Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 84»
Утверждено
пед. совет от 30.08.2019 № 1
приказ от 30.08.19 № 293
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АНИМАШКА»
Возраст обучающих: 9-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Прохорова И.В., педагог-библиотекарь
Ларионова С.А., педагог-психолог
Н. Новгород 2019
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Учебный план /Содержание учебного плана…………………………………….5
Календарный учебный график…………………………………………………….6
Формы аттестации…………………………………………………………………..7
Оценочные материалы……………………………………………………………...7
Методические материалы…………………………………………………………..7
Условия реализации программы…………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………….9
Пояснительная записка
Актуальность программы
В силу развития современного общества, книги заменяются гаджетами, общение – интернетом. Дети меньше читают, непосредственно общаются между собой, что приводит к снижению развития речи, эмоциональной выразительности, творческой активности.
Но стало больше визуальных возможностей, и создание мультимедиа – это одна из них. Исходя из запросов современного общества, мы решили организовать в школе такую форму работы, которая объединяет «живое общение» с использованием современных информационных технологий, а именно - студию по созданию мультфильмов и песочной анимации.
Язык кино объединяет все формы выражения (вербальные и невербальные), помогая учащимся упорядочивать свои мысли и действия, расширяет, обогащает словарный запас, делает речевые высказывания детей более точными, пробуждает тягу к совместному творчеству, раскрепощает и эмоционально обогащает, помогает поверить в свои силы. Кино может стать необходимым тем школьникам, которые не очень уверенно чувствуют себя в школе, но пытаются обрести эту уверенность. Данная технология может стать необходимой тем учащимся, которые испытывают трудности в адаптации и социализации, имеют поведенческие отклонения и требуют корректировки эмоционально – волевой сферы.
В процессе работы с пластилином, бумагой, песком, водой и красками – ребенок получает возможность снять психоэмоциональное напряжение. В 2019-2020 учебном году мы хотим продолжать технику рисования песком (пескография).
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Издревле известно, что песок обладает лечебными свойствами: в практике индейцев рисунки на песке используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы, и т.д.
Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
Так же в 2019-2020 учебном году вводится новая техника ЭБРУ (рисование на воде), с последующей съемкой сюжета.
Что привлекает детей и взрослых в рисовании на воде? В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Сама вода помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять ее язык и научиться свободно «говорить» на нем. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм... Даже мастер-художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке!
Все это послужило причиной тому, что мы остановились на этих технологиях.
Активное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволит разнообразить формы проведения занятий, вовлечь детей в работу по созданию фильмов, тем самым, надежно закрепив уровень знаний по различным школьным предметам, сформировать учебную мотивацию.
Занятия в анимационной студии «Анимашка» проводятся во внеурочное время, что позволяет организовать досуг детей во второй половине дня.
Новизна данного проекта для школы заключается в том, что сами дети вовлечены в работу по созданию обучающих фильмов, являются помощниками учителя в подготовке к урокам.
Цели:
1. Социализация учащихся средствами анимации в условиях массовой школы.
2. Создание обучающих фильмов для дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1. Способствовать развитию у учащихся:
– коммуникативных, творческих, учебно-познавательных компетенций;
2. Обогащать тактильный опыт, скульптурные навыки.
3. Способствовать раскрытию потенциальных возможностей учащихся в области информационных технологий.
4. Сформировать у педагогов новые инструментальные, профессиональные компетенции в области учебно-воспитательной деятельности;
5. Формировать социально-приемлемое поведение у детей, имеющих трудности в общении и поведении.
Ожидаемые личностные и метапредметные результаты
Для педагогов:
решение проблемы занятости детей во внеурочное время;
сформированность компетенций в области использования технологии создания обучающего анимационного фильма в условиях школы;
обучающие анимационные фильмы;
решение проблемы поведенческих проблем детей.
Для детей:
Личностные:
Сформированность коммуникативной компетенции.
Овладение приемами саморегуляции и самоконтроля.
Овладение различными способами применения компьютерных технологий.
Метапредметные:
Формирование способности самостоятельно определять цели, составлять план действий;
Осуществлять свою деятельность, используя различные ресурсы для достижения цели. Проявлять креативность, уметь выбирать нужные стратегии.
Сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом
Уметь самостоятельно оце нивать ситуацию и принимать решение.
Владеть навыками познавательной рефлексии
Формирование универсальных учебных действий, способность их применять на практике и в повседневной жизни.
2. Учебный план
Содержание учебного плана
Программа рассчитана на 2019-2020 уч. год и предусматривает 4 этапа:
1. сентябрь-октябрь 2019 года. Экспериментальная работа. (24 ч.)
Этап предусматривает формирование групп для работы, выполнение подготовительных мероприятий:
создание сюжета (написание текста)
подготовка и проверка оборудования
подбор музыкального сопровождения
фантазия под музыку
подготовка декораций
создание персонажей
работа над постановкой речи для озвучивания
объединение декорации со звуками природы (включение зрительно-слуховых анализаторов)
создание обучающего фильма по пескографии
демонстрация обучающего фильма по работе над анимацией
мастер-класс по пескографии для детей
демонстрация обучающего фильма по работе с персонажами для детской режиссерской группы, группы монтажа.
Форма организации: групповые занятия с элементами тренинга, игротерапии, арт- терапии, дискуссии.
Виды деятельности: Тренинговые упражнения, творческие задания, дискуссии, моделирование проблемных ситуаций, зарисовка сюжетов, героев, создание комиксов.
2. ноябрь-февраль 2019-2020 года. Этап внедрения. (23 ч.)
. На данном этапе ведется непосредственная работа по созданию пробной песочной анимации, пластилинового мультфильма, эбру.
Форма организации: групповые и индивидуальные практические занятия; групповое творчество.
Виды деятельности: групповое сочинение истории на заданную тему, предварительная зарисовка на бумаге сюжета, рисунки песком, лепка из пластилина, съемка.
3. март - апрель 2020 год. Работа над монтажом. Отслеживание результатов. (20 ч.)
Форма организации: малыми группами.
Виды деятельности: осваивание компьютерных технологий: объяснение, показ, практика.
Этап предусматривает диагностику с целью мониторинга развития детей и качества работы руководителей студии.
4. май – июнь 2020 года. Анализ работы экспериментальной лаборатории. Корректировка программы. Планирование работы на следующий год. (руководители)
(1 ч.)
4. Календарный учебный график
Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
| Экспериментальный этап | 23 | Групповая | Наблюдение Первичная диагностика |
| Знакомство. Сплочение группы. | 2 | | |
| Экскурс в мир анимации | 1 | | |
| Знакомство с работами детей 2018-2019 учебного года | 1 | | |
| Мастер-класс по пескографии | 1 | | |
| Учимся составлять групповой сценарий | 1 | | |
| Зарисовка сюжета с последующим переносом на пескограф | 2 | | |
| Зарисовка героев и последующая лепка из пластилина | 3 | | |
| Работа с фоном составление дизайна | 4 | | |
| Обучение приемам техники ЭБРУ | 3 | | |
| Составление простейшего сюжета с помощью техники ЭБРУ (съемка ) | 2 | | |
| Демонстрация работы по монтажу с применением средств ИКТ | 2 | | |
| Рефлексия состояния по пройденному этапу | 1 | | |
2 | Этап внедрения | 24 | Групповая | Наблюдение |
| Групповое составление сценария на заданную тему | 2 | | |
| Зарисовка героев на бумаге (на конкурсной основе) | 1 | | |
| Отбор лучших персонажей | 1 | | Беседа |
| Изготовление героев из пластилина на выбранную тему по сценарию | 3 | | Демонстрация изделия |
| Поиск и работа с фоном, составление дизайна | 2 | | Демонстрация |
| Отбор героев и материала для фона | 1 | | |
| Оформление фона | 2 | | Демонстрация результата |
| Съёмка сюжета | 4 | | Контроль качества |
| Подбор озвучки с помощью интернета | 2 | | |
| Групповое составление сценария на театральную тему | 1 | | |
| Рисование песком задуманного сценария с параллельной съемкой работ | 5 | Индивидуально | |
3 | Этап работы над монтажом | 20 | Мини группы | Наблюдение |
| Раскадровка | 3 | | |
| Аниматик (подбор видеоэффектов) | 3 | | |
| Сканирование, графическая обработка материалов | 3 | | |
| Наложение озвучки | 3 | | |
| Монтаж | 6 | | |
| Титры | 1 | | |
| Демонстрация | 1 | | Демонстрация готового видеофильма |
4 | Этап анализа работы экспериментальной лаборатории | 1 | | Самоанализ проделанной работы. Рефлексия |
| Всего: | 68 | | |
Формы аттестации
Демонстрация мультфильма в младших классов в качестве обучающего методического материала;
Презентация работы студии «Анимашка» педагогическому коллективу;
Участие в различных конкурсах;
Рефлексия проделанной работы.
Оценочные материалы
Анкеты;
Качество конечного продукта (мультфильм);
Результат участия в конкурсах (грамоты, дипломы).
7. Методические материалы
творческие задания, тренинговые упражнения
обучающие видеофильмы по созданию анимацией: «Фантазии», «Вреднючки на пикнике», «Осторожно – дорога»
обучающие презентации: по пескографии «Рождение Жар-птицы», по созданию пластилинового мультфильма, созданная силами учащихся в прошлом учебном году «Как это было»
книга Эрлинга Эрриксона «Анимера Мера»
пластилин, цветная бумага, кварцевый песок, карандаши, ручки
медиапрограммы: Video ped, Slideshow Creator
анкеты
Необходимое оборудование
№ | Необходимые ресурсы | Имеется в наличии | Недостает |
1. | Помещение для студии | + | |
2. | «Анимационный ящик» или стол | + | |
3. | Фотоаппарат с подставкой | + | |
4. | Экран | + | |
5. | Материалы для создания декораций и персонажей. | + | |
6. | Пескограф | + | |
7. | Компьютеры | + | |
8. | Набор для творчества ЭБРУ | + | |
8. Условия реализации программы
1.Разработка программы работы.
2.Разработка в рамках этой программы - планирования (календарный план), организация групп, планирование деятельности студии «Анимашка».
3.Взаимодействие в организации управленческой, учебно-воспитательной и развивающей деятельности членов педагогического коллектива, руководителей, семьи.
4.Функционирование координационного совета.
5.Результаты психологического сопровождения.
9.Список литературы:
Эрлинг Эриксон «Анимера Мера».
Учебная презентация по пескографии «Рождение Жарптицы».
Зейц, М.В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница /М.В. Зейц.- М.: ИНТ, 2010.-252 с.
Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель/ М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.
http://multator.ru/draw/ - «Мультатор» - онлайн - конструктор мультфильмов
https://ru.wikipedia.org - википедия создания мультфильмов
http://www.maam.ru/ - кружок по созданию анимации
http://oktyabrskyi.ru/ - кружок мультипликации
19