Управление по образованию администрации г. Минска
Государственное учреждение образования
«Средняя школа г.Минска»
СОГЛАСОВАНО Начальник управления по образованию администрации ______________ «____» ________________2022 | УТВЕРЖДАЮ Приказ директора № ______ «___»________2022 ___________ |
СОГЛАСОВАНО
Директор ГУО «Физкультурно-
спортивный центр детей и молодёжи
г. »
___________
«___»______________ 2022
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Баскетбол»
(физкультурно-спортивный профиль, базовый уровень изучения
образовательной области «Физкультурно-спортивная деятельность»)
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: с 7 лет
Срок реализации программы: 4 года
Рекомендована
на заседании методического совета
протокол № ________
«___» _______2022
Минск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Баскетбол – одна из наиболее распространенных спортивных игр во всем мире, а также он является одним из самых распространенных видов спорта в общеобразовательной школе. Поэтому среди большого многообразия средств решения основных задач физического воспитания в школе эта игра занимает очень важное место. Это объясняется не только ее доступностью, и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств и прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), что имеет исключительное значение в школьном возрасте.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение баскетболу способствует выявлению «баскетбольных талантов» ещё в школьном возрасте, а также создает предпосылки для массового приобщения людей к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
Актуальность программы в приобщении ребят к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Программа объединения по интересам «Баскетбол», направление командные виды спорта, разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля утвержденный Постановлением Министерство образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 № 123, образовательная область физкультурно-спортивная деятельность.
Цель: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
познакомить обучающихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
укреплять опорно-двигательный аппарат обучающихся;
способствовать разностороннему физическому развитию, укреплять здоровье, закаливать организм;
целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества детей;
расширение спортивного кругозора обучающихся;
формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Организационные условия реализации программы
В объединение по интересам приглашаются учащиеся с 7 лет, желающие заниматься, независимо от их одаренности, способностей, уровня физической подготовленности и не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям по баскетболу.
Продолжительность года обучения составляет 39 недель. Срок реализации программы – 4 года.
Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
При построении учебного занятия в соответствии с принципом чередования нагрузки и отдыха перерыв между учебными часами не предусматривается.
Возраст Нагрузка | 7-8 лет | 9-10 лет | 11-13 лет | 14 лет и старше |
Количество часов в неделю | 4 | 4 | 6 | 6 | 8 | 9 | 12 |
Количество занятий в неделю | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Продолжительность одного учебного занятия, в минутах | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 135 | 135 |
Материально-техническое обеспечение
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Время, отведенное на изучение отдельных тем программы, может незначительно отличаться в зависимости от уровня подготовленности и возраста обучающихся в группах, ресурсного обеспечения учебно-тренировочного процесса и других факторов.
В первый год обучения учащиеся осваивают основные технические приемы и тактические действия в баскетболе, развивают основные физические качества, получают теоретические знания, а также овладевают первоначальными навыками соревновательной деятельности.
Во второй год обучения ставится задача по расширению круга изучаемых
технических приемов и тактических действий, формированию умений выполнения изученных приемов в усложненных условиях, дальнейшему разлитию физических качеств с учетом специфики избранного вида спорта. Увеличивается объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость и пр.
№ | Наименования разделов и тем | Количество учебных часов в год |
Количество учебных часов в неделю | 4 | 6 |
1 | Теоретическая подготовка | 9 | 9 |
1.1 | Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях баскетболом | 1 | 1 |
1.2 | Правила баскетбола | 2 | 2 |
1.3 | Профилактика травматизма в баскетболе | 1 | 1 |
1.4 | Основы формирования здорового образа жизни | 1 | 1 |
1.5 | Основы техники и тактики баскетбола | 2 | 2 |
1.6 | Терминология баскетбола | 2 | 2 |
2 | Практическая подготовка | 147 | 225 |
2.1 | Общая физическая подготовка | 27 | 27 |
2.2 | Специальная физическая подготовка | 27 | 52 |
2.3 | Техническая подготовка | 45 | 90 |
2.4 | Тактическая подготовка | 19 | 25 |
2.5 | Интегральная подготовка | 25 | 27 |
2.6 | Контрольное тестирование | 4 | 4 |
2.7 | Участие в соревнованиях | согласно календаря |
Итого часов в год | 156 | 234 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Теоретическая подготовка
Вводное занятие.
Правила безопасного поведения на занятиях баскетболом
Правила баскетбола
Профилактика травматизма в баскетболе
Основы формирования здорового образа жизни
Основы техники и тактики баскетбола
Терминология баскетбола
2. Практическая подготовка
2.1 Общая физическая подготовка
Строевые упражнения;
Упражнения для рук плечевого пояса;
Упражнения для ног;
Упражнения для шеи и туловища;
Упражнения для всех групп мышц;
Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»;
Упражнения для развития быстроты;
Упражнения для развития ловкости;
Упражнения для развития гибкости;
Упражнения для развития прыгучести.
2.2 Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед;
Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении;
Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом);
Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны);
Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги;
Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам;
Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами;
Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом;
Метание различных мячей в цель;
Эстафеты с разными мячами.
2.3 Техническая подготовка
Обучение передвижению в стойке баскетболиста;
Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами;
Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги;
Повороты вперед и назад;
Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении;
Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении;
Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока;
Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении;
Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита;
Обучение технике двух шагов с места, в движении;
Броски двумя руками от груди с двух шагов.
2.4 Тактическая подготовка
Нападение
Выход для получения мяча на свободное место.
Обманный выход для отвлечения защитника.
Розыгрыш мяча короткими передачами.
Атака кольца.
«Передай мяч и выходи».
Наведение своего защитника на партнера.
Защита
Противодействие получению мяча.
Противодействие выходу на свободное место.
Противодействие розыгрышу мяча.
Противодействие атаке кольца.
Подстраховка.
Система личной защиты.
2.5 Интегральная подготовка
Интегральная подготовка заключается в том, что она выступает одним из основных средств по получению необходимых спортивных умений и навыков, а также их последующее совершенствование. На первом году обучения интегральная подготовка в основном основана на игре. Спортивные и тренировочные игры – это комплекс специальных и дополнительных упражнений. Включение интегральной подготовки в тренировочный процесс, и ее количество в общей подготовке, зависит от возраста учащихся и их физической подготовленности Особенно эффективно для интегральной подготовки выполнение соревновательных упражнений в облегченных, затрудненных условиях.
2.6 Контрольные нормативы
В начале и конце учебного года предусмотрена сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
2.7 Участие в соревнованиях
Участие в спортивных праздниках, конкурсах, товарищеских встречах и соревнованиях.
Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам минибаскетбола.
Товарищеские игры с командами соседних школ.
Итоговые контрольные игры.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения
К концу первого года обучения учащиеся:
получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
улучшат общую физическую подготовку;
освоят упражнения СФП;
ознакомятся с азами техникотактической подготовки;
обучатся игровой ориентации в минибаскетболе;
улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
научатся ловить мяч двумя руками на месте;
научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
научатся освобождаться для получения мяча;
будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
будут уметь останавливаться двумя шагами;
будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
научатся передавать мяч двумя руками в движении;
научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
научатся вести мяч зигзагом, а также без зрительного контроля;
будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
научатся выполнять броски в корзину двумя руками на ближнее, среднее,
дальнее расстояние;
научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Теоретическая подготовка
Общие основы баскетбола
Физическая культура и спорт РБ.
Баскетбол в РБ. Достижения наших команд на мировой арене.
Правила безопасного поведения на тренировках.
Основные сведения о спортивной квалификации.
Разряды, звания и порядок их присвоения.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Гигиенические требования к спортсменам.
Техника и тактика игры в баскетбол, их взаимосвязь.
Подведение итогов года.
2. Практическая подготовка
2.1 Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями.
Эстафеты без предметов и с мячами.
Упражнения для развития силы.
Упражнения для развития скоростносиловых качеств.
Упражнения для развития гибкости.
Упражнения для развития ловкости.
Комбинированные упражнения по круговой системе
Развитие прыгучести.
Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.
2.2 Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Бег змейкой приставными шагами, спиной вперед. Бег с остановками, поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча.
Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах. Прыжки со скакалкой.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков.
Упражнения для развития игровой ловкости. Передачи мяча в стену с последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения из бега, прыжков, ловли, передач, ведения, бросков с предельной интенсивностью.
Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча.
2.3 Техническая подготовка
Передвижение в баскетбольной стойке с изменением направления и скорости, с работой рук.
Остановки прыжком и двумя шагами без мяча и с мячом.
Повороты на месте вперед и назад без мяча и с мячом.
Ловля и передача мяча изученными способами на месте, в движении, парами, тройками с изменением расстояния, скорости, исходных положений.
Обучение передачам двумя руками сверху, снизу, одной сверху, снизу, на месте, в движении.
Ведение мяча левой и правой рукой с изменением высоты отскока, направления, скорости, с остановками.
Ведение со сменой рук без зрительного контроля.
Обводка соперника с изменением направления.
Сочетания ведения, передач и ловли мяча.
Броски в кольцо двумя от груди и одной от плеча с места и в движении после двух шагов.
Обучение броску после ведения, после обводки, после ловли и двух шагов слева, справа и с середины.
Обучение штрафному броску двумя и одной рукой от плеча.
Обучение технике броска с места со средней дистанции.
2.4 Тактическая подготовка
Нападение
Розыгрыш мяча игроками команды.
Организация атаки кольца.
«Передай мяч и выходи».
Заслон защитнику партнера.
Наведение на партнера своего защитника.
Взаимодействие «Треугольник».
Взаимодействие «Тройка».
«Малая восьмерка».
Скрестный выход.
Система быстрого прорыва.
Система нападения без центрового игрока.
Защита
Противодействие розыгрышу мяча.
Противодействие атаке.
Подстраховка партнера.
Переключение на другого нападающего.
Проскальзывание.
Групповой отбор мяча.
Противодействие «Тройке».
Противодействие «Малой восьмерке».
Система личной защиты.
2.5 Интегральная подготовка
Овладение запланированными приемами техники на уровне умений и навыков.
Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
Овладение основами тактики командных действий.
Воспитание навыков соревновательной деятельности по минибаскетболу.
2.6 Контрольное тестирование
В начале и конце учебного года предусмотрена сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
2.7 Участие в соревнованиях
Контрольные игры на проверку усвоения технических приемов в игровой обстановке.
Подготовительные учебные двухсторонние игры.
Товарищеские встречи с командами соседних школ.
Итоговые контрольные игры с приглашением родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 год обучения
К концу второго года обучения учащиеся:
расширят представление о баскетболе в РБ, о спортивной квалификации, разрядах, званиях;
научатся правильно распределять нагрузки в режиме дня;
улучшат свои нравственные и волевые качества, станут более выносливыми к любым нагрузкам;
пополнят техникотактический арсенал игры в баскетбол;
освоят разнообразную игровую практику;
научатся ловить мяч двумя руками при движении сбоку;
научатся ловить мяч двумя руками в прыжке;
научатся ловить мяч одной рукой в движении;
освоят передачу мяча двумя руками в движении (встречные);
освоят передачу мяча двумя руками в движении (сопровождающие);
освоят передачу мяча одной рукой с боку (с отскоком);
научатся передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком);
научатся передавать мяч одной рукой в прыжке;
будут выполнять броски в корзину двумя руками (добивание);
будут выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита; в движении;
будут выполнять броски в корзину за 3х очковой линией;
в нападении получат навыки ставить заслон;
научатся в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока;
будут уметь защищаться системой личной защиты;
научатся обводить соперника с изменением высоты отскока;
будут ловить мяч одной рукой в прыжке;
смогут передавать мяч одной рукой (поступательные);
смогут обводить соперника с изменением направления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
В третий и четвертый годы обучения проводится целенаправленная работа по повышению уровня общей и специальной физической подготовки, а также технической, тактической и психологической подготовки.
Выбор места занятий, использование упражнений, подвижных игр и условия проведения соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся.
№ | Наименования разделов и тем | Количество учебных часов в год |
Количество учебных часов в неделю | 6 | 8 | 9 |
1 | Теоретическая подготовка | 9 | 9 | 9 |
1.1 | Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях стрельбой из лука | 1 | 1 | 1 |
1.2 | Оружие и снаряжение стрелка из лука | 1 | 1 | 1 |
1.3 | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 1 | 1 |
1.4 | Профилактика травматизма в стрельбе из лука, средства и методы восстановления | 1 | 1 | 1 |
1.5 | Основы формирования здорового образа жизни | 1 | 1 | 1 |
1.6 | Основы строения и функции организма, влияние физических упражнений | 1 | 1 | 1 |
1.7 | Техника и тактика стрельбы из лука | 2 | 2 | 2 |
1.8 | Баллистика | 1 | 1 | 1 |
2 | Практическая подготовка | 225 | 303 | 342 |
2.1 | Общая физическая подготовка | 68 | 104 | 50 |
2.2 | Специальная физическая подготовка | 36 | 54 | 36 |
2.3 | Техническая подготовка | 90 | 108 | 153 |
2.4 | Тактическая подготовка | 18 | 20 | 36 |
2.5 | Психологическая подготовка | 7 | 9 | 27 |
2.6 | Инструкторско-судейская практика | 2 | 4 | 36 |
2.7 | Контрольные нормативы (приёмные и переводные) | 4 | 4 | 4 |
2.8 | Участие в соревнованиях | согласно календаря |
ИТОГО ЧАСОВ В ГОД: | 234 | 312 | 351 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
№ | Наименования разделов и тем | Количество учебных часов в год |
| Количество учебных часов в неделю | 9 | 12 |
1 | Теоретическая подготовка | 9 | 9 |
1.1 | Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях стрельбой из лука | 1 | 1 |
1.2 | Оружие и снаряжение стрелка из лука | 1 | 1 |
1.3 | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 1 |
1.4 | Профилактика травматизма в стрельбе из лука, средства и методы восстановления | 1 | 1 |
1.5 | Основы формирования здорового образа жизни | 1 | 1 |
1.6 | Основы строения и функции организма, влияние физических упражнений | 1 | 1 |
1.7 | Техника и тактика стрельбы из лука | 2 | 2 |
1.8 | Баллистика | 1 | 1 |
2 | Практическая подготовка | 342 | 459 |
2.1 | Общая физическая подготовка | 50 | 68 |
2.2 | Специальная физическая подготовка | 36 | 54 |
2.3 | Техническая подготовка | 153 | 189 |
2.4 | Тактическая подготовка | 36 | 54 |
2.5 | Психологическая подготовка | 27 | 36 |
2.6 | Инструкторско-судейская практика | 36 | 54 |
2.7 | Контрольные нормативы (приёмные и переводные) | 4 | 4 |
2.8 | Участие в соревнованиях | согласно календаря |
ИТОГО ЧАСОВ В ГОД: | 351 | 468 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 и 4 год обучения
Теоретическая подготовка
Планирование и контроль спортивной подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка.
Основы тактики игры и тактическая подготовка.
Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях.
Правила по баскетболу.
Установка на игру и разбор результатов.
Психологическая подготовка спортсменов.
Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).
Подведение итогов года.
2. Практическая подготовка
2.1 Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
Беговые упражнения.
Повторный бег по дистанции от 30 до 60м. Челночный бег. Старты из различных исходных положений.
Упражнения для развития различных двигательных качеств.
Комбинированные упражнения.
Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и переменный бег на 500, 800, 1000м
Подвижные игры: «10 передач», «Снайперы», различные «Пятнашки».
Минифутбол, ручной мяч, пионербол, волейбол.
2.2 Специальная физическая подготовка
Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями). Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами, кистевыми эспандерами.
Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед, назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками, рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами, круговым вращением вокруг пояса.
Упражнения для координации движений.
Упражнения для развития специальной выносливости.
2.3 Техническая подготовка
Передвижения в защитной стойке, работа ног, рук. Финты, обманные движения, остановки, повороты.
Ловля и передачи изученными способами в движении с пассивным и активным сопротивлением, одной и двумя руками.
Передачи мяча в прыжке в сочетании с ведением и бросками.
Скрытые передачи.
Обводка соперника с поворотом и переводом мяча.
Перевод под ногой, за спиной.
Броски в кольцо одной рукой сверху, снизу.
Добивание в кольцо двумя руками в прыжке.
Обучение броску крюком.
Разно удаленные броски с места и в движении.
Обучение технике трех очкового броска.
Дальнейшее обучение штрафному броску.
Бросок в прыжке одной рукой.
2.4 Тактическая подготовка
Нападение
Командная атака кольца противника.
Дальнейшее обучение заслону на месте и в движении.
Наведение.
Треугольник, Тройка.
Малая восьмерка.
Скрестный выход.
Сдвоенный заслон.
Система быстрого прорыва.
Система эшелонированного прорыва.
Система нападения через центрового.
Защита
Противодействие атаки кольца.
Подстраховка.
Переключение.
Проскальзывание.
Групповой отбор мяча.
Система личной защиты.
Система зонной защиты.
Система смешанной защиты.
Система личного прессинга.
Система зонного прессинга.
2.5 Интегральная подготовка
Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным.
Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста.
Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода).
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся.
Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведения занятий (отдельных частей тренировки), массовых соревнований в качестве судей, секундометристов, секретарей.
Освоение терминологии, принятой в баскетболе
Овладение командным языком, умение отдать рапорт
Проведение упражнений по построению и перестроению группы
В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести
разминку с группой.
2.6 Контрольное тестирование
В начале и конце учебного года предусмотрена сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
2.7 Участие в соревнованиях
Участие в спортивных праздниках, конкурсах, товарищеских встречах и соревнованиях.
Участие в первенстве центра по баскетболу.
Участие в матчевых встречах по баскетболу.
Участие в товарищеских играх своего микрорайона.
Участие сборной команды центра в первенстве района по баскетболу.
Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств.
Войдут в состав сборной центра и примут участие в Спартакиаде района по баскетболу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 и 4 год обучения
К концу третьего и четвертого года обучения учащиеся:
Научатся планировать и контролировать спортивную подготовку.
Улучшат техникотактическую подготовку.
Улучшат психологическую подготовку.
Смогут выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
Научатся в нападающих действиях выполнить “ наведение”.
В командных нападающих действиях смогут выполнить “ скрестный выход”.
В защитных командных действиях смогут использовать “групповой отбор”.
В защитных действиях смогут выполнить “ проскальзывание”.
В защитных командных действиях научатся противодействовать “скрестному выходу”.
Будут уметь заполнять протокол игры.
Смогут оказать первую помощь при легких травмах.
Научатся ловить мяч одной рукой при встречном движении.
Смогут передавать мяч одной рукой (сопровождающие).
Будут передавать мяч одной рукой на большое расстояние (1416 метров)
Будут выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.
Смогут обводить соперника с изменением скорости.
Научатся перехватывать мячи при передаче его соперником.
Умело смогут действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника(2х1).
Умело смогут действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или двух защитников (3х1, 3х2).
Умело в нападающих командных действиях смогут использовать систему “быстрого прорыва”.
Умело в нападающих командных действиях смогут использовать “малую восьмерку”.
Умело научатся действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника(1х2).
Умело будут действовать в защите при выходе трех нападающих против одного защитника, или двух защитников (1х3, 2х3).
Смогут перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву” соперников.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения необходимо получать информацию о готовности обучающихся к восприятию и усвоению новых знаний, выяснение причин их затруднений, эффективности организации, методов и средств обучения, выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков. Выявить данный спектр вопросов можно с помощью следующих форм контроля:
1) оперативный контроль (наблюдение и анализ проделанной работы на каждом занятии);
2) текущий контроль (осуществляется в начале и в конце учебного года в виде сдачи контрольных нормативов);
3) итоговый контроль (с помощью открытых уроков, соревнований, выступлений изучаются изменения, произошедшие с занимающимися за учебный год);
4) самоконтроль (наблюдение за развитием физических качеств).
Для подведения итогов реализации программы используются все виды спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности: соревнования, спортивные праздники, массовые спортивные мероприятия.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами организации образовательного процесса являются теоретические и практические учебные занятия, соревнования, судейская практика, активные формы досуга, пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях.
Образовательный процесс должен строиться как на общепедагогических
дидактических принципах обучения (наглядность, систематичность и постепенность, доступность, сознательность и активность), так и на специфических методах физического воспитания, а именно: строго регламентированное упражнение, игровой, соревновательный методы обучения.
Образовательный процесс необходимо выстраивать на основе специфических закономерностей физического воспитания:
всестороннее гармоническое развитие личности;
связь физической культуры и спорта с жизнью общества;
оздоровительная направленность физического воспитания;
непрерывность и систематичность занятий;
чередование нагрузок и отдыха;
постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
цикличное построение занятий;
возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Методы обучения следует использовать в их различных сочетаниях, постоянно адаптируя к конкретным требованиям, обусловленным особенностями учебнотренировочного процесса с учетом современных тенденций развития баскетбола.
С целью организации и управления деятельностью учащихся, дозирования нагрузки рекомендуется использовать фронтальную, групповую, парную, индивидуальную формы организации учащихся на учебнотренировочном занятии, а также различные средства обучения, в том числе оздоровительные силы природы.
Выбор методов определяется задачами и содержанием образовательного процесса, условиями проведения занятий, возрастными и половыми особенностями, степенью подготовленности занимающихся и др.
К словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение.
Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса спортивной подготовки. К ним прежде всего следует отнести визуализацию отдельных упражнений и их элементов, просмотр видеоматериалов, использование макетов игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.
Раскрывая методы обучения (строго регламентированного упражнения, игрового, соревновательного), основанные на двигательной деятельности учащихся, следует четко определять последовательность применения данных методов в учебнотренировочном процессе. Необходимо строго упорядочивать действия занимающихся и четко регулировать нагрузку с целью направленного освоения спортивной техники и тактики, а также развития двигательных качеств.
При организации образовательного процесса, особенно с учащимися младшего и среднего школьного возраста, как основной метод следует применять игровой в виде подвижных и спортивных игр. Игровой метод используется в процессе спортивной подготовки не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет
развивать координационные способности, быстроту, скорость, инициативу, способствует развитию коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важная роль отводится игровому методу как средству активного отдыха, способу переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Соревновательный метод предполагает специально организованную
соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве
оптимального способа повышения эффективности образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004. – 140 с.
Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства / А.Я. Гомельский. – М: Просвещение. – 1997.– 220 с.
Индивидуальная тренировка баскетболиста – М. ФиС.– 1999.–120 с.
Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. Центр правовой информации Республика Беларусь. – 2011. – 400 с.
Линдеберг, Ф. Баскетбол Начальный этап обучения/ Ф. Линдеберг: М. ФиС, 1999г.
Мирошникова, Т.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. – Т.И. Мирошникова, М.: Академия. 2004. – 120 с.
Нестеровский, Д.И. Специальные упражнения баскетболистов Д.И. Нестерович / – М.: ФиС, 2000.– 156 с.
Пинхолстер, А. Официальные правила баскетбола /А. В.Пинхолстер. – М.: СпортАкадемПресс.– 2000. – 290 с.
Чернова, Е.А. Баскетбол – игра и обучение / Е.А. Чернова Е.А.– М: ФиС.–1972.– 198 с.
Яхонтов, Е.Р. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола / Е.Р. Яхонтов: Самара.– 2002. – 168 с.