СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "МЕДИА.RU"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования включает обучение социальным и техническим навыкам .

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "МЕДИА.RU"»

Управление образования муниципального округа Ревда

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»






Программа рассмотрена и допущена

к реализации решением Педагогического совета МБУ ДО «СЮТ»

Прот. № от «» 2025г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ № от «» 2025г.

Директор МБУ ДО «СЮТ»

_________________Глазачева О.Л.







«Медиа.РУ»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности для детей 8-17 лет.

Срок реализации 1 год





Составитель:

Криночкина Светлана Андреевна,

педагог дополнительного образования























г.Ревда, 2025 год

1. Пояснительная записка.

Программа «Медиа.РУ» разработана для обучающихся 8-17 лет и представляет собой реализацию идеи создания студии детского телевидения в организации дополнительного образования. Она предусматривает участие учащихся в разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении. Таким образом, дети осваивают на практике особенности телевизионных профессий.

Направленность (профиль) общеразвивающей программы– техническая.

Программа составлена в рамках действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  5. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  6. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;

  8. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» № 582-д от 29.04.2025 г. «Об утверждении методических рекомендаций», Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях;

  9. Устав МБУ ДО «Станция юных техников».

  10. Приказ Министерства образованяия и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».

Актуальность программы обусловлена высоким интересом современных детей и подростков к медиасфере. Дети ХХ1 века рождаются и живут в условиях интернет-коммуникации.

Важнейшей характеристикой современного подрастающего поколения является активность в информационном пространстве, стремление стать равноправным субъектом коммуникации. Они не просто пользуются интернетом, они живут посредством него. Среди подростков существует высокий запрос на овладение навыками производства различных типов контента для социальных сетей. Согласно исследованию «Медийный портрет подростка 2000-х годов», проведенного д. п. н. Сергеем Цымбаленко, свыше 90% российских подростков пользуются Интернетом, в первую очередь, конечно, социальными сетями. И от 20 до 30% (в зависимости от возрастной группы) размещают в социальных сетях на регулярной основе, самостоятельно произведенных контент – тексты, фото, видеоролики, подкасты. А время от времени каждый школьник создает тексты, фотографии, видео, которые выкладывает на личных страницах. И тот, у кого это получается ярче, качественнее, тот пользуется авторитетом, уважением сверстников. Поэтому стремление совершенствовать умения, связанные с созданием качественного контента, относится к числу ключевых для ребенка ХХ1 века. В рамках программы «Медиа.RU» это стремление становится мощным стимулом для совершенствования у подростка универсальных учебных действий, активизации процессов самопознания, самопроектирования и самореализации, развитием творческих способностей, интеллекта, критического мышления, внимания, памяти, воображения, воспитанием воли. Все это способствует повышению общей культуры, медиаграмотности и медиакомпетентности, а также профессиональному самоопределению и предпрофессиональной подготовке гуманитарно-ориентированных старшеклассников. Программа способствует освоению широкого круга социальных и интеллектуальных компетенций. Среди них можно отметить: коммуникация, работа в команде, лидерство, креативность, критическое мышление.

Отличительные особенности.

Данная программа составлена на основе прошли дополнительных общеразвивающих пррграмм социально – технической направленности «Я – медиаличность» Разработчик Чехомова А.А., педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально технической направленности «Школьный медиацентр» автор – составитель Павлючкова Марина Сергеевна, педагог-организатор г. Десногорск 2021 год. Данные программы успешно реализуются о чем сведетельствуют данные мониторинга и отзывы участников образовательного процесса.

Данный опыт был изучен, обобщен и использован при разработке программы «Медиа.RU»

Программа «Медиа.Ру» даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам теле журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Пройдя курс обучения, обучающиеся приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, оператора, режиссера, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию. На занятиях учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры обучающихся.

Программа носит комплексный характер и включает в себя различные элементы:

- обучение основам телевизионных специальностей: ораторское искусство,

- тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтажа;

- развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;

- участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.

Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном подходе в вопросе развития творческого мышления ребенка. Процесс создания видеоролика, съемки сюжетов, создание сценария, актерская игра, безусловно, развивает интеллект ребенка, сообразительность, память, фантазию.

Особенностью данной программы является ее практическая направленность, так как в результате проведения занятий учащимися создаются детские теленовости.

Целевая аудитория:

  • возраст и категория обучающихся 8 – 17 лет.

  • характеристика возрастных особенностей.

Подростки этого возраста считают себя взрослыми, они зациклены на этом вопросе. Они достаточно умны, общительны, на все имеют собственное мнение, умеют отстаивать свою точку зрения стремятся определить свое место в коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие.

Программа «Медиа.РУ» даст возможность наладить атмосферу для глубоких разговоров, поговорить "про жизнь, высказать и отстоять свою точку зрения, поделиться своим опытом, взглянуть на мир глазами подростка.

Наполняемость учебной группы: 10 -15 человек.

Принципы формирования учебных групп: формируется разновозрастная группа обучающихся, потому как возраст имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие, общение обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.


Объём и срок освоения программы:

Объем программы – 160 часов.

Программа рассчитана на 1 год обучения:

1 год обучения: 160 часов в год.

Особенности организации образовательного процесса – описание формы реализации программы: традиционная модель, с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения, с использованием сетевого взаимодействия.

Режим занятий:

Продолжительность одного академического часа – 40 мин.

Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 4 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения: очная.

Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, квест занятие, использование элементов фасилитации.

Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа, семинар, мастер-класс, творческий отчет, выставка, презентация, практическое занятие, открытое занятие, и т.д.


Цель и задачи общеразвивающей программы.

Цель программы:

Развитие технических умений и навыков через создание и трансляцию актуальных для обучающихся тем в форме «Медиа новости».

Задачи:

Обучающие:

- формирование умений работать в различных программах обработки видео;

- формирование навыка находить и проеподносить информацию,

- формировать умение писать и редактировать текс,.

- овладение основными навыками режиссерского мастерства.

Развивающие:

- развитие творческих способностей подростков;

-развивать связную и правильную речь,

- развивать умение работать с цифровой и медиа техникой,

- развивать умение делать монтаж, работать со звуком,

- формирование нравственных основ личности будущего режиссера.


Воспитательные:

- воспитывать нравственные и моральные качества через поиск и подачу информации,

- воспитывать социальные навыки,

- воспитывать уважительное отношение к труду всех участников программы,

- воспитывать командный дух, умение работать в команде,

- воспитание преемственности.


В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания видео продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки видео-выпуска: от замысла до получения оригинал-макета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.



Планируемые результаты.

Метапредметные результаты:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

  • продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении задач на занятиях;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Личностные результаты:

  • приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков «Медиа.РУ»;

  • получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

  • понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к новым способам познания.

Предметные результаты:

  • познакомятся с основными терминами тележурналистики;

  • получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

  • приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков новостей;

  • приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • научатся давать самооценку результатам своего труда;

  • приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

  • приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания видеороликов;

  • научатся работать над выполнением задания редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы, научатся распределять работу между участниками проекта;

  • научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

  • приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.














Содержание общеразвивающей программы.

Учебный план.


№ п/п

Название Раздела. Темы

Кол.

Час

Формы аттестации контроля




Всего

Теория

Практика




1

Основные понятия при работе с видеоинформацией

8

2

6

Просмотр

телевизионных

передач. Определение интересов Наблюдение




2

Работа в программе Movie Maker

28

8

20

Сбор

информации Практическая

работа Практическая

работа в группах




3

Работа в программе Pinnacle Studio

16

4

12

Сбор

информации.

Видеосъёмка.




























4

Работа над творческим проектом

108

20

88

Защита

проектов Практическая работа Видеосъемка,

монтаж

видеороликов






































































Содержание учебно-тематического плана.

Тема 1. Введение. Основные понятия при работе с видеоинформацией.

Структура видеоинформации. Представление об аналоговой форме записи видео фрагментов. Перевод в цифровой вид. Цифровая видеозапись.

Теория

Знакомство с правилами работы кружка. Формулировка целей и задач кружка.

Практика

Работа с видеокамерой. Правила видеосъемки. Основные приёмы работы с видеокамерой при создании фильма.

Тема II. Работа в программе Movavi.

Теория

Знакомство с программой для создания видеороликов. Основные приемы работы. Структура окна программы.

Практика

Создание и редактирование видеоролика. Настройка переходов между фрагментами, наложение звука, оформление. Сохранение мультимедийных клипов в компактных форматах. Участие в деятельности школы. Создание тематических видеороликов.

Тема III. Работа в программе Pinnacle Studio.

Теория

Знакомство с программой Pinnacle Studio. Сущность, назначение и возможности программы. Структура окна. Режимы работы. Создание и сохранение проекта.

Практика

Редактирование проекта. Захват видео с видеокамер и других внешних устройств захвата. Работа в программе. Редактирование видеофайлов.

Экспорт видеороликов. Создание видеороликов различных мероприятий в Pinnacle Studio.

Тема IV. Работа над творческим проектом.

Теория

Работа над сценарием мини-фильма. Съемка мини-фильма.

Содержание курса включает в себя различные виды деятельности: изучение основ журналистики и видеомонтажа, разработка интервью, видеосъёмка, написание текстов сюжетов, тренинги, игры, просмотр видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения, монтаж и выпуск передач для школьного телевидения.

Практика

Результатами работы «Медиа.Ру» являются создание новостных сюжетов, авторских передач, короткометражных фильмов.


Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности обучающихся, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Показателями эффективного усвоения программы являются собеседования, ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, защита итогового проекта.


  1. Организационно-педагогические условия.

Календарный учебный график

п/п

Основные характеристики образовательного процесса

Значение

1.

Количество учебных недель

40

2.

Количество учебных дней

80

4.

Количество часов в неделю

4


Количество часов

160


Недель в I полугодии

17


Недель во II полугодии

23

8.

Начало занятий

01 сентября

9.

Каникулы

01 июля – 31 августа

10.

Выходные дни

31 декабря – 9 января

11.

Окончание учебного года

30 июня

Темы творческих проектов:

  • Новости «Медиа.ру»- все самое интересное из жизни подростков.

  • «Лучшие!»- интервью с обучающимися, педагогами, которые являются победителями и участниками различных мероприятий.

  • «Уточним»- показ различных социальных роликов.

  • «Мы расскажем!»- сотрудничество с музеями и различными городскими организациями, планирование проектов, посвященных памятным датам (2025-2026 год).

  • «Обсудим» - клуб дебатов, где обсуждаются важные для обучающихся темы внутреннего и глобального характера.


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Рабочий кабинет с набором мебели столы и стулья.

Аппаратные средства:

  • Компьютер

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)

  • Наушники

  • Колонки

  • Видеокамера, фотоаппарат

  • Носители информации флеш карты, накопители.

Программные средства:

  • Операционная система Windows

  • Программы для работы с видео Movie Maker и Pinnacle Studio.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы


п/п

Название раздела, темы

Дидактико-методический материал

Литература,

интернет-ресурсы

1.

Основные понятия

при работе с видеоинформацией.


Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с.


2.

Работа в программе Movavi


www.vmstudio.narod.ru

www.svcd.ru

www.spline.ru


3.

Работа в программе Pinnacle Studio


www.samlab.ru

www.avi-mpg.by.ru

4.

Подготовка и защита индивидуальных проектов


www.avistudio.narod.ru



Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.

Оценочные материалы:

В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д.

Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий.

Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.

Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов. описание форм диагностики (входящей, промежуточной и итоговой), перечень контрольно-измерительных материалов.

Оценкой являются презентации проектов:

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

• демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий;

• видеопутешествия или видеоэссе;

• рекламы;

• интервью;

• телепередачи;

• фоторепортаж;

• виртуальной экскурсии.

Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям. Критерии оценки содержания и защиты проекта:

Критерии оценки

проекта


Содержание оценки

критерия


Кол-во

баллов

Самооценка


Оценка руководителя проекта

Актуальность поставленной проблемы


Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?


От 0 до 1




Насколько работа является новой?


От 0 до 1


Обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения у которой нет готовых ответов?


От 0 до 2




Теоретическая и \ или практическая

ценность


Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2



Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2



Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1



Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

От 0 до 1



Соблюдение технологии использования методов

От 0 до 1



Качество содержания проектной работы

Выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2



Оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2



В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1



Есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2



Есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1



Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

Интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2



Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2



Форма материала соответствует задумке


От 0 до 1



Текст легко воспринимается


От 0 до 1




Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи

От 0 до 1



Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2



Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2



Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2



Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2



Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос







Список литературы.

1. Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007 С. 188-194.


2. Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как фактор развития информационной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / ред. С.И. Гудилина.


3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002 – 144 с.


4. Медиакультура. Программа для 1-11 кл. // Основы экранной культуры. Медиакультура: сб. программ / под ред. Ю.Н. Усова. М., МИПКРО, 1996.


5. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c. 6. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочн

ые камеры», Арт-Родник, 2006 г.


7. Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях // Медиаобразование. 2005, № 4 С.40-48.


Список литературы для родителей

1. Информационное пространство школы. // Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». – М., 2001.


2. Карпушин Н.Я. Информатизация управления образованием - необходимое условие повышения качества образовательных услуг, @ПП-2002, /pedsovet/statiaKNY.htm


3. Марголина Т.И. Информационная сеть – основа единого информационного пространства. // Информатика и образование. 1999. №4. Стадник Н.М. История, проблемы и перспективы создания медиатек в системе образования. @П-2001, секция «Школьный медиацентр в образовательном пространстве школы».


Список литературы для детей

1. Титов.А. Не детское телевидение.// 2015, 113 с.


2.Титов. А. Журналистика для чайников. //2017, 110с.


3.Титов . А Снимай и показывывай // 2019, 80.с.