СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Спортивная Аэробика"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы внеурочной деятельности, расчитанной на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Спортивная Аэробика"»

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 57 города Макеевки»





УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы_________Т.Я.Лемтюгова

пр. №310 « 27» августа 2021 г.







Программа

дополнительного образования

«Спортивная Аэробика»

на 2021-2022 учебный год







Возраст учащихся: 15-16 лет


Кузнецова Юлия Андреевна,

учитель физической культуры












МАКЕЕВКА

2021

Пояснительная записка

Спорт – возможный источник

самосовершенствования для

каждого человека.

Пьер де Кубертен

Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии, заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности танцевальной аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

Программа «Аэробика» составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС)

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 310 от 04.04.2016 г.);

  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793);

  4. Требования к программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 392 от 11.08.2015 г.);

  5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей;

  6. Письмо МОН ДНР № 4144 от 09.09.2016 «О рекомендациях к ведению журнала планирования и учета работы кружка образовательной организации» и другие документы;

  7. Закона «О физической культуре и спорте», утверждённым постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24.04.15 г. №I-143П-НС;

  8. Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения, утверждённым постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 10.04.15 г. №I-123П-НС;

  9. Указа Главы Донецкой Народной Республики «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» Донецкой Народной Республики», с целью поэтапного внедрения Государственного физкультурно-спортивного комплекса (ГФСК «ГТО ДНР») в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в рамках воспитательной работы и совершенствования физической и спортивной подготовки обучающихся от 16 сентября 2016 г. №304;

  10. Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки №843 от 03.08.2016;

  11. Методический навигатор методического центра управления образования администрации города Макеевки «Организация кружковой работы в школе».


Направленность образовательной программы

Программа «Спортивная Аэробика» имеет физкультурно-спортивную направленность. В настоящее время занятия аэробикой популярны в молодежной и детской среде. Они привлекают эмоциональностью и созвучием современным танцам. Аэробика позволяет исключить монотонности исполнения движений, способствует развитию физических, эстетических качеств, укреплению здоровья. Благодаря занятиям по аэробике учащиеся быстрее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений

Элементы аэробики используются во время школьных и городских физкультурных мероприятий, а также для самостоятельных занятий дома.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.


Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой. Своеобразие аэробики определяется органическим соединением спорта и искусства, присутствием творческого компонента и фактора новизны, единством движения и музыки. Особой популярностью этот вид спорта пользуется среди детей, подростков и молодёжи, для которых выступление в соревнованиях, конкурсах, шоу-программах – принципиальный мотивационный фактор систематических занятий физической культурой.

Актуальность программы строится на всестороннем физическом развитии учащихся. Традиционные уроки физической культурой три раза в неделю не могут решить проблему двигательного «голода». Аэробика как система специально подобранных гимнастических, танцевальных упражнений, выполняемых под музыку фронтальным методом, решает эту проблему. В узком понимании, аэробика – это аэробные танцы, имеющие свою хореографию, принципы построения и свой стиль.

Педагогическая целесообразность заключается в способствовании дальнейшему физическому развитию тела, функциональному повышению работоспособности, совершенствованию координации и пространственной точности движений подростка, развитию творческого подхода к решению задач, совершенствованию навыков межличностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания, формированию умения ставить перед собой цели и достигать их, развитию морально-волевых качеств, овладению навыками саморегуляции.


Цели и задачи программы



Целью программы является укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей ребенка путем его привлечения к систематическим занятиям физической активностью и к участию в спортивных соревнованиях различного уровня; формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по аэробике как основы для формирования у детей и молодежи стремления к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

Образовательные:

  • привить навык правильной осанки;

  • научить ориентироваться в пространстве зала;

  • овладеть знаниями о пользе занятий, о значении физических упражнений и технике их выполнения, о способах построения на занятиях, названии и назначении спортивного инвентаря, правилах его сбора и хранения,

  • овладеть элементами аэробики;

  • научить детей работе со спортивным инвентарем;

  • овладеть техникой выполнения движений танцевальной аэробики;

  • овладеть техникой выполнения движений степ-аэробики;

  • овладеть знаниями о способах перестроения в композициях;

  • освоить исполнение соревновательных композиций с помощью изученных движений;

  • расширить двигательный опыт детей посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладения новыми движениями с повышенной координационной сложностью;

  • повысить двигательную активность детей.

Развивающие:

  • содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

  • развивать и совершенствовать специальные физические качества – координацию, быстроту, ловкость, гибкость, прыгучесть, выносливость, скоростно-силовые качества;

  • развивать внимание, волю, память, мышление;

  • развивать чувство ритма;

  • раскрыть творческие способности ребенка.

Воспитательные:

  • воспитать потребность в здоровом образе жизни, физических упражнениях;

  • повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

  • сформировать внутреннюю и внешнюю культуру воспитанников, положительное отношение к искусству аэробики;

  • повысить работоспособность;

  • воспитать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость;

  • воспитать положительные личностные качества, способность к сопереживанию, взаимопомощи, взаимоподдержке; умение выстраивать доброжелательные отношения со сверстниками;

  • воспитать умение работать в команде.

Оздоровительные:

  • укрепление физического здоровья, повышение стрессоустойчивости, устойчивости к заболеваниям;

  • укрепление дыхательной и кардио систем;

  • нормализация деятельности вестибулярного аппарата.


Отличительные особенности Программы

Данная программа модифицирована. Программа предусматривает овладение всеми видами аэробики, как средством для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира.

Музыкальное сопровождение во время занятий является одним из сильнейших возбудителей эмоций человека. Ее воздействие активизирует у занимающихся физиологические и психологические функции:

-снижается ЧСС;

-повышается обмен веществ и активизируется работа внутренних органов;

-улучшается настроение занимающихся;

-помогает бороться с однообразием.

В сочетании с физическими упражнениями музыка создает положительный эмоциональный фон, диктует темп выполнения упражнения. Музыкальное сопровождение должно быть органично связано с движениями, и при подборе необходимо учитывается количество акцентов в минуту (ударных долей такта).

110-130 акцентов в минуту - аэробику для начинающих.

140-160 акцентов в минуту - для подготовленных.

100-120 акцентов в минуту - для работы в партере.

80-90 акцентов в минуту - стрейчинг, расслабление.

За основу были взяты программы:

  • Черникова Я.В. Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Аэробика» возраст обучающихся – 5-18 лет (срок реализации – 6 лет).

  • Слуцкер О.С., Полухина Т.Г., Козырев В.С., Программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес – аэробики.

  • Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 10-11 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 131 с.


Возраст учащихся

Программа рассчитана на детей в возрасте 15-16 лет (10-11 классы). Группа в составе 12 учащихся была набрана по желанию родителей и учащихся для развития физкультурно-спортивного воспитания.



Срок реализации программы

Программа «Спортивная Аэробика» рассчитана на 1 год. Недельная нагрузка – 2 часа.

Год обучения

Всего часов

Теория

Практика

1

78

4

74



Формы и режим занятий

Форма организации занятий – групповая. Используется индивидуальная форма занятий согласно учебно-тематическому плану. В группу принимаются учащиеся с разной физической подготовкой. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.

Занятия отвечают определённым требованиям:

  1. требования к подбору музыки;

  2. требования к подбору движений;

  3. доступность музыкально - ритмических упражнений;

  4. контролю над самочувствием обучающихся в период занятий;

  5. определённому уровню общения педагогов с детьми.

  6. дозированная нагрузка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 1 часу).

Дни и часы занятий:

Вторник: 16.00-17.00

Четверг: 16.00-17.00


Ожидаемые результаты


По окончании обучения воспитанники должны 

Знать:

  • историю аэробики;

  • основные элементы классической аэробики;

  • правила составления мини-комплексов аэробики;

  • простые приёмы оказания первой помощи при травмах.

  • названия танцевальных направлений.

Уметь:

  • выполнять базовые шаги и их вариации;

  • составлять связку, используя базовые шаги;

  • выполнять комплекс упражнений на основные группы мышц;

  • иметь развитые физические качества: координация, сила, общая выносливость, гибкость, равновесия согласно возрастным нормам.


Формы подведения итогов в реализации дополнительной образовательной программы


Оценка уровня развития двигательных способностей осуществляется на основании тестирования:

  • силы мышц брюшного пресса - число подъемов корпуса из положения лежа;

  • силы мышц рук, плечевого пояса - по числу отжиманий от пола из упора лежа;

  • гибкости позвоночника - степень наклона вперед из положения сидя.

Проводятся занятия согласно методов:

  • практический (опробование, повторное упражнение);

  • наглядный (показ, демонстрация);

  • словесный (рассказ, объяснения);

  • видеометод ( просмотр видеоматериалов).

Итоговые занятия в конце учебной четверти

  1. Составление комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины) -1четверть.

  2. Составление несложной связки с использованием базовых шагов, комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины)- 2 четверть.

  3. Составление несложной связки с использованием базовых шагов с подбором музыки, стиля, комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины) -3 четверть.

  4. Составление несложной связки с использованием базовых шагов с подбором музыки, стиля, комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины) с увеличением рычага - 4 четверть.


Учебно – тематический план


Раздел

Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Прак

тика

1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка.


4

4


Комплектование группы


1


Комплектование группы


1


Планирование программы на год


1


Сбор материалов об учащихся. Вводный инструктаж по охране труда. Ознакомление с работой кружка.


1



2. Общая физическая подготовка


19

в процессе занятий

19

Упражнения на развитие правильной осанки


2

Ритмическая гимнастика


3

Упражнения на развитие гибкости (стретчинг).


3

Силовые упражнения для ног


2

Скипинг. Упражнения со скакалкой


2

Силовые упражнения для шеи и спины.


1

Силовые упражнения для пресса


2

Силовые упражнения для рук


2

Элементы строевой подготовки


2

3. Специальная физическая подготовка


23

в процессе занятий

23

Базовые шаги аэробики

3

3

Классическая аэробика.

3

3

Степ-аэробика

3

3

Фитбол-аэробика

3

3

Танцевальная аэробика

3

3

Аэробика силовой направленности

2

2

Шейпинг с гантелями

3

3

Стретчинг с элементами йоги

3

3

4.Хореографическая подготовка



24

24

в процессе занятий



Постановка танцевальной композиции в стиле «латино»

3

3

Отработка и совершенствование танцевальной композиции «Латино».

2

2

Постановка танцевальной композиции в стиле «Тай-бо».

3

3

Отработка и совершенствование танцевальной композиции Тай-бо.

2

2

Комплекс танцевальной аэробики в стиле hip-hop

3

3

Отработка и совершенствование музыкальной композиции hip-hop.

2

2

Комплекс танцевальной аэробики в стилем «bally dance»

3

3

Отработка и совершенствование танцевальной композиции «bally dance»

2

2

5.Оздоровительна аэробика


8

в процессе занятий

8

Коррекционные упражнения

2

2

«Йога»

3

3

Упражнения на Фит-болах

3

3

Дыхательная гимнастика Стрельникова

2

2

Аэробика с мячом

2

2

Всего:

78

4

74



Содержание программы

  1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка. Введение и ознакомление учащихся с направлениями работы кружка, комплектование группы. Техника безопасности.

  2. Общая физическая подготовка. Научить детей управлять движениями рук, ног, головы в различных направлениях и в различных темпах. Упражнения на преодоление собственного веса: для мышц верхнего плечевого пояса (отжимание из различных положений, лазание по канату, продвижение в упоре лёжа 3-5 м) , для мышц туловища (упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стене и матах), для мышц нижних конечностей (приседания и полуприседы на одной и двух ногах).

  3. Специальная физическая подготовка. Комплекс базовой аэробики. Комплекс базовой аэробики состоит из упражнений на все группы мышц, при этом широко применяются отягощения, скакалки, мячи. Аэробика низкой интенсивности с применением простых по координации движений. Интенсивность занятий – умеренная с ЧСС от 120-135 уд/мин. Беговые упражнения чередуются с ходьбой. Аэробика высокой интенсивности вызывает увеличение пульса до 150-160 ударов в минуту. В ней содержится большое число беговых и прыжковых движений, повышается темп их выполнения.

  4. Хореографическая подготовка.Беговые и прыжковые упражнения (джогинг). Танцевальные упражнения (Russian Folk), зажигательная русская пляска, Latin Dance зaжигaтeльныe латиноамериканские танцы, Hip-hоp танец негритянских кварталов, Интервальная тренировка с использованием оборудования (утяжелители, скакалки, мячи). Постановка танцевальной композиции в стиле «латино», «Тай-бо», hip-hop, «bally dance».

  5. Оздоровительная аэробика. Оздоровительная аэробика, являющаяся одним из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой, не ставит перед занимающимися спортивных целей и направлена на общее оздоровление и укрепление организма. Также как и прикладная аэробика, которая получила распространение в лечебной физкультуре, производственной гимнастике и в различных рекреационных мероприятиях. Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация).

Методическое и материально-техническое

обеспечение программы


Для реализации программы необходимо иметь:

  1. спортивный зал;

  2. раздевалка для обучающихся;

  3. колонка;

  4. флешноситель;

  5. гимнастические коврики;

  6. гантели;

  7. гимнастические мячи;

  8. скакалки;

  9. мячи;

  10. маты.

Список использованной литературы 

  1. Воронина Е.А. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ. ‒ URL: http://sheksna.edu35.ru/index.php/documents/37-2012-12-20-11-21-58/1050---l------r.html (24.06.14)

  2. Воронина Е.А. Проектирование дополнительных общеразвивающих программ в современном нормативном правовом поле. ‒ URL: http://viro.edu.ru/istochnik/index.php/dopolnitelnoe-obrazovanie/113-proektirovanie-dopolnitelnykh-obshcherazvivayushchikh-programm-v-sovremennom-normativnom-pravovom-pole (01.04.2015)

  3. Каргина З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей ‒ «Внешкольник». ‒ 2006. ‒ № 5.

  4. Косарева Е.П. Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в УДОД / Е.П. Косарева // Дополнительное образование и воспитание. ‒ 2008. – № 12. – С. 9-14.

  5. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. 2-е издание. – М: 1994.

  6. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 10-11 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 131 с.

  7. Слуцкер О.С., Полухина Т.Г., Козырев В.С., Программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес – аэробики.

  8. Филиппова Ю.С. Оздоровительная аэробика. Методическое пособие. – Новосибирск, 1995.

  9. Черникова Я.В. Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Аэробика» возраст обучающихся – 5-18 лет (срок реализации – 6 лет).


Интернет ресурсы:

  1. http://fitnesa.net/

  2. http://www.biogimnastika.ru/


Литература для учителя

  1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. Под ред. Мякинченко Е.Б. и Шестакова М.П. М., 2002.

  2. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики. Учебное пособие. – Волгоград: Из-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. – 124 с. – (Серия «Современные оздоровительные технологии»).

  3. Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6

  4. Классическая аэробика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Морозова, Т.И. Мельникова, О.П. Виноградова; Сев. ‑ Зап. ин-т управления – филиал РАН‑ ХиГС. – Казань: Изд-во «Бук», 2017. – 102 с. ‒ URL: https://bukbook.ru/media/files/book/book/Morozova%2C_Mel'nikova%2C_Vinogradova_-_Klassicheskaya_aerobika.pdf (06.04.2020)

  5. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учеб.пособие / Е. С. Крючек. – М.: Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001. – 64 с.

  6. Лисицкая Т. С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе // «Спорт в школе». – 2009. – № 19. ‒ URL: http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200901906 (13.03.2016).

  7. Лисицкая Т. С. Принципы оздоровительной тренировки / Т. С. Лисицкая // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 8. – С. 6–14.

  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

  9. Образовательная программа «Фитнес-аэробика»: для системы дополнительного образования студентов, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие / сост. С. А. Яшина. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 60 с.

  10. Стретчинг – что это такое в фитнесе: полное руководство по направлению вида спорта.  – Режим доступа: https://force-man.ru/trenirovki/programmy-trenirovok-i-rekomendacii/367-stretching-chto-eto-takoe-v-fitnese-polnoe-rukovodstvo-po-napravleniyu-vida-sporta.html (06.04.2020).

  11. Теория и методика физической культуры дошкольников/ Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н. Пономарёва. СПб, «Детство пресс, М, ТЦ «Сфера» 2008. - 656 с.

  12. Цацулин П.В. «Растяжка расслаблением» – М.:АСТ, Астрель, 2008. – 56 с.

  13. Что такое стретчинг?  – Режим доступа: https://www.buildbody.org.ua/aerobika/stretching (08.04.2020).

  14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

  15. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2004.


Интернет ресурсы для учащихся и родителей

  1. Базовые шаги классической и степ-аэробики. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=Bd1-hj7-WYo&feature=emb_logo (09.04.2020).

  2. Виды аэробики – классификация тренировок и основных упражнений в фитнессе. – Режим доступа: https://ydoo.info/qa/vidy-aerobiki.html (09.04.2020).

  3. Классическая аэробика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Морозова, Т.И. Мельникова, О.П. Виноградова; Сев. ‑ Зап. ин-т управления – филиал РАН‑ ХиГС. – Казань: Изд-во «Бук», 2017. – 102 с. ‒ URL: https://bukbook.ru/media/files/book/book/Morozova%2C_Mel'nikova%2C_Vinogradova_-_Klassicheskaya_aerobika.pdf (06.04.2020)

  4. Основные шаги классической аэробики. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=RpTHStuw5xI&feature=emb_logo (09.04.2020).

  5. Стретчинг – что это такое в фитнесе: полное руководство по направлению вида спорта. – Режим доступа: https://force-man.ru/trenirovki/programmy-trenirovok-i-rekomendacii/367-stretching-chto-eto-takoe-v-fitnese-polnoe-rukovodstvo-po-napravleniyu-vida-sporta.html (06.04.2020).

  6. Что такое стретчинг? – Режим доступа: https://www.buildbody.org.ua/aerobika/stretching (08.04.2020).

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!