Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Центр творчества детей и молодёжи»
Принята на заседании педагогического совета от «____» _______ 2022 г. Протокол № _____ | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «ЦТДМ» __________Фукс О.В. « »____________ 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театруля» объединения «Юный театрал»
Возраст обучающихся 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: Суняйкин Дмитрий Викторович, педагог дополнительного образования |
г. Славгород, 2022.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы……………………………………3 1.1. Пояснительная записка …………………………………… 3 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ………………………………5 1.3. Содержание программы ………………………………………………7 2. Комплекс организационно-педагогических условий ………………………10 2.1. Календарный учебный график ……………………………………………10 2.2. Условия реализации программы ………………………………………18 2.3. Формы аттестации ………………………………………………………...19 2.4. Оценочные материалы …………………………………………………19 2.5. Методические материалы ………………………………………………19 2.6. Список литературы ……………………………………………………….21
Приложение ………………………………………………………............22
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г);
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Актуальность
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.
Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Рассказы о театре
Актёрское мастерство
Сценическая речь
Постановка спектакля
Вид ДООП: Программа «Театруля» является модифицированной, обладает актуальностью, оригинальностью и новизной. За основу взята образовательная программа «Весёлая карусель» Сидоровой Млады Викторовны. Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Из данной программы мною взяты разделы «Актёрское мастерство», «Сценическая речь». Мною же в программу добавлены разделы «Рассказы о театре», «Постановка спектакля» таким образом, доля авторского материала составляет около 50 %.
Направленность ДООП:
Художественная
Адресат ДООП:
Старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-7 лет)
В возрасте 5-7 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.
Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.
Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.
Зачисление детей на программу осуществляется на основе свободного выбора, в соответствии с интересами и потребностями. Программу могут осваивать все желающие, без учета уровня стартовых знаний, умений. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 60 минут, с перерывом 10 минут. Количественный состав детей в группе - 10 -12 человек.
Срок и объем освоения ДООП:
1 год, 144 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1год, 144 педагогических часов;
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа.
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Базовый уровень |
Театр | 4 часа в неделю; 144 часа в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель дополнительной общеразвивающей программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Образовательные:
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие:
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- Развивать желание выступать перед родителями.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей
Ожидаемые результаты освоения программы.
Ребёнок должен знать:
- все основные виды театров;
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
- уметь сочинить рассказ от имени героя;
- уметь составлять диалог между сказочными героями;
- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.
1.3. Содержание программы «Театральный сундучок»
Базовый уровень (2 год обучения)
Таблица 1.1.1
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего |
1 | Рассказы о театре | 13 | 1 | 14 | Викторина/ опрос |
2 | Актёрское мастерство | - | 26 | 26 | Творческий показ/ наблюдение |
3 | Сценическая речь | 4 | 16 | 20 | Творческий показ/ наблюдение |
4 | Сценическое движение | | 22 | 22 | Творческий показ/ наблюдение |
5 | Постановка спектакля | 2 | 54 | 56 | Показ спектакля/ наблюдение |
6 | Воспитательная работа | 1 | 5 | 6 | Участие в мероприятиях/ наблюдение |
| Всего часов | 20 | 124 | 144 | |
Содержание дополнительной программа:
В содержание курса включены пять основных раздела:
Малышам о театре - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Актёрское мастерство – направлен на развитие актёрской игры, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Сценическая речь - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию.
Сценическая движение – объединяет упражнения и тренинги по развитию координации движений рук и ног; ритмики и пластики движений
Постановка спектакля – включает в себя всю работу над спектаклем: знакомство с пьесой и обсуждение, распределение ролей, репетиции спектакля (эпизоды, сводная, генеральная, прогонная), показ на зрителе.
Воспитательная работа – включает в себя мероприятия не входящие в учебную программу и нацелены на сплочение коллектива, знакомство и приобщение к традициям и имиджу объединения.
Рассказы о театре. 1.1. Тема. Вводное занятие: Теория: Что такое театр? Возникновение театра. 1.2. Тема: Кукольный театр Теория: Понятие: Кукольный театр. История кукольного театра. Виды кукол в кукольном театре. Взрослые играющие в куклы. Фрагменты кукольных спектаклей. 1.3. Тема: Драматический театр. Теория: Понятие «Драматический театр». Типы драматических театров. Демонстрация фрагменты драматических спектаклей для детей. 1.4. Тема: Музыкальный театр. Теория: Понятие «Музыкальный театр». Типы музыкальных театров и жанры. Демонстрация фрагментов музыкальных спектаклей для детей. 1.5. Тема: Кудесники театра. Теория: Рассказ о людях, работающих в театре. Театральные профессии: актёр, режиссёр, художник-декоратор, гримёр, осветитель, звукооператор. 1.6 Тема «Заглянем за кулисы». Теория: Виртуальная экскурсия по театральному зданию. 1.7 Тема: Повторение курса Практика: Викторина-презентация «Театральный лабиринт».
2. Актёрское мастерство. 2. 1. Тема: Актёрские тренинги. Практика: Проведение актёрских тренингов: «Зёрнышко», «Весёлое путешествие», «Детский сад», «В стране цветов», «Море», «Марионетки», «Больница», «Превращения», «Сказка», «Мульти-пульти» 2.2. Тема: Внимание. Практика: Упражнения на внимание: «Капитаны», «Птицы», «Не собьюсь» 2.3 Тема: Память. Практика: Упражнения на развитие памяти: «Мой день», «Предметы», «Угадай-ка». 2.4. Тема: Фантазия. Практика: Упражнение на развитие фантазии: «Сочиняем сказку». 2.5. Тема: Игры-драматизации. Практика: Проведение игр-драматизаций: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Золушка», «Красная шапочка», «Под Грибом», «Лиса и волк», «Маша и медведь».
3. Сценическая речь. 3.1. Тема: Роль слова в театре. Теория: Для чего нужна речь в театре. Актёрская сценическая речь, её особенности. 3.2. Тема: Артикуляция. Теория: Понятие: артикуляционный аппарат. Артикуляционная гимнастика Практика: Проведение артикуляционной гимнастики «Приключения язычка» 3.3. Тема: Дыхание. Теория: Понятие дыхание и голос. Роль дыхания в развитии речевого голоса. Практика: Упражнения по дыхательной гимнастике: «Мельница», «Дровосек», «Черепаха», «Марионетка». 3.4.Тема: Дикция. Теория: Голос и дикция. Роль дикции в актёрской профессии. Речевые дефекты. Практика: Дикционные разминки: «Укол», «8 позиций», « 3улыбки», 3.5. Тема: Итоговое занятие Практика: Творческий показ по сценической речи (артикуляция, дыхание, дикция)
4. Сценическое движение.
4.1. Тема: «Сценическое движение» Теория: Понятие «Сценическое движение». Виды сценического движения. Техника безопасности на занятиях. 4.2. Тема: Координация движений. Практика: Упражнения на развитие координации рук и ног: «1/4; ½; 1», «Однажды…», «Наша Таня», «Когда я стану великаном», «Молитва» 4.2. Тема: Ритмика. Практика: Упражнения на развитие ритмики: «Барабан», «Часы», «Мячик», «Металлофон», «Оловянные солдатики». 4.3. Тема: Пластика. Практика: Упражнения на развитие пластики: «Покраска», «Волна», «Змея»
5. Постановка спектакля. 5.1. Тема: Знакомство с пьесой. Теория: Понятия «Пьеса», «Автор». Чтение пьесы педагогом Практика: Обсуждение пьесы с детьми. 5.2. Тема: Распределение ролей в спектакле. Практика: Творческий кастинг на исполнение ролей через мини-этюды. 5.3. Тема: Репетиция отдельных эпизодов (сцен). Практика: Работа над эпизодами (сценами) спектакля. Мизансценирование. Импровизация. Наглядный показ педагога. Закрепление. 5.4. Тема: Сводная репетиция спектакля. Практика: Соединение эпизодов в целый спектакль. Музыкальное и художественное оформление. 5.5. Тема: Генеральная репетиция спектакля. Практика: Репетиция спектакля в костюмах и гриме, с художественным и музыкальным оформлением. Отработка последних замечаний режиссёра. 5.6. Тема: Прогон спектакля (чистый). Практика: Сдача спектакля руководству, просмотр актёрами не занятыми в спектакле, приглашёнными. 5.7. Тема: Показ спектакля на зрителе Практика: Показ спектакля зрителям. Анализ спектакля. Повторные выступления.
6. Воспитательная работа. 6.1. Тема: «Огонёк знакомств».
Цель: Организация начала учебного года
. Содержание: Знакомство с новичками. Обсуждение планов на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Театр-экспромт.
6.2. Тема: «Посвящение в студийцы».
Цель: Сплочение коллектива и поддержка его традиций
Содержание: Театрализованный ритуал посвящения в студийцы. Капустник. Чаепитие. 3. Тема: «День театра».
Цель: Сплочение коллектива и развитие его творческого роста.
Содержание: Театральный капустник «Весь мир – театр». Чаепитие.
2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2022-31.05.2023 |
Промежуточная аттестация | Декабрь 2022 |
Итоговая аттестация | Май 2023 |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | | Беседа, Импровизация | 1 | «Огонёк знакомств» (рассказ о кружке, прослушивание, инструктаж по ТБ, театр-экспромт) | СОШ | Входной |
2 | | | | Беседа Импровизация | 1 1 | Рассказы о театре: Вводное занятие: «Что такое театр?» Акт-ское маст-во: Актёрский тренинг «Зёрнышко» | СОШ | Текущий |
3 | | | | Беседа | 1 | Сценическая речь: Роль слова в театре. Сцен. движение: Понятие, виды | СОШ | Текущий |
4 | | | | Беседа Тренинг | 1 1 | Рассказы о театре: Возникновение театр Актёрское маст-во: Внимание. «Капитаны» | СОШ | Текущий |
5 | | | | Мастер-класс Тренинг | 1 1 | Сценическая речь: Артикуляция. Сценическое движение: Ритмика: «Оловянные солдатики» | СОШ | Текущий |
6 | | | | Беседа Рассказ детей | 1 1 | Рассказы о театре: Кукольный театр. Понятие и история Актёрское маст-во: Память. «Мой день» | СОШ | Текущий |
7 | | | | Мастер-класс Тренинг | 1 1 | Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика Сценическое движение: Пластика: «Волна» | СОШ | Текущий |
8 | | | | Традиционный праздник | 2 | «Посвящение в студийцы» Торжественный ритуал посвящения. Капустник. Чаепитие | СОШ | Текущий |
9 | | | | Вводное занятие Чтение педагога, беседа | 1 1 | Сценическая речь: Дыхание и голос. Постановка спектакля: Знакомство с пьесой | СОШ | Текущий |
10 | | | | Тренинг Импровизация | 1 1 | Сценическое движение: Координация рук: «Молитва» Постановка спектакля: Распределение ролей в сказке | СОШ | Текущий |
11 | | | | Рассказ детей Инсценировка | 1 1 | Актёрское маст-во: Фантазия. «Сочиняем сказку» Постановка спектакля: Репетиция сказки (1 эпизод) | СОШ | Текущий |
12 | | | | Беседа Инсценировка | 1 1 | Рассказы о театре: Виды кукольного театра (перчаточные и тростевые) Постановка спектакля: Репетиция сказки (2 эпизод) | СОШ | Текущий |
13 | | | | Вводное занятие Инсценировка | 1 1 | Сценическая речь: Дикция Голос и дикция. Постановка спектакля: Репетиция сказки (1-2 эпизоды) | СОШ | Текущий |
14 | | | | Тренинг Инсценировка | 1 1 | Сценическое движение: Ритмика: «Оловянные солдатики» (повтор) Постановка спектакля: Репетиция сказки (3 эпизод) | СОШ | Текущий |
15 | | | | Импровизация Инсценировка | 1 1 | Актёрское маст-во Актёрский тренинг «Весёлое путешествие» Постановка спектакля: Репетиция сказки (1-3 эпизоды) | СОШ | Текущий |
16 | | | | Беседа Инсценировка | 1 1 | Рассказы о театре: Виды кукольного театра (марионетки и театр теней) Постановка спектакля: Репетиция сказки (4 эпизод) | СОШ | Текущий |
17 | | | | Тренинг Инсценировка | 1 1 | Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика Постановка спектакля: Репетиция сказки (1-4 эпизоды) | СОШ | Текущий |
18 | | | | Инсценировка | 1 | Сцен. движение: Пластика: «Волна» (повтор) Постановка спектакля: Репетиция сказки (5 эпизод) | СОШ | Текущий |
19 | | | | Инсценировка | 2 | Постановка спектакля: Сводная репетиция (1-5 эпизоды) | СОШ | Текущий |
20 | | | | Инсценировка | 1 | Постановка спектакля: Генеральная репетиция | СОШ | Текущий |
21 | | | | Инсценировка | 1 | Пост. спектакля: Прогонная репетиция | СОШ | Текущий |
22 | | | | Выступление | 1 | Пост. спектакля: Показ сказки на утреннике в ДОУ | СОШ | Промежуточный |
23 | | | | Беседа Игра-драматизация | 1 1 | Рассказы о театре: Взрослые играющие в куклы Актёрское маст-во: Сказка «Колобок» | СОШ | Текущий |
24 | | | | Тренинг Тренинг | 1 | Сценическая речь: Дыхательная гимнастика Сцен. движение: Координация рук «Молитва» (повтор) | СОШ | Текущий |
25 | | | | Беседа Игра-драматизация | 1 1 | Рассказы о театре: Понятие «Драматический театр» Актёрское маст-во: Сказка «Заюшкина избушка» | СОШ | Текущий |
26 | | | | Тренинг Тренинг | 1 | Сценическая речь: Работа над дикцией Сцен. движение: Ритмика: «Ипподром» | СОШ | Текущий |
27 | | | | Беседа Игра-драматизация | 1 | Рассказы о театре: «Типы драматический театр» Актёрское маст-во: Сказка «Теремок» | СОШ | Текущий |
28 | | | | Тренинг Тренинг | 1 | Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика Сцен. движение: Пластика: «Змея» | СОШ | Текущий |
29 | | | | Беседа Игра-драматизация | 1 | Рассказы о театре: «Кудесники театра» (актёр, режиссёр) Актёрское маст-во: Сказка «Репка» | СОШ | Текущий |
30 | | | | Тренинг Тренинг | 1 | Сценическая речь: Дыхательная гимнастика Сцен. движение: Координация рук «Молитва» | СОШ | Текущий |
31 | | | | Беседа Игра-драматизация | 1 1 | Рассказы о театре: «Кудесники театра» (художник, гримёр) Актёрское маст-во: Сказка «Золушка» | СОШ | Текущий |
32 | | | | Тренинг Тренинг | 1 1 | Сценическая речь: Работа над дикцией Сцен. движение: Ритмика: «Ипподром» | СОШ | Промежуточный |
33 | | | | Беседа Игра-драматизация | 1 1 | Рассказы о театре: «Кудесники театра» (осветитель, звукооператор) Актёрское маст-во: Сказка «Красная шапочка» | СОШ | Текущий |
34 | | | | Тренинг Тренинг | 1 1 | Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика Сцен. движение: Развитие пластики: «Змея» (повтор). | СОШ | Текущий |
35 | | | | Видео-презентация Игра-драматизация | 1 | Рассказы о театре: «Заглянем за кулисы» (Виртуальная экскурсия по театральному зданию) Актёрское маст-во: Сказка «Под грибом» | СОШ | Текущий |
36 | | | | Тренинг Тренинг | 1 | Сценическая речь: Дыхательная гимнастика Сцен. движение: Ритмика: «Барабан» | СОШ | Текущий |
37 | | | | Викторина Игра-драматизация | 1 1 | Рассказы о театре: Повторение курса. Актёрское маст-во: Сказка «Лиса и волк» | СОШ | Текущий |
38 | | | | Тренинг Тренинг | 1 1 | Сценическая речь: Работа над дикцией Сцен. движение: Пластика: «Покраска» | СОШ | Текущий |
39 | | | | Игра-драматизация Тренинг | 1 1 | Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика Актёрское маст-во: Сказка «Маша и медведь» | СОШ | Текущий |
40 | | | | Тренинг Тренинг | 1 1 | Сценическая речь: Дыхательная гимнастика. Сцен. движение: Координация рук и ног: «Однажды» | СОШ | Текущий |
41 | | | | Импровизация Тренинг | 1 1 | Актёрское маст-во: «Детский сад» Сценическая речь: Работа над дикцией | СОШ | Текущий |
42 | | | | Творческий показ | 2 | Сценическая речь: Итоговое занятие. | СОШ | Итоговый |
43 | | | | Импровизация Тренинг | 1 | Актёрское маст-во: Внимание. «Птицы». Сцен. движение: Ритмика: «Металлофон». | СОШ | Текущий |
44 | | | | Тренинг Чтение педагога, беседа | 1 | Актёрское маст-во: Память. «Предметы». Постановка спектакля: Знакомство с новой пьесой | СОШ | Текущий |
45 | | | | Тренинг Импровизация | 1 1 | Сцен. движение: Пластика: «Покраска». Постановка спектакля: Распределение ролей в постановке | СОШ | Текущий |
46 | | | | Импровизация Драматизация | 1 1 | Актёрское маст-во: «В стране цветов». Постановка спектакля: Репетиция сказки (1 сцена) | СОШ | Текущий |
47 | | | | Тренинг Драматизация | 1 1 | Сцен. движение: Координация рук «Однажды» Постановка спектакля: Репетиция сказки (2 сцена) | СОШ | Текущий |
48 | | | | Тренинг Драматизация | 1 1 | Актёрское маст-во: Внимание. «Не собьюсь» Постановка спектакля: Репетиция сказки (1-2 сцены) | СОШ | Текущий |
49 | | | | Тренинг Драматизация | 1 1 | Сцен. движение: Координации рук и ног: «Когда я стану великаном» Постановка спектакля: Репетиция сказки (3 сцена) | СОШ | Текущий |
50 | | | | Тренинг Драматизация | 1 | Актёрское маст-во: Память. «Угадай-ка» Постановка спектакля: Репетиция сказки (1-3 сцены) | СОШ | Текущий |
51 | | | | Тренинг Драматизация | 1 1 | Сцен. движение: Координации рук и ног: «Когда я стану великаном» Постановка спектакля: Репетиция сказки (4 сцена) | СОШ | Текущий |
52 | | | | Импровизация Драматизация | 1 1 | Актёрское маст-во: «Море». Постановка спектакля: Репетиция сказки (1-4 сцены) | СОШ | Текущий |
53 | | | | Традиционный праздник | 2 | «День театра» (Капустник, чаепитие.) | СОШ | Текущий |
54 | | | | Тренинг Драматизация | 1 1 | Сцен. движение: Ритмика: «Ипподром». Постановка спектакля: Репетиция сказки (5 сцена) | СОШ | Текущий |
55 | | | | Драматизация | 2 | Постановка спектакля: Сводная репетиция сказки (1-5 сцены) | СОШ | Текущий |
56 | | | | Драматизация | 2 | Постановка спектакля: Генеральная репетиция сказки | СОШ | Текущий |
57 | | | | Драматизация | 2 | Постановка спектакля: Прогонная репетиция сказки | СОШ | Текущий |
58 | | | | Инсценировка | 2 | Постановка спектакля: (Показ в детсаду) | СОШ | Текущий |
59 | | | | Выступление | 2 | Постановка спектакля: (Показ в детском саду) | СОШ | Итоговый |
60 | | | | Импровизация Чтение педагога, беседа | 1 1 | Актёрское маст-во: «Марионетки». Постановка спектакля: Знакомство с фрагментами выпускного утренника | СОШ | Текущий |
61 | | | | Импровизация Импровизация | 1 1 | Актёрское маст-во: «Больница». Постановка спектакля: Распределение ролей в выпускном утреннике | СОШ | Текущий |
62 | | | | Импровизация Репетиция | 1 1 | Актёрское маст-во: «Превращения». Постановка спектакля: Репетиция выпускного (фр) | СОШ | Текущий |
63 | | | | Импровизация Репетиция | 1 1 | Актёрское маст-во: «Сказка». Постановка спектакля: Репетиция выпускного (фр) | СОШ | Текущий |
64 | | | | Импровизация Репетиция | 1 1 | Актёрское маст-во: «Мульти-пульти» Постановка спектакля: Репетиция выпускного (фр) | СОШ | Текущий |
65 | | | | Репетиция | 2 | Постановка спектакля: Репетиция выпускного (фр) | СОШ | Текущий |
66 | | | | Репетиция | 2 | Постановка спектакля: Репетиция выпускного (фр) | СОШ | Текущий |
67 | | | | Репетиция | 2 | Постановка спектакля: Репетиция выпускного (фр) | СОШ | Текущий |
68 | | | | Подготовка праздника | 2 | Постановка спектакля: Репетиция выпускного (фр) | СОШ | Текущий |
69 | | | | Подготовка праздника | 2 | Постановка спектакля: сводная репетиция выпускного | СОШ | Текущий |
70 | | | | Подготовка праздника | 2 | Постановка спектакля: генеральная репетиция выпускного | СОШ | Текущий |
71 | | | | Подготовка праздника | 2 | Постановка спектакля: прогонная репетиция выпускного | СОШ | Текущий |
72 | | | | Выступление | 2 | Постановка спектакля: Участие в выпускном празднике | СОШ | Текущий |
2.2. Условия реализации программы
Для реализации и организации воспитательно-образовательного процесса в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театруля» имеется ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие помещения - просторная, хорошо проветриваемое рекреация школы со свободной серединой и минисценой;
- кабинет для хранения костюмов, реквизита, методической литературы, документации, необходимого технического оборудования;
- стулья
- скамьи;
- реквизит, бутафория;
- костюмы театральные и карнавальные, маски и полумаски персонажей;
- парики,
- грим;
- проектор;
- компьютер;
- акустическая система;
- аудио файлы с записями музыки, стихов, сказок, песен, «театральных шумов»;
- видеофонд записей постановок театральной студии;
- альбомы с фотографиями;
-учебно - методические пособия, художественная литература, журналы «Я вхожу в мир искусств» с постановочным репертуаром
2.3. Формы аттестации
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
Входной контроль - прослушивание
Текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
Промежуточный контроль – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
Итоговый контроль – открытые занятия, спектакли.
2.4. Оценочные материалы
- Методика диагностики уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности (Приложение 1);
- Методика диагностики изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях
(Приложение 2);
- Тест «ЗАРД» (для родителей и педагогов) (Приложение 3).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Аналитическая справка, видеозапись, грамоты, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио, фото, отзывы о спектаклях, статьи и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, диагностическая карта, конкурсы и фестивали, семинары, спектакли, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник и др.
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение
Ведущий метод - художественная импровизация.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над речью, актёрские игры, работа над пьесой. Итогом деятельности объединения является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.
Методы обучения:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);
Методы воспитания:
-убеждение;
- поощрение;
- мотивация;
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая;
Формы проведения занятий:
игра
импровизация
тренинг
этюды и показы обучающихся
чтение педагога
беседы
просмотр видеофильмов
артикуляционная и дыхательная гимнастика;
репетиции
подготовка спектакля
Педагогические технологии:
- группового обучения,
- развивающего обучения,
- игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- коллективной творческой деятельности,
- здоровьесберегающие технологии
Алгоритм учебного занятия
Вводный этап: актуализация опорных знаний, мотивация ребят на работу, разминка тела (5 минут).
Основная часть занятия: беседы по теме, постановка этюдов, разыгрывание сценок, читка с обсуждением, игры, отработка инсценировки (20 минут).
Заключительный этап: оценка работы каждого ребёнка педагогом, рефлексия (5 минут).
2.6. Список литературы
Для педагога:
1. Боровик Т. А. «Инновационные технологии развития творческих способностей детей» М.: Педагог, 2014г. 2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: «Вако», 2011г. 3. Дроздов В. В. “Уроки театральной школы” М: ВЦХТ 2013г . 4. Савостьянов. Сценическая речь. Дикция и орфоэпия. М: ВЦХТ 2007г . 5. Поля Л. Я. «Театр сказок». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001г. 6. Фатеев С. «Театр в школе, дома и детском саду» М: ООО «Этрол» 2005г. 7. Мигунова Е. «Театральная педагогика в детском саду» М.; Просвещение, 1993г. 8. Царенко Л.И., Соловьёва Е.В., «Образование и театр», 2003г. 9. Миланович Л. «Театр для самых маленьких» М; Искусство , 1973г.
Для обучающихся: 1. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. 2. Бажина Н.Г., «О театре малышам» М., АРКТИ, 2011г. 3. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Л. Искусство 1986г. 4. Лаптева Е. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г. 5. Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Приложение 1
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности
Проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя полумаски героев.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы полумасок, мини декорациии.
Ход проведения.
1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает полумаски героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам.
3. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
4. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Педагог предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4.Педагог организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3.Педагог проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
Приложение 2
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Приложение 3
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. …….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах...................................................................
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................
14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации......................................................
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.