СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования по развитию речи детей раннего возраста "Играем с пальчиками- развиваем речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на развитие речи детей раннего возраста с 1.6 месяцев до 3 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по развитию речи детей раннего возраста "Играем с пальчиками- развиваем речь"»

Программа дополнительного образования по развитию речи детей раннего возраста.

«Играем с пальчиками- развиваем речь»

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей раннего возраста»

(от 1.6 месяцев - до 3 лет)

Автор – составитель: Макеева Вера Петровна воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Радость» с.п д/с 145







г. Нижний Тагил

2023 год


Пояснительная записка.

Данная образовательная программа дополнительного образования разработана на основании требований действующих основных нормативных документов:

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

  • "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 - 10" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91);

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. (ФГОС)

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными стандартами:

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предполагает построение процесса взаимодействия на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

Программа определяет содержание и организацию совместной деятельности для детей раннего возраста.

Срок реализации данной программы: 1 год.

Программа дополнительного образования может корректироваться в связи с изменениями:

  • Нормативно-правовой базы дошкольного образования

  • Образовательного запроса родителей

  • Видовой структуры группы

Программа построена на принципах научной обоснованности, системности, культуросообразности, доступности, деятельности, последовательности и постепенности, взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Направленность программы:

Данная программа направлена на развитие речи детей раннего возраста. Пальчиковая гимнастика – это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира – явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей до 3 лет.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работы заключается в следующем:

пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровнях соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.



Образовательный процесс дополнительного образования:

  • соответствует развитию личности каждого ребенка;

  • обеспечивает единство целей и задач;

  • сочетает интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности (игровой, речевой, двигательной, познавательной) ;

  • основой является комплексно - тематическое планирование совместной деятельности взрослого и детей.

Подходы, используемые при организации образовательной деятельности:

деятельностный и личностный.







Цель: Развитие речи детей раннего возраста, через использование пальчиковых игр.

Задачи:

  • Пополнять и активизировать речь ребенка.

- Развивать, укреплять и совершенствовать мелкую мускулатуру пальцев руки в сочетании с координацией движений.

  • Развивать внимание и сосредоточенность движений

  • Развивать фантазию и воображение.

  • Учить соотносить и координировать движения рук с текстом.

  • Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

  • Способствовать развитию игровых действий и артистизма.

  • Способствовать позитивной социализации ребенка, эмоциональной отзывчивости

Направления программы:

  • Работа с детьми (проведение пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста)

  • Работа с родителями (проведение консультаций, бесед и мастер - классов по теме)

Задачи для педагога:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме.

  • Подобрать задания для выявления уровня развития речи. (мониторинг)

  • Составить и апробировать систему совместных мероприятий по развитию речи и мелкой моторики.

  • Подобрать и изготовить картотеку пальчиковых игр и игровых упражнений с речевым сопровождением.

  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста для речевого развития.



Особенности речевого развития в раннем возрасте.

Овладение речью является одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста.

На втором году жизни активная речь ребенка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Ребенок начинает осваивать грамматическую структуру речи. Кроме существительных в ней появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует предложения из нескольких слов, речь становится основным средством общения. Малыш обращается к окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют всё, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым объектом внимания малышей, они открывают в ней всё новые и новые стороны.

Постепенно речь ребёнка всё более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развернуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. Ребенок охотно выполняет просьбы и поручения взрослого. Позже речь ребенка становится средством контроля и управления своим собственным поведением.

Обучающий и развивающий потенциал программы состоит в том, что: - речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша;

  • стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение;

  • сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) ;

Следовательно, пальчиковые игры – это средство стимуляции и развития речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их применяют в своей работе педагоги ДОУ.

Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и в совместной образовательной деятельности.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. 

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. 

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка. 

- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. 

- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.



Методика проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр:

- Каждое занятие начинается с общей разминки – игровое упражнение с речевым сопровождением.

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.



-Начинать пальчиковую гимнастику надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

  • Объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать ребенку позу пальцев и кисти. Постепенно идет отказ от показа, остаются только словесные указания.

  • Произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр, взрослый должен максимально четко, выразительно и достаточно громко, чтобы ребенок их хорошо слышал.

  • Для некоторых пальчиковых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

  • Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать тексты к упражнениям пальчиковой гимнастики на любую подходящую мелодию.

  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.

  • Нужно соблюдать комфортный для каждого ребенка темп выполнения упражнения или игры.

  • Индивидуальные игры с детьми.

  • Предполагаемые результаты:

  • Развитие речи.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Развитие речедвигательных качеств.

  • Заинтересованность воспитанников в данном виде деятельности.

  • Привлечение родителей в партнерские взаимоотношения по развитию мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.

  • Пополнение картотек: пальчиковые гимнастики, игровые упражнения, потешки, стихи.

Учебно – методический план:

Программа рассчитана на один год обучения.

Количество занятий – 1 в неделю, в год - 36.

Длительность: до 2 лет около 5 – 7 минут, до 3 лет - можно увеличить длительность до 10 -12 минут

Тематический план:

I квартал

месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Пальчиковая игра

«У оленя дом большой»

Пальчиковая игра

«Капустка»

Пальчиковая игра

«Комар»

Пальчиковая игра

«Листья»

Октябрь


Пальчиковая игра

«Осенние листья»


Пальчиковая игра

«Дом»

Пальчиковая игра

«Ёжик»

Пальчиковая игра

«Замок»

Ноябрь

Пальчиковая игра

«Повстречались»


Пальчиковая игра

«Лодочка»

Пальчиковая игра

«Мальчик- пальчик»

Пальчиковая игра

«Черепаха»

Работа с родителями:

Сентябрь:

Родительское собрание в форме круглого стола «Давайте познакомимся поближе»

Информация для родителей по развитию мелкой моторики детей через пальчиковые игры.

Октябрь:

Мастер – класс для родителей «Мы в игры играем – пальчики развиваем»

Ноябрь:

Консультация «Игры с малышами в кругу семьи»

Мастер- класс «Тактильные коврики для развития мелкой моторики детей раннего возраста»



I I квартал

месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Пальчиковая Пальчик.игра Пальчик. Игра Пальч.игра

игра

декабрь «Пастушок» «Ладушки- ладошки» «Торт» «Ножки»

Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра

январь «Прогулка» «Снежок» «Горшок» «Домик»



Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра



февраль «Апельсин» «Гости» «Котёнок» «Рыбка»





Работа с родителями:

Декабрь:

Консультация «Игры с малышами в кругу семьи»

Январь:

Папка-передвижка «Необыкновенная прогулка. Игры зимой», «О важности витаминов»

Февраль:

Оформление альбома совместно с родителями «Наша дружная семья»

III квартал

месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

март

Пальчиковая игра

«Хозяйка»

Пальчиковая игра

«Червячки»

Пальчиковая игра

«Курочка»

Пальчиковая игра

«Сапожник»

апрель

Пальчиковая игра

«Счёт»

Пальчиковая игра

«Тесто»

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

Пальчиковая игра

«Кораблик»

май

Пальчиковая игра

«Солнышко»

Пальчиковая игра

«Утро на лужайке»

Пальчиковая игра

«Моя семья»

мониторинг



Работа с родителями:

Март:

Видео- поздравление «Мамины помощники»

Брошюра «От развития мелкой моторики- до развития речи»

Апрель:

Практикум «Играем с пальчиками- развиваем речь»

Май:

Консультация «О важности чтения книг для детей»

Родительское собрание «Наши успехи, наши достижения»

Методика выявления уровней развития речи:

Данный мониторинг позволяет проследить динамику развития речи.

  1. «Ушки слушают, ручки делают».

Цель: проверить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, кубик, коляска).

Устная инструкция: Возьми мяч. Принеси его мне. Лови мяч.

Посади куклу в коляску и привези мне.

  1. «Кто как говорит» (звукоподражание).

Цель: проверить уровень звукопроизношения и умения подражать.

Устная инструкция: Скажи, как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка?

Как мычит корова? Как хрюкает свинка?

  1. «Закрой ладошкой картинку».

Цель: проверить уровень понимания предложений.

Наглядный материал: сюжетные картинки (Мальчик рисует. У девочки цветы.

Медведь ест ягоды).

Устная инструкция: Посмотри на картинки и закрой ладошкой ту, где …

Уровни выполнения:

высокий – 3 балла - справился самостоятельно.

средний – 2 балла – выполнил с помощью взрослого.

низкий – 1 балл – не принял помощь взрослого и не справился с заданием.



Сводная таблица уровней развития речи детей.

Методическое обеспечение:

  • Картотеки: пальчиковых гимнастик, книжки- малышки потешек и стихов.

  • Магнитофон с записями музыкальных песенок, мелодий, звуками природы и бытовыми шумами.

  • Наглядный материал по всем лексическим темам (картинки).

  • Игровой материал по всем лексическим темам.

  • Массажные мячики.

  • Массажные валики

  • Прищепки.

  • Ковровое покрытие.

Литература:

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2009 г.

  2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. – М. : сфера, 2005 г.

  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПБ. : Литера, 2005 г.

  4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство – Пресс, 2010 г.

  5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Родничок, 2013 г.

  6. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2011 г.

  7. Терегулова Ю. В. Пальчиковая гимнастика с детьми 2-5 лет. (Книга с видеофильмом). М.: ООО «Рид Групп», 2011 г.

  8. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.–М. :ЭКСМО,2010 г.

  9. Узорова О. В. Игры с пальчиками. – М. : Астрель, 2008 г.

  1. Цвынтaрный В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. – СПб. : Речь, 2010

  2. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. М. : Ювента, 2008 г.