Муниципальное учреждение дополнительного образования
Чердаклинский Центр дополнительного образования
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
методического совета Директор МУ ДО ЦДО
от « ___» _______2022г. _________Терехина Л.А.
Протокол №____ «___»_________2022 год
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Социально - педагогической направленности
«Тимуровцы»
(уровень программы - стартовый)
Адресат программы – обучающиеся 8-15лет
Срок реализации – 1 год обучения
Программа разработана:
педагогом дополнительного образования
Захаровой Рано Хамрокуловной
с.Андреевка, 2022 г.
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ:
1.1.Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)
СанПин 2.4.4.3172-14 к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к Письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министества образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09 -3242)
Устава образовательной организации.
Актуальность программы
Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».
Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть волонтерского (тимуровского) движения, возрождаемого в нашей школе - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилые люди, дети- инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Тимуровцы и волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Но не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы, и что лежит в основе волонтерского движения.
Из истории тимуровского движения:
Тиму́ровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.
Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин, Московской Области. В городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. и состояла она из 6 тимуровцев.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллиона тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.
В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами.
Сегодня традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи пожилым, инвалидам, нуждающимся и др.
Аналогом данному движению является волонтерство.
Из истории волонтерского движения
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) волонтерской деятельностью занимается всего 1% населения. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Само понятие «волонтерство» в России не очень популярно, для нас актуальнее понятия взаимопомощи, взаимовыручки.
Вывод: Таким образом, и тимуровское, и волонтерское движения направлены на бескорыстную, безвозмездную помощь всем нуждающимся в ней. В основе этих движений лежит стремление участников сделать мир добрее, счастливее, радостнее. А от этого стать духовно и нравственно богаче самому. На это и направлена программа волонтерского движения «Тимуровцы».
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что интегрированы историко-патриотические, историко-краеведческие и духовно-нравственные направления, реализуемые через досуговую деятельность. Кроме того, расширено использование методов, форм и технологий, позволяющих детям и подросткам моделировать образцы собственного поведения. В процессе такой деятельности формируется активная гражданская позиция, нравственные и патриотические качества.
Отличительная особенность программы– характерные свойства, отличающие программу от подобных, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие и указывают на ее специфику.
Отличительная особенность программы «Тимуровцы» состоит в том, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого.
В последние годы заметно возрос интерес детей и педагогов к добровольчеству. На базах образовательных учреждений проводятся добровольческие акции: от сбора вещей для детских домов и субботников до широкомасштабной помощи пенсионерам дома .Но происходит это стихийно: от раза к разу. Поиск единомышленников — одна из важнейших причин любого вида деятельности. Идея создания заключается в поддержке и развитии добровольческого движения, в подкреплении его образовательным компонентом.
Цель программы
Возрождение благотворительности, воспитание доброты, чуткости и сострадания; формирование положительных качеств личности; социализация подростков.
Задачи программы:
Образовательные
обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим
подросткам лучше понимать себя;
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство с технологией проведения социальной акции и социальных дел;
обучение основам работы с различными видами информации;
формирование умений и навыков социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);
расширение знаний и представлений человека о себе, восприятие себя как социального субъекта;
формирование знаний общечеловеческих норм и ценностей (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов,) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.
Развивающие:
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
развитие уверенности в себе.
Воспитательные:
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты,
отзывчивости;
формирование потребности в ведении здорового образа жизни,
сохранении и укреплении здоровья.
Воспитание навыков ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус.
Ожидаемые результаты программы
В результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения учащиеся приобретут такие духовно-нравственные качества как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность.
Пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений.
Приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.
Будут расти гражданами своего Отечества, людьми уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.
Способы определения результативности.
Тестирования,
Наблюдения в процессе практической деятельности,
Анализа проведенных мероприятий,
Ведения портфолио отряда с фиксированием в нём всех достижений.
Творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентаций,
Награждение благодарственными письмами самых активных членов.
Оценивание знаний, умений, навыков осуществляется по трем уровням: высокий, средний, ниже среднего.
Уровень | Критерии оценивания теоретических навыков |
Ниже среднего | Работа по образцу. Учащийся выполняет творческое задание по образцу, предложенному педагогом и под руководством педагога. |
Средний | Работа по условию – выполнение практического задания, требующего творческой активности. |
Высокий | Работа по собственному замыслу – самостоятельная постановка цели и задач и поиск способов ее решения. |
Уровень | Критерии оценивания практических навыков |
Ниже среднего | Большая часть ответов удовлетворяет требованиям «среднего уровня», но в ответе обнаруживается отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся овладевает знаниями в объеме не менее 50 % |
Средний | Соответствие основным требованиям «высокого уровня», но допущены неточности в изложении понятий, объяснений, взаимосвязей; объем правильных ответов составляет 75 % |
Высокий | Наличие точных знаний по теме. |
Направленность программы
Социально-педагогическая направленность. Программа ориентирована на социальную адаптацию детей (в том числе детей с ОВЗ, детей группы «риска» и детей, находящихся в социально опасном положении), на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков.
Уровень освоения программы
Содержание и материал программы дополнительного образования должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики:
Нужно помнить, что каждому возрасту ребенка соответствует его психофизическое развитие. Вследствие этого, формы и методы работы должны соответствовать этим характеристикам.
Выделены 5 возрастных ступеней, которые и отражают эти способы познания и преобразования мира.
1 ступень, возраст 5-8 лет. Задачи на этом этапе – раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить творческие начала в игровой, практической деятельности и в общении.
2 ступень, возраст 9-11 лет. Основная задача педагога – помочь обучающемуся в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду деятельности.
3 ступень, возраст 12-15 лет. Задача педагога – освоение обучающимся продуцирования — преобразования человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации, адаптации.
Программа «Тимуровцы» ориентируется на указанные ступени, как по возрасту, так и по развитию.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от8 до15 лет
Тимуровцы нашего движения - это не только ребята из благополучных семей, но и те, которые находятся в группе риска. Им необходимо пропустить идею волонтёрства через себя и тогда они узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Объем и сроки освоения дополнительной общеобразовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Первый год обучения рассчитан на 144ч., внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
Формы занятий по количеству детей:
Фронтальная (предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе;
Групповая (ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы);
Индивидуальная (предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори»).
Формы занятий по способам коммуникации:
Программа строится на игровой деятельности и носит практический характер. Ведущая форма занятий – игра (игры дидактические, конструирование, практические и творческие задания, иллюстративные упражнения, направленные на формирование знаний учащихся и на развитие их интеллектуальных способностей), занятие-тренинг (кроссворд, ребус, лото, рассказ - задача, логическая задача и т.д.), речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений, сочетание всех элементов на одном занятии.
или:
инструктаж, консультация, экскурсия, беседа, круглый стол, практикум, просмотр фильмов, учебная игра, деловая игра, психологическое занятие, мастер-класс, мозговой штурм, мозговая атака, лекция, слушание музыкальных произведений, чаепитие, «конверт вопросов», дискуссия, семинар, экспериментирование, дебаты, экспедиция, туристический поход, творческая мастерская, философский стол, спарринг, презентация предмета, факта, события, встречи с известными людьми, спортсменами, просмотр и анализ видеозаписей собственных выступлений, презентация, ролевые игры
конференции, лабораторная работа, тренинг, праздник, суд, КВН, эстафета, турнир, пресс-конференция, творческая встреча, репетиция, поход, путешествие.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
и пр.
Приём - конкретное проявление определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др.
Первый уровень результатов может быть достигнут посредством этической беседы, встреч, просмотра фильмов, т.е.инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми.
Второй – через дискуссии, диспуты, круглые столы, экскурсии, походы, т.е. социально-ориентированные КТД.
Третий –через различные социально ориентированные акции, оказание помощи на дому, т.е. социальные проекты, волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом)
Режим и продолжительность занятий:
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 академических часа.
Режим занятий соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 установлены требования к организации образовательного процесса.
Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.
Особенности организации образовательного процесса:
Обучающиеся в группе – от 8 до 15 лет. Состав группы постоянный. Количественный состав объединения составляет – 15 человек. В объединении формируются разновозрастные группы .Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы.
2.1 Учебный план 1 года обучения
№п/п | Наименование разделов (тем) курса | Количество часов | Форма контроля |
всего | Теория | Практика | |
Модуль 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | |
1 | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа |
2 | Волонтерство. Роль волонтера. | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа |
3 | Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | 2 | 1 | 1 | Групповая Беседа, тестирование, игра с элементами тренинга |
Модуль 2. Игровые технологии в работе волонтера | |
4 | Игры-адаптации. Игры с эстрады | 2 | 1 | 1 | Групповая Беседа, игры |
5 | Игровая программа | 4 | 1 | 3 | Групповая Ролевая игра, мозговой штурм, проектная деятельность |
6 | Организация игровых переменок, детских праздников | 14 | 0 | 14 | Коллективное творческое дело(театральное представление, игры, конкурсы) |
Модуль 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | |
7 | Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа, ролевая игра |
8 | Влияние курения на организм человека | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа |
9 | Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа, встреча с наркологом ЦРБ |
10 | Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа, встреча с инспектором КДН |
11 | Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | 2 | 0 | 2 | Групповая Беседа, тестирование, профилактические игры, встреча со школьным психологом |
12 | Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | 10 | 0 | 10 | Групповая Беседа, профилактические игры, буклеты |
13 | Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 6 | 2 | 4 | Групповая Беседа, тестирование |
Модуль 4. Информационные технологии в работе волонтеров | |
14 | Информационный буклет. Принципы создания | 4 | 1 | 3 | Групповая Беседа, Выпуск буклетов. |
15 | Листовка | 2 | 1 | 1 | Групповая Беседа, Создание, выпуск и распространение информационных листовок. |
Модуль 5. Основы проведения социальных дел | |
16 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций - День народного единства – 4 - День матери – 6 - Письмо солдату – 6 - акция «Ветеран живет рядом» – 8 - акции по пропаганде ЗОЖ – 4 - благотворительные акции – 4 | 32 | 2 | 30 | Групповая Социальная акция |
17 | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | 10 | 0 | 10 | Групповая Благотворительная акция, проектная деятельность |
Модуль 6. Психологическая подготовка волонтеров | |
18 | Особенности работы с младшими школьниками | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа, |
19 | Психологические особенности людей пожилоговозраста | 2 | 2 | 0 | Групповая Беседа, просмотр и обсуждение фильма «Бабуся». |
20 | Тренинг личностного роста | 6 | 0 | 6 | Групповая. Беседа, занятие-тренинг, просмотр видео фильмов, ролевые игры. |
21 | Тренинг коммуникативных навыков | 6 | 0 | 6 | Групповая. Беседа, занятие-тренинг, просмотр видео фильмов, ролевые игры. |
22 | Тренинг толерантности | 8 | 0 | 8 | Групповая. Беседа, занятие-тренинг, просмотр видео фильмов, ролевые игры. |
Модуль 7. Специальная подготовка волонтеров | |
23 | Помощь ветеранам и пожилым людям | 8 | 0 | 8 | Групповая. Беседа |
24 | Оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей, инвалидам | 12 | 1 | 11 | Совместный коллективный анализ выполнения и оценка собственной деятельности в рамках программы, просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост», мастер – класс, Оформление коллажа |
| Всего | 144 | 26 | 118 | |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
Модуль 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
Цель:
1.Проявить знания в области истории волонтерства, методологических и нормативно-правовых основ волонтерской деятельности, будут способны анализировать отечественный и зарубежный опыт волонтерской деятельности;
2. Обучающиеся будут ориентированы на общечеловеческие гуманистические ценности добровольческой деятельности;
Задачи:
1.сформировать у учащихся общее представление о волонтерстве, его месте в обществе и отдельных общественных подсистемах, об историческом развитии волонтерства, его современном состоянии и перспективах развития;
2. воспитывать необходимые для волонтерской группы социальные чувства, в первую очередь — чувство ответственности за добровольцев и призреваемых ими нуждающихся с социальной помощи;
Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования.
Занятие 1. Социальное служение и социальная работа.
Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения.
Теория:
1. Раскрыть понятия: «Добровольчество», «Благотворительность», «Социальное служение», «Социальная работа», «Социальная значимость»
2. Вспомнить: Историю социального служения в России.
Занятие 2. Волонтерство. Роль волонтера.
Теория:
1. Раскрыть понятия: «Волонтёр», Волонтёрское движение», «Доброволец». 2. Вспомнить: Истории волонтёрства в России. Детские и молодежные
добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Личная значимость.
3.Познакомиться с : Концепциями развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
4.Обсудить: Роль волонтера в решении социальных проблем местного
сообщества. Объекты волонтерской деятельности.
Занятие 3. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии
Теория:
1. Раскрыть понятия: «Личностный рост», «Гражданственность».
2.Обсудить: Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие.
Практика:
Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося. Занятие «Знакомство». Выборы актива. Установление контакта между обучающимися, беседа «Как можно знакомиться». Тесты на лидерские, организаторские способности, распределение по группам (направлениям). Разработка основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности. Игра «Чувствуем друг друга», занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.
Модуль 2. Игровые технологии в работе волонтера
Цель:
1.Научиться совместной деятельности.
2.Научиться организованному общению с залом.
3. Достичь эффекта коллективного сопереживания.
Задачи:
раскрыть свой опыт работы через игру.
Занятие 4. Игры-адаптации. Игры с эстрады
Теория:
1.Раскрыть: Понятия «игры-адаптации», «Игры с эстрады»,
«Игры-кричалки»
2.Обсудить: какова роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации.)
3.Обсудить методику игр. Правила и методы проведения игр.
4.Ознакомиться с советами по играм с залом.
Практика:
Занятие «Учимся сотрудничать». Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры: АРМИЯ, БАРЫНЯ, БУМ-ЧИКА-БУМ, МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ, МЫ С ТОБОЙ ОДНА СЕМЬЯ и тд.
Занятие 5-6. Игровая программа
Теория:
1.Раскрыть понятия «Игровая программа».
2.Обсудить принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.
3.Обсудить понятие «Познавательная игра». Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.
Практика:
1. По подгруппам разработать и защитить проекты сценария игровой программы. Мозговой Штурм. Ролевая игра.
2.Проведение: творческих, дидактических игр, игры на тестовой основе, игры с конструкторами, компьютерные игры и тд.
Занятие 7-13. Организация игровых переменок, детских праздников
Практика:
1. «Добры молодцы и красны девицы» - мероприятия ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта». Организация театральных представлений, декламации стихов, чтение коротких рассказов (сопровождаемое показом слайдов и т. п.). Помощь в организации и проведении праздников. Организация игр и конкурсов для детей разных социальных групп. Создание методической папки, включающей разработки мероприятий, игр, конкурсов, игровых программ, сценариев.
2.Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых
переменок, детских праздников.
Модуль 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Цель:
1.Заинтересовать подростков вести здоровый образ жизни.
2. Углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.
3. ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
4. Побуждать детей к расширению своего кругозора, к самосовершенствованию.
Задачи:
1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни
как неотъемлемой части существования.
5. Реализация в условиях образовательного учреждения на
индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению
двигательной активности, закаливанию обучающихся,
охране психического здоровья.
Занятие 14. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»
Теория:
1.Виды зависимостей. Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.
Практика:
1.Ролевая игра «Мир без алкоголя».
Занятие 15. Влияние курения на организм человека
Теория:
1.Углубить представление детей о вредных привычках;
2.Способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании;
3.Побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников;
4.Развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.
Занятие 16. Влияние алкоголя на организм человека.
Теория:
1.Обсудить: Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка?
2. Раскрыть понятие «алкоголизм».
3.Выяснить, чем опасен алкоголизм?
Занятие 17. Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН
Теория:
1.Обсудить, к чему приводит употребление алкоголя , употребление алкоголя как незаконное действие.
2.Познакомиться с ответственностью за употребление алкоголя.
3.Раскрыть понятия : физиологическая и моральная зрелость человека.
4. Встреча с инспектором КДН.
Занятие 18. Умение отказываться. Встреча со школьным психологом
Практика:
1.Обсудить умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для
здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для
употребления алкоголя.
2. Тест «Сможете ли вы устоять»
3.Профилактическая игра: «Знать, чтобы жить»
Занятие 19-23. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей
Практика:
1. Профилактическая игра: «Знать, чтобы жить»
2.Проект «Твори своё здоровье сам»
3.Буклет по СПАЙСУ
4.Буклет акция «Скажем наркотикам «НЕТ»»
5. Буклет акция «Скажем курению «НЕТ»»
Занятие 24-26. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике
Теория:
1.Сформировать у учащихся представление о проблеме игромании в настоящее время в России;
2. Разобрать понятие «Игромания», «Компьютерная игромания», «Адди́кция», «Геймеры».
3.Обсудить, какие происходят изменения личности человека при игровой зависимости от компьютерных игр.
4. Обсудить симптомы игровой зависимости
5.Поговорить о психологии зависимости и пугающей статистики.
Практика:
1. Тест на компьютерную зависимость.
2. методика Мюнстерберга
Модуль 4. Информационные технологии в работе волонтеров
Цель:
1.Научить применять информационные технологии в деятельности волонтера
Задачи:
1.Разобрать понятие «информационные технологии». Процесс информатизации и формирование информационного общества. Коммуникационный аспект волонтерской деятельности.
2.Выявить роль информационных технологий в менеджменте и рекрутинге волонтерских групп, в организации внешней среды.
Занятие 27-28. Информационный буклет. Принципы создания и
оформления информационных буклетов.
Теория:
1.Научиться составлению новостной статьи по проведенному мероприятию.
2.Обсудить: цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика:
1. Изготовление информационного буклета.
Занятие 29.Листовка.
Теория:
1.Обсудить правила по составлению информационной листовки.
2.Обсудить, как придумать хороший слоган.
3.Разработать технологию социальной рекламы.
Практика:
1. Изготовление информационной листовки.
Модуль 5. Основы проведения социальных дел
Цель:
1. развитие системы патриотического воспитания детей и подростков, формирование у них патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи:
1. Создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
2.Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
3.Поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
4. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
5.Формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
Занятие 30-45. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций:
- День народного единства;
- День матери;
- Письмо солдату;
- Акция «Ветеран живет рядом»;
- Акции по пропаганде ЗОЖ;
- благотворительные акции.
Теория:
1.Познакомиться с понятием «Социальная акция», «Социальный проект». Этапы социального проектирования.
2.Выделить основы социального проектирования.
3.Выяснить характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы.
Практика:
1.Проведение благотворительных, экологических социальных акций. 2.Разработка социальных проектов, их реализация.
Занятие 46-50. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности
Практика:
1.Посещение ветеранов на дому
2. «Массовые формы внеклассной работы в школе»
3. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.
4.Организация встреч молодежи с участниками и тружениками Великой Отечественной войны. Героями Российской Федерации и Героями Труда Российской Федерации.
Модуль 6. Психологическая подготовка волонтеров
Цель:
1.Познакомиться с возрастными психологическими особенностями людей
Задачи:
1. раскрытие и подробное изучение отличительных особенностей нравственного воспитания младшего школьника, пожилого человека и тд;
2. использование простых действенных методов, доступные для понимания формы и нестандартные приемы обучения основам нравственного воспитания
3. применение полученных знаний на практике.
Занятие 51. Особенности работы с младшими школьниками
Теория:
1.Обсудить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
2.Выявить новообразования, проблемы младших школьников.
3.Обсудить особенности работы с детьми младшего школьного возраста.
Занятие 52. Психологические особенности людей пожилого возраста.
Теория:
1.Познакомитьвя с понятиями «психологический биологический, социальный возраст людей пожилого возраста»
2.Обсудить отношение к пожилым в обществе.
3.Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся».
Занятие 53-55. Тренинг личностного роста.
Практика:
1. «Каков я на самом деле».
2.«Мои сильные и слабые стороны».
3. «Моя индивидуальность».
4.«Уверенное и неуверенное поведение».
5.«Эмоции и чувства».
6.«Проблемы можно решать».
7. Упражнение «Отгадай кто»
Занятие 56-58. Тренинг коммуникативных навыков.
Практика:
1.Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. 2.Взаимопомощь.Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. 3.Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
4. Упражнение на общение «Восточный базар»
Занятие 59-62.Тренинг толерантности.
Практика:
1. Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»
2.Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм.
3.Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения.
Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии,
понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
4. Демонстрация иллюстративных материалов;
5. Тренинг «Я с тобой не согласен»; «Ты отличаешься от меня»;
6.Групповая работа (в кругу семьи)
7.Мозговой штурм: «Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?»;
Модуль 7. Специальная подготовка волонтеров
Цель:
1. подготовка и организация работы тимуровского движения в по профессиональному мастерству для пожилых людей, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности.
Задачи:
1. Формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
Занятие 63-66. Помощь ветеранам и пожилым людям.
Практика:
1.Обсудить основные проблемы в жизни пожилого человека.
2.Выявить основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. 3.Обратить внимание на психологические особенности людей пожилого возраста.
4. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке
снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников
Занятие 67-72. Оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей, инвалидам.
Теория:
1.Обсудить и проанализировать принципы взаимодействия с детьми из неблагополучных семей
Практика:
1. Проведение игровых программ, мастер-классов.
2.Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска»
3. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа».
4. Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост».
5. Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Оформление коллажа о деятельности волонтёрского объединения. Фотоотчёт.
7. Подготовка отчёта о добровольческой работе волонтёров школы, документально подтверждающей проведение добровольческих акций.
2.3. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный – учебный график
№ | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Формы аттестации/ контроля |
Модуль 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения |
1 | 16.09 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа |
2 | 20.09 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Волонтерство.Роль волонтера. | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа |
3 | 23.09 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, тестирование, игра с элементами тренинга |
Модуль 2. Игровые технологии в работе волонтера |
4 | 26.09 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Игры-адаптации. Игры с эстрады | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, игры |
5 | 30.09 03.10 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Игра | 4 | Игровая программа | МОУ Андреевская СШ | Групповая Ролевая игра, мозговой штурм, проектная деятельность |
6 | 07.10 10.10 14.10 17.10 21.10 24.10 28.10 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа КТД | 14 | Организация игровых переменок, детских праздников | МОУ Андреевская СШ | Коллективное творческое дело(театральное представление, игры, конкурсы) |
Модуль 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ |
7 | 07.11 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Игра Акция | 2 | Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, ролевая игра |
8 | 11.11 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Влияние курения на организм человека | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа |
9 | 14.11 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, встреча с наркологом ЦРБ |
10 | 18.11 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, встреча с инспектором КДН |
11 | 21.11 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, тестирование, профилактические игры, встреча со школьным психологом |
12 | 25.11 28.1102.12 05.12 09.12 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Игра | 10 | Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, профилактические игры, буклеты |
13 | 12.12 16.12 19.12 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Игра | 6 | Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, тестирование |
Модуль 4. Информационные технологии в работе волонтеров |
14 | 23.12 26.12 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 4 | Информационный буклет. Принципы создания | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, Выпуск буклетов. |
15 | 30.12 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Акция | 2 | Листовка | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, Создание, выпуск и распространение информационных листовок. |
Модуль 5. Основы проведения социальных дел |
16 | 09.01 13.01 | 14.00-16.00 | Групповое КТД | 4 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций - День народного единства | МОУ Андреевская СШ | Групповая Социальная акция |
17 | 16.01 20.01 23.01 | 14.00-16.00 | Групповое КТД | 6 | - День матери | МОУ Андреевская СШ | Групповая Социальная акция |
18 | 27.0130.01 03.02 | 14.00-16.00 | Групповое КТД | 6 | - Письмо солдату | МОУ Андреевская СШ | Групповая Социальная акция |
19 | 06.02 10.02 13.02 17.02 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Акция | 8 | - акция «Ветеран живет рядом» | МОУ Андреевская СШ | Групповая Социальная акция |
20 | 27.02 03.03 | 14.00-16.00 | Групповое Акция | 4 | - акции по пропаганде ЗОЖ | МОУ Андреевская СШ | Групповая Социальная акция |
21 | 06.0310.03 | 14.00-16.00 | Групповое Акция | 4 | благотворительные акции | МОУ Андреевская СШ | Групповая Благотворительная акция |
22 | 13.03 17.03 20.03 24.03 27.03 | 14.00-16.00 | Групповое Акция | 10 | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | МОУ Андреевская СШ | Групповая Проектная деятельность |
Модуль 6. Психологическая подготовка волонтеров |
23 | 31.03 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Особенности работы с младшими школьниками | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, |
24 | 03.04 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа | 2 | Психологические особенности людей пожилого возраста | МОУ Андреевская СШ | Групповая Беседа, просмотр и обсуждение фильма «Бабуся». |
25 | 07.04 17.04 21.04 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Тренинг | 6 | Тренинг личностного роста | МОУ Андреевская СШ | Групповая. Беседа, занятие-тренинг, просмотр видео фильмов, ролевые игры. |
26 | 24.04 28.04 01.05 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Тренинг | 6 | Тренинг коммуникативных навыков | МОУ Андреевская СШ | Групповая. Беседа, занятие-тренинг, просмотр видео фильмов, ролевые игры. |
27 | 05.05 08.05 12.05 15.05 | 14.00-16.00 | Групповое Беседа Тренинг | 8 | Тренинг толерантности | МОУ Андреевская СШ | Групповая. Беседа, занятие-тренинг, просмотр видео фильмов, ролевые игры. |
Модуль 7. Специальная подготовка волонтеров |
28 | 19.05 22.05 26.05 | 14.00-16.00 | Групповое КТД | 8 | Помощь ветеранам и пожилым людям | МОУ Андреевская СШ | Групповая. Беседа |
29 | | 14.00-16.00 | Групповое КТД | 12 | Оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей, инвалидам | МОУ Андреевская СШ | Совместный коллективный анализ выполнения и оценка собственной деятельности в рамках программы, просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост», мастер – класс, Оформление коллажа |
2.4. Условия реализации программы
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы, педагогического коллектива. Совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным краеведческим музеем.
Формы аттестации
Формы аттестации представляются в соответствии с Уставом ОО ДО, а также согласно учебному плану.
Аттестация обучающихся в результате освоения ДООП может быть текущей (по итогам проведения занятия), промежуточной (по итогам освоения разделов, модулей и пр.) и итоговой (по итогам освоения всей программы).
Следует подчеркнуть, что итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе не является обязательной: ФЗ-273 ее не предусматривает (ст. 75), но и не запрещает (ст. 59) ее проведения с целью установления:
1) соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
2) соответствия процесса организации образовательной деятельности и осуществления программы установленным требованиям к порядку и условиям ее реализации.
Методы проверки знаний и умений:
Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с детьми.
Открытые занятия.
Отзывы учителей, детей, родителей.
Выставки, фестивали .
Формы контроля за результатами обучения:
Устный опрос;
Анкетирование волонтёров и родителей;
Самостоятельные и контрольные упражнения;
Работа на открытом занятии.
2.5.Методические материалы
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции: указание тематики и формы методических материалов по программе, описание используемых методик и технологий, современные педагогические и информационные технологии, групповые и индивидуальные методы обучения, индивидуальный учебный план, если это предусмотрено локальными документами организации. В данном разделе указываются: – обеспечение программы методическими видами продукции (разработка игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); – рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; – дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
Словесные | Наглядные | Практические | |
устное изложение | показ видеоматериалов, иллюстраций | тренинг | |
беседа, объяснение | показ педагогом приемов исполнения | вокальные упражнения | |
анализ текста | наблюдение | тренировочные упражнения | |
анализ структуры музыкального произведения и др. | работа по образцу и др. | лабораторные работы и др | |
При этом тип занятия может быть комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др.
2.6.Материально- техническое обеспечение:
-кабинет, с необходимой мебелью
- наличие компьютера, фотоаппарата
2. Информационное обепечение:
1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров
2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4.«Донорство» сайт: http://www.donors.ru
5. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России
Дидактическое обеспечение:
-Методические рекомендации по организации и проведению тренингов.
-Методические разработки тренингов: Тренинг лидерства, тренинг творчества, Тренинг взаимодействия с коллективом. Тренинг на коммуникативное общение. Тренинг «Мы знаем как себя защитить.
- Планы проведения обучающих семинаров.
- Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности
- Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных средств.
-Методические карточки тренинговых занятий
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования
Список литературы и интернет - источников
Для педагога
1. Целевая программа ведомства «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в волонтерскую деятельность» разработанная Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи
2. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра»
ГУ «Мордовский республиканский молодежный центр»
3. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с.
4. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, - М., 1997
5. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
6. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
7. Добровольцы: как их найти и удержать / под.ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 1995г.
8. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2000г.
9. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917-февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург., Щит. – М.: 2003Г. – 456 с.
10. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта :РикСтрассман – Москва, ИГ – «Весь», 2010г. – 352 с.
11. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2
Для детей
«Я - Лидер» информационно-методический сборник. Киров 2008
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №1 Ижевск 2007
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №2 Ижевск 2008
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №3 Ижевск 2008
Физкультминутки (сборник) выпуск №3. Волгоград 2007
Командные игры-испытания (сборник) М.2004.
Коваленко В.И. «Младшие школьники после уроков» 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М. 2007
Для родителей
Волонтерское движение http:// www. Adolesmed.Ru/ volunteers.html
Институтволонтестваhttp://inductorl.ucoz.ru/publ/institut
Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно- методическое пособие. М.: «Фонд содействия образования XXI века». 2005. С.4.
Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28.