Отдел образования, опеки и попечительства
Беляевского района Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Беляевского района, Оренбургской области
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №__ от________2018г
Утверждаю
Директор МБУ ДО ДДТ
____________Л.И. Ерещенко
«____»_______________ 2018г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАЗВАНИЕ»
Творческое объединение «Юный техник»
Возраст: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Аверясов Василий Иванович
п. Бурлыкский, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Комплекс основных характеристик программы | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.1.1 | Направленность (профиль) программы | 4 |
1.1.2 | Актуальность программы | 4 |
1.1.3 | Отличительные особенности программы | 4 |
1.1.4 | Адресат программы | 4 |
1.1.5 | Объем и срок освоения программы | 5 |
1.1.6 | Формы обучения | 5 |
1.1.7 | Особенности организации образовательного процесса | 5 |
1.1.8 | Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | 5 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5-6 |
1.3 | Содержание программы | 7 |
1.3.1 | Учебный план | 7-9 |
1.3.2 | Содержание учебного плана | 10-16 |
1.4 | Планируемые результаты | 16 |
1.4.1 | Личностные результаты | 16 |
1.4.2 | Предметные результаты | 17 |
1.4.3 | Метапредметные результаты | 18-19 |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1 | Календарный учебный график | 20-21 |
2.2 | Условия реализации программы | 22 |
2.2.1 | Материально-техническое обеспечение | 23 |
2.2.2 | Информационное обеспечение | 23 |
2.2.3 | Кадровое обеспечение | 23 |
2.3 | Формы аттестации | |
2.3.1 | Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | 24 |
2.3.2 | Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов | 25 |
2.4 | Оценочные материалы | 25 |
2.5 | Методические материалы | 25 |
2.6 | Список литературы | |
2.6.1 | Основная и дополнительная | 25-26 |
2.6.2 | Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.) | |
2.6.3 | Интернет источники | 26 |
| Приложение Приложение 1 Приложение 2 | 27 |
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) реализуется в рамках технической направленности.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
1.1.2 Актуальность программы
В современных условиях соединение умственного и физического творческого труда является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Анализ некоторых программ позволяет в качестве отличительных особенностей данной программы выделить следующие: объединение традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
1.1.4 Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 10-16 лет.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 136 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.1.6 Формы обучения
Программа реализуется в очной форме.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в разновозрастных группах постоянного состава, индивидуально
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия учебной группе проводятся:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; 136 часов год.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: Развитие творческих способностей детей путем освоения художественной обработки материалов, создание условий, способствующие формированию познавательной деятельности, творческой самореализации средствами художественной обработки древесины, развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами технологии изготовления изделий из древесины своими руками.
Задачи:
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструментам,
оборудованию;
2. Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и
взаимовыручки.
Развивающие
Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления,
творческих способностей обучающихся;
Развивать интерес учащихся к профессии столяра;
Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
развивать способности к художественному творчеству, фантазию, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, глазомер;
Обучающие
Обучить безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
Обучить практическим навыкам обработки древесины;
. Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий.
работать ручным инструментом и содержать его в порядке;
читать и составлять чертежи и эскизы будущего изделия;
- работать с мерительным инструментом;
- выполнять изделия по шаблонам и трафаретам;
- переносить на изделия рисунки и узоры;
- составлять чертежи деталей объемных изделий;
- выполнять изделия по размерам;
- работать в основных техниках обработки дерева;
- с помощью педагога подбирать необходимые для изделия рисунки и узоры с учетом особенностей дерева
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№,п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятия | Формы контроля и/или аттестации |
всего | теория | практика |
1. | Раздел 1. Вводное занятие (2 час) |
1.1 | Правила поведения и техника безопасности в учебной мастерской. | 2 | 1 | 1 | Групповые, подгрупповые, | Журнал инструктажа |
2. | Раздел 2. Технологии художественной обработки древесины. Пропильная резьба (51 часов) |
2.1 | Сведения по материаловедению | 4 | 2 | 2 | Групповые, | |
2.2 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 4 | 2 | 2 | Подгрупповые, | |
2.3 | Виды резьбы по дереву. Пропильная резьба | 4 | 2 | 2 | Групповые | |
2.4 | Фанера. Сорта и особенности обработки | 4 | 2 | 2 | Групповые | |
2.5 | Построение орнамента | 5 | 1 | 4 | Подгрупповые | |
2.6 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия | 3 | 1 | 2 | Подгрупповые | |
2.7 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия | 3 | 1 | 2 | Подгрупповые | |
2.8 | Способы соединения деталей | 4 | 1 | 3 | Подгрупповые | |
2.9 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком | 4 | 1 | 3 | групповые | |
2.10 | Отделка изделия | 4 | 1 | 3 | Подгрупповые | |
2.11 | Творческий проект «Подставка (полочка) для авторучек, книг, цветов и т. д.» | 8 | 1 | 7 | Подгрупповые | творческая работа |
2.12 | Защита проекта. Участие в выставке | 2 | | 2 | Подгрупповые | Выставка ,конкурс |
| Раздел 3. Технологии художественной обработки древесины. Художественное выжигание (83 часа) |
3.1 | Виды выжигания. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Техника безопасности при работе с электроприборами | 4 | 1 | 3 | групповые | |
3.2 | Декорирование изделий выжиганием. Основы композиции | 3 | 1 | 2 | групповые | |
3.3 | Подготовка заготовок к работе | 2 | | 2 | групповые | |
3.4 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием | 6 | 1 | 5 | групповые | |
3.5 | Отделка изделия с элементами художественного выжигания | 4 | | 4 | Подгрупповые | |
3.6 | Отделка готовых изделий. | 4 | | 4 | Подгрупповые | |
3.7 | Технология изготовления художественных изделий на токарном станке по дереву. | 2 | 1 | 1 | Подгрупповые | |
3.8 | Изготовление художественного изделия из дерева токарным способом и декорирование его резьбой, росписью или выжиганием. | 8 | | 8 | Подгрупповые | творческая работа |
3.9 | Творческий проект «Изготовление полезного объекта труда из дерева токарным способом и с элементами пропильной резьбы и художественного выжигания» | 36 | | 36 | Подгрупповые | творческая работа |
3.10 | Защита проекта. Участие в выставке | 2 | | 2 | Подгрупповые | выставка |
Итого часов: | 122 | 20 | 102 | |
1.4 Содержание учебного плана
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Правила поведения и техника безопасности в учебной мастерской.
Требования безопасности труда. Причины травматизма. Меры предупреждения травматизма. Основные правила, инструкции по безопасности труда, их выполнение. Гигиена труда. Причины пожаров в помещениях.
Практика: использование первичных средств пожаротушения.
Формы контроля: тест
Тема 2 Технологии художественной обработки древесины. Пропильная резьба
Тема 2.1. Сведения по материаловедению .
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и её использование. Физико-механические свойства древесины.
применение древесины в народном хозяйстве;
строение древесины и её породы;
виды пороков древесины и их характерные признаки;
физико-механические свойства древесины.
Практическая работа:
научиться по внешним признакам определять породу, пороки, строение текстуры древесины;
научиться подбирать необходимую древесину для выполнения изделия.
2.2. Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента и материалов на столярном верстаке. Освещение рабочего места. Подготовка разметочного инструмента, косяка (ножа), аптечки.
организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины;
рациональное размещение инструмента и материалов на столярном верстаке.
Практическая работа:
подготовка разметочного инструмента, режущего инструмента;
подготовка материала к работе.
2.3. Виды резьбы по дереву. Пропильная резьба .
Виды домовой резьбы: пропильная (сквозная), накладная, глухая, ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, комбинированная - её применение в наружном и внутреннем декоре дома. Народные традиции при декорировании изделий резьбой. Единство формы и содержания. Принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве. Конструктивные особенности геометрической резьбы в различных регионах России. Пропильная резьба как вид художественной обработки. Историческая справка. Изделия с пропильной резбой.
Теоретические сведения:
народные традиции при декорировании изделий резьбой;
принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве.
Практическая работа:
научиться различать виды резьбы;
научиться находить отличия резьбы различных регионов России.
2.4. Фанера. Сорта и особенности обработки .
Теоретические сведения. Фанера как конструкционный материал. Шпон. Сорта и виды фанеры. Маркировка листов фанеры. Облицовочная фанера, другие виды фанеры. Подготовка материала к работе. Приобретение, заготовление и хранение фанеры.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы. Построение орнамента .
2.5. Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т. д.). Принципы построения орнаментов.
Теоретические сведения:
- понятие об орнаменте и узоре;
- виды орнаментов;
- виды узоров;
- основы построения узоров (в круге, квадрате и т. д.).
Практическая работа:
выполнение графически видов орнаментов, узоров;
конструирование, варьирование элементов орнамента и узора в декоре изделия.
2.6. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.
Теоретические сведения. Устройство и работа ручного лобзика. Виды лобзиков. Другие необходимые инструменты и приспособления.
Практическая работа. Пробное выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы.
2.7. Технические приёмы выпиливания лобзиком .
Теоретические сведения. Посадка и положение выпиловщика за рабочим столом. Скорость пиления. Положение рабочего инструмента при выпиливании. Техника пиления.
Практическая работа. Пробное выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы.
2.8. Способы соединения деталей.
Теоретические сведения. Соединения на задвижных пазах. Соединение на шипах. Склеивание и связывание. Виды клея, применяемые в выпиловочном деле.
Практическая работа. Пробное выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы.
2.9. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком .
Теоретические сведения. Выпиливание прямых и кривых линий. Выпиливание тупых и острых углов. Сверление отверстий под пилку. Последовательность выпиливания мелкого орнамента.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы.
2.10. Отделка изделия .
Теоретические сведения. Виды отделки. Вощение. Лакирование. Просушка. Шлифование. Окрашивание.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы.
2.11. Творческий проект «Подставка (полочка) для...» .
Разработка технического маршрута изготовления изделия, выбор оборудования и материалов. Оформление технического описания, изготовление, испытание изделия.
Теоретические сведения:
формирование технической задачи;
определение требований к изготовлению полочки и оформлению пояснительной записки к изделию;
оптимальные варианты решения задачи;
варианты разработки новых технических решений.
Практическая работа:
выбрать форму разрабатываемой полочки;
обосновать тему выбранного проекта;
выполнить основные конструкторские расчёты технологического процесса;
подобрать необходимый материал, инструмент и оборудование для изготовления проекта;
сделать эколого-экономическое обоснование проекта;
дать оценку изделия и сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах проекта;
провести испытание изделия.
2.12. Защита проекта. Участие в выставке .
Цели, поставленные при выполнении проекта. Контроль качества изделия в целом. Оформление, содержание, комментирование разделов проекта. Конечная цель изделия (дарение, реализация, использование в личных целях и т. д.).
Теоретические сведения:
общие принципы маркетинга;
требования, предъявляемые к товару.
Практическая работа:
выдвижение деловых предложений и идей;
оформление рекламы своего товара;
изучение конъюнктуры рынка.
Тема 3. Технологии художественной обработки древесины. Художественное выжигание
3.1 Виды выжигания. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию
Теоретические сведения. Выжигание как вид декорирования древесины. Выжигание по контурам и силуэтное выжигание. Техника работы с электровыжигателем.
Практическая работа. Изготовление разделочной доски с выжиганием рисунка на поверхности.
3.2 Декорирование изделий выжиганием. Основы композиции .
Теоретические сведения. Последовательность и технология перевода рисунка на заготовку.
Практическая работа. Перевод на поверхность изделия различных изображений.
3.3 Подготовка заготовок к работе .
Теоретические сведения. Технология выжигания. Рекомендации по выжиганию.
Практическая работа. Выжигание переведённых изображений.
3.4 Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Теоретические сведения. Освещение выжигаемой поверхности. Расположение руки с электровыжигателем на столе. Правила безопасности при выжигании.
Практическая работа. Изготовление настольной подставки для книг с выжиганием рисунка на поверхности.
3.5 Отделка изделия с элементами художественного выжигания
Теоретические сведения. Материалы для получения различных оттенков. Технология окрашивания и раскрашивания поверхности. Виды лаков. Покрытие различных поверхностей лаками и масляными красками.
Практическая работа. Сборка и отделка изделия.
3.6 Творческий проект «Изготовление полезного объекта труда с элементами пропильной резьбы и художественного выжигания» .
Разработка технического маршрута изготовления изделия, выбор оборудования и материалов. Оформление технического описания, изготовление, испытание изделия.
Теоретические сведения:
- формирование технической задачи;
- определение требований к изготовлению аптечки и оформлению пояснительной записки к изделию;
- оптимальные варианты решения задачи;
- варианты разработки новых технических решений.
Практическая работа:
- выбрать форму разрабатываемого объекта;
- обосновать тему выбранного проекта;
- выполнить основные конструкторские расчёты технологического процесса;
- подобрать необходимый материал, инструмент и оборудование для изготовления проекта;
- сделать эколого-экономическое обоснование проекта;
- дать оценку изделия и сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах проекта;
- провести испытание изделия.
Защита проекта. Участие в выставке
Цели, поставленные при выполнении проекта. Контроль качества изделия в целом. Оформление, содержание, комментирование разделов проекта. Конечная цель изделия (дарение, реализация, использование в личных целях и т. д.).
Теоретические сведения:
- общие принципы маркетинга;
- требования, предъявляемые к товару.
Практическая работа:
- выдвижение деловых предложений и идей;
- оформление рекламы своего товара;
- изучение конъюнктуры рынка.
1.4 Планируемые результаты
Организация деятельности по программе создаст условия для достижения результатов:
Личностные результаты
- учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- понимание причин успеха и неуспеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Предметные результаты
- работать ручным инструментом и содержать его в порядке;
- читать и составлять чертежи и эскизы будущего изделия;
- работать с мерительным инструментом;
- выполнять изделия по шаблонам и трафаретам;
- переносить на изделия рисунки и узоры;
- составлять чертежи деталей объемных изделий;
- выполнять изделия по размерам;
- работать в основных техниках обработки дерева;
- с помощью педагога подбирать необходимые для изделия рисунки и узоры с учетом особенностей дерева.
Метапредметные результаты
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правилах композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- владеть навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
- могут составит план и составлять технологическую карту выполнения работы.
- способны провести анализ выполненной работы
- способны описать работу, способны вести диалог.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график Приложение 1
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
АРМ учителя
Верстак столярный
Верстак слесарный
Сверлильный станок
Напильники
Надфили
Рашпили
Лобзики для ручного пиления
Приборы для выжигания
Обжимки, поддержки, натяжки для клёпки
Наждачная бумага
Молотки
Стамески
Свёрла по дереву и металлу
Ученический набор чертёжных инструментов
Чертёжные инструменты для выполнения изображений на классной доске
Оборудование для заточки инструментов
Электроинструменты
Лабораторный электрощит. Устройство защитного отключения электрооборудования
Система местной вентиляции
Контрольно-измерительные и разметочные материалы по дереву и металлу
Набор плакатов по деревообработке
Набор плакатов по металлообработке
2.2.2. Информационное обеспечение
http://.schoоl-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F- Открытый урок. 1 сентября»
http://www.openclass.ru/sub/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F - Открытый класс
http://www.trudovik.narod.ru/ - - «Открытый образовательный проект учителя технологии»
http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/ - - «Для любителей мастерить и профессионалов»
2.2.3 Кадровое обеспечение
Учитель физической культуры, технологии, высшая квалификационная категория
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:
грамота,
готовая работа,
журнал посещаемости,
перечень готовых работ,
фото,
отзыв детей и родителей,
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах выставка,
готовое изделие,
демонстрация моделей,
защита творческих работ,
конкурс,
отчет итоговый,
портфолио
2.4 Оценочные материалы
Отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.
2.5 Методические материалы
− особенности организации образовательного процесса – очно
− методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, проектный и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;
− формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
− формы организации учебного занятия выставка, защита проектов, конкурс, мастер-класс, презентация, семинар, творческая мастерская,
− педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная и дополнительная
Основная литература:
Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. Мастерим вместе с дедушкой Серия: Школа профессионала. – М.: Белый город, 2014 г. - 128 с.
Оригинальные шкатулки из дерева: Выпиливаем лобзиком Редактор: Зуевская Е. – М.: Контэнт, 2011 г. - 80 с.
Симонов Евгений: Работы по дереву: резьба, выпиливание лобзиком, столярное мастерство (+CD с видеоуроками). Серия: Современный домострой. - Санкт Петербург: Питер, 2011 г. - 240 с.
Дополнительная литература:
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС. М.: Просвещение, 2010 г. – 223 с.
Приложение 1.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 18 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | групповая | 2 | Правила поведения и техника безопасности в учебной мастерской. | Мастерская школы | тест |
2 | сентябрь | 20 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | групповая | 2 | Сведения о народных промыслах и художественных ремёслах. | Мастерская школы | |
3 | сентябрь | 25 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | групповая | 2 | Сведения о народных промыслах и художественных ремёслах | Мастерская школы | зачет |
4 | сентябрь | 27 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины; рациональное размещение инструмента и материалов на столярном верстаке. | | зачет |
5 | октябрь | 02 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Подготовка разметочного инструмента, режущего инструмента; подготовка материала к работе. | | тест |
6 | октябрь | 04 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Народные традиции при декорировании изделий резьбой; принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве | | к |
7 | октябрь | 09 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Виды резьбы; отличия резьбы различных регионов России. | | т |
8 | октябрь | 11 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Фанера как конструкционный материал. Шпон. Сорта и виды фанеры. Маркировка листов фанеры. Облицовочная фанера, другие виды фанеры. Подготовка материала к работе. Приобретение, заготовление и хранение фанеры. | | з |
9 | октябрь | 16 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Фанера как конструкционный материал. Шпон. Сорта и виды фанеры. Маркировка листов фанеры. Облицовочная фанера, другие виды фанеры. Подготовка материала к работе. Приобретение, заготовление и хранение фанеры. | | З |
| | | | | | Принципы построения орнаментов. | | |
10 | Октябрь | 18 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | понятие об орнаменте и узоре; виды орнаментов; виды узоров; | | з |
11 | Октябрь | 23 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | графические виды орнаментов, узоров; конструирование, варьирование элементов орнамента и узора в декоре изделия. | | З |
12 | Октябрь | 25 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Устройство и работа ручного лобзика. Виды лобзиков. Другие необходимые инструменты и приспособления. | | З |
13 | Октябрь | 30 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Пробное выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы | | З |
14 | Ноябрь | 01 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Соединения на задвижных пазах. Соединение на шипах. Склеивание и связывание. Виды клея, применяемые в выпиловочном деле. | | З |
15 | Ноябрь | 08 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Пробное выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы. | | З |
16 | Ноябрь | 13 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Выпиливание прямых и кривых линий. Выпиливание тупых и острых углов. Сверление отверстий под пилку. Последовательность выпиливания мелкого орнамента. | | З |
17 | Ноябрь | 15 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Выполнение отдельных элементов изделий с применением техники пропильной резьбы. | | З |
18 | Ноябрь | 20 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Теоретические сведения. Виды отделки. Вощение. Лакирование. Просушка. Шлифование. Окрашивание. | | З |
| | | | | | Творческий проект | | |
19 | Ноябрь | 22 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | формирование технической задачи; определение требований к изготовлению полочки и оформлению пояснительной записки к изделию; оптимальные варианты решения задачи; варианты разработки новых технических решений. | | т |
20 | Ноябрь | 27 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | выбрать форму разрабатываемого изделия; обосновать тему выбранного проекта; | | з |
21 | Ноябрь | 29 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | выполнить основные конструкторские расчёты технологического процесса; | | з |
22 | Декабрь | 4 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | подобрать необходимый материал, инструмент и оборудование для изготовления проекта; сделать эколого-экономическое обоснование проекта; | | з |
23 | Декабрь | 6 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | дать оценку изделия и сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах проекта; провести испытание изделия. | | т |
| | | | | | Защита проекта | | |
24 | Декабрь | 11 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | общие принципы маркетинга; требования, предъявляемые к товару. | | т |
25 | Декабрь | 13 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | выдвижение деловых предложений и идей; оформление рекламы своего товара; изучение конъюнктуры рынка. | | К |
| | | Технологии художественной обработки древесины. Художественное выжигание | | |
26 | Декабрь | 18 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Выжигание как вид декорирования древесины. Выжигание по контурам и силуэтное выжигание. Техника работы с электровыжигателем | | д |
27 | Декабрь | 20 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Изготовление разделочной доски с выжиганием рисунка на поверхности. | | д |
28 | Декабрь | 25 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Последовательность и технология перевода рисунка на заготовку. | | З |
29 | Декабрь | 27 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Перевод на поверхность изделия различных изображений. | | з |
30 | январь | 10 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Перевод на поверхность изделия различных изображений | | З |
31 | январь | 15 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Перевод на поверхность изделия различных изображений | | З |
32 | январь | 17 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Перевод на поверхность изделия различных изображений | | З |
33 | январь | 22 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Материалы для получения различных оттенков. Технология окрашивания и раскрашивания поверхности. | | З |
34 | январь | 24 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Виды лаков. Покрытие различных поверхностей лаками и масляными красками | | З |
35 | январь | 29 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Виды лаков. Покрытие различных поверхностей лаками и масляными красками | | Т |
36 | январь | 31 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Сборка и отделка изделия | | к |
37 | Февраль | 5 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Сборка и отделка изделия | | к |
38 | Февраль | 7 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Сборка и отделка изделия | | к |
39 | Февраль | 12 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Технология изготовления художественных изделий на токарном станке по дереву. | | з |
40 | Февраль | 14 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Изготовление художественного изделия из дерева токарным способом и декорирование его резьбой, росписью или выжиганием. | | д |
41 | Февраль | 19 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Изготовление художественного изделия из дерева токарным способом и декорирование его резьбой, росписью или выжиганием. | | д |
42 | февраль | 21 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Изготовление художественного изделия из дерева токарным способом и декорирование его резьбой, росписью или выжиганием. | | д |
43 | Февраль | 26 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Изготовление художественного изделия из дерева токарным способом и декорирование его резьбой, росписью или выжиганием. | | д |
| | | | | | Творческий проект | | |
44 | Февраль | 28 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Технические задачи и оптимальные варианты решения задачи; | | |
45 | март | 05 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Требований к изготовлению аптечки и оформлению пояснительной записки к изделию; | | З |
46 | март | 07 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Оптимальные варианты решения задачи | | З |
47 | март | 12 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Варианты разработки новых технических решений | | З |
48 | Март | 14 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Форма разрабатываемого объекта; - обосновать тему выбранного проекта; | | з |
49 | Март | 19 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | основные конструкторские расчёты технологического процесса; | | Т |
50 | март | 21 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | подбор необходимого материала, инструмента и оборудования для изготовления проекта; | | З |
51 | Март | 26 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | оценка изделия и сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах проекта; испытание изделия. | | к |
52 | Март | 28 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | оценка изделия и сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах проекта; испытание изделия. | | к |
53 | Апрель | 02 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Сборка изделия | | Д |
54 | Апрель | 04 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Сборка изделия | | д |
55 | Апрель | 09 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Сборка изделия | | Д |
56 | Апрель | 11 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | Сборка изделия | | к |
57 | Апрель | 16 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | общие принципы маркетинга; требования, предъявляемые к товару. | | к |
58 | Апрель | 18 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | общие принципы маркетинга; требования, предъявляемые к товару. | | к |
59 | Апрель | 23 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | выдвижение деловых предложений и идей; | | к |
60 | Апрель | 25 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | выдвижение деловых предложений и идей; | | к |
61 | Апрель | 30 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | оформление рекламы своего товара; | | |
62 | май | 14 | 18.00-18.45 18.55-19.40 | Групповая | 2 | оформление рекламы своего товара; | | |
Заполнять как учебно-тематический план, каждую тему занятия
Условные обозначения ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
В – выставка
К - конкурс
Д – диагностика
П – поход
Т – тест
З - зачет
…………..
28