М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 25»
Обсуждено на заседании
методического объединения
протокол №_1_____________
от 28.08.2017______________
руководитель м/о
Тищенко С.Б.
Утверждено
педагогическим советом
протокол № 2_______________
от 18.09.2017_______________
Утверждено
директор гимназии__________
приказ № 368 от 20.09.2017
Программа
воскресной школы развития
«Дошколята»
для подготовки детей дошкольного возраста
в первый класс
Составители:
учителя начальных классов
Макарова А.С.,
Кемерово 2018
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………… 3
Общая характеристика программы………………………………..4
Место программы в образовательной деятельности гимназии …5
Ценностные ориентиры ……………………………………… ….. 5
Результаты освоения программы …………………………………6
Содержание программы ………………………………………… .9
Тематическое планирование ……………………………………...11
Материально – техническое обеспечение ……………………......18
Пояснительная записка
Рабочая программа воскресной школы развития «Дошколята» для подготовки детей дошкольного возраста в первый класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и гуманного (комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Дошколята» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
создать условия для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;
обеспечить одинаковые стартовые возможности для детей, поступающих в школу;
укрепить и развить эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Место программы в образовательной деятельности гимназии
Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте (чтение)», «Введение в математику», «Обучение грамоте (письмо)», «Развитие познавательных способностей (РПС)».
Адаптационные занятия организуются на базе гимназии и имеют следующую временную структуру: 4 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 120.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- использование начальных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;
- развитие устной и письменной речи;
-приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-умение выполнять устно арифметические действия с числами на основе наглядности и раздаточного материала;
-умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, -исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с простейшими схемами;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-умение решать простые задачи и головоломки; -умение вычитать и прибавлять к числу;
- умение считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами;
- умение сравнивать числа;
- знакомство с понятиями «равенство», «неравенство», «больше – меньше»;
- знание состава чисел первого десятка;
- умение различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;
- выделение из слов звуки, определять их место в слове;
- раскрывать смысл несложных слов;
-умение вести диалог и монолог;
- знание названий окружающих предметов и умение делить их на группы;
- умение определять закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов;
- умение находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов;
- умение составлять рассказ по предложенным картинкам;
- умение заканчивать рассказ (придумать конец);
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия с помощью устной речи;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- использовать в общении правила вежливости;
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в ОУ;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы.
Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик.
Содержание программы
Обучение грамоте (чтение) (34 ч).
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.
Обучение грамоте (письмо) (34 ч).
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
Программа предполагает систему упражнений для подготовки к письму путём выполнения штриховки в разных направлениях и видах, раскрашивании, конструирования букв из различного материала с обязательным проведением пальчиковой гимнастики.
Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического
навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений.
Введение в математику (34 ч).
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 9.Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры.
Развитие познавательных способностей (34 ч.)
Данная программа объединяет в себе задания, направленные на развитие психических процессов ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения.
Во время занятий часть времени отводится на постепенное формирование произвольного внимания. Упражнения направлены на развитие важнейших характеристик внимания: устойчивость внимания как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой и распределение внимания – возможность сосредоточиться одновременно на двух и большем числе различных предметов.
Различные упражнения, используемые на занятиях, помогают ребенку развивать такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей.
7. Тематическое планирование.
Обучение грамоте (чтение)
№ | Тема | Часы |
1 | Гласный звук [ а], буквы А, а. | 1 |
2 | Гласный звук [ о], буквы О, о. | 1 |
3 | Гласный звук [ и], буквы И, и. | 1 |
4 | Гласный звук [ ы], буква ы. | 1 |
5 | Гласный звук [ у], буквы У, у. | 1 |
6 | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н , | 1 |
7 | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с, | 1 |
8 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Слоги. | 1 |
9 | Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. | 1 |
10 | Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. | 1 |
11 | Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. | 1 |
12 | Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. | 1 |
13 | Гласные буквы Е, е, | 1 |
14 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. | 1 |
15 | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. [з], [з,], буквы З, з. | 1 |
16 | Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. | 1 |
17 | Чтение по слогам. Звуковые модели | 1 |
18 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Гласные буквы Я, я. | 1 |
19 | Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. | 1 |
20 | Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. | 1 |
21 | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. | 1 |
22 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 |
23 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 |
24 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 |
25 | Гласные буквы Ё, ё. Звук [ј,], буквы Й, й. Ударение | 1 |
26 | Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. | 1 |
27 | Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Составление предложений. Мягкий и твердый разделительные знаки. | 1 |
28 | Гласные буквы Ю, ю. Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф | 1 |
29 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 |
30 | Гласный звук [э], буквы Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.Ударение | 1 |
31 | Ь и Ъ знаки. Театр. Разыгрывание сказок по ролям. | 1 |
32 | Использование слов в прямом и переносном значении. | 1 |
33 | Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух. | 1 |
34 | Повторение по теме: «Алфавит» | 1 |
Тематическое планирование. Введение в математику
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Числа 1-5 | 1 |
2 | Числа 1-5 | 1 |
3 | Число и цифра 6 | 1 |
4 | Число и цифра 6 | 1 |
5 | Длиннее, короче | 1 |
6 | Измерение длины | 1 |
7 | Измерение длины | 1 |
8 | Число и цифра 7 | 1 |
9 | Число и цифра 7 | 1 |
10 | Число и цифра 7 | 1 |
11 | Тяжелее, легче. Сравнение по массе | 1 |
12 | Измерение массы | 1 |
13 | Измерение массы | 1 |
14 | Число и цифра 8 | 1 |
15 | Число и цифра 8 | 1 |
16 | Число и цифра 8 | 1 |
17 | Объём. Сравнение по объёму. | 1 |
18 | Измерение объёма | 1 |
19 | Число и цифра 9 | 1 |
20 | Число и цифра 9 | 1 |
21 | Число и цифра 9 | 1 |
22 | Площадь. Измерение площади | 1 |
23 | Измерение площади | 1 |
24 | Число и цифра 0 | 1 |
25 | Число и цифра 0 | 1 |
26 | Число 10 | 1 |
27 | Шар. Куб. Параллелепипед | 1 |
28 | Пирамида. Конус. Цилиндр | 1 |
29 | Символы | 1 |
30 | Сравнение предметов (сюжетных картинок). | 1 |
31 | Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. | 1 |
32 | Логические задания на развитие внимания, воображения. | 1 |
33 | Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. | 1 |
34 | Повторение | 1 |
Тематическое планирование. Обучение грамоте (письмо)
№ | Тема. | Часы. |
1 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Строчная и заглавная буквы а А | 1 |
2 | Письмо больших и малых овалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы оО | 1 |
3 | Строчная буква и. Заглавная буква И | 1 |
4 | Строчная буква ы | 1 |
5 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Строчная и заглавная буквы у У | 1 |
6 | Строчная и заглавная буквы н Н | 1 |
7 | Строчная и заглавная буквы с С | 1 |
8 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху влево. Строчная и заглавная буквы к К | 1 |
9 | Строчная и заглавная буквы т Т | 1 |
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу. Строчная и заглавная буквы л Л | 1 |
11 | Строчная и заглавная буквы р Р | 1 |
12 | Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу вправо. Строчная и заглавная буквы вВ | 1 |
13 | Строчная и заглавная буквы е Е | 1 |
14 | Строчная и заглавная буквы п П | 1 |
15 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Строчная и заглавная буквы м М. Строчная и заглавная буквы з З | 1 |
16 | Строчная и заглавная буквы б Б. Письмо слогов и слов с изученными буквами | 1 |
17 | Строчная и заглавная буквы б Б. | 1 |
18 | Строчная и заглавная буквы я Я. Заглавная буква Д и строчная д. | 1 |
19 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху вправо. Строчная и заглавная буквы г Г | 1 |
20 | Строчная буква ч. Заглавная буквы Ч | 1 |
21 | Буква ь | 1 |
22 | Строчная и заглавная буквы ш Ш | 1 |
23 | Строчная и заглавная буквы ш Ш | 1 |
24 | Письмо длинных прямых наклонных линий с закруглением внизу влево. Строчная и заглавная буквы ж Ж. | 1 |
25 | Строчная и заглавная буквы й Й. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. | 1 |
26 | Письмо слогов и слов с изученными буквами Строчная и заглавная буквы хХ. | 1 |
27 | Строчная и заглавная буквы х Х. | 1 |
28 | Строчная и заглавная буквы ю Ю. Строчная и заглавная буквы ф Ф | 1 |
29 | Строчная и заглавная буквы ц Ц | 1 |
30 | Строчная и заглавная буквы э Э. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ | 1 |
31 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф. | 1 |
32 | Загадки. Штриховка грибов. | 1 |
33 | Письмо заглавной буквы С. Умеет ли разговаривать природа? | 1 |
34 | Письмо строчной буквы А. Путешествие в Вообразилию. | 1 |
Тематическое планирование. Развитие познавательных способностей
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Тренировка произвольного внимания | 1 |
2 | Развитие избирательности внимания. | 1 |
3 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
4 | Развитие устойчивости внимания. | 1 |
5 | Развитие переключаемости внимания. | 1 |
6 | Развитие аудиальной памяти. | 1 |
7 | Развитие аудиальной памяти. | 1 |
8 | Развитие визуальной памяти. | 1 |
9 | Развитие визуальной памяти. | 1 |
10 | Развитие способности к визуализации | 1 |
11 | Развитие способности к визуализации | 1 |
12 | Развитие асоциальной памяти. | 1 |
13 | Развитие асоциальной памяти. | 1 |
14 | Развитие смысловой памяти. | 1 |
15 | Развитие смысловой памяти. | 1 |
16 | Развитие воссоздающего воображения. | 1 |
17 | Развитие воссоздающего воображения. | 1 |
18 | Развитие творческого воображения. | 1 |
19 | Развитие творческого воображения. | 1 |
20 | Развитие творческого воображения. | 1 |
21 | Задачи на установление пространственных отношений. | 1 |
22 | Задачи на установление пространственных отношений. | 1 |
23 | Развитие операций мышления. | 1 |
24 | Развитие операций мышления. | 1 |
25 | Нахождение закономерности. Умозаключение. | 1 |
26 | Нахождение закономерности. Умозаключение. | 1 |
27 | Развитие логического мышления. | 1 |
28 | Развитие логического мышления. | 1 |
29 | Развитие логического мышления. | 1 |
30 | Развитие логического мышления. Анаграммы. | 1 |
31 | Развитие логического мышления. Анаграммы. | 1 |
32 | Развитие логического мышления. Анаграммы. | 1 |
33 | Развитие памяти, внимания, мышления. | 1 |
34 | Развитие памяти, внимания, мышления. | 1 |
8.Материально-техническое обеспечение программы
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Печатные пособия |
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв. Наборы сюжетных (предметных) картинок. Словари по русскому языку: толковый словарь. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме). | Д Д Ф Д | |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления карточек. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Ноутбук Принтер. Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). | Д Д Д Д Д Д Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. | Д Д Д Д | |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др). Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др. | П Ф | |
Оборудование класса |
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | К Д Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
18