ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №64» г. Перми
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла предметов Руководитель ШМО _______Л.М.Спиридонова Протокол №_______от «___» ________2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________Е.В. Ильиных «___» ________20 21 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ № 64» г.Перми ________С.В. Большаков Приказ № «____» ________ 2021 г. |
| | |
Рабочая программа
курса «Занимательный английский»
в 6 классе
2020-2021 учебный год
Составитель:
Кишеева Ирина Владимировна,
учитель английского языка
Пермь , 2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения и составлена на 29 часов в год (1 час в неделю).
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-«Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011
-«Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)
При составлении программы использовался проект примерной основной образовательной программы общего образования.
Её актуальность вызвана запросом родителей и учащихся в освоении разговорного английского языка и объясняется тем, что данный курс поможет учащимся восполнить знания, которых недостаточно, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя во время поездки за границу. Он дает ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером. Данный курс поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, поможет углубить и расширить знания по английскому языку
Ценность курса состоит в том, что программа будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, учащиеся смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни людей за рубежом. Они должны будут уметь поговорить об их манерах поведения, упомянуть о существующих стереотипах в восприятии той или иной нации.
Здесь затрагиваются такие межпредметные области как география, история, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура.
Целями программы является обучение основам речевого этикета в устной и письменной формах на базе наиболее употребительных фраз, идиоматических выражений; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения речевого этикета; формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.
Основными задачами являются:
1) ознакомить учащихся:
с фразами и выражениями речевого этикета для использования в разговорной и письменной речи по изучаемой тематике; с грамматическими явлениями характерными для устной и письменной речи английского языка в сферах речевого этикета.
2) научить учащихся:
вести разговор по определенным программой курса темам с использованием речевого этикета; писать деловое письмо
При реализации данных целей и задач следует учитывать факторы, способствующие созданию благоприятных условий обучения.
В результате изучения данного курса учащиеся будут знать основные грамматические структуры, необходимые для овладения навыками устной и письменной речи; фразы и выражения, необходимые для практического использования в заграничных поездках в различных ситуациях. Приобретут навыки устного общения и будут уметь вести разговор Все это даст возможность детям увидеть результаты своего труда и получать от него радость и удовлетворение.
Основным методом обучения является коммуникативный метод. Коммуникативная методика обучения английскому языку основана на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. лексику, грамматику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации. : метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, объяснительно-иллюстративный метод.
Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
Для решения основных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач в обучении иностранному языку применяются различные игровые приемы ( речевая зарядка, выразительное чтение на английском языке, пение на английском языке, инсценирование, ролевые и коммуникативные игры, деловые игры и проблемные задания). Игровые задания готовят детей одновременно к устному и письменному общению (коммуникативная компетенция). Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал (информационная компетенция).
При обучении английскому языку в 5-6 классах основными формами работы являются: коллективная, групповые, индивидуальные; теоретическое занятие, занятие-игра, виртуальная экскурсия, телемост.
2. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
С учётом общих требований стандарта цели обучения иностранному языку реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования и подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. В силу специфики предмета «Иностранный язык», входящего в состав предметной области «Филология», многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и для формирования качеств личности, то есть становятся метапредметными и личностными.
К общим результатам освоения английского языка можно отнести:
1) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
2) расширение и систематизацию знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса; дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
4)создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов по английскому языку.
Личностные результаты
Личностные результаты отражают: формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
-развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
-развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
-развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
-развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать ---содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-умение рационально планировать свой учебный труд; работать в соответствии с намеченным планом;
-осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
А. В коммуникативной сфере
Речевая компетенция (овладение видами речевой деятельности):
в области говорения:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, npи необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах;
• сообщать краткие сведения о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
Б. В области аудирования:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видео-тексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
В.В области чтения:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием содержания и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
Г. В области письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране/странах изучаемого языка;
Языковая компетенция
(владение языковыми средствами):
-применение правил написания слов, изученных в основной школе;
-адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
-соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
-знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
-понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
-знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях,формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
-знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы)
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
-представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
-представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
-понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языков! средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приёмами работы с текстом, умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи; (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики ochobhoй школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучении иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
-представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
-достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
-представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
-приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
-развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В сфере физической деятельности:
-стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
3. Содержание программы
Содержание образования, в свою очередь, включает четыре раздела, соответствующих основным составляющим формируемой коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной).
В разделе "Речевая компетенция"задается предметное содержание речи, описываются коммуникативные умения обучающихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи, формируемые на каждой из ступеней образования по предмету "английский язык" на реально достижимом уровне.
Языковая компетенция включает произносительную, лексическую и грамматическую стороны речи на английском языке, а также овладение графикой и орфографией.
Социокультурная компетенция, как уже было сказано, предполагает усвоение определённого набора социокультурных знаний о странах изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умений представлять свою страну и ее культуру.
Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции предполагают овладение учащимися общими и специальными учебными умениями, которые формируются в процессе изучения английского языка, а также способами преодоления учащимися трудностей в общении с использованием уже известных языковых или нелингвистических средств.
Речевая компетенция
Предметное содержание устной и письменной речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям школьников, обучающихся в 6 классе, и включает следующее:
История развития Лондона. Путешествуем самолетом, водным транспортом, поездом- 1 час.
Употребление a lot of, much, many, few, little в разговорной речи-1 час
Что посетить в Лондоне.London Zoo.Galleries (Лондонский зоопарк и галереи)История развития-1 час
Употребление времен в разговорной речи. Виды прошедших времен в англ.яз (Past Simple)
Правила этикета в поездках по достопримечательностям Лондона -1 час
Правила написания письма -3 часа
Виды вопросов. Употребление вопросов в устной и письменной речи -3 часа
Употребление числительных в разговорной и письменной речи -1 час
Религиозные праздники англо-говорящих стран.-1 час
Употребление настоящих времен в английском языке в монологической речи-2 часа
Знакомство с англоговорящими странами. США, Канада, Австралия.-1 час
Употребление придаточных предложений условия в написании письма-3 часа
Беседа с другом по переписке. «Мое хобби»-1 час
Британия-страна туманного альбиона. Погода-любимая тема британцев-1 час
Мода различных времен.-1 час
Становление и правление монархии в Британии. Оборот «to be going to» и будущее время. Отличия в употреблении 1 час
Длительные времена в описании картинки.2 часа
Описание внешности человека по картинке. Употребление языковых клише
4.Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
Всего | Теория | Практика |
| История развития Лондона. Путешествуем самолетом, водным транспортом, поездом | 1 | 0,5 | 0,5 | Тексты для отработки навыков чтения,выделения нужной информации |
| Употребление a lot of, much, many, few, little в разговорной речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение упражнений, ролевые игры |
| Что посетить в Лондоне.London Zoo.Galleries (Лондонский зоопарк и галереи)История развития | 1 | 0,5 | 0,5 | Виртуальная поездка в Лондон. Просмотр видеофильмов Составление рассказа и диалога-расспроса о Лондонских парках |
| Употребление времен в разговорной речи. Виды прошедших времен в англ.яз (Past Simple) | 3 | 1 | 2 | Выполнение тренировочных упражнений |
| Правила этикета в поездках по достопримечательностям Лондона | 1 | 0.5 | 0.5 | Отработка навыков чтения. Поиск необходимой информации. Развитие навыков работы с текстом |
| Правила написания письма. | 3 | 1 | 2 | Выполнение заданий по письму. Выполнение требований к написанию делового письма. |
| Виды вопросов. Употребление вопросов в устной и письменной речи | 3 | 1.5 | 1.5 | Выполнение упражнений на отработку различных видов вопросов. Расспрос-диалог, ролевые игры |
| Употребление числительных в разговорной и письменной речи | 1 | 0,5 | 0,5 | Употребление числительных в разл. Видах упражнений. |
| | | | | |
| Религиозные праздники англо-говорящих стран. | 1 | 0,5 | 0,5 | Отработка навыков чтения. Подготовка детьми презентаций по теме. |
| Употребление настоящих времен в английском языке в монологической речи. | 2 | 1 | 1 | Выполнение тестовых заданий. Отработка грамматических навыков |
| Знакомство с англоговорящими странами. США, Канада, Австралия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Изучение культуры англо-говорящих стран. Просмотр видеофильма. Диалог-дискуссия. |
| Употребление придаточных предложений условия в написании письма. | 3 | 1 | 2 | Отработка навыков письма. Сочинение «Если я…» |
| Беседа с другом по переписке. «Мое хобби» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания проблемного характера. Монологические высказывания по теме |
| Британия-страна туманного альбиона. Погода-любимая тема британцев. | 1 | 0,5 | 0,5 | Употребление лекики. Диалог-дискуссия. |
| Мода различных времен. | 1 | 0,5 | 0,5 | Употребленияе в речи речевых оборотов и клише. |
| Становление и правление монархии в Британии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с системой правления Великобритании. Отработка навыков чтения |
| Оборот «to be going to» и будущее время. Отличия в употреблении | 1 | 0,5 | 0,5 | Употребленияе в речи речевых оборотов и клише |
| Длительные времена в описании картинки. | 2 | 0,5 | 0,5 | Отработка грамматических навыков. Выполнение тренировочных упражнений |
| Описание внешности человека по картинке. Употребление языковых клише Заключительное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление рассказа и диалога-расспроса |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| Итого Всего 29 | 29 | 13 | 16 | |
Виды контроля учащихся:
-
Лексико-грамматическое тестирование
-
Проектная деятельность.
-
Устный опрос
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы:
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения.
Стандарты второго поколения: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Голицынский Ю.Б."SPOKEN ENGLISH. Пособие по разговорной речи", издательство «Каро», 2012
Дмитриева В.Г. «Английские неправильные глаголы с помощью волшебных очков» «Издательство АСТ», г Москва, 2014г.
Камионская Л.А. «Научись говорить по-английски», издательство «Феникс», г. Ростов-на –Дону, 2013
Сборник упражнений по обучению правилам чтения на уроках английского языка, составители. Козынюк Н.Ю., Шудейко Н.В., издательство «Белый ветер», 2009
Степанов В.Ю. Английские пословицы, поговорки и клише. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014
Англо – английские и двуязычные словари.
Печатные пособия:
Транскрипционные знаки (карточки).
Грамматические таблицы, схемы (дидактический материал)
Таблицы, схемы (раздаточный материал для индивидуальной работы)
Карты на английском языке: географические карты стран изучаемого языка. Карта России
Плакаты по англоговорящим странам.
Мультимедийные средства обучения: CD и DVD для занятий :
Английский язык? Запросто! Учимся строить предложения, Москва, 2013г;
Универсальное мультимедийное пособие «Английский язык 1-4», Москва, 2013
Материально-техническое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Мультимедийные средства обучения: CD и DVD для занятий :