Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Алтайского края
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Топчихинский Детско - юношеский центр"
Принята на педагогическом совете Протокол №______________ от «____»____________20__г. | | Утверждена приказом директора ____________ «___________» Приказ №________________ от «____»____________20__г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Волшебная живопись»
Возраст учащихся: 7 - 11 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор (-ы)-составитель (-и):
Скоробогатова Ирина Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 6
1.3. Содержание программы 7
2. Комплекс организационно - педагогических условий 17
2.1. Календарный учебный график 17
2.2. Условия реализации программы 17
2.3. Формы аттестации 17
2.4. Оценочные материалы 18
2.5. Методические материалы 19
2.6. Список литературы 21
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебная живопись» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр».
основная образовательная программа МКУДО «Топчихинский Детско – юношеский центр».
Актуальность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать настоящее искусство. На занятиях изучаются лучшие произведения искусства, поэтому художественное творчество пробуждает у детей интерес, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах работы на крафтовой бумаге, рисования пластилином, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изучению творчества современных художников.
Программой предусмотрена работа в различных техниках, в том числе и нетрадиционных ( монотипия, граттаж, рисунок на крафтовой, оттиск и др.) Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 лет. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Педагог является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности. У школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В 1-4 классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. Педагог должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить занятия.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Срок и объем освоения ДООП:
1 года, 216 педагогических часа, 35 недель.
«Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа.
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень |
Изобразительное искусство | 6 часов в неделю; 216 часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы: создание условий для самореализации и самоопределения личности ребенка средствами искусства, получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи образовательной программы:
Задачи:
Личностные:
- воспитывать эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество.
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самосовершенствовании.
Метапредметные:
- развитие наблюдательности за миром природы, умения ориентироваться в пространстве, соотносить предметные формы;
- развитие умений пользоваться инструментами: карандашами, кистью,
палитрой, подбирать краски в соответствии с настроением рисунка, моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм.
- развитие познавательной активности через применение ИКТ-технологий,
личностно-ориентированного подхода;
Образовательные:
- совершенствование художественных навыков с помощью традиционных
и нетрадиционных техник изобразительного искусства,
- обучение умению самостоятельно и под руководством педагога создавать
живописные произведения.
Ожидаемые результаты: В результате прохождения программы у обучающихся повысится самооценка, уверенность в себе, в своих творческих способностях. Они приобретут начальный опыт самостоятельной творческой деятельности.
У обучающихся повысится наблюдательность и познавательные способности, эмоциональная отзывчивость, повысится уровень исполнения воспитанниками работ в технике живописи, рисунка и декоративной росписи.
1.3. Содержание программы
«Изобразительное искусство»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Осень за окном. | | | | |
1.1 | Ведение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях. | 3 | 1 | 2 | |
1.2 | «Осенние мелодии». Монотипия. И.Левитан «Золотая осень». | 6 | 2 | 4 | |
1.3 | «Пейзаж родной земли». Акварель. Гуашь. | 9 | 3 | 6 | |
1.4 | «Богатый урожай». Натюрморт. Гуашь. Акварель. | 9 | 3 | 6 | |
1.5 | Рисуем овощи и фрукты на крафтовой бумаге. | 6 | 2 | 4 | |
1.6 | «Золотая хохлома». Роспись по дереву. Акрил. | 9 | 3 | 6 | |
1.7 | «Листопад». Оттиск, отпечаток. | 3 | 1 | 2 | |
1.8 | «Осенний дождь». Набрызг. | 3 | 1 | 2 | |
1.9 | «Королева Осень». Портрет в стиле фентези. | 6 | 2 | 4 | |
1.10 | Современные художники пишут осень (Л.Афремов, Е. Лушпин) | 3 | 1 | 2 | |
1.11 | «Поздняя осень». Пейзаж. Графика. | 6 | 2 | 4 | |
1.12 | «Первый снег». А.А.Пластов. Рисунок белой гуашью. | 3 | 1 | 2 | |
2 | Раздел 2. Зимушка-зима. | | | | |
2.1 | «Морозные узоры на стекле». Монотипия. | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | «Зимний пейзаж». Акварель. Гуашь. | 9 | 3 | 6 | |
2.3 | «Новогодний натюрморт». Сухая пастель. | 6 | 2 | 4 | |
2.4 | «Снежная девочка». Портрет. | 6 | 2 | 4 | |
2.5 | Рождественская композиция. | 9 | 3 | 6 | |
2.6 | Рисуем деревенский пейзаж в технике граттаж. | 9 | 3 | 6 | |
2.7 | «Гжель». Роспись гипсовых фигурок под гжель. | 6 | 2 | 4 | |
2.8 | Современные художники о зиме. Д. Колпашников, Л.Афремов и др. | 3 | 1 | 2 | |
2.9 | Зимнее фентези. | 9 | 3 | 6 | |
2.10 | «Метель». Пейзаж белой гуашью. | 6 | 2 | 4 | |
2.11 | Праздничная композиция «Масленица». | 9 | 3 | 6 | |
3 | Раздел 2. Весна красна. | | | | |
3.1 | Русские художники о весне. Гусев Владимир, Кириченко Геннадий и др. | 3 | 1 | 2 | |
3.2 | «Солнечные блики». Композиционное рисование. | 9 | 3 | 6 | |
3.3 | «Первые вестники весны». Анималистический жанр. | 6 | 2 | 4 | |
3.4 | «Космический пейзаж». Акварель, гуашь. | 6 | 2 | 4 | |
3.5 | «Весенний город». Скетчинг. | 6 | 2 | 4 | |
3.6 | «Весна – русская красавица». Портрет пастелью. | 9 | 3 | 6 | |
3.7 | «Сады цветут». Пейзаж. Перспектива. | 9 | 3 | 6 | |
3.8 | «Вперед за мечтой!» Морской пейзаж. | 6 | 2 | 4 | |
3.9 | Рисуем сирень на крафтовой бумаге. | 6 | 2 | 4 | |
3.10 | «Лето- рыжая девчонка». Портрет. | 6 | 2 | 4 | |
3.11 | «Мое лето». Композиция. | 6 | 2 | 4 | |
3.12 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ. | 3 | 1 | 2 | |
| Итого: | 216 | 72 | 144 | |
Содержание учебного плана
1. Раздел 1. Осень за окном. 1.1. Ведение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.
Теория:
Беседа о технике безопасности на занятиях.
Практика:
Знакомство с программой и материалом для творческих работ.
1.2. «Осенние мелодии». Монотипия. И.Левитан «Золотая осень».
Теория:
Беседа о красоте осенней природы в произведениях поэтического и изобразительного искусства. Знакомство с техникой «монотипия». анализ картины И.Левитана «Золотая осень».
Практика:
Выполнение творческой работы в технике «монотипия» с использованием гуаши.
1.3. «Пейзаж родной земли». Акварель. Гуашь.
Теория:
Беседа о жанрах живописи, развитие понятия «пейзаж». Деревенский пейзаж в русской живописи.
Практика:
Выполнение рисунка в жанре «деревенский пейзаж» акварелью, гуашью.
1.4. «Богатый урожай». Натюрморт. Гуашь. Акварель.
Теория:
Беседа о жанрах живописи, развитие понятия «натюрморт».
Практика:
Выполнение рисунка в жанре «натюрморт» акварелью, гуашью.
1.5. Рисуем овощи и фрукты на крафтовой бумаге.
Теория:
Что такое крафтовая бумага? Принцип рисования на крафтовой бумаге.
Практика:
Работа пастелью или акрилом на крафтовой бумаге.
1.6. «Золотая хохлома». Роспись по дереву. Акрил.
Теория:
Беседа «Народные промыслы. Золотая хохлома». Правила росписи по дереву.
Практика:
Роспись деревянных предметов в стиле «хохлома».
1.7. «Листопад». Оттиск, отпечаток.
Теория:
Поэтические размышления о листопаде современных поэтов и художников.
Практика:
Творческая работа с использование оттиска осенних листьев.
1.8. «Осенний дождь». Набрызг.
Теория:
Техника «набрызг», размытые фигуры акварелью.
Практика:
Рисунок акварелью размытых форм. Использование техники «набрызга».
1.9. «Королева Осень». Портрет в стиле «фентези».
Теория:
Беседа «Портрет как жанр живописи». Стиль «фентези».
Практика:
Рисунок женского портрета в стиле «фентези».
1.10. Современные художники пишут осень (Л.Афремов, Е. Лушпин)
Теория:
Знакомство с творчеством современных художников Л.Афремова, Е. Лушпина.
Практика:
Художественный анализ картин современных художников.
1.11. «Поздняя осень». Пейзаж. Графика.
Теория:
Развитие понятия «графика». Виды пейзажей.
Практика:
Рисунок графического пейзажа.
1.12. «Первый снег» А.А.Пластов. Рисунок белой гуашью.
Теория:
Знакомство с творчеством А.А.Пластова. Понятие «контрастность в живописи».
Практика:
Рисунок пейзажа белой гуашью.
2. Раздел 2. Зимушка-зима. 2.1. «Морозные узоры на стекле». Монотипия.
Теория:
Беседа о художественных и поэтических произведениях, посвященных зимнему времени года. Развитие понятия «монотипия».
Практика:
Творческая работа в технике художественная гуашь, монотипия.
2.2. «Зимний пейзаж». Акварель. Гуашь.
Теория:
Развитие понятия «зимний пейзаж», особенности техник «акварель», «гуашь».
Практика:
Экскурсия в зимний парк. Творческая работа в жанре пейзажа.
2.3. «Новогодний натюрморт». Сухая пастель.
Теория:
Правила рисования сухой пастелью.
Практика:
Рисование с натуры новогоднего натюрморта.
2.4. «Снежная девочка». Портрет.
Теория:
Беседа о творчестве художников-портретистов. Виды портретов.
Практика:
Творческая работа в жанре портрет.
2.5. Рождественская композиция.
Теория:
Беседа «Народные праздники. Рождество». Развитие понятия «композиция».
Практика:
Творческая работа на рождественскую тему.
2.6. Рисуем деревенский пейзаж в технике граттаж.
Теория:
Знакомство с техникой граттаж. Особенности подготовки основы для рисунка.
Практика:
Подготовка основы для рисунка, творческая работа в жанре деревенского пейзажа.
2.7. «Гжель». Роспись гипсовых фигурок под гжель.
Теория:
Беседа: «Народные промыслы. Гжель». Особенности работы с гипсом.
Практика:
Подготовка фигурок для росписи. Роспись фигурок в стиле «гжель».
2.8. Современные художники о зиме. Д. Колпашников, Л.Афремов и др.
Теория:
Знакомство с творчеством современных художников. Развитие понятия «этюд».
Практика:
Анализ картины на выбор. Зимний этюд
2.9. Зимнее фентези.
Теория:
Жанры живописи. Живопись и графика. Знакомство с понятием «фентези».
Практика:
Творческая работа в стиле «фентези» с использованием живописных или графических средств.
2.10. «Метель». Пейзаж белой гуашью.
Теория:
Образ метели в художественном, музыкальном и поэтическом творчестве.
Практика:
Творческая работа белой гуашью.
2.11. Праздничная композиция «Масленица».
Теория:
Беседа «Народные праздники. Масленица». Творчество Кустодиева.
Практика:
Творческая работа в стиле сельского пейзажа.
3. Раздел 3. Весна- красна. 3.1. Русские художники о весне. Гусев Владимир, Кириченко Геннадий и др.
Теория:
Знакомство с творчеством современных художников. Виртуальная выставка картин Гусева В., Кириченко Г.
Практика:
Анализ картины на выбор. Создание весенних этюдов.
3.2. «Солнечные блики». Композиционное рисование.
Теория:
Беседа «Свет и тень в живописи». Развитие понятия «композиция» в живописи.
Практика:
Творческая работа гуашью и акварелью.
3.3. «Первые вестники весны». Анималистический жанр. Целищев Геннадий Дмитриевич - художник-анималист Алтайского края.
Теория:
Знакомство с анималистическим жанром в живописи. Творчество художника-анималиста Алтайского края Целищева Г.Д.
Практика:
Графическая работа в анималистическом жанре, цветная графика, скетчинг.
3.4. «Космический пейзаж». Акварель, гуашь.
Теория:
Развитие понятия «пейзаж», «набрызг».
Практика:
Творческая работа в жанре «космический пейзаж».
3.5. «Весенний город». Скетчинг.
Теория:
Презентация творчества художников-пейзажистов. Развитие понятия «городской пейзаж». Основные техники скетчинга.
Практика:
Создание творческой работы, используя одну из техник скетчинга.
3.6. «Весна – русская красавица». Портрет пастелью.
Теория:
Беседа «Народный образ русской красавицы». Виды и особенности портретов.
Практика:
Создание женского портрета в народном стиле, в стиле фентези.
3.7. «Сады цветут». Пейзаж. Перспектива.
Теория:
Развитие понятия «перспектива». Теплые цвета в живописи. Особенности техники «тампонирования»
Практика:
Творческая работа в технике «тампонирования».
3.8. «Вперед за мечтой!» Морской пейзаж.
Теория:
Беседа «Морские пейзажи мариниста Сергея Лима». История морского пейзажа.
Практика:
Рисунок морского пейзажа.
3.9. Рисуем сирень на крафтовой бумаге. Акрил.
Теория:
Развитие понятия «натюрморт». Правила работы акриловыми красками.
Практика:
Творческая работа на крафтовой бумаге.
3.10. «Лето- рыжая девчонка». Портрет.
Теория:
Как нарисовать портрет, используя разные техники.
Практика:
Творческая работа в любой технике на выбор.
3.11. «Мое лето». Композиция.
Теория:
Беседа «традиционные и нетрадиционные техники живописи».
Практика:
Композиционный рисунок в любой технике на выбор.
3.12. Итоговое занятие. Выставка творческих работ.
Практика:
Подготовка работ к выставке, выставка.
1.4 Планируемые результаты
Таблица 1.4.1
Планируемые результаты
| Стартовый уровень |
Знать | основные понятия художественной терминологии, понятия техники ИЗО, виды художественных материалов; разнообразие возможных выразительных средств изображения; изобразительные основы декоративных элементов; что такое природные материалы; творчество современных художников; основные виды пейзажей: унылый, бурный, идеальный, морской, горный, национальный, экзотический; принципы построения объёмных композиций; правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне. |
Уметь | наблюдать за миром природы, ориентироваться в пространстве, соотносить предметные формы; пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм. полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа; выполнять и оформлять творческие работы в разных техниках. |
Владеть | навыками анализа художественного произведения; элементарными понятиями в области культуры и искусства; навыками наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, чтобы создавать художественные образы; процессом совершенствования художественных навыков, самостоятельно и под руководством педагога создавать живописные произведения. |
2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 35 |
Количество учебных дней | 175 |
Продолжительность каникул | - |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2020 - 29.05.2021 |
Сроки промежуточной аттестации | декабрь |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | май |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение | кабинет, столы, стулья, карандаши, ручки, пастель, гуашь, акварель, кисти разных размеров, бумага А3, альбомы, планшеты, учебные альбомы |
Информационное обеспечение | аудио материалы, фото, иллюстрации природы, животных, людей предметов быта, муляжи, интернет ресурсы |
Кадровое обеспечение | педагог дополнительного образования, первой категории |
2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Конкурс
Выставка
Фестиваль
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | |
Уровень теоретической подготовки учащихся | |
Уровень развития изобразительных умений и навыков | - Оценка умений пользоваться карандашом, кистью и красками. - Оценка владения формообраюущими движениями - Определение умений правильно передавать форму предмета, правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей. (Методика «Изучение особенностей изобразительной деятельности» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | |
Уровень развития социального опыта учащихся | |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | |
2.5. Методические материалы
Организация деятельности по реализации программы базируется на деятельностном, компетентностном и личностно-ориентированном подходах.
Методы обучения:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Тип учебного занятия:
В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:
- Занятие – изучение нового материала.
- Занятие выполнения практической работы.
- Комбинированное занятие.
Структура занятий:
Занятие - изучение нового материала.
Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
Основная часть. (Изучение новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий).
Закрепление. (Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы).
Занятие - выполнение практической работы.
Организационный момент. ( Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
Основная часть.
- Повторение материала, необходимого для выполнения работы.
- Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у
воспитанников затруднения.
- Выполнение работы.
- Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.
3. Подведение итогов.
Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
2.6. Список литературы
Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.
Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: 1992 . – 41 с.
Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.
Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
с. Топчиха, 2019