СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Память"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Память" будет интересна педагогам дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Память"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Левокумского муниципального района

Ставропольского края


Рассмотрено Утверждаю

на МО классных руководителей директор МКОУ СОШ №11

Протокол №1 от . . 2020 г. ______ Цалоева Т. А.

« » 2020 г.




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

детского объединения «Память»


Срок реализации программы – 1 год


Для обучающихся - 11-16 лет.





Разработана: педагогом

дополнительного образования

Войтенко Натальей Сергеевной


с. Николо-Александровское


2020-2021 учебный год


Народ, незнающий своего прошлого,

Не имеет права на будущее.

А.С. Пушкин.


Пояснительная записка.

Изучение краеведения в системе дополнительного образования обучающихся является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся. Общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Память» является востребованной и актуальной в системе дополнительного образования. Потому что данная программа может использоваться как один из вариантов углубленного изучения истории России по средствам краеведения. Занятия по данной программе одновременно с получением дополнительного образования решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса обучающихся школы: подросток, посещающий детское объединение «Память» в свободное время, знает, что, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только педагогу, но и всему учреждению дополнительного образования.

Главным объектом программы является учащийся со всеми его многообразными интересами и запросами. Ведущая цель- создание условий для удовлетворения и развития широкого спектра творческих потребностей детей средствами краеведения.

Цели программы:

-содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании уч-ся;

-создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся;

-использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.

Задачи:

-обучить экспедиционным методикам исследования традиционной культуры своего края, села;

-развить навыки экскурсионной деятельности;

-обучить описанию этнографической коллекции музейных экспонатов;

-собрать информацию о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, локальных войн и истории школы.

Принципы построения программы:

-личностно-ориентированный подход, позволяющий личности ребёнка саморазвиваться и самореализоваться;

-принцип педагогической поддержки по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

-принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

-принцип системности.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему Отечества.

Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению, использование воспитательного потенциала музея в образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения. Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей, которые сами заинтересованы в изучении краеведения и музееведения. Содержание программы носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением музейно-краеведческой работой.

Срок реализации программы рассчитан на 1 год. Программа предусмотрена для учащихся 11-16 лет. Объём программы рассчитан на 76 часов в год (3 раза в неделю). Количественный состав обучающихся детское объединение «Память» составляет 15человек. Группа обучающихся представляет собой разновозрастных воспитанников. Среди них выделяют: актив школьного музея, экскурсоводов. Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

Формы и режим занятий предусмотрены таким образом, что деятельность экскурсоводов основывается на научной и архивной стороне изучения, и включает основы теории и организации музейного дела. Изучение программы ведется крупными блоками разной тематики, но они тесно связаны между собой. При музее организуется актив, его членами ведётся документация музея, осуществляется подготовка и самостоятельное проведение мероприятий и праздников, ведется работа с начинающими юными краеведами. Обучение происходит в форме теоретических, практических и диагностических занятий. Теоретические занятия включают в себя лекционный материал, преподносимый педагогом, а также сообщения по отдельным вопросам изучаемой темы. Практические занятия включают в себя экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, посещение выставок, участие в мероприятиях школьного музея, проведение экскурсий, сбор краеведческого материала. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержа­ния программы; количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам, в соответствии с СанПиНами. Специальные формы работы: использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений, для расширения кругозора детей, привития им разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма, высокой нравственности, любви к Отечеству.

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет направленность: социально-педагогическое.

Программа состоит из 4 разделов:

Музееведение - 13 ч. В данном разделе рассматриваются следующие направления: задачи учета и научного описания музейных предметов; систему учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки; экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами; виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная; приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания; мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Краеведение - 20 ч. Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Основные этапы социального и экономического развития села, района, края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности. Население - главное богатство страны.

Военная история – 23 ч. Военные традиции земляков. Жители родного села – участники ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы. Тыл в годы войны. Основная тематика – памятные даты и события Великой Отечественной войны.

Методика поисковой работы-19 ч. История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.

Этапы реализация программы:

1 Аналитико-рефлексивный: сбор необходимой информации путём интервьюирования, анкетирования.

2 Организационно-деятельный: деятельность всех участников объединения

при формировании и оформлении материалов. Реализация планирования включает в себя поведение массовых дел воспитывающего и развивающего характера.

3 Оценочно-информационный: мониторинг изменений личности коллектива, путём проведения анкетирования, тестирования, наблюдения в поцессе совместной деятельности.

4 Коррекционно-регулирующий: является основной при планировании дальнейшей деятельности.

Прогнозируемые результаты:

Программа призвана помочь каждому школьнику осознать его место в жизни, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, знать и уважать прошлое и настоящее страны, края, района.

Ожидаемые результаты:

Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление.

Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.

Сформируют активную гражданскую позицию.

Обучающиеся должны знать:

- историю своего края, района села;

- обряды и обычаи села;

- особенности быта сельчан;

- историю своей школы.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять свою родословную;

- совершать обряды, чтить обычаи своего села;

- составлять и проводить экскурсии в школьном музее;

- проводить интервью, анкетирование при сборе необходимой информации;

- оформлять результаты своего труда для пополнения школьного музея.

Способы проверки результатов.

Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его результатами, и выявления влияния всего
процесса образования на развитие обучающихся следует использовать промежуточный и итоговый контроли (Приложения: 1и 2).




























Учебно-тематический план

Тема

Всего

В том числе



Теоретические/

аудиторные

(час)

Практические/

неаудиторные

(час)

Музееведение-14 ч.

  1. Вводное занятие. Выборы совета музея.

2

1

1

  1. Работа с фондовой группой: инвентаризация экспонатов музея.

6

2

4

  1. Учёба экскурсоводов.

6

4

3

Краеведение-30 ч.

  1. Село Николо-Александровское в прошлом.

5

1

2

  1. Кто мы? Где наши корни? (составление родословных уч-ся).

5

3

2

  1. Образование Левокумского района.

5

3

2

  1. Моя малая Родина.

5

3

2

  1. Село 60-70 гг.

5

3

2

  1. Село шагнуло в 21 век.

5

2

3

Военная история-44 ч.

  1. Село в годы ВОВ.

5

3

2

  1. Послевоенное устройство и быт сельчан.

5

3

2

  1. Подвиг воинский и трудовой.

5

4

1

  1. Оформление экспозиции «Памяти Величаевским молодогвардейцам»

3

1

2

  1. Детство, опаленное войной.

5

4

1

  1. Праздник со слезами на глазах.

5

4

1

  1. Беседа «Награды Отечества».

5

4

1

  1. Служит Родине земляк..

5

3

2

  1. История возникновения памятников.

3

1

2

  1. О чем рассказала реликвия?

3

1

2

Методика поисковой работы – 30 ч.

  1. Первая школа в селе.

6

4

2

  1. Строительство современной школы и её первые учителя.

6

2

4

  1. Отзовись, фотография-поиск уч-ся школы.

6

2

4

  1. Дороги выпускников школы

6

3

3

  1. Школа, в которой я учусь.

6

3

3

Повторение-2 ч.

  1. Итоговое занятие.

2

1

1


Итого:

120

65

55

































Содержание программы


Раздел «Музееведение»-14 ч.

Тема 1. Вводное занятие. Выборы совета музея – 2 ч.

Расширение словаря ключевых понятий дисциплины (атрибуция, диорама, коллекция, копия, легенда, подлинник, раритет, экспонат, этикетаж и др.).

Структура музееведения: история музейного дела, теория музейного дела, музейное источниковедение, прикладное музееведение. Музееведение, его взаимоотношение с другими науками.

Практические занятия: Составление словаря музейных терминов.

Викторина: кто больше назовет музейных терминов.

Тема 2. Работа с фондовой группой: инвентаризация экспонатов музея-6 ч.

Основные направления фондовой работы: комплектование, учет, хранение, изучение фондов, проведение консультаций.

Комплектование музейных фондов.

Учет музейных фондов. Научная каталогизация музейных фондов. Музейные каталоги и их системы.

Хранение музейных фондов. Режим хранения фондов (температурно-влажностный, световой, биологический; защита от загрязнителей воздуха, от механических повреждений; защита в экстремальных ситуациях). Задачи консервации и реставрации музейных предметов.

Особенности фондовой работы в школьном музее.

Практические занятия: Первичная обработка собранных экспозиций школьного историко-краеведческого музея «Память». Ведение книг учета.

Тема 3. Учёба экскурсоводов-6 ч.

Методика подготовки и проведения экскурсий. Основные принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность.

Специфика и особенность методики экскурсий в школьном музее.

Практические занятия: Разработка и проведение экскурсии по созданной экспозиции.

Раздел «Краеведение» – 30 ч.

Тема 1. Село Николо-Александровское в прошлом -5 ч.

Образ населѐнного пункта в школьном музее. Методика проведения показа и анализа группы экспонатов, использование приѐмов демонстрации, сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержание.

Практические занятия: Варианты использования музейного экспоната в ходе экскурсии. Монтаж музейной экспозиции «Родная сторона».

Тема 2. Кто мы? Где наши корни? (составление родословных уч-ся) – 5 ч.

Этнографическая экспозиция. Изучение и отбор материала. Тематический и тематико-экспозиционный план. Художественное решение экспозиции. Алгоритм изготовления текстов, аннотаций, элементов оформления. Приѐмы монтирования различных экспонатов.

Практические занятия: Планирование этнографической экспозиции (объѐм работ, план работы, распределение должностей). Составление тематической экспозиции из имеющихся экспонатов.

Тема 3. Образование Левокумского района – 5 ч.

Название населѐнного пункта в литературных источниках. История его возникновения. Населѐнный пункт на плане, туристской схеме и карте. Рельеф. Почва и геологическое строение. Водоѐмы. Климат. Растительный покров. Животный мир.

Симеотика и топонимика пространства населѐнного пункта. Отличительные черты архитектуры.

Практические занятия: Оформление справочных карточек по содержанию экспозиции «Родная сторона» (выделение отдельных цифр, цитат, стихотворений). Подготовка текста музейной экскурсии «Родная сторона».

Тема 4. Моя малая Родина – 5 ч.

Тематическое комплектование экспонатов, связанное с изучением какого-либо исторического процесса, события, здания, улицы. Подбор цветового решения для экспозиции.

Составление схемы маршрута пешеходной экскурсии по картосхеме. Объекты пешеходной экскурсии по населенному пункту, их классификация. Составление библиографии по теме экскурсий.

Практические занятия: Составление библиографии. Подготовка экскурсионного маршрута по экспозиции.

Тема 5. Село 60-70 гг. - 5 ч.

История школьного музея. История пионерской организации 60-70е годы. История комсомольской организации (самое начало).

Практические занятия: Исследовательская деятельность учащихся. Подготовка и написание докладов и рефератов

Тема 6. Село шагнуло в 21 век – 5 ч.

Этнографическая экспозиция. Изучение и отбор материала. Тематический и тематико-экспозиционный план. Художественное решение экспозиции. Алгоритм изготовления текстов, аннотаций, элементов оформления. Приѐмы монтирования различных экспонатов.

Практические занятия: Планирование этнографической экспозиции (объѐм работ, план работы, распределение должностей). Составление тематической экспозиции из имеющихся экспонатов

Военная история- 44 ч.

Тема 1. Село в годы ВОВ – 5 ч.

Тема 2. Послевоенное устройство и быт сельчан – 5 ч.

Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Подготовка экскурсий.

Практические занятия: Пополнение экспозиции «Они сражались за Родину!». Тематическая выставка.

Тема 3. Подвиг воинский т трудовой – 5 ч.

Тыл в годы войны.

Практические занятия: Оформление данных в текст экскурсии.

Тема 4. Оформление экспозиции «Памяти Величаевским молодогвардейцам»- 3 ч.

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории родного края. Основные приемы выявления, учета и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практические занятия: Проведение экскурсии.

Тема 5. Детство, опаленное войной. 5.

Тема 6. Праздник со слезами на глазах – 5 ч.

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий.

Практические занятия: Картотека ветеранов. Книга Памяти школы.

Тема 7. Беседа «Награды Отечества» -5 ч.

Основные виды и формы культурно-образовательной деятельности музея Передвижные формы культурно-образовательной деятельности музея. Специфика и особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практические занятия: Выставочная деятельность музея. Основные принципы и методы создания выставки.

Тема 8. Служит Родине земляк -5 ч.

Ознакомление с экспозицией (выпускники школы, участвующие в военных действиях).

Практические занятия: Проведение экскурсии.

Тема 9. История возникновения памятников – 3 ч.

Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятники, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учѐт, обеспечение сохранности, использование памятников истории и культуры. Исторические памятники.

Практические занятия: Составление обзора объектов исторического краеведения.

Тема 10. О чем рассказала реликвия?-3 ч.

Военные реликвии семьи.

Практические занятия: Проведение экскурсии.

Методика поисковой работы – 30 ч.

Тема 1. Первая школа в селе -6 ч.

Тема 2. Строительство современной школы и её первые учителя –6 ч. Тема 3. Отзовись, фотография-поиск учащихся школы -6 ч.

Тема 4. Дороги выпускников школы -6 ч.

Тема 5. Школа, в которой я учусь -6 ч.

Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с уставом школы и ее традициями. Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.

Практические занятия: Пополнение экспозиции «Школа – вчера, сегодня, завтра»...

Тема 25. Итоговое занятие -2 ч.

Подведение итогов по всему курсу. Деятельность каждого участника, его вклад в общее дело.






































Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

-технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, и др.)

- технология активного обучения (Д. Дьюи., Г. П. Щедровицкий и мн. др.);

- технология коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов).

Элементы данных технологий реализуется через теоретические и практические занятия. Основными видами и формами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей села. Посещение и беседы, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Условия реализации образовательной программы:

Для успешной реализации программы необходимо наличие методической и художественной литературы; материалы школьного музея; возможность посещать музеи района, края, страны; наличие компьютера, видеокамеры, фотоаппарата.

Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.

В процессе обучения, развития и воспитания педагог совместно с психологической службой проводит исследования школьников по методикам:

-изучение эмоционального состояния школьников;

-изучение личности в коллективе;

-изучение уровня тревожности.

Работа с родителями.

- индивидуальная работа с родителями: беседы, творческое сотрудничество для подготовки экскурсий.

Методы и формы работы:

Методы:

-словестные,

-наглядные,

-практические,

-репродуктивные и проблемно-поисковые,

-интерактивные.

Формы:

-экскурсия

-беседа

-лекция

-практические занятия

-выставки

-викторина

-игра

-путешествие

-встреча с интересными людьми и др.

Способы проверки результатов.

Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его результатами, и выявления влияния всего
процесса образования на развитие обучающихся следует использовать промежуточный и итоговый контроли.

Таблица оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков обучающихся

фамилия, имя обучающегося

параметры диагностики

высокий уровень оценки

средний уровень оценки

низкий уровень | оценки







Критерии оценки по параметрам диагностики:

1. работа с фондами и документацией школьного музея:

Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного музея;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с фондами и документацией школьного музея;

Низкий уровень оценки - обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией школьного музея;

2. работа с краеведческой литературой, картотекой:

Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с краеведческой литературой, картотекой;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой, картотекой;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности с краеведческой литературой, картотекой;

3. подготовка тематических экскурсий:

Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии;

4. проведение тематической экскурсий:

Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии;




Список литературы для учащихся:


1 «Сообщение», выпуск 2, Ставрополь, 1998 г.

2 Н. Жерлицын «Изгибы судьбы», М., «Воскресенье», 2001 г.

3 В. Р. Ясинов «Повесть о Левокумье», М., «Воскресенье», 2003 г.

4 В.П. Невской «История Ставропольского края», Ставрополь, «Скипро».

5 Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2010.-265 с.

6 Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012.-520 с.


































Список литературы:


1 В. С. Мартынин « Твоя родословная».

2 Социальное положение в мире . М: РАН, 1992 г.

3 Педагогика, Н.П.Педкосистый, М., 1998г.

4 Психология, А. П. Крутецкий, М., 1999г.

1. Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения, М., Просвещение. 1985 г.

2. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий, М., ЦРНБ Турист, 1980 г.

3. Емельянов Б. В., Организация экскурсионной работы: методика, опыт, М., Профиздат, 1984 г.

4. Илюхин М. М., Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации, М., Турист, 1981 г.

5. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа в музее по истории, М., Просвещение, 1965г., 1974г.

6. Школьный музей. Сборник документов, М., 1987г.

7. Методические рекомендации по учету и хранению фондов общественных музеев г. Волгограда и области, Волгоград, 1987г.

8. Музееведение. Музеи исторического профиля., М, Высшая школа, 1988г.

9. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе ДО. Решение коллегии МО РФ \\ ж. Вестник детско-юношеского туризма в России, 1996 г. № 3 с.8-13

10. Сичинава В. А. Экскурсионная работа: Из опыта: Пособие для учителей М.:Просвещение, 1987 г.

11. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей \ И. А. Верба, Я. П. Галкин, А. П. Радищев и др.; Под. Ред. В. В. Титова.- М.: Просвещение , 1988г.

12. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы.— М.: Академический Проект, 2003.
















Медиаресурсы:


www.obd-memorial.ru/ Сайт Министерства обороны «Мемориал»;

podvignaroda.mil.ru/ Сайт Министерства обороны «Подвиг народа»;

http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия;

http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории

http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей.




































Приложение 1.

Вопросы для повторения:

  1. Перечислите основные признаки экскурсии.

  2. Назовите и охарактеризуйте основные функции экскурсии.

  3. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и темати­ческие. Перечислите отличительные особенности обзорной и тематической экскурсий.

  4. Приведите примеры тематической экскурсии на основе личного опыта.

  5. Перечислите классификации экскурсий?

  6. Что такое композиция экскурсии?

  7. Разведите понятия тема и подтемы экскурсии. Приведите примеры из собственного опыта.

  8. Объясните понятия показ и осмотр. Почему между ними нельзя по­ставить знак равенства?

  9. Показ как важнейший элемент экскурсии имеет свои характерные
    особенности: активность показа, логическая последовательность показа,
    главенствующее значение показа, определяющая роль показа, сюжет­ность показа, парадоксальность показа. Раскройте каждую из особенно­стей опираясь на личный опыт.

  10. Какие требования предъявляют к расска­зу на экскурсии.

  11. К особенностям рассказа на экскурсии можно отнести: адресность рассказа, конкретность экскурсионного рассказа, утверждающий харак­тер рассказа. Раскройте эти особенности на примерах из личного опыта.

  12. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии. В чем
    проявляется их сочетание?

  13. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: состав­ление маршрута экскурсии; объезд или обход маршрута; подготовка
    контрольного текста экскурсии; комплектование «портфеля экскурсово­да»; определение методических приемов проведения экскурсии.

  14. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: опреде­ление техники ведения экскурсии; составление методической разработ­ки; составление индивидуальных текстов; прием (сдача) экскурсии; ут­верждение экскурсии.

  15. Охарактеризуйте следующие приемы показа: прием предваритель­ного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконст­рукции (воссоздания), прием зрительного монтажа, прием локализации
    событий, прием абстрагирования; прием зрительного сравнения, прием
    интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движе­ния, показ мемориальной доски.

  16. Охарактеризуйте следующие приемы рассказа: прием экскурсион­ной справки, прием описания, прием характеристики, прием объясне­ния, прием комментирования, прием репортажа, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соуча­стия, прием дискуссионной ситуации, прием сталкивания
    противоречивых версий; прием персонификации; прием проблемной
    ситуации; прием отступления; прием индукции; климактерический при­ем; антиклимактерический прием.

  17. В чем заключается речевой этикет экскурсовода?

  18. Какие требования предъявляются к речи экскурсовода на экскурсии?

  19. Перечислите и охарактеризуйте совокупность внеречевых средств общения на экскурсии.

  20. Охарактеризуйте жесты и мимику экскурсовода в рамках экскурсии?

  21. Как манера поведения экскурсовода влияет на качество проведения экскурсии?

  22. Существует мнение, что внешний облик экскурсовода влияет на качество восприятия экскурсионного материала? Согласны ли вы с этим утверждением или нет? Обоснуйте свое мнение, опираясь на личный опыт.





























Приложение 2.

Тестовые материалы для итогового контроля обучающихся .

Вариант 1

1. Экскурсионная теория - это:

А) Совокупность понятий; функции экскурсоведения; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод: классификация экскурсий, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики, основы профессионального мастерства экскурсовода.

Б) Выводы экскурсанта.

В) Событие или несколько событий, связанных друг с другом.

2. Материал экскурсии, профессиональное мастерство, ведущего экскурсию в его изложении дает возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает:

А) Педагог.

Б) Экскурсовод.

В) Сопровождающий группу человек.

3. Действия в процесс экскурсии подразделяются:

А) На деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Б) На деятельность экскурсовода.

В) На деятельность экскурсантов.

4. Функция расширения культурно-технического кругозора способствует:

А) Информированию экскурсантов по конкретному разделу знаний.

Б) Распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.

В) Конкретизации знаний экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, лекций, телепередач.

5. Функция формирования интересов человека:

А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

Б) Организует досуг.

В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.

6. Общим признаком для всех экскурсий является:

А) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

Б) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.

В) Демонстрация действующих объектов.

7. Экскурсионный метод - это:

А) Мимическая и пантомимическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка.

Б) Умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.

В) Один из видов активно-двигательного усвоения знаний.

8. Природоведческие экскурсии:

А) Формируют любовь и уважение к труду.

Б) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

В) Воспитывают бережное отношение к природе.

9. Для экскурсовода, как и педагога, характерны следующие компоненты деятельности:

А) Коммуникативный.

Б) Конструктивный.

В) Организаторский, познавательный, коммуникативный, конструктивный.

10. Распределение внимания - это:

А) способность переносить внимание с одного объекта на другой.

Б) Способность переносить внимание с показа на рассказ.

В) Способность при одновременном наблюдении нескольких объектов дозировать внимание между ними.

11. Какой вид воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы, творчески домысливать определенные части объекта. Зрительно восполнять недостающие детали:

А) Творческое.

Б) Произвольное.

В) Пассивное.

12. При создании экскурсии необходимо учитывать следующие логические законы:

А) Противоречия и достаточного основания.

Б) Тождества и исключения третьего.

В) Тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания.

13. По содержанию экскурсии подразделяют на:

А) Тематические.

Б) Обзорные и тематические.

В) Обзорные.

14. Композицией экскурсии называют:

А) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Б) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

В) Языковое выражение в прямой и косвенной речи.

15. Каждая тема представляет собой:

А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

Б) Совокупность целого ряда подтем.

В) Наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги.

16. Ступени показа:

А) 1.Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсионистами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом. 4. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия. 5. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 6. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.

Б) 1. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия. 2. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 3. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.

В) 1. Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсионистами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом.

17. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что

А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.

Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.

В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

18. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:

А) Активную жизненную позицию экскурсовода.

Б) Усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами как наук, как психология, логика, педагогика.

В) Совершенствование коммуникативных качеств экскурсовода.

19. Подчиненность рассказа показу проявляется в:

А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

Б) Убедительном рассказе о событиях, будто-то оно происходило именно в этом месте, и его участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.

В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на маршруте.

20. Познавательная ценность объекта - это:

А) Когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Б) Необычность, экзотичность объекта.

В) Связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

21. Методическая разработка экскурсии состоит из:

А) Вступления и основной части.

Б) Основной части.

В) Вступления, основной части, заключения.

22. Прием предварительного осмотра:

А) Первая ступень наблюдения объекта.

Б) Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности с высокой точки.

В) Означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.

23. Прием комментирования:

А) Применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, выводам..

Б) Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь).

В) Используется экскурсоводом при изложении материала. Разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

24. При движении автобуса экскурсовод должен:

А) Вести экскурсию обязательно с микрофоном.

Б) Молчать.

В) Может вести экскурсию без микрофона.

25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:

А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.

Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».

В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.

26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:

А) Конструктивные.

Б) Организаторские и коммуникативные.

В) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.

27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:

А) Умения.

Б) Знания и умения.

В) Знания.

28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать как:

А) Информатор.

Б) Комментатор.

В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.

29. Манеры экскурсовода:

А) Оказывают на экскурсантов большое воздействие.

Б) Не оказывают на экскурсантов воздействия.

В) Могут оказывать, а могут не оказывать воздействие на экскурсантов.

30. Мимика экскурсовода - это:

А) Движение тела.

Б) Движение мышц лица, выражающее душевное состояние, переживанием человеком чувства, его настроения.

В) Жестикуляция.


Вариант 2

1. С наибольшей полнотой экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как:

А) Педагогика.

Б) Экскурсоведения.

В) История экскурсоведения.

2. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста:

А) Экскурсовода.

Б) Психолога.

В) Педагога.

3. Общение людей на экскурсии следует отнести:

А) К духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Б) Сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами.

В) Отношений личностных и групповых.

4. Функция формирования интересов человека:

А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

Б) Организует досуг.

В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.

5. Функция организации культурного досуга:

А) Расширяет культурно-технический кругозор.

Б) Формирует интересы человека.

В) Удовлетворяет и формирует духовные потребности человека.

6. Общим признаком для всех экскурсий является:

А) Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

Б) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.

В) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.

7. Экскурсионный метод - это:

А) Организация свободного времени людей.

Б) Основа экскурсионного процесса, совокупность способов и приемов сообщения знаний.

В) Формирование политических, философских, научных, художественных взглядов, идей и теорий.

8. Природоведческие экскурсии:

А) Воспитывают бережное отношение к природе.

Б) Формируют любовь и уважение к труду.

В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

9. Экскурсовод осуществляет следующие педагогические задачи:

А) Вооружает экскурсантов знаниями.

Б) Вооружает экскурсантов знаниями и формирует мировоззрение, нормы поведения, речевой этике.

В) Формирует мировоззрение, нормы поведения, речевой этике.

10. В экскурсиях сочетаются следующие виды психических процессов:

А) Ощущение, представление, мышление, воображение, переживания.

Б) Переживания, усилия для сохранения внимания, работы памяти.

В) Ощущение, представление, мышление, воображение, усилия для сохранения внимания, работы памяти.

11. Наиболее низкий уровень внимания наблюдается в возрасте:

А) От 18 лет до 21 года.

Б) От 22 лет до 25 лет.

В) От 26 лет и выше.

12. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения, где вывод - это:

А) Исходное суждение, из которого выводится новое суждение.

Б) Логический переход от посылок к заключению.

В) Новое суждение, получаемое из посылок.

13. Обзорная экскурсия строится на показе:

А) Самых различных объектов.

Б) Архитектурных объектов.

В) Военно-исторических.

14. Идея экскурсии это:

А) Предмет показа и рассказа.

Б) Ее главная мысль, замысел экскурсии.

В) Предмет показа и рассказа.

15. Ведущей подтемой называют:

А) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме выражающее содержание.

Б) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и

заключительной части экскурсии.

В) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

16. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта:

А) Определение; характеристика; цель создания, экскурсионный анализ (сравнение), справка, оценка исторического события.

Б) Цель создания, оценка исторического события, определение, экскурсионный анализ (сравнение), справка, характеристика.

В) Оценка исторического события; справка, экскурсионный анализ (сравнение), цель создания, характеристика, определение.

17. Подчиненность рассказа показу проявляется в:

А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

Б) Убедительном рассказе о событиях, будто-то оно происходило именно в этом месте, и его участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.

В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на маршруте.

18. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что

А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.

Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.

В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:

А) Детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.

Б) Использование в рассказе зрительных доказательств.

В) Восстановление перед мысленным взором экскурсанта того или иного объекта.

20. В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения включает:

А) Вступление и основную часть.

Б) Основную часть.

В) Вступление, основную часть и заключение.

21. При составлении маршрута:

А) Не нужно продумывать несколько вариантов движения групп.

Б) Можно продумывать, а можно не продумывать варианты движения группы.

В) Необходимо продумывать несколько вариантов движения группы.

22. Прием зрительного монтажа:

А) Представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения.

Б) Является одним из вариантом прием реконструкции.

В) Построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое.

23. Прием экскурсионной справки:

А) Используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.

Б) Ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов.

В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность причины, его вызвавшие.

24. К выходу экскурсантов:

А) Не нужно готовить.

Б) Нужно готовить.

В) На усмотрение экскурсовода.

25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:

А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.

Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».

В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.

26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:

А) Конструктивные, организаторские, аналитические.

Б) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.

В) Организаторские и коммуникативные.

27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:

А) Знания и умения.

Б) Умения.

В) Знания.

28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:

А) Эмоциональный лидер.

Б) Советчик.

В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.

29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:

А) Не важно как говорит, важно, что говорит.

Б) Не является признаком профессионализма.

В) Важное место.

30. Эмоциональные жесты:

А) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.

Б) Не связаны с показом и носят организационный характер.

В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.

Вариант 3.

1. Развитие экскурсионной теории было начато:

А) В XVII в.

Б) В XIX в.

В) В 20-е годы ХХ в. и продолжается и в настоящее время.

2. Экскурсия - это:

А) сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Б) Точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

В) Цепь событий, о которых повествует произведение.

3. Наиболее значимым компонентом профессионального мастерства экскурсовода является

А) Конструктивный.

Б) Коммуникативный.

В) Организаторский.

4. Функция научной пропаганды:

А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

Б) Организует досуг

В) Способствует распространению политических, философских, научных, художественных взглядов, идей и теорий.

5. Функция информации:

А) Расширяет кульутрно-технический кругозор.

Б) Формирует интересы человека.

В) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

6.Общим признаком для всех экскурсий является:

А) Демонстрация действующих объектов.

Б) Передвижение участников по заранее составленному маршруту.

В) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.

7.Цель экскурсионного метода:

А) Обучение.

Б) Воспитание.

В) Обучение и воспитание.

8. Природоведческие экскурсии:

А) Формируют любовь и уважение к труду.

Б) Воспитывают бережное отношение к природе.

В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

9. В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:

А) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии.

Б) Проведение самой экскурсии. Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

В) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии. Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

10. Большое значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности:

А) Сопереживание.

Б) Память.

В) Внимание.

11. В экскурсионной практике процесс создания представлений и мысленных ситуаций рассматривается как:

А) Память.

Б) Эмоции.

В) Воображение.

12. Любое умозаключение состоит из следующих ступеней:

А) Посылок и вывода.

Б) Вывода и заключения.

В) Посылок, вывода и заключения.

13. По месту проведения экскурсии бывают:

А) Экскурсия-прогулка.

Б) Экскурсия массовка.

В) Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные.

14. Тема в экскурсии - это:

А) Предмет показа и рассказа.

Б) Предмет показа.

В) Рассказа.

15. Название экскурсии - это:

А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

Б) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание.

В) Постоянная разработка новых тем, совершенствование действующей тематики.

16. Показ в экскурсии представляет собой:

А) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов.

Б) Активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

В) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов и активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

17.Адресность рассказа:

А) Привязка повествования к наблюдаемым экскурсантами объектам.

Б) Требует, чтобы материал, раскрывал конкретную тему.

В) Использование в рассказе зрительных доказательств.

18. На третьем уровне становления экскурсии:

А) Показ практически отсутствует.

Б) Рассказ равен показу.

В) Оптимальное сочетание рассказа и показа.

19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:

А) Разработку методической документации (контрольного текста, методической разработки, «портфеля экскурсовода», которая явится основой для высокого качества ведения экскурсии.

Б) Совершенствование культуры речи экскурсовода.

В) Работа экскурсовода над внеречевыми средствами общения.

20. Подготовка повой экскурсии проходит следующие ступени:

А) Предварительная работа.

Б) Предварительная работа и непосредственная разработка самой экскурсии.

В) Предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии и прием экскурсии.

21. В практике экскурсионных учреждений существуют следующие варианта построения маршрутов:

А) Хронологический.

Б) Хронологический, тематический, тематико-хронологический.

В) Хронологический.

22.Прием зрительной аналогии:

А) Построен на сравнении данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта или наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Б) Представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью наилучшего наблюдения.

В) Сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другими, находящимися перед глазами экскурсантов.

23. Прием характеристики - это:

А) Краткое сообщение о событии, явлении, попавшем в поле зрения экскурсовода.

Б) Определение оптимальных свойств и особенностей объекта.

В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.

24. Портфель экскурсовода включает:

А) Индивидуальный текст.

Б) Комплект наглядных пособий.

В) Литературные произведения.

25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:

А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.

Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».

В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.

26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:

А) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.

Б) Организаторские и коммуникативные.

В) Конструктивные, организаторские, аналитические.

27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:

А) Знания.

Б) Умения.

В) Знания и умения.

28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:

А) Информатор, комментатор, эмоциональный лидер, советчик, собеседник.

Б) Эмоциональный лидер.

В) Собеседник.

29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:

А) Важное место.

Б) Не важно как говорит, важно, что говорит.

В) Не является признаком профессионализма.

30. Побудительные жесты:

А) Не связаны с показом и носят организационный характер.

Б) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.

В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.

Критерий оценки (по количеству правильных ответов)

25-30 - отлично

20-24 - хорошо

15-19 - удовлетворительно

0-14 - неудовлетворительно

№ п/п

I Вариант

II Вариант

III Вариант

1

А

Б

В

2

Б

А

А

3

А

А

Б

4

В

В

В

5

В

В

В

6

А

А

Б

7

В

Б

В

8

В

А

Б

9

В

Б

В

10

В

В

А

11

А

А

В

12

В

Б

В

13

Б

А

В

14

А

Б

А

15

Б

Б

Б

16

А

А

В

17

В

В

А

18

Б

В

Б

19

В

А

А

20

В

В

В

21

В

В

Б

22

А

Б

А

23

В

А

Б

24

А

Б

Б

25

В

В

В

26

В

Б

А

27

Б

А

В

28

В

В

А

29

А

В

А

30

Б

А

А















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!