СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования - студия «Декор»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования - студия «Декор»»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20





Принято на заседании

педагогического совета

от «___»__________20­­___г.

Протокол №___________ «____»______________20___г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №20

_____________ /Т. А. Ляпина/

«_____»____________20___г.











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

 Программа художественно - эстетической направленности

«Студия - Декор»


Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год




Составитель:

педагог дополнительного образования

Быкова Светлана Юрьевна,

первая квалификационная категория














п. Баранчинский

2020 г




Комплекс основных характеристик:

Пояснительная записка.

Направленность программы – художественно-эстетическая .

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.

Предлагаемая программа направлена:

- на ознакомление и развитие различных промыслов по декоративно – прикладному творчеству;

- на воспитание всесторонне развитой творческой личности.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста.

Возрастными психофизическими особенностями детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с 5-6 класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Указание на соответствие ОП нормативным правовым актам и государственным программным документам.

Программа кружка «Студия-Декор» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция);

О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16

Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16

Устав МАОУ СОШ №20.

Отличительные особенности

Основные отличия образовательной программы “Декор” от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

-целевая направленность;

- программа разработана для внеклассных занятий;

-комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства;

-опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, ИЗО;

-использование технологий дифференцированного обучения;

Основные принципы построения программы:

  • постепенность и последовательность;

  • доступность и систематичность;

  • наглядность и достоверность;

  • активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;

  • комплексное освоение материала;

  • преемственность;

  • результативность;

  • индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Адресат программы.

Программа предназначена для детей 11 -12 лет.

Условия набора. В студию по изобразительному искусству принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Количество учащихся. В группе 15-20 человек.

Режим занятий.

Занятия проводятся в 5-6 классах по 2 часа в неделю, 70 часов в год (в понедельник и пятницу, после уроков)

Объём и сроки освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Уровень программы - стартовый.

Формы обучения и виды занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия. В раздел практической работы входит и самостоятельная работа учащихся, как на занятии, так и в виде задания на дом. Длительность учебного часа для воспитанников – 40 минут.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Форма обучения – очная, возможность дистанционного обучения.

Формы подведения итогов реализации: тесты, анализ работ, взаимоанализ, выставки, участие в различных конкурсах.

Цель и задачи общеразвивающей программы.

Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, знакомство с традиционными русскими художественными промыслами и освоение техники простых элементов росписи с последующим самостоятельным составлением композиций.

Достижению поставленной цели способствует выполнение задач:

Обучающие:

- познакомить учащихся с интереснейшим видами декоративно –прикладного искусства, их историей, техникой исполнения, цветовой гаммой и правилами построения рисунка;
- углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках декоративно-прикладного искусства;

Развивающие:

- выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;

- способствовать разностороннему творческому развитию учащихся;
- целенаправленно развивать специальные изобразительные навыки и психологические качества ребенка.

- расширение творческого кругозора детей.

Воспитывающие:

- формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;

- воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;

- формирование эстетических знаний;

- формирование патриотических чувств ребёнка.

Средством достижения цели и задач декоративно-прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.


Содержание общеразвивающей программы.

Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий).

Учебный план.


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы, аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Разноцветные узоры.

15

7

8

Выставка работ

1.1.

Введение в курс. История орнамента. Виды орнаментов.

2

1

1

Анализ работ

1.2.

Круг. Центрический орнамент-розетка

3

1

2

Анализ работ

1.3.

Квадрат. Особенности композиции.

2

1

1

Взаимоанализ работ

1.4.

Тёплые и холодные цвета.

2

1

1

Анализ работ

1.5.

Тёмное и светлое в орнаменте.

2

1

1

Анализ работ.

1.6.

Орнамент на полосе. Цветовое чередование в орнаменте.

2

1

1

Тест

1.7.

Разноцветные узоры. Обобщение темы.

2

1

1

Выставка и презентация работ

2.

Изучение традиционных народных художественных промыслов России. Древние корни народного искусства.

35

10

25

Анализ работ

2.1.

Игрушка и ее история. Дымковские игрушки.

3

1

2

Анализ работ

2.2.

Дымковские узоры.

4

1

3

Анализ работ

2.3.

Дымковская барыня.

3

1

2


2.4.

Весёлое шествие дымковских игрушек

2

1

1

Выставка работ

2.5

Филимоновские свистульки. Разноцветные орнаменты.

6

1

5

Анализ работ.

2.6

Каргопольская игрушка. Элементы росписи.

6

1

5

Анализ работ

2.7

Цветочные узоры Полхов – Майдана.

6

2

4

Выставка работ

2.8.

Матрёшки

3

1

2

Анализ работ

2.9.

Народная любимица.

2

1

1

Анализ работ

3.

Декоративное искусство в современном мире.

14

1

13

Взаимоанализ работ

3.1.

Современное выставочное искусство

5

1

4

Анализ работ

3.2.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства.

5

1

4

Анализ работ

3.3.

Эскиз русского народного костюма.

2

1

1

Анализ работ.

3.4

Человек и мода.

2

1

1

Тест

4.

Участие в выставках.

6

1

5

Презентация работ

4.1

Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа

5

1

4

Взаимоанализ работ

4.2

Итоговая выставка.

1


1

Итоговая выставка. «Наше творчество»

Итого

70

15

55



Вся программа состоит из 4-х разделов:

  • разноцветные узоры (изучение и составление геометрических орнаментов);

  • изучение традиционных народных художественных промыслов России.

  • декоративное искусство в современном мире.

  • участие в выставках.

Каждый раздел начинается со знакомства с теоретическим материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ, так и при анализе задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.

Принцип подбора содержания программы - максимально дополнить и расширить знания и умения учащихся, получаемых во время уроков в 5-6 классах по изучению декоративно-прикладного искусства, а также расширить возможность их практического применения. Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);

  • репродуктивных (работа по образцам);

  • частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

  • исследовательские (чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства).

Содержание учебного тематического плана

1..Разноцветные узоры.


1.1 Введение в курс.

Теория. История орнамента. Виды орнаментов.

Практика. Изображение основных видов орнамента.


1.2.Круг. Центрический орнамент-розетка.

Теория. Правила построения орнамента. Орнаменты и их основные понятия.

Практика. Создание орнаментов - символов солнца.


1.3.Квадрат. Особенности композиции.

Теория. Правила построения орнамента. Орнаменты и их основные понятия. Связь орнаментов в быту.

Практика. Создание орнаментов-символов земли и воды.


1.4.Тёплые и холодные цвета.

Теория. Основные понятия теплых и холодных оттенков. Правила выбора цветовой гаммы. Дополнительные цвета.

Практика. Смешивание и получение цветовой гаммы. Рисунок в теплых и холодных оттенках цветовой гаммы.


1.5.Тёмное и светлое в орнаменте.

Теория. Основные понятия теплых и холодных оттенков. Правила выбора цветовой гаммы. Дополнительные цвета.

Практика. Смешивание и получение цветовой гаммы. Смешанные и дополнительные цвета. Выполнение рисунка «Мое настроение в цвете».


1.6.Орнамент на полосе. Цветовое чередование в орнаменте.

Теория. Правила построения орнаментов. Цветовое чередование в орнаментах.

Практика. Самостоятельное построение и цветовое оформление центрического орнамента из отрезков, линий и геометрических фигур.


1.7.Разноцветные узоры. Обобщение темы.

Теория. История орнаментов разных народов.

Практическое использование инструментов при построении орнамента

Практика. Откладывание отрезков заданной величины, нахождение центра окружности, построение окружностей заданного радиуса.

Самостоятельное построение и цветовое оформление центрического орнамента с разными сегментами.


1.2. Изучение традиционных народных художественных промыслов России.


2.1. Игрушка и ее история. Дымковские игрушки.

Теория. История дымковской игрушки.

Практика. Роспись собственной модели игрушки на бумаге.


2.2. Дымковские узоры.

Теория. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

Практика. Изображение и составление узоров на игрушке.


2.3. Дымковская барыня.

Теория. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности.

Практика. Лепка и роспись собственной модели игрушки.


2.4. Весёлое шествие дымковских игрушек.

Теория. Традиционные древние образы в современных народных игрушках.

Практика. Роспись собственной модели игрушки.


2.5 Филимоновские свистульки. Разноцветные орнаменты.

Теория. История филимоновской игрушки. Традиционные древние образы в современных народных игрушках.

Практика. Роспись собственной модели игрушки на бумаге.


2.6 Каргопольская игрушка. Элементы росписи.

Теория. История каргопольской игрушки. Традиционные древние образы в современных народных игрушках.

Практика. Роспись собственной модели игрушки на бумаге.


2.7 Цветочные узоры Полхов – Майдана.

Теория. История Полхов – Майданской росписи.. Традиционные древние образы в современных народных промыслах Полхов – Майдана.

Практика. Изображение шкатулок и деревянных изделий данной росписью


2.8. Матрёшки.

Теория. История появления русской матрешки.

Практика. Изображение русской матрешки в цвете.


2.9. Народная любимица. Древние корни народного искусства.

Теория. Краткие сведения из истории развития русских матрешек. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях.

Практика. Коллективная работа «Семья Матрешек».


.

3.Декоративное искусство в современном мире.


3.1. Современное выставочное искусство.

Теория. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современный сувенир.

Практика. Изображение своего сувенира в любой из данных техник.


3.2. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства.

Теория. История Декоротивно-прикладного искусства.

Практика. Моделирование И создание современного костюма.


3.3. Эскиз русского народного костюма.

Теория.История русского народного костюма. Женский народный костюм. Мужской народный костюм.

Практика. Создание эскизов народного праздничного костюма


3.4. Человек и мода.

Теория. История моды. Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Современная одежда.

Практика. Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках. Создание одежды. Моделирование костюмов на листе бумаги.


4. Участие в выставках.


4.1 Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа

Теория. Народные традиции и праздники.

Практика. Изготовление панно.


4.2 Итоговая выставка.

Теория: Подведение итогов. Проектная деятельность. Выступление с проектом «Школа № 20 Наше творчество». Презентации работ учеников.

Практика: Творческая мастерская своих работ.


Планируемые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);

  • Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.





Оценка и контроль результатов

 

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Октябрь

Приобретение ЗУН при работе по составлению орнаментов.

Фронтальный опрос. Проведение выставки “Разноцветные узоры”.

Март

Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов росписи используемых в народных промыслах.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Осознанное использование элементов росписи и знание их названий.

Проведение выставки «Все краски жизни для тебя!» подведение итогов.

Май

Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов росписи используемых в народных промыслах.

Участие в выставке “Основы народного искусства”. Тестирование.

Видеопроекты.

 



Комплекс организационно-педагогических и аттестационных условий.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы.

Занятия проводятся в школе, где есть необходимое оборудование инвентарь, методическая литература для проведения занятий

- наличие светлого, просторного кабинета;

- водоснабжение (раковина и слив);

- наличие материалов необходимых для работы (краски, альбомы, кисточки, карандаши, ластик);

- наличие компьютера и проектора;

- шаблоны для рисования;

- наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;

Методическое обеспечение

- Схемы и плакаты освоения техники росписи.

- Наглядные пособия.

- Учебники.

Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасной работы.

- Инструкции по охране труда.


Информационное обеспечение:

Для всех учащихся, создана беседа в контакте под названием «Студия –Декор» по данному направлению«Школа №20 Наше творчество» https://vk.com/dobpo_6po


Кадровое обеспечение

Программа может реализовываться учителем ИЗО, имеющим среднее – специальное или высшее образование, без требований к уровню, профессиональной категории.


Формы аттестации

Способы проверки дополнительной образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- сдача итоговых творческих работ;

- участие в различных выставках, праздниках, конкурсах;

- участие в творческих встречах и выступление на линейке.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- выставки, праздники;
- участие в различных конкурсах школьного, районного, областного и международного масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и в апреле – мае. Выставки проводятся регулярно в учебных целях.









Список литературы:

Для педагога

  • Б.М. Неменский «Мудрость красоты», программа «Изоискусство и худ. труд». – М., «Просвещение», 2007г.

  • Н.М. Сокольникова «Основы живописи». – Обнинск, «Титул», 1996.

  • М. Сокольникова «Основы композиции». – Обнинск, «Титул». 1996.

  • Т.А. Копцева «Формирование образного восприятия». – М., 1990.

  • Е.И. Коротеева «Искусство и ты». – М., «Просвещение», 1997.

  • Журнал « Изобразительное искусство в школе». – М., 2005, все номера.

  • Журнал «Юный художник». Все номера.

  • Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке». – М., 2007.

  • Т. Копцева «Формирование образного восприятия цвета у школьников». – М., 2000.

  • художественно-графические материалы. (выполненные самим учителем)

  • Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) http://go.mail.ru/search?q=%F1%E0%E9%F2%FB+%EF%EE+%E8%E7%EE&fr=mrch&fr3=mailru

  • http://shteltn.ucoz.ru/load/programmy_po_izo/7

  • http://iso-muzika.ucoz.ru/

  • http://plotnikova.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie/rabochaja_programma_po_izo_b_nemenskij/3-1-0-170

  • http://www.school2100.ru/

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2017.


Цифровые образовательные ресурсы

http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html

http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html

http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html

http://nogschool4.my1.ru/publ/15-1-0-30

http://dou908.narod.ru/docs/8945a.htm

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862

http://www.allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=121657

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_83152.html

http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgos-0


Для учащихся:

Б.М. Неменский «Мудрость красоты», программа «Изоискусство и худ. труд». – М., «Просвещение», 2007г

Журналы «Юный художник» все выпуски.2018-2019г.(личная подписка)