Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«СОШ им. В.Г. Шухова»
Программа дополнительного образования
«Ракетомоделирование»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся 11-18 лет, срок реализации 2 года
Составитель: Каплий Ю.Н.,
Учитель Технологии
г.Грайворон 2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Ракетомоделирование» по своей направленности является спортивно-технической, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - кружковой, во времени реализации - двухгодичной.
Содержание программы нацелено на приобщение подростков к техническому творчеству и обеспечение дополнительной подготовки по предметам: математика, физика, технология, химия, география, черчение Технология. Содержание программы расширяет представления обучающихся о ракетостроении, знакомит с его историей. Ракетомоделизм можно рассматривать как эффективное средство приобщения детей к изучению вопросов космонавтики, межпланетных полетов и изучению устройства ракетной техники.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что без развития технического творчества наша страна не сможет сохранить статус ведущей технической державы. Развитие технического творчества рассматривается как одно из важных направлений в педагогике, что обусловлено приоритетной задачей формирования интеллектуальной элиты общества. Почти все промышленные предприятия города и Уральского региона испытывают потребности в кадрах рабочих технических профессий и инженерно-технических специальностей. В связи с этим социум испытывает потребность в пропаганде технического творчества, как одного из условий развития обеспечения необходимыми кадрами города и региона.
Новизна дополнительной образовательной программы «Ракетомоделирование» заключается в интеграции содержания
деятельности по конструированию и моделированию не только ракет, но и простейших авиамоделей; обучающимся предоставляется возможность выбора типа и вида изготавливаемой модели ракеты.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия по данной программе можно вести как разноуровневые, то есть с детьми различного уровня развития как интеллектуальных способностей, так и навыков работы с инструментом. Например, более подготовленные дети могут выбрать для построения сложные модели (копии ракет, радиоуправляемый ракетоплан), а менее подготовленные - модели более простые (ротошут, ракетоплан). Это позволяет всем детям заниматься в детском объединении, независимо от уровня их предварительной подготовки.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Ракетомоделирование» заключается в том, что процесс разработки и изготовления моделей, а также участие обучающихся в соревнованиях происходит в условиях группового общения, что способствует формированию коммуникативных качеств, выстраиваются отношения в коллективе, умение работать в команде, соподчинять свои интересы и потребности с интересами и потребностями коллектива и общества.
Цель дополнительной образовательной программы
«Ракетомоделирование»: создать условия для личностного развития
обучающихся средствами ракетомоделирования.
Задачи:
• Способствовать:
-
усвоению правил техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;
-
развитию навыков чтения и выполнения чертежей;
-
присвоению технологии изготовления и запуска моделей ракет класса S9A, S1A, SS, S7;
-
стремлению к самореализации с помощью технического творчества;
-
содействовать формированию адекватной самооценки результатов собственной деятельности;
-
способствовать развитию логического мышления и потребности в техническом творчестве.
Предлагаемая программа позволяет организовать занятия с учащимися в возрасте от 11до18 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения по 216 часов в каждом. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 3 часа с перерывами в 5-10 минут.
В соответствии с санитарными нормами организации технической деятельности детей, а также с целью качественной работы ракетомодельного объединения число обучающихся в группе 1-го года обучения не должно превышать 10 - 12 человек, а в творческой группе 2-го года обучения 6 - 8 человек.
Основной формой организации занятий являются практические занятия. Практические задания способствуют развитию у подростков творческих способностей, умения оценить уровень своих возможностей и выбрать соответствующий им проект создания модели ракеты или авиамодели. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по четырем основным действиям: анализ (информации, чертежей, текста, изобразительных средств), выбор модели, отбор инструментов, материалов, проектирование и корректировка результатов. Каждое из этих действий в свою очередь делится на ряд операций, поэтому приобщение к проектной деятельности возможно лишь с опорой на дидактический принцип разделения сложной задачи на простые составляющие. При отборе форм организации образовательного процесса реализуются как групповые, которые обогащают социальный опыт детей коллективным творчеством, развивают коммуникативные умения и навыки, толерантность, так и индивидуальные формы организации учебно-познавательной деятельности. Кроме того, используются такие формы как учебное занятие, способствующее освоению теории ракетомоделирования; консультации, в
ходе которых используется прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, что помогает ребенку расширить представление о средствах, способах, возможностях той деятельности, которой он занимается и тем самым способствует развитию технического мышления, воображения и логики. Использование на занятиях методического приема оценки и самооценки культивирует чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом результата деятельности и ее конкретным воплощением. Это чувство способствует развитию у ребенка стремления к самосовершенствованию. Среди методов, направленных на стимулирование потребности к занятиям технической деятельностью, используются методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к этой деятельности: подбор посильных ребенку заданий, разнообразие форм организации учебно-познавательной деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Диагностика прогнозируемого результата проводится в три этапа: входная, промежуточная и итоговая, для оценки уровня качества освоения программы является метод наблюдения, метод анализа продуктов деятельности, тестирование.
Формой подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы «Ракетомоделирование» являются выставки и соревнования различного уровня.
Соревнования проводятся на уровне объединения, города, области и России. В областных и Российских соревнованиях принимают участие ребята, достигшие высоких результатов своей деятельности и призеры городских соревнований. Дети, не участвующие в соревнованиях, занимаются самостоятельной работой: сбором информации для постройки новой модели, работой над коррекцией или совершенствованием изготавливаемой модели ракеты.
Таблица 1
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАКЕТОМОДЕЛИРОВАНИЕ»
Умения | Знания | Ценности |
Обладают навыками чтения и выполнения чертежей. Готовят стартовое оборудование к запуску моделей ракет. Осуществляют: -
стапельную сборку ракетоплана; -
сборку моделей ракет класса S9A, S5, S7.S3A,S6A, S4A, S5, S7. Владеют приемами обработки деталей на токарном станке. Участвуют в выставках и соревнованиях. | Имеют представление: Знают: моделей ракет; - теорию полета моделей ракет; - технологию построения простейших авиамоделей - правила соревнований по ракетомодельному спорту. | Осознают: - необходимость выполнять правила техники безопасности труда и запуска моделей. Испытывают потребность в самореализации посредством участия в соревнованиях различного уровня. Обладают способностью: - к конструктивному взаимодействию; - к адекватной самооценке результатов своего труда. Проявляют: - целеустремленность; - внимание. Осознают: - значение теории для получения планируемого результата; - влияния качества работы в процессе создания модели на желаемый результат. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ П/п | Название темы | Количество Часов | В т.ч. Теории | В т.ч. Практики |
| Вводное занятие. | 3 | 3 | - |
1. | Состав и структура Федеральной системы | | | |
| ракетомодельного спорта России и | 3 | 3 | - |
| Белгородской области. | | | |
2. | Одноступенчатая модель ракеты S6A. | 36 | 6 | 30 |
3. | Одноступенчатая модель ракеты S3 A. | 36 | 6 | 30 |
4. | Ленты (стриммеры) для моделей ракет s6a. | 12 | 3 | 9 |
5. | Парашюты для моделей ракет класса S3A. | 18 | 2 | 16 |
6. | Стартовое оборудование для запуска моделей | | | |
| ракет. | 27 | 5 | 22 |
7. | Бортовая и наземная пиротехника. | 6 | 2 | 4 |
8. | Метеорология и теория полета моделей | 9 | 3 | 6 |
| ракет. | | | |
9. | Соревнования с моделями ракет S6A и S3A | 30 | 4 | 26 |
10. | Построение простейших моделей: планера, | | | |
| самолета с резиномотором. | 18 | 3 | 15 |
11. | Соревнования по запуску простейших | 15 | 3 | 12 |
| моделей . | | | |
| Итоговое занятие. | 3 | 3 | |
| Итого часов: | 216 | 36 | 180 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
История творческого объединения, демонстрация моделей ракет учащихся, фотографий и видеофильма о ракетомодельных соревнованиях. Общие задачи, содержание работы и представление плана на текущий год.
Материально-техническая база объединения. Правила поведения в детском объединении. Знакомство с инструкциями по безопасности труда и их содержанием. Противопожарная безопасность, действия при пожаре.
2.1.Основные технические требования к моделям ракет класса S6A.
Теория. Ознакомление с чертежами и компоновкой модели ракеты.
Практика. Разметка деталей модели ракеты на бумаге с помощью линейки и шаблонов специальных.
Теория. Центр тяжести и центр давления, влияние их на баллистику полета.
Практика. Проведение показательных запусков ракет класса S6A. Входная диагностика.
Теория. Технология «стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении стабилизаторов. Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски и безопасности труда при покраске.
Практика. Сборка корпуса ракеты на специальной оправке.
-
Практическое занятие. Шлифование пластин шпона из липы или бальсы на соответствующий размер.
-
- 2.8.Практические занятия. Разметка стабилизаторов с помощью шаблона, вырезание, обработка по контору и профилирование.
маркирование опознавательных знаков.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Производят: | Знают: -
приёмы работы с материалами, -инструментами; -
технологической оснасткой; -
технологию стапельной сборки; -
лакокрасочные покрытия; -
технологию окрашивания модели ракеты. | Осознают: Испытывают потребность в самореализации посредством участия в соревнованиях различного уровня. Обладают способностью: -. Внимание. |
3.1.Основные технические требования к моделям ракет класса
SЗА.
Теория. Ознакомление с чертежами и компоновкой модели ракеты.
Практика. Разметка деталей модели ракеты на бумаге с помощью линейки и шаблонов специальных.
Теория. Центр тяжести и центр давления, влияние их на баллистику полета.
Практика. Проведение показательных запусков ракет класса S3A
Теория. Технология «стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении стабилизаторов. Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски и безопасности труда при покраске.
Практика. Сборка корпуса ракеты на специальной оправке.
-
Практическое занятие. Шлифование пластин шпона из липы или бальсы на соответствующий размер.
-
- 3.8.Практические занятия. Разметка стабилизаторов с помощью шаблона, вырезание, обработка по контору и профилирование.
-
Практическое занятие. Приклейка стабилизаторов на специальном стапеле. Изготовление головного обтекателя.
-
Практическое занятие. Окрашивание модели ракеты и маркирование опознавательных знаков.
-
Практическое занятие. Приклеивание фала к ракете для присоединения систем спасения.
-
Практическое занятие. Осуществление технического контроля в процессе изготовления ракеты.
Таблица 2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Производят: | Знают: | Осознают: |
| | - необходимость выполнять правила техники безопасности труда и запуска |
| оснасткой; | моделей; |
| | - осознают значимость школьного курса дисциплин естественнонаучного цикла. |
| - технологию окрашивания модели ракеты. | Испытывают потребность в самореализации посредством участия в соревнованиях различного уровня. |
| | Обладают способностью: |
Теория. Материал ленты, размеры, способ крепления к ракете. Применяемые варианты укладки ленты в зависимости от погодных условий.
Практика. Изготовление ленты из лавсановой пленки.
Практика. Укладка ленты в специальной технологической оснастке. Термообработка ленты.
Практика. Изготовление нитяной петли. Крепление ее к ленте.
Укладка ленты в ракету.
Практика. Тренировочные запуски ракет со стримерами разных форм. Обсуждение воздействия стримеров разных форм на время полета модели.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
- к конструктивному взаимодействию;
-. Внимание.
Умения
Знания
Ценности
Изготавливают ленту в соответствии с
техническими требованиями.
Укладывают ленту в ракету.
Проводят тренировочные полеты.
Знают:
Осознают:
Практика. Просмотра фильма об изобретении парашютов и их эволюции.
Разметка купола парашюта по шаблону. Вырезание купола парашюта по контору.
5.5-5.6. Практические занятия. Окрашивание купола. Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы термозащиты и отстрела парашюта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения
Знания
Ценности
Рассчитывают скорость и время снижения модели на парашюте.
Изготавливают парашют. Укладывают парашют в ракету.
Изготовливают системы термозащиты и отстрела парашюта.
Знают:
-методику расчета скорости и времени снижения модели на парашюте;
Термозащиты;
-технику отстрела
парашюта.
Осознают:
-
значение теории для получения планируемого результата;
-
влияния качества работы в процессе создания модели на желаемый результат. Обладают способностью:
-
к конструктивному взаимодействию;
-
к адекватной самооценке. Проявляют:
-
целеустремленность;
-. Внимание.
-
Модельные ракетные двигатели (МРД).Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе. Устройство модельного ракетного двигателя (МРД). Классификация МРД. Технические требования. Техника безопасности. Фирмы изготовили МРД. Типоразмеры двигателей.
-
Подготовка МРД для установки на модель ракеты и способы их крепления.
Практика. Подготовка МРД к старту. Крепление двигателя в ракете.
-
Модельные ракетные двигатели (МРД).Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе. Устройство модельного ракетного двигателя (МРД). Классификация МРД. Технические требования. Техника безопасности. Фирмы изготовили МРД. Типоразмеры двигателей.
-
Подготовка МРД для установки на модель ракеты и способы их крепления.
Практика. Подготовка МРД к старту. Крепление двигателя в ракете.
Практика. Проверка и восстановление стартового оборудования.
Практическая часть. Подготовка стартового оборудования к запуску моделей ракет. Отработка процедуры запуска на стенде.
Таблица 3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Готовят МРД к старту. Крепят двигатель к ракете. Изготавливают стартовое оборудование. Готовят стартовое оборудование к запуску моделей ракет. Отрабатывают процедуру запуска на стенде. | Имеют представление: Знают: -
устройство модельного ракетного двигателя (МРД) -
технические требования к ракетному двигателю; -
последовательность подготовки МРД к старту; -
способы крепления двигателя в ракете; -
конструкции стартового оборудования; дистанционные -
электрические пульты; - источники электропитания; -
технику подготовки стартового оборудования к запуску моделей ракет. | Осознают: -
значение теории для получения планируемого результата; -
влияния качества работы в процессе создания модели на желаемый результат. Обладают способностью: -
к конструктивному взаимодействию; -
к адекватной самооценке. Проявляют: -
целеустремленность; -. Внимание. |
-
Бортовые замедлители, вышибные навески, системы, передающие последовательные и параллельные команды.
Практика. Изготовление пироэлементов, их срабатывание.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Таблица 4
Умения | Знания | Ценности |
Изготавливают | Знают: | Осознают: |
пироэлементы; | - бортовые замедлители, - | - значение теории для |
| вышибные навески, | получения планируемого |
- осуществляют их | | результата; |
срабатывание. | - системы, передающие | - влияния качества работы в |
| последовательные и | процессе создания модели |
| параллельные команды. | на желаемый результат. |
| -Правила безопасности | Обладают способностью: |
| труда. | - к конструктивному взаимодействию; |
-
Понятие о метеорологии. Метеорологические явления в природе. Метеорологические условия для полёта моделей ракет. Метеорологические параметры.
-
Метеорологические приборы. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям. Применяемые приборы.
Практика. Использование ветра, термических и динамических потоков для полёта моделей ракет. Применение приборов для нахождения термических потоков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Осуществляют полёт | Знают: | Проявляют: |
моделей ракет с | - метеорологические | - целеустремленность; |
использованием ветра, | условия для полёта моделей | - внимание. |
термических и | ракет; | Осознают: |
динамических потоков. | - приборы, применяемые для | - значение теории для |
Применяют приборы для | полёта моделей ракет; | получения планируемого |
нахождения термических | - условия применение | результата; |
потоков. | приборов для нахождения термических потоков; - теорию полета моделей ракет. | - влияния качества работы в процессе создания модели на желаемый результат. |
Теория. Правила соревнований по ракетомодельному спорту. Порядок проведения техкома перед соревнованиями.
Практика. Подготовка моделей к соревнованиям.
-
Стартовые журналы и полетные листы. Содержание стартовых журналов и полетных листов. Их назначение.
-
-9.10.Практические занятия. Прохождение техкома у начальника старта. Участие в ракетомодельных соревнованиях на личное и командное первенство. Подведение итогов, награждение победителей и призёров. Промежуточная диагностика.
Таблица 6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Участвуют в соревнованиях по запуску моделей ракет. | Знают: - правила соревнований по ракетомодельному спорту | Осознают: - необходимость выполнять правила техники безопасности труда и запуска моделей. Испытывают потребность в самореализации посредством участия в |
САМОЛЕТА С РЕЗИНОМОТОРОМ
-
Основные технические требования к простейшим моделям.
-
-10.6. Практические занятия. Разметка деталей модели на пенопласте. Вырезание и обработка деталей модели. Изготовление фюзеляжа модели. Сборка моделей.
Таблица 7
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Изготавливают простейшие модели: планеры, самолеты с резиномотором. | Знают технологию построения простейших авиамоделей. | Проявляют: -
целеустремленность; -
внимание. Осознают: |
Изучение правил соревнований.
Участие в авиамодельных соревнованиях на личное и командное первенство.
соревнованиях различного уровня.
Обладают способностью:
- к конструктивному взаимодействию;
- к адекватной самооценке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Участвуют в соревнованиях по запуску авиамоделей. | Знают: - правила соревнований по ракетомодельному спорту | Осознают: Испытывают потребность в самореализации посредством участия в соревнованиях различного уровня. Обладают способностью: - к адекватной самооценке. |
Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за год. Анализ достижений в соревнованиях. Присвоение спортивных разрядов учащимся. Итоговая диагностика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Умения | Знания | Ценности |
Обладают навыками | Имеют представление: | Осознают: |
чтения и выполнения | - о ракетной силе; | |
чертежей. | - реактивном движении в природе; | - необходимость |
Готовят стартовое | - классификации МРД; | выполнять правила |
- типоразмерах двигателей ракет. | техники безопасности |
оборудование к | Знают: | труда и запуска моделей. |
запуску моделей ракет. | - приёмы работы с материалами, | Испытывают потребность |
Изготавливают | Инструментами; | в самореализации |
| -технологию стапельной сборки; |
простейшие модели: | - технологию окрашивания модели | посредством участия в |
планеры, самолеты с | соревнованиях |
резиномотором | ракеты; | различного уровня. |
Проводят тренировочные полеты. | - технические требования к ленте для ракеты; | Обладают способностью: |
- технологию укладки ленты; | - к конструктивному |
Участвуют в | -методику расчета скорости и | взаимодействию; |
соревнованиях по | времени снижения модели на | |
запуску моделей ракет | парашюте; | - к адекватной |
и авиамоделей.. | | самооценке. |
| - последовательность изготовления | Проявляют: |
| парашюта, | -
целеустремленность; -
внимание. |
| Термозащиты; | Осознают: |
| - технику сборки и укладки | - значение теории для |
| парашюта; | получения планируемого результата; |
| -технику отстрела парашюта; | - влияния качества работы |
| | в процессе создания |
| - устройство модельного ракетного | модели на желаемый |
| двигателя (МРД) -
технические требования к ракетному двигателю; -
последовательность подготовки МРД к старту; -
способы крепления двигателя в ракете; -
электрические пульты; -
бортовые замедлители, -
вышибные навески, -
системы, передающие последовательные и параллельные команды. | результат. |
-правила безопасности труда.
-
условия применение приборов для нахождения термических потоков;
-
теорию полета моделей ракет.
-
правила соревнований по ракетомодельному спорту
Технологию построения
простейших авиамоделей.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ П/п | Название темы | Количество Часов | В т.ч. Теории | В т.ч. Практики |
| Вводное занятие. | 6 | 6 | - |
1. | Модель ракетоплана класса S4A. Модели | 30 | 3 | 27 |
| ротошута класса S9A. | | | 27 |
2. | Модель ракеты класса S1A (на высоту | 30 | 3 | 27 |
| полёта). | | | |
3. | Модели - копии ракет класса S5 (на высоту | 75 | 12 | 63 |
| полёта) и S7 (на реализм полёта). | | | |
4. | Соревнования с моделями ракет. | 42 | 6 | 36 |
5. | Итоговое занятие | 3 | 3 | |
| Итого часов: | 216 | 36 | 180 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Правила поведения в детском объединении. Знакомство с инструкциями по безопасности труда и их содержанием. Противопожарная безопасность, действия при пожаре. Закрепление знаний о правилах безопасности труда. Оформление журнала по технике безопасности.
Анализ результатов работы прошлого года. Обсуждение планов на текущий год и определение задач по построению моделей ракет
1.1. История ракетостроения. Проекты ракетопланов Ф.А Цандера, Б.И. Чернавского, С.П. Королева, В.Ф.
Болховитинова, А.Я. Березняка и А.М. Исаева. Современные ракетопланы. 1.2.-1.4. Технические требования к моделям
ракетопланов84А.
Теория. Изучение чертежей ракетопланов и их компоновка. Применяемые материалы и технологическая оснастка для изготовления ракетопланов. Изучение конструкции крыла и систем его открытия. Система принудительной посадки при завершении полета.
Практика. Выбор конструкции ракетоплана для изготовления.
1.5.-1.10. Практические занятия. Изготовление узлов и агрегатов по различным технологическим схемам с применением специальной технологической оснастки. Изготовление обтекателей для двигательных отсеков на токарном станке. Стапельная сборка узлов и агрегатов ракетоплана. Сборка ракетоплана, нанесение маркировки и регулирование планирующего полета.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения
Знания
Ценности
Читают чертежи. Изготавливают узлы и агрегаты по различным технологическим схемам. Владеют приемами
Имеют представление об истории ракетостроения. Знают:
- технические требования к моделям ракетопланов84А;
Осознают:
- необходимость выполнять правила техники
Теория. Изучение различных схем конструкции ротошута. Выбор
наиболее предпочтительных схем для изготовления. Изучение чертежей ротошута и его компоновка. Изучение схем раскрытия лопастей и узлов вращения ротора. Изучение влияние угла атаки установки лопастей на скорость вращения ротора и скорость снижения. Выбор направления вращения ротора (теоретическое обоснование).
Практика. Просмотр и обсуждение фотографий соревнований с ротошутами и.
2.5.-2.10. Практические занятия. Изготовление корпуса ротошута по чертежам и технологии изготовления модели ракеты S6A. Разметка лопастей и их вырезание. Обработка лопастей по контуру и их профилирование. Изготовление деталей узла вращения ротора и его сборка. Закрепление лопастей к узлу вращения, установка угла атаки лопастей и балансировка ротора. Сборка ротора с корпусом ракеты.
Таблица 2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Читают чертежи. Изготавливают детали по чертежам. Осуществляют сборку моделей класса S9A. | Знают: -технологию изготовления деталей по чертежам; - технологию сборки моделей класса S9A. | Испытывают потребность в техническом творчестве. Проявляют внимание, целеустремленность. Осознают: - значение теории для |
обработки деталей на токарном станке. Осуществляют:
безопасности труда и запуска моделей.
Обладают способностью:
- к адекватной самооценке. Осознают:
Одноступенчатые и двухступенчатые модели ракет. Изучение чертежей моделей ракет и их компоновка. Применяемые материалы и технологическая оснастка для изготовления моделей ракет. Вещества, используемые для создания облака при фиксировании высоты модели.
3.3.-3.10. Практические занятия. Изготовление шпангоутов для двигательного отсека с помощью специальных шаблонов. Изготовление двигательного отсека в соответствии с чертежом. Изготовление корпуса ракеты и головного обтекателя по технологии с применением технологической оснастки для модели ракеты S6A. Сборка корпуса с двигательным отсеком на специальном стапеле. Технический контроль модели на соответствие технических требований. Снаряжение модели системой спасения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Таблица 3
Умения | Знания | Ценности |
Читают чертежи. Изготавливают детали по чертежам. Осуществляют: | Знают: -технологию изготовления деталей по чертежам; - технологию сборки моделей ракеты S1A.. | Испытывают потребность в техническом творчестве. Проявляют внимание, целеустремленность. Осознают: |
получения планируемого результата;
- влияния качества работы в процессе создания модели на желаемый результат
Теория. Правила стендовой оценки копий ракет. Оценка копий на
реализм полета.
Практика. Просмотр фотографий копий ракет. Выбор масштаба и правила разработки рабочей документации моделей.
Знакомство с документацией и построенными учащимися копиями объединения. Выбор прототипа для изготовления модели ракеты. Разработка рабочей документации копий - ракет, технологических процессов и чертежей технологической оснастки.
Изготовление узлов и деталировки для двух образцов модели (один образец для S5 и второй для S7) с использованием технологической оснастки, изготовленной в ракетомодельном объединении.
4.16-4.23. Практические занятия. Конструирование модели - копии. Сборка копий ракет. Окраска копий ракет и нанесение рисунков и маркировочных надписей. Изготовление систем спасения модели. Комплектование папки с рабочей документацией для стендовой оценки на соревнованиях (чертежи прототипа, чертежи модели, фотографии).
Таблица 4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Читают чертежи. Разрабатывают рабочую документацию копий - ракет, технологических процессов и чертежей технологической оснастки. Изготавливают: -
узлы и деталировку для образцов модели; -
систему спасения. Осуществляют: -
сборку модели ракеты S5 и S7. | Знают: -технологию изготовления деталей по чертежам; - технологию сборки моделей ракет S5 и S7. | Испытывают потребность в техническом творчестве. Проявляют внимание, целеустремленность. Осознают: |
Таблица 5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
Умения | Знания | Ценности |
Осуществляют тренировочные запуски ракет. Участвуют в соревнованиях. | Знают правила соревнований по судомодельному спорту. | Испытывают потребность к самореализации посредством участия в соревнованиях. |
Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за год. Анализ достижений в соревнованиях. Присвоение спортивных разрядов учащимся. Итоговая диагностика.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАКЕТОМОДЕЛИРОВАНИЕ»
(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Таблица 1
№ П/ п | Наименование раздела | Форма занятий | Методы и приемы обучения | Дидактическое обеспечение образовательного процесса | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Учебное занятие | Словесные: рассказ, беседа, инструктаж. Наглядные: демонстрация | Инструкции по безопасности труда. Фотографии. | |
2. | Одноступенчата я модель ракеты Б6а | Учебные и практически е занятия | Работа с источниками информации. Демонстраци я, консультация, инструктаж. Практическая работа. | Бумага, бальса, липа, пенопласт, карандаш клеящий «erichkrause», клей пва, клей эпоксидный, растворитель. | Лист оценки уровня освоения дополнительно й образовательно й программы |
3. | Одноступенчата я модель ракеты Б3а | Учебные и практически е занятия | Работа с источниками информации. Демонстраци я, | Бумага, бальса, липа, пенопласт, карандаш клеящий «erichkrause», клей | Лист оценки уровня освоения дополнительно й |
| | | консультация, инструктаж. Практическая работа. | пва, клей эпоксидный, растворитель. | образовательно й программы |
4. | Ленты (стриммеры) для моделей ракет s6a. | Учебные и практически е занятия | Демонстраци я, консультация, инструктаж. Практическая работа. Частично поисковый метод. | Плёнка лавсановая, скотч, стержень карбоновый диаметром 0,6 мм, нить. | Лист оценки уровня освоения дополнительно й образовательно й программы |
5. | Парашюты для моделей ракет класса s3а. | Практически е занятия | Практическая работа. Инструктаж, консультация. | Плёнка лавсановая, нитки капроновые, скотч, клей бф-2. | Наблюдение |
6. | Стартовое оборудование для запуска моделей ракет. | Учебные и практически е занятия | Практическая работа. Инструктаж, консультация. Рассказ, демонстрация | Пенопласт. Нихром диаметром 0,25 мм. | Наблюдение |
7. | Бортовая и наземная пиротехника. | Учебные и практически е занятия | Практическая работа. Инструктаж, демонстрация | Инструкции по безопасности труда. Пироэлементы. | Наблюдение |
8. | Метеорология и теория полёта моделей ракет. | Учебные занятия | Рассказ, демонстрация | Метеорологически е приборы | Наблюдение |
9. | Соревнования с моделями ракет | Практически е занятия | Практическая работа. | Модели ракет | Лист оценки уровня освоения |
| s6a и s3a. | | Инструктаж. Консультация | | дополнительно й образовательно й программы |
10. | Построение простейших моделей: планера, самолета с резиномотором. | Практически е занятия | Практическая работа. Инструктаж. Консультация | Пенопласт, древесина, нить, клей мастер. | Наблюдение |
11. | Соревнования по запуску простейших моделей. | Практически е занятия | Практическая работа. Инструктаж. Консультация | Простейшие модели: планеры, самолеты с резиномотором. | Наблюдение |
| Итоговое занятие | | | Грамоты | Лист оценки уровня освоения дополнительно й образовательно й программы |
Таблица 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАКЕТОМОДЕЛИРОВАНИЕ»
(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№ | Наименовани | Форма | Методы и | Дидактическое | Форма |
П/ | е раздела | занятий | приемы | обеспечение | подведения |
п | | | обучения | образовательног | итогов |
| | | | о процесса | |
| Вводное | Учебное | Рассказ, беседа | Инструкции по | |
| занятие | занятие | | безопасности | |
| | | | труда. | |
| | | | Лист оценки | |
| | | | уровня освоения | |
| | | | дополнительной | |
| | | | образовательной | |
| | | | программы | |
| Модель | Учебные и | Работа с | Бальса, сосна, | |
| ракетоплана | практически | источниками | береза, | |
| класса S4A. | е занятия | информации. | стеклоткань, | |
| | | Практическая работа. | проволока пружинная диаметром 0,5 | |
| | | Анализ | мм, | |
| | | информации. | Резина | |
| | | Объяснительноиллюстративны й метод. Репродуктивны й метод | авиамодельная, клей , «Циакрин», клей эпоксидный. | |
| Модели | Учебные и | Работа с источниками информации. Практическая работа. Анализ информации. Объяснительно- иллюстративны й метод. Репродуктивны й метод | Бумага, бальса, | Лист оценки |
| ротошута | практически е занятия | пенопласт, | уровня |
| класса S9A. | проволока | освоения |
| пружинная диаметром 0,5 мм, Трубки карбоновые различных диаметров, резина авиамодельная, клей эпоксидный, клей «Циакрин», клей ПВА. | дополнительно й образовательно й программы |
| Модель ракеты класса S1A (на высоту полёта). | Учебные и практически е занятия | Работа с источниками информации. Практическая работа. Объяснительноиллюстративны й метод. Репродуктивны й метод | Бумага, бальса, липа, пенопласт, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный, растворитель. | |
| Модели - копии ракет класса S5 (на высоту полёта) и S7 (на реализм полёта). Соревнования с моделями ракет. | Учебные и практически е занятия Практически е занятия | Работа с источниками информации. Практическая работа. Объяснительноиллюстративны й метод. Репродуктивны й метод. Частично поисковый метод. Практическая работа. Объяснительно иллюстративны й метод. | Бальса, липа, стеклоткань, бумага, ватман, нитрокраска, клей ПВА, клей «Циакрин», клей эпоксидный, плёнка лавсановая, ткань, стеклоткань. МоделиS1A; S3A; S4A; S6A; S5; S7; S9A. | Лист оценки уровня освоения дополнительно й образовательно й программы Лист оценки уровня освоения дополнительно й образовательно й программы |
|
| | Итоговое занятие | Беседа | | Лист оценки уровня освоения дополнительно й образовательно й программы |
СИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аксарова Т.Н., Новоселов С.А. Техническое творчество детей. Екатеринбург. Н- методический центр доп. Техн. Образования 1996.
-
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов Н\Д. Издательство «Феникс», 1999.
-
Горнова Г.Н., Новоселов С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие. Екатеринбург. Объединение «Дворец Молодежи». 1999.
-
Колотилов В.В. Техническое моделирование и конструирование. М. Просвещение. 1983.
-
Ключ на старт. Инфор. Бюл-нь Федерации ракетомодельного Спорта М Все для вас 2000.
-
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. М. Просвещение. 1988.
-
Правила проведения соревнований по ракетомодельному спорту в России, М. РОСТО. 1997.
-
Рожков В.С. Спортивные модели ракет. М. Издательство ДОСААФ СССР. 1987.
-
Рожков В.С. Строим летающие модели. М. Патриот. 1990.
-
Рожков В.С. Космодром на столе М. Машиностроение, 1999.
-
Sporting code: General regulations and special rules FAI. 2006.
- Ключ на старт . изд. ЦК ВЛКСМ «молодая гвардия» 1972
- Рожков В. С «Строим летающие модели» M/ Патриот 1990
1