Отдел образования администрации
Ржаксинского района Тамбовской области
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» в п. Чакино
Ржаксинского района Тамбовской области
Рассмотрена на заседании методического совета Протокол №____ от «____»__________2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» _____________А.В.Леонов Приказ №___ от «____»_______________2019г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Волшебная бумага»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Завьялова
Ирина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
п.Чакино 2019 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» Ржаксинского района Тамбовской области |
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» (стартовый уровень) |
Сведения об авторе-составителе: |
Ф.И.О., должность | Завьялова Ирина Сергеевна, педагог дополнительного образования |
Сведения о программе: |
4.1. Нормативная база | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет».Закон РФ «Об образовании» - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н.М. Фролова " Ржаксинского района Тамбовской области |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4. Уровень освоения программы | Стартовый |
4.5. Вид программы | модифицированная |
4.6. Возраст учащихся | 6-7 лет |
4.7.Продолжительность обучения | 1 год |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой.
Дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность, которая направлено на достижение цели ознакомления детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам
Программа построена «от простого к сложному» и предполагает наличие базовых знаний и умений.
Направленность (профиль) программы: художественная.
По форме организации: групповая.
Уровень освоения содержания образования: общеразвивающий-ознакомительный
Уровень освоения программы: «Стартовый уровень».
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, квиллинг, папье-маше, аппликация).
«Волшебная бумага» — так называется программа. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Актуальность программы
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Программа носит развивающий характер обучения, ориентированный на:
развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;
развитие ассоциативного и образного мышления учащихся.
Педагогическая целесообразность
Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.
Отличительные особенности
Отличительная особенность программы.
Программа даёт возможность каждому учащемуся открыть для себя волшебный мир, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребёнка для более успешного творческого развития. Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования авторских поделок.
Адресат программы
Программа адресована детям от 6 до 7 лет. Дети 7 лет способны на 1 уровне выполнять изделия в технике оригами с опорой на инструкционные карты, объёмные аппликации. Программа адресована детям (девочкам, мальчикам)6-7лет.
Результативность освоения программы – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося. Форма обучения – очная.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие. (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Количество учащихся
Количество учащихся в группе–2-9 человек.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность обучения по данной программе 1 год; количество часов – 72.
Формы и режим занятий
Режим занятий: занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть дается в форме ролевой игры с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами,
схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих
и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера;
разработку и защиту творческих проектов. В проведении занятий используется форма индивидуальной работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Формы занятий: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при, оформлении объёмной аппликации, выставок. Групповые формы применяются при проведении практических работ, работа с технологическими картами, схемами (чтение и составление) выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (2-9 человек).
Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 2-9 | 2 | 1x2 (45 мин) | 2 | 72 |
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество:
- ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами;
- занятие – беседа - ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
- тематическое занятие – работа над тематическим заданием, содействует развитию творческого воображения ребенка;
-занятие-импровизация – предоставление ребенку свободы в выборе художественных материалов и использовании различных техник, пробуждает фантазию и воображение ребенка;
- игровое занятие – стимулирования творчества детей в процессе проведения игр и конкурсов;
- комбинированное занятие – решение нескольких учебных задач.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель данной программы - развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
• отрабатывать практические навыки работы с инструментами, соблюдая правила техники безопасности;
• осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
• развивать психометрические качества личности.
Воспитательные:
• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план на 1 год обучения
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | собеседование |
1. | Раздел 1. Волшебная бумага | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | Знакомство с историей оригами, со свойствами бумаги. | | 1 | | устный опрос |
1.2 | Совушка- сова | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
2. | Раздел 2.Разноцветные истории. | 8 | 1 | 7 | |
2.1 | Способы работы с простейшими геометрическими фигурами | | 1 | | Собеседование |
2.2 | Мозаика «Гриб» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
2.3 | Аппликация из геометрических фигур "Рыбка" | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
2.3 | Предметная композиция «Натюрморт» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
2.4 | Сюжетная аппликация «Колобок» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
2.5 | Полуобъемная аппликация «Царевна-лебедь» | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий |
2.6 | Аппликация из геометрических фигур "Страус" | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
3. | Раздел 3.Вырезалочки | 5 | 1 | 4 | |
3.1 | Знакомство с работой в технике бумагопластика | | 1 | | Собеседование |
3.2 | Ажурное вырезание из бумаги | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
3.3 | Силуэтное вырезание из бумаги | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
3.4 | Вытынанки «Лошадь» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
3.5 | Изготовление фигур (предметов) по трафаретам | | | 1 | Конкурс, диагностика результативности |
4. | Раздел 4.Зимние фантазии | 4 | 1 | 3 | |
4.1 | Беседа о зимних праздниках | | 1 | | Собеседование |
4.2 | Вырезание снежинок | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
4.3 | Зимняя композиция «Снеговик» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
4.4 | Зимний сувенир «Елочка» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
5. | Раздел 5.От простого к сложному | 3 | 1 | 2 | |
5.1 | Знакомство с поэтапной работой по созданию аппликаций | | 1 | | Собеседование |
5.2 | Групповая работа по изготовлению работ из шаблонов в форме «ладошек». | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
6. | Раздел 6. Цветочная полянка | 7 | 2 | 5 | |
6.1 | Беседа о разнообразии цветочного мира | | 1 | | Собеседование |
6.2 | Правила составления композиции из цветов | | 1 | | Собеседование |
6.3 | Открытка с цветами | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
6.4 | Объемный букет из цветов | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
6.5 | Композиция «Полевые цветы» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
6.6 | Квиллинг «Ландыш» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
6.7 | Оригами «Лотос» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
7. | Раздел 7.Забавные самоделки | 5 | 2 | 3 | |
| Разговор о понятии объем | | 1 | | собеседование |
7.1 | Беседа о сочетании различных техник, работы с трафаретами и шаблонами. | | 1 | | устный опрос |
7.2 | Изготовление маски | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
7.3 | Конструирование «Коробочка» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
7.4 | Проектирование «Рамочка» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
8. | Раздел 8.Бумажный зоопарк | 5 | 2 | 3 | |
8.1 | Знакомство с поэтапным выполнением творческой работы «паперкрафт» | | 1 | | Собеседование |
8.2 | «Паперкрафт- лиса» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
8.3 | Объемная аппликация «Насекомые» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
8.4 | Композиция «В зоопарке» | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
9. | Раздел 9. Волшебство бумажных лент. | 5 | 2 | 3 | |
9.1 | Квиллинг-«Будем знакомы!» | | 1 | | Собеседование |
9.2 | Знакомство с основными правилами работы. | | 1 | | Собеседование, просмотр изделий |
9.3 | Картина в технике квиллинг | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
9.4 | Проектная работа в технике квиллинг «Весенние цветы» | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
10. | Раздел 10. Забавная гармошка. | 4 | 1 | 3 | |
10.1 | Оригами. Складывание гармошкой. | | 1 | | Устный опрос |
10.2 | Аппликация из гофрированной бумаги «Лебеди» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
10.3 | Складывание гармошкой «Бабочка» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
10.4 | Знакомство с многоцветной аппликацией (простая, сюжетная, декоративная). | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
11. | Раздел 11.Добрые сказки. | 6 | 2 | 4 | |
11.1 | Составление сюжетной композиции на тему «Сказки». | | 2 | | Собеседование |
12.2 | Поиграем в сказку сказка из листа | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
13.3 | Оригами по русской народной сказке «Заюшкина избушка» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
14.4 | Создание объемной аппликации по сказке «Колобок» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
15.5 | Оригами по сказки «Теремок» | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
12. | Раздел 12.Открыточки. | 6 | 3 | 3 | |
12.1 | История возникновения открыток. Знакомство с способами изготовления открыток. Сочетание различных техник. | | 3 | | Собеседование |
12.2 | Объемная открытка «Весна» | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий |
12.3 | Открытка в технике квиллинг | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
13. | Раздел 13.Весеннее настроение. | 4 | 2 | 2 | |
13.3 | Беседы о весне и весенних праздниках. Знакомство с приемами изготовления объемных цветов и композиций. | | 2 | | Собеседование, просмотр изделий |
13.4 | Букет для мамы | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
13.5 | Пасхальное яйцо в технике оригами | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
14. | Раздел 14.Коллекция идей. | 7 | 3 | 4 | |
14.1 | Знакомство с техникой изготовления Папье-маше. | | 2 | | Собеседование, просмотр изделий |
14.2 | Украшение для сумочки | | | 1 | Собеседование, просмотр изделий |
14.3 | Мобиль «Веселые насекомые» | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
15.4 | «Весенний пейзаж» выполнена в техники папье-маше | | | 2 | Собеседование, просмотр изделий |
| Итоговое занятие | 1 | | | Собеседование выставка изделий, диагностика результативности |
| Итого: | 72 | 23,5 | 48,5 | |
Оформление содержания учебного плана
Вводное занятие.
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
Раздел 1 «Волшебная бумага» (2ч.)
Тема №1 «Знакомство с историей оригами, со свойствами бумаги» (1 ч.)
Теория: свойства бумаги. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Тема №2 «Совушка- сова» (1ч.)
Практика: изготовление фигурки зверей в технике оригами.
Раздел 2 «Разноцветные истории» (8ч.)
Тема №1 «Способы работы с простейшими геометрическими фигурами» (1ч.)
Теория: рациональные способы работы с материалом. Простейшие геометрические фигуры.
Тема №2 «Мозаика «Гриб» (1ч.)
Практика: обрывная аппликация (мозаика из комочков), аппликация из геометрических фигур, построение многопредметных композиций, сюжетная аппликация, полуобъемная аппликация.
Тема №3 «Аппликация из геометрических фигур "Рыбка"(1ч.)
Практика: cоздание работы «Рыбка» из геометрических фигур.
Тема №4 «Предметная композиция «Натюрморт» (1ч.)
Практика: закреплять умение резать бумаги для составления предметной композиции.
Тема №5 «Сюжетная аппликация «Колобок» (1ч.)
Практика: учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза).
Тема №6 «Полуобъемная аппликация «Царевна-лебедь» (2ч.)
Практика: работа с бумагой и ножницами. Учить симметричному вырезанию, углубить и расширить знания о лебедях, учить работать в технике аппликация, учить работать с шаблоном.
Тема №:7 «Аппликация из геометрических фигур "Страус"(1ч.)
Практика: создание работы «Страус» из геометрических фигур.
Раздел 3 Вырезалочки (5ч.)
Тема №1 «Знакомство с работой в технике бумагопластика» (1ч.)
Теория: простейшие способы работы в технике бумагопластика. Правильное использование инструментов. Практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Знакомство с образцами.
Тема №2 «Ажурное вырезание из бумаги» (1ч.)
Практика: изготовление фигур (предметов) по трафаретам (симметричное складывание) (вырезалки). Выполнение объемных и полуплоскостных композиций на основе свойств бумаги.
Тема №3 «Силуэтное вырезание из бумаги» (1ч.)
Практика: вырезание силуэтов из бумаги
Тема №4 «Вытынанки «Лошадь» (1ч.)
Практика: изготовление фигур (предметов) по трафаретам (симметричное складывание), вытынанки (вырезалки).
Тема №5 «Изготовление фигур (предметов) по трафаретам»
Практика: создание работ по трафаретам.
Раздел 4. Зимние фантазии(4ч.)
Тема №1 «Беседа о зимних праздниках» (1ч.)
Теория: историческое происхождение зимних праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Знакомство со способами изготовления и оформления новогодних сувениров.
Тема №2 «Вырезание снежинок» (1ч.)
Практика: вырезание объёмных снежинок, изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам.
Тема №3 «Зимняя композиция «Снеговик» (1ч.)
Практика: учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки
Тема №4 Зимний сувенир «Ёлочка» (1ч.)
Практика: учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Раздел 5. От простого к сложному(3ч.)
Тема№1 «Знакомство с поэтапной работой по созданию аппликаций» (1ч.)
Теория: история происхождения техники Айрис-фолдинг. Способы изготовления шаблонов и трафаретов. Создание из однотипных элементов сложной композиции.
Тема №2 «Групповая работа по изготовлению работ из шаблонов в форме «ладошек». (2ч.)
Практика: изготовление шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания. Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Выполнение групповой работы.
Раздел 6. Цветочная полянка (7ч.)
Тема №1 «Беседа о разнообразии цветочного мира» (1ч.)
Теория: разнообразие цветочного мира. Вырезание элементов симметричным способом.
Тема №2 «Правила составления композиции из цветов» (1ч.)
Теория: правила составления композиции из цветов, следование устным инструкциям.
Тема №3 «Открытка с цветами» (1ч.)
Практика: выполнение полуобъемных аппликаций, открыток с цветами.
Тема №4 «Объёмный букет из цветов» (1ч.)
Практика: изготовление объемных цветов, составление букетов.
Тема №5 «Композиция «Полевые цветы» (1ч.)
Практика: создание композиции «Полевые цветы» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Тема №6 «Квиллинг «Ландыш» (1ч.)
Практика: оформление поздравительных открыток в стили «Квиллинг».
Тема №7 «Оригами «Лотос» (1ч.)
Практика: изготовление открытки «Цветок Лотос»» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм.
Раздел 7. Забавные самоделки(5ч.)
Тема №1 «Разговор о понятии объём» (1ч.)
Теория: что такое объем? Сочетание различных техник, работа с трафаретами и шаблонами. Некоторые геометрические понятия.
Тема №2 «Беседа о сочетании различных техник, работы с трафаретами и шаблонами.» (1ч.)
Теория: сочетание различных техник, работа с трафаретами и шаблонами. Некоторые геометрические понятия.
Тема №3 «Изготовление маски» (1ч.)
Тема №4 «Конструирование «Коробочка» (1ч.)
Тема №5 «Проектирование «Рамочка» (1ч.)
Практика: выполнение коробочек, сумочек, рамок для фотографий, масок, мобилей.
Раздел 8. Бумажный зоопарк
Тема №1 «Знакомство с поэтапным выполнением творческой работы «паперкрафт» (1ч.)
Теория: знакомство с техникой «паперкрафт», учиться поэтапно выполнять творческую работу, чтение схем и обозначений.
Тема №2 «Паперкрафт- лиса» (1ч.)
Практика: выполнение работ по темам: «Животные»
Тема №3 «Объёмная аппликация «Насекомые» (1ч.)
Практика: выполнение работ по темам: «Насекомые»
Тема №4 «Композиция в зоопарке» (2ч.)
Практика: выполнение работ по темам: «В зоопарке»
Раздел 9. Волшебство бумажных лент. (5ч.)
Тема №1 «Квиллинг-«Будем знакомы!» (1ч.)
Теория: история возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
Тема №2 «Знакомство с основными правилами работы» (1ч.).
Теория: основные правила работы. Основные формы. Конструирование из основных форм.
Тема №3 «Картина в технике квиллинг» (1ч.)
Практика: вырезание полосок для квиллинга. Создание картины.
Тема №4 «Проектная работа в технике квиллинг «Весенние цветы» (2ч.)
Конструирование из основных форм квиллинга. Изготовление простых цветов в технике квиллинг.
Раздел 10. Забавная гармошка. (4ч.)
Тема №1 «Оригами. Складывание гармошкой» (1ч.)
Теория: гофрировка. Способы складывания «гармошкой». Виды геометрических фигур. Симметрия. Соединение деталей.
Тема №2 «Аппликация из гофрированной бумаги «Лебеди» (1ч.)
Тема №3 «Складывание гармошкой «Бабочка» (1ч.)
Практика: складывание гармошкой различных геометрических фигур. Выполнение поделок по схеме и по собственному замыслу.
Тема №4 «Знакомство с многоцветной аппликацией (простая, сюжетная, декоративная) (2ч.)
Практика: выполнение сюжетных аппликаций с использованием различных техник, применяя разнообразную бумагу.
Раздел11. Добрые сказки. (6ч.)
Тема №1 «Составление сюжетной композиции на тему «Сказки». (2ч.)
Теория: технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Составление композиции на тему «Сказки».
Тема №2 «Поиграем в сказку сказка из листа» (1ч.)
Практика: познакомить детей с новым видом работы с бумагой – конструировать из бумаги объемные фигуры, при помощи надрезов, без клея.
Тема №3 «Оригами по русской народной сказке «Заюшкина избушка»(1ч.)
Практика: развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Тема № 4 «Создание объемной аппликации по сказке «Колобок» (1ч.)
Практика: учить работать совместно, делая одно общее дело. Коллективная объёмная аппликация.
Тема №5 «Оригами по сказки «Теремок» (1ч.)
Практика: совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Раздел 12. Открыточки.
Тема №1 «История возникновения открытки. Знакомство с способами изготовления открыток. Сочетание различных техник» (3ч.)
Теория: история возникновения открытки. Как и с помощью чего изготовляли открытку, как изменялся ее внешний вид и предназначение. Способы изготовления открыток. Сочетание различных техник.
Тема №2 «Объемная открытка «Весна» (2ч.)
Практика: познакомить с оформлением объёмной открытки с использованием фигурок выполненных в технике оригами.
Тема №3 «Открытка в технике квиллинг» (1ч.)
Практика: конструирование из основных форм квиллинга.
Раздел 13. Весеннее настроение. (4ч.)
Тема №1 «Беседы о весне и весенних праздниках. Знакомство с приемами изготовления объемных цветов и композиций» (2ч.)
Теория: беседы о весне и весенних праздниках. Приемы изготовления объемных цветов и композиций. Подготовка к Пасхе.
Тема №2 «Букет для мамы» (1ч.)
Тема №3 «Пасхальное яйцо в технике оригами» (1ч.)
Практика: изготовление букета для мамы, создание пасхальных украшений.
Раздел 14. Коллекция идей (7ч.)
Тема №1«Знакомство с техникой изготовления Папье-маше» (2ч.)
Теория: украшение дома. Полезные поделки. Мобили и способы их изготовления. Папье-маше.
Тема №2 «Украшение для сумочки» (1ч.)
Тема №3 «Мобиль «Веселые насекомые» (2ч.)
Практика: выполнение и украшение сумочек, мобилей и т.д.
Тема №4 ««Весенний пейзаж» выполнена в техники папье-маше» (2ч.)
Практика: изготовление Папье- маше-коллективная работа.
Итоговое занятие.
Представление достижений детей, оформление интерьера класса.
1.4. Планируемые результаты
Личностными результатом освоение воспитанников является:
-воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности.
-научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку;
-развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
-воспитать уважение к труду старших поколений;
-познакомить с элементами технической и информационной информацией;
-развить понимание необходимости декоративной переработке изображаемых предметов и образов реального мира;
-воспитать вкус и пробуждать фантазию.
-научиться самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи.
Метапредметными результатами освоения воспитанников являются:
-обобщение знаний об оригами;
-объективное оценивание результатов работы в группах с точки зрения эстетических и технологических требований;
-изучить историю появления оригами;
-закрепить умения выполнять простейшую круговую мозаику;
-развить у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на заготовленном листке бумаги.
-научить создавать объемные изделия, имеющие значимую потребительскую стоимость.
Предметными результатами освоения воспитанниками являются:
-научить приготовление модулей и их нему последовательности соединения;
-научить приемам нарезки нужной формой детали;
-научить экономному расходованию материалов;
-научить организации рабочего места и приемам безопасного труда при работе с бумагой, ножницами.
-научить техническим приемам и условиям выполнения оригами;
-развить моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и бумагой;
-достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.
-применение элементов простейших форм оригами;
По окончании первого года обучения дети:
-научатся различным приёмам работы с бумагой.
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике папье-маше, квиллинг, аппликация.
-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
-овладеют навыками культуры труда.
Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Годовой календарный график.
Учебная четверть | Продолжительность учебной четверти | Количество занятий |
I | с 02.09 по 10.11 | 18 |
II | с 11.11 по 12.12 | 16 |
III | с 13.01 по 05.04 | 22 |
IV | с 06.04 по 29.05 | 16 |
2.1. Календарный учебный график
Для воспитанников первого года обучения учебный год начинается 2 сентября и заканчивается 29 мая.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | | Беседа, инструктаж по ТБ. | 1 | Введение в тему занятия | класс | собеседование |
2 | | | | Беседа, наблюдения,теоретические занятия | 1 | Знакомство с историей оригами, со свойствами бумаги | класс | устный опрос |
3 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Совушка -сова | класс | Собеседование, просмотр изделий |
4 | | | | Беседа, наблюдения,теоретические занятия | 1 | Способы работы с простейшими геометрическими фигурами | класс | Собеседование |
5 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Мозаика «Гриб» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
6 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Аппликация из геометрических фигур "Рыбка" | класс | Собеседование, просмотр изделий |
7 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Предметная композиция «Натюрморт» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
8 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Сюжетная аппликация «Колобок» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
9-10 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | Полуобъемная аппликация «Царевна-лебедь» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
11 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Аппликация из геометрических фигур "Страус" | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
12 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Знакомство с работой в технике бумагопластика | класс | Собеседование |
13 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Ажурное вырезание из бумаги | класс | Собеседование, просмотр изделий |
14 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Силуэтное вырезание из бумаги | класс | Собеседование, просмотр изделий |
15 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Вытынанки «Лошадь» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
16 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Изготовление фигур (предметов) по трафаретам | класс | Конкурс, диагностика результативности |
17 | | | | Беседа, наблюдение теоретические занятия | 1 | Беседа о зимних праздниках | класс | Собеседование |
18 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Вырезание снежинок | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
19 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Зимняя композиция «Снеговик» | класс | Собеседование |
20 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Зимний сувенир «Елочка» | класс | Собеседование просмотр изделий |
21 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | | Знакомство с поэтапной работой по созданию аппликаций | класс | Собеседование, просмотр изделий |
22-23 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | Групповая работа по изготовлению работ из шаблонов в форме «ладошек». | класс | Собеседование, просмотр изделий |
24 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Беседа о разнообразии цветочного мира | класс | Собеседование, просмотр изделий |
25 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Правила составления композиции из цветов | класс | Собеседование, просмотр изделий |
26 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Открытка с цветами | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
27 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Объемный букет из цветов | класс | собеседование |
28 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Композиция «Полевые цветы» | класс | устный опрос |
29 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Квиллинг «Ландыш» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
30 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Оригами «Лотос» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
31 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Разговор о понятии объем | класс | Собеседование, просмотр изделий |
32 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Беседа о сочетании различных техник, работы с трафаретами и шаблонами. | класс | Собеседование |
33 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Изготовление маски | класс | Собеседование, просмотр изделий |
34 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Конструирование «Коробочка» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
35 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Проектирование «Рамочка» | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
36 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Знакомство с поэтапным выполнением творческой работы «паперкрафт» | класс | Собеседование |
37 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | «Паперкрафт- лиса» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
38 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Объемная аппликация «Звери» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
39-40 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | Композиция «В зоопарке» | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
41 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Квиллинг-«Будем знакомы!» | класс | Собеседование |
42 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Знакомство с основными правилами работы. | класс | Собеседование, просмотр изделий |
43 | | | | Беседа, практические занятия, игра | 1 | Картина в технике квиллинг | класс | Собеседование, просмотр изделий |
44-45 | | | | Беседа, практические занятия, игра | 2 | Проектная работа в технике квиллинг «Весенние цветы» | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
46 | | | | Беседа, практические занятия, игра | 1 | Оригами. Складывание гармошкой. | класс | Устный опрос |
47 | | | | Беседа, практические занятия, игра | 1 | Аппликация из гофрированной бумаги «Лебеди» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
48 | | | | Беседа, практические занятия, игра | 1 | Складывание гармошкой «Бабочка» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
49-50 | | | | Беседа, практические занятия, игра | 2 | Знакомство с многоцветной аппликацией (простая, сюжетная, декоративная). | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
51-52 | | | | Беседа, практические занятия, игра | 2 | Составление сюжетной композиции на тему «Сказки». | класс | Собеседование |
53 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | поиграем в сказку сказка из листа | класс | Собеседование, просмотр изделий |
54 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Оригами по русской народной сказке «Заюшкина избушка» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
55 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Создание объемной аппликации по сказке «Колобок» | | Собеседование, просмотр изделий |
56 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | | Оригами по сказки «Теремок» | | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
57 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 3 | История возникновения открыток. Знакомство с способами изготовления открыток. Сочетание различных техник. | класс | Собеседование |
58-59 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | Объемная открытка «Весна» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
60 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Открытка в технике квиллинг | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
61-62 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | Беседы о весне и весенних праздниках. Знакомство с приемами изготовления объемных цветов и композиций. | класс | Собеседование, просмотр изделий |
63 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Букет для мамы | класс | Собеседование, просмотр изделий |
64 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Пасхальное яйцо в технике оригами | класс | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
65-66 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | Знакомство с техникой изготовления Папье-маше. | класс | Собеседование, просмотр изделий |
67 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 1 | Украшение для сумочки | класс | Собеседование, просмотр изделий |
68-69 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | Мобиль «Веселые насекомые» | класс | Собеседование, просмотр изделий |
70-71 | | | | Беседа, наблюдения,практические занятия | 2 | «Весенний пейзаж» выполнена в техники папье-маше | класс | Собеседование, просмотр изделий |
72 | | | | выставка | 1 | Итоговое занятие | | Собеседование выставка изделий, диагностика результативности |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %,мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 6-7 лет);
-Госпожнадзора.
2. Учебно – практическое оборудование:
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
-материалы: цветная бумага, гофрированный картон, набор цветного картона,
клей ПВА, клей карандаш, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, журналы и книги по различным техникам работы с бумагой, конверты для незаконченных работ, двухсторонняя цветная бумага, трафареты с кругами, бумажные салфетки, коробочки для мусора и прочие материалы.
3. Оборудование класса
- классная доска
- ученические столы одноместные с комплектом стульев
- стол учительский с тумбой
- шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Методическое обеспечение.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Работа с бумагой помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации учащихся разработаны для определения результативности освоения программы. Они призваны отражать цель и задачи данной программы. Формами аттестации являются: зачет, творческая работа, выставка, конкурс, собеседование, обсуждение, беседа, начальная, промежуточная и итоговая диагностика, устный опрос, самостоятельная работа, коррекция, использование карточек заданий, мониторинг.
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, творческих работ, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются: журнал посещаемости кружка «Волшебная бумага», полученная грамота, диплом, сертификат за победу или участие в выставке или конкурсе, защита творческих работ.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
-протоколы по итогам конкурсов художественного творчества, учащихся на уровне учреждения;
-приказы органов управления образования об итогах конкурсов изобразительного творчества учащихся муниципального и регионального уровней.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Знание основных геометрических форм.
3 - Высокий уровень – знает основные геометрические понятия.
2 -Средний уровень – знает с помощью педагога или товарищей,
1 -Низкий уровень – не знает.
Умение сделать простейшие базовые формы оригами: «дверь», «треугольник»,
«воздушный змей», «блин».
3 -Высокий уровень - делает самостоятельно,
2 - Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
1 -Низкий уровень - не может сделать.
Умение следовать устным инструкциям
3 - Высокий уровень - делает самостоятельно,
2 -Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
1 - Низкий уровень - не может сделать.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются
умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые
материалы, аккуратность выполнения работы.
1 -Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.
2 -Средний уровень – не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.
3-Низкий уровень - не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная бумага» основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей);
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры);
-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра);
-наглядный (демонстрация схем, поделок, учащихся на всевозможных выставках, конкурсах);
-репродуктивный (воспроизводящий);
-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);
-творческий.
При реализации программы используется следующие методы воспитания:
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, экскурсии и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Методическое обеспечение программы
№ | Название темы | Форма проведения | Методы и приемы | Дидактическое оснащение | Форма подведения итогов |
| Вводное занятие | Беседа, инструктаж по ТБ. | словесный | Инструкции | собеседование |
1. | Раздел 1. Волшебная бумага | | | | |
1.1 | Знакомство с историей оригами, со свойствами бумаги. | Рассказ | наглядный | картинки | устный опрос |
1.2 | Совушка- сова | практические занятия | практический, наглядный | Картон,бумага | Собеседование, просмотр изделий |
2. | Раздел 2.Разноцветные истории. | | | | |
2.1 | Способы работы с простейшими геометрическими фигурами | теоретические занятия | практический, наглядный | картинки | Собеседование |
2.2 | Мозаика «Гриб» | практические занятия | практический, наглядный | гофрированная бумага | Собеседование, просмотр изделий |
2.3 | Аппликация из геометрических фигур "Рыбка" | практические занятия | практический, наглядный | Цв. бумага | Собеседование, просмотр изделий |
2.4 | Предметная композиция «Натюрморт» | практические занятия | практический, наглядный | Картон,цв. бумага | Собеседование, просмотр изделий |
2.5 | Сюжетная аппликация «Колобок» | практические занятия | практический, наглядный | Картон,цв. бумага | Собеседование, просмотр изделий |
2.6 | Полуобъемная аппликация «Царевна-лебедь» | практические занятия | практический, наглядный | Картон,цв. бумага | Собеседование, просмотр изделий |
2.7 | Аппликация из геометрических фигур "Страус" | практические занятия | практический, наглядный | Цв. бумага | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
3. | Раздел 3.Вырезалочки | | | | |
3.1 | Знакомство с работой в технике бумагопластика | Теоретическое занятие | практический, наглядный | картинки | Собеседование |
3.2 | Ажурное вырезание из бумаги | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
3.3 | Силуэтное вырезание из бумаги | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
3.4 | Вытынанки «Лошадь» | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
3.5 | Изготовление фигур (предметов) по трафаретам | практические занятия | практический, наглядный | Трафарет,бумага | Конкурс, диагностика результативности |
4. | Раздел 4.Зимние фантазии | | | | |
4.1 | Беседа о зимних праздниках | Теоретическое занятие | практический, наглядный | беседа | Собеседование |
4.2 | Вырезание снежинок | практические занятия | практический, наглядный | Цв.бумага | Собеседование, просмотр изделий |
4.3 | Зимняя композиция «Снеговик» | практические занятия | практический, наглядный | Картон,бумага | Собеседование, просмотр изделий |
4.4 | Зимний сувенир «Елочка» | практические занятия | практический, наглядный | картон | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
5. | Раздел 5.От простого к сложному | | | | |
5.1 | Знакомство с поэтапной работой по созданию аппликаций | практические занятия | практический, наглядный | Схемы,картинки | Собеседование |
5.2 | Групповая работа по изготовлению работ из шаблонов в форме «ладошек». | практические занятия | практический, наглядный | Бумага,схемы | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
6. | Раздел 6. Цветочная полянка | | | | |
6.1 | Беседа о разнообразии цветочного мира | теоретическое занятие | практический, наглядный | беседа | Собеседование |
6.2 | Правила составления композиции из цветов | теоретическое занятие | практический, наглядный | Картинки цветы | Собеседование |
6.3 | Открытка с цветами | практические занятия | практический, наглядный | Цв. бумага | Собеседование, просмотр изделий |
6.4 | Объемный букет из цветов | практические занятия | практический, наглядный | Картон, цв.бумага | Собеседование, просмотр изделий |
6.5 | Композиция «Полевые цветы» | практические занятия | практический, наглядный | Картон, цв.бумага | Собеседование, просмотр изделий |
6.6 | Квиллинг «Ландыш» | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
6.7 | Оригами «Лотос» | практические занятия | практический, наглядный | | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
7. | Раздел 7.Забавные самоделки | | | | |
7.1 | Разговор о понятии объем | теоретическое занятие | практический, наглядный | беседа | собеседование |
7.2 | Беседа о сочетании различных техник, работы с трафаретами и шаблонами. | теоретическое занятие | практический, наглядный | беседа | устный опрос |
7.3 | Изготовление маски | практические занятия | практический, наглядный | картон | Собеседование, просмотр изделий |
7.4 | Конструирование «Коробочка» | практические занятия | практический, наглядный | картон | Собеседование, просмотр изделий |
7.5 | Проектирование «Рамочка» | практические занятия | практический, наглядный | схема | Собеседование, просмотр изделий |
8. | Раздел 8.Бумажный зоопарк | | | | |
8.1 | Знакомство с поэтапным выполнением творческой работы «паперкрафт» | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование |
8.2 | «Паперкрафт- лиса» | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
8.3 | Объемная аппликация «Насекомые» | практические занятия | практический, наглядный | Картон,бумага | Собеседование, просмотр изделий |
8.4 | Композиция «В зоопарке» | практические занятия | практический, наглядный | Картон,бумага | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
9. | Раздел 9. Волшебство бумажных лент. | | | | |
9.1 | Квиллинг-«Будем знакомы!» | теоретические занятия | практический, наглядный | картинки | Собеседование |
9.2 | Знакомство с основными правилами работы. | теоретические занятия | практический, наглядный | беседа | Собеседование, просмотр изделий |
9.3 | Картина в технике квиллинг | теоретическое занятие | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
9.4 | Проектная работа в технике квиллинг «Весенние цветы» | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
10. | Раздел 10. Забавная гармошка. | | | | |
10.1 | Оригами. Складывание гармошкой. | теоретическое занятие | практический, наглядный | бумага | Устный опрос |
10.2 | Аппликация из гофрированной бумаги «Лебеди» | практические занятия | практический, наглядный | гофрированная бумага | Собеседование, просмотр изделий |
10.3 | Складывание гармошкой «Бабочка» | практические занятия | практический, наглядный | гофрированная бумага | Собеседование, просмотр изделий |
10.4 | Знакомство с многоцветной аппликацией (простая, сюжетная, декоративная). | практические занятия | практический, наглядный | гофрированная бумага | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
11. | Раздел 11.Добрые сказки. | | | | |
11.1 | Составление сюжетной композиции на тему «Сказки». | теоретические занятия | практический, наглядный | картинки | Собеседование |
11.2 | Поиграем в сказку сказка из листа | практические занятия | практический, наглядный | картинки | Собеседование, просмотр изделий |
11.3 | Оригами по русской народной сказке «Заюшкина избушка» | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
11.4 | Создание объемной аппликации по сказке «Колобок» | практические занятия | практический, наглядный | Бумага,картон | Собеседование, просмотр изделий |
11.5 | Оригами по сказки «Теремок» | практические занятия | практический, наглядный | Бумага,картон | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
12. | Раздел 12.Открыточки. | | | | |
12.1 | История возникновения открыток. Знакомство с способами изготовления открыток. Сочетание различных техник. | теоретические занятия | практический, наглядный | беседа | Собеседование |
12.2 | Объемная открытка «Весна» | практические занятия | практический, наглядный | Картон.бумага | Собеседование, просмотр изделий |
12.3 | Открытка в технике квиллинг | практические занятия | практический, наглядный | Бумага для квиллинга | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
13. | Раздел 13.Весеннее настроение. | | | | |
13.1 | Беседы о весне и весенних праздниках. Знакомство с приемами изготовления объемных цветов и композиций. | теоретические занятия | практический, наглядный | беседа | Собеседование, просмотр изделий |
13.2 | Букет для мамы | практические занятия | практический, наглядный | Бумага,картон | Собеседование, просмотр изделий |
13.3 | Пасхальное яйцо в технике оригами | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
14. | Раздел 14.Коллекция идей. | | | | |
14.1 | Знакомство с техникой изготовления Папье-маше. | теоретические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
14.2 | Украшение для сумочки | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
14.3 | Мобиль «Веселые насекомые» | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий, выставка |
14.4 | «Весенний пейзаж» выполнена в техники папье-маше | практические занятия | практический, наглядный | бумага | Собеседование, просмотр изделий |
| Итоговое занятие | Оформление выставки моделей, изготовленных в течение года. | | поделки | Собеседование выставка изделий, диагностика результативности |
Список литературы
Список литературы для педагогов.
1.Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2015.- 160с., ил.- (Умелые руки).
2.Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2014.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
3.Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2012г.
4.Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2013.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
5.Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
6.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2014.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
7.Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2015.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
8.Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2014.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
9.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2013.-80с., ил.- (Домашняя школа)
10.http://stranamasterov.ru/
11.http://oriart.ru/
12.www.origami-school.narod.ru
13.http://www.liveinternet.ru
14.http://www.livemaster.ru
15.http://www.rukodel.tv/
16.http://www.maam.ru
17.http://prostodelkino.com
Список литературы для учащихся.
1. Веселые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М., 2015.
2. Геронимус Т. М. Я все умею делать сам. - Мм ACT - Пресс, 2016.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги- Ярославль Академиразвития, Академия, К*, 2015.
4. Кен Хайнс, Джил Харви Рей Гибсон «Домашний кукольный театр» Издательский дом «Росмен» 2005г.
5. Кожина О.А., Кораблева О Л. Сделан сам. - М., Владос, 2013.
6. Преснякова Т.Н. Уроки мастерства. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
7. Коротеева И.А. «Оригами для малышей» --М., 2016г.
8. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками»Т Ц « сфера» 2015г.
Глоссарий
Орига́ми - («сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага.
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.
Мобиль-это композиция, подвешенная в воздухе, элементы которой двигаются в воздухе за счет потоков воздуха или за счет механической тяги
Квиллинг -(англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение -искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Папье́-маше́ - (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи...
Паперкрафт - это модель, выкройки которой вырезаются и склеиваются в единое целое. При создании фигурки используются преимущественно цветные распечатанные листы бумаги.
Компози́ция - составление целого из частей. Искусство. Композиция (изобразительное искусство) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность...
Вытынанки - (белор. укр. витинанка) — резные узоры из бумаги, вид древнеславянского народного декоративного искусства. Включает сюжетные и орнаментальные украшения жилья — ажурные, силуэтные и тому подобное. Изготавливаются при помощи ножниц (маленьких и, например, очень больших — для стрижки меха овец), специальных мелких приспособлений мастеров, передающихся из поколения в поколение, а также ножом, топориками, другими орудиями. Материалом служит бумага (белая или цветная), тонкий картон. Вырезки используют для украшения помещений — стен, окон (например, в качестве занавески на форточках сельских домов), а также полок, печей.
Применяют как в быту, так и для подготовки религиозных или светских праздников.
Торцевание – это один из видов продуктивной деятельности – техника изготовления объемных поделок из бумаги. Это вид бумажного конструирования – искусство бумагокручения, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек - торцовочек создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т.д.
Приложение №1
Отслеживание результатов реализации программы
№п/п | Фамилия, имя ребёнка, возраст | Критерии: овладение основными знаниями, умениями, навыками | Самостоятельность, внимание. | Развитие сенсорики (цвет, форма, размер). |
| высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
Приложение №2
АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ В КРУЖКЕ «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
1. Нравится ли тебе заниматься в кружке?
а) нравится
б) не очень нравится
в) не нравится
2. С каким настроением ты приходишь на занятия?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) с привычным равнодушием
г) скорее бы это все кончилось.
3.Ты доволен, когда отменяются занятия кружка?
а) доволен
б) бывает по-разному
в) не доволен
4.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о занятиях в кружке?
а) часто
б) иногда
в) почти никогда не рассказываю.
5.Много ли у тебя друзей, занимающихся вместе с тобой?
а) не очень много
б) много
в) почти нет.
6.Считаешь ли ты, что выбрал дело по душе?
а) да
б) нет
в) не знаю
7.Тебе нравятся обучающиеся в твоей группе?
а) нравятся
б) нравятся некоторые
в) нравятся большинство
8. Интересуются ли родители твоими успехами работы в кружке?
а) всегда интересуются
б) иногда интересуются
в) никогда не интересуются
Оценка результатов
3 балла - положительное отношение
1 балл - нейтральные ответы
0 баллов - отрицательное отношение
24 – 20 баллов – высокий уровень мотивации и учебной активности;
16 – 19 баллов – достаточный уровень мотивированной и учебной активности;
12 – 15 баллов –положительное отношение к занятиям
Приложение №3
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на ниже перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характерен для вашего ребенка..
Фамилия, имя ребенка__________ _______________________________
Какая основная причина выбора данного кружка?
а) развитие творческих способностей;
б) проблема свободного времени;
в) расширение кругозора;
Интересуетесь ли вы успехами вашего ребенка, посещающего кружок
а) постоянно;
б) иногда;
в) никогда не интересуюсь;
С каким настроением ваш ребенок идет на кружок?
а) с радостью;
б) неохотно;
в) по вашему желанию;
Часто ли ребенок делится с вами впечатлениями от посещения кружка?
а) практически некогда;
б) делится иногда;
в) делится всегда;
Появляется ли у ребенка желание дома продолжить работу, начатую на
занятиях кружка?
а) довольно часто;
б) появляется иногда;
в) никогда;
Приложение №4
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
Если устали глаза.
1. Плотно сомкните веки на 5 с; затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
2. Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
3. Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
4. Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.
Если устали руки.
1. Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8- 10 с.
2. Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад. Повторите 7- 10 раз.
3. Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот.
4. Прижмите локти к туловищу, поочередно сгибайте руки в локтях и расслабленными кистями ударяйте себя по плечам 7-10 раз.
Если устала спина.
1. Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз.
2. Стоя делайте круговые движения тазом сначала в одну, а затем в другую сторону по 7- 10 раз.
3. Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
4. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на нее центр тяжести.
Если устали ноги.
1. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимайте ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
2. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7- 10 раз.
3. Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
4. Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамейку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 с. То же сделайте на другой ноге.