Государственное дошкольное образовательное учреждение ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников
«Волшебные пальчики»
(для группы компенсирующей направленности, тяжёлое нарушение речи, детей 6 – 7 лет)
Составила:
воспитатели группы № 10
Ланина Елена Владимировна
Жук Алла Ивановна
Санкт-Петербург
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Компоненты и специфика программы
Актуальность программы
Цели и задачи деятельности по реализации программы
Характеристика особенностей детей группы №10,
Правила организации непрерывной образовательной деятельности
Разделы и этапы реализации программы
Основные формы и методы работы с детьми
Содержание основной части программы
Заключительная часть программы
Учебно-тематический план.
Содержание образовательного курса
Условия реализации программы
Описание планируемых результатов освоения программы
Учебно-методическое обеспечение.
Методическое обеспечение программы
Интернет ресурсы
Приложение:
Педагогическая диагностика реализации программы (диагностическая карта наблюдений за развитием ребёнка 5 – 7 лет)
Перечень картотек игр с использованием нестандартного оборудования
Пояснительная записка
Настоящая программа здоровье сберегающей направленности реализуется в Государственном бюджетном детском учреждении комбинированного вида №67 «Волшебник», группе компенсирующей направленности, тяжёлое нарушение речи №10.
Настоящая программа разработана с учётом:
- адаптированной образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №67 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербург «Волшебник»;
- на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (№ 1155 от 17 октября 2013 года);
- санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (2.4.1.3049 от 15.05.2013 № 26)
- СанПиНа 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16;
- СанПиНа «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемиологическом сезоне 2020-2021 годов», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 г. № 20;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми позволяет решить несколько задач:
• Способствует повышению речевой активности;
• Развивает речевые умения и навыки;
• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность
• Активизирует познавательный интерес
• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Понятие «здоровье» обширно и сложно. В современной медицине его принято определять, как такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Контроль над состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
Учёные считают, что большое влияние на укрепление здоровья ребёнка оказывают игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Поэтому пальчиковые игры трудно переоценить.
Доказано:
• Речевой и двигательный центры в головном мозге находятся рядом, и, развиваясь, стимулируют друг друга.
• Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой мускулатуры пальцев.
• Простые движения пальцев снимают усталость и напряжение
• Массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу головного мозга.
Таким образом, данная программа способствует созданию системы, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья детей через организацию работы по развитию мелкой моторики в группе компенсирующей направленности №10, тяжёлое нарушение речи.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса на прямую связаны с:
• сохранением и укреплением физического и психического здоровья
• созданием условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого дошкольника
• повышением адаптивных возможностей детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
• развитием точных, сложно координированных движений руки
• развитием речь детей
• развитием внимания, воображения, памяти, мышления детей
• обогащением словаря детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширения знаний детей по основным лексическим темам.
Принципы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Компоненты и специфика программы
Учитывая вышесказанное, в практической деятельности по развитию мелкой моторики рук, педагоги группы №10 применяют следующие здоровье сберегающие компоненты:
• Пальчиковые и жестовые игры (в том числе, с элементами логоритмики)
• Стихи с движениями
• Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики
• Продуктивная деятельность (ручной труд, упражнения с предметами (эспандеры, щётки, коврики, шарики, кубики и т.д., нетрадиционные техники рисования, лепка)
Для развития мелкой моторики рук эффективно использование разнообразных игр и упражнений: сортировка бусинок, пуговок; катание между ладонями шишек, карандашей, мячей с шипами; манипуляции с пуговицами, крышечками, молниями, липучками; работа с мелким конструктором, мозаикой; выкладывание и перекладывание палочек; шнуровки; игры с прищепками; сухой бассейн (пересыпание, сортировка, перекладывание); игра с кинетическим песком; игры с водой (переливание); пальчиковый театр и многое другое. Для среднего и старшего дошкольного возраста: обводки, штриховки, графические диктанты, работа с ножницами, бумагой, рукоделие.
Простые движения помогают снизить напряжение, снять умственную и физическую усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма в дальнейшем.
Эффективным методом развития мелкой моторики является применение нетрадиционных техник рисования (например, пальчиком, ладошкой, ватными палочками, губкой, манкой и т.п.)
Во время занятий с детьми и в режимные моменты педагоги группы часто используют пальчиковые и жестовые игры. Пальчиковые и жестовые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, умение слушать и понимать содержание стихов или потешек. Стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются, снижают эмоциональное напряжение, поднимают настроение.
Нередко во время утренней зарядке мы обращаемся к стихам с движениями. Это стихи, в имитации которых участвуют не только руки, но и всё тело. Стихи в комплексе с движениями развивают эмоции, координацию, чувство ритма, быстроту реакции. Для маленьких детей такое развивающее занятие – просто ещё одна форма игры.
В связи с вышесказанным, использование перечисленных методов, способствует более организованной и продуктивной работе над развитием мелкой моторики рук (а значит над развитием речи и звукопроизношением). Также повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановки на занятии.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Образное отражение позволяет детям воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываются особенности детей старшего дошкольного возраста, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом. Где формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому, когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка
Итак, используя данные методы развития мелкой моторики рук, мы достигаем следующие результаты в образовательной деятельности:
• Развитие памяти, внимания, мышления, речи
• Развитие способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению
• Воспитание важных качеств: усидчивости, терпения, настойчивости, аккуратности
• Общее оздоровление организма
• Улучшение психоэмоционального состояния
Актуальность данной программы
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речь. Речевые зоны расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Волшебные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем.
Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Основной целью программы
Основная цель программы «Волшебные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
• развитие точности выполнения движений,
• уровня переключаемости,
• полноты объема движений пальцев рук,
• умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
• совершенствование координации движений руки и глаза;
• совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
• формирование интереса и положительной мотивации обучения;
• формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Характеристика особенностей детей группы компенсирующей направленности №10, с тяжёлым нарушением речи.
Программа реализуется с группами детей старшего дошкольного возраста, в группе компенсирующей направленности, тяжёлое нарушение речи. Списочный состав группы 16 человек, 10 мальчиков и 6 девочек. Из них с диагнозом: Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, II уровня речевого развития 2 детей; Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, III уровня речевого развития 13 детей; Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи IV уровня речевого развития 1 ребёнок. Таким образом, у большинства детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи, III уровня речевого развития), стертая дизартрия и вторая группа здоровья. Основная масса детей группы имеют II группы здоровья, двое I группу и один ребёнок V группу здоровья.
Правила организации непрерывной образовательной деятельности с детьми, в дальнейшем НОД.
Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы воспитанников. Вся деятельность делится между группами воспитанников.
Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.
Разделы и этапы реализации программы.
Программа включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• лепка
• аппликация
• ручной труд
• графические упражнения
• игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Ручной труд, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться ножницами, иголкой, ниткой.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Этапы реализации программы:
1. Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками, палочками, соленым тестом, дидактическими играми
для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие
тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
Основные формы и методы работы с детьми
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на период пребывания в детском саду. Численный состав группы не должен превышать 10 человек. Продолжительность занятия 20 - 25 мин.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут. Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – подгрупповая и фронтальная.
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание основной части программы
Содержание основной части соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- конструкторы;
- блоки;
- палочки;
- шнуровка;
- прищепки;
- скрепки;
- крышки;
- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как - скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;
- ручной труд с использованием техники «Изонить»;
- лепка;
- рисование пальчиками.
Заключительная часть программы
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Учебно-тематический план.
Старшая группа (5 - 7 лет) – 9 часов
№ | Содержание | Кол-во часов в неделю |
1 | Пальчиковая гимнастика | 2 ч |
2 | Лепка/Аппликация | 20 - 25 мин |
3 | Ручной труд в технике «Изонить» | 20 - 25 мин |
4 | Графические упражнения | 1 ч |
5 | Игры и действия с предметами | 2 ч |
Содержание курса.
• Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
• Лепка 20-25 мин.
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
• Аппликация 20-25 мин.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
• Ручной труд 20-25 мин.
Знакомство с ниткой ирис, иголкой, техникой вышивания углов и кругов, окружностей на бумаги; инструментами, необходимыми для работы (ножницы, иголка, игольница, магнит и напёрсток, нитки, шило, скотч, карандаш, картон, подложка, шаблон), их назначение и применение; свойствами нити (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с иголкой: вдевание в ушко, завязывание узелка, натягивание нити. Техника безопасности при работе с иголкой и ножницами.
• Графические упражнения 1 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
• Игры и действия с предметами 2 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
Условия реализации программы
Программа реализуется в условиях ГБДОУ детский сад комбинированного вида №67 «Волшебник» для детей группы компенсирующей направленности, тяжелое нарушение речи.
Занятия и упражнения рассчитаны на детей 5 — 7 лет и проводятся как ежедневно в рамках совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей в первой и второй половине дня, так и в рамках расписания, прописанного в рабочей программе.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
В групповой комнате в свободном доступе находятся множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
Описание планируемых результатов
К концу курса воспитанники предположительно овладеют:
• приемами самомассажа рук;
• смогут назвать 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
• смогут соизмерять, подчинять движения контролю взора;
• владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
• выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.);
• пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком, вдевать нитку в иголку;
• изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина;
• работать с трафаретами;
• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
• выполнять аппликации из различных материалов (бумага, природные материалы);
• лепить шар, цилиндр, диск, куб;
• строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
• изготавливать поделки в технике “аппликация”, по образцу; • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
• применять приемы лепки: раскатывание, скатывание,
расплющивание, сгибание, присоединение;
• плести косички из ниток;
• выполнять шнуровку.
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
• различные виды бумаги;
• различные виды ткани;
• картон;
• пластилин;
• природные материалы;
• вторичное сырье;
• фольга;
• клей ПВА;
• нитки, иголки;
• пуговицы.
Оборудование:
• баночки для воды;
• крупа мелкая и крупная;
• счетные палочки;
• бусы;
• ленты;
• шнурки;
• строительный материал;
• шаблоны;
• салфетки;
• образцы готовых изделий;
• массажные мячи;
Инструменты:
• ножницы;
• линейка;
• стеки;
• кисточки;
• карандаши, фломастеры, краски;
• иголки;
• трафареты.
Наглядные пособия:
• иллюстрации;
• игрушки;
• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
• конструктор (палочки);
• набор геометрических тел (блоки);
• коллекции бумаги, картона, ткани.
Методическое обеспечение образовательной деятельности программы
ОО по ФГОС ДО | Методическое сопровождение |
Социально-коммуникативное развитие | «От рождения до школы». Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. Комплект программы Н.В.Нищевой. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018г.Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» «Игровая деятельность в детском саду» Губанова Н. Ф. .-.2006 «Трудовое воспитание в детском саду» Комарова Т.С., Куцакова Л.В..-М.Мозаика-Синтез.2005 Л.Д.Есина «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» М., 2008 |
Речевое развитие | «От рождения до школы». Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. Комплект программы Н.В.Нищевой. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» |
Познавательное развитие | «От рождения до школы». Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ», издательский дом «Цветной мир», 2017 Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир» И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе» М., «Мозаика-синтез», 2017 Комплект программы Н.В.Нищевой. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева Санкт-Петербург 2002г. |
Художественно-эстетическое развитие | «От рождения до школы». Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г.С, М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп. «Занятия по конструированию из строительного материала». Л.В. Куцакова. - М.Мозаика-Синтез.2005 «Народное искусство в воспитании детей» под ред. Комаровой Т.С., М., 2005 Г.Н. Давыдова «Пластилинография» М., 2007 Г.Н.Давыдова «Бумагопластика» М., 2007 С.В. Соколова «Оригами для дошкольников» СПб., «Детствопресс», 2009 И.М. Петрова «Объёмная аппликация» СПб., «Детство-пресс»,2000 И.А. Садилова «Поделки из мягкой бумаги» М., 2008 «Оригами для дошкольников» С.В. Соколова. СПб. «Детствопресс» 2005 г. Комплект программы Н.В.Нищевой. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева Санкт-Петербург 2002г. |
Физическое развитие | «От рождения до школы». Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева примерная адаптированная программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» Н.В. Нищева «Физическое воспитание в детском саду» СтепаненковаЭ.Я. . М.Мозаика-Синтез.2005 М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» Т.Ц. «Сфера» М., 2004 А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперементы в детском саду. Человек.» Т.Ц. «Сфера» М., 2005 Комплект программы Н.В.Нищевой. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева Санкт-Петербург 2002г. |
Интернет ресурсы:
Комитет по образованию СПб
http://k-obr.spb.ru/
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
ФГОС дошкольного образования
http://k-mdou5oz
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://k-festival.1september.ru
У меня растут года: портал для педагогов и родителей.
Учебные пособия и литература для дошкольников; обучающие и развивающие программы; презентации; материалы для родителей по воспитанию детей и подготовке к школе; журналы для учеников, родителей и педагогов;
http://www.rastut-goda.ru/
Elektronbook.ru: библиотека аудио-сказок и детских песен
Библиотека аудио-сказок и детских песен: аудио-сказки структурированы по тематическим сборникам: сказки иностранных писателей; сказки русских писателей;
http://elektronbook.ru
Сказочные викторины и конкурсы
Тематический каталог викторин. Загадки в рисунках и тесты на знание сказок. Биографии известных сказочников. Электронная библиотека детских книг и журналов. Презентации.
http://skazvikt.ucoz.ru
Галерея детских работ: анимация и рисунки
Пополняемая коллекция мультфильмов и рисунков, выполненных детьми.
http://edu.of.ru/gallery/
Школа рисования для малышей: серия книг
Электронные варианты книг серии «Школа рисования для малышей» в формате .pdf:
http://www.shalunishki.narod.ru/SHKOLA-RISOVANIYA001.html
Академия поделок: совместное творчество детей и родителей
Множество оригинальных и интересных идей для поделок с фотографиями, схемами и подробным описанием. Мастер-классы по рукоделию. Конкурсы. Форум.
http://detpodelki.ru
Для самых маленьких: образовательно-развлекательный портал
Интерактивный анимационный портал для детей дошкольного возраста: онлайн игры и дидактические материалы для развития логики, умения считать, писать, читать, рисовать; общего развития; раскраски.
http://deti.mail.ru/forsmall/
Вебики: развивающий детский интернет-проект
Проект разработан для дошкольников и младших школьников командой специалистов (детских психологов, художников, аниматоров и программистов); представляет собой виртуальное и безопасное пространство для детей, которое они с интересом исследуют, обучаясь в процессе чтению, счету, основам компьютерной грамотности и др.; развивая память, внимание, логику.
http://www.webiki.ru
Приложение:
Характеристика | Начало года | Примечание | Конец года | Примечание |
Социально-коммуникативное развитие |
Старается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми. | | | | |
Самооценка зависит от оценки взрослых | | | | |
Активно включается в общение | | | | |
Хорошо взаимодействует со сверстниками в деятельности и в игре | | | | |
Использует диалогическую речь | | | | |
Познавательное развитие |
Проявляет интерес к новому (деятельность, информация и т.п.), любит наблюдать | | | | |
Выражает интерес к миру взрослых. | | | | |
Способен внимательно слушать, концентрирует внимание при выполнении заданий. | | | | |
Хорошо понимает инструкцию, помнит её, выполняет. | | | | |
Учится сравнивать, различать, делать элементарные выводы | | | | |
Речевое развитие |
Произносит все звуки | | | | |
Речь грамматически правильная | | | | |
Расширяется словарный запас | | | | |
Играет в слова, звуки, рифмы | | | | |
Рассказывает, пересказывает | | | | |
Художественно-эстетическое развитие |
Анализирует эмоции героев литературных произведений, фильмов | | | | |
Адекватно проявляет свои чувства | | | | |
Активно участвует в подготовке праздника (читает стихи, поёт, танцует) | | | | |
С удовольствием занимается творческой деятельностью (рисует, лепит, поёт, делает аппликацию, поделки) | | | | |
Самостоятельно выбирает виды творческой деятельности | | | | |
Физическое развитие |
Координирован, ловок | | | | |
Освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель | | | | |
Осваивает графические движения, копирует геометрические фигуры | | | | |
Осваивает правила безопасности (дома, на улице) | | | | |
Владеет элементарными гигиеническими навыками, представлениями о здоровом питании и режиме | | | | |
С использованием нестандартного оборудования
- Разноцветные дорожки
- Разноцветные крышки
- Волшебные домики
- Открути и закрути
- Сосульки
- Фасолинки
- Стеклянные капельки
- Волшебные палочки-1
- Волшебные палочки-2
- Крабики
- Ловкие ручки
- Волшебные камешки
- Волшебные узоры
- Строитель
- Волшебные росиночки
2. С массажными мячиками
- Разминка-1
- Разминка-2
- Бежит ёжик по дорожке
- Весёлые прыжки
- Наши ручки
- Ходит ёжик без дорожек
- Серый ёжик
- Колючий ёжик
- Урок
- Яичко
- Мишутка
- Снежок
- Дружба
- Пианист
- Мячик-крошка
- Ёжик мой колючий
- Ёж
- Чистый ёж
- Ежонок
- Мячик
- Научились!
- Польза
- Смотри не прозевай!
- Весёлый мяч
- Птичка
- Я мячом круги катаю
- Зайка и ёжик
- Улитка
- Крепко мячики сжимаем
- грибы
- Мой весёлый круглый мяч
- Мячики
3. С платочками
- Тесто
- Месим тесто
- Помощники
- Снежок
- Прятки
- Опята
- Рыбки
- Медведь
- Стираем вместе с мамой
- Кошки-мышки
- Паучок
- Червячок
- Улитка
- Проглот
- Шарик
- Зайчишка
- Мельница
- Мышки-пекари
- Жаба
- Капуста
- Помощница
- Работа
- Мышка
4. С ковриками
- Звериные следы
- Дорожка
- Тропинка
- Полянка
- Уточки
- Многоножки
- Козочка
- Дождик
- Прогулка мишки по лесу
- Капал дождик
- Мишка и мышка
- Столик
- Разминка
- Котик
- Лыжи
- Ежиха-мама
- Асенька
- Дикие животные
- Возвращение птиц
- Насекомые
- Жук
- Козлята
5. С крупными бигуди
- Загудел паровозик
- Поезд и самолёт
- Пароход плывёт по речке
- Лыжи
- Иголки
- Ролик
- Весёлая поездка
- Самокат
- Мчится поезд
- Машина
- Самолёт
- Песенка друзей
- Путь домой
- Машины
- Паровозик
- Транспорт
- Пароходик-пых!
- Поезд
6. С прищепками
- Гусёнок
- Кыш!
- Гусь крикливый
- Жук
- Котёнок
- Ах крапива…
- Белый гусь
- Клюква
- Крапива
- Зелёный кустик
- Пернатые
- Пригорюнилась крапива
- Комар
- Комары
- Цапля
- Апельсин
Цапля ходит по болоту
- Узнаёте? Это цапля!
- У Лариски – две редиски
- Перелётные птицы
- Журавль
7. С длинными бигуди
- Гном Скрут
- Птички
- Игрушки
- Гномики
- Десять птичек
- Какие бывают слова
- Сласти
- Африка
- Бармалей
- Плим
8. С решётками
- Зоопарк
- Ботинки
- Прогулка
- Кто идёт?
- Помощники
- Считалка для мышки
- Весна
- Три пингвина
- Слон
- Крокодил
- Прятки
- Волк и лиса
- Слон
- Гном
- Весёлый зоопарк
- Солдатики
- Динозаврики
- По ягоды
9. С зубными щётками
- Массаж
- Зубная щётка
- Кто живёт в моей квартире?
- Кто приехал?
- За ягодами
- Подарки деда Мороза
10. С бусами
- Бусы
- Весёлый счёт
- Бусы для Маруси
11. С резиночками для волос
- Пальчиковая гимнастик №1
- Пальчиковая гимнастика №2
- Пальчиковая гимнастика №3
- Пальчиковая гимнастика №4
- Пальчиковая гимнастика №5
- Пальчиковая гимнастика №6
- Пальчиковая гимнастика №7
- Пальчиковая гимнастика №8
- Пальчиковая гимнастика №9
- Пальчиковая гимнастика №10
- Пальчиковая гимнастика №11
- Пальчиковая гимнастика №12
- Пальчиковая гимнастика №13
- Пальчиковая гимнастика №14
- Супчик
- Наш обед
- Ночью
- Ягоды
- Прогулка
- Пять телят
- В саванне
- Люблю по городу гулять
- Ёж
- Горка
- Мышиная семья
- Pick-a-ring
12. С шестигранными карандашами
- Весёлые песенки
- Круги на ладошке
- Подъёмный кран
- Весёлый карандаш
- Волшебный карандашик
- Вертолёт
- Качели
- Бревно
- Карусели
13. С камешками Марблс