СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования. Кружок "Эскиз", художественно-эстетическое направление.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ,дополнительное образование, художественно-эстетическое направление.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования. Кружок "Эскиз", художественно-эстетическое направление.»

МБОУ Воронцовская СОШ Павловского муниципального районa

«Рассмотрено»

Экспертной комиссией

Протокол №1

От 31.08.2015г.


«Утверждено»

Директор _______Доронина Г.С.

Приказ № 139 §9

от «02»__09__2015г.





ПРОГРАММА

дополнительного образования

Кружок «Эскиз»

художественно-эстетическое направление

2015 – 2016 учебный год

Количество учебных часов – 68(2 часа в неделю)

Срок реализации программы – 1 год








Составила учитель ИЗО,

педагог дополнительного образования ВКК

Шапошникова Г.В.









Воронцовка

2015


Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей среднего школьного возраста предоставляет образовательная область «Изобразительное искусство». Однако, по базисному учебному плану, в средних классах на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

С этой целью была составлена программа кружка «Эскиз» для детей среднего школьного возраста. Направленность программы - художественно-эстетическая, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21 декабря 2012г.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Новизна программы состоит в том, что впервые в содержание программы включены разделы: «Учимся у мастеров», «Реставрационная мастерская». В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, о красоте природы и человеческих чувств, а также знакомятся с выдающимися мастерами изобразительного искусства. Применяют на практике полученные знания в оформительской деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Работа в кружке запланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по курсу «Изобразительное искусство», а внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с различными средствами изобразительного искусства.

Программа кружка «Эскиз» составлена с учётом возрастных особенностей и интересов детей, предназначена и ориентирована на обучающихся средних классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. Психофизическое развитие учащихся этого возраста, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической и декоративно-прикладной деятельностью, знакомство с произведениями искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

На занятиях дети знакомятся с различными средствами и материалами изображения (гуашь, пастель, акварель, уголь, соль и т.д.). Овладение этими понятиями, ровно как и свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изображения. Практические работы включают изображение заданного, оформление работ, творческий отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься творчеством.

Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Программа включает в себя 68 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю по 45 мин. Учебная группа состоит из 15 обучающихся.

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изобразительному искусству. В течение и в конце учебного года проводятся выставки детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи программы:

 Развивающие:

- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

 -развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

 - знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

 -воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;

 - воспитание внимания, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Педагогические принципы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

А также содержание образовательной программы кружка проектируется ещё и с учетом следующих приоритетных принципов:
Многообразия:

-разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

-разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

-разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

Открытости
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.


Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном     процессе, как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Отличительные особенности данной образовательной программы, от уже существующих, в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В заключительном разделе программы учащиеся знакомятся с реставрацией и сами работают в «реставрационной мастерской», где в полной мере могут проявить свои творческие способности.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Психологическое обеспечение программы

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование умений учащихся по данному виду обучения; применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда,  музыки,  и дальнейшее накопление опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.


Формы занятий:

-беседы;

-практические занятия;

-создание проектов;

-индивидуальные и групповые занятия;

-коллективная работа;

-экскурсии.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

-словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);

-наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, -самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии).

Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

Для качественного развития творческой деятельности юных художников обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем блокам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Структура программы состоит из 4 образовательных разделов (теория, практика). Все образовательные разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 10-12 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном разделе.



Учебно-тематический план

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические


1 Раздел

Разнообразие материалов в работе художника

1-2

Рисуем осенний пейзаж (акварель)

4

1

3

3-4

Рисование животных. Анималистический жанр (уголь, карандаш).

4

1

3

5-6

Рисуем композицию «Зимующие птицы» (уголь)

4


4

7-8

Рисуем пейзаж «Времена года» (масляная пастель, акварель)

4


4



2 Раздел

Выразительные средства изобразительного искусства. Форма, цвет, объём

9-10

Декоративный натюрморт (материал по выбору)

4

1

3

11-12

Портрет (материал по выбору)

4


4

13-14

Шрифт (материал по выбору)

4

1

3

15-16

Открытка, плакат (материал по выбору)

4


4


3 Раздел

Учимся у мастеров

17-20

Сказочный сюжет (по иллюстрациям

И. Билибина,

В. Васнецова)

8

1

7

21-22

Стиль Моне (гуашь)

4

1

3

23-24

Художник-реалист Шишкин. Мастерство пейзажа.

4

1

3

25-27

Копируем стиль мастеров (материал по выбору)

7

1

6


4 Раздел – Реставрационная мастерская

28-29

Подводные сокровища (материал по выбору)

4

1

3

30-31

Что таят курганы? (материал по выбору)

4


4

32-33

Фарфоровое чудо (материал по выбору)

4


4

34

Творческая выставка

1


1


Итого:

68




Содержание программы



1 Раздел – Разнообразие материалов в работе художника(16ч.)

Рисуем осенний пейзаж (акварель)(4 ч.). Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы, разные породы деревьев, кустарников.

Рисование животных. Анималистический жанр (уголь, карандаш) (4 ч.). Рассмотреть иллюстрации работ мастеров-анималистов, фото животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания, использовать разные способы работы углем(штрихи, растушевки), карандашом.

Рисуем композицию «Зимующие птицы» (гуашь) (4 ч.). Рассмотреть фото и иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания. Использовать разные способы работы гуашью.

Рисуем пейзаж «Времена года» (масляная пастель, акварель) (4 ч.). Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками в сочетании с масляной пастелью.

2 Раздел – Выразительные средства изобразительного искусства. Форма, цвет, объём. (16ч.)

Декоративный натюрморт (материал по выбору) (4 ч.). Продолжить знакомство с творчеством художников рисовавших натюрморт. Выполнение стилизованного натюрморта. Форма, цвет, объём.

Портрет (материал по выбору) (4 ч.).

Учиться рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции, передавать характерные черты лица, цвет волос.



Шрифт (материал по выбору) (4 ч.).



Познакомиться с различными видами шрифта. Буквица. Фантастический шрифт.



Открытка, плакат (материал по выбору) (4 ч.).

Создание простого подарочного изделия, плаката на заданную тему с использованием шрифта и рисунка.



3 Раздел – Учимся у мастеров(23ч.)

Сказочный сюжет (по иллюстрациям И. Билибина, В. Васнецова) (8 ч.). Рассмотреть иллюстрации к сказкам в различных стилях. Познакомиться с творчеством В. Васнецова и И. Билибина) Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши, пастель).

Стиль Моне (гуашь) (4 ч.). Клод Моне, импрессионист.

Знакомство с творчеством, стилем работы.


Художник-реалист Шишкин (материал по выбору) (4 ч.).

Знакомство с творчеством, стилем работы. Выполнение работ в стиле художника.

Копируем стиль мастеров (материал по выбору) (7 ч.).

Творческая работа.

4 Раздел – Реставрационная мастерская(13ч.)

Подводные сокровища (материал по выбору). (4 ч.). Выполнение «реставрационных» работ. Эскизы мозаики пола. История. Просмотр презентаций и репродукций.

Что таят курганы? (материал по выбору) (4 ч.). Выполнение «реставрационных» работ. Реставрация посуды, украшений прошедших веков. Эскизный вариант. История. Просмотр презентаций и репродукций.

Фарфоровое чудо (материал по выбору) (4 ч.). Восстановление узоров на фарфоре. Эскизы. История возникновения фарфора. Просмотр презентаций и репродукций.

Творческая выставка(1 ч.). Коллективная работа. Подготовка и оформление выставки.

В результате работы по программе «Эскиз» обучающиеся должны знать:

-понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.

-овладеть основами изобразительных техник (графика, живопись) и декоративно-прикладной работы (реставрация, шрифт);

-стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

- изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

должны уметь:

-умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

-воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;

-составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

-навыки в оформительской деятельности;

-первичные навыки работы пером и тушью.



Ожидаемые результаты

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;

-плавно и ритмично изображают формообразующие линии;

-изображают предметы по памяти;

-используют цвет для создания различных образов;

-создают композиции на листах бумаги разной формы;

-передают настроение в творческой работе;

-используют разные приёмы нетрадиционного рисования;

-развёрнуто комментируют свою творческую работу;

Результаты коллективного художественного творчества обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, школьных выставок.

Накануне каждого праздника проходит выставка детских работ: новогодние открытки, рисунки, плакаты. Выставка постоянно обновляется, что позволяет учащимся испытывать радость и чувство успеха от проделанной работы. Кроме того лучшие работы участвуют во Всероссийских и Международных конкурсах.

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.


Условия  реализации программы

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть  знаниями, умениями и навыками изображения разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста композиций.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

- бумага офисная белая, бумага для акварели, альбомы для эскизов, пастель сухая, карандаши, акварельные краски, гуашь, непроливайки, кисточки, мультимедиа для просмотра презентаций.



Список литературы

  1. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. - М., 1993

  2. Беда Г.В. Основы избирательной грамоты. - М., 1989

  3. Ватагин В.А. Изображение животного. – М., 1996

  4. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976

  5. Канцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М., 1992

  6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства. – 2 изд. – М., 1983

  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. - 3-е изд. – М., 1998

  8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 5 класс: учебник – М.: Дрофа, 2002-2007

  9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2002-2007

  10. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических институтов и университетов. М., 2004

  11. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М., 1981

  12. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: учебник для студентов художественно-графических институтов и университетов.

  13. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М., 1983

  14. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических институтов и университетов. М., 2004

  15. Маслов Н.Я. Пленэр. М., 1984

  16. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998

  17. Тиханова В.А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987

  18. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1980



Интернет-ресурсы

  1. Государственная Третьяковская галерея.

Официальный сайт – http: //www.tretyakovgallery.ru

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Официальный сайт – http: //www.pushkinmuseum.ru

  2. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры - Официальный сайт – http: //www.rusarch.ru

  3. Художественные сокровища музеев Москвы.

Официальный сайт – http: //bibliotekar.ru/rus-Muzeum-Moskow/index.htm

  1. Московский музей современного искусства (ММСИ). Официальный сайт – http: //www.mmoma.ru

  2. Государственный Эрмитаж. Официальный сайт – http: //www.hermitagemuseum.org

  3. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Официальный сайт – http: //www.artacademy.spd.ru

  1. Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Официальный сайт – http: //www.mgomz.ru/

  1. Нижегородский государственный художественный музей. Официальный сайт – http: //www.museum.nnov.ru/art

  2. Портал Искусство. Официальный сайт – http: //ru/wikipedia.org/wiki

  3. Живопись. Картины. Художники. Музеи мира – Виртуальный музей искусств. Официальный сайт – http: //www.museum-online.ru/

  4. Библиотека изобразительных искусств. Официальный сайт – http: //artlib.ru



11