СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Дошколята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для детей 6-7 лет. Подготовка к школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Дошколята"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 25»


Обсуждено на заседании

методического объединения

протокол №_1_____________

от 28.08.2017______________

руководитель м/о

Тищенко С.Б.



Утверждено

педагогическим советом

протокол № 2_______________

от 18.09.2017_______________

Утверждено

директор гимназии__________

приказ № 368 от 20.09.2017



Программа

воскресной школы развития

«Дошколята»

для подготовки детей дошкольного возраста

в первый класс






Составители:

учителя начальных классов

Макарова А.С.,




Кемерово 2018





Оглавление

  1. Пояснительная записка …………………………………………… 3

  2. Общая характеристика программы………………………………..4

  3. Место программы в образовательной деятельности гимназии …5

  4. Ценностные ориентиры ……………………………………… ….. 5

  5. Результаты освоения программы …………………………………6

  6. Содержание программы ………………………………………… .9

  7. Тематическое планирование ……………………………………...11

  8. Материально – техническое обеспечение ……………………......18




















































  1. Пояснительная записка

Рабочая программа воскресной школы развития «Дошколята» для подготовки детей дошкольного возраста в первый класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и гуманного (комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа «Дошколята» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.


Основные задачи:

  • создать условия для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;

  • обеспечить одинаковые стартовые возможности для детей, поступающих в школу;

  • укрепить и развить эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.


  1. Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.


  1. Место программы в образовательной деятельности гимназии

Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте (чтение)», «Введение в математику», «Обучение грамоте (письмо)», «Развитие познавательных способностей (РПС)».

Адаптационные занятия организуются на базе гимназии и имеют следующую временную структуру: 4 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 120.


  1. Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.


  1. Результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты:

- использование начальных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;

- развитие устной и письменной речи;

-приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-умение выполнять устно арифметические действия с числами на основе наглядности и раздаточного материала;

-умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, -исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с простейшими схемами;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-умение решать простые задачи и головоломки; -умение вычитать и прибавлять к числу;
- умение считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами;
- умение сравнивать числа;

- знакомство с понятиями «равенство», «неравенство», «больше – меньше»;
- знание состава чисел первого десятка;
- умение различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;

- выделение из слов звуки, определять их место в слове;

- раскрывать смысл несложных слов;

-умение вести диалог и монолог;

- знание названий окружающих предметов и умение делить их на группы;

- умение определять закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов;

- умение находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов;

- умение составлять рассказ по предложенным картинкам;

- умение заканчивать рассказ (придумать конец);


Метапредметные результаты:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия с помощью устной речи;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- использовать в общении правила вежливости;


Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации в ОУ;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы.

Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик.




  1. Содержание программы

Обучение грамоте (чтение) (34 ч).

Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.


Обучение грамоте (письмо) (34 ч).

Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Программа предполагает систему упражнений для подготовки к письму путём выполнения штриховки в разных направлениях и видах, раскрашивании, конструирования букв из различного материала с обязательным проведением пальчиковой гимнастики.

Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического

навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений.


Введение в математику (34 ч).

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 9.Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры.


Развитие познавательных способностей (34 ч.)

Данная программа объединяет в себе задания, направленные на развитие психических процессов ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения.

Во время занятий часть времени отводится на постепенное формирование произвольного внимания. Упражнения направлены на развитие важнейших характеристик внимания: устойчивость внимания как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой и распределение внимания – возможность сосредоточиться одновременно на двух и большем числе различных предметов.

Различные упражнения, используемые на занятиях, помогают ребенку развивать такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей.





7. Тематическое планирование.

Обучение грамоте (чтение)

Тема

Часы

1

Гласный звук [ а], буквы А, а.

1

2

Гласный звук [ о], буквы О, о.

1

3

Гласный звук [ и], буквы И, и.

1

4

Гласный звук [ ы], буква ы.

1

5

Гласный звук [ у], буквы У, у.

1

6

Согласные звуки

[н], [н,], буквы Н, н ,

1

7

Согласные звуки

[с], [с,], буквы С, с,

1

8

Согласные звуки

[к], [к,], буквы К, к. Слоги.

1

9

Согласные звуки

[т], [т,], буквы Т, т.

1

10

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.

1

11

Согласные звуки

[р], [р,], буквы Р, р.

1

12

Согласные звуки

[в], [в,], буквы В, в.

1

13

Гласные буквы Е, е,

1

14

Согласные звуки

[п], [п,], буквы П, п.

1

15

Согласные звуки

[м], [м,], буквы М, м. [з], [з,], буквы З, з.

1

16

Согласные звуки

[б], [б,], буквы Б, б.

1

17

Чтение по слогам. Звуковые модели

1

18

Согласные звуки

[д], [д,], буквы Д, д. Гласные буквы Я, я.

1

19

Согласные звуки

[г], [г,], буквы Г, г.

1

20

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.

1

21

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.

1

22

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1

23

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1

24

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1

25

Гласные буквы Ё, ё. Звук [ј,], буквы Й, й. Ударение

1

26

Согласные звуки

[х], [х,], буквы Х, х.

1

27

Согласные звуки

[х], [х,], буквы Х, х. Составление предложений. Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

28

Гласные буквы Ю, ю. Согласные звуки

[ф], [ф,], буквы Ф, ф

1

29

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1

30

Гласный звук [э], буквы Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.Ударение

1

31

Ь и Ъ знаки. Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

1

32

Использование слов в прямом и переносном значении.

1

33

Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух.

1

34

Повторение по теме: «Алфавит»

1






Тематическое планирование. Введение в математику

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Числа 1-5

1

2

Числа 1-5

1

3

Число и цифра 6

1

4

Число и цифра 6

1

5

Длиннее, короче

1

6

Измерение длины

1

7

Измерение длины

1

8

Число и цифра 7

1

9

Число и цифра 7

1

10

Число и цифра 7

1

11

Тяжелее, легче. Сравнение по массе

1

12

Измерение массы

1

13

Измерение массы

1

14

Число и цифра 8

1

15

Число и цифра 8

1

16

Число и цифра 8

1

17

Объём. Сравнение по объёму.

1

18

Измерение объёма

1

19

Число и цифра 9

1

20

Число и цифра 9

1

21

Число и цифра 9

1

22

Площадь. Измерение площади

1

23

Измерение площади

1

24

Число и цифра 0

1

25

Число и цифра 0

1

26

Число 10

1

27

Шар. Куб. Параллелепипед

1

28

Пирамида. Конус. Цилиндр

1

29

Символы

1

30

Сравнение предметов (сюжетных картинок).

1

31

Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два.

1

32

Логические задания на развитие внимания, воображения.

1

33

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

1

34

Повторение

1





Тематическое планирование. Обучение грамоте (письмо)

Тема.

Часы.

1

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Строчная и заглавная буквы а А

1

2

Письмо больших и малых овалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы оО

1

3

Строчная буква и. Заглавная буква И

1

4

Строчная буква ы

1

5

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Строчная и заглавная буквы у У

1

6

Строчная и заглавная буквы н Н

1

7

Строчная и заглавная буквы с С

1

8

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху влево. Строчная и заглавная буквы к К

1

9

Строчная и заглавная буквы т Т

1

10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу. Строчная и заглавная буквы л Л

1

11

Строчная и заглавная буквы р Р

1

12

Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу вправо. Строчная и заглавная буквы вВ

1

13

Строчная и заглавная буквы е Е

1

14

Строчная и заглавная буквы п П

1

15

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Строчная и заглавная буквы м М. Строчная и заглавная буквы з З

1

16

Строчная и заглавная буквы б Б. Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

17

Строчная и заглавная буквы б Б.

1

18

Строчная и заглавная буквы я Я. Заглавная буква Д и строчная д.

1

19

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху вправо. Строчная и заглавная буквы г Г

1

20

Строчная буква ч. Заглавная буквы Ч

1

21

Буква ь

1

22

Строчная и заглавная буквы ш Ш

1

23

Строчная и заглавная буквы ш Ш

1

24

Письмо длинных прямых наклонных линий с закруглением внизу влево. Строчная и заглавная буквы ж Ж.

1

25

Строчная и заглавная буквы й Й. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё.

1

26

Письмо слогов и слов с изученными буквами Строчная и заглавная буквы хХ.

1

27

Строчная и заглавная буквы х Х.

1

28

Строчная и заглавная буквы ю Ю. Строчная и заглавная буквы ф Ф

1

29

Строчная и заглавная буквы ц Ц

1

30

Строчная и заглавная буквы э Э. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ

1

31

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф.

1

32

Загадки. Штриховка грибов.

1

33

Письмо заглавной буквы С. Умеет ли разговаривать природа?


1

34

Письмо строчной буквы А. Путешествие в Вообразилию.

1


Тематическое планирование. Развитие познавательных способностей

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Тренировка произвольного внимания

1

2

Развитие избирательности внимания.

1

3

Развитие концентрации внимания.

1

4

Развитие устойчивости внимания.

1

5

Развитие переключаемости внимания.

1

6

Развитие аудиальной памяти.

1

7

Развитие аудиальной памяти.

1

8

Развитие визуальной памяти.

1

9

Развитие визуальной памяти.

1

10

Развитие способности к визуализации

1

11

Развитие способности к визуализации

1

12

Развитие асоциальной памяти.

1

13

Развитие асоциальной памяти.

1

14

Развитие смысловой памяти.

1

15

Развитие смысловой памяти.

1

16

Развитие воссоздающего воображения.

1

17

Развитие воссоздающего воображения.

1

18

Развитие творческого воображения.

1

19

Развитие творческого воображения.

1

20

Развитие творческого воображения.

1

21

Задачи на установление пространственных отношений.

1

22

Задачи на установление пространственных отношений.

1

23

Развитие операций мышления.

1

24

Развитие операций мышления.

1

25

Нахождение закономерности. Умозаключение.

1

26

Нахождение закономерности. Умозаключение.

1

27

Развитие логического мышления.

1

28

Развитие логического мышления.

1

29

Развитие логического мышления.

1

30

Развитие логического мышления. Анаграммы.


1

31

Развитие логического мышления. Анаграммы.

1

32

Развитие логического мышления. Анаграммы.

1

33

Развитие памяти, внимания, мышления.

1

34

Развитие памяти, внимания, мышления.

1












8.Материально-техническое обеспечение программы

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания



Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.

Наборы сюжетных (предметных) картинок. Словари по русскому языку: толковый словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Д


Д

Ф


Д





Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления карточек.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Ноутбук

Принтер.

Фотокамера цифровая (по возможности).

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).


Д



Д



Д

Д

Д

Д

Д

Д


Д














Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.


Д


Д



Д



Д



Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

П




Ф



Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К


Д

Д



Д


Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами




18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!