ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол №_____________________ от «____» _________________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО СЮН В.Г.Петров ____________________________ |
| |
Дополнительная общеобразовательная программа -
«Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Направленность: естественнонаучная
Для учащихся: 11 - 14 лет
Срок обучения: 1 год
Составитель:
Светлана Владимировна Канева –
педагог дополнительного образования
Инта
2020
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветоводство с основами декоративного садоводства» разработана в соответствии с нормативными документами:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Положение Концепции развития дополнительного образования детей от 24.04. 2015 г. № 729-р;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Информация Министерства образования Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цветоводство с основами декоративного садоводства » – естественнонаучная.
Актуальность - Программа «Цветоводство с основами декоративного садоводства» предназначена для ориентации учащихся на профессии связанные с биологическими науками и цветоводством, садоводством, ландшафтным дизайном. Соответственно, программа предусматривает расширение, совершенствование знаний в области биологии, ботаники, географии растений, приобретение новых практических умений и навыков. Основу курса составляет процесс изучения ассортимента, биологических особенностей и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, основ дизайна и элементов оформления садовых участков, интерьера дома, дачи, квартиры, классной комнаты.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она, в отличие от школьных программ, представляет широкие возможности для использования практической и исследовательской деятельности учащихся, позволяет изучить декоративные растения и начать изучение основы декоративного садоводства.
Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется вовлечению обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, практическому изучению всех разделов программы. Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый учебный материал. Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, единства научно-практических знаний. Практический материал направлен на развитие биологических и дизайнерских умений и навыков. Творческие задания раскрывают творческий потенциал, художественные способности, формируют эстетический вкус. Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный учет процесса обучения и результаты учебно-воспитательной деятельности учащихся.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 11-14 лет. Программа курса будет интересна ребятам, которые любят природу, изучают ее, наблюдают за природными объектами и явлениями.
Объем программы составляет 324 часа.
Форма организации образовательного процесса – очная, дистанционная
Формы и методы обучения. В программе особое место отведено следующим формам обучения: экскурсия, практическая работа, творческое задание, творческий проект, тестовое задание, лекционное занятие, дискуссия, конференция, выставка творческих работ.
Методы обучения: словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, презентаций, наблюдение, работа по образцу), практические (оформление альбомов и презентаций, эксперимент, практическая работа, работа с литературой, с интернетисточниками). Применяются современные образовательные технологии: игровая, проектная, интерактивная, развивающего обучения, здоровьесбережения, ИКТ.
Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Виды занятий используемые для реализации программы: экскурсии, беседы, практические занятия, конкурсы, практические работы, исследовательская деятельность.
Методы обучения: лекция, рассказ, беседа, демонстрация опыта, наглядных пособий, работа с литературой, формирование альбома, гербария.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся по 3 часа 3 раза в неделю с сентября по май.
Цель и задачи программы
Цель – формирование знаний, умений и навыков у обучающихся способствующих социальной ориентировки, приобретение практических знаний по выращиванию комнатных и декоративных растений открытого грунта, умение создавать композиции по озеленению помещений и территорий, навыков по размножению декоративных и комнатных растений и уход за ними.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые понятия, формировать любовь к родной природе;
- продолжить формировать профессиональные умения и навыки, закрепить их на практике;
- формировать потребности в обучении и саморазвитии;
- создавать общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания и применения на практике.
Развивающие:
- способствовать развитию любознательности в данной области, расширять кругозор учащихся; развивать самостоятельность в применении биологических знаний, наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;
- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.);
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, систематизировать, усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинно-следственные связи, сходства и различия; выдвигать гипотезы и предложения, проверять их достоверность; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, схемами, графиками.
Воспитательные:
- воспитать у обучающихся бережное отношение ко всему живому на земле, любви к природе;
- духовную культуру и нравственность;
- приобщать обучающихся к мировым и отечественным ценностям.
Учебный план
п/п | Наименование разделов | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 1,5 | 1,5 |
2 | Осенний уход за цветником | 36 | 9 | 27 |
3 | Почва | 9 | 6 | 3 |
4 | Уход за комнатными растениями | 24 | 9 | 15 |
5 | Удобрения | 18 | 9 | 9 |
6 | Разнообразие комнатных растений | 18 | 12 | 6 |
7 | Паспортизация растений | 30 | 9 | 21 |
8 | Насекомые и растения | 12 | 9 | 3 |
9 | Вегетативное размножение комнатных растений | 27 | 12 | 15 |
10 | Цветковые растения, размножаемые семенами | 33 | 15 | 18 |
11 | Виды цветников | 39 | 15 | 24 |
12 | Озеленение квартиры | 30 | 9 | 21 |
13 | Растения и профессии | 9 | 6 | 3 |
14 | Весенние работы на учебно-опытном участке | 24 | 12 | 12 |
15 | Выращивание однолетних цветочных растений | 9 | 6 | 3 |
16 | Итоговое занятие. | 3 | 1,5 | 1,5 |
| Всего: | 324 | 141 | 183 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теоретическая часть. Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно– полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Инструктаж по охране труда и ТБ., инструктаж на рабочем месте. Пожарная безопасность. Антитеррор. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Входной контроль знаний (проведение теста).
Практическая работа. Экскурсия на учебно - опытный участок и в теплицу.
Осенний уход за цветником.
Теоретическая часть. Уборка растительных остатков. Как происходит сбор, сушка, хранение семян. Сортировка семян и плодов. Подготовка многолетников к зиме. Перекопка почвы. Внесение удобрений. Сбор и изучение строения семян цветочно-декоративных растений учебно-опытного участка. Признаки созревания плодов и семян.
Практическая часть. Выкапывание и пересадка, закладка на хранение клубне-луковичных растений. Правила сбора, сушки и хранения семян и плодов. Сбор природного материала. Изготовление коллекции многолетних и однолетних растений.
Почва
Теоретическая часть. Типы почв. Понятие о почве и её плодородии. Состав почвы и её физические свойства. Основные компоненты почвенных смесей для комнатных растений. Соотношение компонентов в почвенной смеси. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практическая часть. Заготовка листовой земли. Сбор образцов местных пород. подготовка почвенных смесей для комнатных растений. Изготовление коллекций почв.
Уход за комнатными растениями
Теоретическая часть. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочного горшка для перевалки растений. Сроки и техника проведения этой работы.
Практическая часть. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пересадки растений, проведение работ по перевалке и пересадке растений (Практическая часть Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и перевалка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.) Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.
Удобрения
Теоретическая часть. Понятие об удобрениях. Удобрения органические и минеральные. Виды органических удобрений: навоз, торф. Птичий помет, компост. Навоз его виды (свежий, полуперепревший, перепревший и перегной). Различия их между собой. Значение навоза. Сбор и хранение навоза. Внешний вид торфа. Подготовка торфа и внесение. Компост. Приготовление компоста. Птичий помет (сухой и влажный). Значение минеральных удобрений. Классификация минеральных удобрений: азотные, фосфорные, калийные. Внешние признаки, свойства (растворимость в воде). Хранение. Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения. Виды. Различие видов минеральных удобрений по цвету, структуре и растворимости в воде. Смешивание минеральных удобрений с органическими: цель, использование в цветоводстве.
Практическая часть. Распознавание органических удобрений. Правила внесения органических удобрений. Внесение органических удобрений под пионы. Приготовление компоста. Экскурсия в магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений. Определение видов удобрений. Оформление коллекции удобрений. Расчет доз удобрений. Техника безопасности работы с удобрениями. Подкормка комнатных растений.
Разнообразие комнатных растений
Теоретическая часть. Комнатные растения. Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Ассортимент комнатных растений. Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные. Сказки. Легенды. Загадки. Семейства комнатных растений.
Практическая часть. Знакомство с комнатными растениями. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Проведение викторины по распознаванию комнатных растений. Оформление таблицы " Жизненные формы растений". Изучение жизненных форм растений в теплице и Зимнем саду. Знакомство с каталогом растений теплицы СЮН.
Паспортизация растений
Теоретическая часть. Определение комнатных растений. Систематизация коллекции комнатных растений
Практическая часть. Определение комнатных растений с помощью научной литературы и интернет приложений. Изготовление паспортов комнатных растений
Насекомые и растения
Теоретическая часть. Роль насекомых для растительного мира. Разнообразие насекомых. Полезные насекомые. Симбиотические и паразитические отношения насекомых и растений. Насекомые - вредители комнатных растений. Вредители комнатных растений и вред причиняемый ими. Ознакомление с наиболее распространёнными комнатными вредителями (мучнистым червецом, паутинистым клещем, белокрылкой). Меры борьбы с вредителями (с учётом их биологических особенностью).
Практическая часть. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, обмывание листьев и стеблей. Знакомство с устройством опрыскивателя. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней
Создание домиков для насекомых. Промежуточный контроль знаний.
Вегетативное размножение комнатных растений
Теоретическая часть. Виды комнатных растений с опадающими листьями и вечнозелеными. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц). Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками. Лучше время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.
Практическая часть. Подготовка ящиков для пикировки. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путем укрытия ящиков пленкой по каркасу. Установка камеры на светлое место. Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков и их ростом, температурой и влажностью помещения, посадка укоренившихся черенков; уход за черенками. Подготовка цветочных горшков к пересадки растений. Пересадка укоренных растений в горшки.
Цветковые растения, размножаемые семенами
Теоретическая часть. Общие представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения тем и другим видом. Подготовка семян к посеву. Условия, необходимые для прорастания семян. Особенности посева. Пикировка рассады. Уход за рассадой.
Практическая часть. Подготовка семян к посеву. Посев. Уход за посевами. Пикировка. Пересадка рассады в отдельные горшки. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Уход за растениями.
Виды цветников
Теоретическая часть. Цветник. Виды, размещение. Клумба, формы, расположение, разновидности цветочного оформления. Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона. Рабатки и бордюры. Формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений. Групповая посадка. Формы, размеры, расположение, подбор цветковых растений. Материалы и предметы из чего можно сделать клумбу.
Практическая часть. Распознавание видов цветников. Подбор цветковых растений по сезону. Уход за комнатными растениями.
Озеленение квартир
Теоретическая часть. Значение озеленения квартир, классных комнат. Ассортимент цветковых растений для озеленения квартир, классных комнат. Растения – «доноры», растения – «вампиры». Размещение растений в комнате. Использование растений в вазонах. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения, их размещение в зависимости от освещенности помещения
Практическая часть. Выполнение индивидуальных заданий (озеленение кухни, детской комнаты, кабинета и др.). Экскурсия в цветочный магазин.
Растения и профессии
Теоретическая часть. Введение в профессию. Рабочие специальности: озеленитель, цветовод-декоратор, ландшафтный дизайнер, флорист.
Практическая часть. Просмотр фильма. Создание коллажа.
Весенние работы на учебно-опытном участке
Теоретическая часть. Определение времени начала весенних работ. Сроки и очередность весенних работ в цветнике и на участке. Правила рыхления зимующих многолетников. Ручной инвентарь, необходимый для выполнения весенних работ в цветнике.
Практическая часть. Сгребание мусора, отмерших за зиму листьев с клумб и дорожек. Первое поверхностное рыхление граблями посадок ирисов, примул, тюльпанов, нарциссов, пионов – зимующих многолетников. Последующее рыхление.
Выращивание однолетних цветочных растений
Теоретическая часть. Выбор места для ноготков, настурции, бархатцев в цветнике. Сравнение этих цветочных растений по декоративным качествам. Способы выращивания ноготков, настурции и бархатцев. Подготовка почвы, правила посева семян и уход за растениями.
Практическая часть. Практическая работа Рыхление и выравнивание вскопанных работок и клумб. Легкое перекапывание. Углубление посевных рядков и гнезд под посев ноготков, настурции и бархатцев. Раскладка семян в рядки и гнезда. Заделка семян. Полив из лейки по необходимости. Правка краев рабаток и клумб после посева. Уход, прополка, прореживание и полив.
Итоговое занятие
Выставка творческих работ обучающихся. Награждение обучающихся за лучшие результаты в работе. Подведение итогов работы. Итоговый контроль знаний (тест, опрос).
Календарно - тематический учебный график
№ | Тема | К-во часов | Дата прове-дения | Дата факт. прове-дения |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 1,5 | 1,5 | Сентябрь | |
| Вводное занятие. Знакомство с планом программы. Инструктаж по ТБ. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Обзорная экскурсия по отделению. Входной контроль имеющихся знаний. | 3 | 1,5 | 1,5 |
| Форма контроля: Опрос по ТБ | | | |
2 | Осенний уход за цветником | 36 | 9 | 27 |
| Признаки созревания плодов и семян | 3 | 3 | |
| Правила сбора, сушки и хранения семян и плодов | 6 | 3 | 3 |
| Сбор, сортировка, сушка и хранение семян | 18 | | 18 |
| Подготовка многолетников к зиме. Уборка растительных остатков. Перекопка почвы в цветниках | 9 | 3 | 6 |
| Форма контроля: П.Р. Сбор природного материала. Изготовление коллекции семян однолетних растений. | | | |
3 | Почва | 9 | 6 | 3 | Октябрь | |
| Почва, компоненты почвенной смеси: дерновая или огородная почва, перегной, торф. | 3 | 3 | |
| Соотношение компонентов в почвенной смеси | 3 | | 3 |
| Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. | 3 | 3 | |
| Форма контроля: П.Р. Составление и смешивание компонентов почвы. | | | |
4 | Уход за комнатными растениями | 24 | 9 | 15 |
| Значение ухода за комнатными растениями. Основные правила и приемы ухода | 6 | 3 | 3 |
| Общие представления о потребности комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности воздуха и почвы | 9 | 3 | 6 |
| Понятие, значение и приемы перевалки комнатных растений | 9 | 3 | 6 |
| Форма контроля: П.Р. Подбор цветочного горшка, уход за переваливаемым растением. | | | |
5 | Удобрения | 18 | 9 | 9 | Ноябрь | |
| Понятия об удобрениях: органические и минеральные | 3 | 3 | |
| Виды органических удобрений: навоз, торф, птичий помет, компост. Правила внесения в почву | 6 | 3 | 3 |
| Классификация минеральных удобрений: азотные, калийные, фосфорные | 6 | 3 | 3 |
| Экскурсия в магазин с удобрениям | 3 | | 3 |
| Форма контроля: П.Р. Комплексные минеральные удобрения: внешние признаки, свойства (растворимость в воде). | | | |
6 | Разнообразие комнатных растений | 18 | 12 | 6 |
| Биологические особенности комнатных растений | 3 | 3 | |
| Ассортимент комнатных растений. Жизненные формы растений. | 6 | 3 | 3 |
| Семейства комнатных растений | 9 | 6 | 3 |
| Форма контроля: Составление памяток по уходу за комнатными растениями. | | | |
7 | Паспортизация растений | 30 | 9 | 21 | Декабрь | |
| Определение комнатных растений. Определение комнатных растений с помощью научной литературы и фото в специальных интернет приложениях | 18 | 6 | 12 |
| Систематизация коллекции комнатных растений. Изготовление паспортов комнатных растений | 12 | 3 | 9 |
| Форма контроля: П.Р. Составление паспортов растений. | | | |
8 | Насекомые и растения. | 12 | 9 | 3 |
| Роль насекомых для растительного мира. Разнообразие насекомых. Полезные насекомые. Симбиотические и паразитические отношения насекомых и растений. | 3 | 3 | |
| Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. | 3 | 3 | |
| Промежуточный контроль знаний | 3 | 3 | |
| Меры борьбы с вредителями (с учетом их биологических особенностей). | 3 | | 3 |
| Форма контроля: П.Р. Создание «домиков» для насекомых. | | | |
9 | Вегетативное размножение комнатных растений | 27 | 12 | 15 | Январь | |
| Виды комнатных растений с вечнозелеными и опадающими листьями Размножение комнатных растений частями побегов, листьями | 6 | 3 | 3 |
| Размножение комнатных растений делением корневищ, пересадкой луковиц | 6 | 3 | 3 |
| Подготовка пикировочных ящиков и цветочных горшков. Заполнение земляной смесью | 3 | | 3 |
| Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков | 3 | 3 | |
| Полив и уплотнение почвы, нарезка черенков комнатных лиан, герани. Посадка в ящики и полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков | 9 | 3 | 6 |
| Форма контроля: П.Р. Размножение комнатных растений | | | |
10 | Цветковые растения, размножаемые семенами | 33 | 15 | 18 | Февраль | |
| Общие представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений | 3 | 3 | |
| Подготовка семян к посеву. | 9 | 3 | 6 |
| Условия необходимые для прорастания семян. | 3 | 3 | |
| Особенности посева семян. | 3 | 3 | |
| Пикировка рассады. | 9 | | 9 |
| Уход за рассадой | 6 | 3 | 3 |
| Форма контроля: П.Р. Посев бархатцев. | | | |
11 | Виды цветников | 39 | 15 | 24 | Март | |
| Цветник. Виды, размещение. Клумба, формы, расположение, разновидности цветочного оформления | 12 | 6 | 6 |
| Из чего можно сделать клумбу | 18 | 6 | 12 |
| Рабатки и бордюры, групповая посадка Формы, размеры, расположение и подбор цветковых растений | 9 | 3 | 6 |
| Форма контроля: Дизайн - проект: «Клумба с заменой растений в течение сезона » | | | |
12 | Озеленение квартир | 30 | 9 | 21 | Апрель | |
| Значение озеленения квартир, классных комнат | 9 | 3 | 6 |
| Ассортимент цветковых растений для озеленения квартир, классных комнат. Растения – доноры, растения - вампиры | 9 | 3 | 6 |
| Размещение растений в комнате. Использование растений в вазонах. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения, их размещение в зависимости от освещенности помещения | 12 | 3 | 9 |
| Форма контроля: Выполнение индивидуального проекта (озеленение кухни, детской комнаты, кабинета) | | | |
13 | Растения и профессии | 9 | 6 | 3 |
| Рабочие специальности: озеленитель, цветовод-декоратор, ландшафтный дизайнер, флорист. | | 6 | 3 |
| Форма контроля: Создание коллажа «Мир профессий». | | | |
14 | Весенние работы на учебно-опытном участке | 24 | 12 | 12 | Май | |
| Определение времени начала весенних работ на УОУ Сроки и очередность работ в цветнике и на участке. | 3 | 3 | |
| Ручной инвентарь, необходимый для выполнения весенних работ на УОУ. ОТ и ТБ | 6 | 3 | 3 |
| Правила и приемы рыхления зимующих многолетников. Внесение удобрений в отдел многолетников. | 6 | 3 | 3 |
| Рыхление посадок примул, тюльпанов, нарциссов, ирисов и пионов (первоцветов) | 3 | | 3 |
| Правила и приемы ухода за двулетними цветочными растениями | 6 | 3 | 3 |
| Форма контроля: Тестирование «Правила весеннего ухода за цветниками» | | | |
15 | Выращивание однолетних цветочных растений | 9 | 6 | 3 |
| Экологические особенности календулы, виолы, бархатцев. | 3 | 3 | |
| Способы выращивания календулы, виолы, бархатцев. | 6 | 3 | 3 |
| Форма контроля: П.Р. Пересадка рассады однолетних цветов. | | | |
16 | Итоговое занятие | 3 | 1,5 | 1,5 |
| Подведение итогов работы. Итоговый контроль знаний | 1,5 | 1,5 | |
| Выставка творческих работ обучающихся. Награждение обучающихся за лучшие результаты в работе. | 1,5 | | 1,5 |
| ИТОГО: | 324 | 141 | 183 | | |
Ожидаемые результаты реализации программы.
В процессе освоения программы «Цветоводство с основами декоративного садоводства» планируется достижение у обучающихся результатов личностного, предметного и метапредметного характера:
Личностные результаты:
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2. Формирование уважительного отношения к чужому мнению;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
2. Овладение понятийным аппаратом, теоретическими знаниями, заложенными в содержание программы (значение растений в природе и жизни человека; основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном; видовой состав растений в цветнике; правила ухода за многолетними цветочно-декоративными растениями, правила хранения их зимой; правила заготовки земляных смесей и их применение; многообразие комнатных растений; основные правила ухода за комнатными растениями; удобрения, их виды и использования, правила техники безопасности при работе с удобрениями; некоторые заболевания растений и меры помощи растениям; виды зелёных насаждений, их значение и характеристики; виды зимних и весенних работ в цветнике);
3. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умений заложенных в содержание программы (пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой; осуществлять действия по уходу за цветковыми растениями в цветнике, по их пересадке, размножению, выращиванию из семян; заготавливать компоненты для составления земляных смесей и составлять их; ухаживать за комнатными растениями, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности; проводить черенкование различных растений; осуществлять действия по озеленению; распознавать комнатные растения; ухаживать за газонами; оформлять результаты работы).
Контроль результатов обучения, формы и критерии оценки результатов.
Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, проверочные работы, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается количеством выполненных проектов, выращенной рассады, оформленных цветников, правильным уходом за комнатными, цветочно-декоративными и садовыми растениями, оформленных фотоальбомов, словарей.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка и защита проектов учащихся.
Результаты обучения определяются по трем уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:
низкий уровень - репродуктивная компетентность, (наличие знаний при недостаточном умении их применить);
средний уровень - деятельностная компетентность;
высокий уровень - творческая компетентность.
Оценочные материалы
Оценочные материалы. Для диагностики определения достижения учащимися планируемых результатов по освоению программы используются следующие методики: карта личностного роста по П.В. Степанову, карта мониторинга УУД (по Буйловой Л.Н), анкеты, разработанные на основе методики А.А. Андреева и Е.Н. Степанова. Анкета для обучающихся «Анкета для определения удовлетворённости обучающихся учреждения дополнительного образования» состояла из 10 вопросов, анкета для родителей «Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей» – из 15, для педагогов д.о. «Исследование удовлетворённости педагогических работников условиями деятельности» – из 20.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы необходимо постоянное помещение для ведения лекционных и практических занятий. Из оборудования необходимо: компьютер с доступом в интернет, сканер, ксерокс, микроскоп и различные наглядные материалы – гербарий (коллекция состоит из следующих видов растений: календула, ромашка, колокольчик, бархатцы, укроп, петрушка, турецкая гвоздика, мать и мачеха, осока, виола, крапива), коллекция насекомых (колорадский жук, белокрылка, мучнистый червец, паутинный клещ, шмель, пчела, муха, комар, жук долгоносик, жук усач, слепень, оса), предусмотренные программой. Информационное обеспечение образовательной деятельности обеспечено аудио-видео-фото-интернет источниками, учебными пособиями.
Методическое обеспечение программы
Разработки уроков.
Дидактический и лекционный материал по каждому разделу программы.
Презентации по темам в учебном плане.
Методическая литература.
Материалы и инструменты: живые природные объекты (растения бегония, филодендрон, руэлия, сцилла, циссус, толстянка, алоэ, кливия, калла, зефирантес, туя, секвоя, колумнея, гранат, декабрист, тетрастигма, маммилярия, традесканция, гастерия, гибискус, сансевиерия, узумбарская фиалка, плющ), гербарии растений (календула, ромашка, колокольчик, бархатцы, укроп, петрушка, турецкая гвоздика, мать и мачеха, осока, виола, крапива), семена однолетних и многолетних растений (календула, бархатцы, космея, колокольчик, наперстнянка, люпин, виола, горох, томат, огурец, капуста, перец болгарский, базилик, салат, кабачок)
Образовательные площадки: - учебный класс
Учебно-опытный участок
Интернет-ресурсы.
Оборудование для практической деятельности (небольшой совок, сита для просеивания почвы и удобрений, детские грабли с короткой ручкой, вилка для рыхления почвы, маленькая мотыжка и лейка с ситечком вместимостью не более 5 л., пульверизатор, небольшие весы и разновесы к ним, стеклянную посуду, садовый нож и пластилин ,различные виды ящиков, контейнеров, керамических или торфоперегнойных горшков, стеклянную или эмалированную посуду. этикетки, изготовленные из пластиковых стаканчиков).
Коллекции (наборы семян цветочных культур, наборы почв, минеральные удобрения, виды, микроскоп, увеличительные стёкла, лабораторная посуда).
№ п\ п | Раздел программы | Формы организации учебного процесса | Формы организации учебного процесса | Дидактический материал, наглядные пособия, оборудование, инвентарь. | Формы подведения итогов по разделам программы. |
1 | Вводное занятие | Экскурсия. Групповая и индивиду-альная работа. | Словесные (Рассказ, диалог), | Компьютер, презентация «Правила охраны труда», дидактический материал «Обитатели живого уголка». | Рефлексия |
2 | Осенний уход за цветником | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоятельная работа. Индивидуальная и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние рассказ, беседа) Репродуктивные методы | Садовый инвентарь. Дидактический материал: «Строение семени», инструктивные карты по теме: «Правила сбора, сушки и хранения семян» | Практиче-ское занятие Сбор природного материала. Изготовление коллекции семян однолетних растений. |
3 | Почва | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. Индивидуа-льная и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) Репродуктивные методы | Садовый инвентарь. Различные компоненты для почвенной смеси (перегной, торф, песок, опилки, древесная кора, зола, мох) | Практиче-ское занятие «Составление и смешивание компонентов почвы» |
4 | Уход за комнатными растениями | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. Индивидуа-льная и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа). Репродуктивные методы, частично -поисковые. | Плакаты, иллюстрации различных растений. Презентация. Материалы, инвентарь, посуда для цветов | Практиче-ское занятие «Подбор цветочного горшка, уход за переваливаемым растением» |
5 | Удобрения | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. Индивидуальна я и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) Репродуктивные методы. | Компьютер, презентации «Органические удобрения» презентации «Минеральные удобрения» | Практиче-ское занятие Компле-ксные минера-льные удобрения: внешние признаки, свойства (растворимость в воде). |
6 | Разнообразие комнатных растений | Учебное занятие. Практическая работа. Индиви-дуальная и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) Репродуктивные методы. Частично-поисковые. | Дидактический материал «Классификация цветковых растений», рисунки цветковых растений | Составление памяток по уходу за комнатными растениями. |
7 | Паспортизация растений | Учебное занятие. Практическая, самостояте-льная , индивидуа-льная и коллективная деятельность | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа). Репродуктивные методы, частично -поисковые | Плакаты, иллюстрации Компьютер, презентация. Дидактический материал | Практиче-ское занятие «Составле-ние паспортов растений» |
8 | Насекомые и растения | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоятельная работа. Индивидуа-льная и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа). Репродуктивные методы, частично –поисковые. | Плакаты, иллюстрации Компьютер, презентация Дидактический материал, коллекция вредителей | Практиче-ская работа Создание «домиков» для насекомых. |
9 | Вегетативное размножение комнатных растений | Учебное занятие. Лекция. Семинар. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. Индивидуальная и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) Репродуктивные методы, частично-поисковые. | Компьютер, презентации Садовый инвентарь. Дидактический материал | Практиче-ская работа «Размно-жение комнатных растений» |
10 | Цветковые растения, размножаемые семенами | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) Репродуктивные методы, частично-поисковые, игровые. | Компьютер, презентации «Семенное и вегетативное размножение» | Практиче-ская работа «Посев бархатцев» |
11 | Виды цветников | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) Репродуктивные методы, игровые | Садовый инвентарь. Дидактический материал: карточки с видами цветников | Дизайн - проект: «Клумба с заменой растений в течение сезона » |
12 | Озеленение квартиры | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. Индивидуальная и коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) Репродуктивные методы. | Компьютер, презентация «Озеленение квартир» | Выполнение индиви-дуального проекта (озеленение кухни, детской комнаты, кабинета) |
13 | Растения и профессии | Учебное занятие. Коллективная работа. | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) | Компьютер, фильм про Рабочие специальности: озеленитель, цветовод декоратор, ландшафтный дизайнер», | Создание коллажа «Мир профессий» |
14 | Весенние работы на учебно-опытном участке | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. Индивидуальная и коллективная работа. | Словесные (Рассказ, беседа). | Садовый инвентарь. Дидактический материал: «Первоцветы», инструктивные карты по теме: «Правила, сроки и значение подкормки многолетних цветочно-декоративных культур», «Деление многолетников» | Тестирование «Правила весеннего ухода за цветниками» |
15 | Выращивание однолетних цветочных растений | Учебное занятие. Практическая работа. Самостоя-тельная работа. Индивидуальна я и коллективная работа. | Словесные (Рассказ, беседа). | Садовый инвентарь. Дидактический материал: «Правила посева однолетних цветов» инструктивная карта | Практиче-ская работа «Пересадка рассады однолетних цветов» |
16 | Итоговое занятие. | Выставка творческих работ учащихся | Словесные (Объясне-ние, рассказ, беседа) | Компьютер | |
Список литературы
Литература для педагога:
Агафонов В.А., Мамонов Е.В., Иванова И.В. Декоративное садоводство М.: Колос,: 2000.
Вакуленко В.В., Клевенская Т.М., Зайцева Е.Н.. Справочник цветовода. М.: "Колос",1997.
Гарнизоненко Т.С. Экзотические комнатные растения. - Ростов н/Д: издательство "Феникс", 2002.
Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. М.: Ниво России,1992.
Громов А.Н. Книга цветовода. М.: Колос, 1983.
Головкин Б.Н. Чеканова В.Н. Комнатные растения в интерьере. М. Изд-во МГУ, 1989.
Грищенко В.В. "Защита растений". Изд. "Мир", 2005.
Епанчиков А.В. Комнатные цветы в вашем доме и в школе. - Екатеринбург, Диамант, 1992.
Ильина Е.А., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1991.
Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. Агропромиздат, 1990.
Кононова Г.В. Комнатные растения. - СПб.: Издательский дом "Кристалл", 2000.
Лепаж Р., Ретурнард Д. Садовые цветы: выращиваем своими руками. М.: Издательство «Э», 2015.
Саков С. АГ. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Л.: Наука,1983. 18. Соколов Н.И. Розы. МВО Агропромиздат,1991.
Смирнова Т.В. Комнатные растения: календарь по уходу на каждый месяц / Т.В. Смирнова. – М.: Эксмо, 2015.
Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех: Справочное пособие. С-Петербург: Стройиздат, С-Петер. отд-е,1993.
Хессайон Д.Г. "Всё о клумбовых растениях". Москва, Кладезь - Букс, 2003.
Хессайон Д.Г. "Всё о комнатных растениях". Москва, Кладезь - Букс, 2003.
Янтра Г. Цветы в нашем доме, 2003
Литература для учащихся:
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика - Пресс,1995.
Головкин Б.Н. Рассказы о растениях - переселенцах. М.: Просвещение,1995
Губанов И.А, В.С. Новиков. Определитель высших растений. - М.,1981
Клинковская Н.И., В.В. Пасечник Комнатные растения в школе. - М.,1986
Маргалин Я. Где у растений дом. М.: Детская литература, 1981.
Никонов Н. Сказки леса. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во,1986.
Павлова Н.М. Загадки цветов. Детская лит-ра,1997.
Серова Е. Наши цветы. Мин-во Просвещение РСФСР, Л.,1961.
Смирнов А. Мир растений. М.: Молодая гвардия, 1979.
Энциклопедия. Я познаю мир. М., 2002.