Магия внешности. Кто способен на нее? | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в места, где творят чудеса | 1 ч | https://3dpanorama.spb.ru/portfolio/virtualnyj-tur-po-salonu-krasoty/ https://www.interphoto.studio/3d/bliss/ |
| Почувствуй себя стилистом | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Человек рабочей профессии. Кто это? | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в профессию автомеханика | 1 ч | https://automd.ru/3d-tur https://sites.google.com/view/startproff68/виртуальные-экскурсии |
| Виртуальная экскурсия в профессию водитель. Правила дорожного движения | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в профессии токарь и плотник | 1 ч | http://pkp.r21.spb.ru/professiogram/chelovek-tehnika/tokar/ https://www.adhmt.com/ru/виртуальный-тур-по-заводу/ |
| Беседа-тренинг по профессии строитель | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в профессии сельского хозяйства | 1 ч | https://virtualland.ru/russkoe-pole/ https://learningapps.org/watch?v=pfbv12ps519 https://360media.myqnapcloud.com:91/doronichi/megaferma/ |
| Виртуальная экскурсия в профессию шахтера | 1 ч | https://rutube.ru/video/ae4e63c03fb59367a0f7f516ea40e758/ https://learningapps.org/watch?v=pw67fyesc24 |
| Викторина «Рабочие профессии важны» | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Куда уходят поезда? Встречи с интересными людьми | 1 ч | https://www.tutu.ru/poezda/3d_tour/tks/coupe/ https://central-ppk.ru/new/express/360/ |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 1 ч | |
| Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми. Кто работает в полиции? | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми. Кто работает в администрации нашего города? | 1 ч | |
| Экскурсия в полицейском участке | 1 ч | |
| Экскурсия в полицейском участке | 1 ч | |
| Экскурсия в администрации города | 1 ч | |
| Экскурсия в администрации города | 1 ч | |
| Викторина «Тот, кто сохраняет порядок в обществе» | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| О профессии продавца | 1 ч | |
| Сюжетно-ролевая игра «Постарайся купить» | 1 ч | |
| Профессии моей семьи | 1 ч | |
| Профессии моей семьи | 1 ч | |
| Викторина «Угадай профессии» | 1 ч | |
| Викторина «Угадай профессии» | 1 ч | |
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч | |
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | ч | |
| Итого: | 68 ч | |
Календарно-тематическое планирование 3 класс № | Тема занятия | Кол-во часов | Ссылки на дистанционно-электронные ресурсы |
| Что такое профессия? Вспомним прошедший год | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee http://nsc.1september.ru |
| Викторина: «В мире профессий» | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Старинные профессии. История профессий | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| «Все профессии нужны – все профессии важны!» | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Сотрудники ГИБДД | 1 ч | https://learningapps.org/view6500475 |
| Профессия спасатель. | 1 ч | https://learningapps.org/view5442309 |
| Встреча с героями нашего города | 1 ч | |
| Путь в профессию начинается в школе | 1 ч | |
| Профессия секретарь. | 1 ч | |
| Увлекательная профессия - бухгалтер | 1 ч | |
| Профессия - логопед | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Профессия – социальный педагог | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Профессия - психолог | 1 ч | |
| Профессия- повар | 1 ч | https://learningapps.org/view5444116 |
| Встреча с медицинской сестрой | 1 ч | |
| Врач скорой помощи. Основы первой медицинской помощи | 1 ч | |
| Детский врач | 1 ч | |
| Зубной врач | 1 ч | |
| Кто лечит глаза? | 1 ч | |
| Что видит ортопед? | 1 ч | |
| Кто работает в аптеке? | 1 ч | https://learningapps.org/view26739902 |
| Профессия ветеринар | 1 ч | https://learningapps.org/view26537795 |
| Обобщающее занятие по разделу «Кто на страже нашего здоровья?» | 1 ч | https://learningapps.org/view19440197 |
| Профессия – воспитатель ДОУ | 1 ч | https://learningapps.org/view34093251 |
| Профессия менеджер. | 1 ч | |
| Профессия – кондуктор. | 1 ч | |
| Профессия- консультант | 1 ч | |
| Профессия - парикмахер | 1 ч | |
| Профессия - почтальон | 1 ч | |
| Профессии священно- и церковнослужителей | 1 ч | |
| Профессия – архитектор | 1 ч | |
| Профессия – реставратор. Встреча с интересными людьми | 1 ч | |
| Угадай профессию | 1 ч | |
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч | |
| Итого: | 34 ч | |
Календарно-тематическое планирование 4 класс № | Тема занятия | Кол-во часов | Ссылки на дистанционно-электронные ресурсы |
| Профессии, которые нас окружают. Диагностика типа профессии (Приложение Г) | 1 ч | |
| Любое дело - моё счастье в будущем | 1 ч | |
| Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?». | 1 ч | |
| Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?». | 1 ч | |
| Творческая работа «Древо профессий моей семьи» | 1 ч | |
| Профессии типа "человек-человек". Адвокат. Прокурор | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Профессии типа "человек-человек". Риелтор | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Профессии типа "человек-человек". Экскурсовод | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| «Мы дружим с техникой». Профессии типа "человек-техника" | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| «Я в программисты пойду – пусть меня научат…». Профессии типа "человек- знаковая система" | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Профессии типа "человек –художественный образ". Музыкальные объединения города Троицка | 1 ч | |
| Профессии типа "человек –художественный образ". Художники города Троицка | 1 ч | |
| Профессии типа "человек –художественный образ". «Карвинг» мастер-класс | 1 ч | |
| Профессии типа "человек –художественный образ". Модельер. Показ мод | 1 ч | |
| Профессии типа "человек-природа". Встреча с флористом. Мастер-класс | 1 ч | |
| «Что нам расскажет эколог?». Профессии типа "человек-природа" | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Профессии типа "человек-природа". Кинолог | 1 ч | |
| Профессии типа "человек-природа". Кривич М., Ольгин О. "Какая завтра погода?"- метеорологах и синоптиках. | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee http://www.barius.ru/biblioteka/book/3008 |
| На благо Родины. Военный | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| На благо Родины. Пограничник | 1 ч | |
| На благо Родины. Разведчик | 1 ч | |
| На благо Родины. Дипломат | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Мы – граждане России. Профессия- президент. | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Проект «Самая мужественная профессия» | 1 ч | |
| Ими гордится город Троицк | 1 ч | |
| «Зачем людям разных профессий изучать русский язык, математику». Дискуссионный клуб | 1 ч | |
| Сочиняем сказку «Лень и трудолюбие» | 1 ч | |
| Формула выбор профессии «хочу», «могу», «надо» | 1 ч | |
| Групповое исследование «О каких профессиях мечтают дети? | 1 ч | |
| «Я изучаю свои возможности и интересы» | 1 ч | |
| «Какая профессия подходит мне?». диагностика | 1 ч | |
| Письмо – обращение к родителям «Моя мечта» | 1 ч | |
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч | |
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч | |
| Итого: | 34 ч | |
Список литературы Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М.: Просвещение, 2020. - 320 c.
Сальникова, Т. Детям о профессиях. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей. 6-7 лет. Выпуск 1 / Т. Сальникова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 808 c.
Степанов, Владимир Григорьевич Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество, профориентация. Учебное пособие / Степанов Владимир Григорьевич. - М.: Академический проект, 2021. - 816 c.
Электронные ресурсы
Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 315 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-89561-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538038
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // URL: https://academprofi.ru/ob-akademii/publikaciiistati/uchebno-metodicheskoe-posobie-rannyayaproforientaciya-detej-starshegodoshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta/
Приложение А
Диагностика по теме «Профессии»
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям.
1.Перечисли, какие профессии, ты знаешь? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какая профессия у твоей мамы? ___________________________________
Твоего папы? ____________________________________________________
3.
Профессии | «Что делает?» | «Орудия труда» | Какими качествами должен обладать… |
Учитель | | | |
Повар | | | |
Уборщица | | | |
Пастух | | | |
Фермер | | | |
Врач | | | |
Водитель | | | |
Музыкант | | | |
Продавец | | | |
Строитель | | | |
Спортсмен | | | |
Военный | | | |
Библиотекарь | | | |
Писатель | | | |
Космонавт | | | |
Художник | | | |
Пожарный | | | |
Полицейский | | | |
Фотограф | | | |
Актриса | | | |
Парикмахер | | | |
Почтальон | | | |
Итого баллов, %, уровень | | | |
| | |
4. Кем бы ты хотел стать? Почему? __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ; не отвечает
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ; отвечает не точно, делает грамматические ошибки.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
Баллы переводятся в проценты, которые являются показателем уровня усвоенных знаний:
90- 100%- высокий уровень
75-89 %- средний уровень
50-74% - низкий уровень
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь-октябрь, апрель-май.
Приложение Б
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
(ДДО; Е.А.КЛИМОВ)
Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации испытуемого.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?
ТЕСТ
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.