Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Волейбол»
Возраст детей: 13 – 16 лет Срок реализации: 1 год Всего часов: 80 часов | |
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волейбол» является модифицированной. За основу взята программа «Волейбол» для детско-юношеских спортивных школ.
Образовательная программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Волейбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра волейбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством волейбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15 человек.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность программы волейбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного перехода от простого к сложному.
Волейбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта волейболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Условия набора.
Программа предназначена для детей 13-16 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Реализации программы
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов в год 80 ч.
Наполняемость учебной группы по годам обучения
Минимальное количество обучающихся в группе 15 чел.
Формы организации обучения:
- командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны :
Знать
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «волейбол» в школе, городе, стране.
Правила игры в волейбол.
Тактические приемы в волейболе.
Уметь
Овладеть основными техническими приемами волейболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку волейболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Способы проверки освоения образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и регионального масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Учебно-тематический план обучения
4 часа в неделю (80 часов в год)
№ п/п | Название тем | Теория | Практика | Всего |
1. | Водное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Общие основы волейбола. Правила игры. | 2 | | 2 |
2. | Общефизическая подготовка | 2 | 10 | 12 |
3. | Специальная подготовка | 2 | 10 | 12 |
4. | Техническая подготовка | 2 | 14 | 16 |
5. | Тактическая подготовка | 2 | 10 | 12 |
6. | Игровая подготовка | 1 | 11 | 12 |
7. | Контрольные игры | 1 | 11 | 12 |
8. | Заключительное занятие | 2 | | 2 |
9. | Итого | 14 | 66 | 80 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1. | Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Конспекты занятий для педагога. Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в волейболе | Вводный, положение о соревнованиях по волейболу |
2. | Общефизическая подготовка волейболиста | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Индивидуальная групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающегося | Тестирование, карточки судьи, протоколы |
3. | Специальная подготовка | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест |
4. | Техническая подготовка волейболиста | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающегося | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование
|
5. | Игровая подготовка | Учебная игра | Групповая, подгрупповая, коллективно-групповая практические занятия, упражнения в парах, тренировки | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Содержание программы
Общие основы волейбола – 2 часов
- История появления и развития волейбола в России. Правила игры. Состав команды, форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
волейболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры волейбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки волейболистов.
- Техническая подготовка волейболистов.
- Психологическая подготовка волейболистов.
Общая физическая подготовка – 10 часов
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры с мячом
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
Специальная физическая подготовка – 10 часов
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
Техническая подготовка – 12 часов
- Перемещения стойки: основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперёд; двойной шаг, скачок вперёд; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
- Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над собой – на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера – на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике; зоны 6 - 3 – 4, 6 – 3 – 2, 5 – 3 – 4, 1 – 3 – 2; передачи в стену с изменением высоты и расстояния – на месте и в сочетании с перемещениями; на точность собственного подбрасывания и партнера.
- Подачи: нижняя прямая; подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6-9 м., отметка на высоте 2м.; через сетку – расстояние 6м., 9м.; из-за лицевой линии в пределы площадки, в правую, в левую половины площадки.
- Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.
- Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1 – 2 м.); после броска партнером через сетку (4-6 м.); прием нижней прямой подачи.
- Прием снизу двумя руками: прием мяча наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения.
- Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
Игровая подготовка – 10 часов
- Индивидуальные действия в защите: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу.
- Групповые действия в защите: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5, 1, 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи из передачи (обмана); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
-Командные действия в защите: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами волейбола.
7. Контрольные игры – 12 часов
- Двухсторонние контрольные игры по правилам волейбола.
- Итоговые контрольные игры.
Ожидаемые результаты обучения
К концу года обучения учащиеся:
- получат теоретические сведения о волейболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
- улучшат общую физическую подготовку;
- освоят упражнения СФП;
- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- обучатся игровой ориентации в волейболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни.
Обеспечение программы методической продукцией
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по волейболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
- Правила игры в волейболе.
- Правила судейства в волейболе.
- Регламент проведения волейбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
2. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.
- Инструкции по охране труда.
Материально-техническое обеспечение.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольной сеткой, а также наличие волейбольных мячей для каждого ученика, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, баскетбольных, футбольных мячей.
Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).
Список литературы
Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1995г.
Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.
Железняк Ю.Д.,. Слупский Л.Н, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 г.
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1979 г.
Матвеев. Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва,
Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 1982 г.
Программы для внешкольных учреждений. Просвещение. 1986г.
11