СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Эрудит"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Горельская средняя образовательная школа»



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № от « » _____________ 2017 г.



Утверждена:

Директор ____________ Колодина Е.И.

Приказ № « » от ___________ 2017г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Эрудит»

Для детей младшего школьного возраста

Срок реализации – 4 года







Составитель: Хабарова Г.В.

учитель начальных классов

















с. Малиновка

2017 год



1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


    1. Пояснительная записка

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Воспитание творческой личности сопровождается формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Эрудит» относится к интеллектуальной направленности, разработана в соответствии с:

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

  • Письмом Министерства образования Российской Федерации

от 18 июня 2003 года. № 28-02-484/16 Минобразования России

«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утверждённые на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Письмом управления образования и науки области от 23.08.2013 № 1.06-08/3684 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тамбовской области, в 2013-2014 учебном году».

Направленность программы: естественнонаучное направление, программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Вид образовательной программы – программа модифицированная, разработана на основе:

  • сборника программ под редакцией Н.В.Калининой, В.В.Зарубиной

«Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Ульяновск. УИПКПРО, 2011.-76с.

  • методического пособия под редакцией Н.В. Калининой, А.П. Мишиной «Интеграция учебной и внеурочной деятельности в обеспечении метапредметных и личностных результатов начального образования.- Ульяновск. УИПКПРО, 2013.-92с.


Актуальность работы кружка - необходимость развития способностей детей с учетом их индивидуальных психологических способностей.

Отличительная значимость - занятия по математике помогут учащимся начальных классов отработать приемы устного и письменного сложения и вычитания, сформировать навыки работы с единицами измерения длины. Программа курса содержит цикл занятий по развитию творческого мышления, игры и занимательные задания по математике, нестандартные старинные задачи, задания повышенной сложности для подготовки к олимпиадам.

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Условия реализации программы

Выполнение программы рассчитано на четырехлетний срок обучения в начальной и средней школе.

Первый год обучения - дети 6,5-8 лет, рассчитан на один учебный год.

Второй год обучения - дети 8-9лет, рассчитан на один учебный год.

Третий год обучения - дети 9-10 лет, рассчитан на один учебный год.

Четвертый год обучения - дети 10-11 лет, рассчитан на один учебный год.

Программа рассчитана на 4,5 - часовые занятия в неделю.

Форма обучения очная. Состав группы постоянный.


Продолжительность

Периодичность

занятий

Кол-во часов

в неделю

Кол – во часов

в год

1 класс – 35 -40 мин

16 занятий в месяц

4.5 часа

153 часа

2 класс – 40 – 45 мин

16 занятий в месяц

4.5 часа

153 часа

3 класс – 40 – 45 мин

16 занятий в месяц

4.5 часа

153 часа

4 класс – 40 – 45 мин

16 занятий в месяц

4.5 часа

153 часа


    1. Методические условия реализации программы

Программа по развитию познавательных способностей рассчитана на 153 часа. Изучаются одни и те же темы, но учащиеся, становясь старше, получают задания более сложного уровня. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

  • ослабить скрытые конфликты;

  • выработать общее решение;

  • повысить эффективность работы участников дискуссии;

  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Методическая работа педагога:

заниматься самообразованием;

повышать профессиональное мастерство;

посещать занятия других педагогов;

участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проводить открытые занятия;

подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.


    1. Цель и задачи программы

Цель программы - развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.

Задачи программы:

Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).

1 ступень (1 год обучения):

Обучающие:

  • обучить решению логических задач;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научить обобщать математический материал;

Воспитательные:

  • воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;

Развивающие:

  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

2 ступень (2 год обучения)

Обучающие:

  • научить оперировать числовой и знаковой символикой;

  • научить поиску закономерностей;

  • упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность, самостоятельность;

Развивающие:

  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

3 ступень (3 год обучения)

Обучающие:

  • научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

  • обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;

  • познакомить с осевой и центральной симметрией;

  • познакомить с принципом Дирихле;

  • обучить умению анализировать;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

Развивающие:

развивать логическое мышление, интерес к изучаемым предметам, умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой;

4 ступень (4 год обучения)

Обучающие:

  • научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);

  • обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;

  • научить решать более сложные комбинаторные задачи;

  • научить обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

воспитывать инициативность, активную жизненную позицию в получении знаний.

Развивающие:

развивать логическое мышление, интерес к изучаемым предметам, умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой.



    1. Содержание программы

Учебно – тематический план

1 год обучения.

Тема

Кол-во часов

Теорет.часов

Практич.часов

1

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Развиваемся, играя.

Цифры и числа. Самое большое число.

Из истории чисел.

Спичечный конструктор (счетные палочки). «Развиваемся, играя» (

Магия чисел.

Римские цифры.

Монеты России. «Развиваемся, играя»

Математика и зеркало.

Математические рассказы.

Математические фокусы.

Задачи с одинаковыми цифрами.

Магическое яйцо.

Магические квадраты.

Японские кроссворды.

“Считайте” ногами. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.


35


2

1

2

3

2

2

2

2

2

3

3

2

3

3

3

12


1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


23


1


2

3

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

3


3.

Геометрическая составляющая.

Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге.

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Получение прямой путём сгибания бумаги.

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

Конструирование модели самолёта из полосок бумаги

Угол. Развёрнутый угол. Прямой угол. Непрямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый.

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломанной.

Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Составление аппликации «Ракета».

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.


25


2


2




2


1

1


2

1

1

2


2

2


2


2

1


2





9


1


1




1





1





1

1


1


1



1




16


1


1




1


1

1


1

1

1

2


1

1


1


1

1


1




4.

Текстовые задачи

Виды текстовых задач.

Решение задач в стихотворной форме.

Правильное условие – половина решения.

Составления рисунка к задаче.

Составление схем к условию задач.

Старинные задачи.

Решение старинных задач

Схемы и алгоритмы решения задач.

Графическое моделирование.

Задачи повышенной трудности.

Олимпиадные задачи.


35


2

3

2

2

4

2

2

4

4

6

4


9


1

1

1


1

2


1

1

1


26


1

2

1

2

3


2

3

3

5

4

5.

Логические задачи. Математические игры.

Множества. Элементы множества. Способы задания множеств.

Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.

Отображение множеств.

Кодирование.

Вложенность (включение) множеств.

Пересечение множеств.

Объединение множеств.

Решение логических задач.

Решение тестовых задач.

Математические дорожки: а) математические кресты
б) математические квадраты; в) числовое окно; г) цифры в цифрах.

Задачи- шутки. Задачи – невелички. Развитие логического мышления.

Математические Интернет – олимпиады и викторины.

Числовые горизонтали. Тренировка слуховой памяти.

Олимпиада по математике.


35


3


2

2

1

1

1

1

2

2

4

3

4




3


3


2


1

15


2


1

1

1

1


1

1

1

1

1

1




1


1


1



20


1


1

1



1


1

1

3

2

3




2


2


1


1

6.

Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды.

Учимся разгадывать ребусы.

Учимся разгадывать и составлять ребусы.

Учимся зашифровывать слова с помощью рисунков

Учимся разгадывать шарады.

Учимся отгадывать загадки. Игра в слова «Необыкновенные превращения».

Учимся разгадывать кроссворды.

Учимся составлять кроссворды.

Математические игры.


20


2

3

3


2


4

2

2

2

8


1

1

1


1


1

1

1

1

12


1

2

2


1


3

1

1

1

7.

Итоговое занятие.

Внеклассное занятие «Праздник числа».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.


2


1

1

-

2


1

1


Итого

153

54

99



2 год обучения.

Тема

Кол-во часов

Теорет

часов

Практич

часов

1

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Числа и операции над ними

Виды математических игр и заданий.

Цифры и числа. Самое большое число.

Из истории чисел. Арифметика каменного века.

Счет по пальцам. Почему мы считаем до десяти.

Системы исчисления. Счет дюжинами, шестидесятками (минуты и секунды), пятерками и т.д.

Ноль и бесконечность.

Счетные устройства (от абака до калькулятора).

Отрицательные числа.

Целые и дробные числа.

Все арифметические действия. Какое действие самое важное?

Скобки все решают.

Задачи с одинаковыми цифрами.

Магические квадраты.

Японские кроссворды.


35


2

2

2


2


3



2

2


2

3

3


2

3

3

4

14


1

1

1


1


1



1

1


1

1

1


1

1

1

1

21


1

1

1


1


2



1

1


1

2

2


1

2

2

3

3.

Геометрические фигуры и величин.

Старинные меры измерений.

Длина. Придумывание новых мерок.

Измерение, исследовательская работа «38 попугаев».

Геометрические фигуры. Все виды.

Преобразование геометрических фигур на плоскости.

Китайская головоломка “Танграм”.

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.


25


2

3

3


4

4


4

5

8


1

1

1


2

1


1

1

17


1

2

2


2

3


3

4

4.

Текстовые задачи

Виды текстовых задач.

Правильное условие – половина решения.

Х – это неизвестное.

Решение задач с помощью уравнений.

Старинные задачи.

Решение старинных задач.

Арифметическое и алгебраическое решение задач.

Схемы и алгоритмы решения задач.

Графическое моделирование.

Задачи повышенной трудности.

Решение тестовых задач.

Задачи в стихах.


35


3

2

2

4

2

2

4


4

3

4

3

2

10


1

1

1

1

1


1


1

1

1

1


25


2

1

1

3

1

2

3


3

2

3

2

2

5.

Логические задачи. Математические игры.

А и Б сидели не трубе. Логические задачи.

Истина и ложь. Таблицы истинности. Предикаты.

Логические операции И, ИЛИ, НЕ.

Способы решения логических задач.

Решение логических задач. Развиваем память.

Решение логических задач. Развиваем память.

Решение логических задач. Развиваем внимательность

Решение логических задач. Развиваем воображение.

Решение логических задач. Развиваем мышление.

Математические Интернет-олимпиады и викторины..

Блиц-турнир.

Остров арифметики.

Математические бои.

Олимпиада по математике.


40



3

3

2

3

2

4


4


4


4


4


2


1

1

2

1

-

40



3

3

2

3

2

4


4


4


4


4


2


1

1

2

1


6.

Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды.

Учимся составлять ребусы. Игра в слова: "Похожие слова".

Учимся составлять шарады. Игра в слова: "Наоборот".

Учимся составлять загадки. Игра "Лабиринт загадок".

Учимся составлять кроссворды. "Столбик слов".

Учимся составлять ребусы. «На одну букву».

Учимся составлять шарады. "Восстанови порядок".

Игра "Калейдоскоп". Загадки. Ребусы. Кроссворды.

15


2


2


2


2


2

3


1

1


4


1


1


1


1

11


1


1


1


1


2

3


1

1

7.

Подведение итогов.

Внеклассное занятие «Геометрия вокруг нас».

Итоговое занятие. Игра “Сократ”.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.


2


1


1

-

2


1


1


Итого

153

36

117



3 год обучения.



Тема

Кол-во часов

Теорет

часов

Практич

часов

1

Вводное занятие.

1.

-

1

2.

Текстовые задачи.

Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции.

Изучаем родной край. Заочное путешествие.(

Составление задач, основанных на числах краеведения.

Задачи повышенной трудности.

Задачи с одинаковыми цифрами.

Решение задач тестового характера.

Японские кроссворды.

Олимпиадные задачи.

Математические Интернет-олимпиады и викторины.


35


4



4


6


5

4

4

4

2

2

9


1



2


2


1

1

1

1



26


3



2


4


4

3

3

3

2

2

3.

Геометрические фигуры.

Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без деления


Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.


Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей


Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.


Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.

Вписанный в окружность треугольник.

Изготовление модели часов.

Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».



25


3





3





4






3




3

3


1


1

2

2

12


2





2





2






2




1

1


1


1


13


1





1





2






1




2

2





2

2

4.

Логика. Головоломки.

Решение головоломок. Совершенствование воображения

Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции.

Задания по поиску закономерностей. Развитие концентрации внимания.

Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах. Тренировка внимания.

Ребусы. Развитие логического мышления.

Алгоритм. Составление алгоритмов. Совершенствование воображения.

Выполнение действий по алгоритму. Развитие концентрации внимания.

Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Тренировка внимания.


Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.


Логические концовки. Развитие логического мышления.

Головоломки. Тренировка зрительной памяти.

Головоломки. Развитие логического мышления.

Головоломки. Обучение поиску закономерностей.

Магические квадраты. Развитие логического мышления.

Магические квадраты. Развитие умения решать нестандартные задачи.


35


2


2



2

1

2

1

2

2

1

2

1

2


1

2






2


2


2


2


2


2

-

35


2


2



2

1

2

1

2

2

1

2

1

2


1

2






2


2


2


2


2


2




5.

Логические задачи.

Множество. Число элементов множества. Подмножество

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

Пересечение и объединение множеств. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ».

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».

Граф. Вершины и ребра графа.

Граф с направленными рёбрами.

Аналогия.

Закономерность.

Аналогичная закономерность.

Выигрышная стратегия.


30


2


2


3


2

2

2


3

2

3

3

2

4

12


1


1


1


1

1

1


1

1

1

1

1

1

18


1


1


2


1

1

1


2

1

2

2

1

3

6.

Математические игры.

Игры с таблицей умножения.

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

В гостях у Вини Пуха.

Математические игры с Колобком.

Математический КВН.

Математические игры и тренажёры.

Игра «Сто к одному».

Игра «На лесной поляне».


25


6

1

2

6

1

6

1

1

-

25

7.

Подведение итогов.

Внеклассное занятие «Математика – царица наук».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.


2


1


1

-

2


1


1


Итого

153

33

120



4 год обучения.

Тема

Кол-во часов

Теорет

часов

Практич

часов

1

Вводное занятие.

1.

-

1

2

Многозначные числа и операции над ними


Многозначные числа. Самое большое число.

Из истории чисел. Арифметика каменного века.

Системы исчисления.

Кодирование.(2 ч )

Счетные устройства (от счёт до компьютера). ( 3 ч )

Все арифметические действия. Какое действие самое важное?

Скобки все решают.

Задачи с одинаковыми цифрами.

Магические квадраты.(2 ч )

Японские кроссворды. (2 ч)


30



2


2


3

3

4


2


2

4

4

4


9



1


1


2

1

1


1


1

1


21



1


1


1

2

3


1


1

3

4

4

3.

Геометрические тела.

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.

Развёртка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.

Изображение прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка.

Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба

Чертёж куба в трёх проекциях.

Изготовление модели куба сплетением трёх полосок.

Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос.

Осевая симметрия.

Представления о цилиндре.

Практическая работа «Изготовление карандашницы»

Знакомство с шаром и сферой.


30


2

3


3



3



3


3

2


3




2

2

2


2

8


1

1








1





1




1

1



2

22


1

2


3



3



2


3

2


2




1

1

2





4.

Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем.

Задачи на нахождение закономерностей.

Обучение поиску закономерностей.

Задачи на нахождение принципа группировки.

Задачи на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос. Совершенствование воображения.

Задачи с многовариантными решениями. Развитие быстроты реакции.

Нахождение рационального способа решения. Развитие концентрации внимания.

Задачи на классификацию, выявление закономерностей. Тренировка внимания.

Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений. Тренировка зрительной памяти.

Построение логических цепочек. Тренировка слуховой памяти.

Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины. Развитие быстроты реакции.

Отыскивание логических ошибок о рассуждениях. Развитие логического мышления.

Решение задач, не имеющих однозначного решения. Развитие быстроты реакции.

Работа с изографами. Развитие концентрации внимания.

Работа с числографами. Тренировка внимания.

Решение нестандартных и нетрадиционных задач. Тренировка зрительной памяти.


35



3

2

1


2



2

1

2



4





2

1

2


1

2



2


2


3



3

-



35



3

2

1


2



2

1

2



4





2

1

2


1

2



2


2


3



3




5.

Логические задачи.

Расселяем множества.

Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строим графы.

Путешествуем по графу.

Разбиваем граф на части.

Правило «ЕСЛИ - ТО».

Делаем выводы.

Алгоритм.

Схема алгоритма

Ветвление алгоритма.

Цикл в алгоритме.

Алгоритмы с ветвлением и циклами.


30


2

3

3

3

3

2

3

3

2

2

2

2


7



1




1

3

1


1

23


2

2

3

3

3

1


2

2

1

2

2

6.

Математические игры.

Игры с таблицей умножения.

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

Математический КВН.

Математические игры и тренажёры.

Игра «Сто к одному».

Игра «Пирамида множеств».

Игра «Что такое? Кто такой?»

Игра « Какой признак? Чей признак?»

Математические Интернет-олимпиады и викторины.


25


6

1

1

6

1

1

1

1

7

-

25


6

1

1

6

1

1

1

1

7

7.

Подведение итогов.

Внеклассное занятие «Умники и умницы».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.


2


1

1


2


1

1


Итого

153

24

129



Содержание программы.

1 год обучения.

1.Вводное занятие.

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

2.Развиваемся, играя.

Теория

Из истории натуральных чисел, римские цифры, монеты России

Практика

конструирование из палочек, логические квадраты, закономерности, решение задач и кроссвордов, разгадывание математических фокусов, тренировка слуховой памяти, развитие мышления, графический диктант.

3. Геометрическая составляющая.

Теория

Основные понятия: точка, линия, прямая, кривая линия,основное свойство прямой, отрезок, угол, развёрнутый угол, прямой угол, непрямой угол, виды углов: прямой, тупой, острый, ломаная, вершины, звенья ломаной, длина ломанной, многоугольник, прямоугольник, квадрат, дециметр, метр

Практика

Исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических составляющих. Конструирование аппликаций. Изображение фигур на плоскости.

4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.

Теория

Виды текстовых задач.

Практика

Решение задач разными способами. Решение задач в стихотворной форме, старинных задач, задач повышенной трудности. Составления рисунка к задаче. Составление схем к условию задач. Графическое моделирование.

5. Логические задачи. Математические игры.

Теория

Множества. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество

Практика

Сравнение множеств по числу элементов. Решение логических задач. Решение тестовых задач. Развитие логического мышления. Тренировка слуховой памяти.

6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды.

Теория

Основные правила решения ребусов, шарад, кроссвордов.

Практика

Составление и решение ребусов ,шарад, кроссвордов, загадок, математические игры

7. Подведение итогов.

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

2 год обучения.

  1. Вводное занятие.

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

  1. Числа и операции над ними.

Теория

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Виды математических игр и заданий. Цифры и числа. Самое большое число. Из истории чисел. Арифметика каменного века. Почему мы считаем до десяти. Ноль и бесконечность. Счетные устройства (от абака до калькулятора).Отрицательные числа. Целые и дробные числа. Все арифметические действия. Какое действие самое важное? Скобки все решают .Задачи с одинаковыми цифрами.

Практика

Счет по пальцам. Счет дюжинами, шестидесятками (минуты и секунды), пятерками и т.д. Решение магических квадратов и японских кроссвордов.

3. Геометрические фигуры и величины. (10часов)

Теория

Старинные меры измерений. Геометрические фигуры: все виды.

Практика

Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур. Преобразование геометрических фигур на плоскости. Китайская головоломка “Танграм”.

4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.

Теория

Виды текстовых задач.

Практика

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. Схемы и алгоритмы решения задач. Графическое моделирование.

5. Логические задачи. Математические игры

Практика

Обобщение изученного в курсе. Математические игры. Решение логических задач. Развитие памяти, мышления, воображения, внимательности

6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды.

Теория

Основные правила составления ребусов, шарад, кроссвордов.

Практика

Составление и решение ребусов ,шарад, кроссвордов, загадок, математические игры

7. Подведение итогов.

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

  1. Текстовые задачи.

Теория

Виды текстовых задач.

Практика

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. Составления задач на основе краеведческого материала. Решение японских кроссвордов.

  1. Геометрические фигуры

Теория

Знакомство с геометрическими фигурами, свойства фигур. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.

Практика

Исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без деления. Изготовление модели часов. Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Деление окружности на равные части.


  1. Логика. Головоломки.

Практика


Решение головоломок. Составление и решение простых занимательных задач. Тренировка внимания. Решение ребусов. Развитие логического мышления. Составление алгоритмов. Совершенствование воображения.

Выполнение действий по алгоритму. Развитие концентрации внимания.

Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Тренировка внимания. Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.


5.Логические задачи.

Теория

Знакомство с разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования. Множество. Граф. Аналогия. Закономерность.

Практика

Пересечение множеств. Построение графов. Истинность высказывания. Нахождение закономерностей.



  1. Математические игры.

Практика

Математические игры и тренажёры. Игры с таблицей умножения.



7. Подведение итогов. (

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.


4 год обучения.

1. Вводное занятие.

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.

  1. Многозначные числа и операции над ними.

Теория

Многозначные числа. Самое большое число. Из истории чисел. Арифметика каменного века. Системы исчисления. Счетные устройства (от счёт до компьютера)

Практика

Решение задач с одинаковыми цифрами, решение магических квадратов и японских кроссвордов

3. Геометрические тела

Теория.

Знакомство с геометрическими телами, свойства. Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Представления о цилиндре. Знакомство с шаром и сферой.

Практика

Исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических тел. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда. Изображение прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка. Чертёж куба в трёх проекциях. Изготовление модели куба сплетением трёх полосок. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос

4.Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. (15часов)

Теория

Виды текстовых задач.

Практика

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. Составления задач на основе краеведческого материала. Решение японских кроссвордов. Работа с изографами. Работа с числографами


5. Логические задачи.


Теория

Правило «ЕСЛИ - ТО». Слова «НЕ», «И», «ИЛИ». Алгоритмы с ветвлением и циклами.

Практика

Игры и задания направлены на формирование у детей начальных представлений об алгоритме, действиях над множеством. Строим графы.

6. Математические игры.

Практика

Математические игры и тренажёры. Математические Интернет-олимпиады и викторины.

7. Подведение итогов.

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

    1. Планируемые результаты изучения курса


Основной  результат  обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных  и предметных результатов.

Личностные результаты

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


Ожидаемее результаты

обучающиеся должны:

1 год

  • научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучиться решению логических задач;

  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научиться обобщать математический материал;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом

2 год

  • научиться оперировать числовой и знаковой символикой;

  • научиться поиску закономерностей;

  • научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;

  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность

перед ним


3 год

  • научиться решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

  • научиться решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;

  • изучить осевую и центральную симметрию;

  • познакомиться с принципом Дирихле; научиться анализировать;

  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;

4 год

  • научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).

  • обучиться решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • научиться решать задачи, применяя принцип Дирихле;

  • научиться решать более сложные комбинаторные задачи;

  • научить обобщать, делать выводы;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


    1. Календарный учебный график


    1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эрудит» необходимо:

помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, рассчитанное на 12-15 посадочных мест (общая площадь – 48 кв.м.), мебель - легко перемещающиеся в помещении столы и стулья; компьютер, музыкальный центр, диски, проектор, фотоаппарат.


Средства обучения:

  • печатные пособия (электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники и т.д.);

  • аудиовизуальные (классическая музыка, презентации, образовательные видеофильмы, мультимедийные игры, тренажеры и т.п.);

  • наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.п.);

  • учебные приборы (альбом, линейка и т.д.).



    1. Формы аттестации


Контроль и учет знаний и умений воспитанников

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиаде по математике, а также, зачеты, конкурсы, игры, викторины, внеклассные мероприятия.


Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.

    1. Оценочные материалы


Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, что выявляет уровень умений, приобретаемых на занятиях.

Презентация отдельных тем, изученных на занятиях.

Тестирование.

Проверочный лист совместной работы.

Критерии оценивания группового задания.

Оценочный бланк работы группы.

Контроль позволяет учащимся, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, что создает ситуацию «успеха» у каждого учащегося.



    1. Учебные и методические пособия:

Список литературы для педагога:

1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.

2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.

3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.

4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.

5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.

6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.

7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.

8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.

10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.

11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.

12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.

13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.

14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.

15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10

16. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год.     http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

17. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

18. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

19. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

20. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.

21.   Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год.http://rm.kirov.ru/tasks.htm 

22.   365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.



Список литературы для детей:

для дополнительной информации,закрепления изученного материала:

1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.

3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!