СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования интеллектуального направления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для работы с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования интеллектуального направления»

Принята на заседании методического совета МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска»

Протокол № 1 от 30 августа 2019 года

Утверждена

Директор МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска»

________________Г.В.Иванова

Приказ № 305 от 30.08.2019г.


Управление образования

администрации Советского городского округа

МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска»










Дополнительная общеобразовательная программа

«Эврика»


интеллектуального направления





Для учащихся – 14-16 лет

Срок реализации – 1 год




Учитель истории и обществознания

Воробьёва И.В.






г. Зеленокумск



2019-2020 учебный год

1. Пояснительная записка

1. Краткая характеристика программы

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Со­временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично раз­вивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведе­ний, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно ис­пользовать их в своей работе.

Курс «Научно-исследовательская деятельность учащихся» ориентирован на:

  • достижение учащимися более высокого уровня образованности в различных областях знаний;

  • подготовку каждого школьника к продолжению обучения в вузе и дальнейшему творческому применению полученных знаний в различных сферах научной и практической деятельности;

  • формирование социально зрелой личности, готовой к самообразованию и самоопределению, обладающей потребностью в творческом труде.

Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.

В начале занятий происходит обучение учащихся основам научно-исследовательской деятельности: объясняются методы исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием.

На данном этапе важно воспитывать у учащихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся включает в себя выбор темы, определение цели и задач, организацию подбора материала (работа с каталогами, печатными изданиями, архивными документами, встречи с очевидцами событий и запись их рассказов и т.п.), обработку полученного материала, написание научного исследования. В результате данной формы работы учащиеся приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой по теме, у них формируются навыки практической работы.

Особое значение в программе придается и практической деятельности учащихся под руководством научного руководителя (или руководителей).

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся над своими проектами под руководством научного руководителя, участию молодых исследователей в научно-практических конференциях.

Особое значение придается практическим занятиям, которые проводятся с целью закрепления изученного материала. После ознакомления с правилами работы с каталогом, картотекой проводятся занятия по самостоятельному составлению картотеки, библиографической аннотации.

Изучение методов исследования можно проводить не только в форме лекции, но и при подготовке самостоятельных докладов учащихся, ролевых игр, рефлексии.

При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо соблюдать определенные условия, как субъективные, так и объективные.

К субъективным условиям мы относим:

  • наличие интереса к собственной деятельности, любознательность;

  • определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития;

  • некоторые личностные особенности, прежде всего смелость и определенную готовность к риску.

К объективным условиям относятся:

  • творческая атмосфера поиска;

  • возможность посоветоваться, обсудить с кем-либо идеи, некоторые результаты исследования.

2.ЦЕЛЬобеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, а так же создание условий для поддержания интереса к учебной, научно-исследовательской, творческой и проектной деятельности обучающихся

3 .ЗАДАЧИ

  • выявление и развития детской одаренности;

  • поддержка одаренных детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой, научно-исследовательской, проектной, учебной деятельности;

  • организация консультационной помощи одаренным учащимся и их родителям; 

  • воспитание чувства патриотизма и любви к своей родине;

  • формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;

  • в развитии: активное включение в процесс самообразования и саморазвития, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников;

    • 2.Организацинно- педагогические основы обучения

  • Выполнение программы рассчитано на 1 год

  • Возраст воспитанников в группах 14-16 лет

  • Режим работы 1 занятие в неделю


3. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  • - формулировать правила оформления научных работ и тезисов;

  • - пользоваться определителями;

  • - интерпретировать и обрабатывать полученные результаты исследований;

  • - самостоятельно работать с компьютерными программами по обработке данных и Интернет;

  • - самостоятельно проводить социологические опросы;

  • - самостоятельно работать с научной литературой;

  • - работать со средствами визуализации полученной информации: фотокамерой, сканнером и т.д

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  • уважение к товарищам и их мнению;

  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

  • умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  • постановке учебных задач занятия;

  • оценке своих достижений;

  • действовать по плану.

4. Содержание программы

Введение

Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности

Выбор темы

Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы

Определение актуальности, целей и задач исследования

Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.

Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»

Методы работы с литературой

Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.

Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)

Зачетный урок

Беседа, анкетирование

Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.

Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра

Эксперимент, наблюдение

Правила обработки материала, составление дневника хода работы.

Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы»

Обработка полученного материала

Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.

Написание научно-исследовательской работы

Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.

Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»

Оформление научно исследовательской работы

Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.

Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада

Оценивание научно-исследовательской работы

Критерии оценки научно-исследовательской работы.

Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри»

Заключительное занятие. Зачетное тестирование


5. Календарно – тематическое планирование


№№ уроков

Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Сроки прохождения

по плану

фактически

1-4

Введение

Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности

4




5-10


Выбор темы

Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы

6




11-16

Определение актуальности, целей и задач исследования

Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.

Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»

6




12-19

Методы работы с литературой

Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.

Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)

8




20-23

Зачетный урок


4



24-33

Беседа, анкетирование

Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.

Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра «Журналист». Составление анкет

4



6






34-41

Эксперимент, наблюдение

Правила обработки материала, составление дневника хода работы.

Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы»

8



42-46

5



47-51

5



52-57

Обработка полученного материала

Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.

6



58-63

6



64-69

6



70-77

Написание научно-исследовательской работы

Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.

Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»

8



78-83

6



84-89

6



90-93

Оформление научно исследовательской работы

Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.

Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада»

4



94-97

Оценивание научно-исследовательской работы

Критерии оценки научно-исследовательской работы.

Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри»

4




98-102

Заключительное занятие

Зачетное тестирование

4




ИТОГО


102




6. Список литературы


  1. Алексеев, С.В., Груздева, Н. В., Муравьев, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.

  2. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – Агар, 2000.

  3. Батурицкая, Н. В., Фенчук, Т. Д. Удивительные опыты с растениями. – Мн.: Нар.асвета, 1991. – 208 с.

  4. Боровиков, В.П, Боровиков, И.П. Stаtistica - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. - 608 с.

  5. Гусак, О.Ю. Конференции UseNet: средства доступа и автоматического поиска // Компьютеры плюс программы. - 1998. - №11. - С. 26-30.

  6. Гусева, Т. В., Тарасов, В. В. Физико-химические методы анализа и мониторинг состояния окружающей среды. Принципы биологического мониторинга. Москва: МХТИ, 1989.

  7. Дмитриев, Е.А. Математическая статистика в почвоведении. - М.: изд-во МГУ, 1995. - 290 с.

  8. Зайцев, Г.Н. Математика в экспериментальной ботанике. - М.:Наука, 1990. - 296 с.

  9. Компьютерные базы данных в ботанических исследованиях. - С.-Пб.: 1997. - 60 c.

  10. Конюшко, В. С., Лешко, А. А., Чубаро, С. В. Страницы экологического краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО, 2000. – 348 с.

  11. ботаники им. В. Ф., Купревича. - Мн.: Наука и техника. - 1974. – 592 с.

  12. Ярошевич, Е. Н. Место и роль научно-исследовательской деятельности в экологическом образовании учащихся. Экологическое образование как условие устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 12-14 сентября 2006 г.) / Отв. Ред. Кашлев С. С. – Мн: ООО «Мэджик Бук», 2006. – С. 71-74.

  13. Ярошевич, Е. Н., Масловский, О. М. "Мониторинг и оценка состояния видов растений с помощью информационно-компьютерного анализа".





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!