СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Дорога безопасности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе освоения программы допобразования "Дорога безопасности" обучающиеся расширяют свой кругозор по ПДД, учатся правильно действовать на дороге при возникновении чрезвычайной ситуации. Это позволит значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей. Работа прводится в форме теоретических и практических занятий. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Дорога безопасности"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Краевой детский центр «Созвездие»


УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

КГБОУ КДЦ Созвездие

_________А.Е. Волостникова

Приказ № 01–09/440

от 25.12. 2020 г.




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Дорога безопасности»

(социально-гуманитарная направленность)





Возраст обучающихся: 7–17 лет

Продолжительность реализации: 1 день


Автор программы:

Ющук Татьяна Сергеевна,

методист отдела образовательных программ


Место реализации:

Хабаровский край, р.п. Переяславка,

дружина «Созвездие»












г. Хабаровск, 2021 г.

Пояснительная записка



Программа направлена на формирование у обучающихся ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, к своему здоровью, приобретение навыков сохранения жизни и здоровья в опасных ситуациях на дороге, а также обогащение их досуга.

Отличительной особенностью программы является то, что ее реализация позволит детям усвоить на познавательном и эмоциональном уровне Правила дорожного движения.

Данная программа способствует развитию у детей таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, осторожность.

Программа включает в себя: основные правила дорожного движения, практические упражнения, в том числе проводимые в игровой форме. Программа способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка, создает условия интересного и содержательного проведения свободного времени, приобщает к основам безопасности жизнедеятельности.

Программа «Дорога безопасности» состоит из трех модулей:

1 модуль (обучающиеся в возрасте 7-10 лет);

2 модуль (обучающиеся в возрасте 11-13 лет);

3 модуль (обучающиеся в возрасте 14-17 лет).

Программа разработана в соответствии нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Письмом Минобрнауки России № 09–3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе КГБОУ КДЦ Созвездие.

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Уровень освоения: стартовый (ознакомительный).

Актуальность программы

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первое место занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год детей в возрасте до 17 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения сохраняется и в Хабаровском крае.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность обучающихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.

Чтобы сократить гибель и травмы у детей, необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Полученные знания о безопасном поведении на дороге необходимы обучающимся для практического применения в жизни.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучающиеся в ходе освоения модуля программы расширяют свой кругозор по ПДД, учатся правильно, в соответствии с требованиями ПДД и требованиями обеспечения личной безопасности и безопасности других участников движения, действовать на дороге при возникновении чрезвычайной ситуации. Это позволит значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Новизна программы заключается в том, что она позволяет наиболее эффективно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой, организовать занятие по безопасности на дорогах.

С одной стороны, она должна способствовать формированию культуры поведения на дороге и в транспорте. С другой стороны – поможет раскрыть потенциал учащихся, появится возможность поделиться своим опытом с другими детьми.

Отличием данной программы является то, что она позволяет детям не только изучать ПДД, но и пропагандировать их (ребята могут в свободное время самостоятельно создать буклеты по ПДД и распространить их среди сверстников, друзей и знакомых).

Важным фактором программы является обязательная практика участия в мероприятии, разработанном согласно модулю программы.

Отличительные особенности программы

Обучение правилам дорожного движения в реализуемой программе происходит в игровой форме, обучающимся предлагаются игра-викторина, игра-соревнование, квест на развитие памяти и внимания. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Адресат программы

Программа адресована обучающимся в возрасте 7–17 лет (7-10лет, 11-13 лет, 14-17 лет, согласно определенному модулю), участникам краевой профильной смены, находящимся в условиях временного детского коллектива.

Условия набора в группу – по желанию участников краевой профильной смены, с учётом возрастных особенностей детей, без ограничений и специальных требований к уровню их подготовленности.

Форма обучения – очная.

Формы организации деятельности детей: индивидуально-групповая, коллективно-групповая, фронтальная.

Объем и сроки реализации программы, режим занятий

Реализация программы рассчитана на 1 день; 1,5 академических часа.

Занятия проводятся в соответствии с планом краевой профильной смены.

Режим занятий: 1,5 академических часа. Наполняемость в группах: до 15 человек.

Продолжительность и режим занятий осуществляются в соответствии с СП 2.4.3648–20 от 28.09.2020 г «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Модуль 1


Цель программы: создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дорогах, в общественных местах, в общественном транспорте, в чрезвычайных ситуациях на дорогах; предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.


Задачи программы:

предметные:

- изучить дорожные знаки;

- формировать навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- формировать умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.


метапредметные:

- развивать у обучающихся наблюдательность, зрительное восприятие;

- развивать готовность к самостоятельному безопасному участию в дорожном движении.


личностные:

- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.


Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

формы промежуточного контроля

всего

Теория

Практика

1.

Безопасность на дороге.



1,5

0,5

1

выполнение задания в виде игры-викторины


Итого

1,5

0,5

1



Содержание программы


Тема 1. Безопасность на дороге.


Теория: История и развитие правил дорожного движения. Дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Светофор, дорожные знаки. Что такое фликеры? Как правильно носить фликеры. Велосипед. Устройство велосипеда. Правила движения велосипедистов. Безопасный маршрут.

Практика: игра-викторина «Азбука безопасности».


Ожидаемые результаты:

предметные:

- обучающиеся знают основные правила дорожного движения, правила езды на велосипеде;

- умеют ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;


метапредметные:

- обучающиеся умеют выстраивать безопасный маршрут;

- обучающиеся умеют анализировать собственную деятельность, давать ей оценку, нести ответственность за результаты своей работы;


личностные:

- обучающиеся умеют действовать самостоятельно, соблюдая культуру безопасного поведения на дорогах.


Комплекс организационно-педагогических условий

Формы контроля результатов обучения

Основными формами контроля результатов обучения являются: педагогический мониторинг: педагогическое наблюдение и анализ личностных достижений детей; устный опрос; фронтальная форма.

Основными формами представления результатов обучения являются: ответы на вопросы викторины, рефлексия обучающихся, журнал учёта посещаемости занятий, анализ работы.

Основной формой проведения итогов: участие обучающихся в викторине по ПДД.

Оценочные контрольно-измерительные материалы

- Оценочные материалы: журнал учёта посещаемости обучающихся, анализ выполнения программы, фотоотчёт.

Оценивание индивидуальных образовательных результатов обучающихся по критериям:

- мотивация обучающихся к познавательной, творческой и практической деятельности;

- увлеченность деятельностью;

- активность обучающихся.


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы модуля

Помещение для занятий: кабинет с белым экраном/доской, стендами по ПДД.

Аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.

Мебель: стол и стул для педагога, стулья, парты для обучающихся.

Материалы: бумага А4, разноцветные маркеры, цветная бумага, ручки, фликеры, дорожные знаки.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по образовательному профилю «Основы безопасности жизнедеятельности».


Методическое обеспечение

Методы обучения:

- словесный метод: инструктаж, рассказ-беседа о правилах дорожного движения, о необходимости соблюдения безопасности на дороге;

- наглядные: демонстрация презентации по ПДД, заданий викторины по ПДД;

- наблюдение за движением транспорта, пешеходов, демонстрация дорожных знаков;

-аналитические: наблюдение за исполнением задач преподавателем и за выполнением заданий другими обучающимися;

-самостоятельная работа: индивидуальная работа на закрепление полученных знаний, умений и навыков по ПДД.

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- метод стимулирования деятельности обучающихся (соревнование в форме викторины, поощрение в виде фликеров)

В программу внесены разнообразные формы занятий в зависимости от модуля: беседа, викторина, интеллектуальная игра-соревнование, квест.


В процессе реализации программы используются педагогические технологии:

Педагогические технологии, используемые на занятиях

Технология

Целевые ориентации

Прогнозируемый результат использования технологий

Технология «развивающего обучения»

- развитие личности и ее способностей;

- обучение, в результате которого дети усваивают новые знания посредством решения познавательных задач

Технология проблемного обучения

- постановка проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания;

- развитие познавательных и творческих способностей;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся

- усвоение материала;

- активная позиция ребенка, ответственность

- мотивация к получению знаний

Здоровье сберегающие технологии

- создание условий для сохранения психического и физического здоровья обучающихся.

- соблюдение санитарно-гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, освещенность, чистота, соблюдение техники безопасности);

- смена видов деятельности на занятии, физ. паузы;

- благоприятный психологический климат

Игровая технология

- расширение кругозора;

- применение полученных ЗУН на практике;

- развитие качеств личности

- позволяет в форме игры-викторины выявить уровень полученных знаний, активность обучающихся

Рефлексивные технологии

- самостоятельная оценка своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности;

- осмысление своих действий

- рефлексия настроения;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания




Модуль 2


Цель программы: формирование личностных социально значимых качеств и компетенций участника дорожного движения в возрасте 11-13 лет; предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.


Задачи программы:

предметные:

- повторить дорожные знаки;

- расширить информативность в области дорожной безопасности;

- развивать умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

метапредметные:

- способствовать воспитанию у учащихся дисциплинированности, внимательности, собранности, ответственности, осторожности;

- развивать у обучащихся способность аналитически мыслить, интерес к познанию окружающего мира и правил безопасного поведения в нем;

личностные:

- содействовать формированию основ здорового образа жизни;

- формировать у учащихся осознание ответственности за свое поведение, его безопасность и сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих.






Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

формы промежуточного контроля

всего

Теория

Практика

1.

Безопасность участников дорожного движения.


1,5

0,5

1

ителлектуа-льная игра-соревнова-ние по ПДД


Итого

1,5

0,5

1



Содержание программы


Тема 1. Безопасность участников дорожного движения.


Теория: История и развитие правил дорожного движения. Элементы дороги. Дорожные знаки. Наземные виды транспорта. Участники дорожного движения. Фликеры, правила их использования. Велосипед. Устройство велосипеда. Правила движения, экипировка велосипедистов.

Практика: интеллектуальная игра-соревнование «Умный пешеход»


Ожидаемые результаты:

предметные:

- обучающиеся знают дорожные знаки, основные правила дорожного движения;

- обучающиеся знают устройство велосипеда и правила езды на нем;

- умеют правильно оценивать нестандартную ситуацию на дорогах и действовать в соответствии с правилами безопасной жизнедеятельности;

метапредметные:

- обучающиеся умеют выстраивать безопасный маршрут;

- обучающийся ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже изученного;

- обучающиеся умеют анализировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы;

личностные:

- обучающиеся проявляют интерес к познанию окружающего мира и правилам безопасного поведения в нем;

- умеют действовать самостоятельно, организовывать собственную деятельность исходя из цели и задач занятия;

- сформировано положительное отношение к обучению.


Комплекс организационно-педагогических условий

Формы контроля результатов обучения

Основными формами контроля результатов обучения являются: педагогический мониторинг: педагогическое наблюдение, игровая программа, анализ личностных достижений детей; устный опрос; фронтальная и групповая формы.

Основными формами представления результатов обучения являются: результат работы в команде, рефлексия обучающихся, журнал учёта посещаемости занятий, анализ работы.

Основной формой проведения итогов: участие обучающихся в составе команд в интеллектуальной игре-соревновании по ПДД.

Оценочные контрольно-измерительные материалы

- Оценочные материалы: журнал учёта посещаемости обучающихся, анализ выполнения программы, фотоотчёт.

Оценивание индивидуальных образовательных результатов обучающихся по критериям:

- мотивация обучающихся к познавательной, творческой и практической деятельности;

- увлеченность деятельностью;

- активность обучающихся;

- динамика развития умений и навыков.


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы модуля

Помещение для занятий: кабинет с белым экраном/доской, стендами по ПДД.

Аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.

Мебель: стол и стул для педагога, стулья, парты для обучающихся.

Материалы: бумага белая А4, разноцветные маркеры, цветная бумага, ручки, фликеры, дорожные знаки.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по образовательному профилю «Основы безопасности жизнедеятельности».

Методическое обеспечение

Методы обучения:

- словесный метод: инструктаж, рассказ-беседа о правилах дорожного движения, об элементах дороги, о наземных видах транспорта, об участниках дорожного движения, о велосипеде и его устройстве, о необходимости соблюдения безопасности на дороге;

- наглядные: демонстрация презентации по ПДД, заданий интеллектуальной игры по ПДД;

- наблюдение за движением транспорта, пешеходов, демонстрация дорожных знаков;

-аналитические: наблюдение за исполнением задач преподавателем и за выполнением заданий другими группами;

-самостоятельная работа: индивидуальная и групповая работа на закрепление полученных знаний, умений и навыков по ПДД.

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- метод стимулирования деятельности обучающихся (соревнование в форме игры-соревнования, поощрение в виде фликеров);

- методика проведения массового мероприятия.


В процессе реализации программы используются педагогические технологии:

Педагогические технологии, используемые на занятиях

Технология

Целевые ориентации

Прогнозируемый результат использования технологий

Технология «развивающего обучения»

- развитие личности и ее способностей;

- обучение, в результате которого дети усваивают новые знания посредством решения познавательных задач

Технология «обучения в сотрудничестве»

- организация обучения в составе малых учебных групп для выполнения задания;

- развитие коммуникативных компетенций;

- адаптация в коллективе, взаимопомощь

- совместное обучение, в результате которого дети работают вместе, коллективно продуцируя новые знания, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого.

Технология проблемного обучения

- постановка проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания;

- развитие познавательных и творческих способностей;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся

- усвоение материала;

- самостоятельный поиск информации и работа с ней;

- активная позиция ребенка, ответственность

- мотивация к получению знаний

Здоровье сберегающие технологии

- создание условий для сохранения психического и физического здоровья обучающихся.

- соблюдение санитарно-гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, освещенность, чистота, соблюдение техники безопасности);

- смена видов деятельности на занятии, физ. паузы;

- благоприятный психологический климат

Игровая технология

- расширение кругозора;

- применение полученных ЗУН на практике;

- развитие качеств личности

- позволяет в форме игры-соревнования выявить уровень полученных знаний, активность обучающихся, пробудить желание пропагандировать безопасность дорожного движения

Рефлексивные технологии

- самостоятельная оценка своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности;

- осмысление своих действий

- рефлексия настроения;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания


Модуль 3

Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах и формирование устойчивой потребности в охране жизни и здоровья; предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.


Задачи программы:

предметные:

- повысить у обучающихся уровень знаний по правилам дорожного движения;

- развивать умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

метапредметные:

- развивать умения анализировать собственную деятельность, давать ей оценку, нести ответственность за результаты своей работы.

- развивать культуру межличностного общения.

личностные:

- формировать у обучающихся умение действовать самостоятельно, организовывать собственную деятельность исходя из цели и задач занятия.


Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

формы промежуточного контроля

всего

Теория

Практика

1.

Дорожное движение. Дорога без опасностей.


1,5

0,5

1

квест


Итого

1,5

0,5

1




Содержание программы


Тема 1. Дорожное движение. Дорога без опасностей.

Теория: История и развитие правил дорожного движения. Элементы дороги. Дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации). Сигналы, регулирующие движение. Фликеры. Велосипед, его устройство. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка велосипедистов. Правила дорожного движения для велосипедистов. Автотранспорт. ПДД для пешеходов и пассажиров.

Практика: Квест «Знатоки правил дорожного движения».


Ожидаемые результаты:


предметные:

- обучающиеся повысили уровень знания в области дорожной безопасности;

- знают правила поведения в нестандартных ситуациях на дороге;

метапредметные:

- обучающиеся умеют анализировать собственную деятельность, давать ей оценку, нести ответственность за результаты своей работы;

- обучающиеся умеют выстраивать правильную коммуникацию с другими людьми;

личностные:

- обучающиеся проявляют устойчивый интерес к познанию окружающего мира, соблюдая правила безопасного поведения в нем;

- умеют действовать самостоятельно, активно организовывать собственную деятельность исходя из цели и задач занятия.


Комплекс организационно-педагогических условий


Формы контроля результатов обучения

Основными формами контроля результатов обучения являются: педагогический мониторинг: педагогическое наблюдение, квест, анализ личностных достижений детей; устный опрос; фронтальная и групповая формы.

Основными формами представления результатов обучения являются: результат работы в команде, рефлексия обучающихся, журнал учёта посещаемости занятий, анализ работы.

Основной формой проведения итогов: участие обучающихся в составе команд в квесте «Знатоки правил дорожного движения».

Оценочные контрольно-измерительные материалы

- Оценочные материалы: журнал учёта посещаемости обучающихся, анализ выполнения программы, фотоотчёт.

Оценивание индивидуальных образовательных результатов обучающихся по критериям:

- мотивация обучающихся к познавательной, творческой и практической коллективной деятельности;

- увлеченность деятельностью;

- активность обучающихся;

- динамика развития умений и навыков.


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы модуля

Помещение для занятий: кабинет с белым экраном/доской, стендами по ПДД; 1 этаж школы для прохождения станций квеста.

Аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.

Мебель: стол и стул для педагога, стулья, парты для обучающихся.

Материалы: бумага белая А4, разноцветные маркеры, цветная бумага, ручки, фликеры, дорожные знаки.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по образовательному профилю «Основы безопасности жизнедеятельности».


Методическое обеспечение

Методы обучения:

- словесный метод: инструктаж, рассказ-беседа о правилах дорожного движения, о разных видах дорожных знаков, об участниках дорожного движения, о дорожном травматизме, о необходимости соблюдения безопасности на дороге;

- наглядные: демонстрация презентации по ПДД, заданий квеста (по станциям) «Знатоки правил дорожного движения»;

- наблюдение за движением транспорта, пешеходов, демонстрация дорожных знаков;

-аналитические: наблюдение за выполнением заданий другими группами, сравнение с подготовкой и результатом работы своей группы, анализ подготовки и выполнения действий для достижения результата;

-самостоятельная работа: индивидуальная и групповая работа на закрепление полученных знаний, умений и навыков по ПДД;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методика мониторинга усвоения обучающимися нового материала;

- метод стимулирования деятельности обучающихся (соревнование в форме квеста, поощрение в виде фликеров);

- методика анализа результатов деятельности;

- методика проведения массового мероприятия.



В процессе реализации программы используются педагогические технологии:

Педагогические технологии, используемые на занятиях

Технология

Целевые ориентации

Прогнозируемый результат использования технологий

Технология «обучения в сотрудничестве»

- организация обучения в составе малых учебных групп для выполнения задания;

- развитие коммуникативных компетенций;

- адаптация в коллективе, взаимопомощь

- совместное обучение, в результате которого дети работают вместе, коллективно продуцируя новые знания, учатся помогать друг другу, решать возникающие противоречия и отвечать за успехи каждого.

Технология «развивающего обучения»

- подготовка обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины;

- развитие личности и ее способностей;

- обучение, в результате которого дети усваивают новые знания посредством решения познавательных задач

Технология ответственных дел

- применение знаний обучающихся в реальной жизненной среде;

- совместный поиск решений объективно существующих проблем

- обучение, в результате которого обучающимися происходит планирование, прогнозирование, контроль и самооценка действий

Технология проблемного обучения

- постановка проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания;

- развитие познавательных и творческих способностей;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся

- усвоение материала;

- самостоятельный поиск информации и работа с ней;

- активная позиция ребенка, ответственность

- мотивация к получению знаний

Здоровье сберегающие технологии

- создание условий для сохранения психического и физического здоровья обучающихся.

- соблюдение санитарно-гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, освещенность, чистота, соблюдение техники безопасности);

- смена видов деятельности на занятии, физ. паузы;

- благоприятный психологический климат

Игровая технология

- расширение кругозора;

- применение полученных ЗУН на практике;

- развитие качеств личности

- позволяет в форме игры-соревнования выявить уровень полученных знаний, активность обучающихся, пробудить желание пропагандировать безопасность дорожного движения

Рефлексивные технологии

- самостоятельная оценка своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности;

- осмысление своих действий

- рефлексия настроения;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания
















Список литературы


  1. Клюев А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2011.- 174с.

  2. Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ.5-9 классы/ сост. Г.П.Попова.- Волгоград, Учитель, 2015.- 232с.

  3. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками/ Авт.-сост. М.С.Коган- 2-е изд., стер.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007.- 256с.

  4. Правила дорожного движения.

  5. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для

школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  1. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – н/Д: Феникс, 2010.

  2. Ковальчук В.И. Игровой курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. – Москва: ВАКО, 2004г.

  3. Рыбин А.Л. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей, М: Просвещение,2008.

  4. Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.- Методическое пособие.- М.: Третий Рим, 2007.

  5. Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения.-Екатеринбург: Калан, 2000.
























Приложение 1


Методическое обеспечение


Игра-викторина по правилам дорожного движения

1 модуль (обучающиеся в возрасте 7-10 лет)

Система оценивания: зелёный кружок- 4 балла (правильный ответ), желтый кружок -2 балла (частичный ответ), красный кружок- 0 баллов (штрафной). Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.


Тур1 «Дорожная азбука»

- Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый).

- Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий пешком).

- Где должны ходить пешеходы? (тротуар).

- Почему опасны игры на проезжей части? (можно попасть под машину).

- Где можно играть детям? (на детской площадке)

- С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)

- В каком месте пешеходу разрешено переходить дорогу? (зебра/пешеходный переход)

- Где можно идти, если нет тротуара? (по обочине)

- Какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный.)


Тур 2 «Загадки по ПДД»

- Не живая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (дорога)


- Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (автомобиль)


- На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем, как одевать, стали обувь надувать. (шины)


- С тремя глазами живет,

По очереди мигает.

Как мигнет- порядок наведёт. (светофор)


- Этот конь не ест овса,

Вместо ног- два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём!

Только лучше правь рулем. (велосипед)


- Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держится руками. (троллейбус)


Тур 3 «Знатоки дорожных знаков»

(обучающиеся должны назвать знак, который видят на экране).


1. «Осторожно, дети!»


2. «Дорожные работы»


3. «Жилая зона»


4. «Пешеходный переход»


5. «Движение запрещено»


6. «Место отдыха»


7. «Велосипедная дорожка»


8. «Автобусная (троллейбусная) остановка»


9. «Движение пешеходов запрещено»


10. «Пункт питания»


Тур 4 «Угадай-ка»

(обучающимся необходимо отгадать слово, которое имеет в виду ведущий)


  1. Контролер дорожного движения ( инспектор ГИБДД).

  2. По нему не ездят (тротуар).

  3. Есть и у автомобиля, и у птицы (крыло).

  4. Место, где «встречаются» дороги (перекресток).

  5. Остановочное средство (тормоз).

  6. Место отдыха и хранения транспортных средств (гараж).

  7. Запрещающие, информирующие и предупреждающие изображения вдоль дорог (дорожные знаки).

  8. Двух- или трехколесное транспортное средство (велосипед).

  9. Старинное транспортное средство для принцесс (карета).

  10. Он определяет скорость автомобиля (спидометр).


Тур 5 «Юный велосипедист»


  1. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части?

А- с 14 лет

Б- с 16 лет

В- с 12 лет


  1. Если при движении велосипедисту нужно повернуть или остановиться, то он сигнализирует об этом

А- ногами

Б- руками

В- головой


  1. Если велосипедисту нужно остановиться, он

А- поднимает над головой вытянутую правую или левую руку

Б- вытягивает в сторону левую руку

В- сгибает в локте правую руку


  1. На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде?

А- не более 2 метров

Б- не более 0.5 метров

В- не более 1 метра


  1. Разрешена ли езда на велосипеде по обочинам?

А- нет

Б- разрешена, если это не создает помех пешеходам

В- разрешена детям до 14 лет


  1. Фликер- это

А- устройство, с помощью которого происходит процесс торможения

Б- световозвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля

В- электрический освещающий путь фонарь с отражателем в передней или задней части автомобиля или других машин



Тур 6 «Эрудит»


  1. Страна, в которой появился самый первый светофор? (Англия)

  2. Транспорт, перевозящий пассажиров? (Автобус, троллейбус, трамвай)

  3. Дорожный знак, устанавливаемый вблизи школ? (Осторожно, дети!)

  4. Самый безопасный переход через дорогу? (подземный)

  5. Автоцистерна для перевозки бензина (бензовоз)

  6. В каком году в России появились первые правила дорожного движения? (в 1683 году при Петре 1, когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки)





























Приложение 2



Интеллектуальная игра-соревнование «Умный пешеход»


2 модуль (обучающиеся в возрасте 11-13 лет)

Группа делится на 3 команды, выбирают название и капитана команды.

Система оценивания: зелёный кружок- 4 балла (правильный ответ), желтый кружок -2 балла (частичный ответ), красный кружок- 0 баллов (штрафной). Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.


1 раунд «Эрудиты»


- В каком году в России появились первые правила дорожного движения?

(в 1683 году при Петре 1, когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки)

- В каком году впервые в России были получены водительские права?

(в 1784г впервые права получил извозчик)

- Когда и где были установлены единые правила для всех стран, введены дорожные знаки, установлены обязанности водителей и пешеходов?

(в 1909 на Международной конференции в Париже)

- Страна, в которой появился 1 светофор? (Англия, 1868г)

- Что в переводе с французского означает «дорога пешеходов»? (тротуар)

- орудие труда постового? (жезл)


2 раунд «Умный велосипедист»


- С какого возраста разрешается управлять велосипедом на проезжей части?

(с 14 лет)

- Как переводится слово «велосипед»? ( быстроног/ быстрые ноги)

- По какой полосе дороги должен двигаться велосипедист? (по крайней правой)

- На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (1 метр)

- Каким образом велосипедист показывает сигналы во время движения? (руками)

- Если велосипедисту нужно свернуть налево, то он (вытягивает влево левую руку или сгибает в локте правую руку)

- если велосипедисту нужно остановиться, то он (поднимает над головой вытянутую правую или левую руку)


3 раунд «Дорожные знаки»

(Участники команд должны назвать знак, который видят на экране. Побеждает та команда, которая даст верный ответ).

  1. «Трамвайная остановка»


  1. «Пересечение равнозначных дорог»



  1. «Уступите дорогу»



  1. «Пешеходный переход»



  1. «Больница»



  1. «Главная дорога»



  1. «Скользкая дорога»



  1. «Пересечение с велосипедной дорожкой»



  1. «Въезд запрещен»



  1. «Остановка запрещена»



  1. «Стоянка запрещена»




4 раунд «Мозговой штурм»

Участникам команды нужно из слова «автоинспектор» составить как можно больше новых слов. Например: тон, нота, спектр, рот, сектор, рота, кот, ток, поток, рост, сок, кит


5 раунд «Загадочный кроссворд»


Чтобы прочитать слово в выделенном столбике, нужно отгадать загадки (по горизонтали), решив кроссворд по теме «Дорожное движение»




п

е

р

е

х

о

д


т

р

о

т

у

а

р


т

р

а

м

в

а

й




с

в

е

т

о

ф

о

р

в

н

и

м

а

н

и

е



у

л

и

ц

а






а

в

т

о

б

у

с


  1. Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Там, где знак есть….


  1. Для машин- мостовая,

Для прохожих- ….


  1. Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма,

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома…..


  1. Три моих волшебных глаза

Управляют всеми сразу.

Я моргну- пойдут машины,

Встанут женщины, мужчины.

Отвечают часто хором.

Как зовусь я?.....


  1. Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность, а главное?-………..


  1. В два ряда дома стоят

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят……


  1. Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины

И питается бензином.


Раунд 6 «Знатоки ПДД»


  1. С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля? (с 16 лет)

  2. С какой максимальной скоростью должен двигаться автомобильный транспорт в населенном пункте? (60 км/ч)

  3. Что нужно сделать велосипедисту, чтобы пересечь дорогу по зебре? (сойти с велосипеда и вести его за руль)

  4. По правилам ДД у велосипедиста должны быть исправны? (тормоз, руль, звуковой сигнал)

  5. Может ли пешеход двигаться по автомагистрали? (нет)

  6. В каком возрасте разрешается перевозить ребенка на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства? ( с 12 лет)

  7. Что должны иметь при себе пешеходы при движении по обочинам или краю проезжей части?(предметы со световозвращающими элементами)

  8. Что обозначает сплошная желтая линия дорожной разметки?

  9. Что обозначает сигнал регулировщика, если его рука поднята вверх? (движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях).

  10. С какой стороны надо выходить из легкового автомобиля? (справа, ближе к тротуару)



















Приложение 3

Квест «Знатоки правил дорожного движения»


Участники разбиваются на команды, выбирают капитана, называют команду. Капитаны команд получают маршрутные листы с обозначением станций, которые нужно пройти в соответствующем порядке.



Станция 1 «Придумай новый знак»


Команде необходимо составить новый знак, нарисовав его; объяснить его назначение.


Станция 2 «Лестница»

Команда составляет лестницу из слов заданной тематики («автодорожное движение»). Каждое последующее слово должно быть больше предыдущего на одну букву. Сколько ступенек в лестнице, столько очков зарабатывает команда. Например:

1) газ

2) фара

3) гараж

4) бензин

5) домкрат

6) движение

7) двигатель

8) шестерёнка

9) автостоянка

10) автозаправка

11) автоинспектор

Итак, всего 11 слов, следовательно, команда получает 11 очков.

Станция 3 «Автотехник»

Участникам команды нужно как можно быстрее отгадать кроссворд, чтобы в выделенном столбце по вертикали открылось слово.


1.Устройство, придающее автомобилю ускорение с отрицательным знаком (тормоз).

2. Автомобильный рычаг с ножным приводом (педаль).

3. Прибор, предназначен для измерения скорости вращения вала двигателя (тахометр).

4. Фонарь указателя поворота автомобиля большинство водителей называют коротко и просто. Как? (поворотник)

5. Устройство для подачи автомобильного гудка? (клаксон)

6. У локомотива и вагона-буфер, а у автомобиля-… Что? (бампер)

7. Эта профессия дала название стеклоочистителям автомобиля. (дворник-дворники)

8. Счетчик пробега автомобиля. (одометр)

9. Этот механизм помогает поднять автомобиль на небольшую высоту(домкрат)


По вертикали должно получиться слово: ТЕХОСМОТР






1.Т

О

Р

М

О

З



2.П

Е

Д

А

Л

Ь



3.Т

А

Х

О

М

Е

Т

Р



4.П

О

В

О

Р

О

Т

Н

И

К


5.К

Л

А

К

С

О

Н



6.Б

А

М

П

Е

Р


7.Д

В

О

Р

Н

И

К


8.О

Д

О

М

Е

Т

Р



9.Д

О

М

К

Р

А

Т




Станция 4 «Знатоки дорожных знаков»


Нарисуй по памяти:


  1. Движение пешеходов запрещено


  1. Пешеходный переход



  1. Стоянка запрещена



Станция 5 «Эрудит»


1. В каком году в России появились первые правила дорожного движения?

(в 1683 году при Петре)

2. Когда были введены в действие ПДД в РФ? (1 июля 1994г.)

3. Страна, в которой появился самый первый светофор? (Англия)

4. Когда и где были установлены единые правила для всех стран, введены дорожные знаки, установлены обязанности водителей и пешеходов?

(в 1909 на Международной конференции в Париже)

5.С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля? (с 16 лет)

6.С какой максимальной скоростью должен двигаться автомобильный транспорт в населенном пункте? (60 км/ч)

7. Что такое дорожная разметка? (визуальное средство ориентирования водителей. Нужна для сообщения определенной информации участникам дорожного движения.

8. Назовите виды дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!