Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВА»
141411, г. Москва, ул. Синявинская, дом 11а
Утверждена на педагогическом совете ГБОУ Школа Перспектива Протокол № ____ от «____» ____________ 2016 г. | Утверждена приказом директора ГБОУ Школа Перспектива № ____ от «____» ___________ 2016 г. Директор ____________ И.Г. Ермакова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(Дополнительная общеразвивающая программа)
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АНГЛИИ»
детского объединения «Путешествие по Англии»
Уровень программы: ознакомительный
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: 6 – 18 лет
Авторы-составители:
Малышева Е.А., Лагунова В.А., Корольков П.В.,
педагоги дополнительного образования (ДО)
По программе работают педагоги ДО:
Малышева Елена Александровна,
Лагунова Вера Александровна,
Корольков Павел Викторович
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
1. | Пояснительная записка………………………………………………………. | 3 |
1.1. | Педагогическая целесообразность и актуальность программы…………… | |
1.2. | Новизна и отличительные особенности программы………………………. | |
1.3. | Цель и задачи программы…………………………………………...………. | |
1.4. 1.5. 1.6. 1.7. | Срок реализации, продолжительность образовательного процесса……… Форма и режим занятий…………………………………………………….... Прогнозируемые результаты программы …………………………………. Формы подведения итогов реализации программы………………………. | |
2. | Учебно-тематический план для обучающихся 6 – 14 лет………………… | |
3. | Содержание программы для обучающихся 6 – 14 лет……………………. | |
4. 5. 6. 7. 8. | Учебно-тематический план для обучающихся 14 – 18 лет………………. Содержание программы для обучающихся 14 – 18 лет…………………... Учебно-тематический план вариативного блока ………………………… Содержание программы вариативного блока ……………………………. Организационно-педагогические условия реализации программы ……… | |
8.1. | Методическое обеспечение…………...……………………………………… | |
8.2. | Условия организации образовательного процесса…………………………. | |
9. | Список литературы…………………………………………………………… | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Путешествие по Англии» относится к ознакомительному уровню и имеет социально-педагогическую направленность.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы.
Сегодня английский язык становится средством жизнеобеспечения общества. Его роль возрастает вместе с развитием экономических связей. Английский язык является обязательным компонентом обучения в школе. Роль английского языка неоценима и в развивающем, познавательном, а также воспитательном плане.
Современные тенденции в изучении иностранных языков свидетельствуют о резком увеличении числа людей, изучающих английский язык. Английский язык является языком международного общения, что еще больше повышает его ценность и необходимость в ежедневном использовании. Сферы, где применим английский язык, многочисленны, и их количество возрастает с каждым днем.
Обучение иностранному языку оказывает благотворное влияние на детей: на их общее психическое развитие, выработку адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие в целом.
Программа предполагает обучение английскому языку детей младшего, среднего и старшего школьного возраста и является актуальной, так как изучение иностранного языка развивает личность ребенка, повышает уровень образованность и культуры. Актуальность программы заключается также в создании условий для развития и воспитания обучающихся через их практическую, творческую деятельность.
Новизна и отличительные особенности программы.
Программа направлена на обеспечение усвоения школьниками базовых основ языка, знакомство с культурой, обычаями и традициями Великобритании. При обучении английскому языку по данной программе особенное внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, способности свободно общаться в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы стимулировать интерес ребенка к иностранному языку. Основные направления педагогической деятельности – формирование коммуникативных навыков обучающихся, приобщение детей к английской культуре, развитие творческих способностей, мотивационно-волевых качеств личности, отработка фонетических навыков и формирование лексического минимума. При этом обучение осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цель программы: обучение основам общения на английском языке, развитие лингвистических способностей, воспитание коммуникативной культуры личности.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения;
знакомство с культурой, традициями и обычаями стран английского языка;
обучение пониманию, говорению, грамматике английского языка;
обучение диалогической и монологической английской речи;
формирование фонетических, грамматических и лексических навыков;
Развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти и воображения;
развитие языковых способностей;
развитие фонематического слуха;
развитие эмоциональных возможностей и творческих способностей;
Воспитательные:
воспитание позитивного отношения к языку;
воспитание интереса к изучению английского языка;
формирование навыков работы в коллективе;
воспитание толерантности, уважение к культуре разных национальностей.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Общая продолжительность образовательного процесса составляет 144 часа.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей обучающихся, знаний, умений, навыков и лингвистических данных.
На каждом году обучения, по желанию обучающихся, допускается реализация вариативного блока программы для летнего каникулярного времени. Продолжительность вариативного блока любого года обучения составляет 10 часов.
Возраст обучающихся: от 6 до 18 лет.
Форма и режим занятий
Форма проведения занятий – групповые занятия.
Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Во время занятий предусмотрены 15-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Количество обучающихся в группах: до 10 человек.
Прогнозируемые результаты программы
К концу 1-го года обучения ребенок будет
знать:
общие сведения об английской культуре, ее традициях и этикете;
основные лексические и грамматические конструкции;
правила произношения звуков английской речи, слов и речевых высказываний;
уметь:
составлять в устной и письменной форме тексты на английском языке;
вести диалог на английском языке;
читать аутентичные тексты;
использовать лексический запас английского языка в речи.
Формы подведения итогов реализации программы
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение, беседа, самоанализ обучающихся.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1 раз в год в декабре в форме тестирования, написания сочинений и собеседований.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком в форме тестирования результата обучения, предусмотренного программой.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
соответствие уровня теоретических знаний, обучающихся программным требованиям;
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
соответствие практической деятельности программным требованиям;
уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;
качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для обучающихся в возрасте 6 – 14 лет
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Первичная диагностика – собеседование |
2 | Приветствие | 2 | 3 | 5 | Педагогическое наблюдение |
3 | Школа | 2 | 3 | 5 | Педагогическое наблюдение |
4 | Игрушки | 2 | 3 | 5 | Педагогическое наблюдение |
5 | Семья | 3 | 6 | 9 | Педагогическое наблюдение |
6 | Животные | 3 | 6 | 9 | Педагогическое наблюдение |
7 | Транспорт | 3 | 6 | 9 | Педагогическое наблюдение |
8 | Дом, предметы быта | 3 | 6 | 9 | Педагогическое наблюдение |
9 | Игры | 3 | 6 | 9 | Педагогическое наблюдение |
10 | Праздники | 3 | 6 | 9 | Педагогическое наблюдение |
11 | Итоговое занятие | 0,5 | 1,5 | 2 | Мониторинг, тестирование, сочинение, собеседование |
| Всего: | 25 | 47 | 72 | |
Примечание: план единый для 1-го и 2-го года обучения, различие в уровне сложности учебного материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для обучающихся в возрасте 6 – 14 лет
Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Первичная диагностика.
2. Приветствие
Теория. Приветствие, знакомство. Hello!
Практика. Знакомство между собой.
3. Школа
Теория. Названия школьных принадлежностей и предметов мебели. My School
Практика. Беседа о школе, о своем классе.
4. Игрушки
Теория. Названия игрушек. Favorite toys
Практика. Рассказ о любимых игрушках
5. Семья
Теория. Называем членов семьи. My family
Практика. Беседа о семье
6. Животные
Теория. Называем домашних питомцев. Дикие животные. Our pets. Wild animals
Практика. Рассказ о своем домашнем животном. Рассказ о диком животном.
7. Транспорт
Теория. Названия видов транспорта. At the funfair
Практика. Беседа о транспорте и о средствах передвижения.
8. Дом, предметы быта
Теория. Предметы одежды. Названия комнат и их предназначение. My clothes. Our House
Практика. Обсуждение внешнего вида человека. Рассказ о своей квартире.
9. Игры
Теория. Любимые игры и занятия. Fun time
Практика. Беседа об играх, рассказ о любимом занятии на досуге.
10. Праздники
Теория. Праздники, вечеринки, праздничные угощения. Party time
Практика. Рассказ о любимом празднике.
11. Итоговое занятие
Теория. Вопросы и задания по всем разделам программы.
Практика. Промежуточная диагностика. Тестирование. Сочинения. Собеседование. Подведение итогов за год. Итоговая аттестация.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для обучающихся в возрасте 14 – 18 лет
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Первичная диагностика – собеседование |
2. | Путешествия | 3 | 9 | 12 | |
2.1 | Путешествие и досуг | 0,5 | 1,5 | 2 | Педагогическое наблюдение |
2.2 | Первопроходы | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.3 | Рассказы путешественников | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.4 | Экстремальные виды спорта | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.5 | Развитие речи и навыки письма | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.6 | Решение языковых задач | 0,5 | 1,5 | 2 |
3. | Литература, кино | 5 | 12 | 17 | |
3.1 | Чтение. Отрывок из рассказа | 1 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение |
3.2 | Воспоминания | 1 | 3 | 4 |
3.3 | Кинофильм | 1 | 2 | 3 |
3.4 | Решение языковых задач | 1 | 3 | 4 |
3.5 | Страноведение | 1 | 2 | 3 |
4. | СМИ | 4 | 10 | 14 | |
4.1 | Газеты | 0,5 | 1,5 | 2 | Педагогическое наблюдение |
4.2 | Новости | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.3 | Цена известия | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.4 | Развитие речи | 1 | 2 | 3 |
4.5 | Решение языковых задач | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.6 | Диалог культур. Российские газеты и журналы | 1 | 2 | 3 |
5. | Реклама | 3,5 | 9,5 | 13 | |
5.1 | Дар убеждения | 0,5 | 1,5 | 2 | Педагогическое наблюдение |
5.2 | Объявления | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.3 | Покупки | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.4 | Развитие речи | 1 | 2 | 3 |
5.5 | Решение языковых задач | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.6 | Диалог культур | 0,5 | 1,5 | 2 |
6. | Люди | 3,5 | 9,5 | 13 | |
6.1 | Поколения | 0,5 | 1,5 | 2 | Педагогическое наблюдение |
6.2 | Повседневная жизнь | 1 | 2 | 3 |
6.3 | Черты характера | 0,5 | 1,5 | 2 |
6.4 | Развитие речи | 1 | 3 | 4 |
6.5 | Решение языковых задач | 0,5 | 1,5 | 2 |
7. | Итоговое занятие | 0,5 | 1,5 | 2 | Мониторинг, тестирование, сочинение, собеседование |
| Всего: | 20 | 52 | 72 | |
Примечание: план единый для 1-го и 2-го года обучения, различие в уровне сложности учебного материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для обучающихся в возрасте 14 – 18 лет
1. Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Первичная диагностика.
2. Путешествия
2.1. Путешествие и досуг
Теория. Времена present perfect, past simple.
Практика. построение утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений во временах present perfect, past simple, чтение текстов.
2.2. Первопроходы
Теория. Времена past simple, present perfect continuous.
Практика. Чтение и анализ текстов, сбор информации о первопроходцах.
2.3. Рассказы путешественников
Теория. Определённый, неопределенный артикль.
Практика. Монологическая речь.
2.4. Экстремальные виды спорта
Теория. Фразовые глаголы.
Практика. Аудирование.
2.5. Развитие речи и навыки письма
Теория. Оценочные прилагательные.
Практика. Диалогическая речь, обмен мнениями.
2.6. Решение языковых задач
Теория. Глаголы состояния и действия.
Практика. Использование глаголов состояния и действия в речи.
3. Литература, кино
3.1. Чтение. Отрывок из рассказа
Теория. Наречия.
Практика. Монологическая речь.
3.2. Воспоминания
Теория. Прошедшее завершенное время.
Практика. Проверка диалогической речи.
3.3. Кинофильм
Теория. Фразовые глаголы.
Практика. Лексика, связанная с кино.
3.4. Решение языковых задач
Теория. Конструкции ‘used to’ и ‘would.
Практика. Проверочные упражнения.
3.5. Страноведение
Теория. Три прошедших времени.
Практика. Наречия.
4. СМИ
4.1. Газеты
Теория. Сложные существительные.
Практика. Диалогическая речь.
4.2. Новости
Теория. Страдательный залог.
Практика. Монологическая речь.
4.3. Цена известия
Теория. Фразовые глаголы.
Практика. Проверка диалогической речи.
4.4. Развитие речи
Теория. Лексика, используемая в телепередачах.
Практика. Монологическая и диалогическая речь.
4.5. Решение языковых задач
Теория. Страдательные конструкции “to have/get something done”.
Практика. Проверка диалогической речи.
4.6. Диалог культур. Российские газеты и журналы
Теория. Обзор. Рецензия.
Практика. Опрос мнений о газетах и журналах, написание обзора и рецензии
5. Реклама
5.1. Дар убеждения
Теория. Идиоматическая лексика.
Практика. Выражения, используемые в рекламе.
5.2. Объявления
Теория. Способы выражения будущего.
Практика. Проверка диалогической речи.
5.3. Покупки
Теория. Фразовые глаголы.
Практика. Проверка диалогической речи.
5.4. Развитие речи
Теория. Лексика для выражения мнения.
Практика. Письмо-запрос.
5.5. Решение языковых задач
Теория. Определенный артикль. Неопределенный артикль.
Практика. Употребление артиклей.
5.6. Диалог культур
Теория. Российская история.
Практика. Дискуссия на тему российской истории.
6. Люди
6.1. Поколения
Теория. Антонимы.
Практика. Развитие диалогической речи
6.2. Повседневная жизнь
Теория. Модальные глаголы.
Практика. Монологическая жизнь
6.3. Черты характера
Теория. Фразовые глаголы.
Практика. Употребление прилагательных для описания характера.
6.4. Развитие речи
Теория. Лексика для описания фотографий.
Практика. Сочинение. Описание человека.
6.5. Решение языковых задач
Теория. Модальные глаголы в прошедшем времени.
Практика. Монологическая речь. Рассказ о событиях в прошлом.
7. Итоговое занятие
Теория. Вопросы и задания по всем разделам программы.
Практика. Промежуточная диагностика. Тестирование. Сочинения. Собеседование. Подведение итогов за год. Итоговая аттестация.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВАРИАТИВНОГО БЛОКА
ДЛЯ ЛЕТНЕГО КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Первичная диагностика – собеседование |
2. | Реализация творческого проекта | 3 | 5 | 8 | Самооценка учащихся |
3. | Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Защита проекта |
Всего: | 4 | 6 | 10 | |
СОДЕРЖАНИЕ
ВАРИАТИВНОГО БЛОКА ДЛЯ ЛЕТНЕГО КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ
Вводное занятие
Теория. Знакомство с целями и задачами вариативного блока для летнего каникулярного времени. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Практика. Первичная диагностика. Игры-задания на развитие лингвистических способностей, фантазии и воображения.
2. Реализация творческого проекта
Теория. Проектная деятельность. Этапы реализации творческого проекта.
Практика. Выбор темы творческого проекта. Распределение ролей. Реализация проекта. Представление результата. Обсуждение результатов. Рефлексия. Беседы на формирование у обучающихся лингвистических способностей.
3. Итоговое занятие
Теория. Вопросы и задания по всем вариативному блоку программы.
Практика. Подведение итогов. Защита проекта.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы имеются методические и дидактические пособия, раздаточные материалы, английское лото, постеры, аудио-видео материалы, иллюстрации, материалы для самостоятельной работы, методические разработки, плакаты, презентации, схемы.
Условия организации образовательного процесса
Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:
кадровые: требуется педагог дополнительного образования по английскому языку, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника;
материально-технические условия: необходимо наличие специально оборудованного помещения, а именно учебного кабинета, оснащенного мебелью (учебными столами и стульями), шкафами для хранения методической, справочно-информационной, учебной литературы, компьютера, стендовыми досками для тематической информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
Основная литература:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).
Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году».
Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».
Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».
English world. Лиз Хокинг. Мэри Боуэн. MACMILLAN. 2014.
Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 8 класса. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 9 класса. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 10 класса. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
Вирджиниа Эванс, Джени Дули, Янина Сабуренкова «New-Round-Up. Starter».Pearson,England,2014.
Дополнительная литература:
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. – М.: Просвещение. 2010
Кузовлев В.П. Английский язык. – М.: Просвещение. 2008.
Список литературы для обучающихся и родителей
«English world». Лиз Хокинг. Мэри Боуэн. MACMILLAN. 2014. English world. Лиз Хокинг. Мэри Боуэн. MACMILLAN. 2014.
Вирджиниа Эванс, Джени Дули, Янина Сабуренкова «New-Round-Up. Starter».Pearson,England,2014.
15