Отдел образования администрации
муниципального образования
городского округа «Инта»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Станция юных натуралистов
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол №_____________________ от «____» _________________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО СЮН Ф.И.О. Петров В.Г. |
| |
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Юный турист»
(краеведение)
Направленность туристско-краеведческая Для учащихся – 7-16 лет Срок реализации – 1 год Педагог дополнительного образования Першина АлевтинаВикторовна |
Инта
2019
Пояснительная записка
Туризм - тот вид деятельности, который при разумной организации дает хорошие образовательно-оздоровительные результаты и отвечает возрастным потребностям детей к самоутверждению и самостоятельности.
Туризм - школа самопознания, проверки собственных возможностей, тренинг личностного развития. Туристские походы, путешествия являются универсальным инструментом в системе воспитания подрастающего поколения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей - слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически - вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны. Пешеходный туризм - самый распространенный и доступный вид туризма для учащихся, основой которого является организация самодеятельного туристского похода, включающего в себя активный отдых, углубление знаний, полученных в школе на уроках географии, математики, истории, литературы, физики и других специальных знаний. Главная задача пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края — своей малой родины, о нем можно говорить не только как об
уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания. Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки обучающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций. Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма ,
взаимовыручки и других социальных умений.
Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Занимаясь в туристическом кружке, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит ребятам умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.
Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.
Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, а так же на основе авторской программы комплексной туристско-краеведческой подготовки (авторы А.Евтушенко, И.Стороженко), опубликованной в сборнике авторских программ дополнительного образования детей (Москва: Народное образование, - 2002), и адаптирована к условиям работы
туристического объединения.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Юный турист» разработана в соответствии с требованиями и на основе следующих нормативных документов:
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Положение Концепции развития дополнительного образования детей от 24.04. 2015 г. № 729-р;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Информация Министерства образования Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.; и другие нормативные документы.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе), география (работа с картами, определение азимута), биология и экология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь).
1.2 Актуальность данной программы выражается в ее доступности, безграничных возможностях в привлечении детей любого возраста и их родителей. Занятия по программе проходят большей частью в полевых условиях. В походе учит сама жизнь, природа, товарищи, ситуации. В полевых условиях учебный процесс естественен, содержание его призвано разрешать повседневные, актуальные проблемы в жизни коллектива. При этом «усвоение знаний» идет на уровне понимания, и - что очень важно - на эмоциональном уровне.
1.3 Особенности программы. Для зачисления в объединение «Юный турист» специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа способствует формированию здорового образа жизни, т.к. в течение года большинство занятий проводятся на улице, в парке, в поле, в лесу. Программа рассчитана на один год обучения. Формирование группы проводится из разновозрастных учащихся, что способствует взаимообучаемости и позволяет прививать учащимся чувство ответственности и взаимовыручки. Учебные группы постоянного и переменного состава. Группы переменного состава организуются на короткие сроки: учебную четверть, на один месяц, на неделю. Цель создания таких групп – осуществление начальной подготовки учащихся, приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности; проведение массового обучения школьников каким-либо навыкам; организация полезного и познавательного досуга, соревнований и экскурсий. Для качественного усвоения знаний и умений допускается деление учащихся на подгруппы по 5-7 человек для выполнения учебных задач и проектов. Допускается перенос части занятий на летнее время для проведения длительных исследовательских и обучающих походов и экспедиций. Количество детей на 1-ом году обучения - 15 человек, возраст Учащихся 7-15лет.
При прохождении программы учащиеся осваивают следующие виды подготовки:
Теоретическая подготовка включает в себя изучение техники различных видов туризма (пеший, водный, лыжный, велосипедный туризм, ориентирование); получение знаний по топографии, выработка умений и навыков по разведению костров, бивачным работам и т.д.
2. Краеведческая подготовка - неотъемлемая составная часть общей подготовки туриста. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, об историческом прошлом народа; позволяет наблюдать своеобразие локально-закрепленных художественных традиций, создает благоприятные условия для развития эстетической культуры обучающихся; формирует у туриста умения и навыки в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Краеведческая подготовка включает собственно краеведение, а также его практические приложения и смежные разделы учебно-воспитательной работы: наблюдения в походе, вопросы охраны природы, памятников истории и культуры.
3. Подготовка туриста по технике безопасности. Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму. В связи с этим в программу включен раздел, основные задачи которого подготовить туриста к работе в сложных погодных условиях, воспитание дисциплины туристской группы, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.
4. Способы автономного выживания. Включает в себя: изучение правил поведения при автономном существовании, возможность построить различные укрытия и убежища из подручных средств, способы приготовления пищи, поиски воды, подача сигналов бедствия, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.
1.4. Адресат:
Тип программы – дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа.
Вид программы – модифицированная программа, на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, а так же на основе авторской программы комплексной туристско-краеведческой подготовки (авторы А.Евтушенко, И.Стороженко), опубликованной в сборнике авторских программ дополнительного образования детей (Москва: Народное образование, - 2002),
Направленность – спортивно - краеведческая
Классификация – общеразвивающая.
По характеру деятельности – познавательная.
По возрасту – разновозрастная, от 7 до 15 лет.
По масштабу действия – учрежденческая.
По срокам реализации – 1 год.
Объем программы: Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Юный турист» рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года, 36 недель, 144 академических часа в год. 2 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут или 4 занятия по 45 минут с перерывами по 10 минут, либо одно походное занятие продолжительностью 8 часов.
1.6. Формы организации образовательного процесса.
- Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все дети одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.
- Групповая форма – это такая форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трех-пяти-семи учащихся для совместной учебной работы.
-Индивидуальная форма – это форма организации образовательного процесса при котором каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально подобранное для него в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.)
- Круговая форма предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).
- Проектная деятельность - Это форма организации образовательного процесса при котором практическая деятельность учеников осуществляется в рамках учебных проектов, которые представляют собой комплекс действий: ученики должны сами ставить цель, планировать и осуществлять работу, связанную с приобретением новых знаний и умений.
1.7 Методы работы:
- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;
- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;
- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;
- беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;
- инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания;
- распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.
- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;
- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;
1.8 Режим занятий: Режим реализации учебного плана и недельная нагрузка на учащихся одинаковая, это одно занятие за один час или два занятия по два часа с обязательным перерывом в 10 минут для отдыха учащихся и проветривания помещения. Один учебный час равен 45 минутам. Время работы педагога дополнительного образования определяется педагогической нагрузкой и расписанием учебных занятий.
1.9 Уровни сложности программы. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивно-туристической подготовки и разбит на три уровня сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся и этапами реализации программы:
1. «Стартовый уровень» - этап начальной подготовки и этап начальной специализации.
2. «Базовый уровень» - этап углубленной подготовки
3. «Продвинутый уровень» - этап спортивно-туристического совершенствования.
Этапы реализации программы 1. «Стартовый уровень» - этап начальной подготовки и этап начальной специализации На начальном этапе подготовки прививается интерес к занятиям спортивным ориентированием и туризмом. Все это осуществляется в игровой форме через постепенное приобщение Учащихся к систематическим тренировкам. Проводится разносторонняя физическая подготовка, при этом делается акцент на развитие общей выносливости, ловкости и быстроты. Большая роль на этом этапе отводится спортивным играм: играм с мячом, играм на внимание, сообразительность, координацию. Начинается работа по развитию навыков владения спортивной картой и компасом. Немаловажная роль отводится знакомству с родным городом и его достопримечательностями. Учащиеся получают первичные знания о походах, личном и групповом снаряжении и совершают однодневные походы в окрестностях города. На этапе начальной специализации обучаемые переходят к углубленному изучению основных элементов ориентирования, расширяют объем знаний о технике спортивного ориентирования. Приобретают первичные знания о тактике, приобретают соревновательный опыт, участвуя в районных и городских соревнованиях по спортивному ориентированию, туризму. На этом этапе увеличивается количество учебно-тренировочных занятий, проводимых на местности. Ведется работа по повышению разносторонней физической и функциональной подготовки. Большое значение придается изучению природы родного края.
2. «Базовый уровень» - этап углубленной подготовки. На этапе углубленной подготовки возрастает роль физической подготовки ориентировщика. Большое место в учебно-тренировочном процессе занимает развитие специальной выносливости. Продолжается многогранный процесс совершенствования техники и тактики спортивного ориентирования в различных условиях. Значительная роль в совершенствовании тактико-технической подготовки отводится соревновательному методу за счет увеличения количества соревнований. Значительную роль играет и краеведческая работа на маршруте, в результате которой учащиеся приобретают первоначальные навыки научно - исследовательской деятельности.
3. «Продвинутый уровень» - этап спортивного совершенствования. Это осуществляется через: освоение возрастающих тренировочных и соревновательных нагрузок, углубление знаний по теории и практике спортивного ориентирования. Кроме того, Учащиеся получают дополнительные знания по медицине, происходит содействие дальнейшему совершенствованию технико-тактического мастерства на основе индивидуализации тренировочного процесса.
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме анкетирования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего заезда. Используются такие методы, как наблюдение, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
Итоговый контроль проводится в конце заезда в виде однодневных или двухдневных походов, а так же больших туристических соревнований.
Цель и задачи
Цель: Развитие интеллектуального, физического и творческого потенциала детей и подростков, через обучение туризму и формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с
проблемами экологии и охраны природы
формирование знаний, умений и навыков совершения туристских походов и организации туристских соревнований, технике и тактике туризма, географии, основ безопасности
жизнедеятельности, истории края, его природных особенностей.
формирование знаний, умений, навыков по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.
Личностные:
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
формирование гуманного отношения к окружающей среде;
выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
физическое совершенствование школьников — развитие силы,
выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
повышение уровня коммуникативной культуры,
создание единого творческого коллектива, направленного на достижение
спортивных результатов, проведение совместного досуга, бережного отношения к природе.
сформировать научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.
Метапредметные:
расширены и углублены знания обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ, физической подготовке;
расширены и углублены знания обучающихся по истории родного края и области;
повышен уровень физической подготовленности обучающихся;
развиты способности быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на
возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации;
развиты практические навыки по Экологии, краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию благотворного воздействия природных факторов на все функции организма;
соблюдаются правила личной и общественной гигиены.
Содержание программы 1 года обучения.
Стартовый уровень программы «Юный турист» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
3.1. Учебный план первого года.
№ | Тема | всего | теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности при проведении походов, занятий. | 2 | 2 | 0 |
2 | Подготовка к походу, путешествию. Личное и групповое туристское снаряжение. Туристские должности в группе. | 10 | 4 | 6 |
3. | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. | 30 | 6 | 24 |
4. | Правила движения в походе, преодоление препятствий. | 10 | 2 | 8 |
5. | Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки. | 20 | 4 | 16 |
6. | Ориентирование по горизонту, азимут. Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки. | 10 | 4 | 6 |
7. | Компас. Работа с компасом. | 4 | 2 | 2 |
8. | Измерение расстояний. | 18 | 8 | 10 |
9. | Личная гигиена туристов. Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. | 20 | 6 | 14 |
10. | Краткие сведения о строении и функциях организма человека,влияние физических упражнений. | 10 | 2 | 8 |
11. | Общая физическая подготовка | 10 | 2 | 8 |
| Всего | 144 | 44 | 100 |
3.3. Календарно – тематическое планирование первого года.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Месяц планируемый | Месяц Факт |
1 | Вводное занятие.Техника безопасности при проведении походов, занятий. | 1 | Сентябрь | |
2 | Подготовка к походу, путешествию. Личное и групповое туристское снаряжение. Туристские должности в группе. | 10 | Сентябрь | |
3 | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. | 30 | Сентябрь-Октябрь | |
4 | Правила движения в походе, преодоление препятствий | 10 | Ноябрь | |
5 | . Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки. | 20 | Ноябрь-Декабрь | |
6 | Ориентирование по горизонту, азимут. Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки | 10 | Январь | |
7 | . Компас. Работа с компасом. | 4 | Февраль | |
8 | Измерение расстояний | 18 | Февраль- Март | |
9 | . Личная гигиена туристов. Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. | 20 | Апрель - Май | |
Тематическое содержание первого года
№ | Название темы (разделы) | Содержание | Контроль |
1 | Подготовка к походу, путешествию. Личное и групповое туристское снаряжение. Туристские должности в группе. | Цели и задачи занятий. Знакомятся с основными направлениями в туризме. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Подготовка к походу, путешествию. Определение цели и района путешествия. Составление плана подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе. Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Дисциплина в походах и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий на улицах, в помещении. Правила поведения при поездках групп на транспорте. Правила поведения в незнакомом населенном пункте, взаимоотношения с местным населением. Понятие о личном и групповом снаряжении. Типы рюкзаков, их преимущество и недостатки. Правила укладки рюкзака. Типы палаток. Костровое хозяйство: топоры, пилы, рукавицы, половники, их упаковка и переноска. Ремонтный набор: состав и назначение. Практическая работа. Составление списка группового и личного снаряжения. Укладка рюкзака. Установка и свертывание палатки. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. 1) командир группы - помощник руководителя; 2) старший проводник - зам. командира по маршрутной части (штурман, топограф); 3) завхоз по питанию (завпит); 4) завхоз по снаряжению; 5) санитар; 6) краевед - зам. командира по научной части, ответственный за выполнение задания; 7) фотограф; 8) казначей; 9) физорг; 10) культорг; 11) ремонтный мастер. | Беседа Опрос Практическая работа Практическая работа Практическое занятие. |
2 | Организация туристического быта | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе. Выбор места. Требования к месту привала и бивака с учетом природного окружения, планирование, размещение лагеря, выбор места для палаток, костра, определение места для забора воды, умывания, мытья посуды, туалетов, мусорных ям. Типы костров. Меры безопасности при разведении костров. Туристские узлы. Практическая работа. Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором. Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, устройство костровища, вязка узлов. Составление правил поведения в лесу, походе. | Практическое занятие на природе |
3 | Правила движения в походе, преодоление препятствий. | Правила движения в походе. Режим движения. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Темп движения: нормальный темп движения (ориентирован на самого слабого в группе), его изменение в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от группы, почвы рельефа, погоды и др. условий. Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные для мальчиков и девочек, разгрузка заболевшего товарища, типичные ошибки при укладке рюкзака его деформация при переноске. | Тестирование, Практическая работа. |
4 | Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки. | Теоретическое занятие. На нем учащиеся изучают виды топографических знаков. Виды рельефа. Рассматриваю обозначения знаков. На практическом занятии учащиеся по памяти должны зарисовать топографические знаки, рельеф. | Практическое занятие. |
5 | Ориентирование по горизонту, азимут. Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки. | Информация для ориентирования складывается из трех элементов: направлений, расстояний и ориентиров (предметов), расположенных на местности. 1. Ориентирование по карте 2. Ориентирование по компасу 3. Ориентирование по Солнцу 4. Ориентирование по Полярной звезде 5. Ориентирование по Луне 6. Ориентирование по растениям 7. Ориентирование по животным 8. Ориентирование по рельефу 9. Ориентирование по радиосигналам 10. Ориентирование по сооружениям Движении по закрытой или полностью открытой местности, где нет каких-либо подтверждающих ориентиров, движение в тумане | Практическая работа, опрос. Тестирование, практическая работа, соревнование. Тестирование, опрос. |
6 | Компас. Работа с компасом. | Компас Адрианова, история создания, строение. Работа с компасом. | Практическая работа |
7 | Измерение расстояний. | Измерение расстояний на карте циркулем Измерение расстояний по извилистым линиям Определение высоты и взаимного превышения точек по карте Определение крутизны скатов по шкале заложений | Практическая работа, тестирование. |
8 | Личная гигиена туристов. Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. | Понятие о личной гигиене в походе. Правила соблюдения личной гигиены. Содержимое аптечки, правила комплектования. Требования к лекарственным препаратам. Требования к упаковке. Расчет количества медикаментов. Правила безопасного оказания помощи. Ранения и ушибы, вывихи и переломы, ожоги, обморожения, помощь утопающему, попадение инородного тела в глаз, ухо,нос, укусы змей, насекомых. Правила безопасной транспотрировки. Транспортировка на носилках, на жердине, на короткие расстояния, по реке. | Тестирование, опрос., беседа. Практическая работа. Опрос, практическая работа |
9 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений. | Костная система, мышечная система, система кровообращения. | Тестирование. |
10 | Общая физическая подготовка | Понятие об общей физической подготовке. Цели и задачи физической подготовки. ОФП. | Тестирование, практическая работа. |
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
приобретены умения и навыки в работе с картой и компасом;
приобретены специальные знания по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
могут обеспечить выживания в экстремальных условиях;
знакомы с проблемами экологии и охраны природы;
сформированы знания, умения и навыки совершения туристских походов и организации туристских соревнований, технике и тактике туризма, географии, основ безопасности
жизнедеятельности, истории края, его природных особенностей.
сформированы знания, умения, навыки по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.
Личностные:
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
сформирована жизненная самостоятельность и волевые качества;
сформировано гуманное отношение к окружающей среде;
выработаны организаторские навыки, умение вести себя в коллективе.
физическое совершенствование школьников — развита сила,
выносливость, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
повышен уровент коммуникативной культуры,
создан единый творческий коллектив, направленный на достижение
спортивных результатов, проведение совместного досуга, бережного отношения к природе.
сформировано научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.
Метапредметные:
Расширены и углублены знания обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ, физической подготовке;
расширены и углублены знания обучающихся по истории родного края и области;
повышен уровень физической подготовленности обучающихся;
развиты способности быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на
возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации;
развиты практические навыки по Экологии, краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены.
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
8.1 Условия реализации программы:
Организация образовательного процесса осуществляется в условиях кабинетной системы в соответствии с учебным планом, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами. Занятия проводятся по классно-урочной системе с использованием ТСО, наглядного материала, индивидуальных и групповых заданий, тестов, практических занятий на улице и в классе, экскурсий.
Методика работы позволяет творчески подходить к вопросам образования и оздоровления, открывает широкий простор для инновационной деятельности.
8.2. Оценочные материалы
Для оценки результативности проводятся следующие виды контроля: вводный контроль – установление начального уровня знаний и умений. Формы: собеседование, устный опрос, анкетирование. Текущий контроль – оценка качества усвоения материала, проводится в ходе реализации программы. Формы: исследовательские работы, выполнение опытнических работ, зачёты. Итоговый контроль – проводится по ходу учебных занятий по каждому блоку программы в форме тестовых заданий, защиты исследовательских работ, выставок.
Каждые полгода проводиться мониторинг обученности и личностного развития учащихся. Мониторинг разработан на основе мониторинга предложенного кандидатами наук Кленовой Н. В. и Буйловой Л. Н. Оценка развития проводится по 5-ти бальной системе. Контрольные параметры указаны в таблице, степень выраженности определена уровнями – минимальный, средний, максимальный. Получаемые данные заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения каждого учащегося. Потом заполняется общая таблица мониторинга по группе.
По окончании курса общеобразовательной программы учащимся, успешно прошедшим обучение, выдаются свидетельства. Промежуточными документами в ходе обучения могут быть грамоты и дипломы за участие в различных мероприятиях: конференциях, конкурсах.
ЛИТЕРАТУРА.
для педагога
Основная:
В. Г. Варламов Методические рекомендации , Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983
А.Евтушенко, И.Стороженко Программа комплексной туристско-краеведческой подготовки Сборник авторских программ дополнительного образования детей (Москва: Народное образование, - 2002)
Дополнительная:
1. Алексеев, А.А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТ и К МО РФ, 2001г.
Алехин, В.М. Соревнования по спортивному ориентированию (карты и дистанции). - М.: Ф и С, 1974г.
Аппенянский, А.И. Физическая тренировка в туризме. Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1988.
Волович, В.Г. Академия выживания. - М.: «Толк», 1995г.
Гамм, Е.И. Энциклопедия туриста. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993г.
Ганиченко, Л.Г. Котелок над костром. - М.: «Вокруг света», 1994г.
Герман, Ю.В. Проведение и судейство конкурсов на туристских слетах и соревнованиях. Методические рекомендации. - М.: Турист, 1983г.
Диханова, Л.Г., Горбачева, Л.А. Туристы, в путь! Методический сборник-пособие организатору и руководителю летних туристских походов. - Екатеринбург, 1998г.
Зорин, И.В., Штюрмер, Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды. (учебное пособие). - М.: ЦРИБ «Турист», 1986г.
Зубович, Б.И. О первых шагах в ориентирование. - МН.: Полымя, 1983г.
Ильичев, А.И. Большая энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО, 2003г.
Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов. (пешеходный туризм). - М.: ФиС, 1990г.
Кодыш, Э.Н., Константинов, Ю.С., Куликов, В.М. Слеты и соревнования. - М.: Профиздат, 1984г.
Куликов, В.М., Константинов, Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001г.
Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстримальных условиях природы. - М.: «Владос», 2003г.
Ривкин, Е.Ю. Организация туристской работы со школьниками. - М.: АРКТИ, 2001г.
Спортивное ориентирование Правила соревнований.- М.: ФиС, 1983г.
Туристская игротека. ( Игры, конкурсы, викторины). 4 выпуск.- М.: ЦДЮТ и К МО РФ, 2003г.
Федотов, Ю.Н., Востоков, И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002г.
.
Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.
Джон Уайзман. SAS. Руководство по выживанию. М. Атрель. 2005г.
Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы/Э.Э. Линчевский, - М.:"Физкультура и спорт", 1981г.-126с.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.
для обучающихся
Верзилин, Н. По следам Робинзона/ Н. Верзилин, - Л.: "Детская литература", 1974.-254с.
Дихтярев, В. Я. Вся жизнь – поход / В.Я. Дихтярев, -М.: ЦДЮТур, 1999. http://skitalets.ru/index.htm
Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста /Ю.А. Штюмер, - М. "Профиздат". 1982. http://skitalets.ru/index.htm
Бардин, К.В. Азбука туризма/ К.В. Бардин, - М.: Просвещение, 1981.-205с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983 - http://refdb.ru/look/2645015.html
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка
показатели (оцениваемые критерии) | критерии | степень выраженности (уровень) | возможное кол-во баллов | методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка. 1.1. Знания по основным разделам учебного плана. 1.2. Владеет терминологией | Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный (владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой) Средний (объем усвоенных знаний составляет более ½) Максимальный (усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за год) Минимальный (избегает употреблять специальные термины) Средний (сочетает специальную терминологию с бытовой) Максимальный (осознано употребляет специальные термины в соответствии с их значением) | 1 3 5 1 3 5 | Опрос, викторина, дидактическая игра |
2. Практическая подготовка. 2.1. Практические умения и навыки предусмотренные программой 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. | Минимальный (владеет менее чем ½ предусмотренных умений и навыков) Средний (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½) Максимальный (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за год) Минимальный (испытывает большие затруднения при работе с оборудованием) Средний (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая больших затруднений) | 1 3 5 1 3 5 | Наблюдение за проведением практической работы |
3. Общеучебные навыки и умения. 3.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу. 3.2.Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования). 3.3. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в учебно-исследовательской работе. Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности | Минимальный (испытывает затруднения при работе с литературой, нуждается в помощи и контроле педагога) Средний (работает с литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный (работает самостоятельно, не испытывая больших затруднений) Минимальный (испытывает затруднения при работе с литературой, нуждается в помощи и контроле педагога) Средний (работает с литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный (работает самостоятельно, не испытывая больших затруднений) Минимальный (овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой) Средний (объем усвоенных навыков составляет более ½) Максимальный (усвоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за год) | 1 3 5 1 3 5 1 3 5 | Наблюдения, анализ, практическая самостоятельная работа Анализ выполненных работ Наблюдение |
Мониторинг личностного развития ребенка
показатели (оцениваемые критерии) | критерии | степень выраженности (уровень) | возможное кол-во баллов | методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества. 1.1. Терпение. 1.2. Воля. 1.3. Самоконтроль. | Способность выдерживать определенные нагрузки в течении определенного времени. Способность активно побуждать себя к действиям. Умение контролировать свои поступки. | Минимальный (терпения хватает меньше чем на ½ занятия) Средний (терпения хватает больше чем на ½ занятия) Максимальный (терпения хватает на все занятие) Минимальный (волевые усилия побуждаются извне) Средний (иногда самим ребенком) Максимальный (всегда самим ребенком) Минимальный (ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне) Средний (периодически контролирует себя сам) Максимальный (постоянно контролирует себя сам) | 1 3 5 1 3 5 1 3 5 | Наблюдение |
2. Ориентационные качества. 2.1. Самооценка. 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении. | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. Осознанное участие ребенка в освоение образовательной программы. | Завышенная Заниженная Нормальная Минимальный (интерес к занятиям продиктован ребенку извне) Средний (интерес периодически поддерживается самим ребенком) Максимальный (интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно) | 1 3 5 1 3 5 | Анкетирование Тестирование |
3. Поведенческие качества. 3.1.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов в процессе взаимодействия). 3.2.Тип сотрудничества. | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Минимальный (периодически провоцирует конфликты) Средний (сам в конфликтах не участвует, старается их избежать) Максимальный (пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты) Минимальный (избегает участия в общих делах) Средний (участвует при побуждении извне) Максимальный (инициативен в общих делах) | 1 3 5 1 3 5 | Тестирование Наблюдение |