СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Основы военной службы 6 класс"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Основы военной службы 6 класс"»

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области

государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Ростовской области

«Орловский казачий кадетский корпус»





Утверждена приказом директора ГБОУ РО «Орловский казачий кадетский корпус»

№ 130 от 29.08.2022


________________

Волков И.В.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования


«Основы военной службы»



6 «а»- 68 часов


Учитель: Каменцев Сергей Иванович













2022-2023 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).

3. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).

4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008).

6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41;

7. Устав ГБОУ РО «ОККК»

8.Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2022-2023 учебный год.

9. Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2022-2023 учебный год.

Цели и задачи, реализуемые в ходе выполнения программы курса:
-познакомиться с основами военной службы, с историей создания и развития вооруженных сил России.
-воспитывать у учащихся любовь к Родине, гордость за славное героическое прошлое нашей страны, готовность активно строить её будущее.
- развивать у учеников умения использовать современные методы поиска и обработки информации, исследовательские навыки
Главные задачи предмета «Основы военной службы и история кадетского движения»:

- воспитание у кадет беззаветной преданности своему Отечеству, выработка у них высокого сознания общественного долга в случае возникновения угрозы суверенитету и территориальной целостности России, дисциплинированности, стремления добросовестно выполнять обязанности кадета;

- ознакомление кадет с основными положениями Конституции РФ о защите Отчизны, Законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», других нормативно-правовых актов по вопросам обороны, военного строительства и прохождения военной службы;

- изучение военно-исторических и правовых основ защиты Отечества;

- сохранение и пропаганда исторической и культурной наследственности своего народа, использование его героических традиций в процессе формирования у кадет высокого патриотического сознания, национального достоинства, готовности к выполнению гражданской и конституционной обязанности в отношении защиты интересов России;

- предоставление кадетам первичных знаний, умений и навыков по основным разделам предмета «Основы военной службы», общевоинской подготовке (Вооруженные Силы РФ, общевоинские уставы, строевая, огневая и тактическая подготовки, основы военной топографии), прикладной физической подготовке, медико-санитарной подготовке и основам гражданской обороны;     

- содействие военно-профессиональной ориентации, теоретической и практической подготовкам к возможной воинской службе в Вооруженных Силах РФ и в других воинских формированиях, определенных действующим законодательством;

- привитие чувства необходимости овладения воинскими навыками, приобретения и совершенствования военных, военно-технических, специальных и методических знаний;

- подготовка кадет, изъявивших желание овладеть профессией офицера, к поступлению в высшие учебные заведения МО РФ, МЮ РФ, МВД РФ и МЧС РФ, а также в высшие учебные заведения других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законами предусмотрена военная служба.


Общая характеристика предмета

Предмет «Основы военной службы» направлен, прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание старшеклассников.
В ходе изучения предмета «Основы военной службы» учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, о воинских обязанностях граждан.
В программе реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».


Место учебного предмета «Основы военной службы» в учебном плане


По учебному плану на 2022-2023 учебный год на изучение программы «Основы военной службы» в 6 классе отводится 2 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год за счет уплотнения раздела «Дни воинской славы


Содержание предмета

ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ 
Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской . дисциплины.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Основные положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ. Строй. Строевые приемы без оружия. Строевые приемы без оружия в движении

ОСНОВЫ СТРЕЛКОВОЙ (ОГНЕВОЙ) ПОДГОТОВКИ
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
приемы правила стрельбы из стрелкового оружия;
меры безопасности при проведении стрельб.

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ
Топографическая карта, ориентирование на местности. Определение сторон горизонта. Определение расстояний до объекта.


ЗАЩИТА ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Виды защитных сооружений; правила поведения в защитных сооружениях; основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики,

История войн и вооруженных конфликтов. История ВС РФ.

Дни воинской славы

Профессиональные праздники и памятные дни ВС РФ



ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ


















Структура учебного предмета


№ по порядку

Тема

Колич. часов

1

ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ 6ч.


6

2

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА 26ч

26

3

ОСНОВЫ СТРЕЛКОВОЙ (ОГНЕВОЙ) ПОДГОТОВКИ 16ч

16

4

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ 6ч

6

5

ЗАЩИТА ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ 6ч

6

6

ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.

10


Итого

70 ч








Календарно-тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Дата

Требования подготовки обучающихся (ЗУН)

ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ 6ч.


1\1

Виды уставов ВС РФ и их предназначение

1

02.09

Знать виды уставов. Обязанности должностных лиц подразделения.
виды поощрений и дисциплинарных взысканий Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины

2/2

Внутренний порядок.

1

02.09

3/3

Воинская дисциплина.

1

09.09

4/4

Поощрения и дисциплинарные взыскания

1

09.09

5/5

Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины.

1

16.09

6/6

Ответственность военнослужащих за воинские преступления и причинение государству материального ущерба

1

16.09

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА 26ч

7/1

Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на месте.

1

23.09

знать основные положения строевого устава;

- уметь двигаться строевым шагом, производить повороты на месте и в движении, выполнять воинское приветствие, осуществлять выход из строя и постановку в строй, выполнять подход к начальнику и отход от него


8/2

Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на месте.

1

23.09

9/3

Движение строевым шагом. Изменение скорости движения.

1

30.09

10/4

Движение строевым шагом. Изменение скорости движения.

1

30.09

11/5

Движение строевым шагом. Изменение скорости движения.

1

07.10

12/6

Движение строевым шагом. Изменение скорости движения.

1

07.10

13/7

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

1

14.10

14/8

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

1

14.10

15/9

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

1

21.10

16/10

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

1

21.10

17/11

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

1

28.10

18/12

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

1

28.10

19/13

Повороты в движении.

1

11.11

20/14

Повороты в движении.

1

11.11

21/15

Повороты в движении.

1

18.11

22/16

Повороты в движении.

1

18.11

23/17

Повороты в движении.

1

25.11

24/18

Повороты в движении.

1

25.11

25/19

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

02.12

26/20

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

02.12

27/21

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

09.12

28/22

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

09.12

29/23

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

16.12

30/24

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

16.12

31/25

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

23.12

32/26

Тренировка выполнения строевых приемов без оружия

1

23.12

ОСНОВЫ СТРЕЛКОВОЙ (ОГНЕВОЙ) ПОДГОТОВКИ 16ч

33/1

Характеристики стрелкового вооружения мотострелкового взвода

1

13.01

иметь представление об истории развития стрелкового оружия, тенденциях и направлении развития. знать характеристики стрелкового оружия мотострелкового взвода

34/2

Устройство и назначение автомата Калашникова

1

13.01

знать устройство оружия;

- уметь устранять простейшие неисправности;

-выполнять неполную разборку и
сборку оружия.

- соблюдать требования безопасности при обращении с оружием

35/3

Устройство и назначение автомата Калашникова

1

20.01

36/4

Неполная разборка Автомата

1

20.01

37\5

Неполная разборка Автомата


27.01


38/6

Выполнение нормативов по разборке и сборке автомата АК-74

1

27.01


39/7

Выполнение нормативов по разборке и сборке автомата АК-74

1

03.02

соблюдать требования безопасности при обращении с оружием. уметь принимать положение для стрельбы из различных положений, производить выстрел, поражать цель.

40/8

Выполнение нормативов по разборке и сборке автомата АК-74

1

03.02

41/9

Выполнение нормативов по разборке и сборке автомата АК-74

1

10.02

42/10

Изготовка для стрельбы лежа.



1

10.02



43/11

Изготовка для стрельбы лежа.



1

17.02



44/12

Выполнение стрельб из пневматической винтовки

1

17.02



45/13

Выполнение стрельб из пневматической винтовки

1

03.03



46/14

Выполнение стрельб из пневматической винтовки

1

03.03



47/15

Выполнение стрельб из пневматической винтовки

1

10.03



48/16

Выполнение стрельб из пневматической винтовки

1

10.03



ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ 6ч

49/1

Понятие топографической карты. Топографические знаки

1

17.03

уметь ориентироваться на местности без карты, определить расстояние на местности различными способами, определять направления и азимут на предмет и правильно выйти к намеченному пункту. уметь читать топографические карты , ориентироваться на местности по карте, измерять расстояния

50/2

Понятие топографической карты. Топографические знаки

1

17.03

51/3

Азимут. Движение по азимутам

1

31.03

52/4

Азимут. Движение по азимутам

1

31.03

53/5

Азимут. Движение по азимутам

1

07.04

54/6

Азимут. Движение по азимутам

1

07.04



ЗАЩИТА ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ 6ч

55/1

Общие сведения об ОМП.

1

14.04

Знать виды ОМП. Иметь представления о поражающих факторах ОМП, знать общее устройство средств индивидуальной защиты, уметь пользоваться ими


56/2

Средства защиты от ОМП.

1

14.04

57/3

Средства индивидуальной защиты

1

21.04

58/4

Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода.



1

21.04

59/5

Выполнение нормативов по надеванию противогаза

1

28.04

60/6

Выполнение нормативов по надеванию противогаза

1

28.04

ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ 10ч

61/1

1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)

1

05.05

знать о победах русского оружия над врагами Отечества;

- способствовать более глубокому изучению славной отечественной истории, возрождению старых ритуалов.

- популяризация подвигов, героизма и мужества воинов Отечества

62/2

23 февраля — День защитника Отечества(победа Красной Армии над Кайзеровскими войсками Германии (1918 год)

1

05.05

63/3

7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

1

12.05

64/4

5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецких войск в битве под Москвой (1941 год)

1

12.05

65/5

2 февраля — День разгрома советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве (1943 год)

1

19.05

66/6

23 августа— День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год

1

19.05

67/7

27 января - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год) (1944 год);

1

*

68/8

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945 год)

1

*

69/9

2 сентября — День окончания Второй Мировой войны (подписание Японией акта о капитуляции на линкоре «Миссури» 1945 год)

1

26.05

70/10

Профессиональные праздники и памятные дни ВС РФ

1

26.05



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», №53-ФЗ от 28.03.1998 г.

3. Федеральный закон «Об образовании», №3266-1 от 10.07.1992 г. (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 №12-ФЗ).

56. Приказ Министра обороны РФ и Министра образования РФ №203/1936 от 3.05.2001 г. – «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке ПО Основам военной службы».

9. Стенографический отчет о заседании Президиума Государственного совета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовке молодежи, от 22.04.2009 г.

10. Смирнов А.Т. Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» /А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2009. – 80 с.

11. Латчук В.Н. Программа для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» / В.Н. Латчук – М.: Дрофа, 2007. – 106 с.

12. Боевой устав сухопутных войск, часть III (взвод, отделение, танк). Министерство обороны РФ. – М.: Воениздат, 2001. – 320 с.

13. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Министерство обороны РФ. – М.: Воениздат, 1994. – 362 с.

14. Курс стрельб (КС СО БМ и Т ВС РФ - 2003). – М.: Воениздат, 2003. – 215 с.

15. Бызов Б.Е. Военная топография для курсантов учебных подразделений / Б.Е. Бызов, А.Н. Коваленко, А.Ф. Лахин. – М.: Воениздат, 1999 г. – 224 с.





Наглядные пособия.

1.Макет Автомата Калашникова АК-74

2. Плакаты.

3. Сенд по разборке и сборке автомата

Технические средства.

1.Компьютер
2.Проектор
3.интерактивная доска.
4. Учебные фильмы «Основы военной службы»

Результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Основы военной подготовки»

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ дополнительного образования:

1) личностным, включающим: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

2) метапредметным, включающим: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её целевой аудитории;

3) предметным, включающим: освоение обучающимися в ходе изучения учебного курса научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения предмета в рамках программы дополнительного образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса в рамках программы дополнительного ргонкобразования должны отражать:

1) овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  • базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

  • базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

  • работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

2) Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  • общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

  • совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

3) Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  • самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

  • самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;

  • эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;

  • принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса в рамках программы дополнтьельного образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования.

Требования к освоению предметных результатов программ дополнителього образования обеспечивают возможность изучения учебных предметов, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности.

Предметные результаты курса «Основы военной службы» должны обеспечивать умение:

  1. выбирать источники тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  2. анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ, их основные требования;

  3. применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих обязанностей военнослужащих и требований к обучающимся;

  4. описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия;

  5. точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при организации и обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья обучающихся;

  6. ориентироваться в источниках тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

  7. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания и другим источникам;

  8. выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  9. представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика, тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  10. использовать различные источники тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке тематической информации;

  11. различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  12. описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемёта, ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат; основные положения из внутренней и внешней баллистики;

  13. использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и меры безопасности при обращении с оружием;

  14. владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе;

  15. применять на практике основы военной топографии;

  16. читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним;

  17. определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты;

  18. совершать движение по азимуту днём;

  19. составлять схемы местности и карточку огня отделения;

  20. описывать организационно-штатную структуру отделения и взвода, а также организацию, вооружение мотопехотного отделения и взвода основных иностранных армий;

  21. определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры индивидуального окопа, окопа на отделение;

  22. выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке;

  23. выполнять нормативы по тактической подготовке;

  24. подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия;

  25. использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  26. соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой помощи пострадавшим и раненым;

  27. накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки кровотечения;

  28. проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание;

  29. описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов;

  30. владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования подчинёнными в повседневной деятельности;

  31. оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические периоды;

  32. применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в подразделении, подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению требований общевоинских уставов в повседневной деятельности;

  33. применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия. состава отделения умелому и эффективному применению оружия;

  34. выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на боевые действия войск;

  35. пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз, респиратор, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от поражающих факторов ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия;

  36. проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными средствами подразделений;

  37. работать на радиостанциях ротной сети; управлять отделением с помощью средств радиосвязи;

  38. ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и местным предметам;

  39. пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

  40. применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим, биологическим и зажигательным оружием;

  41. использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  42. приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социально-экономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического использования военных знаний в различных областях деятельности;

  43. подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных, общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС РФ;

  44. воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  45. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в мире;

  46. сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих событий;

  47. оценивать положительные и негативные последствия современной военно-политической ситуации в мире;

  48. оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск Вооружённых Сил РФ;

  49. наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения, применяемые в боевых документах.


ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Военное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Военная наука наглядно демонстрирует связи в мире и социальных отношениях, а также определяет место человека в их системе. Военные знания являются основой для формирования гуманистического и патриотического сознания. Обучение военному делу способствует развитию у обучающихся представлений о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов профессии военного, о важности гармоничных взаимоотношений в системе «человек – общество» и о жизни как величайшей ценности. Также предметные знания по основам военной подготовки позволяют обучающимся осознанно сделать выбор в пользу патриотизма, любви к Родине и здорового образа жизни. Таким образом, осуществляемое при обучении военному делу воспитание помогает сформировать у обучающихся социально значимую систему ценностных отношений к окружающей действительности, способствует развитию разных сторон личности.

Воспитание научного мировоззрения1. Одна из важнейших целей военного образования – формирование у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на целостности, единстве и многообразии современного мира, системном и уровневом построении знаний о нём. Всё содержание курса «Основы военной службы», а также методы, формы и средства его изучения направлены на воспитание научного мировоззрения у обучающихся.

Изучение предмета в 5–9 классах позволяет обучающимся начать знакомство с основами военного дела. Особенностью построения курса является то, что его содержание позволяет через освоение основ военного дела познать специфику профессии офицера.

Материалы предмета в 10-112 классах основаны на расширении и углублении знаний обучающихся, формировании и отработке навыков выполнения предметных и метапредметных учебных действий, в том числе связанных с профессией офицера Вооружённых Сил РФ.

Значимость предмета «Основы военной подготовки» заключается в том, что материал позволяет не только познакомиться с основными положениями военного дела на теоретическом уровне, но и закрепить их на практике.

Формировать у обучающихся научно-материалистическое мировоззрение следует постепенно, опираясь на факты и реальность процессов и явлений, используя примеры их развития, раскрывая причинно-следственные связи.

Экологическое воспитание. Экологическое воспитание – это формирование у обучающихся заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей их средой. Изучение в рамках курса «Основы военной службы» компонентов природы, их изменений во времени и пространстве помогает обучающимся осознать гармоническую сущность природы, механизм её функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. Например, изучение влияния антропогенного фактора (влияния человека на окружающую среду) вызывает у многих обучающихся потребность понять суть происходящих в природе изменений, найти их причины, выяснить действенную роль человека. Важно направить их энергию на осуществление исследовательской и проектной деятельности, помочь собрать новые факты и изучить явления, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу в русле военной подготовки.

В рамках курса «Основы военной службы» обучающиеся знакомятся с изменениями состояния объектов и возможными причинами этого процесса. Данный материал является конкретной основой для воспитательной беседы о бережном и ответственном отношении к природе, о соблюдении определённых правил общения с ней, о негативной и позитивной роли антропогенного воздействия в природе.

Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между человеком и природой на уровне влияния общества на окружающую среду. Изучение этих вопросов развивает у обучающихся осознание ценности жизни, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования. Такие сведения помогают обучающимся понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе при непосредственном участии человека.

Трудовое воспитание. Главными задачами трудового воспитания являются: развитие готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как важнейшей потребности и обязанности человека, накопление опыта по самообслуживанию, навыков учебного труда, опыта профессиональной деятельности.

Для трудового воспитания в процессе изучения основ военной подготовки особенно важно положение о том, что труд является главным фактором в отношениях между людьми. Изучая содержание предмета обучающиеся узнают о деятельности военных и учёных. На этой основе формируется представление о том, что труд человека является не только производительным, но и созидательным, интересным и творческим процессом.

Воспитание культуры труда предусматривается при выполнении различных учебных работ. Большое внимание следует обращать на культуру выполнения индивидуальных заданий: проведение наблюдений и опытов, осуществление измерений, ведение точных и аккуратных записей и тщательное оформление результатов работы. Все работы, выполняемые учащимися, должны быть не только точными, научно правильными, но и красиво выполненными и оформленными.

В процессе обучения имеется возможность воспитывать культуру умственного труда, формировать умение выступать с сообщениями, докладами, использовать наглядные пособия.

Помимо этого, трудовое воспитание предусматривает овладение и совершенствование навыков выполнения обязанностей командира отделения/взвода.

Физическое воспитание. Важным показателем благополучия общества является здоровье подрастающего поколения как один из факторов национальной безопасности государства. Для сохранения здоровья будущих поколений необходимо воспитание в обучающихся культуры здоровья: принятие правил здорового образа жизни – стиля жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья, отказ от вредных привычек, правильное питание, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.

На уроках учителю важно следить за осанкой обучающихся, за соблюдением гигиенических требований к их рабочему месту, а также одежде и обуви. В рамках предмета «Основы военной подготовки» рассматриваются правила безопасного поведения при выполнении различных работ. Обучающиеся знакомятся с признаками, являющимися предвестниками катастрофичных явлений и событий. Субъектная значимость данного процесса реализуется через личное участие обучающихся в составлении различных памяток и правил безопасного поведения.

Физическое воспитание предусматривает формирование таких качеств, которые были бы достаточными для выдерживания умственных и физических нагрузок как в процессе обучения, так и в ходе службы в Вооружённых Силах РФ.

Эстетическое воспитание. Научное познание, интерес к военной службе неразрывно связаны с восприятием окружающего мира. Важно пробудить в обучающихся эстетические чувства и способность увидеть прекрасное даже в самых обычных объектах и явлениях. В процессе изучения курса «Основы военной службы» обучающиеся могут научиться воспринимать красоту объектов, например, приборов или устройств военной техники и вооружения, а также природных объектов. На уроках учитель/преподаватель не только должен обращать внимание на внешнюю красоту объектов, но и развивать у обучающихся умение видеть скрытую красоту и гармонию – пропорциональность и изящество форм объектов, вариантов их использования и др.

В процессе эстетического воспитания целесообразно обращаться к произведениям живописи, литературным и музыкальным произведениям, видеозаписям, фотографиям и др., используя их для демонстрации объектов, процессов и явлений, а также для анализа научных вопросов. При использовании художественных образов очень важно обращать внимание на точность научного отображения явлений в произведениях искусства.

Этическое (духовно-нравственное) воспитание. Этическое воспитание является теоретической основой нравственного воспитания. Этика – это область знаний, объектом которой является мораль. Её цели преобразования мира выражаются в идеях о должном, о добре и зле, в идеалах, моральных принципах и нормах поведения, а также в учении о назначении человека и смысле его жизни. Основываясь на идеях и принципах этики, этическое воспитание в процессе обучения ставит целью формирование у обучающихся моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определёнными нравственными принципами.

Среди главных задач этического воспитания следует отметить накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование свободного времени, развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства и пр.

У обучающихся в процессе изучения курса «Основы военной службы» воспитывается нравственное отношение к труду, природе, обществу. На уроках, во время экскурсий, в кабинете, на полигоне есть все условия для этического воспитания подрастающего поколения.

В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.

Гражданское и патриотическое воспитание. Гражданское воспитание – это формирование нравственного отношения к жизни и чувства долга гражданина, то есть воспитание самосознания и ответственности за свою страну. Гражданское воспитание ставит также задачи формировать готовность защитить своё Отечество, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и его достижения, ответственность за сохранность и приумножение как национальных, так и общечеловеческих ценностей.

Курс «Основы военной службы» в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у обучающихся: уважения и любви к Родине, земле, на которой они родились и выросли; стремления сберечь, украсить и защитить её.

Для успешного решения задач гражданского и патриотического воспитания рекомендуется использовать на уроках патриотические материалы, которые не только позволят обсуждать особенности становления Вооружённых Сил РФ и примеры любви к своему отечеству, но и способствуют формированию у обучающихся чувства патриотизма, ответственности за судьбу своей страны.

Любое направление воспитательной деятельности, связанное с обучением, заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в преобразовании их в убеждения, которые в конечном счёте формируют мировоззрение. Процесс воспитания требует определённой системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях, а также в ходе человеческого общения между учителем и обучающимся.








ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

№ 1 от 29.08. 2022


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____________Пустовой Ю.А.

29.08.2022




1 По материалам сайта http://egfak.narod.ru/materials/mob.html.

2 Примечание: сведения о 10-11 классах даны для демонстрации преемственности обучения и его сквозном характере.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!