СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования «Мы ищем таланты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое содержание  Программа дополнительного образования  «Мы ищем таланты».

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Мы ищем таланты»»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска






УТВЕРЖДАЮ:

заведующий

МБДОУ «Детский сад № 29 «Стриж»

______________В.С. Шеломанова








Программа дополнительного образования

«Мы ищем таланты»

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.











Составитель:

воспитатель Королева С.В.





Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Концепция программы

  3. Цель и задачи программы

  4. Основные направления реализации программы

  5. Планируемые результаты

  6. Условия для развития одаренности

  7. Исследовательско-диагностический этап

  8. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

  9. Формы работы с одаренными детьми

  10. Заключение

  11. Список литературы





























































Пояснительная записка


Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…


Концепция программы


Детский сад, не может не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.


Цель программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.


Задачи программы:


  • Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

  • Выявить детей с предпосылками одаренности.

  • Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.



Основные направления реализации программы


  1. Выявление одаренных детей.

  2. Создание банка данных «Одаренные дети».

  3. Разработка индивидуальных форм работы.

  4. Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.

  5. Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.

  6. Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.


Планируемые результаты


1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.



Условия для развития одаренности.


1. Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.

2. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

3. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.

4. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.

5. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.

6. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.

7. Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.

8. Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.

9. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.


Исследовательско-диагностический этап


1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).




Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности.


Виды одаренности, составляющие как, проявляются академическая одаренность:

Мотивационно-личностные характеристики - стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому.

Способности к обучению - успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.

Художественная одаренность - проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

Вокальная одаренность - умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.

Литературная одаренность - хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.

Артистическая одаренность - умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.

Конструкторская одаренность - развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.

Спортивная одаренность - высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.

Хореографическая одаренность - чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.

Социально-личностная одаренность - умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты.

Лидерская одаренность - умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.


Формы работы с одаренными детьми


• Групповые занятия с одаренными детьми.

• Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.

• Работа по индивидуальным планам.

• Исследовательская деятельность.

• Творческие мастерские.

• Кружки по интересам.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.


Заключение


Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.










8