СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы « История России в лицах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа призвана нетолько расширить знания по истории  России, но и обучить навыкам работы с различными историческими источниками, работать над исследовательскими и социальными проектами.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы « История России в лицах»»

Администрация Кстовского Муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 7















Программа дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы

« История России в лицах»


возраст обучающихся: 12-15 лет

(социально - педагогическая направленность)

срок реализации: 4 года








Составитель: Бородова Н.Д.

Руководитель кружка

« История России в лицах»






г.Кстово

2021 г.


Пояснительная записка


Демократические преобразования в обществе выдвигают в настоящее время индивидуальность, самостоятельность, образованность, неординарность и инициативу личности. В связи с этим педагогический процесс призван решать новые задачи. Сущностным, глубинным понятием образования, ключевым аспектом обучения становится развитие личности. Образовательная практика представляет в данном направлении достаточно широкие возможности.


Дополнительные занятия по истории России являются важным компонентом учебно- воспитательного процесса. Они базируются на важнейших целях и задачах- формирование личности творческой, способной критически мыслить, создавать новое. Именно в дополнительных занятиях во внеурочное время заключены прекрасные возможности для сотрудничества более опытного человека с менее опытным, в процессе которого происходит взаимообогащение и создается новый научный продукт- знание.


Дополнительные занятия включают все формы и методы работы по получению нового знания, овладения такими умениями и навыками как систематизация, обобщение, абстрагирование, классификация, осуществление логического перехода от исходных положений к следствиям, оперирование понятиями и т. д.

Интерес к исторической науке оптимизирует самообразовательную деятельность, а самообразование расширяет научное знание и вновь активизирует научно-исследовательскую деятельность, но уже на новом, более высоком уровне.


Дополнительные занятия по истории России, а затем включение в научно- исследовательскую деятельность- это образовательная стратегия, предполагающая реализацию педагогических условий, обеспечивающих вовлечение (ознакомление, ориентация, сознательное участие) личности в различные виды научно- исследовательской деятельности. Начинать надо с организации процесса преподавания общественных дисциплин, синтезируя как научные основы событий и явлений, так и их мировоззренческие и культурные оценки. Данный подход позволит не только знакомит школьников с обществоведческими проблемами, но и заинтересовать их, побуждая к дальнейшим исследованиям. Спектр вопросов, интересующих учеников разнообразен, поэтому именно научно- исследовательская деятельность полностью отвечает принципам свободы выбора, учета устремлений и, в конечном итоге,- саморазвития.


Четкое продумывание системы, способов и методов, стимулирующих интерес учащихся, позволяет добиваться у них стойкой мотивации, желания работать и получать удовольствие от процесса занятия наукой, радоваться успехам.


Это стимулирует практические дела и действия, что является конкретной реализацией задач социализации личности, готовой жить в обществе и совершенствовать его.


Ежедневно расширяются временные рамки исторического познания, появляется огромное количество разнообразной литературы, усвоить которую не представляется возможным, но вполне осуществимо научиться отбирать необходимое, то есть уметь работать – с информацией.


Дополнительные занятия во внеурочное время являются одним из важнейших этапов в процессе становления и развития личности. Готовность и способность задавать себе и миру сущностные вопросы т отстаивать свою позицию, быть научно доказательным в своих мнениях и суждениях являются важнейшими качествами личности современного общества.

Создание рефератов по истории являются одной из важнейших форм самостоятельной научно- исследовательской деятельности учащихся, позволяющей также проверить приобретенные знания и закрепить полученные навыки и умения, сформировать компетенции. Именно реферирование помогает развить у учащихся способности творческого подхода к решению актуальных проблем. Овладение методами исторического исследования содержит безграничные возможности для развития у них мыслительной деятельности и общей культуры. Совместная деятельность ученика и педагога в процессе работы над рефератом представляет прекрасную возможность добиться положительных результатов в достижении цели.

Дополнительные занятия по истории России, а затем и научно-исследовательская работа по данному направлению побуждает учащихся к расширению свого кругозора, выводит на интеграцию знаний в различных областях и предметах, открывает новые представления о собственном потенциале и возможностях, способствует знакомству и общению с различными людьми, овладению различными коммуникативными умениями: от интервью и простого диалога- до социологических опросов и анализов, дает возможность овладеть методами работы с различными материалами - от архивов до Интернет-источников, позволяет совершенствовать « языковой» уровень ( грамотность, логичность, индивидуальный стиль изложения материала) при работе над проблемой.


Направленность данной программы - знакомство с историей России через биографию великих людей, осознание роли, места и значение личности в историческом процессе, развитие интереса к изучению истории своей Родины.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: " Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины"

…События последнего времени подтверждали, что…девальвация ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма…»

Дополнительные занятия по истории Отечества предусматривают активизацию теоретической, познавательной деятельности учащихся по изучению истории, воспитанию патриотов России.


Целью программы является создание педагогической системы патриотического воспитания детей через дополнительное изучение интересных материалов по истории России, интеллектуальное, образовательное, духовно-нравственное развитие детей, активизацию процесса развития личности каждого ученика, обладающего творческой индивидуальностью.


Задачи:

  1. Формирование патриотических чувств и воспитание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

  2. Воспитание личности гражданина-патриота, формирование социально-адаптированного отношение к культурно-историческому прошлому Отечества.

  3. Популяризация истории России среди школьников, воспитание любви к своей Родине, формирование положительного образа России.

  4. Систематизация, закрепление знаний по истории в соответствии с требованиями государственного стандарта.

  5. Формирование умений использования теоретических знаний при решении практических задач.

  6. Развитие умений самостоятельной работы с источниками, литературой.

  7. Формирование навыков мыслительной деятельности.

  8. Расширение возможностей партнерства ученика и учителя.

  9. Формирование дальнейшего интереса учащихся к поиску, постановке и необходимости решения исторических проблем.


Отличительные особенности программы:

Программа призвана не только расширить знания по истории России, но и обучить навыкам работы с различными источниками, работать над исследовательскими и социальными проектами. Проблемно-хронологический принцип изложения материала, логика изложения и систематизированная информация по историческим личностям, дает возможность адаптировать проблемные вопросы истории России к возрастным особенностям детей.


Возраст детей и срок реализации программы

Программа и тематическое планирование предполагают проведение теоретических занятий в течении 4 лет. Программа рассчитана на проведение занятий 1 часа в неделю.

Краткие сведения о коллективе: состав- постоянно- переменный, набор детей- свободный, возраст- учащиеся 5,6,7.8 классов.

Количество занятий : 1 раз в неделю


Образовательная программ включает 3 уровня обучения.

1 уровень - предполагает теоретическое знакомство с предполагаемым историческим материалом, адаптацию в коллективе, выявление интересов и потребностей детей, знакомство со спецификой деятельности.


2 уровень - предполагает расширение спектра теоретических занятий Большое значение и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний , умений, навыков.


3 уровень - предполагает разработку индивидуальных планов, максимальное активное включение в практическую деятельность, четкую проработку перспективы.


Варианты участия детей в программе.

1. Работа с исторической литературой.

2. Исследовательская работа над историческими источниками.

3. Написание рефератов.

4. Работа над научно-исследовательскими и социальными проектами.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В конце обучения ребята должны научиться методами самостоятельной работы с историческими источниками, литературой. Систематизировать, закрепить знания по истории в соответствии с требованиями государственного стандарта. Овладеть методами постановки и решения исторических проблем. Овладеть навыками и умениями оформления реферата, научно- исследовательских и социальных проектов. В конце учебного года выступить на классных часах, родительских собраниях класса, принять участие в неделях науки Лицея.


Формы подведения итогов реализации программы.

1. Организация конкурсов

2.Участие в районных и областных конкурсах и акциях.

3.Реализация социальных проектов

4. Организация экскурсий

5. Участие в районных викторинах и творческих смотрах.

6. Участие в Интернет - конкурсах и проектах.


Взаимодействие педагога, руководителя кружка в процессе реализации программы:

1 уровень - школьный, взаимодействие с администрацией школы , учителями предметниками.

2. уровень - районный, взаимодействие с СЮТур, городским архивом, ДДЮТ

3 уровень - Областной, взаимодействие с областным архивом, областными внешкольными учреждениями.












Тематическое планирование 5 класс.

п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1-2

Введение

Знакомство с задачами, целями .Организация планирования занятий

2

1

1


3

История России начинается с малой родины.

Экскурсия в краеведческий музей


1



1


4

Что такое «малая родина»? Виртуальная экскурсия по улицам г. Кстово

1


1


5-6

Составление рассказов об улицах, на которых живут ребята.

3


2

1

7

Беседа с краеведом С.С Марковым

1

1



8-12

Работа над презентациями о г. Кстово

5

1

2

2


13-16

Составление мини-сочинений о прошлом г. Кстово

4

1

3




17-19

. Моя семья в истории страны

.

Знакомство с книгами как историческими источниками



3



1



2


20-23

Правила оформления списка литературы.

3

1

2


24-26

Составление генеалогического древа семьи ребят

3

1

2


27

Экскурсия в городской архив

1


1


28-30

Знакомство с фотографией как историческим источником

3

1

2


31-34

Составление рассказа о семье по фотографиям.

4

1

2

1








Сводная таблица занятий дополнительного образования


п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1

Введение

2

1

1


2

История России начинается с малой Родины

14

3

9

2

3

Моя семья в истории страны

17

5

11

1
















Тематическое планирование 6 класс.

п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1-2

Введение

Знакомство с задачами, целями .Организация планирования занятий Знакомство с историческими источниками. памятка по работе с ними.

2

1

1


3-5

Русь Древняя

Первые киевские князья.


3

2

1


6

Владимир Святославович


1

1



7

Принятие христианства

1

1



8

Первые русские святые

1

1



9-11

Княгиня Ольга- первая русская христианка

3

1

1

1

12-13

Ярослав Мудрый

2

1

1


14-16

Политическая раздробленность Руси

Александр Невский- защитник Руси от иноземных захватчиков

3

2

1


17-19

Русь Московская

Династия московских князей в период с к.13-15 вв.

3

2

1


20-21

Полководец Дмитрий Донской

2

1

1


22-23

Сергий Радонежский и роль православной церкви в объединении Руси.

2

2



24-26

Роль Великого князя Ивана III в формировании Российского государства.

3

1

1

1

27-31

Защита творческих работ по теме: «Великие люди земли русской»

4


2

2

32-34

Анализ проведенной работы. Планирование на следующий год

3

2

1



Сводная таблица занятий дополнительного образования


п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1

Введение

2

1

1


2

Русь Древняя

11

6

4

1

3

Политическая раздробленность Руси

3

2

1


4

Русь Московская

10

6

3

1

5

Защита творческих работ

4


2

2

6

Анализ проделанной работы

3

2

1















Тематическое планирование 7 класс.

п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1-2

Введение

Знакомство с задачами, целями .Организация планирования занятий

2

1

1




3-4

Смутное время

Нижний Новгород в смутное время

2

1

1


5-7

Филарет и Михаил Романовы. Роль первых царей династии Романовых в стабилизации обстановки на Руси.

3

1

1

1

8

XYII век- время надежд и свершений

Раскол в православной церкви


1

1



9-10

Патриарх Никон

2

1

1


11-12

Протопоп Аввакум

2

1

1


13-15

Царевна Софья- первая женщина на российском царском престоле.

3

2

1


16-20

Детство и юность Петра 1

5

2


3(просмотр фильма)

21-23

Дворцовые перевороты

Анна Иоанновна-выбор судьбы или закономерная действительность.

3

1

2


24-27

Федор Ушаков - непобедимый флотоводец

5

2


3(просмотр фильма)

28-29

Е. Дашкова-глава Российской Академии наук

3

2

1


30-32

Правила оформления реферата

3

1

2


33-35

Защита творческих работ по теме: «Великие люди земли русской»

3



3




Сводная таблица занятий дополнительного образования


п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1

Введение

2

1

1


2

Смутное время

5

2

2

1

3

17 век- время надежд и свершений

13

7

3

3

4

Дворцовые перевороты

11

5

3

3

5

Правила оформления реферата

3

1

2


6

Защита творческих работ по теме: «Великие люди земли русской»

3



3













Тематическое планирование 8 класс.

п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1-2

Введение

Знакомство с задачами, целями .Организация планирования занятий

2

1

1




3-6

Правление Александра 1

Сперанский М.М.- русский реформатор 19 века

3

2

1


7-11

Герои Отечественной войны 1812 года

4

2

1

1

12-15

Декабристы в том числе декабристы- нижегородцы, жены декабристов

5

1

3

1

16-21

Крымская война

Защитники Севастополя:

П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Э.И.Тотлебен, Н.И. Пирогов

6

2

3

1

22-24

Деятели общественно- политических движений России 19 века Константин и Иван Аксаковы, К.Д. Кавелин,

3

2

1


25-30

« Золотой век» русской культуры – А.Д Захаров, П.А Федотов, П.А.Мочалов, А.А. Бетанкур

6

2

3

1

31-32

Правила оформления реферата

2

1

1


33-34

Защита творческих работ по теме: «Великие люди земли русской»

2



2












Сводная таблица занятий дополнительного образования


п\л


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

Семинарские занятия

1

Введение

2

1

1


2

Правление Александра 1

12

5

5

2

3

Крымская война

6

3

2

1

4

Деятели общественно- политических движений России 19 века

3

2

1


5

«Золотой век» русской культуры

6

2

3

1

6

Правила оформления реферата

2

1

1



Защита творческих работ по теме: «Великие люди земли русской»

2



2






















Библиография


  1. Сиповский В.Д. Родная старина. Н.Новгород 1993

  2. Кулонин А.И. Правители России Изд-во « Чувашия» 1994 г.

  3. Карамзин Н.М. « Об истории государства Российского» (сост. А.И.Уткин).М.Просвящение ,1990

  4. Ключевский « О русской истории» М; Просвящение.1003

  5. Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей»- переиз.Новосибирск: СО « ДЛ» 1993

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!