СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа дополнительного образования творческого объединения художественно-эстетической направленности предназначена для развития творческих способностей детей разного возраста.
МБОУ «Криволесская ОШ»
Принята на заседании педагогического Совета от «___» _________ 20___г. Протокол № ______ |
| Утверждаю: Директор __________
«___» _________ 20___г. |
Программа творческого объединения
художественно-эстетической направленности
«Вдохновение»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Афонина Елена Леонидовна |
д. Криволес
2017г.
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Актуальность данной программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с введением новых видов рукоделия. Программа предусматривает ознакомление обучающихся с основами рукоделия.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, вышивке, флористике, выжиганию, вязанию, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети, обучаясь изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке, обучающиеся укрепляют свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У них повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Цель программы – создание комфортной среды общения, условий для самореализации обучающегося в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства, литературоведения;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм, литературного произведения;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- совершенствовать навыки учебно-исследовательской работы, навыки работы на компьютере в программахExcel,PowerPoint,MovileMaker.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, и эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать в обучающихся любовь к родной стране, ее природе и людям, их творчеству;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, литературного творчества;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, презентаций, видеоуроков). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Отличительные особенности данной программы
- овладение содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит обучающегося к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
- труд обучающихся в рамках данной программы носит творческий характер, т.е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся от 7 до 15 лет.
Режимработы кружка – 2 занятия в неделю по 2 часа с октября месяца.
Программасостоит из 8 блоков: «Экодизайн», «Бумажные фантазии», «Литературное творчество», «Декупаж», «Выжигание», «Бисеринка», «Веселые петельки», «Ручная вышивка» и рассчитана на 128 часов.
Интегрированный характер содержания программы дополнительного образования обучающихся предполагает построение процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципа работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей, литературой и искусством.Программе присущи практико - ориентированная и профориентационная направленности.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения.
Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно с изготовлением изделия будет проходить на занятии.
Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, видеоурок, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках-конкурсах, научно-практической конференции, выполнение коллективных и индивидуальных проектов. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности обучающегося, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, обучающиеся перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения обучающимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки юных мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей обучающихся, друзей, педагогов
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- изготавливать сувениры из природных материалов, бумаги и других материалов;
- изготавливать декоративные изделия из искусственных цветов и материалов для оформления интерьера;
- изготавливать игрушки из различных тканей;
- вязать миниатюрные сувениры;
- вышивать несложные композиции;
- пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться;
- декламировать стихи, прозу, разыгрывать действа
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях исочетаниях;
- работать с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
- создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
- создавать произведения поэтического и прозаического характера.
Контроль знаний определяется следующими формами:
- устный опрос
- один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный
- поставить в соответствие термины и их содержание
- вставить пропущенное ключевое слово
- опрос "по цепочке"
- обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление
- повторение последней фразы и оценка ее корректности
- продолжение ответа, прерванного в произвольном месте
- контрольная работа
- маршрутная карта
- кроссворды
- тесты
Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые обучающиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида искусства в доступной форме.
В конце каждого занятия фиксируется внимание обучающихся на достигнутом результате.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях. Критериями успешности является результативность участия в районных, областных тематических конкурсах.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Учебный план
| Название раздела, темы | Количествочасов |
| Формы аттестации, контроля. |
| |||
всего | теория | практика |
| |||||
| Экодизайн | 16 |
|
|
| |||
1-2 | Цветосложение. Материалы и инструменты. Вводный инструктаж | 2 | 2 |
|
|
| ||
3-4 | Сбор и засушка материала. Способы хранения. Безопасные приемы работы. | 2 | 1 | 1 |
| |||
5-6 | Дизайн. Аранжировка. Колористика. Разнообразие форм. Фоны для работы. | 2 | 1 | 1 |
|
| ||
7-8 | Техника работы. Стили. Составление эскиза. Магнитик.Подбор материала. Работа над декорированием магнита. | 2 | 1 | 1 |
| |||
9-10 | Составление эскизов. Флористические картины. Подбор материала. Работа над картиной | 2 |
| 2 |
| |||
11-12 | Составление эскиза. Топиарий.Подбор материала. Работа над оформлением топиария | 2 |
| 2 |
| |||
13-14 | Как украсить дом | 2 | 1 | 1 |
| |||
15-16 | Культурно-массовая работа. | 2 | 1 | 1 |
| |||
| Бумажные фантазии | 16 |
|
|
| |||
17-18 | Возможности бумаги. Инструменты. ТБ, Техника оригами. Выполнение фигур животных. | 2 | 1 | 11 |
| |||
19-20 | Техника квиллинг. Заготовки. Разнообразие форм. Выполнение открытки в данной технике. | 2 | 1 | 1 |
| |||
21-22 | Вытынанки. Выбор рисунка, перенос на бумагу, вырезание по шаблону. | 2 |
| 2 |
| |||
23-24 | Изготовление новогодних украшений для зала, елки в разных техниках. | 2 |
| 2 |
| |||
25-26 | Техника плетения из газетных трубочек. Скручивание трубочек. | 2 | 1 | 1 |
| |||
27-28 | Плетение корзины. Выполнение работы. | 2 |
| 2 |
| |||
29-30 | Оформление работы. Декорирование корзины | 2 |
| 2 |
| |||
31-32 | Культурно-массовая работа. | 2 | 1 | 1 |
| |||
| Веселые петельки Вязание спицами | 12 |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| |||
33-34 | Материалы и инструменты для вязания спицами. Набор петель. Основные петли. Кромочные петли. | 2
| 1 | 1 |
| |||
35-36 | Лицевые и изнаночные петли. Узоры из лицевых и изнаночных петель. | 2 | 1 | 1 |
| |||
37-38 | Узоры вязки с накидом. Прибавки. Убавки. | 2 | 1 | 1 |
| |||
39-40 | Выполнение образцов узоров | 2 | 1 | 1 |
| |||
41-42 | Ажурная вязка. | 2 | 1 | 1 |
| |||
43-44 | Изготовление вязаного изделия | 2 |
| 2 |
| |||
| Вязание крючком. | 14 |
|
|
| |||
45-46 | Вводное занятие. ТБ при ручных работах. Инструменты и материалы. Виды декоративно-прикладного творчества. | 2 | 2 |
|
| |||
47-48 | Цепочка из воздушных петель.Условные обозначения. Знакомство со схемами. | 2 | 1 | 1 |
| |||
49-50 | Полустолбик, его условное обозначение. Столбик с накидами и без накида. | 1 |
| 1 |
| |||
51-52 | Как прибавлять и убавлять петли. Ажурные узоры | 2 | 1 | 1 |
| |||
53-54 | Вязаные букеты (коллективная работа).Выполнение отдельных деталей. | 2 |
| 2 |
| |||
55-56 | Сборка отдельных деталей в букет. Окончательное оформление букета | 2 |
| 2 |
| |||
57-58 | Культурно-массовая работа | 2 | 1 | 1 |
| |||
| Бисеринка | 12 |
|
|
| |||
59-60 | ТБ при работе с бисером. Инструменты и материалы. Технология изготовления цепочки. | 2 | 1 | 1 |
| |||
61-62 | Технологи изготовление крокодила. | 2 | 1 | 1 |
| |||
63-64 | Технология изготовления фиалки и ромашки. | 2 | 1 | 1 |
| |||
65-66 | Технология изготовления розы и елочки из пайеток | 2 | 1 | 1 |
| |||
67-68 | Вышивка бисером миниатюр. | 2 | 1 | 1 |
| |||
69-70 | Культурно-массовая работа | 2 | 1 | 1 |
| |||
|
| 12 |
|
|
| |||
71-72 | Вышивка в истории костюма.Инструменты и материалы. ТБ.Подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка. | 2 | 1 | 1 |
| |||
73-74 | Технология выполнения простейших ручных швов. Выполнение образцов ручных швов. | 2 | 1 | 1 |
| |||
75-76 | Вышивка «крестом». Способы выполнения швов. | 2 | 1 | 1 |
| |||
77-78 | Чтение схем. Выбор схемы для вышивания. Выполнение вышивки по выбранной схеме. | 2 | 1 | 1 |
| |||
79-80 | Работа над вышивкой. Оформление готового изделия. | 2 |
| 2 |
| |||
81-82 | Культурно-массовая работа | 2 | 1 | 1 |
| |||
| Выжигание | 10 |
|
|
| |||
83-84 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты. Устройство выжигателя. | 2 | 2 |
|
| |||
85-86 | Техника выжигания по дереву. Выбор рисунка. | 2 | 1 | 1 |
| |||
87-88 | Перенос рисунка на дощечку. Выжигание рисунка | 2 |
| 2 |
| |||
89-90 | Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная и индивидуальная творческая работа) | 2 |
| 2 |
| |||
91-92 | Культурно-массовая работа | 2 | 1 | 1 |
| |||
| Декупаж | 10 |
|
|
| |||
93-94 | Что такое декупаж. Инструменты и материалы. ТБ. | 2 | 2 |
|
| |||
95-96 | Приемы работы. Подбор объекта, выбор материалов. | 2 | 1 | 1 |
| |||
97-98 | Открытка в технике декупаж. | 2 |
| 2 |
| |||
99-100 | Возможности декупажа. Выполнение шкатулки в технике декупаж. | 2 |
| 2 |
| |||
101-102 | Культурно-массовая работа | 2 | 1 | 1 |
| |||
| Литературное творчество | 26 |
|
|
| |||
103-104 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое литература? Жанры литературы. | 2 | 2 |
|
| |||
105-106 | Прозаические произведения.Литературные произведения на фоне музыки | 2 | 2 |
|
| |||
107-108 | Путешествие в слово.От слова к тексту. | 2 |
|
|
| |||
109-110 | Литература и живопись.Система образов в художественном произведении. | 2 | 2 |
|
| |||
111-112 | Моё прозаическое творчество. | 2 |
| 2 |
| |||
| Поэтический язык. |
|
|
|
| |||
113-114 | Лексические средства поэтического языка.Системы стихосложения.Размер стиха.Рифма. | 2 | 2 |
|
| |||
115-116 | Поэзия и живопись. Поэзия и музыка. | 2 | 2 |
|
| |||
117-118 | Моё поэтическое творчество. | 2 |
| 2 |
| |||
| Тест. Кроссворд. Презентация. Фильм. |
|
|
|
| |||
119-120 | Сочиняем тест | 2 | 1 | 1 |
| |||
121-122 | Сочиняем кроссворд. Как создать кроссворд в программе Excel | 2 | 1 | 1 |
| |||
123-124 | Презентация в PowerPoint на литературную тему. Секреты хорошей презентации | 2 | 1 | 1 |
| |||
125-126 | Создание фильма в программе MovieMaker на литературную тему. | 2 | 1 | 1 |
| |||
127 | Культурно-массовая работа | 1 |
| 1 |
| |||
128 | Итоговое занятие кружка. Ярмарка талантов. | 1 |
| 1 |
|
Содержание учебного плана
Экодизайн (16 часов)
Теория:
В этом разделе обучающиеся знакомятся с особенностями работы с природным материалом; способами сбора и хранения природного материала; учатся подбирать материал для составления флористических композиций; осваивают навыки составления, закрепления и оформления картин из природного материала.
Практические работы:
1. Подбор и подготовка материала к работе.
2. Составление эскизов.
3. Выполнение флористической композиции.
Веселые петельки (26 часов).
Вязание спицами (12 часов).
Теория:
Материалы и инструменты для вязания спицами. Набор петель. Основные петли. Кромочные петли. Закрепление петель. Узоры из лицевых и изнаночных петель. Узоры вязки с накидом. Прибавки. Жгуты. Ажурная вязка. Вязание носков, рукавичек, перчаток, головных уборов.
Практические работы:
1. Выполнение образцов различных приемов вязания
2. Вязание несложных вещей: шарф, шапочка.
Вязание крючком (14 часов)
Теория:
Инструменты и приспособления. Охрана труда
Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение.
Воздушная петля. Столбик без накида
Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязывание отделочным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
Столбики с накидом.
Порядок образования столбика с накидом. Условное обозначение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязывание колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Посещение краеведческого музея
В этих разделах обучающиеся знакомятся с историей рукоделия, в частности – вязания, учатся подбирать соответствующие инструменты и материалы; производить расчет материалов для вязания определенного изделия; знакомятся с различными видами пряжи; учатся читать и составлять схемы, пользуясь условными обозначениями; определять раппорт узора; вырабатывают навыки вязания различных петель; находить цветовое решение при выполнении цветных изделий; применять декоративные элементы для украшения изделия; ухаживать за вязаными изделиями; выполнять коллективную работу.
Практические работы:
1. Выполнение образцов различных приемов вязания
2. Коллективная работа: «Вязаные букеты».
Бисеринка (12 часов)
Теория:
Работа с бисером. Виды работ из бисера. Художественные приёмы в вышивке бисером. Техника плетения бисером. Вышивка бисером, ткачество. Изготовление декоративных изделий.
Приемы плоского параллельного плетения на проволоке. Чтение простейших схем. Правила подбора бисера по размеру, качеству и цветовому сочетанию в зависимости от рисунка и изделия. Правила закрепления проволоки в изделии. Цветовой спектр (7 цветов радуги). Ахроматические и хроматические цвета. «Холодные» и «теплые» цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Приемы плетения животных. Чтение схем. Способы сочетания в одном изделии различных материалов. Правила закрепления проволоки в изделии.
Технология плетения цветов и животных. Плетение по готовым схемам. Составление схемы цветка самостоятельно. Составление композиции. Оформление работы.
Техника плетения цветов из пайеток.
Техника вышивки бисером.
В процессе изготовления бисерных изделий обучающиеся изучают основы сочетания цветовых оттенков и приобретают основные навыки построения композиций, узнают история о чудо-бисере, основные сведения о бисере, об истории развития бисерного искусства в России.
Практические работы:
1. Плетение и вышивка по готовым схемам.
2. Составление композиции.
3. Вышивка миниатюр.
4. Изготовление сувениров к Новому году, 23 Февраля, 8 Марта.
Ручное вышивание(12 часов)
Теория:
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей вышивки, собирают информацию о традициях края в вышивке. Ребята учатся рассчитывать размеры рисунка и переносить его на ткань с учетом структуры ткани; учатся увеличивать и уменьшать рисунок; находить цветовую гамму для выполнения вышивки; вырабатывают навыки выполнения различных ручных швов; выполняют индивидуальные проекты по вышиванию; находят способы оформления готового изделия.
Практические работы:
1. Выполнение образцов ручных швов.
2. Выполнение и оформление 1-2 композиций вышивки «крестом».
Выжигание (10часов)
Теория:
Техника выжигания по дереву
Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Выжигание обычным прибором и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Организация рабочего места и правила безопасной работы при выжигании, Отделка изделий после выжигания.Перенос рисунка на дощечки. Копирование рисунка на фанеру или дощечку через копировальную бумагу.
В этом разделе учащиеся знакомятся с возможностями дерева, технологиями обработки дерева, устройством выжигателя, учатся переносить рисунок на дощечку, выжигать по дереву.
Практическиеработы:
1. Выполнение эскиза.
2.Перенос и выжигание рисунка на фанере или дощечке.
Декупаж (10 часов)
Теория:
Основы декупажа. Знакомство с техникой «декупаж». История возникновения декупажа. Всё о поверхностях для декупажа. Обзор материалов, инструментов и приспособлений для декупажа. Техники. Стили. Техника декупажа (поэтапно). Наклеивание мотива различными способами. Работа с салфетками и распечатками.
В этом разделе обучающиеся знакомятся с приемами работы в новой технике декорирования; знакомятся с инструментами и материалами, применяемыми в этой технике; получают навыки работы в новом виде творчества; учатся правильно составлять композиции и подбирать соответствующие материалы.
Практические работы:
1. Декорирование предмета в технике «Декупаж».
2. Выполнение панно в технике «Декупаж».
Бумажные фантазии (16 часов)
Теория:
Знакомство с бумажной филигранью. Просмотр работ. Виды завитков. Освоение техники скручивания.
Знакомство с техникой изготовления и плетения из газетных трубочек. Демонстрация разнообразия изделий
Техника кручения газетных трубочек. Подготовка к работе. Окраска.
В этом разделе обучающиеся знакомятся с правилами работы с инструментами и материалами, с техниками оригами, квиллинг, плетения из бумажных трубочек.
Практические работы:
1.Кручениебумажных трубочек. Окраска.
2. Плетение цилиндра простой формы.
3. Плетение корзинки из газетных трубочек. Декорирование. Корзинки.
Литературное творчество (26 часов)
Теория:
Что такое поэзия, проза? Поэтические и прозаические жанры.
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Виды систем стихосложения. Размер стиха. Строфа. Стопы. Размеры стиха.
Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
В этом разделе обучающиеся слушают литературные произведения на фоне музыки, знакомятся с прозой и поэзией русских писателей и поэтов, учатся определять стихотворный размер, рифму, сочинять собственные литературные произведения, тесты, кроссворды.
Практические работы:
1.Моё поэтическое творчество.
2. Мое прозаическое творчество.
3. Сочиняем кроссворд, тест.
4. Создание фильма, презентации на литературную тему.
5. Участие в культурно-массовых мероприятиях в течение всего года.
Календарно-учебный график
Учебный план
|
| Название раздела, темы |
|
|
| |||||||||
|
| Экодизайн | 16 |
| ||||||||||
1-2 | 2.10 | Цветосложение. Материалы и инструменты. Вводный инструктаж | 2 | 2.10 |
| |||||||||
3-4 | 4.10 | Сбор и засушка материала. Способы хранения. Безопасные приемы работы. | 2 | 4.10 | ||||||||||
5-6 | 9.10 | Дизайн. Аранжировка. Колористика. Разнообразие форм. Фоны для работы. | 2 | 9.10 |
| |||||||||
7-8 | 11.10 | Техника работы. Стили. Составление эскиза. Магнитик.Подбор материала. Работа над декорированием магнита. | 2 | 11.10 | ||||||||||
9-10 | 16.10 | Составление эскизов. Флористические картины. Подбор материала. Работа над картиной | 2 | 16.10 | ||||||||||
11-12 | 18.10 | Составление эскиза. Топиарий.Подбор материала. Работа над оформлением топиария | 2 | 18.10 | ||||||||||
13-14 | 23.10 | Как украсить дом | 2 | 23.10 | ||||||||||
15-16 | 25.10 | Культурно-массовая работа. | 2 | 25.10 | ||||||||||
| Бумажные фантазии | 16 |
| |||||||||||
17-18 | 30.10 | Возможности бумаги. Инструменты. ТБ, Техника оригами. Выполнение фигур животных. | 2 | 30.10 | ||||||||||
19-20 | 1.11 | Техника квиллинг. Заготовки. Разнообразие форм. Выполнение открытки в данной технике. | 2 | 01.11 | ||||||||||
21-22 | 6.11 | Вытынанки. Выбор рисунка, перенос на бумагу, вырезание по шаблону. | 2 | 8.11 | ||||||||||
23-24 | 8.11 | Изготовление новогодних украшений для зала, елки в разных техниках. | 2 | 13.11 | ||||||||||
25-26 | 13.11 | Техника плетения из газетных трубочек. Скручивание трубочек. | 2 | 15.11 | ||||||||||
27-28 | 15.11 | Плетение корзины. Выполнение работы. | 2 | 20.11 | ||||||||||
29-30 | 20.11 | Оформление работы. Декорирование корзины | 2 | 22.11 | ||||||||||
31-32 | 22.11 | Культурно-массовая работа. | 2 | 27.11 | ||||||||||
| Веселые петельки Вязание спицами | 12 |
| |||||||||||
33-34 | 27.11 | Материалы и инструменты для вязания спицами. Набор петель. Основные петли. Кромочные петли. | 2
| 29.11 | ||||||||||
35-36 | 29.11 | Лицевые и изнаночные петли. Узоры из лицевых и изнаночных петель. | 2 | 4.12 | ||||||||||
37-38 | 4.12 | Узоры вязки с накидом. Прибавки. Убавки. | 2 | 6.12 | ||||||||||
39-40 | 6.12 | Выполнение образцов узоров | 2 | 11.12 | ||||||||||
41-42 | 11.12 | Ажурная вязка. | 2 | 13.12 | ||||||||||
43-44 | 13.12 | Изготовление вязаного изделия. Тапочки,шарф. | 2 | 18.12 | ||||||||||
| Вязание крючком. | 14 |
| |||||||||||
45-46 | 18.19 | Вводное занятие. ТБ при ручных работах. Инструменты и материалы. Виды декоративно-прикладного творчества. | 2 | 20.12 | ||||||||||
47-48 | 20.12 | Цепочка из воздушных петель.Условные обозначения. Знакомство со схемами. | 2 | 25.12 | ||||||||||
49-50 | 25.12 | Полустолбик, его условное обозначение. Столбик с накидами и без накида. | 2 | 27.12 | ||||||||||
51-52 | 27.12 | Как прибавлять и убавлять петли. Ажурные узоры | 2 | 10.01 | ||||||||||
53-54 | 15.01 | Вязаные букеты (коллективная работа).Выполнение отдельных деталей. | 2 | 15.01 | ||||||||||
55-56 | 17.01 | Сборка отдельных деталей в букет. Окончательное оформление букета | 2 | 17.01 | ||||||||||
57-58 | 22.01 | Культурно-массовая работа | 2 | 22 | ||||||||||
| Бисеринка | 12 |
| |||||||||||
59-60 | 24.01 | ТБ при работе с бисером. Инструменты и материалы. Технология изготовления цепочки. | 2 | 24 | ||||||||||
61-62 | 29.01 | Технология изготовление крокодила. | 2 |
| ||||||||||
63-64 | 31.01 | Технология изготовления фиалки и ромашки. | 2 |
| ||||||||||
65-66 | 5.02 | Технология изготовления розы и елочки из пайеток | 2 |
| ||||||||||
67-68 | 7.02 | Вышивка бисером миниатюр. | 2 |
| ||||||||||
69-70 | 12.02 | Культурно-массовая работа | 2 |
| ||||||||||
|
| 12 |
| |||||||||||
71-72 | 14.02 | Вышивка в истории костюма.Инструменты и материалы. ТБ.Подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка. | 2 |
| ||||||||||
73-74 | 19.02 | Технология выполнения простейших ручных швов. Выполнение образцов ручных швов. | 2 |
| ||||||||||
75-76 | 21.02 | Вышивка «крестом». Способы выполнения швов. | 2 |
| ||||||||||
77-78 | 26.02 | Чтение схем. Выбор схемы для вышивания. Выполнение вышивки по выбранной схеме. | 2 |
| ||||||||||
79-80 | 28.02 | Работа над вышивкой. Оформление готового изделия. | 2 |
| ||||||||||
81-82 | 5.03 | Культурно-массовая работа | 2 |
| ||||||||||
|
| Выжигание | 10 |
| ||||||||||
83-84 | 7.03 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты. Устройство выжигателя. | 2 |
| ||||||||||
85-86 | 12.03 | Техника выжигания по дереву. Выбор рисунка. | 2 |
| ||||||||||
87-88 | 14.03 | Перенос рисунка на дощечку. Выжигание рисунка | 2 |
| ||||||||||
89-90 | 19.03 | Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная и индивидуальная творческая работа) | 2 |
| ||||||||||
91-92 | 21.03 | Культурно-массовая работа | 2 |
| ||||||||||
|
| Декупаж | 10 |
| ||||||||||
93-94 | 26.03 | Что такое декупаж. Инструменты и материалы. ТБ. | 2 |
| ||||||||||
95-96 | 28.03 | Приемы работы. Подбор объекта, выбор материалов. | 2 |
| ||||||||||
97-98 | 2.04 | Открытка в технике декупаж. | 2 |
| ||||||||||
99-100 | 4.04 | Возможности декупажа. Выполнение шкатулки в технике декупаж. | 2 |
| ||||||||||
101-102 | 9.04 | Культурно-массовая работа | 2 |
| ||||||||||
|
| Литературное творчество | 26 |
| ||||||||||
103-104 | 11.04 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое литература? Жанры литературы. | 2 |
| ||||||||||
105-106 | 16.04 | Прозаические произведения.Литературные произведения на фоне музыки | 2 |
| ||||||||||
107-108 | 18.04 | Путешествие в слово.От слова к тексту. | 2 |
| ||||||||||
109-110 | 23.04 | Литература и живопись.Система образов в художественном произведении. | 2 |
| ||||||||||
111-112 | 25.04 | Моё прозаическое творчество. | 2 |
| ||||||||||
|
| Поэтический язык. |
|
| ||||||||||
113-114 | 30.04 | Лексические средства поэтического языка.Системы стихосложения.Размер стиха.Рифма. | 2 |
| ||||||||||
115-116 | 2.05 | Поэзия и живопись. Поэзия и музыка. | 2 |
| ||||||||||
117-118 | 7.05 | Моё поэтическое творчество. | 2 |
| ||||||||||
|
| Тест. Кроссворд. Презентация. Фильм. |
|
| ||||||||||
119-120 | 14.05 | Сочиняем тест | 2 |
| ||||||||||
121-122 | 16.05 | Сочиняем кроссворд. Как создать кроссворд в программе Excel | 2 |
| ||||||||||
123-124 | 21.05 | Презентация в PowerPoint на литературную тему. Секреты хорошей презентации | 2 |
| ||||||||||
125-126 | 23.05 | Создание фильма в программе MovieMaker на литературную тему. | 2 |
| ||||||||||
127-128 | 28.05 | Культурно-массовая работа. Итоговое занятие кружка. Ярмарка талантов. | 2 |
|
Методическое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации, диски CD.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций, видеоуроков.
Список литературы
1. А. Григорьева «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008.
2. Н.А. Гангур «Орнамент народной вышивки» Краснодар, 1999.
3. М.В. Постнова «Женское рукоделие» - Санкт-Петербург: «Золотой век», 1999.
4. Ю.Е. Моисеенко «Волшебный стежок» — Минск.: «Полымя», 2000.
5. М.Забылин «Русский народ: его обычаи, предания, обряды». - М.: «ЭКСМО» 2003.
6. И.Ю Костикова «Лоскутная техника. Шитьё из полос»- М.: «Культура и традиции», 2002.
7. ТМ ЗИНГЕР «Пэчворк: изделия и одежда из лоскутков» — М.: «Ниола 21-й век», 2001.
8. И.Ю. Муханова «Лоскутные узоры» - М: «ОЛМА-ПРЕС», 2002.
9. Х.Пирс «Объемная вышивка»- М.: «Ниола-Прес», 2008.
10.Д. Чотти «Вышивка шёлковыми лентами» - М: «АСТ-ПРЕСС», 2003.
11. И.В. Резько «Вышивка лентами» — Минск.: «Харвест», 2009.
12. Н.Л. Ликсо «Бисер» - Минск.: «Харвест», 2010.
13. Вышивка лентами. Издательство « Ниола-Пресс» Москва.2007.
14. Абрамов Д.С., Кочегаров И.И., Юдин А.М. Азбука домоводства.-М.,1995.
15. Волшебный клубок-2/ред. Кириянова С., Хачанян Е., Парамонова Г.-М.,Внешсигма.ю 2000
16. Все о рукоделии: популярное изделие/ред. Е.Борисова, С.Коверьянова, З.Рогова-М:Внешсигма,2000.
17. Нестерова Д.В. Рукоделие: энсиклопедия-М., АСТ,2007.
18. Рукоделие: популярная энциклопедия/ред. Андреева И.А., Грекулова А.Л., Загребаева А.А.-М., Советская энциклопедия, 1991.
19. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком-М. Детская литература, 1987.
20. СолодЛ.Е. Искусство составлять цветочные картины. - М. «Эксмо», 2008.
21. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М. «Эксмо». 2008.
22. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. - М. «Эксмо».
23. Барабулин В.А. «Художественная обработка дерева», М., Культура, 1986.
24. Двойников Е.С., Лямин И.В. «Художественные работы по дереву», М.,1972.
25. Дениел Райт «Искусство выжигания по дереву» (перевод с английского К.Малькова), изд. Группа «Контент», 2004.
26. Кошелев М.Д. «Как отлакировать изделия из дерева самому», М., 1977.
27. Панченко В.В. «Выжигание по дереву», Ростов-на-Дону, Феникс,2005. Литература для педагога:
28. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
29. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
30. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
31. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
32. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
33. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
34. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
35. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
36. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
37. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
38. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
39. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
Информационные ресурсы
http://www.biserland.ru/ - сайт "Бисероплетение
http://bicer.ucoz.ru/ - сайт "Бисер и рукоделие";
http://biser.by.ru/index.htm - сайт "Бисерная Магия";
http://acus.msk.ru/ - сайт "ACUS".
http://www.silk-ribbon.ru сайт «Вышивка лентами»
http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/
http://www. tehnologiya. narod. ru
http://www. kru4ok.ru/
http:// www.tricoter.su/
http://www.1001uzor.com/
http://www. vishivay.ru/
http://avtor-makhmutova.spb.ru/read...y-technics.html - основы лоскутной техники.
http://www.mquilts.ru/
Контроль результатов обучения.
1. Входной контроль (беседа, анкетирование).
2. Текущий контроль, определение степени усвоения обучающимися учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении, выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение (педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа).
3. Итоговый контроль – определение результатов обучения. Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей (коллективная рефлексия, самоанализ).
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, демонстрация моделей, презентация творческих работ, участие в конкурсах разного уровня, мониторинг.
Мониторинг образовательного уровня обучающихся:
Низкий уровень.
Обучающийся проявляет интерес и желание смастерить поделку, но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими недостаточно осознанно и самостоятельно.
Средний уровень.
Обучающийся проявляет интерес и потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные признаки подобия и отличия, различает виды художественного труда – аппликация, конструирование, ручной труд и т.д.. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными инструментами, для создания выразительного образа.
Высокий уровень.
Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять их для изготовления той или иной работы. Знает назначения различных инструментов и правила техники безопасности при работе с ним. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определённых задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.
Методическое обеспечение реализации программы
Игры
"Аналогии"
Детям предлагают назвать объекты, схожие с данным по форме (тарелка – диск, луна, солнце, часы); по структуре (пух – снег, вата, поролон, пена); по цвету (солнце – одуванчик, желток, сыр, лимон); по ситуации (коробка с игрушками – автобус с пассажирами, ваза с фруктами, банка с орехами).
Придумываем новые слова (предметы, явления)
Смысл игры основывается на объединении двух слов, предметов, ситуаций, явлений, которые разделяет определенная дистанция, необычность, непохожесть. Игра активизирует воображение, фантазию малышей. Например, называем детям два слова и предлагаем назвать новое (банан + ананас = бананас; корова + крокодил = кородил). Можно предложить дошкольникам рассказать о способе существования новых объектов.
«Хорошее и плохое»
Цель: игра направлена на развитие умения видеть в одном предмете противоположные свойства, находить противоположности, оценивать одни и те же явления с разных точек зрения.
Указание к проведению: более распространенной категорией оценивания у детей является «хорошее – плохое». Используя эту категорию, предложите детям оценить явления природы, предметы, дела:
1. Зима, лето, весна, осень.
2. Дождь, снег, ветер, огонь, солнце.
3. Есть, спать, гулять в лесу, лазить по горам.
4. Пить лекарство, делать зарядку, умываться.
5. Нож, тарелка, стекло, краска.
Например, лето: хорошо – тепло, можно купаться, не надо долго одеваться, плохо – сильно жарко, потеешь, можно сгореть на солнце. Нож: хорошо – легко резать, плохо – можно порезаться.
«Сложите предложение»
Цель: развивать умение генерировать идеи
Указание к проведению: задание заключается в том, чтобы используя три заданных слова составить как можно больше предложений. Например:
1. Автомобиль, мокрый, пастух.
2. Тетрадь, обезьяна, сова.
3. Звонок, ступеньки, стоять.
4. Лампочка, дерево, высокий.
5. Подушка, веселый, жевать.
6. Корова, легкий, летать.
«Прогулка с облаками».
Цель: развитие воображения и фантазии
Указание к проведению: во время прогулки попросите детей внимательно посмотреть на облака и пофантазировать, на что они похожи. В удивительных образах, которые часто изменяются, можно увидеть животных, птиц, сказочных героев и т.д.
Игра-упражнение «Я – цветок».
Цель: осознавать свое имя; тренировать творческое воображение
Дети сидят в кругу на ковре. Инструкция. Закройте глаза и представьте себе летний день в саду или на лесной поляне. Почувствуйте тепло летнего дня, послушайте пение птиц, рассмотрите цветы возле себя. А теперь представьте цветок, который вы могли бы назвать своим именем.
- Какой он?
Рассмотрите цветок, почувствуйте его аромат, возьмите в руки… Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно глубоко вдохнуть и раскрыть глаза. После выполнения упражнения рассказать, что чувствовали (по желанию). Можно нарисовать цветок.
«Коробочка со сказкой».
Цель: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления
Материал: 8-10 разных фигурок, коробочка
Ход игры
Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробочки. Нужно придумывать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.
Когда история закончилась, предметы собирают вместе, и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз выходила законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с тем же самым предметом.
«Волшебная труба»
Цель: усвоение ребенком противоположных качеств предметов; развитие познавательной функции, воображения.
Материал: журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Ход игры
Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть сквозь нее на предмет, то он изменит свои особенности на противоположные. Ведущий просит детей посмотреть сквозь трубу на предметы и рассказать, как они изменились.
«Помоги Колобку»
Цель: воспитание добрых чувств, развитие воображения, творческого мышления, связной речи.
Материал: сказка «Колобок»; карточки, изготовленные из двух книжек; разноцветные кружочки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).
Ход игры
Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей подумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисицы, с кем он будет дружить, где будет его домик. Эти и другие вопросы помогут малышам придумать интересную историю.
«Старая сказка на новый лад».
Цель: развитие речи, воображения, творческого мышления, усвоение понятий «большой – меньший – еще меньше»
Материал: сказка «Три медведя», кружочки, которые обозначают медведей (коричневые, разных размеров), красный кружочек (девочка)
Ход игры
Ведущий вспоминает с детьми сказку, используя картинки. Попросите детей придумать «сказку наоборот»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать, как себя вести? Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку. "Аналогии"
Детям предлагают назвать объекты, схожие с данным по форме (тарелка – диск, луна, солнце, часы); по структуре (пух – снег, вата, поролон, пена); по цвету (солнце – одуванчик, желток, сыр, лимон); по ситуации (коробка с игрушками – автобус с пассажирами, ваза с фруктами, банка с орехами).
Придумываем новые слова (предметы, явления)
Смысл игры основывается на объединении двух слов, предметов, ситуаций, явлений, которые разделяет определенная дистанция, необычность, непохожесть. Игра активизирует воображение, фантазию малышей. Например, называем детям два слова и предлагаем назвать новое (банан + ананас = бананас; корова + крокодил = кородил). Можно предложить дошкольникам рассказать о способе существования новых объектов.
Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей.
Предлагаемые игровые упражнения направлены на развитие и активизацию креативности — системы творческих способностей.
Задача этих упражнений — научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.
Что? Откуда? Как?
Описание
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения — брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо — такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?
Земля круглая
Описание
«Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля — это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " — и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли».
Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы 6-8 минут.
Смысл упражнения
Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.
Обсуждение
Участникам предлагается сначала поделиться своими примерами того, как можно представить себе «круглую Землю», после чего предложить варианты других расхожих фраз и убеждений, которые можно истолковать логически непротиворечиво, но при этом неверно. Потом предлагается порассуждать о том, насколько уместно проявление креативности при трактовке подобных истин — ведь оригинальные варианты их понимания чаще всего оказываются ошибочными. Когда шаблонное мышление оправдывает себя, приводит к верным решениям, а когда, наоборот, ограничивает наши познавательные возможности?
Противоположности
Описание
Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.
Для работы можно предложить, например, такие ситуации:
•Боксер выходит на ринг.
•Девушка едет с горки на роликах.
•Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.
Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.
Смысл упражнения
Тренировка мышления «от противного» — способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.
Обсуждение
Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».
Необычные действия
Описание
Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:
•В чем именно они видят необычность этого действия?
•Что, с их точки зрения, к нему побудило?
•Как они оценивают это действие «задним числом» — к чему оно
привело, стоило ли его совершать?
Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.
Смысл упражнения
Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.
Обсуждение
Как необычные действия влияют на нашу жизнь — делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» — правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?
Применение умений
Описание
Каждый из участников называет какое-нибудь спортивное умение, которым он владеет (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений — не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Упражнение
выполняется в общем кругу.
Смысл упражнения
Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.
Обсуждение
Участники обмениваются своими впечатлениями и соображениями о том, какие новые умения и способы применения их заинтересовали.
Упражнения
Упражнение «Анаграмма» (спрятанное слово).
Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза)
Задание: записать название цветов, переставив буквы.
ОРЗА, ЮЛИТК, АЛДНШЫ.
Упражнение «Сравнение»
Цель: научить ребёнка сравнивать предметы.
Задание: назвать общие признаки: РОМАШКА ВАСИЛЁК;
Чем отличаются: ДЕРЕВО КУСТАРНИК.
Упражнение «Классификация»
Цель: научить ребёнка классифицировать.
Задание: большие и маленькие, черные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки: а) по цвету б) по размеру в) по цвету и размеру