Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска

| УТВЕРЖДАЮ: заведующий МБДОУ «Детский сад № 29 «Стриж» ______________В.С. Шеломанова |
Программа дополнительного образования
«Мы ищем таланты»
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Составитель:
воспитатель Королева С.В.
Содержание
Пояснительная записка
Концепция программы
Цель и задачи программы
Основные направления реализации программы
Планируемые результаты
Условия для развития одаренности
Исследовательско-диагностический этап
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Формы работы с одаренными детьми
Заключение
Список литературы
Пояснительная записка
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Концепция программы
Детский сад, не может не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Цель программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи программы:
Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
Выявить детей с предпосылками одаренности.
Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Основные направления реализации программы
Выявление одаренных детей.
Создание банка данных «Одаренные дети».
Разработка индивидуальных форм работы.
Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
Планируемые результаты
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
Условия для развития одаренности.
1. Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.
2. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
3. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.
4. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.
5. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
6. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
7. Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.
8. Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
9. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.
Исследовательско-диагностический этап
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности.
Виды одаренности, составляющие как, проявляются академическая одаренность:
Мотивационно-личностные характеристики - стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому.
Способности к обучению - успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.
Художественная одаренность - проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
Вокальная одаренность - умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.
Литературная одаренность - хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.
Артистическая одаренность - умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.
Конструкторская одаренность - развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.
Спортивная одаренность - высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.
Хореографическая одаренность - чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.
Социально-личностная одаренность - умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты.
Лидерская одаренность - умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.
Формы работы с одаренными детьми
• Групповые занятия с одаренными детьми.
• Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.
• Работа по индивидуальным планам.
• Исследовательская деятельность.
• Творческие мастерские.
• Кружки по интересам.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Заключение
Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
8