Управление образования администрации
Саратовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КОНСТАНТИНОВКА САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М. М. РАСКОВОЙ»
Согласовано Утверждено
Зам. Директора по ВР Приказ № ___от___________
____________________ ___________________
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Морская фауна»
образовательная программа для детей в возраста 7-11;
срок обучения 1 год
Учитель начальных классов
Любимова Е.А.
с. Константиновка 2020
содержание
Информационная карта программы…………………………………………3
Пояснительная записка ………………………………………………………4
Актуальность программы…………………………………………………….5
Цель и задачи программы ……………………………………………………5
Прогнозируемые результаты ……………………….......................................5
Общая характеристика предмета: ………………………………....……….6
Новизна……………………………………………………………………….7
Условия для реализации программы………………………………………7
Формы и методы проведения занятий;………………………………………7
Учебный план ………………..……………………………………………………. 8
Методическое обеспечение программы …………………………………………9
Список используемой литературы ……………….………………………………9
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | МОУ «ООШ с.Константиновка Саратовского района Саратовской области имени героя Советского Союза М.М. Расковой» |
2. Полное название программы | «Морская фауна» |
3. Составитель | Любимова Елена Александровна – учитель начальных классов |
4. Сведения о программе: |
4.1. Область применения | дополнительное образование |
4.2. Направленность | теоретическая |
4.3. Тип программы | модифицированная |
4.4. Вид программы | образовательная |
4.5. Возраст обучающихся по программе | 7-11 лет |
4.6. Форма обучения | Групповая, индивидуальная |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
| |
Пояснительная записка
Модернизация образования, по мнению разработчиков закона «Об образовании в Российской Федерации», предполагает, что целью и результатом образования детей школьного возраста будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется: умением принимать решения и достигать определенного результата в неопределенных проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; умением бороться за свою точку зрения, доказывая её, вести обсуждения таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы а не конфликту. Программа допобразования позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа строится на основе принципов: целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку и выработку стратегии поведения человека в ней: междисциплинарности, которой предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; соответствия содержания, форм и методов, психолого -возрастным потребностям учащихся. Программа строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе на уроках, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляетсявозможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные в процессе осуществления образовательной деятельности. Программа разработана с учетом интересов детей и возможностей МОУ «ООШ с.Константиновка Саратовского района Саратовской области имени героя Советского Союза М.М. Расковой».
Актуальность:
Программа формирует целомудренные ценности, строящихся на гармонии природы и человека с учетом всех природных законов и закономерностей, а также взаимосвязи животных с окружающей средой. Изучаются способы наблюдения за животными, особенности поведения и образа жизни. Эти знания, навыки и умения актуальны и на сегодняшний день, во-первых: ввивается нужное представление об окружающем мире и его обитателях – животных; Во - вторых помогут маленьким зоологам научиться познавать то, что нас окружает и увидеть то, что не видно на первый взгляд; В-третьих для тех, кому нравятся и кто любит животных и хочет их обеспечить своим вниманием и своей заботой, поможет правильно научиться их содержать в не привычных для животных условиях; В-четвертых; в будущем выбрать нужное направление для дальнейшего исследования животных.
Новизна программы
заключается в том, что данная программа не только изучает подводный мир животных и его разнообразия, но и большое влияние уделяется удивительным фактам, которые образуют интерес к изучаемому предмету, способствуют развитию эрудированности детей, умение оригинально мыслить.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в том, что важным моментом обучения детей является наращивание их представлений об окружающем их подводном мире. Собранный программный материал по предмету окружающей мир рассчитан на развитие у детей представлений о морской природе, её многообразии. В программе предложен следующей раздел: «морские животные». Ребенок знакомится с разновидностью подводного животного мира, получает представления о среде обитания животных. В рамках развивающих занятий возможно проведение занятий с учениками, которые нуждаются в дополнительной работе.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, чтобы занять детей в свободное время. Пробудить интерес детей к изучению окружающему их миру. Данная программа помогает развивать такие способности как мыслить, воображать, развивать творческие способности.
Цель программы:
Данная программа обеспечивает реализацию следующих целей; развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи программы:
Развивать понимания о многообразии животного подводного мира;
Развивать некоторые знания, умения и навыки по уходу за морскими животными
Развивать у детей, интерес к предмету.
Дать понимание об экологических проблемах окружающей среды.
Ожидаемые результаты
Сформировать личность ребенка: самостоятельности, активности, любознательности, целеустремленности, коммуникативности, самооценки.
Личностными результатами освоения программы являются: — развитие любознательности и формирование интереса к изучению окружающей среды, методами искусства и естественных наук; — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающей среде. Ответственного отношения к природе и окружающему миру, осознания необходимости сохранения окружающей среды; — формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности. адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить.) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков.
Предметными результатами являются: сформировать представление об экологии как одним из важных направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; в познавательной сфере наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде; в трудовой сфере владение навыками ухода за обитателями живого уголка, за домашними питомцами в сфере физической культуры знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Развивающие; Развитие внимания, мышления, памяти, воображения в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений и закономерностей в окружающей среде; Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; Воспитательные; Воспитывать заботливое отношение к природе и ее обитателям; Воспитать экологическую культуру личности.
Условия реализации программы;
Программа предусматривает не только индивидуальные задания, но и групповые, а так же коллективные формы работы. В кружок принимаются все желающие не зависимо от способностей. Данная образовательная программа предполагает обучение детей 7-11лет. Программа рассчитана на 1 год обучения (35часов).Занятия проходят один раз в неделю. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы. Обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и опыты. Формы: лекции, просмотр фильма, викторины, практические занятия, беседы, конкурсы.
Формы и методы проведения занятий;
Словесные методы обучения: беседы на занятиях с ребятами
Наглядные методы обучения: показ видео фильмов, иллюстраций, наблюдение за работой педагога.
Практические методы обучения: самостоятельная работа ребят, тренировка и отработка упражнений, творческая работа в коллективе.
Учебный план;
№ п.п. | Наименование раздела или темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля/аттестации |
теория | практика |
1 | Введение в программу, вводный инструктаж по ТБ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция беседа |
2 | Общая характеристика | 1 | 1 | | Лекция |
3 | Особенности морских животных | 2 | 1 | | Презентация Лекция |
4 | Знакомство с отдельными представителями | 1 | | 1 | Практическая работа, Работа с атласом |
5 | Питание и места обитания морских животных | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, Работа с энциклопедией |
6 | Животные, занесенные в Красную книгу РТ, РФ. | 1 | | 1 | Практическая работа, Работа с энциклопедией |
7 | Конкурс рисунков «Подводный мир», | 1 | | 1 | Творческая работа |
8 | Животные – охотники. | 1 | 1 | | Лекция, Презентация |
9 | Экзотические животные. | 2 | 2 | | Лекция, Презентация |
10 | Конкурс рисунков «Самое не обычное животное». | 1 | | 1 | Творческая работа |
11 | Пути сохранения видов морских животных от вымирания | 2 | 1 | 1 | Лекция, Работа с интернет ресурсом |
12 | Интересные истории Викторина «Эти забавные животные». | 1 | | 1 | опрос наблюдение |
13 | Жизнь животных зимой | 2 | 1 | 1 | Лекция, Работа с интернет ресурсом |
14 | Особенности жизни | 1 | 1 | | Лекция, Презентация |
15 | Животные различных континентов. | 2 | 1 | 1 | Лекция, Презентация |
16 | Викторина «Животные зимой» | 1 | | 1 | опрос наблюдение |
17 | Самые большие животные морей | 2 | 1 | | Лекция, Работа с интернет ресурсом |
18 | Дельфины и люди | 2 | 1 | | Лекция, Работа с интернет ресурсом |
19 | | 2 | 2 | | Лекция, Презентация |
20 | конкурс рисунков | 1 | 28 | 1 | Творческая работа |
21 | Опасные животные Черного моря | 1 | 1 | | Лекция, |
22 | Разновидность акул | 2 | 2 | | Лекция, Работа с интернет ресурсом |
23 | Скат- хвостокол | 1 | 1 | | Лекция, Работа с интернет ресурсом |
24 | Викторина «Кто страшнее» | 1 | | 1 | опрос наблюдение |
25 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Лекция, Работа с интернет ресурсом |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Репродукции картин, музыкальные произведения русских и
зарубежных композиторов. Ноутбук, CD, DVD диски; музыкальный центр, DVD проигрыватель.
Список литературы
Акимушкин И. «Мир животных» Москва Мысль 1994
Альбом «Морские животные» Москва 2011
Вохринцева С «Рептилии» Страна фантазий 2000
Энциклопедия «Живой мир» Москва Росмэн 1994
Энциклопедия «Мир живого» Москва Красный пролетарий 1995
Энциклопедия «Царство животных» Москва Росмэн 1994
Красная книга РТ- Казань. Издательство «Идел-Пресс», 2006
Дидактический материал по зоологии . А.И. Никишов, А.В. Теремов.- М.: « РУАБ» « Цитадель», 1996
Содержание учебного плана
Вводное занятие- познакомить детей с работай данной программы.
.Пальчиковая гимнастика- игры при помощи пальцев рук, сопровождающиеся стишками и потешками; сжатие и разжатие –пальцев в кулачки, массаж для пальцев и рук.
Аппликация -знакомство с различными видами материалов для данной работы (бумага, бросовый материал,клей ); инструментами для выполнения самостоятельных работа, необходимыми для работы с бумагой, бросовыйм материалом (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой и бросовым материалом : вырезание, разрезание, изготовление деталей. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Графические упражнения – познакомиться с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические диктанты (петли , прямые, кривые, части геометрических фигур и т.д.), дорисовать, обведи по контуру, работа с трафаретами.
Прирученный карандаш- рисуночные задания штриховки, графические диктанты.
Игры и действия с предметами - игры с цветными палочками , камушками, карандашами, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с бумагой, шариками и др .
Лепка- знакомство с материалами (пластилин, соленое тесто). Выполнение разных видов работы с различными инструментами. изготовления изделий и аппликации путем пластилинографии .Умение безопасной работы с пластилином.
Итоговое занятие- презентация своей работы, выставка для родителей.