Программа дополнительного образования по развитию речи детей раннего возраста.
«Играем с пальчиками- развиваем речь»
«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей раннего возраста»
(от 1.6 месяцев - до 3 лет)
Автор – составитель: Макеева Вера Петровна воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Радость» с.п д/с 145
г. Нижний Тагил
2023 год
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа дополнительного образования разработана на основании требований действующих основных нормативных документов:
- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 - 10" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91);
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. (ФГОС)
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными стандартами:
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предполагает построение процесса взаимодействия на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
Программа определяет содержание и организацию совместной деятельности для детей раннего возраста.
Срок реализации данной программы: 1 год.
Программа дополнительного образования может корректироваться в связи с изменениями:
Нормативно-правовой базы дошкольного образования
Образовательного запроса родителей
Видовой структуры группы
Программа построена на принципах научной обоснованности, системности, культуросообразности, доступности, деятельности, последовательности и постепенности, взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Направленность программы:
Данная программа направлена на развитие речи детей раннего возраста. Пальчиковая гимнастика – это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира – явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей до 3 лет.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работы заключается в следующем:
пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровнях соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.
Образовательный процесс дополнительного образования:
соответствует развитию личности каждого ребенка;
обеспечивает единство целей и задач;
сочетает интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности (игровой, речевой, двигательной, познавательной) ;
основой является комплексно - тематическое планирование совместной деятельности взрослого и детей.
Подходы, используемые при организации образовательной деятельности:
деятельностный и личностный.
Цель: Развитие речи детей раннего возраста, через использование пальчиковых игр.
Задачи:
- Развивать, укреплять и совершенствовать мелкую мускулатуру пальцев руки в сочетании с координацией движений.
Развивать внимание и сосредоточенность движений
Развивать фантазию и воображение.
Учить соотносить и координировать движения рук с текстом.
Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
Способствовать развитию игровых действий и артистизма.
Способствовать позитивной социализации ребенка, эмоциональной отзывчивости
Направления программы:
Работа с детьми (проведение пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста)
Работа с родителями (проведение консультаций, бесед и мастер - классов по теме)
Задачи для педагога:
Изучить и проанализировать литературу по теме.
Подобрать задания для выявления уровня развития речи. (мониторинг)
Составить и апробировать систему совместных мероприятий по развитию речи и мелкой моторики.
Подобрать и изготовить картотеку пальчиковых игр и игровых упражнений с речевым сопровождением.
Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста для речевого развития.
Особенности речевого развития в раннем возрасте.
Овладение речью является одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста.
На втором году жизни активная речь ребенка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Ребенок начинает осваивать грамматическую структуру речи. Кроме существительных в ней появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует предложения из нескольких слов, речь становится основным средством общения. Малыш обращается к окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют всё, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым объектом внимания малышей, они открывают в ней всё новые и новые стороны.
Постепенно речь ребёнка всё более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развернуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.
Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. Ребенок охотно выполняет просьбы и поручения взрослого. Позже речь ребенка становится средством контроля и управления своим собственным поведением.
Обучающий и развивающий потенциал программы состоит в том, что: - речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша;
стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение;
сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) ;
Следовательно, пальчиковые игры – это средство стимуляции и развития речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их применяют в своей работе педагоги ДОУ.
Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и в совместной образовательной деятельности.
Основные принципы проведения пальчиковых игр:
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Методика проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр:
- Каждое занятие начинается с общей разминки – игровое упражнение с речевым сопровождением.
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
-Начинать пальчиковую гимнастику надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
Объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать ребенку позу пальцев и кисти. Постепенно идет отказ от показа, остаются только словесные указания.
Произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр, взрослый должен максимально четко, выразительно и достаточно громко, чтобы ребенок их хорошо слышал.
Для некоторых пальчиковых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать тексты к упражнениям пальчиковой гимнастики на любую подходящую мелодию.
Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
Нужно соблюдать комфортный для каждого ребенка темп выполнения упражнения или игры.
Индивидуальные игры с детьми.
Предполагаемые результаты:
Развитие речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие речедвигательных качеств.
Заинтересованность воспитанников в данном виде деятельности.
Привлечение родителей в партнерские взаимоотношения по развитию мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.
Пополнение картотек: пальчиковые гимнастики, игровые упражнения, потешки, стихи.
Учебно – методический план:
Программа рассчитана на один год обучения.
Количество занятий – 1 в неделю, в год - 36.
Длительность: до 2 лет около 5 – 7 минут, до 3 лет - можно увеличить длительность до 10 -12 минут
Тематический план:
I квартал
месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Пальчиковая игра «У оленя дом большой» | Пальчиковая игра «Капустка» | Пальчиковая игра «Комар» | Пальчиковая игра «Листья» |
Октябрь | Пальчиковая игра «Осенние листья» | Пальчиковая игра «Дом» | Пальчиковая игра «Ёжик» | Пальчиковая игра «Замок» |
Ноябрь | Пальчиковая игра «Повстречались» | Пальчиковая игра «Лодочка» | Пальчиковая игра «Мальчик- пальчик» | Пальчиковая игра «Черепаха» |
Работа с родителями:
Сентябрь:
Родительское собрание в форме круглого стола «Давайте познакомимся поближе»
Информация для родителей по развитию мелкой моторики детей через пальчиковые игры.
Октябрь:
Мастер – класс для родителей «Мы в игры играем – пальчики развиваем»
Ноябрь:
Консультация «Игры с малышами в кругу семьи»
Мастер- класс «Тактильные коврики для развития мелкой моторики детей раннего возраста»
I
I квартал
месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Пальчиковая Пальчик.игра Пальчик. Игра Пальч.игра
игра
декабрь «Пастушок» «Ладушки- ладошки» «Торт» «Ножки»
Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра
январь «Прогулка» «Снежок» «Горшок» «Домик»
Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра Пальч.игра
февраль «Апельсин» «Гости» «Котёнок» «Рыбка»
Работа с родителями:
Декабрь:
Консультация «Игры с малышами в кругу семьи»
Январь:
Папка-передвижка «Необыкновенная прогулка. Игры зимой», «О важности витаминов»
Февраль:
Оформление альбома совместно с родителями «Наша дружная семья»
III квартал
месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
март | Пальчиковая игра «Хозяйка» | Пальчиковая игра «Червячки» | Пальчиковая игра «Курочка» | Пальчиковая игра «Сапожник» |
апрель | Пальчиковая игра «Счёт» | Пальчиковая игра «Тесто» | Пальчиковая игра «Перелётные птицы» | Пальчиковая игра «Кораблик» |
май | Пальчиковая игра «Солнышко» | Пальчиковая игра «Утро на лужайке» | Пальчиковая игра «Моя семья» | мониторинг |
Работа с родителями:
Март:
Видео- поздравление «Мамины помощники»
Брошюра «От развития мелкой моторики- до развития речи»
Апрель:
Практикум «Играем с пальчиками- развиваем речь»
Май:
Консультация «О важности чтения книг для детей»
Родительское собрание «Наши успехи, наши достижения»
Методика выявления уровней развития речи:
Данный мониторинг позволяет проследить динамику развития речи.
«Ушки слушают, ручки делают».
Цель: проверить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.
Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, кубик, коляска).
Устная инструкция: Возьми мяч. Принеси его мне. Лови мяч.
Посади куклу в коляску и привези мне.
«Кто как говорит» (звукоподражание).
Цель: проверить уровень звукопроизношения и умения подражать.
Устная инструкция: Скажи, как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка?
Как мычит корова? Как хрюкает свинка?
«Закрой ладошкой картинку».
Цель: проверить уровень понимания предложений.
Наглядный материал: сюжетные картинки (Мальчик рисует. У девочки цветы.
Медведь ест ягоды).
Устная инструкция: Посмотри на картинки и закрой ладошкой ту, где …
Уровни выполнения:
высокий – 3 балла - справился самостоятельно.
средний – 2 балла – выполнил с помощью взрослого.
низкий – 1 балл – не принял помощь взрослого и не справился с заданием.
Сводная таблица уровней развития речи детей.
Методическое обеспечение:
Картотеки: пальчиковых гимнастик, книжки- малышки потешек и стихов.
Магнитофон с записями музыкальных песенок, мелодий, звуками природы и бытовыми шумами.
Наглядный материал по всем лексическим темам (картинки).
Игровой материал по всем лексическим темам.
Массажные мячики.
Массажные валики
Прищепки.
Ковровое покрытие.
Литература:
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2009 г.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. – М. : сфера, 2005 г.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПБ. : Литера, 2005 г.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство – Пресс, 2010 г.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Родничок, 2013 г.
Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2011 г.
Терегулова Ю. В. Пальчиковая гимнастика с детьми 2-5 лет. (Книга с видеофильмом). М.: ООО «Рид Групп», 2011 г.
Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.–М. :ЭКСМО,2010 г.
Узорова О. В. Игры с пальчиками. – М. : Астрель, 2008 г.
Цвынтaрный В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. – СПб. : Речь, 2010
Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. М. : Ювента, 2008 г.