ПРОГРАММА
дополнительного образования для обучающихся
ГБПОУ РК «КАПТ»
«Волшебная шкатулка»
Разработала педагог дополнительного образования Шерстобитова Вероника Андреевна
Пояснительная записка
Из всего многообразия видов творчества - декоративно - прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством своего народа. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью воспитания гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, данная задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и практическую пользу.
Данная образовательная программа имеет техническую направленность. Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. На занятиях в объединении дети осваивают не только мастерство ремесел, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. Поэтому я перед собой поставила цель - научить детей самостоятельно создавать предметы быта, игрушки. знакомить с историей народного творчества, показывать примеры лепки из соленого теста и работы с кистью, знакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
-
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
-
Обучить технологиям разных видов рукоделия.
-
Знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно — прикладного искусства,
-
Активизировать познавательную деятельность, фантазию, память, развивать мелкую моторику рук,
-
Обучать рациональным способом использования различных видов материалов.
Воспитательные:
1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры;
2.Побуждать к овладению основами нравственного поведения (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
3.Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
Развивающие:
1.Развивать творческий потенциал каждого ребенка: наблюдательность, мышление, художественный вкус.
2.Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, положительные эмоции и волевые качества;
3.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Педагогические принципы:
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.
Возраст обучающихся - 15-17 лет.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются
ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся, на занятиях принято уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год (всего 180ч)
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1.Познавательное занятие | Передача информации. | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. | Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | Упражнения |
3.Самостоятельная деятельность детей | Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
4.Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
5. Игровая форма | Создание ситуации занимательности | Короткая игра, игра -оболочка |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности | Игра |
7. Выставки | Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства | Экспозиция |
8.Занятие – соревнования | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
9. Занятие - лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
10. Итоговое занятие | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, тест |
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Режим занятий.
Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1,5 часа.
Ожидаемые результаты и способы определения
их результативности.
Обучающиеся должны будут знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества;
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- Правила организации рабочего места;
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами.
Обучающиеся должны будут уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место;
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Контроль результатов обучения.
1. Входной контроль (беседа, анкетирование).
2. Текущий контроль, определение степени усвоения обучающимися учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении, выявление детей отстающих и опережающих обучение (педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа).
3. Итоговый контроль – определение результатов обучения. Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей (коллективная рефлексия, самоанализ).
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, демонстрация моделей, презентация творческих работ, участие в конкурсах разного уровня, мониторинг.
Мониторинг образовательного уровня обучающихся:
Низкий уровень.
Обучающийся проявляет интерес и желание смастерить поделку, но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет творчество.
Средний уровень.
Обучающийся проявляет интерес и потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные признаки подобия и отличия, различает виды художественного труда – аппликация, конструирование, ручной труд и т.д.. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными инструментами, для создания выразительного образа.
Высокий уровень.
Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять их для изготовления той или иной работы. Знает назначения различных инструментов и правила техники безопасности при работе с ним. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определённых задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.
Учебно – тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Дата |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | | |
2 | Работа с тканью. | 32 | | | |
2.1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалом | | 0,5 | | |
2.2 | Подготовка материала к работе. Изготовление трафаретов цветов и листьев. | | 0,5 | 1 | |
2.3 | Различные виды и техники создания цветов из ткани | | | 10,5 | |
2.4 | Стилизованные цветы. | | | 6 | |
2.5 | Изготовление розы. | | | 3 | |
2.6 | Изготовление композиции из искусственных цветов из ткани. | | | 10,5 | |
3 | Работа с фоамираном | 30 | | | |
3.1 | Материалы и инструменты при работе с фоамираном. | | 1,5 | | |
3.2 | Способы изготовления изделий | | | 6 | |
3.3 | Лепестки цветов: создание с помощью молдов и без них | | | 6 | |
3.4 | Создание зелени | | | 6 | |
3.5 | Окраска и тонировка | | | 3 | |
3.6 | Создание композиции из цветов(на выбор) | | | 7,5 | |
4 | Изонить | 24 | | | |
4.1 | Последовательностью выполнения углов | | 1,5 | 6 | |
4.2 | Последовательности выполнения кругов и овалов | | | 6 | |
4.3 | Учимся вышивать «змейки» и «волны» | | 1,5 | 3 | |
4.4 | Выполнение образцов: солнце, елочка, цветок, снеговик, рыбка | | | 3 | |
4.4 | Создание закладки для книг, украшенной орнаментом из изонити | | | 3 | |
5 | Вышивка лентами и пайетками. | 43,5 | | | |
5.1 | Знакомство с историей и видами вышивки. Техника безопасности. Правила безопасности труда. | | 1,5 | | |
5.2 | Лента в вышивке. Необходимые инструменты, приспособления и материалы. | | 0,5 | 1 | |
5.3 | Швы, используемые в вышивке лентами. Гладкий шов. Петельный шов. | | 1 | 2 | |
5.4 | Шов «мушка», «узелки». Ленточный шов, «корзинка». | | | 3 | |
5.5 | Изготовление цветов из лент. | | | 1,5 | |
5.6 | Разработка рисунка для изготовления праздничной открытки. | | | 6 | |
5.7 | Изготовление праздничной открытки. | | | 9 | |
5.8 | Основные виды швов | | | 6 | |
5.9 | Вышивка цветов | | | 6 | |
5. 10 | Изготовление пано | | | 6 | |
6 | Работа с бумагой. | 36 | | | |
6.1 | Азбука бумажной пластики. Техника – квиллинг. | | 1 | 0,5 | |
6.2 | Элементы квиллинга. | | | 6 | |
6.3 | Изготовление цветов. | | | 3 | |
6.4 | Изготовление бабочки. | | | 3 | |
6.5 | Изготовление композиции в технике квиллинг по выбору. | | | 6 | |
6.6 | Техника – оригами | | 0,5 | 7 | |
6.7 | Цветы в стиле оригами | | | 9 | |
7 | Помпоны | 12 | | | |
7.1 | Технология изготовление помпонов | | 1 | 2 | |
7.2 | Применение в интерьере и сувенирах. | | | 6 | |
7.3 | Создание театра их помпонов | | | 3 | |
8 | Заключительное (итоговое) занятие | 1,5 | | 1,5 | |
| ИТОГО: | 180 | | | |
Содержание программы:
Тема занятий | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | Правила техники безопасности. Знакомство. Ввод в тематику занятий. Ознакомление с расписанием занятий. | |
2. Работа с тканью. | Искусственные цветы из ткани. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинирование. | Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Различные виды и техники создания цветов из ткани. Роза из органзы. Бутоны роз из нейлона. Распустившиеся розы из нейлона. Васильки с круглыми лепестками. Фантазийные цветы из нейлона. Знакомство с техникой «канзаши». Круглые лепестки. Канзаши. Стилизованные цветы Изготовление розы. Изготовление композиции (топиарий). Изготовление композиции (весна). Изготовление композиции на выбор обучающихся. Изготовление композиции из искусственных цветов из ткани. |
3.Работа с фоамираном | Материалы и инструменты при работе с фоамираном. | Способы изготовления изделий. Термо обработка материала. Лепестки цветов: создание с помощью молдов и без них Создание зелени Окраска и тонировка Создание композиции из цветов(на выбор) |
4. Изонить | История возникновения изонити. Правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне. Перевод рисунка на картон разными способами. | Последовательностью выполнения углов Последовательности выполнения кругов и овалов Учимся вышивать «змейки» и «волны» Выполнение образцов: солнце, елочка, цветок, снеговик, рыбка Создание закладки для книг, украшенной орнаментом из изонити |
5. Вышивка лентами и пайетками. | Знакомство с историей и видами вышивки. Техника безопасности. Правила безопасности труда. Лента в вышивке. Необходимые инструменты, приспособления и материалы. | Швы, используемые в вышивке лентами. Гладкий шов. Петельный шов. Шов «мушка», «узелки». Ленточный шов, «корзинка». Изготовление цветов из лент. Разработка рисунка для изготовления праздничной открытки. Изготовление праздничной открытки. Основные виды швов для вышивки пайетками. Вышивка цветов. Использование нити «мулине» и бусин, для придания композиции законченного вида Изготовление пано |
6. Работа с бумагой. | Азбука бумажной пластики. Техника – оригами. | Элементы квиллинга. Изготовление цветов. Изготовление бабочки. Изготовление композиции в технике квиллинг по выбору. Простые животные в стиле оригами. Цветы в стиле оригами |
7. Помпоны | Технология изготовление помпонов | Виды пряжи. Приспособления для создания помпонов. Скрепление их между собой Фрукты и овощи из помпонов. Птичк и цветы Применение в интерьере и сувенирах. Создание театра их помпонов |
8. Заключительное (итоговое) занятие | | Создание изделия в смешанной технике на выбор. |
Список использованной литературы.
-
К.Митителло «Аппликация. Техника и искусство». Москва. Изд. ООО «Эксмо», 2005г
-
М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль «Академия развития» 1997 г
-
Д.К.Ди Фидио, В.С.Беллини «Шелковые ленточки. Вышиваем оригинальные подарки и украшения». Москва. Изд. «Контэнт», 2009 год.
23