СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования «Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение лиц возрастной категории от 20 лет и старше по курсу «Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс»

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

Отделение дополнительного образования








«Утверждаю»



Руководитель ОДО

__________________

Дзамоева И.Р.



« » _______ 2016 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

направленности «Вычислительная техника и информационные технологии»

«Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс»






Муллова Е.Н.,
учитель информатики и ИКТ




Возраст учащихся: от 20 лет и старше.

Срок реализации: 6 месяцев









Москва, 2016

Пояснительная записка


Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение лиц возрастной категории от 20 лет и старше по курсу «Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс».

Программа рассчитана на 48 часов (6 месяцев по 2 часа в неделю). Программа должна решать все вопросы, позволяющие эффективно применять программу для решения ваших конкретных задач из повседневной трудовой деятельности.

Работа с информацией сегодня вышла на первые позиции практически во всех областях жизнедеятельности.

Умение работы в Excel просто необходимо для получения рабочего места по ряду специальностей. Именно поэтому наш учебный курс включает в себя как лекционные (теоретические), так и практические занятия, на которых слушатели закрепляют полученные знания, решают наиболее часто встречающиеся задачи и просто знакомятся с возможностями программы Excel. Также важное место в обучении занимает использование методического материала.


Программа рассчитана на 48 часов (6 месяцев по 2 часа в неделю). Программа разработана на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования РФ» и с учетом Рекомендаций по составлению учебных программ по информатике, разработанных рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО.


Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся:

  • базовые знания по информатике;

  • владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows;

  • владение пакетом "Microsoft Office".


Цель программы: научить пользователей самостоятельно создавать и редактировать электронные таблицы и базы Excel независимо от их сложности и структуры.

Курс MS Excel будет полезен:

  • Слушателям, не имеющим опыта применения Excel;

  • Слушателям с опытом применения Excel, желающим повысить эффективность работы с приложением, систематизировать знания и навыки;

  • Начинающим бухгалтерам, экономистам и финансистам;

  • Менеджерам и офисным сотрудникам любого звена;

  • Социологам, маркетологам, специалистам по статистике и обработке данных.



Основные задачи программы:


1) освоить:

  • Интерфейс, панели и инструменты Excel;

  • Основные термины, понятия и операции;

  • Базы, листы, списки и книги Excel;

  • Инструменты для ввода, обработки, поиска, фильтрации, форматирования и группировки данных по выбранным параметрам;

  • Сводные таблицы, графики и диаграммы;

  • Спектр средств для анализа больших объемов данных;

  • Методы вычисления, прогнозирования и аналитики;

  • Функции: логические, математические, статистические, текстовые, функции массивов;

  • Формулы и макросы.

2) научиться применять Excel для решения профессиональных задач:

  •  Автоматизировать повторяющиеся операции;

  • Делать экспорт и импорт, создание и форматирование документов, вывод на печать;

  • Работать с большими объемами информации;

  • Создавать и редактировать формулы с массивами;

  • Настраивать сценарии, применять формулы и сводные таблицы для анализа данных;

  • Выполнять поиск, исправлять ошибки, консолидировать данные по параметрам и критериям;

  • Визуализировать данные: строить графики, сложные и комбинированные диаграммы, спарклайны;

  • Использовать простые функции для вычислений (среднее, минимум, максимум, суммирование, число);

  • Использовать сложные функции для анализа и прогнозирования (ЕСЛИ, ИЛИ, ЕСЛИОШИБКА, СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ, СРЗНАЧЕСЛИ, СЦЕПИТЬ, и др.)

  • Создавать, редактировать, сохранять и удалять макросы, настраивать безопасность.


Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем решения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением тестовых заданий. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме зачетной выпускной работы.


На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Программа


1. Введение. Инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office – 1 час.

Инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office. Знакомство с интерфейсом, имя файла, имя папки, копирование/удаление файла/папки.


2. Обзор программы Ecxel – 6 часов.

Интерфейс программы, Меню «Файл», Панель вкладок, Меню команд, Средства просмотра, Основные настройки программы.


3. Работа с книгами – 9 часов.

Создание, открытие и сохранение рабочей книги. Работа с книгами. Ячейки и диапазон ячеек. Имена ячеек и примечания. Ввод данных. Автозаполнение ячеек. Поиск данных. Форматирование данных. Графическое форматирование ячеек.


4. Работа с таблицами – 12 часов.

Таблицы, Работа с таблицами, Сортировка данных, Обработка итоговых данных,

Вычисляемые столбцы, Фильтрация данных, Пользовательские фильтры, Сводная таблица, Вычисляемые поля, Консолидация табличных данных, Оформление таблиц, Запись макроса


5. Формулы и функции – 4 часа.

Обзор Формул. Копирование формул. Массивы. Мастер функций


6. Работа с диаграммами – 7 часов.

Обзор диаграмм, Форматирование диаграммы, Настройка осей диаграммы, Параметры шкалы диаграммы, Подписи данных, Таблица данных, Сводные диаграммы


7. Работа с графикой – 4 часа.

Создание надписей, Редактирование надписи, Форматирование текста, Автофигуры, Объекты «WordArt», Рисунки «SmartArt», Редактирование рисунков «SmartArt»


8. Конечная обработка рабочей книги ­– 4 часа.

Защита данных в рабочей книге, Защита рабочей книги паролем, Колонтитулы,

Печать документа, Печать диапазона ячеек


9. Зачетная работа ­– 1 час.

Зачетная работа. (Создать и распечатать документ по заданным условиям).











Основные знания и умения Учащиеся должны знать:


  • Основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;

  • Интерфейс, панели и инструменты Excel;

  • Основные термины, понятия и операции;

  • Базы, листы, списки и книги Excel;

  • Инструменты для ввода, обработки, поиска, фильтрации, форматирования и группировки данных по выбранным параметрам;

  • Сводные таблицы, графики и диаграммы;

  • Спектр средств для анализа больших объемов данных;

  • Методы вычисления, прогнозирования и аналитики;

  • Функции: логические, математические, статистические, текстовые, функции массивов;

  • Формулы и макросы.



Учащиеся должны уметь:
  • запускать основные клиенты Интернет: браузер, электронная почта;

  • работать с электронными таблицами;

  • производить сложные расчёты с большим объёмом информации;

  • автоматизировать повторяющиеся операции;

  • создавать и редактировать формулы с массивами;

  • применять формулы и сводные таблицы для анализа данных;

  • выполнять поиск,

  • визуализировать данные;

  • настраивать безопасность.


Квалификационная характеристика
  1. Автоматизация повторяющиеся операции;

  2. Экспорт и импорт, создание и форматирование документов, вывод на печать;

  3. Работа с большими объемами информации;

  4. Создание и редактировать формулы с массивами;

  5. Настраивание сценария, применение формулы и знание сводных таблиц для анализа данных;

  6. Выполнение поиска, исправление ошибок, консолидирование данных по параметрам и критериям;

  7. Визуализация данных: построение графиков, сложных и комбинированных диаграмм;

  8. Использование простых и сложных функций для вычислений;

  9. Знание основных принципов построения Глобальной информационной сети Интернет.

Учебный план


п.п.

Разделы

Часы

1

Введение.

1

2

Обзор программы

6

3

Работа с книгами

9

4

Работа с таблицами

12

5

Формулы и функции

4

6

Работа с диаграммами

7

7

Работа с графикой

4

8

Конечная обработка рабочей книги

4

9

Зачетная работа

1


Итого

48


Учебно-тематический план


п.п.

Разделы и темы

Кол-во часов

Раздел

Тема

1

Введение. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office.

1

1

2. Обзор программы

2.1

Интерфейс программы

6

1

2.2

Меню «Файл»

1

2.3

Панель вкладок

1

2.4

Меню команд

1

2.5

Средства просмотра

1

2.6

Основные настройки программы

1

3. Работа с книгами

3.1

Создание, открытие и сохранение рабочей книги

9

1

3.2

Работа с книгами

1

3.3

Ячейки и диапазон ячеек

1

3.4

Имена ячеек и примечания

1

3.5

Ввод данных

1

3.6

Автозаполнение ячеек

1

3.7

Поиск данных

1

3.8

Форматирование данных

1

3.9

Графическое форматирование ячеек

1

4. Формулы и функции

4.1

Обзор Формул

4

1

4.2

Копирование формул

1

4.3

Массивы

1

4.4

Мастер функций

1

5. Работа с таблицами

5.1

Таблицы

12

1

5.2

Работа с таблицами

1

5.3

Сортировка данных

1

5.4

Итоги

1

5.5

Вычисляемые столбцы

1

5.6

Фильтрация данных. Работа с отфильтрованными записями

1

5.7

Пользовательские фильтры. Расширенные фильтры, знаки подстановки

1

5.8

Сводная таблица. Работа с внешними данными

1

5.9

Вычисляемые поля. Относительные ссылки в стиле R1C1

1

5.10

Консолидация табличных данных

1

5.11

Оформление таблиц

1

5.12

Запись макроса

1

6. Работа с диаграммами

6.1

Обзор диаграмм

7

1

6.2

Форматирование диаграммы

1

6.3

Настройка осей диаграммы

1

6.4

Параметры шкалы диаграммы

1

6.5

Подписи данных

1

6.6

Таблица данных

1

6.7

Сводные диаграммы

1

7. Работа с графикой

7.1

Создание надписей, редактирование надписи

4

1

7.2

Форматирование текста, автофигуры

1

7.3

Объекты «WordArt»

1

7.4

Рисунки «SmartArt», редактирование рисунков «SmartArt»

1

8. Конечная обработка рабочей книги

8.1

Защита данных в рабочей книге

4

1

8.2

Защита рабочей книги паролем

1

8.3

Колонтитулы

1

8.4

Печать документа. Печать диапазона ячеек

1

9. Зачетная работа

9.1

Зачетная работа

1

1

Всего

48 часов


Литература


Педагогическая
  1. Федеральный стандарт общего среднего образования по информатике и информационным технологиям. Публикация на сервере Воронежского государственного педагогического университета. http://www.vspu.ac.ru

  2. Информатика для средней школы. Учебная программа для школ. Разработана рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО. /Публикация на сервере "Информика" (МО РФ). http://www.informika.ru


Специальная по профилю обучения
  1. Волков В.Б. Понятный самоучитель Excel

https://eknigi.org/os_i_bd/103209-ponyatnyj-samouchitel-excel-2010.html

  1. Техническая литература/ Библиотека технической тематики. http://www.htbook.ru/kompjutery_i_seti/drugaja/samouchitel_excel_2010



Для учащихся
  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

  3. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. – М.: Издательство Дрофа, 1999



Средства обучения Технические средства обучения (минимальные)
  1. Компьютерный класс с компьютерами класса не ниже Pentium с аппаратными средствами для выхода в Интернет и мультимедиа.

  2. OnLine выход в Интернет (желательно выделенная линия).

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows (версия XP и выше);

  • MS Office MS-2010;

  • Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!