ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
Отделение дополнительного образования
| «Утверждаю» |
| | Руководитель ОДО __________________ Дзамоева И.Р. |
|
| « » _______ 2016 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
направленности «Вычислительная техника и информационные технологии»
«Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс»
Муллова Е.Н.,
учитель информатики и ИКТ
Возраст учащихся: от 20 лет и старше.
Срок реализации: 6 месяцев
Москва, 2016
Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение лиц возрастной категории от 20 лет и старше по курсу «Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс».
Программа рассчитана на 48 часов (6 месяцев по 2 часа в неделю). Программа должна решать все вопросы, позволяющие эффективно применять программу для решения ваших конкретных задач из повседневной трудовой деятельности.
Работа с информацией сегодня вышла на первые позиции практически во всех областях жизнедеятельности.
Умение работы в Excel просто необходимо для получения рабочего места по ряду специальностей. Именно поэтому наш учебный курс включает в себя как лекционные (теоретические), так и практические занятия, на которых слушатели закрепляют полученные знания, решают наиболее часто встречающиеся задачи и просто знакомятся с возможностями программы Excel. Также важное место в обучении занимает использование методического материала.
Программа рассчитана на 48 часов (6 месяцев по 2 часа в неделю). Программа разработана на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования РФ» и с учетом Рекомендаций по составлению учебных программ по информатике, разработанных рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО.
Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся:
базовые знания по информатике;
владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows;
владение пакетом "Microsoft Office".
Цель программы: научить пользователей самостоятельно создавать и редактировать электронные таблицы и базы Excel независимо от их сложности и структуры.
Курс MS Excel будет полезен:
Слушателям, не имеющим опыта применения Excel;
Слушателям с опытом применения Excel, желающим повысить эффективность работы с приложением, систематизировать знания и навыки;
Начинающим бухгалтерам, экономистам и финансистам;
Менеджерам и офисным сотрудникам любого звена;
Социологам, маркетологам, специалистам по статистике и обработке данных.
Основные задачи программы:
1) освоить:
Интерфейс, панели и инструменты Excel;
Основные термины, понятия и операции;
Базы, листы, списки и книги Excel;
Инструменты для ввода, обработки, поиска, фильтрации, форматирования и группировки данных по выбранным параметрам;
Сводные таблицы, графики и диаграммы;
Спектр средств для анализа больших объемов данных;
Методы вычисления, прогнозирования и аналитики;
Функции: логические, математические, статистические, текстовые, функции массивов;
Формулы и макросы.
2) научиться применять Excel для решения профессиональных задач:
Автоматизировать повторяющиеся операции;
Делать экспорт и импорт, создание и форматирование документов, вывод на печать;
Работать с большими объемами информации;
Создавать и редактировать формулы с массивами;
Настраивать сценарии, применять формулы и сводные таблицы для анализа данных;
Выполнять поиск, исправлять ошибки, консолидировать данные по параметрам и критериям;
Визуализировать данные: строить графики, сложные и комбинированные диаграммы, спарклайны;
Использовать простые функции для вычислений (среднее, минимум, максимум, суммирование, число);
Использовать сложные функции для анализа и прогнозирования (ЕСЛИ, ИЛИ, ЕСЛИОШИБКА, СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ, СРЗНАЧЕСЛИ, СЦЕПИТЬ, и др.)
Создавать, редактировать, сохранять и удалять макросы, настраивать безопасность.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем решения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением тестовых заданий. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме зачетной выпускной работы.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Программа
1. Введение. Инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office – 1 час.
Инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office. Знакомство с интерфейсом, имя файла, имя папки, копирование/удаление файла/папки.
2. Обзор программы Ecxel – 6 часов.
Интерфейс программы, Меню «Файл», Панель вкладок, Меню команд, Средства просмотра, Основные настройки программы.
3. Работа с книгами – 9 часов.
Создание, открытие и сохранение рабочей книги. Работа с книгами. Ячейки и диапазон ячеек. Имена ячеек и примечания. Ввод данных. Автозаполнение ячеек. Поиск данных. Форматирование данных. Графическое форматирование ячеек.
4. Работа с таблицами – 12 часов.
Таблицы, Работа с таблицами, Сортировка данных, Обработка итоговых данных,
Вычисляемые столбцы, Фильтрация данных, Пользовательские фильтры, Сводная таблица, Вычисляемые поля, Консолидация табличных данных, Оформление таблиц, Запись макроса
5. Формулы и функции – 4 часа.
Обзор Формул. Копирование формул. Массивы. Мастер функций
6. Работа с диаграммами – 7 часов.
Обзор диаграмм, Форматирование диаграммы, Настройка осей диаграммы, Параметры шкалы диаграммы, Подписи данных, Таблица данных, Сводные диаграммы
7. Работа с графикой – 4 часа.
Создание надписей, Редактирование надписи, Форматирование текста, Автофигуры, Объекты «WordArt», Рисунки «SmartArt», Редактирование рисунков «SmartArt»
8. Конечная обработка рабочей книги – 4 часа.
Защита данных в рабочей книге, Защита рабочей книги паролем, Колонтитулы,
Печать документа, Печать диапазона ячеек
9. Зачетная работа – 1 час.
Зачетная работа. (Создать и распечатать документ по заданным условиям).
Основные знания и умения Учащиеся должны знать:
Основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;
Интерфейс, панели и инструменты Excel;
Основные термины, понятия и операции;
Базы, листы, списки и книги Excel;
Инструменты для ввода, обработки, поиска, фильтрации, форматирования и группировки данных по выбранным параметрам;
Сводные таблицы, графики и диаграммы;
Спектр средств для анализа больших объемов данных;
Методы вычисления, прогнозирования и аналитики;
Функции: логические, математические, статистические, текстовые, функции массивов;
Формулы и макросы.
Учащиеся должны уметь:
запускать основные клиенты Интернет: браузер, электронная почта;
работать с электронными таблицами;
производить сложные расчёты с большим объёмом информации;
автоматизировать повторяющиеся операции;
создавать и редактировать формулы с массивами;
применять формулы и сводные таблицы для анализа данных;
выполнять поиск,
визуализировать данные;
настраивать безопасность.
Квалификационная характеристика
Автоматизация повторяющиеся операции;
Экспорт и импорт, создание и форматирование документов, вывод на печать;
Работа с большими объемами информации;
Создание и редактировать формулы с массивами;
Настраивание сценария, применение формулы и знание сводных таблиц для анализа данных;
Выполнение поиска, исправление ошибок, консолидирование данных по параметрам и критериям;
Визуализация данных: построение графиков, сложных и комбинированных диаграмм;
Использование простых и сложных функций для вычислений;
Знание основных принципов построения Глобальной информационной сети Интернет.
Учебный план
№ п.п. | Разделы | Часы |
1 | Введение. | 1 |
2 | Обзор программы | 6 |
3 | Работа с книгами | 9 |
4 | Работа с таблицами | 12 |
5 | Формулы и функции | 4 |
6 | Работа с диаграммами | 7 |
7 | Работа с графикой | 4 |
8 | Конечная обработка рабочей книги | 4 |
9 | Зачетная работа | 1 |
| Итого | 48 |
Учебно-тематический план
№ п.п. | Разделы и темы | Кол-во часов |
Раздел | Тема |
1 | Введение. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office. | 1 | 1 |
2. Обзор программы |
2.1 | Интерфейс программы | 6 | 1 |
2.2 | Меню «Файл» | 1 |
2.3 | Панель вкладок | 1 |
2.4 | Меню команд | 1 |
2.5 | Средства просмотра | 1 |
2.6 | Основные настройки программы | 1 |
3. Работа с книгами |
3.1 | Создание, открытие и сохранение рабочей книги | 9 | 1 |
3.2 | Работа с книгами | 1 |
3.3 | Ячейки и диапазон ячеек | 1 |
3.4 | Имена ячеек и примечания | 1 |
3.5 | Ввод данных | 1 |
3.6 | Автозаполнение ячеек | 1 |
3.7 | Поиск данных | 1 |
3.8 | Форматирование данных | 1 |
3.9 | Графическое форматирование ячеек | 1 |
4. Формулы и функции |
4.1 | Обзор Формул | 4 | 1 |
4.2 | Копирование формул | 1 |
4.3 | Массивы | 1 |
4.4 | Мастер функций | 1 |
5. Работа с таблицами |
5.1 | Таблицы | 12 | 1 |
5.2 | Работа с таблицами | 1 |
5.3 | Сортировка данных | 1 |
5.4 | Итоги | 1 |
5.5 | Вычисляемые столбцы | 1 |
5.6 | Фильтрация данных. Работа с отфильтрованными записями | 1 |
5.7 | Пользовательские фильтры. Расширенные фильтры, знаки подстановки | 1 |
5.8 | Сводная таблица. Работа с внешними данными | 1 |
5.9 | Вычисляемые поля. Относительные ссылки в стиле R1C1 | 1 |
5.10 | Консолидация табличных данных | 1 |
5.11 | Оформление таблиц | 1 |
5.12 | Запись макроса | 1 |
6. Работа с диаграммами |
6.1 | Обзор диаграмм | 7 | 1 |
6.2 | Форматирование диаграммы | 1 |
6.3 | Настройка осей диаграммы | 1 |
6.4 | Параметры шкалы диаграммы | 1 |
6.5 | Подписи данных | 1 |
6.6 | Таблица данных | 1 |
6.7 | Сводные диаграммы | 1 |
7. Работа с графикой |
7.1 | Создание надписей, редактирование надписи | 4 | 1 |
7.2 | Форматирование текста, автофигуры | 1 |
7.3 | Объекты «WordArt» | 1 |
7.4 | Рисунки «SmartArt», редактирование рисунков «SmartArt» | 1 |
8. Конечная обработка рабочей книги |
8.1 | Защита данных в рабочей книге | 4 | 1 |
8.2 | Защита рабочей книги паролем | 1 |
8.3 | Колонтитулы | 1 |
8.4 | Печать документа. Печать диапазона ячеек | 1 |
9. Зачетная работа |
9.1 | Зачетная работа | 1 | 1 |
Всего | 48 часов |
Литература
Педагогическая
Федеральный стандарт общего среднего образования по информатике и информационным технологиям. Публикация на сервере Воронежского государственного педагогического университета. http://www.vspu.ac.ru
Информатика для средней школы. Учебная программа для школ. Разработана рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО. /Публикация на сервере "Информика" (МО РФ). http://www.informika.ru
Специальная по профилю обучения
Волков В.Б. Понятный самоучитель Excel
https://eknigi.org/os_i_bd/103209-ponyatnyj-samouchitel-excel-2010.html
Техническая литература/ Библиотека технической тематики. http://www.htbook.ru/kompjutery_i_seti/drugaja/samouchitel_excel_2010
Для учащихся
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. – М.: Издательство Дрофа, 1999
Средства обучения Технические средства обучения (минимальные)
Компьютерный класс с компьютерами класса не ниже Pentium с аппаратными средствами для выхода в Интернет и мультимедиа.
OnLine выход в Интернет (желательно выделенная линия).
Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение:
Операционная система Windows (версия XP и выше);
MS Office MS-2010;
Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome.