МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «____» ___________ Протокол № _____________ | Утверждаю Директор школы Куклина В.А. «______» _____________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный квиллинг»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст 5-7 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Шинкоренко Надежда Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Новопокровка
2022год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) разработана согласно требованиям следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010г.);
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квиллинг» имеет художественную направленность. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление
Уровень программы
Программа реализуется на стартовом (ознакомительном) уровне.
Новизна программы
Дополнительной общеразвивающей программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы
Дополнительное образование детей- уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей. Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно-прикладном творчестве. Декоративно-прикладное творчество- творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений национальной культуры. С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости. Именно декоративно - прикладное искусство готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения, и на основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной декоративно - прикладной деятельности. В общеобразовательной школе на уроках технологии учащихся знакомят с азами декоративно-прикладного искусства, но это недостаточно, чтобы полностью удовлетворить запросы родителей и детей, поэтому для наиболее заинтересованных детей, было создано в учреждении детское объединение «Волшебный квиллинг», где более углубленно изучают технику бумагокручения, когда то забытое искусство и вновь возрожденное совсем недавно.
Данная образовательная программа весьма актуальна и современна, поскольку ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, творческих, бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности ребенка.. От простейших изделий, направленных на развитие мелкой моторики рук, до изготовления художественных работ на выставки декоративно - прикладного искусства, этот путь ребенок проделывает с интересом и удовольствием. Ведь поделки, сделанные руками несут в себе частицу души, и поэтому никогда не устаревают и хранятся многие годы. Образовательная программа «Волшебный квиллинг» является актуальной, востребованной обучающимися с 7-13 лет.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Срок реализации программы и объем учебных часов
1 год обучения: 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся дошкольного учреждения
Формы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные, парные.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
|
Вводный блок |
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
Всего: | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Материал - бумага |
2.1 | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа |
2.2 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения. | 2 | 1 | 1 | беседа |
Всего: | 3 | 1,5 | 1,5 | |
Конструирование |
3.1 | Основные правила работы | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа |
3.2 | Основные формы: «Рулончик», «Капля», «Треуголник», «Квадрат». Конструирование из основных форм квиллинга. | 5 | 2 | 3 | беседа |
3.3 | Основные формы. Спирали в виде стружки. Конструирование из основных форм квиллинга. | 4 | 0.5 | 3.5 | беседа |
3.4 | Контрольная работа. Композиция из основных форм | 3 | | 3 | Выставка работ |
Всего: | 13 | 3 | 10 | |
Изготовление цветов и ягод технике квиллинг |
4.1 | Изготовление простых, несложных цветов | 2 | 0,5 | 1,5 | беседа |
4.2 | Основные ажурные элементы квиллинга | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
4.3 | Изучаем оттенки одного цвета. «Виноград» | 3 | 0,5 | 2.5 | Беседа. |
4.4 | Композиция «Тюльпаны» | 3 | 0,5 | 2.5 | беседа |
4.5 | Ягоды рябины | 2 | 0,5 | 1.5 | беседа |
4.6 | Композиция «Одуванчики» | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
4.6 | Коллективная работа. Композиция из цветов. | 3 | | 3 | Выставка работ. |
Всего: | 17 | 3.5 | 13.5 | |
Изготовление животных |
5.1 | Базовы формы | 2 | 1 | | Беседа |
5.2 | «Мое любимое животное» сочетание различных техник | 3 | 1 | 2 | беседа |
5.3 | «Веселые зверята» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
Всего: | 7 | 2,5 | 4,5 | |
Декор в стилизованном изображении. |
6.1 | Изготовление броши | 3 | 1 | 2 | беседа |
6.2 | Изготовление кулона | 3 | 1 | 2 | беседа |
Всего: | 6 | 2 | 4 | |
Подготовка к праздникам |
7.1 | Изготовление снежинок разного уровня сложности | 2 | | 2 | беседа |
7.2 | Создаем Новогоднюю игрушку | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
7.3 | Изготовление поздравительной открытки | 2 | 0,5 | 1.5 | Выставка работ |
7.4 | Из основных формИзготовление композиции | 4 | 1 | 3 | Выставка работ |
Всего: | 11 | 2,5 | 8,5 | |
Трехмерный квиллинг |
8.1 | Изготовление объемных изделий. Ваза | 2 | 0,5 | 1.5 | наблюдение |
8.2 | Изготовление объемных животных (кошка, мышка, собачка) | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
8.3 | Изготовление объемных букетов из цветов | 2 | | 2 | наблюдение |
Всего: | 7 | 1,5 | 5,5 | |
Гофрированный картон |
9.1 | Занимательные игрушки | 3 | 1 | 2 | наблюдение |
9.2 | Композиция «Фантазия» | 2 | | 2 | Выставка работ |
9.3 | Изготовление бабочек, стрекоз | 2 | | 2 | Выставка работ |
Всего: | 7 | 1 | 6 | |
Итого: | 72 | 19,5 | 52,5 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводный блок. Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал-бумага.
Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с приёмами изготовления цветов и ягод. Изготовление бахромчатых цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков. Коллективная работа. Композиция из цветов. Работа в смешанной технике.
Конструирование.
Скручивание. Основные правила работы. Основные формы: «Капля», «Треугольник», «Долька», «Квадрат», «Прямоугольник», «Глаз» и тд. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника составления композиций. Способы и правила ее сотсавления. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Работа в смешанной технике.
Животные.
Изучение способов соединения простых форм. Составление эскизов. Выполнение изображений животнх разными способами.
Праздники и подготовка к ним.
Выполнение поздравительных открыток, сувениров, фоторамок. Приёмы декорирования фоторамок.
Аксессуары.
Изготовление аксессуаров к одежде: броши, колье, сережки и тд. Способы сохранения формы предметов из бумаги. Сочетание цветов.
Гофрированный квиллинг.
Примеры выполнения изделий из гофрированного картона. Изготовление игрушек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы:
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы
квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям;
будут самостоятельно создавать композиции в технике квиллинг.
Предметные результаты
Ребенок должен знать:
основные понятия техники квиллинг;
основы композиции, цветоведения;
основные способы бумагокручения;
различные виды бумагопластики.
Должен уметь:
пользоваться художественными материалами и инструментам;
сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания;
самостоятельно составлять композицию;
передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя
задания;
аккуратно скручивать и приклеивать мелкие детали;
составлять композицию, учитывая законы композиции.
Личностные результаты:
бережное отношение к вещам, предметам;
развитие воображения;
умение представлять результаты собственной деятельности;
владение навыками самопрезентации;
умение работать в группе, команде.
Метапредметные результаты:
умение реализовывать собственные идеи в эскизе, изделии;
умение использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 | 1 год | 2.09 | 31.05 | 37 | 72 | 72 | 2 раза в неделю, 45 минут | 24.05 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Оборудование:
- столы
-стулья
-мольберт
-доска
- плакаты
-образцы объектов труда
-инструкционные карты
Информационное обеспечение
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. 1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. 2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
8. 3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
9. 4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
10. http:/stranamasterov.ru
II. Материалы из опыта работы педагога
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
2. Инструкционные карты сборки изделий
3. Образцы изделий
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Волшебный квиллинг».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации:
- проведение выставок работ обучающихся (в объединении, в школе);
- участие в выставках детского прикладного и технического творчества разного уровня;
- создание работ, проектов, которые могут стать образцами для импровизированной галереи;
- участие в конкурсах художественного направления разного уровня;
- составление фотоальбома выполненных работ;
- проведение обучающимися в объединении мастер-классов для одноклассников;
- проведение совместно с обучающимися в объединении мастер-классов на мероприятиях разного уровня.