СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Принято на педагогическом совете Протокол № ______ |
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 3» _____________ Г. М. Бардина Приказ № ____ от _________ |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Челябинской области
Троицкий городской округ
МБОУ «СОШ № 3»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся начального общего образования
социально-гуманитарной направленности
«Азбука профессий»
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень: базовый
Составитель: Ванзина Анастасия Дмитриевна
Педагог дополнительного образования
г. Троицк, 2023
Оглавление программы
1.Комплекс основных характеристик программы 3
1.1.Пояснительная записка программы 3
1.2.Цель и задачи программы 8
1.3.Содержание программы 9
1.4.Планируемые результаты 13
2.Комплекс организационно-педагогических условий 15
2.1.Календарный учебный график 15
2.2.Условия реализации программы 34
2.3.Формы контроля успеваемости 36
2.4.Методические материалы 37
3.Воспитательная деятельность 38
3.1.Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания 38
3.2.Формы и методы воспитания 40
3.3.Условия организации воспитания 41
Список литературы 42
Приложение А 43
Приложение Б 45
Приложение В 46
Программа «Азбука профессий» предназначена для обучающихся начального общего образования (2-4 классы).
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Мин. труда и социальной защиты РФ 22 сентября 2021 г. № 652н Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Приказ от 14 августа 2020 года № 01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области»;
Приказ № 02/1834 от 25 июля 2023 г. Министерство образования и науки Челябинской области «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум) в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2023-2024 учебном году».
Приказ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука профессий» реализует социально-гуманитарное направление в рамках обновленного ФГОС начального общего образования.
Данная программа является началом профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
Актуальность программы.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка младшего школьного возраста ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Профориентационная работа в школах проходит на учебных занятиях, но этого порой недостаточно, в то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Занятия детей по дополнительной программе позволит решить данную проблему:
- оптимизируют учебный процесс,
- создают общепрограммное методическое пространство урочной деятельности и дополнительного образования детей в профориентационной работе.
Новизна программы.
Содержание программы интегрирует в себе сведения из разных предметных областей: социально-гуманитарной, естественно-научной, художественной, технической.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки (функциональная грамотность) формируются и развиваются в ходе реализации данной программы.
Отличительная особенность.
Отличительной особенностью программы «Азбука профессий» является то, что выбор тем занятий основывается на специальностях родителей и родственников обучающихся.
Педагогическая целесообразность.
Программа способствует всестороннему развитию личности ребёнка, его индивидуальных склонностей и способностей, мотивации к познанию и творчеству.
Что же такое профориентационная работа в начальной школе?
Для ученика:
- развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии;
- развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя:
- новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы;
- продуманное содержание и методическая система работы;
- расширение профессиональных компетенций.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности 8-10 лет: в младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на три года. Объем программы составляет 136 часа: первый год – 68 часа, второй год – 34 часов, третий год – 34 часов.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. Первоначально установлен следующий режим занятий:
2 класс – 68 часов (2 часа в неделю, рассчитаны на 1 группу);
3 класс– 34 часа (1 занятие в неделю, рассчитаны на 2 группы);
4 класс - 34 часа (1 занятие в неделю, рассчитаны на 2 группы).
Уровень программы: базовый
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Особенности организации учебного процесса.
Состав группы – 15 человек, одновременно занимающихся в рамках одного объединения. Формирование групп возможно по принципу одновозрастного коллектива.
Режим занятий 1 академический час 2 раза в неделю ( 1 год обучения)
Режим занятий 1 академический час 1 раз в неделю (2 и 3 год обучения).
групп различен и составляет:
Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Технологии и методы обучения.
В реализации программы применяются игровые, информационно-коммуникативные технологии, личностное обучение и воспитание, проблемные, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества. Данные технологии побуждают мотивацию у обучающихся к познавательной деятельности, открывают пространство для создания индивидуальной линии творческого развития.
Формы проведения занятий: беседы о профессиях, тренинговые и тематические занятия, конкурсы рисунков, экскурсии, виртуальные экскурсии с применением ИКТ, игры-викторины, встречи с людьми разных профессий, описание профессий, письменные работы: мини-сочинения, синквейны, заполнение анкет и результатов самооценки, «реклама» профессий, составление профессионального портрета семьи (трудовые династии), дискуссии, творческие работы, практикумы, мастер-классы.
Воспитательный компонент.
Воспитательная деятельность в программе «Азбука профессий» направлена на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации, осознания себя как гражданина своей страны.
Цель программы: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка, а также возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Расширение знаний о мире профессий, приобщение к ним с помощью дистанционных, виртуальных и игровых технологий.
Задачи:
расширять кругозор обучающихся о мире современных профессий, их роли в жизни человека и общества;
развить профессиональный интерес, склонности и качества, важные для профессионального самоопределения, основанные на посильной практической включенности обучающихся в различные виды трудовой, игровой, познавательной, исследовательской, общественно-полезной деятельности;
формировать у обучающихся положительное отношение к труду, ответственность и трудолюбие, научное мировоззрение, нравственные качества личности, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, взгляды и убеждения; формировать мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию;
развить творческие способности, волю, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие; развить организаторские способности, коммуникативные навыки.
2 класс
«Путешествие в мир профессий»
(68 ч.)
Истоки трудолюбия (2 ч.).
Вводное слово. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2 ч.).
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки».
Люди творческих профессий Южного Урала (10 ч.).
Организация встреч с людьми (родственниками) города, как представителями творческих профессий (художник, хореограф и т.д.). Экскурсии в культурные центры города. Приобщение к деятельности специалистов творческих профессий, взаимодействуя с ними в процессе беседы и игр.
Библиотеки моего города. Профессия – библиотекарь (5 ч.).
Посещение школьной и городских библиотек. Игра «Я библиотекарь». Создание библиотеки в классе, участие в буккроссинге.
«Внимание, главные новости…». Профессии вещания. (5 ч.).
Экскурсия в Телерадиокомпанию. Создание анкет для интервью. Инсценировки. КТД «Газета второклассников». Посещение детски конференций в роли корреспондента.
Кто нас лечит? (10 ч.).
Экскурсия в медицинский кабинет школы и медицинский колледж. Дистанционная интерактивная игра «Ассистент доктора». Произведение К. Чуковского «Доктор Айболит». Техника безопасности. Игра «Я тоже могу быть врачом» - первая медицинская помощь. Викторины.
Профессия красоты (5 ч.).
Встреча с представителями профессии (родителями). Виртуальная экскурсия в салоны красоты. Сюжетно-ролевая игра «Почувствуй себя стилистом».
Человек рабочей профессии (9 ч.).
Виртуальные экскурсии в места производства. Беседы-тренинги. Викторины.
Куда уходят поезда? (2 ч.).
Встреча с представителями профессии (родителями). Инсценировки.
Тот, кто сохраняет порядок в обществе (10 ч.).
Встречи с интересными людьми. Интервьюирование. Экскурсии в музее МВД, администрации города. Викторина «Тот, кто сохраняет порядок в обществе». Конкурс рисунков и сочинений.
О профессии продавца (2 ч.).
Беседа. Инсценировки. Сюжетно-ролевая игра «Постарайся купить».
Профессии моей семьи (2 ч.).
Демонстрация творческих проектов «Профессии моей семьи».
Угадай профессии (2 ч.).
Командная игра-викторина «Угадай профессии».
«Умею сам, научу другого» (2 ч.)
Участие в мероприятии «Ярмарка мастеров». Мастер-классы.
3 класс
«Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 ч.)
Введение в мир профессий (4 ч.).
Введение в историю профессий. Викторина: «В мире профессий». Игра «Собери пословицу о труде». Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Чтение стихотворения «Все профессии важны» (С. Михалков).
Мы в безопасности (3 ч.).
Беседа. Практическое занятие на проезжей части около школы. ПДД. Выставка рисунков, фотовыставка.
Путь в профессию начинается в школе (7 ч.).
Экскурсии по кабинетам специалистов школы. Интервьюирование. Профориентационное упражнение «Ассоциации». Сюжетно-ролевые игры.
Кто на страже нашего здоровья? (9 ч.).
Встречи с интересными людьми. Конкурс рисунков и стенгазет. Сюжетно-ролевые игры. Игра-соревнование «Врач скорой помощи».
Путешествие в мир профессий нашего города (9ч.).
Встречи с интересными людьми. Инсценировка.
«Умею сам, научу другого» (2 ч.)
Мастер-классы. Участие в мероприятии «Ярмарка мастеров».
4 класс
«Я выбираю своё будущее»
(34 ч.)
Любое дело – моё счастье в будущем (5 ч.)
Диагностика типа профессии. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Конкурс «Профсловарь». Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии).
Профессии типа "человек – человек" (3 ч.)
Встречи с интересными людьми. Сюжетно-ролевые игры.
Профессии типа "человек – техника" (1 ч.)
Виртуальная экскурсия на место производства. Инсценировка. Встреча с интересными людьми.
Профессии типа "человек – знаковая система" (1 ч.)
Виртуальная экскурсия на место производства. Инсценировка. Демонстрация творческих проектов.
Профессии типа "человек –художественный образ" (4 ч.)
Встреча с интересными людьми (художники, музыкальные объединения). Интервьюирование. КТД «Модельер. Показ мод». «Карвинг» мастер-класс.
Профессии типа "человек – природа" (4 ч.)
Встреча с флористом с элементами мастер-класса. Чтение Кривич М., Ольгин О. "Какая завтра погода?"- о метеорологах и синоптиках. Дистанционные интерактивные игры и упражнения.
На благо Родины (6 ч.)
Просмотр фильма и беседа после просмотра. Инсценировка. Конкурс рисунков. Творческая работа «Проба пера». Игра-соревнование «Зарница».
Что нужно человеку, чтобы стать мастером своего дела (10 ч.)
Великая радость – работа. «Быть нужным людям…». Правила выбора профессии. Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Организация дискуссий. Сочиняем сказку «Лень и трудолюбие». Письмо – обращение к родителям «Моя мечта». Мастер-классы. Участие в мероприятии «Ярмарка мастеров».
Предметные результаты
знать о сферах профессиональной деятельности человека;
понимать основные понятия, признаки профессий, их значения в обществе;
умение рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
умение переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Личностные результаты
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Регулятивные УУД
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Коммуникативные УУД
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
2 класс «Путешествие в мир профессий»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | «Истоки трудолюбия» | 2 ч | Игровой час |
2 | «Домашний помощник» | 2 ч | Игра-конкурс, рассказы |
3 | Люди творческих профессий Южного Урала | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
4 | Библиотеки моего города. Профессия – библиотекарь | 5 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия встреча с интересными людьми |
5 | «Внимание, главные новости…». Профессии вещания. | 5 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
6 | Кто нас лечит? | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
7 | Профессия красоты | 5 ч | Сюжетно-ролевая игра, беседа, встреча с интересными людьми |
8 | Человек рабочей профессии | 9 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
9 | Куда уходят поезда? | 2 ч | Сюжетно-ролевая игра, беседа, встреча с интересными людьми |
10 | Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
11 | О профессии продавца | 2 ч | Беседа-тренинг |
12 | Профессии моей семьи | 2 ч | Беседа, рассказы |
13 | Угадай профессии | 2 ч | Занятие с элементами игры беседа |
14 | «Умею сам, научу другого» | 2 ч | Практикум, мастер-класс |
| Итого: | 68 ч |
|
3 класс «Труд в почете любой, мир профессий большой»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | Введение в мир профессий | 4 ч | Проблемное обсуждение и беседа, практическая деятельность. Викторина. |
2 | Мы в безопасности | 3 ч | Беседа. Практическое занятие на проезжей части около школы. ПДД. Выставка рисунков, фотовыставка. |
3 | Путь в профессию начинается в школе | 7 ч | Экскурсии в кабинеты. Беседа со специалистом «Секреты данной профессии». Тренинговые занятия. |
4 | Кто на страже нашего здоровья? | 9 ч | Экскурсия в кабинет медсестры. Виртуальная экскурсия. Ролевая игра. Практическая деятельность: первая медицинская помощь, упражнения. |
5 | Путешествие в мир профессий нашего города | 9 ч | Виртуальная экскурсия. Ролевая игра. Творческая коллективная работа. |
6 | «Умею сам, научу другого» | 2 ч | Практикум, мастер-класс |
| Итого: | 34 ч |
|
4 класс «Я выбираю своё будущее»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | Любое дело – моё счастье в будущем | 5 ч | Ролевая игра. Встречи с интересными людьми |
2 | Профессии типа "человек – человек" | 3 ч | Экскурсия. Ролевая игра. Практическая деятельность |
3 | Профессии типа "человек – техника" | 1 ч | Встречи с интересными людьми. Конкурс знатоков. |
4 | Профессии типа "человек – знаковая система" | 1 ч | Виртуальная экскурсия. Практическая деятельность |
5 | Профессии типа "человек –художественный образ" | 4 ч | Беседа. Ролевая игра. Встречи с интересными людьми |
6 | Профессии типа "человек – природа" | 4 ч | Практическая деятельность. Мастер-класс. Встречи с интересными людьми профессии. |
7 | На благо Родины | 6 ч | Встречи с интересными людьми профессии. Ролевая игра. Военно-спортивная игра «Зарница». |
8 | Что нужно человеку, чтобы стать мастером своего дела | 10 ч | Ролевая игра. Творческая коллективная работа. |
| Итого: | 34 ч |
|
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Ссылки на дистанционно-электронные ресурсы |
Раздел 1. «Истоки трудолюбия» | |||
| «Истоки трудолюбия» | 1 ч |
|
| Игра «Истоки трудолюбия» | 1 ч |
|
Раздел 2. «Домашний помощник» | |||
| «Домашний помощник». Моя работа | 1 ч |
|
| Игра-конкурс «Домашний помощник» | 1 ч |
|
Раздел 3. Люди творческих профессий Южного Урала | |||
| Игра «Творческие профессии Южного Урала» | 1 ч |
|
| Этическая беседа «Как правильно вести диалог-беседу со взрослым человеком?» | 1 ч |
|
| Подготовка к встрече госте | 1 ч |
|
| Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.) | 1 ч |
|
| Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.) | 1 ч |
|
| Этическая беседа «Как вести себя на экскурсии?» | 1 ч |
|
| Экскурсия в ГДК | 1 ч |
|
| Экскурсия в ГДК | 1 ч |
|
| Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
| Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
Раздел 4. Библиотеки моего города. Профессии - библиотекарь | |||
| Игра «Кто хорошо знает много литературных произведений?» | 1 ч |
|
| Профессия «Библиотекарь» | 1 ч |
|
| Экскурсия в школьную библиотеку | 1 ч |
|
| Игра «Секрет библиотекаря» | 1 ч |
|
| Виртуальная экскурсия в городскую библиотеку. Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
Раздел 5. «Внимание, главные новости…». Профессии вещания. | |||
| Профессия вещания. Кто сообщает нам новости? | 1 ч |
|
| Экскурсия на телерадиостанцию города | 1 ч |
|
| Экскурсия на телерадиостанцию города | 1 ч |
|
| Мое первое интервью | 1 ч |
|
| Подведение итогов. Создание своей газеты «Внимание, главные новости…» | 1 ч |
|
Раздел 6. Кто нас лечит? | |||
| Корней Чуковский «Доктор Айболит» | 1 ч |
|
| Кто нас лечит? Профессия «Врач» | 1 ч | https://rupano.com/virtualniye-tury-primeri/krasota-i-zdorove/lider-dent |
| Я тоже могу быть врачом. Техника безопасности | 1 ч |
|
| Я тоже могу быть врачом. Техника безопасности | 1 ч |
|
| Экскурсия в медицинский колледж | 1 ч |
|
| Экскурсия в медицинский колледж | 1 ч |
|
| Викторина «Здорово быть здоровым» | 1 ч |
|
| Интерактивная игра «Ассистент доктора» | 1 ч | https://learningapps.org/view37030453 |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
Раздел 7. Профессии красоты | |||
| Магия внешности. Кто способен на нее? | 1 ч |
|
| Встречи с интересными людьми | 1 ч |
|
| Виртуальная экскурсия в места, где творят чудеса | 1 ч | https://3dpanorama.spb.ru/portfolio/virtualnyj-tur-po-salonu-krasoty/ https://www.interphoto.studio/3d/bliss/ |
| Почувствуй себя стилистом | 1 ч |
|
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
Раздел 8. Человек рабочей профессии | |||
| Человек рабочей профессии. Кто это? | 1 ч |
|
| Виртуальная экскурсия в профессию автомеханика | 1 ч | https://automd.ru/3d-tur https://sites.google.com/view/startproff68/виртуальные-экскурсии |
| Виртуальная экскурсия в профессию водитель. Правила дорожного движения | 1 ч |
|
| Виртуальная экскурсия в профессии токарь и плотник | 1 ч | http://pkp.r21.spb.ru/professiogram/chelovek-tehnika/tokar/ https://www.adhmt.com/ru/виртуальный-тур-по-заводу/ |
| Беседа-тренинг по профессии строитель | 1 ч |
|
| Виртуальная экскурсия в профессии сельского хозяйства | 1 ч | https://virtualland.ru/russkoe-pole/ https://learningapps.org/watch?v=pfbv12ps519 https://360media.myqnapcloud.com:91/doronichi/megaferma/ |
| Виртуальная экскурсия в профессию шахтера | 1 ч | https://rutube.ru/video/ae4e63c03fb59367a0f7f516ea40e758/ https://learningapps.org/watch?v=pw67fyesc24 |
| Викторина «Рабочие профессии важны» | 1 ч |
|
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
Раздел 9. Куда уходят поезда? | |||
| Куда уходят поезда? Встречи с интересными людьми | 1 ч | https://www.tutu.ru/poezda/3d_tour/tks/coupe/ https://central-ppk.ru/new/express/360/ |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
Раздел 10. Тот, кто сохраняет порядок в обществе | |||
| Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 1 ч |
|
| Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 1 ч |
|
| Встречи с интересными людьми. Кто работает в полиции? | 1 ч |
|
| Встречи с интересными людьми. Кто работает в администрации нашего города? | 1 ч |
|
| Экскурсия в полицейском участке | 1 ч |
|
| Экскурсия в полицейском участке | 1 ч |
|
| Экскурсия в администрации города | 1 ч |
|
| Экскурсия в администрации города | 1 ч |
|
| Викторина «Тот, кто сохраняет порядок в обществе» | 1 ч |
|
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч |
|
Раздел 11. О профессии продавца | |||
| О профессии продавца | 1 ч |
|
| Сюжетно-ролевая игра «Постарайся купить» | 1 ч |
|
Раздел 12. Профессии моей семьи | |||
| Профессии моей семьи | 1 ч |
|
| Профессии моей семьи | 1 ч |
|
Раздел 13. Угадай профессии | |||
| Викторина «Угадай профессии» | 1 ч |
|
| Викторина «Угадай профессии» | 1 ч |
|
Раздел 14. «Умею сам, научу другого» | |||
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч |
|
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | ч |
|
| Итого: | 68 ч |
|
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Ссылки на дистанционно-электронные ресурсы |
Раздел 1. Введение в мир профессий | |||
| Что такое профессия? Вспомним прошедший год | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee http://nsc.1september.ru |
| Викторина: «В мире профессий» | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Старинные профессии. История профессий | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| «Все профессии нужны – все профессии важны!» | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
Раздел 2. Мы в безопасности | |||
| Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Сотрудники ГИБДД | 1 ч | https://learningapps.org/view6500475 |
| Профессия спасатель. | 1 ч | https://learningapps.org/view5442309 |
| Встреча с героями нашего города | 1 ч |
|
Раздел 3. Путь в профессию начинается в школе | |||
| Путь в профессию начинается в школе | 1 ч |
|
| Профессия секретарь. | 1 ч |
|
| Увлекательная профессия - бухгалтер | 1 ч |
|
| Профессия - логопед | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Профессия – социальный педагог | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Профессия - психолог | 1 ч |
|
| Профессия- повар | 1 ч | https://learningapps.org/view5444116 |
Раздел 4. Кто на страже нашего здоровья? | |||
| Встреча с медицинской сестрой | 1 ч |
|
| Врач скорой помощи. Основы первой медицинской помощи | 1 ч |
|
| Детский врач | 1 ч |
|
| Зубной врач | 1 ч |
|
| Кто лечит глаза? | 1 ч |
|
| Что видит ортопед? | 1 ч |
|
| Кто работает в аптеке? | 1 ч | https://learningapps.org/view26739902 |
| Профессия ветеринар | 1 ч | https://learningapps.org/view26537795 |
| Обобщающее занятие по разделу «Кто на страже нашего здоровья?» | 1 ч | https://learningapps.org/view19440197 |
Раздел 5. Путешествие в мир профессий нашего города | |||
| Профессия – воспитатель ДОУ | 1 ч | https://learningapps.org/view34093251 |
| Профессия менеджер. | 1 ч |
|
| Профессия – кондуктор. | 1 ч |
|
| Профессия- консультант | 1 ч |
|
| Профессия - парикмахер | 1 ч |
|
| Профессия - почтальон | 1 ч |
|
| Профессии священно- и церковнослужителей | 1 ч |
|
| Профессия – архитектор | 1 ч |
|
| Профессия – реставратор. Встреча с интересными людьми | 1 ч |
|
Раздел 6. «Умею сам, научу другого» | |||
| Угадай профессию | 1 ч |
|
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч |
|
| Итого: | 34 ч |
|
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Ссылки на дистанционно-электронные ресурсы |
Раздел 1. Любое дело – мое счастье в будущем | |||
| Профессии, которые нас окружают. Диагностика типа профессии (Приложение В) | 1 ч |
|
| Любое дело - моё счастье в будущем | 1 ч |
|
| Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?». | 1 ч |
|
| Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?». | 1 ч |
|
| Творческая работа «Древо профессий моей семьи» | 1 ч |
|
Раздел 2. Профессии типа «человек – человек» | |||
| Профессии типа "человек-человек". Адвокат. Прокурор | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Профессии типа "человек-человек". Риелтор | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Профессии типа "человек-человек". Экскурсовод | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
Раздел 3. Профессии типа «человек – техника» | |||
| «Мы дружим с техникой». Профессии типа "человек-техника" | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
Раздел 4. Профессии типа «человек – знаковая система» | |||
| «Я в программисты пойду – пусть меня научат…». Профессии типа "человек- знаковая система" | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
Раздел 5. Профессии типа «человек – художественный образ» | |||
| Профессии типа "человек –художественный образ". Музыкальные объединения города Троицка | 1 ч |
|
| Профессии типа "человек –художественный образ". Художники города Троицка | 1 ч |
|
| Профессии типа "человек –художественный образ". «Карвинг» мастер-класс | 1 ч |
|
| Профессии типа "человек –художественный образ". Модельер. Показ мод | 1 ч |
|
Раздел 6. Профессии типа «человек – природа» | |||
| Профессии типа "человек-природа". Встреча с флористом. Мастер-класс | 1 ч |
|
| «Что нам расскажет эколог?». Профессии типа "человек-природа" | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee |
| Профессии типа "человек-природа". Кинолог | 1 ч |
|
| Профессии типа "человек-природа". Кривич М., Ольгин О. "Какая завтра погода?"- метеорологах и синоптиках. | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info http://www.solnet.ee http://www.barius.ru/biblioteka/book/3008 |
Раздел 7. На благо Родины | |||
| На благо Родины. Военный | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| На благо Родины. Пограничник | 1 ч |
|
| На благо Родины. Разведчик | 1 ч |
|
| На благо Родины. Дипломат | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Мы – граждане России. Профессия- президент. | 1 ч | https://learningapps.org/ http://nachalka.info |
| Проект «Самая мужественная профессия» | 1 ч |
|
Раздел 8. Что нужно человеку, чтобы стать мастером своего дела | |||
| Ими гордится город Троицк | 1 ч |
|
| «Зачем людям разных профессий изучать русский язык, математику». Дискуссионный клуб | 1 ч |
|
| Сочиняем сказку «Лень и трудолюбие» | 1 ч |
|
| Формула выбор профессии «хочу», «могу», «надо» | 1 ч |
|
| Групповое исследование «О каких профессиях мечтают дети? | 1 ч |
|
| «Я изучаю свои возможности и интересы» | 1 ч |
|
| «Какая профессия подходит мне?». диагностика | 1 ч |
|
| Письмо – обращение к родителям «Моя мечта» | 1 ч |
|
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч |
|
| Мастер-классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч |
|
| Итого: | 34 ч |
|
Для реализации программы «Азбука профессий» используется учебный кабинет, оснащенный всем необходимым для проведения занятий: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, компьютеры, проектор. Для знакомства с профессиональными видами деятельности используются возможности предприятий и учебных заведений, на территории которых проводятся экскурсии.
Техническое обеспечение:
Техническое обеспечение | Кол-во |
Ноутбук | 2 шт. |
Телевизор | 1 шт. |
Игровой набор «Доктор» | 2 шт. |
Игровой набор «Продавец» | 1 шт. |
Комплекты для сюжетно-ролевой игры | 1 шт. |
Костюмы профессий | 4 шт. |
Конструкторы «Профессии» | 1 шт. |
Программно-методическое обеспечение. Для обеспечения учебного процесса необходимы наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
программа дополнительного образования «Азбука профессий»;
методические разработки отдельных тем и занятий;
методические разработки рабочих листов;
цифровые образовательные ресурсы;
тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного;
компьютерная презентация.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, социальный педагог, медицинский работник, педагог дополнительного образования (художественная направленность).
Социальные партнеры: Троицкий краеведческий музей, центральная библиотека, библиотека «Ровесник», фабрики города и области, музей МВД, Троицкое телевидение, учебные заведения по профессиональной подготовке, национальные и культурные центры города, родительская общественность.
Текущий контроль заключается в рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
В течение первого года реализации дополнительной программы по завершению раздела разрабатывался альбом, как форма отчета об изученных профессиях.
Ежегодный текущий контроль – защита индивидуальных творческих проектов.
В конце каждого года обучающиеся участвуют в школьной ярмарке профессий «Умею сам, научу другого».
В качестве определения уровня знания имеющихся знаний у детей о профессиях на момент диагностирования используется анкета «Профессии» - сентябрь 2023 и повторно май 2024, (Приложение А);
По итогам второго года реализации программа планируется анкетирование обучающихся, результаты которого помогут определить уровень трудового сознания младших школьников. (Приложение Б);
На третьем году реализации программы с целью определения предрасположенности человека к определённым типам профессий используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климова), (Приложение В).
В рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука профессий» целесообразно использовать:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука профессий»;
Рабочие листы;
Ссылки виртуальных экскурсий по местам работы;
Платформы для интерактивных игр и упражнений: LearningApps, Wordwall;
Мамонтова И.Ю. Давайте поиграем. Рабочая тетрадь для 1 класса по программе «Тропинка в профессию»;
Бачкина Е.Н. Путешествие в мир профессий. Рабочая тетрадь для 2 класса по программе «Тропинка в профессию»;
Удод Т.В. У меня растут года. Рабочая тетрадь для 3 класса по программе «Тропинка в профессию»;
Сорокина С.В. Труд в почете любой, мир профессий большой. Рабочая тетрадь для 4 класса по программе «Тропинка в профессию».
Воспитательная деятельность в программе «Азбука профессий» направлена на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации, осознания себя как гражданина своей страны.
Цель воспитательной деятельности по профориентации — оказание поддержки учащимся в процессе изучения и дальнейшего выбора сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у них сознательного отношения к труду и профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.
Основными задачами воспитания являются:
формирование гражданской и социальной позиции личности, патриотизма и национального самосознания;
формирование толерантного отношения к представителям разных сфер трудовой деятельности;
развитие творческого потенциала и лидерских качеств обучающихся;
создание условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса;
поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
совершенствование системы семейного воспитания, содействие повышению ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Целевые ориентиры такой деятельности включают:
развитие и формирование профессиональной осведомлённости в мире профессий и уважительного отношения к профессиональной деятельности;
развитие и формирование профессиональной направленности, умения разрабатывать и осуществлять образовательные и профессиональные планы;
развитие и формирование культуры профессионального самоопределения;
формирование у школьников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Некоторые формы воспитательной деятельности по профориентации в дополнительном образовании:
Экскурсии профориентационной направленности. Позволяют учащимся проанализировать имеющуюся информацию о профессиональной деятельности в реальных трудовых условиях и на практике получить знания о работе различных специалистов.
Встречи со специалистами. Как правило, это тематические встречи со специалистами разных профессий.
Работа с родителями — встречи с родителями, как специалистами в определенной профессиональной области, родительские собрания.
Профориентационные занятия. Позволяют расширить спектр знаний о профессиях не только по профилю объединения, но и других профессиях, в том числе и о профессиях будущего.
Мастер-классы. Дают возможность наглядно увидеть элементы трудовой деятельности, соотнести свои желания со своими возможностями, попробовать себя в профессии, получить советы специалистов с учётом индивидуальных интересов.
Воспитательная деятельность по профориентации в дополнительном образовании представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождение профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учётом потребностей рынка труда.
Некоторые условия организации такой деятельности:
Отражение задач профессиональной ориентации в любых мероприятиях учебного и воспитательного характера.
Вовлечение всех субъектов образовательного процесса в профориентационную работу.
Создание социальной и педагогической среды для эффективного профессионального самоопределения ребёнка. Социальные условия предполагают введение обучающихся в оценку и решение проблемы профессионального самоопределения, осознание и принятие ими этой проблемы как социально значимой. Педагогические условия — целенаправленность профессионального самоопределения личности, поэтапная самооценка и анализ приобретённых знаний, умений и навыков ребёнка.
Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М.: Просвещение, 2020. - 320 c.
Сальникова, Т. Детям о профессиях. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей. 6-7 лет. Выпуск 1 / Т. Сальникова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 808 c.
Степанов, Владимир Григорьевич Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество, профориентация. Учебное пособие / Степанов Владимир Григорьевич. - М.: Академический проект, 2021. - 816 c.
Электронные ресурсы
Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 315 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-89561-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538038
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // URL: https://academprofi.ru/ob-akademii/publikaciiistati/uchebno-metodicheskoe-posobie-rannyayaproforientaciya-detej-starshegodoshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta/
Приложение А
Диагностика по теме «Профессии»
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям.
1.Перечисли, какие профессии, ты знаешь? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какая профессия у твоей мамы? ___________________________________
Твоего папы? ____________________________________________________
3.
Профессии
| «Что делает?» | «Орудия труда» | Какими качествами должен обладать… |
Учитель |
|
|
|
Повар |
|
|
|
Уборщица |
|
|
|
Пастух |
|
|
|
Фермер |
|
|
|
Врач |
|
|
|
Водитель |
|
|
|
Музыкант |
|
|
|
Продавец |
|
|
|
Строитель |
|
|
|
Спортсмен |
|
|
|
Военный |
|
|
|
Библиотекарь |
|
|
|
Писатель |
|
|
|
Космонавт |
|
|
|
Художник |
|
|
|
Пожарный |
|
|
|
Полицейский |
|
|
|
Фотограф |
|
|
|
Актриса |
|
|
|
Парикмахер |
|
|
|
Почтальон |
|
|
|
Итого баллов, %, уровень |
|
|
|
|
|
|
4. Кем бы ты хотел стать? Почему? __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ; не отвечает
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ; отвечает не точно, делает грамматические ошибки.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
Баллы переводятся в проценты, которые являются показателем уровня усвоенных знаний:
90- 100%- высокий уровень
75-89 %- средний уровень
50-74% - низкий уровень
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь-октябрь, апрель-май.
Приложение Б
Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.
Для чего нужно трудиться?
Какова цель труда?
Какие ты знаешь профессии?
Какие профессии самые нужные людям?
Какие профессии самые сложные?
Какой труд сложнее: умственный или физический?
Кем ты хочешь стать после окончания школы?
Нужно ли любить свою профессию?
Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?
Какие учебные предметы ты любишь больше других?
Как ты учишься?
Твое любимое занятие в школе и дома.
Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?
Что читаешь?
Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?
Закончи предложения:
Каждый человек должен трудиться, потому что…
Труд должен приносить…
Я хотел(а) бы выбрать профессию …
Моя будущая работа требует…
Приложение В
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
(ДДО; Е.А.КЛИМОВ)
Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации испытуемого.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?
ТЕСТ
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
| 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.