СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Биосфера и устойчивое развитие общества"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования учащихся 10 - 11 классов.

Цель. Обеспечить экологическую компетентность выпускника средней школы.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Биосфера и устойчивое развитие общества"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 119

городского округа город Уфа Республики Башкортостан





Согласовано Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Заместитель директора по ВР Директор МБОУ Школа № 119

_______ Г.И. Ишмуратова _________ И.Ш. Колесникова _________ А.М. Нигматуллин

Протокол № ___ Приказ № ___

от «___» ________ 2019г. «___» _________ 2019г. от «___» __________ 2019г.











Программа дополнительного образования

«Биосфера и устойчивое развитие общества»

(1ч в неделю, 35ч в год)

Учитель биологии Асфандиярова Н.И.


















г. Уфа, 2019

Программа

«Биосфера и устойчивое развитие общества» (35ч)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы доктора биологических наук Миркина Б.М. и кандидата биологических наук Наумовой Л.Г. «Биосфера и устойчивое развитие общества», и предназначена для реализации в качестве Программы дополнительного образования учащихся 10 - 11 классов МБОУ школа № 119.

Цель. Обеспечить экологическую компетентность выпускника средней школы.

Содержание

Введение

О теории экологической модернизации. Концепция Устойчивого развития общества (УРО)

Раздел 1. Механизмы поддержания природного равновесия

Тема 1. Экосистема.

Определение и общая характеристика экосистемы. Типы экосистем. Трофическая структура экосистемы. Биосфера. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Основные биосферные циклы веществ.

Тема 2. Экологические факторы и среды жизни.

Экологические факторы – ресурсы и условия. Прямые и косвенные экологические факторы. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

Тема 3. Приспособления организмов к условиям среды.

Адаптации и адаптивные комплексы. Экологические группы. Жизненные формы. Типы поведения организмов (стратегии жизни). Экологическая ниша.

Тема 4. Взаимоотношения видов.

Классификация взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическое равновесие в пищевых цепях. Сигнальные взаимоотношения.

Тема 5. Основы популяционной экологии.

Вид и популяция. Минимальная жизненная популяция (МЖП). Отношение особей внутри популяции. Динамика популяций. Причины гибели популяций. Рациональное использование популяций.

Раздел 2. Предпосылки перехода на устойчивое развитие

Тема 6. Характеристика техносферы.

Обшая оценка влияния человека на био­сферу. Разрушение литосферы под влияни­ем горных разработок, строительства городов и дорог, гидростроительства. Последствия загрязнения атмосферы: усиление парнико­вого эффекта, кислотные дожди, разруше­ние озонового слоя. Загрязнение морских и пресноводных экосистем, а также подзем­ных вод. Разрушение экосистем: сокращение плошади лесов, разрушение почв, опустыни­вание, снижение биологического разнообра­зия, адвентивизаиия биоты.

Тема 7. Противоречия глобализации.

Суть процесса глобализации. «Дьявольский насос»: усиление поляризации богатых и бед­ных стран, унификация культур. Усиление миграции, в том числе нелегальной из бедных стран в богатые. Роль ВТО. Положительное влияние глобализации на экономику разви­вающихся стран.

Раздел 3. Общая характеристика концепции устойчивого развития.

Тема 8. Возможные сценарии будуще­го.

Алармизм: истоки в древних памятниках письменной культуры; Ж.Б.Ламарк; Римский клуб. Технократический подход: взгляды К.Э.Циолковского; представления об «автотрофном питании» человека В.И.Вернадского; А.В.Чаянов; «покорение природы» в СССР и его следствия; американские корнукопианцы. Консервационизм: критика «теории биотиче­ской регуляции»; невозможность депопуля­ции населения мира. Современное понима­ние ноосферы.

Тема 9. К истории представлений об устойчивом развитии.

Комиссия Брундтланд. Саммиты «Рио-92» и «Рио-92 + 10» (Йоханнесбург). Институт «Worldwatch». Представления Н.Н.Моисеева о коадаптаиии человека и биосферы и квази­устойчивом состоянии биосферы. Ежегодник «Россия в окружающем мире».

Раздел 4. Содержание концепции устойчивого развития.

Тема 10. Проблема регулирования роста народонаселения.

Роль работ Т.Мальтуса. Динамика роста народонаселения с древних времен до наших дней. Основные демографические параметры. «Нецивилизованные» (Индия, Китай) и циви­лизованные (Южная Америка) методы управ­ления демографическим процессом. Прогноз демографической ситуации в мире в XXI в.

Тема 11. Продовольственная безопасность.

Современное состояние обеспечения продовольствием и проблема голода. Неудачи зеленой революции. Сокращение плошади пашни и разрушение пастбищ. Ограниченность возможностей увеличения производства зерна. Продовольственные ресурсы мирового океана. «Политика дефи­цита»: замена животного белка растительным, прекращение непродовольственного использования зерна и других пищевых про­дуктов. Развитие морекультуры и прудового рыбоводства, сохранение ресурсов почв и естественных кормовых угодий. Место гене­тически модифицированных организмов в продовольственной безопасности настояще­го и будущего.

Тема 12. Энергетическая проблема.

Характеристика структуры современной энергетики. Прогноз роста энергопотре­бления в развитых и развивающихся стра­нах. Перспективы развития нетрадиционной энергетики (гелиоэнергетика, ветроэнергети­ка и др.) и атомной энергетики. Проблемы повышения безопасности атомной энерге­тики. Роль теплоэнергетики. Влияние на развитие энергетики исчерпания ресурсов углеродистых энергоносителей. Потенциал угольной, газовой и нефтяной энергети­ки. Значение энергосбережения в промыш­ленности, сельском и коммунальном хозяй­стве.

Тема 13. Обеспечение ресурсами, пробле­ма промышленных отходов, возможности снижения загрязнения атмосферы и гидрос­феры.

Масштабы глобального потребления мине­ральных ресурсов и их исчерпаемость. Возможности экономии минеральных ресур­сов, воды и древесины. Глобальное загрязне­ние промышленными отходами. Возможности переработки твердых промышленных отходов. Роль малоотходных технологий. Программы спасения континентальных водоемов (Рейн, Волга, Байкал и др.). Опасность радиоактив­ного загрязнения и возможности его сни­жения. Понятие «ограничения материальной революции».

Тема 14. Экологические проблемы урбани­зированных территорий.

История, современный уровень и перспек­тивы урбанизации. Экологические проблемы мегаполисов. Критика концепции экосити. Возможности снижения отрицательной роли городского транспорта (уменьшение числа автомобилей, переход на водородное топли­во, развитие общественного транспорта и возможности управления пробегом личного транспорта). Обеспечение населения городов чистой водой. Экологическая опасность депо­нирования отходов и их сжигания. Роль пере­работки твердых бытовых отходов (мировой опыт). Экологическая роль озеленения горо­дов. Опасность «расползания» городов.

Тема 15. Необходимость сохранения био­логического разнообразия.

Прямая и косвенная коммерческая ценность биоразнообразия. Сохранение биоразнообразия как этическая пробле­ма. Популяционно-видовой и экосистемный уровни сохранения биоразнообразия. Динамика роста площади особо охраняемых природных территорий в мире и в отдельных странах. Новая парадигма охраны природы: встраивание охраняемых территорий в соци­ально-экономическое развитие регионов и принцип организации экологической сети.

Раздел 5. Социальные аспекты перехода на устойчивое развитие.

Тема 16. Экономические и правовые механизмы.

Платное природопользование и экологиче­ские налоги. Экологические инвестиции госу­дарства. Содержание понятия «экологический менеджмент» (экологические аудит, сертифи­кация, страхование, экспертиза, мониторинг). Роль экологического права. Экологическая безопасность.

Тема 17. Роль нравственно-этических норм.

Роль экологического образования и образо­вания для устойчивого развития в формиро­вании экологической культуры. Преодоление потребительства. Общественные экологические движения. Религия и устойчивое развитие.

Тема 18. Международное сотрудничество в целях устойчивого развития (2 ч).

Основные международные соглашения по охране атмосферы, Мирового океана и биологического разнообразия. Дискуссия по вопросу о роли Киотского протокола как основного международного документа, регулирующего выбросы диоксида углерода. Правительственные (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ФАО, Всемирный банк реконструкции и раз­вития и др.) и неправительственные (Гринпис, МСОП, WWF и др.) организации.

Раздел 6. Особенности перехода РФ на устойчивое развитие.

Тема 19. Природные ресурсы РФ.

Холодный климат. Низкая продуктивность преобладающей части лесов. Ограниченность территории сельскохозяйственного использо­вания. Перспективы исчерпания топливных и минеральных ресурсов.

Тема 20. Современное социально-эконо­мическое состояние РФ и перспективы пере­хода к устойчивому развитию.

Содержание «Концепции перехода РФ на устойчивое развитие» и «Экологической доктрины РФ». Отставание законодатель­ной базы для реализации этих докумен­тов. Демографическая ситуация. Состояние продовольственной безопасности. Плюсы и минусы рыночной экономики в сельском хозяйстве. Транснациональные корпорации. Опасность поляризации населения на бедных и богатых и развития ресурсного направле­ния экономики. Недостатки и перспективы системы охраны биоразнообразия.

Тема 21. САРД. Что это такое?

САРД – устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, одна из главных составляющих концепции перехода мирового сообщества на устойчивое развитие. Состояние агропромышленного комплекса РФ. Ситуация в сельском хозяйстве США, Канады, Германии, Китае, Индии и др. странах. САРД и сохранение природных ресурсов.

Раздел 7. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Башкортостане

Тема 22. Состояние естественных экосистем.

Естественные экосистемы Республики Башкортостан: леса, естественные кормовые угодья, водные экосистемы, болотные экосистемы, горные экосистемы.

Тема 23. Состояние сельскохозяйственных экосистем.

История сельского хозяйства. Пахотные почвы. Растеневодство. Животноводство. Сельскохозяйственное загрязнение.

Тема 24. Продовольственная безопасность: настоящее и будущее.

Основные параметры производства продуктов питания в Башкортостане и нормы потребления. Прогнозные оценки продовольственной безопасности Башкортостана с учетом увеличения народонаселения.

Тема 25. Влияние промышленности.

Общая оценка уровня загрязнения. Загрязнения атмосферы, воды, почв. Твердые промышленные отходы.

Тема 26. Экологическое состояние городов.

Городское население. Основные источники энергии для предприятий города и обеспечения жизни горожан. Факторы, ухудшающие состояние здоровья населения. Проблемы городов Башкортостана. Зеленые насаждения в городах – защита от загрязнения.

Тема 27. Биоразнообразие и состояние его охраны.

Республика Башкортостан, включающая значительную часть Южного Урала, является ценным носителем высокого биологического разнообразия. Красная книга. Заповедники. Национальные и природные парки. Заказники. Памятники природы. Уфимский ботанический сад. Санаторно-курортные зоны. Зеленые (охраняемые) зоны. Водоохранные зоны.



















































Литература

Ласло Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен) /Предисл. Артура Ч.Кларка. — М.: Тайдекс Ко, 2004. (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира».)

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9—11 классов общеобразова­тельной школы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АО МДС, 2000.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экологическая составляющая в учебниках биоло­гии //Биология в школе. — 2003. — № 5.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. О мировоз­зренческой направленности экологического обра­зования //Биология в школе. — 2006. — № 1. Учителю экологии. Журнал в журнале.

Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» /Под ред. Н.С.Касимова. — Смоленск: «Универсум», 2004.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10—11 кл. обшеобразоват. учреждений — М.: Дрофа, 1999.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Юнусбаев Б.Х., Экология на уроках биологии: Учебно-методическое пособие для учителей. – Уфа: Информреклама, 2004. – 100 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Юнусбаев Б.Х. Биосфера и устойчивое развитие общества: Пособие для учителя. – Уфа: БИРО, 2003г. – 70с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология и устойчивое развитие Республики Башкортостан: Учебное пособие. – Уфа: «ИП Хабибов И.З.», 2010г. – 296с., илл.
































Тематическое планирование

по программе «Биосфера и устойчивое развитие общества» (35ч)

(2019 – 2020 учебный год)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Введение

О теории экологической модернизации. Концепция Устойчивого развития общества (УРО).

03.09.2019г.

Раздел 1. Механизмы поддержания природного равновесия.

Экосистема.

Определение и общая характеристика. Типы экосистем. Трофическая структура экосистемы.

10.09.2019г.

Экосистема.

Биосфера. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Основные биосферные циклы веществ.

17.09.2019г.

Экологические факторы и среды жизни.

24.09.2019г.

Приспособления организмов к условиям среды.

01.10.2019г.

Взаимоотношения видов.

08.10.2019г.

Основы популяционной экологии.

Минимальная жизненная популяция (МЖП). Отношение особей внутри популяции.

15.10.2019г.

Основы популяционной экологии.

Динамика популяций. Причины гибели популяций. Рациональное использование популяций.

22.10.2019г.

Раздел 2. Предпосылки перехода на устойчивое развитие.

Характеристика техносферы.

Обшая оценка влияния человека на био­сферу.

29.10.2019г.

Характеристика техносферы.

Разрушение экосистем: сокращение плошади лесов, разрушение почв, опустыни­вание, снижение биологического разнообра­зия, адвентивизация биоты.

05.11.2019г.

Противоречия глобализации.

12.11.2019г.

Раздел 3. Общая характеристика концепции устойчивого развития.

Возможные сценарии будуще­го

19.11.2019г.

К истории представлений об устойчивом развитии

26.11.2019г.

Раздел 4. Содержание концепции устойчивого развития.

Проблема регулирования роста народонаселения

03.12.2019г.

Продовольственная безопасность.

Современное состояние обеспечения продовольствием и проблема голода. Неудачи зеленой революции

10.12.2019г.

Продовольственная безопасность.

Продовольственные ресурсы. Место генетически модифицированных организмов в продовольственной безопасности настоящего и будущего.

17.12.2019г.

Энергетическая проблема

24.12.2019г.

Обеспечение ресурсами, пробле­ма промышленных отходов, возможности снижения загрязнения атмосферы и гидрос­феры

14.01.2020г.

Экологические проблемы урбани­зированных территорий.

История, современный уровень и перспективы урбанизации.

21.01.2020г.

Экологические проблемы урбани­зированных территорий.

Роль переработки твердых бытовых отходов (мировой опыт). Экологическая роль озеленения городов. Опасность «расползания» городов.

28.01.2020г.

Необходимость сохранения био­логического разнообразия.

Прямая и косвенная коммерческая коммерческая ценность биоразнообразия.

04.02.2020г.

Необходимость сохранения био­логического разнообразия.

Динамика роста площади особо охраняемых природных территорий в мире и в отдельных странах. Новая парадигма охраны природы: встраивание охраняемых территорий в социально-экономическое развитие регионов.

11.02.2020г.

Раздел 5. Социальные аспекты перехода на устойчивое развитие.

Экономические и правовые механизмы

18.02.2020г.

Роль нравственно-этических норм

25.02.2020г.

Международное сотрудничество в целях устойчивого развития

03.03.2020г.

Раздел 6. Особенности перехода РФ на устойчивое развитие.

Природные ресурсы РФ

10.03.2020г.

Современное социально-эконо­мическое состояние РФ и перспективы пере­хода к устойчивому развитию

17.03.2020г.

САРД. Что это такое?

24.03.2020г.

Раздел 7. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Башкортостане

Состояние естественных экосистем

31.03.2020г.

Состояние сельскохозяйственных экосистем РБ

07.04.2020г.

Продовольственная безопасность: настоящее и будущее

14.04.2020г.

Влияние промышленности

21.04.2020г.

Экологическое состояние городов РБ

28.04.2020г.

Биоразнообразие и состояние его охраны.

Республика Башкортостан - ценный носитель высокого биологического разнообразия. Красная книга. Заповедники. Национальные и природные парки. Заказники. Памятники природы.

05.05.2020г.

Биоразнообразие и состояние его охраны.

Уфимский ботанический сад. Санаторно-курортные зоны. Зеленые (охраняемые) зоны. Водоохранные зоны.

12.05.2020г.

36-37

Резервные уроки


19.05.2020г.

26.05.2020г.

Руководитель ДО Асфандиярова Н.И.