СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования ансамбль ложкарей «задоринка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования ложкарей "Задоринка"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования ансамбль ложкарей «задоринка»»













ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ «ЗАДОРИНКА»

Серебрякова Марина Анатольевна, ВКК




























2017 – 2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает лучшим будущее»


Актуальность программы

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудили меня организовать в школе ансамбль ложкарей «Задоринка».

Методологическая основа программы

Основой для данной программы являются: программа Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование младших школьников», программа С.Бублей «Детский оркестр», программа Д.А.Рытова «Искусство игры на ложках». Программа носит художественно – эстетическую направленность и реализуется в рамках внеурочной деятельности с учащимися 2 – 4 классов и рассчитана на три года обучения. Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкально – творческой деятельности. Данная программа способствует социализации личности каждого ребенка, развитию личностных качеств и межличностных отношений, развивает тонкую моторику, координацию движений и быстроту реакции. В процессе занятий у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания, у обучающихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, уверенность в своих силах.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения игре на ложках, народных шумовых, ритмических и музыкальных инструментах, а также экспериментальных инструментах (инструментах - самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности: создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, несложных игровых миниатюр, инсценировок. Коллективные творческие композиции и проекты дети демонстрируют на праздниках, концертах.

Цель программы: приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.

Задачи программы:

  • Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на русских народных инструментах.

  • Развивать музыкальные, интеллектуальные, творческие способности детей.

  • Расширять и обогащать знания детей о русских народных промыслах, традициях, праздниках и др.

  • Воспитывать интерес и потребность к занятиям музыкой.

  • Пропагандировать музыкальную культуру и искусство.

Принципы:

  • принцип единства художественного и технического развития;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством игры на русских народных инструментах: от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников ансамбля в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении музыкального материала.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;

  • наглядно-зрительный;

  • репродуктивный;

  • частично – поисковый

  • исследовательский



Диагностическая карта на начало учебного года

ФИО ребенка

1.Умеет услышать и определить характер муз.произведения

2.Умеет воспроизвести несложный ритмический рисунок

3.Умеет эмоционально откликаться на прослушанную музыку

4.Умеет пропеть (повторить) мелодию

5.Умеет легко и непринужденно показать себя в движении или танце













Диагностическая карта на конец учебного года

ФИО ребенка

1.Знает изученные приемы игры на двух ложках и умеет ритмично их воспроизвести

2.Умеет играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз.произведение

3.Умеет держать корпус и положения рук

4.Знает названия народных инструментов и умеет играть на них

5.Знает основные средства музыкальной выразительности














Формы проведения занятий

Основной формой работы в ансамбле ложкарей «Задоринка» является групповое (при необходимости индивидуальное) занятие по расписанию. Занятия проводятся один раз в неделю в соответствии с расписанием. Продолжительность занятия 45 минут (с перерывом 5 минут).

Занятия проходят со всем коллективом (ансамбль) и индивидуально (при необходимости).

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где обучающиеся овладевают различными приемами игры на ложках, русских народных инструментах, разучивают новые инструментальные композиции.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, закрепляются постановка корпуса и рук, развиваются навыки актерского мастерства.

Заключительное занятие, завершающее тему – отчетный концерт. Проводится для самих детей, учителей, родителей.

Каждое занятие строится по схеме:

  • разминка: комплекс упражнений для подготовки к игре исполнительского аппарата (рук, корпуса), которые помогают отрефлексировать мышечные ощущения и координацию движений (2–3 мин);

  • ритмические упражнения;

  • работа над произведением;

  • анализ занятия.

Структура программы

Программа предусматривает поэтапное обучение школьников игре на ложках и русских народных инструментах. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данная программа направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей.

Программа делится на три образовательные ступени:

1 ступень – (первый год обучения)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень (второй год обучения)

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.

Продолжают совершенствовать технику игры на ложках, коллективным музицированием в ансамбле, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают актерское мастерство.

3 ступень – (третий год обучения)

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых русских народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Занимаются пропагандистской деятельностью.

Основные разделы (ступени) программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речитативом, приговором, созданными ими самими импровизациями и др.

Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 2-4 классов и является дополнением к содержанию музыкального образования по разделу «Игра на музыкальных инструментах».

В соответствии с базисным учебным планом на реализацию программы дополнительного образования ансамбля ложкарей «Забава» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Продолжительность занятия: 45 минут.


Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников ансамбля и их продвинутости. Музыкальные композиции с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в техническом отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме игры на ложках или других русских народных инструментах, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей, мотивацию к обучению и воспитывает чувство успешности и гордости за себя.


Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах, которые они завоевывают, участвуя в конкурсах и фестивалях разного уровня.



Работа с родителями предполагает:

Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого, систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.

Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в изготовлении экспериментальных музыкальных инструментов (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.






































Содержание программы

Первый год обучения

Тема I. Ансамбль как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие об инструментальном ансамбле. Инструментальный ансамбль как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие об ансамбле и его разновидностях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете и т.д.), оркестре. Организация занятий с ансамблем. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, ритмический). Правила техники безопасности, включающие в себя профилактику перегрузки. Дирижер, дирижерский жест. (2 ч)

1.2. Диагностика на начало учебного года. Предварительное ознакомление с музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач ансамбля ложкарей. (1 ч)

1.3. Строение простейших шумовых ритмических инструментов. Основные компоненты для создания простейшего ударно – ритмического инструмента. Создание собственных экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок). (4 ч)

1.4. Положение рук и корпуса. Понятия о положении рук и корпуса во время игры на ложках, как правильно держать ложки.

Инструментальное музицирование в положении «стоя» и «сидя», постоянный контроль за этим. Пластика движений при игре на инструментах. (5 ч)

1.5. Приемы игры на ложках.

Разучивание и отработка приемов игры на ложках: «Прямые удары», «Часики», «Хлопок», «Шофер», «Треугольник», «Домик», «Плечики», «Локоточки», «Сосед». (5 ч)

Тема II. Формирование понятий о средствах музыкальной выразительности.

2.1. Тембр, темп, динамика, звуковедение, метр, ритм, фразировка. (2 ч)

2.2. Ритмические, речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами, понятие о музыкальной фразе. Учить детей при исполнении упражнений сопровождать их выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения, фантазии, доставление радости и удовольствия. (2 ч)

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение.

3.1. Работа с народной песней. Изучение жанров народной песни, её особенностей: своеобразия ладовой окраски, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Ритмическое сопровождение народных песен с использованием ложек и народных инструментов. Исполнение сольно и ансамблем. Изучение истории возникновения русских народных инструментов. Работа над строем и ансамблем. Исполнение произведения в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. (10 ч)

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация музыкальных произведений.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа исполняемых инструментальных композиций. (2 ч)

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио - и видеозаписей. Формирование музыкального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки исполняемых произведений; анализировать качество игры, как профессиональных исполнителей, так и своего ансамбля. (1 ч)

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление ансамбля на школьных мероприятиях, участие в фестивалях и конкурсах.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

К концу первого года обучения дети должны:

знать/понимать:

  • постановку корпуса и рук при игре на инструментах;

  • различные (простейшие) приемы игры на ложках и других инструментах;

  • понимать дирижерский жест, специальную музыкальную терминологию;

  • названия русских народных инструментов.

уметь:

  • правильно держать корпус;

  • правильно воспроизводить ритмический рисунок;

  • слаженно играть в ансамбле
































Содержание программы

Второй года обучения

Тема I. Ансамбль как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков положения рук, корпуса, ног при инструментальном музицировании. Специальные упражнения, закрепляющие навыки положения корпуса, рук и ног при игре на музыкальных, шумовых и ритмических инструментах. Игра в положении «сидя» и «стоя». Контроль за положением рук, корпуса в процессе игры на ложках и различных музыкально – ритмических инструментах. Правила техники безопасности, включающие в себя профилактику перегрузки.

1.2. Положения рук, корпуса, ног в различных ситуациях сценического действия. Положение корпуса, рук, ног и пластические движения: правила и соотношение. Игра на инструментах с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение положения корпуса, рук при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение игры на инструментах с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Комплекс упражнений различных приемов игры на ложках.

Припоминание и отработка приемов игры на ложках: «Прямые удары», «Часики», «Хлопок», «Шофер», «Треугольник», «Домик», «Плечики», «Локоточки», «Сосед». Изучение новых приемов игры на ложках: глиссандо, тремоло, форшлаги, «Солнышко».

Тема II. Совершенствование и развитие исполнительских навыков.

2.1. Игра на ложках и русских народных инструментах. Работа над одновременным началом и окончанием музыкального произведения. Работа над ритмическим, темповым, динамическим ансамблем. Добиваться непринужденности в исполнении. Слуховой контроль. Специальные приёмы работы над навыками ансамблевого строя при игре на инструментах. Соотношение инструментальной игры с мимикой и пантомимой при условии свободы движений.

2.2. Ритмические, речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами, понятие о музыкальной фразе. Учить детей при исполнении упражнений сопровождать их выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

Тема III. Работа над исполнительским репертуаром.

3.1. Работа с народной песней. Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Импровизация. Изучение истории возникновения русских народных праздников.

3.2. Работа с произведениями композиторов - классиков. Работа над строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над исполнительскими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных композиторов. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Игра сольно и в ансамбле.

Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа исполняемой музыки.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио - и просмотр видеозаписей концертов профессиональных исполнителей. Формирование музыкального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики профессиональных исполнителей и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Встречи с детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся, их самореализацию и социализацию в обществе.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление ансамбля на школьных мероприятиях, участие в фестивалях и конкурсах.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

  • соблюдать постановку корпуса и рук при игре на инструментах;

  • жанры инструментальной и вокальной музыки;

  • народные праздники и уметь рассказать о них.

уметь:

  • демонстрировать различные приемы игры на ложках и других инструментах;

  • точно повторить ритмическую композицию;

  • играть слаженно в ансамбле;

  • создавать свой собственный ритмический рисунок к музыкальному произведению;

  • дать критическую оценку своему исполнению;

  • сочетать движения рук и ног;

  • принимать активное участие в творческой жизни ансамбля.






















Содержание программы

Третий года обучения

Тема I. Организация деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами инструментального исполнения.

1.3. Соотношение движения и игры на ложках в процессе работы над музыкальным произведениями. Понятие о стилевых особенностях произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем исполняемого произведения. Отработка фрагментов инструментальных композиций в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

Тема II. Совершенствование приемов игры на ложках.

2.1. Усложнение комплексов упражнений по совершенствованию исполнительских навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование технических навыков. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Игра на ложках и русских народных инструментах с изменением нюансов (динамических оттенков), звуковедения, звукоизвлечения (изменения тембра звучания), темпа.

2.4. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Исполнение упражнений сопровождаются выразительностью мимики и жестов.

Тема III. Работа над репертуаром.

3.1. Работа с народной песней. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Игра соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. Импровизация.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Самостоятельный анализ ансамблевых записей, сделанных в процессе работы и концертных выступлений.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Разнообразие исполнительских приемов. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Игра с использованием сценических движений. Творческие задания для самостоятельной работы.

Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа произведения.

Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание исполняемой музыки.

Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

6.1. Прослушивание аудио - и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

6.2. Анализ музыкальных произведений.

Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля на школьных мероприятиях, участие в фестивалях и конкурсах разного уровня.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

  • основные приемы игры на ложках и других русских народных инструментах;

  • жанры музыки;

  • традиции и обычаи русского народа и родного края и уметь рассказать о них;

  • поведение артиста до выхода на сцену и во время концерта;

уметь:

  • владеть различными приемами игры на ложках и других русских народных инструментах;

  • импровизировать и сочинять ритмический рисунок и ритмическую композицию на заданные темы;

  • дать критическую оценку своему исполнению;

  • оказывать помощь при изучении нового материала испытывающим затруднения членам ансамбля;

  • традиции и обычаи русского народа и родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать о них;

  • овладевать приемами актерского мастерства;

  • вести концертно – пропагандистскую деятельность.

К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными приемами игры на ложках, музыкальных, шумовых и ритмических инструментах, разнообразный репертуар, сценическая практика позволяют детям лучше реализовать свой потенциал. Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня.














Ожидаемый результат

Каждый участник ансамбля должен:

Знать/понимать:

  • специфику приемов игры на ложках;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной музыки, русские народные инструменты;

  • историю русской народной музыки, русские обычаи, традиции, календарные праздники;

  • имена выдающихся коллективов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • распознавать на слух изученные произведения и способы игры;

  • выразительно исполнять инструментальное соло (с оркестровым сопровождением и без сопровождения);

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды оркестров;

  • играть индивидуально и в ансамбле, сохраняя ритмический рисунок;

  • применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;

  • ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;

  • понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


Способы определения результативности программы:

  • игра на 2-х и 3-х ложках;

  • игра на русских народных инструментах;

  • игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);

  • игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В течение учебного года преподаватель должен подготовить с учащимся 2-3 произведения, различных по жанру, форме, образно-художественному содержанию. Учащиеся должны знать свои партии наизусть для выступления на концерте.


Формы контроля усвоения учебного материала:

- контрольные уроки;

- концертные выступления;

- участие в фольклорных праздниках

- конкурсы, фестивали.



Критерии оценки выступления на концерте, конкурсе.

Качество исполнения музыкальных произведений

Культура исполнения, культура поведения на сцене, ощущение свободы Владение навыками игры в ансамбле: синхронность звучания партий ансамбля;

Актерское мастерство



Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Русские народные инструменты (ложки, трещотки, бубны, рожки, свистульки, коробочки, гусли и др.)

  • Специальные стульчики – табуретки (необходимо приобрести)

































Список учебно - методической литературы


  1. Программа « Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс», М., 1979.

  2. Программа «Музыкальный инструмент» М., 1989.

  3. Антология литературы для русских народных инструментов. Часть 1.Сост. С. Колобков. М., 1984

  4. Асафьев Б. О русском народном музыкальном фольклоре. Том 4. М., 1956.

  5. Альбом начинающего домриста. Выпуск 8 «Советский композитор» 1976 год.

  6. В. Чунин- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год

  7. Андреев В. Ансамбль ждля гитары. СПб. Союз художников. 2006.

  8. Вып.1 Сост. А.Иванов-Крамской. – М. Музыка 1982.

  9. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979.

  10. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.

  11. Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока.-М., 1982.

  12. Государственный русский народный оркестр имени Н Осипова.-М., 1965.

  13. Вып.2 Сост. И исполн. Ред Е. Ларичева. – М. Музыка, 1982.

  14. Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов Т. 4. ч. 1.-М., 1962.

  15. Иванова Л. Ансамбли для гитары. Для учащихся начальных и средних классов ДМШ. СПб. Союз художников, 2006.

  16. Капишников Н. Воспитание чувств-Кемерово, 1961.

  17. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов.- М., 1982.

  18. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр.-М., 1976.

  19. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М., 1983.

  20. Михайлова М, Воронина Н., «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»

  21. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. – М.: Сов.композитор, - 1988 г – 190 с.

  22. Песни русских композиторов и русские нар. песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.

  23. http://infourok.ru/rabochaya programma_kruzhka_lozhkari-344585.htm





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!