СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования детей спортивно-оздоровительной направленности "Волейбол"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования  «Волейбол» является модифицированной. За основу взята программа «Волейбол» для детско-юношеских спортивных школ.

Образовательная программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Новизна и оригинальность программы «Волейбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к  вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей спортивно-оздоровительной направленности "Волейбол"»























Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Волейбол»







Возраст детей: 13 – 16 лет

Срок реализации: 1 год

Всего часов: 80 часов






















Пояснительная записка



Программа дополнительного образования «Волейбол» является модифицированной. За основу взята программа «Волейбол» для детско-юношеских спортивных школ.

Образовательная программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Новизна и оригинальность программы «Волейбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра волейбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

В условиях небольшого школьного зала посредством волейбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15 человек.

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Педагогическая целесообразность программы волейбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного перехода от простого к сложному.

Волейбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.

Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.























Цель:



Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.



Задачи:



Образовательные:



- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта волейболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;



- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;





Развивающие:



- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;



- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;



- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.



- Расширение спортивного кругозора детей.





3. Воспитательные:





- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;



- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;



- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.





Условия набора.



Программа предназначена для детей 13-16 лет.

В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.





Реализации программы



Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.



Количество часов в год 80 ч.





Наполняемость учебной группы по годам обучения



Минимальное количество обучающихся в группе 15 чел.



Формы организации обучения:



- командная, малыми группами, индивидуальная.





Формы проведения занятий:



Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.





Ожидаемые результаты:



К моменту завершения программы обучающиеся должны :



Знать



Основы знаний о здоровом образе жизни.

Историю развития вида спорта «волейбол» в школе, городе, стране.

Правила игры в волейбол.

Тактические приемы в волейболе.





Уметь



Овладеть основными техническими приемами волейболиста.

Проводить судейство матча.

Проводить разминку волейболиста, организовать проведение подвижных игр.





Развить качества личности



Воспитать стремление к здоровому образу жизни.

Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.

Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.

Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.





Способы проверки освоения образовательной программы:



- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.





Формы подведения итогов реализации образовательной программы:



- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного, районного и регионального масштабов.





Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.



Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.



Учебно-тематический план обучения



4 часа в неделю (80 часов в год)



№ п/п

Название тем

Теория

Практика

Всего

1.

Водное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Общие основы волейбола. Правила игры.

2


2

2.

Общефизическая подготовка

2

10

12

3.

Специальная подготовка

2

10

12

4.

Техническая подготовка

2

14

16

5.

Тактическая подготовка

2

10

12

6.

Игровая подготовка

1

11

12

7.

Контрольные игры

1

11

12

8.

Заключительное занятие

2


2

9.

Итого

14

66

80





Методическое обеспечение образовательной программы



№ п/п

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1.

Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала


Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в волейболе

Вводный, положение о соревнованиях по волейболу

2.

Общефизическая подготовка волейболиста

Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки

Индивидуальная групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная


Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающегося

Тестирование, карточки судьи, протоколы

3.

Специальная подготовка

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом

Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест

4.

Техническая подготовка волейболиста

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра.

Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающегося

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование




5.

Игровая подготовка

Учебная игра

Групповая, подгрупповая, коллективно-групповая практические занятия, упражнения в парах, тренировки

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование



Содержание программы



Общие основы волейбола – 2 часов



- История появления и развития волейбола в России. Правила игры. Состав команды, форма игроков.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние физических упражнений на организм человека.

- Необходимость разминки в занятиях спортом.

- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях

волейболом.

- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Правила игры волейбола, судейская жестикуляция и терминология.

- Подведение итогов года.

- Методика тренировки волейболистов.

- Техническая подготовка волейболистов.

- Психологическая подготовка волейболистов.



Общая физическая подготовка – 10 часов



- Строевые упражнения

- Упражнения для рук плечевого пояса

- Упражнения для ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры с мячом

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.





Специальная физическая подготовка – 10 часов



- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.





Техническая подготовка – 12 часов

- Перемещения стойки: основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперёд; двойной шаг, скачок вперёд; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.



- Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над собой – на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера – на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике; зоны 6 - 3 – 4, 6 – 3 – 2, 5 – 3 – 4, 1 – 3 – 2; передачи в стену с изменением высоты и расстояния – на месте и в сочетании с перемещениями; на точность собственного подбрасывания и партнера.



- Подачи: нижняя прямая; подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6-9 м., отметка на высоте 2м.; через сетку – расстояние 6м., 9м.; из-за лицевой линии в пределы площадки, в правую, в левую половины площадки.



- Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.



- Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1 – 2 м.); после броска партнером через сетку (4-6 м.); прием нижней прямой подачи.



- Прием снизу двумя руками: прием мяча наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения.



- Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).



Игровая подготовка – 10 часов



- Индивидуальные действия в защите: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу.



- Групповые действия в защите: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5, 1, 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи из передачи (обмана); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.



-Командные действия в защите: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».



- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами волейбола.





7. Контрольные игры – 12 часов



- Двухсторонние контрольные игры по правилам волейбола.

- Итоговые контрольные игры.





Ожидаемые результаты обучения



К концу года обучения учащиеся:



- получат теоретические сведения о волейболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;



- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;



- улучшат общую физическую подготовку;



- освоят упражнения СФП;



- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;



- обучатся игровой ориентации в волейболе;



- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни.











Обеспечение программы методической продукцией





1. Дидактические материалы:





- Картотека упражнений по волейболу.



- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.



- Правила игры в волейболе.



- Правила судейства в волейболе.



- Регламент проведения волейбольных турниров различных уровней.



- Положение о соревнованиях по волейболу.





2. Методические рекомендации:





- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.



- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.



- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.



- Инструкции по охране труда.





Материально-техническое обеспечение.



Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольной сеткой, а также наличие волейбольных мячей для каждого ученика, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, баскетбольных, футбольных мячей.



Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).



















Список литературы



  1. Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1995г.

  2. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.

  3. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.

  4. Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.

  5. Железняк Ю.Д.,. Слупский Л.Н, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 г.

  6. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1979 г.

  7. Матвеев. Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва,

  8. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 1982 г.

  9. Программы для внешкольных учреждений. Просвещение. 1986г.

11