Сс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» п.Краснофарфорный
Чудовского района Новгородской области
Учебный план
по программе дополнительного образования
«В мире слов»
Авторы программы:
Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарёв.
Возраст обучающихся: 12 - 13лет
Срок реализации программы: 2 года
Педагог дополнительного образования:
Кузьменко Наталья Владимировна
п. Краснофарфорный
2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «В мире слов» имеет гуманитарную направленность и разработана на основе программы «Лексика и фразеология русского языка», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1990 года выпуска – авторы Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарёв.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в творческом объединении «В мире слов» муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской области.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она посвящена лексике и фразеологии - наиболее интересным для школьников разделам лингвистики. В ходе знакомства с этими разделами дети осознают, что через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений. Приобретаются знания о том, что развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состава языка.
Курс имеет познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
Обучение по данной программе воспитывает любовь к языку, уважение к труду учёных-исследователей русского языка, уважение к народу – творцу языка.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день. Актуальность заключается в необходимости повышать культуру речи учащихся, развивать умение пользоваться справочной литературой, обогащать словарный и фразеологический запас учащихся. Знание литературных норм словоупотребления позволит избежать разнообразных ошибок, встречающихся в речевой практике, даст возможность правильно и чётко, ярко и доходчиво выражать свои мысли.
Программа даёт возможность проводить специальную работу с учащимися, мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Цель программы – привитие учащимся интереса к лингвистике как области человеческого знания, повышение общеязыковой культуры через изучение соответствующих книг научно-популярного характера, вопросов языковой теории и практики в составлении докладов, рефератов, викторин, конкурсов.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
обучить определять лексическое знание слова;
обучить определять группы слов, объединяемых по разным основаниям;
обучить навыкам пользования лингвистическими словарями.
Развивающие:
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
развить познавательный интерес путём овладения богатством родного языка;
развить личность учащегося, его интерес к обучению;
сформировать сознательное отношение к слову;
сформировать желание и умение учиться.
Воспитывающие:
воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;
воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках модификации увеличено количество часов:
Данные изменения обусловлены необходимостью увеличения количества практических занятий, что позволяет лучше осваивать и закреплять теоретические знания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 12 – 13 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года обучения.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Формы и режим занятий. В работе объединения ДО «В мире слов» применяются различные формы проведения занятий:
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения, применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Продолжительность занятий:
1-2 год обучения -1 раз в неделю по 1 часу.
Ожидаемый результат и способы определения его результативности.
1 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
понятие «лексикология»;
чем вызвано явление многозначности;
роль слов с переносным значением в создании художественных образов;
по каким признакам классифицируются омонимы;
два типа антонимов (разнокорневые и однокорневые);
соотношение диалектной и общеупотребительной лексики;
устаревшие и новые слова;
причины изменения в лексике русского языка;
словари русского языка и их назначение.
Учащийся должен уметь:
определять связь между значениями слова;
находить синонимы в речи, строить синонимические ряды, уметь использовать синонимы в собственной речи;
отличать омонимы от многозначных слов;
уметь использовать антонимы в своей речи;
находить диалектные слова в толковых словарях;
находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов.
2 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
причины исторических изменений в лексике русского языка;
группы слов русского языка по происхождению и употреблению;
определения лексикологических понятий;
основные признаки фразеологизмов;
фразеологические словари и справочники.
Учащийся должен уметь:
находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов;
объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте;
выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Диагностика уровня сформированности предметных знаний по теории, проводимая 2 раза в учебном году (сентябрь, май);
Участие в школьных олимпиадах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Всего часов | Теоретичес-кие занятия | Практичес-кие занятия |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Многозначность слова и её роль в обогащении словарного запаса русского языка | 4 | 1 | 3 |
3. | Переносное значение слова и его роль в создании художественных образов | 4 | 2 | 2 |
4. | Лексические синонимы ( смысловые, стилистические, контекстуальные). Синонимические ряды. | 3 | 1 | 2 |
5. | Полные и частичные лексические омонимы. Омоформы, омофоны, омографы. | 4 | 2 | 2 |
6. | Однокорневые и разнокорневые антонимы. Употребление антонимов в пословицах и поговорках | 3 | 1 | 2 |
7. | Диалектные слова. Диалекты. Новгородской области. | 4 | 1 | 3 |
8. | Состав исконно русской лексики ( собственно русские слова и общеславянские). Заимствованные слова Признаки заимствованных слов. | 5 | 2 | 3 |
9. | Устаревшие слова в речи жителей Новгородской области. Новые слова в произведениях русских писателей. | 4 | 2 | 2 |
10 | Разнообразный мир словарей (словари энциклопедические и лингвистические) | 3 | 1 | 2 |
| Итого | 36 | 14 | 22 |
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Всего часов | Теоретичес-кие занятия | Практические занятия | |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2. | Паронимы. Их роль паронимов в связных высказываниях. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Как рождаются и живут слова | 3 | 1 | 1 | |
4. | Из истории русских имён и фамилий | 4 | 2 | 2 | |
5. | Профессионализмы. Использование профессионализмов в речи представителей разных специальностей. | 4 | 2 | 2 | |
6. | Использование диалектизмов в художественной литературе | 4 | 2 | 2 | |
7. | Лексика устной и письменной речи | 4 | 2 | 2 | |
8. | Этимологический анализ слов. Предупреждение ложной этимологизации. | 4 | 1 | 3 | |
9. | Фразеологизмы. Их стилистическое использование | 5 | 2 | 3 | |
10 | Топонимика как раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий | 4 | 1 | 3 | |
Итого | 36 | 15 | 21 | |
СОДЕРЖАНИЕ
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: правила поведения на занятиях. Лексика и лексикология.
Практическое задание: определение лексического и грамматического значения слов.
Тема 2. Многозначность слова и её роль в обогащении словарного запаса русского языка. (4 часа)
Теория: причины появления у слова новых значений, роль многозначных слов в языке.
Практическое задание: нахождение в толковом словаре многозначных слов, определение лексического значения многозначного слова. Употребленного в предложении, составление предложений со словами в разных значениях.
Тема 3. Переносное значение слова и его роль в создании художественных
образов. (4 часа)
Теория: знакомство с типами переноса наименования.
Практическое задание: определение типа переноса наименования; нахождение слов, употребленных автором в переносном значении.
Тема 4. Лексические синонимы ( смысловые, стилистические, контекстуальные). Синонимические ряды. (3 часа)
Теория: знакомство со стилистическими и контекстуальными синонимами, с использованием синонимов в речи.
Практическое задание: нахождение в словаре синонимов синонимических рядов, в которые входят стилистические синонимы; нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Тема 5. Полные и частичные лексические омонимы.
Омоформы, омофоны, омографы. (4 часа)
Теория: причины появления омонимов, группы омонимов.
Практическое задание: нахождение омонимов в словаре; нахождение омоформ, омофонов, омографов.
Тема 6. Однокорневые и разнокорневые антонимы. Употребление антонимов в пословицах и поговорках (3 часа)
Теория: знакомство с однокорневыми и разнокорневыми антонимами, с контекстуальными антонимами.
Практическое задание: подбор к данным словам антонимов, вставка в текст подходящих по смыслу антонимов.
Тема 7. Диалектные слова. Диалекты. Новгородской области. (4 часа)
Теория: знакомство с соотношением диалектной и общеупотребительной лексики; диалектные слова в словарях.
Практическое задание: нахождение в толковом словаре диалектных слов; нахождение в тексте диалектных слов с помощью толкового словаря и определение их лексического значения.
Тема 8. Состав исконно русской лексики ( собственно русские слова и общеславянские). Заимствованные слова Признаки заимствованных слов. (5 часов)
Теория: причины лексических заимствований из других языков; языки – источники лексических заимствований.
Практическое задание: определение языка – источника у заимствованных слов; нахождение в этимологическом словаре исконно русских слов.
Тема 9. Устаревшие слова в речи жителей Новгородской области. Новые слова в произведениях русских писателей (4 часа)
Теория: причины устаревания слов и пути появления новых слов в языке
Практическое задание: нахождение устаревших слов в словарях, в текстах; нахождение неологизмов в тексте.
Тема 10. Разнообразный мир словарей (словари энциклопедические и лингвистические)
(3 часа)
Теория: знакомство с основными типами словарей.
Практическое задание: выяснение отличий в построении словарных статей различных словарей.
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: правила поведения на занятиях. Основные теоретические сведения, полученные на занятиях первого года обучения.
Практическое задание: определение лексического и грамматического значения слов.
Тема 2.Паронимы. Их роль паронимов в связных высказываниях (2 часа)
Теория: знакомство с паронимами.
Практическое задание: разграничение семантики слов-паронимов.
Тема 3. Как рождаются и живут слова. (3 часа)
Теория: прямое название признака предмета; сравнения и сопоставления. Немотивированное название. Заимствования.
Практическое задание: выявление изменений в понятии, обозначаемом словом.
Тема 4. Из истории русских имён и фамилий. (4 часа)
Теория: имена в различные периоды русской истории. Отчества. Фамилии.
Практическое задание: сообщения по теме занятия.
Тема 5. Профессионализмы. Использование профессионализмов в речи представителей разных специальностей (4 часа)
Теория: профессиональные слова как слова ограниченного употребления; особенности профессиональных слов.
Практическое задание: нахождение в толковых словарях профессиональных слов. Нахождение профессиональных слов в тексте. Подбор профессиональных слов определенной тематики.
Тема 6. Использование диалектизмов в художественной литературе. (4 часа)
Теория: роль диалектизмов в художественной литературе.
Практическое задание: определение цели использования диалектных слов в художественном произведении. Толкование лексического значения диалектных слов.
Тема 7. Лексика устной и письменной речи. (4 часа)
Теория: стили речи. Особенности лексики устной и письменной речи.
Практическое задание: наблюдение над языком статей, помещённых в учебнике и над языком художественных произведений.
Тема 8. Этимологический анализ слов. Предупреждение
ложной этимологизации. (4 часа)
Теория: понятие об этимологическом анализе слов.
Практическое задание: определение происхождения слов. Работа с материалами «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской.
Тема 9. Фразеологизмы. Их стилистическое использование. (5 часов)
Теория: признаки, характеризующие фразеологизмы, употребление фразеологизмов в разных стилях.
Практическое задание: нахождение фразеологизмов в тексте; составление предложений с фразеологизмами с учетом оттенков их значений.
Тема 10. Топонимика как раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий. (4 часа)
Теория: понятие «топонимика». Топонимика родного края.
Практическое задание: изучение топонимов родного края.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Рекомендации организации практических занятий:
Практические занятия проводятся в течение всего процесса обучения. Практика проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.
На практических занятиях творческого объединения ДО «В мире слов» широко используются творческие задания, игровые моменты.
Практические занятия позволяют углублять и закреплять полученные на теоретических занятиях знания и умения. У учащихся развивается интерес к изучаемому предмету, совершенствуются приемы выполнения творческих заданий, что позволяет достигать высокой результативности. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению учебного материала не только по русскому языку, но и по другим предметам.
Дидактический материал представлен:
Лекционный материал представлен:
Беседа «Контекстуальные антонимы»;
Беседа «Контекстуальные синонимы»;
Беседа «Исконно русские слова».
Материально-техническое оснащение занятий:
Кабинет для обучения:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М.; 1975.
2. Феллер М.Д. Как рождаются и живут слова. М.; 1964.
3. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? М.; 1987.
4. Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова…: Повесть о В.И.Дале. М.;1966
5. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.;1988.
6. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М.;1983.
7. Откупщиков Ю.В. К истокам Слова. М.;1986.
8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.;1988.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М.; Просвещение,1975.
2. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. 2-е изд.М.; 1972.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского язык. 2-е издание. М.; 1983.
4. Успенский Л. Почему не иначе?: Этимологический словарик школьника. Л.;1967.
5. Бабкин А.М. Русская фразеология, её развитие и источники. Л.;1970.