СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Домашний кошелек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для воспитанников детских домов.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Домашний кошелек"»



 Государственное казенное учреждение города Севастополя

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом»





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Домашний кошелёк»











Подготовила:

Воспитатель Огданец С.И.











2018г.



Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домашний кошелек» имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы: Создание условий для формирования у воспитанников практических навыков и умений ведения домашнего хозяйства, необходимых в самостоятельной жизни.


Задачи программы.

1.Формирование навыков ведения домашнего хозяйства.

2. Воспитание у детей осознанного отношения к тру­ду.

3.Формирование навыков самообслуживания, необходимых для успешной социализации и адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.



Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на освоение ее воспитанниками от 13 до 18 лет, которые находятся в учреждении, готовятся к поступлению в учреждения профессионального образования, реализуется в течение 1 года или может быть реализована в индивидуальном режиме, что определяется:

-разницей возраста, в котором ребенок может быть помещен в данное учреждение,

- продолжительностью его пребывания в данном учреждении,

-постепенным формированием навыков ребенка;

-процессами психического развития ребенка, различием возрастных особенностей,

-наличием/отсутствием опыта пребывания в кровной/замещающей семье.



Режим занятий.

Занятия проходят 1 раз в неделю по графику работы воспитателя.

Объем занятий по программе: 42 часа в год.




Формы и методы организации образовательного процесса:


Важными условиями реализации программы является взаимодействие педагога и ребенка, основанное на сотрудничестве, практическая направленность, индивидуализация процесса освоения материала.

Программа предполагает теоретические и практические части, поэтому используются различные педагогические методы и формы.

В теории используются словесные методы (формы: лекция, рассказ, беседа, подготовка сообщений с помощью литературы, Интернет-ресурсов, дидактическая игра). В практической части происходит формирование практических умений и навыков через мастер-классы, сюжетно-ролевые игры, разрешение проблемных ситуаций, выезды в общественные места, экскурсии в учреждения социальной сферы, занятия-практикумы, выполнение поручений в повседневной жизни в учреждении, проживание в гостевых семьях.


Образовательные результаты.


К концу обучения воспитанники должны:

Знать:

-потребности человека и семьи,

-понятие бюджета, основные статьи расходов, планирование расходов на день и более длительный срок с учетом состава семьи, планирование крупных покупок,

-расходы на содержание жилья и оплата коммунальных услуг,

-условия съема жилья,

-культуру гигиены жилья,

-виды уборки помещения,

-правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами,

-правила применение моющих и дезинфицирующих средств, используемых при уборке,

-виды сезонной одежды и обуви, способы ухода за обувью и одеждой, её хранения,

-права потребителей,

-способы ухода за обувью и одеждой, правила их хранения,

-порядок оплаты квитанций ЖКХ,

-правила пользования бытовыми электроприборами,

-знать учреждения социальной сферы


Уметь:

-определять свои потребности и соотносить с реальными возможностями,

-формировать личный бюджет и бюджет семьи, планировать расходы,

-применять знания по семейной экономике и ведению домашнего хозяйства в повседневной жизни,

-производить мелкий ремонт одежды,

-заполнять квитанции ЖКХ и другие официальные документы,

-перекапывать почву на приусадебном участке, в цветниках,

-вносить удобрения,

-выбирать семена, выращивать цветы и овощные культуры,

-производить ежедневную, еженедельную, сезонную уборку помещений,

-пользоваться моющими средствами при уборке помещений

- пользоваться бытовыми электроприборами



Педагогический контроль.


Текущий педагогический контроль осуществляется на каждом практическом занятии в форме наблюдения за развитием навыков самообслуживания и умения ведения домашнего хозяйства у воспитанников (словесная оценка воспитателя).

Итоговый контроль – в конце года обучающиеся заполняют анкеты и тесты по материалам программы .

Контрольно-зачётные требования по итогам реализации Программы сводятся к оценке умения воспитанников на практике применить полученные знания и навыки.

По завершении программы проводится анкетирование воспитанников.


Учебно-тематический план

Раздел

Тема занятия

Теория

Практика

Всего часов

1

Семейная

экономика


Дом, в котором я живу.

Как сделать дом уютным.

1

1

2

Дом, в котором я живу. Виды жилья, форма владения жильем.

2

1

3

Деньги и формы их хранения.

2

1

3

Банки, кредитные учреждения , кредиты.

3

1

4

Налоги.

1

1

2

Потребности человека на день и более длительный срок.

2

1

3

Бюджет одного человека и семейный бюджет. Планирование расходов на длительный срок.

2

2

4

Покупка вещей. Уход за одеждой и обувью. Защита прав потребителей.

1

1

2

Виды медицинской помощи.

1


1

Медицинские учреждения. Страховая медицина.

1

1

2

Учреждения социальной сферы инфраструктуры.

1

9

10



Пособия и виды пособий.

1

1

2



Мошенничество. Как уберечься от преступников. Общение с полицией. Нотариальные услуги.

1

1

2

2

Домашнее хозяйство.

Весенние, летние, осенние работы на приусадебном участке.



По графику сезонных работ


3

Итоговое занятие.

Подведение итогов года. Анкетирование, тестирование.

1


1

Всего:

20

22

42



Содержание программы


Модуль «Семейная экономика»

Теория. Дом, в котором я живу. Как сделать дом уютным. Эстетика быта; создание уюта в семье; красота и самобытность дома. Роль домашней работы в жизни семьи: домашний труд; распределение обязанностей в семье.

Потребности человека на день и более длительный срок. Роль вещей в жизни семьи.

Индивидуальный подбор и покупка одежды и обуви. Информация о товарах, торговые символы и штриховой код. Права потребителей (Закон о защите прав потребителей). Одежда и обувь, способы ухода за ними: стирка, чистка одежды, хранение сезонной одежды; мелкий ремонт одежды и обуви, химчистка и покраска одежды.

Бытовые приборы для уборки в помещении. Применение бытовых санитарно-гигиенических средств при ведении домашнего хозяйства.

Как сохранить здоровье. Куда обращаться, если что-то болит: виды медицинской помощи, медицинские учреждения.

Дом, в котором я живу. Комната в коммуналке. Собственная квартира. Зачем платить за квартиру? Как правильно заполнить квитанции по оплате коммунальных услуг. Ремонт квартиры. Как уберечь дом от преступников. Виды аварийно-спасательных служб и их основные задачи.

Деньги. Какие бывают деньги. Как их хранить и тратить. Кредит. Деньги в долг. Планирование личного и семейного бюджета. Бюджет семьи: доходная и расходная части бюджета:

-Расходы на питание,

-Расходы на съём/содержание жилья и оплату коммунальных услуг,

-Расходы по содержанию домашнего хозяйства,

Планирование расходов на день и более длительный срок с учетом состава семьи, планирование крупных покупок.

Субсидии малоимущим гражданам при оплате услуг ЖКХ, детского сада, питания ребёнка в школе.

Договор через Интернет и не только. Как сделать покупки выгодными. Мошенничество. Как уберечься от преступников. Общение с полицией. Нотариальные услуги.

Учреждения здравоохранения: страховая медицина.

Практика. Уход за одеждой и обувью. Практикумы в повседневной жизни: уборка квартиры, мытье полов, проведение генеральных уборок по субботам, стирка мелкого белья (носки, трусы).

Выход в учреждения социальной сферы: почта, магазины, парикмахерская, учреждения здравоохранения, химчистка, ателье, ремонт обуви.

Посещение учреждений социальной сферы: сберкасса, учреждение соцзащиты, здравоохранения, служба занятости, управляющая компания, многофункциональный центр, нотариус, учреждения ЖКХ, аварийно-спасательные службы.

Практикумы в повседневной жизни: уборка квартиры, мытье полов, проведение генеральных уборок по субботам, стирка мелкого белья (носки, трусы).

Модуль «Домашнее хозяйство»

Практика. Уборка урожая. Сбор семян цветочных культур. Перекопка приусадебного участка. Уборка клубневых (георгины) цветов. Заготовка земли для рассады. Подготовка почвы для рассады цветов. Посев цветочных культур. Пикировка рассады. Высадка рассады. Перекопка огорода. Посев овощных культур. Уход (прополка, полив, подкормка, рыхление). Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Анкетирование.

Методическое обеспечение программы.

При реализации программы используются методические разработки воспитателя, а также методические разработки в литературе по темам программы.

Формы и методы организации образовательного процесса:

-Словесный (беседа, чтение литературы, сообщения, рассказы и т.д.).

-Наглядный (наблюдения, показ).

-Практический (Игры-драматизации, обыгрывание ситуаций, экскурсии в учреждения социальной сферы, выезды в общественные места, практикумы в повседневной жизни, выезды в гостевые семьи).

Техническое оснащение.

Актовый зал, помещения центра (групповые комнаты, спальные комнаты, столовая).

Оборудование: доска с маркерами, компьютер.

Материалы: средство для мытья посуды, для чистки стекол, хозяйственное мыло, стиральный порошок. Наличие транспорта для посещения учреждений социальной инфраструктуры.



Методическая литература:


  1. Бочкарева Л. И др. «Работа над ошибками в личном бюджете». Москва, 2012 г.

Детский фонд ЮНИСЕФ.

  1. Герасимова А., Семенова А. Рабочая тетрадь к «Путеводителю по самостоятельной

жизни». 2015 год Благотворительный фонд «Дети наши».

3. Герасимова А. «Книга жизни». 2015 год Благотворительный фонд «Дети наши»

4. Голондарева Н.Б. «Технология 8 класс». Поурочные планы по учебнику

«Технология, 8 класс» Симоненко В.Д. В 2 частях. Часть 1. –Волгоград:

Учитель –АСТ, 2003г.

5. Голондарева Н.Б. «Технология 8 класс». Поурочные планы по учебнику «Технология,

8 класс» Симоненко В.Д. В 2 частях. Часть 2. –Волгоград: Учитель –АСТ, 2004г.

6. Голондарева Н.Б. «Технология 9 класс». Поурочные планы по учебнику «Технология,

9 класс» Симоненко В.Д. В 2 частях. Часть 1. –Волгоград: Учитель –АСТ, 2004г.

7. Кожина О.А., Маруцкая С.Э. «Технология: Обслуживающий труд». 5 класс,

М. Дрофа, 20004г.

8. Павлова О.В., Попова Г.П. «Технология». 6 класс: поурочные планы по учебнику

под ред. Симоненко В.Д. Волгоград: Учитель, 20008г.

9. Павлова О.В., Попова Г.П. «Технология», 7 класс: поурочные планы по учебнику

под ред. Симоненко В.Д. Волгоград: Учитель, 20007г.

10. Павлова О.В., Попова Г.П. «Технология». 8 класс: поурочные планы по учебнику

под ред. Симоненко В.Д. Волгоград: Учитель, 20007г.

11. Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А. «Культура семьи». Кострома:

ГОУВПО КГУ им. Некрасова Н.А., 2005г.

12. Чугунова Э.И. «Программа подготовки детей-сирот к переходу в приемную семью».

Кострома: Авантитул, 2006г.

13. Шевырева Ю. и др. 2014г. «Путеводитель по самостоятельной жизни».

«Вокруг света» Благотворительный фонд «Дети наши».

14. Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка». М.

Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.






Анкета.


1.Как сделать дом уютным?



2.Как правильно ухаживать за одеждой и обувью?




3.Какие существуют бытовые приборы для уборки помещений?





4.Куда нужно обращаться, когда что-то болит?





5.Какие услуги предоставляет почта?





6.Для чего нужна химчистка?





7.Правила поведения в общественных местах (Цирк, театр, кинотеатр).











Анкета.


1.Для чего нужно платить за квартиру?




2.Какие виды аварийно-спасательных служб вы знаете?




3.Из чего состоит бюджет семьи? Что это такое?




4.На что распределяется бюджет семьи?





5.Как уберечься от преступников?





6.Для чего существует служба занятости?





7.Зачем нужна сберкасса?





8.Что такое МФЦ? Какие услуги он предоставляет?





9. Что бы еще хотелось узнать на занятиях в следующем году?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!