СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "В мире слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «В мире слов» имеет гуманитарную направленность и разработана на основе программы «Лексика и фразеология русского языка», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1990 года выпуска – авторы Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарёв. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она посвящена лексике и фразеологии  - наиболее интересным для школьников разделам лингвистики.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "В мире слов"»

Сс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» п.Краснофарфорный

Чудовского района Новгородской области









Учебный план

по программе дополнительного образования

«В мире слов»




Авторы программы:

Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарёв.

Возраст обучающихся: 12 - 13лет

Срок реализации программы: 2 года

Педагог дополнительного образования:

Кузьменко Наталья Владимировна
























п. Краснофарфорный

2010 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «В мире слов» имеет гуманитарную направленность и разработана на основе программы «Лексика и фразеология русского языка», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1990 года выпуска – авторы Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарёв.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в творческом объединении «В мире слов» муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской области.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она посвящена лексике и фразеологии - наиболее интересным для школьников разделам лингвистики. В ходе знакомства с этими разделами дети осознают, что через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений. Приобретаются знания о том, что развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состава языка.

Курс имеет познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.

Обучение по данной программе воспитывает любовь к языку, уважение к труду учёных-исследователей русского языка, уважение к народу – творцу языка.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день. Актуальность заключается в необходимости повышать культуру речи учащихся, развивать умение пользоваться справочной литературой, обогащать словарный и фразеологический запас учащихся. Знание литературных норм словоупотребления позволит избежать разнообразных ошибок, встречающихся в речевой практике, даст возможность правильно и чётко, ярко и доходчиво выражать свои мысли.

Программа даёт возможность проводить специальную работу с учащимися, мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель программыпривитие учащимся интереса к лингвистике как области человеческого знания, повышение общеязыковой культуры через изучение соответствующих книг научно-популярного характера, вопросов языковой теории и практики в составлении докладов, рефератов, викторин, конкурсов.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

  • обучить определять лексическое знание слова;

  • обучить определять группы слов, объединяемых по разным основаниям;

  • обучить навыкам пользования лингвистическими словарями.

Развивающие:

  • развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • развить познавательный интерес путём овладения богатством родного языка;

  • развить личность учащегося, его интерес к обучению;

  • сформировать сознательное отношение к слову;

  • сформировать желание и умение учиться.

Воспитывающие:

  • воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;

  • воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках модификации увеличено количество часов:

  • 1-2 год обучения увеличено количество часов с 68часов до 72 часов.

Данные изменения обусловлены необходимостью увеличения количества практических занятий, что позволяет лучше осваивать и закреплять теоретические знания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 12 – 13 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года обучения.

  • 1 – 2 год обучения – 1 час в неделю – 36 часов в год.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы и режим занятий. В работе объединения ДО «В мире слов» применяются различные формы проведения занятий:

Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения, применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

Продолжительность занятий:

1-2 год обучения -1 раз в неделю по 1 часу.

Ожидаемый результат и способы определения его результативности.

1 год обучения.

По окончании учащийся должен знать:

  • понятие «лексикология»;

  • чем вызвано явление многозначности;

  • роль слов с переносным значением в создании художественных образов;

  • по каким признакам классифицируются омонимы;

  • два типа антонимов (разнокорневые и однокорневые);

  • соотношение диалектной и общеупотребительной лексики;

  • устаревшие и новые слова;

  • причины изменения в лексике русского языка;

  • словари русского языка и их назначение.

Учащийся должен уметь:

  • определять связь между значениями слова;

  • находить синонимы в речи, строить синонимические ряды, уметь использовать синонимы в собственной речи;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • уметь использовать антонимы в своей речи;

  • находить диалектные слова в толковых словарях;

  • находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов.

2 год обучения.

По окончании учащийся должен знать:

  • причины исторических изменений в лексике русского языка;

  • группы слов русского языка по происхождению и употреблению;

  • определения лексикологических понятий;

  • основные признаки фразеологизмов;

  • фразеологические словари и справочники.

Учащийся должен уметь:

  • находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов;

  • объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте;

  • выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Диагностика уровня сформированности предметных знаний по теории, проводимая 2 раза в учебном году (сентябрь, май);

  • Участие в школьных олимпиадах.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Всего часов

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие

занятия

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Многозначность слова и её роль в обогащении словарного запаса русского языка

4

1

3

3.

Переносное значение слова и его роль в создании художественных образов

4

2

2

4.

Лексические синонимы ( смысловые, стилистические, контекстуальные). Синонимические ряды.

3

1

2

5.

Полные и частичные лексические омонимы.

Омоформы, омофоны, омографы.

4

2

2

6.

Однокорневые и разнокорневые антонимы. Употребление антонимов в пословицах и поговорках

3

1

2

7.

Диалектные слова. Диалекты. Новгородской области.

4

1

3

8.

Состав исконно русской лексики ( собственно русские слова и общеславянские). Заимствованные слова Признаки заимствованных слов.

5

2

3

9.

Устаревшие слова в речи жителей Новгородской области. Новые слова в произведениях русских писателей.

4

2

2

10

Разнообразный мир словарей (словари энциклопедические и лингвистические)

3

1

2


Итого

36

14

22


II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Всего часов

Теоретичес-кие занятия

Практические

занятия


1.

Вводное занятие

2

1

1


2.

Паронимы. Их роль паронимов в связных высказываниях.

2

1

1


3.

Как рождаются и живут слова

3

1

1


4.

Из истории русских имён и фамилий

4

2

2


5.

Профессионализмы. Использование профессионализмов в речи представителей разных специальностей.

4

2

2


6.

Использование диалектизмов в художественной литературе

4

2

2


7.

Лексика устной и письменной речи

4

2

2


8.

Этимологический анализ слов. Предупреждение

ложной этимологизации.

4

1

3


9.

Фразеологизмы. Их стилистическое использование

5

2

3


10

Топонимика как раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий

4

1

3


Итого

36

15

21





СОДЕРЖАНИЕ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)

Теория: правила поведения на занятиях. Лексика и лексикология.

Практическое задание: определение лексического и грамматического значения слов.

Тема 2. Многозначность слова и её роль в обогащении словарного запаса русского языка. (4 часа)

Теория: причины появления у слова новых значений, роль многозначных слов в языке.

Практическое задание: нахождение в толковом словаре многозначных слов, определение лексического значения многозначного слова. Употребленного в предложении, составление предложений со словами в разных значениях.

Тема 3. Переносное значение слова и его роль в создании художественных

образов. (4 часа)

Теория: знакомство с типами переноса наименования.

Практическое задание: определение типа переноса наименования; нахождение слов, употребленных автором в переносном значении.

Тема 4. Лексические синонимы ( смысловые, стилистические, контекстуальные). Синонимические ряды. (3 часа)

Теория: знакомство со стилистическими и контекстуальными синонимами, с использованием синонимов в речи.

Практическое задание: нахождение в словаре синонимов синонимических рядов, в которые входят стилистические синонимы; нахождение в тексте контекстуальных синонимов.

Тема 5. Полные и частичные лексические омонимы.

Омоформы, омофоны, омографы. (4 часа)

Теория: причины появления омонимов, группы омонимов.

Практическое задание: нахождение омонимов в словаре; нахождение омоформ, омофонов, омографов.

Тема 6. Однокорневые и разнокорневые антонимы. Употребление антонимов в пословицах и поговорках (3 часа)

Теория: знакомство с однокорневыми и разнокорневыми антонимами, с контекстуальными антонимами.

Практическое задание: подбор к данным словам антонимов, вставка в текст подходящих по смыслу антонимов.

Тема 7. Диалектные слова. Диалекты. Новгородской области. (4 часа)

Теория: знакомство с соотношением диалектной и общеупотребительной лексики; диалектные слова в словарях.

Практическое задание: нахождение в толковом словаре диалектных слов; нахождение в тексте диалектных слов с помощью толкового словаря и определение их лексического значения.

Тема 8. Состав исконно русской лексики ( собственно русские слова и общеславянские). Заимствованные слова Признаки заимствованных слов. (5 часов)

Теория: причины лексических заимствований из других языков; языки – источники лексических заимствований.

Практическое задание: определение языка – источника у заимствованных слов; нахождение в этимологическом словаре исконно русских слов.

Тема 9. Устаревшие слова в речи жителей Новгородской области. Новые слова в произведениях русских писателей (4 часа)

Теория: причины устаревания слов и пути появления новых слов в языке

Практическое задание: нахождение устаревших слов в словарях, в текстах; нахождение неологизмов в тексте.

Тема 10. Разнообразный мир словарей (словари энциклопедические и лингвистические)

(3 часа)

Теория: знакомство с основными типами словарей.

Практическое задание: выяснение отличий в построении словарных статей различных словарей.




II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)

Теория: правила поведения на занятиях. Основные теоретические сведения, полученные на занятиях первого года обучения.

Практическое задание: определение лексического и грамматического значения слов.

Тема 2.Паронимы. Их роль паронимов в связных высказываниях (2 часа)

Теория: знакомство с паронимами.

Практическое задание: разграничение семантики слов-паронимов.

Тема 3. Как рождаются и живут слова. (3 часа)

Теория: прямое название признака предмета; сравнения и сопоставления. Немотивированное название. Заимствования.

Практическое задание: выявление изменений в понятии, обозначаемом словом.

Тема 4. Из истории русских имён и фамилий. (4 часа)

Теория: имена в различные периоды русской истории. Отчества. Фамилии.

Практическое задание: сообщения по теме занятия.

Тема 5. Профессионализмы. Использование профессионализмов в речи представителей разных специальностей (4 часа)

Теория: профессиональные слова как слова ограниченного употребления; особенности профессиональных слов.

Практическое задание: нахождение в толковых словарях профессиональных слов. Нахождение профессиональных слов в тексте. Подбор профессиональных слов определенной тематики.

Тема 6. Использование диалектизмов в художественной литературе. (4 часа)

Теория: роль диалектизмов в художественной литературе.

Практическое задание: определение цели использования диалектных слов в художественном произведении. Толкование лексического значения диалектных слов.

Тема 7. Лексика устной и письменной речи. (4 часа)

Теория: стили речи. Особенности лексики устной и письменной речи.

Практическое задание: наблюдение над языком статей, помещённых в учебнике и над языком художественных произведений.

Тема 8. Этимологический анализ слов. Предупреждение

ложной этимологизации. (4 часа)

Теория: понятие об этимологическом анализе слов.

Практическое задание: определение происхождения слов. Работа с материалами «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской.

Тема 9. Фразеологизмы. Их стилистическое использование. (5 часов)

Теория: признаки, характеризующие фразеологизмы, употребление фразеологизмов в разных стилях.

Практическое задание: нахождение фразеологизмов в тексте; составление предложений с фразеологизмами с учетом оттенков их значений.

Тема 10. Топонимика как раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий. (4 часа)

Теория: понятие «топонимика». Топонимика родного края.

Практическое задание: изучение топонимов родного края.










Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • Разработка заданий по темам.

  • Разработка материала к играм по темам.

Рекомендации организации практических занятий:

Практические занятия проводятся в течение всего процесса обучения. Практика проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.

На практических занятиях творческого объединения ДО «В мире слов» широко используются творческие задания, игровые моменты.

Практические занятия позволяют углублять и закреплять полученные на теоретических занятиях знания и умения. У учащихся развивается интерес к изучаемому предмету, совершенствуются приемы выполнения творческих заданий, что позволяет достигать высокой результативности. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению учебного материала не только по русскому языку, но и по другим предметам.

Дидактический материал представлен:

  • Лото синонимов.

  • Словари.

Лекционный материал представлен:

  • Беседа «Контекстуальные антонимы»;

  • Беседа «Контекстуальные синонимы»;

  • Беседа «Исконно русские слова».

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

  • Столы – 15 штук;

  • Стулья – 15 штук;

  • Шкафы для хранения методического и дидактического материала.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М.; 1975.

2. Феллер М.Д. Как рождаются и живут слова. М.; 1964.

3. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? М.; 1987.

4. Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова…: Повесть о В.И.Дале. М.;1966

5. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.;1988.

6. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М.;1983.

7. Откупщиков Ю.В. К истокам Слова. М.;1986.

8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.;1988.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М.; Просвещение,1975.

2. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. 2-е изд.М.; 1972.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского язык. 2-е издание. М.; 1983.

4. Успенский Л. Почему не иначе?: Этимологический словарик школьника. Л.;1967.

5. Бабкин А.М. Русская фразеология, её развитие и источники. Л.;1970.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!