СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДПОП в области хореографического искусства учебный предмет «Музыкальная литература» (5, 6 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ДПОП в области хореографического искусства учебный предмет  «Музыкальная литература» (5, 6 класс)

Просмотр содержимого документа
«Программа ДПОП в области хореографического искусства учебный предмет «Музыкальная литература» (5, 6 класс)»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»








Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ







Программа

по учебному предмету

ПО.02.УП.01. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(зарубежная, отечественная)

(5,6 класс)









р.п.Новая Майна

2018



«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ» Методическим советом Директор МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» __________________ Л.Л.Яшева

«_____»___________________ г « _____»____________________ г







Составитель – преподаватель I квалификационной категории В.В.Шевкопляс



Рецензент __________Директор МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» Л.Л. Яшева



Рецензент___________Преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ «ДМК» В.А.Котляренко






















Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цели и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

-Годовые требования по классам;

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценки;

V.Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации преподавателям;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

VI.Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов

-Список учебной литературы; -Список методической литературы; -Средства обучения.


















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

«Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история искусств».

Программа направлена на:

-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

-формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

-выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации

-приобретению навыков творческой деятельности;

-умению планировать свою домашнюю работу;

-уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

На уроках учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота».

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, музыкальных жанров, музыкальных направлений, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатами обучения также являются:

-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Учебный предмет «Музыкальной литературы» (зарубежная, отечественная) является обязательной частью общего хореографического образования и предусмотрен учебными планами всех звеньев системы хореографического образования, способствует росту общей культуры обучающихся в ДШИ.

Предмет изучает явления музыкального искусства, способствует развитию эстетического чувства обучающихся, а также профессионализации тех детей, у которых для этого есть необходимые данные. Данная программа по учебному предмету «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) разработана на основе примерных тематических планов Е.Б. Лисянской (М., 1988 г.), а также примерной программе для ДМШ и ДШИ (М., 2002г.) с учётом существующей на сегодняшний день методической литературы и имеющихся в распоряжении ДШИ учебной литературы и фономатериалов. Программа предполагает изучение как традиционных тем, так и легкозаменяемые в соответствии с уровнем группы, обеспеченностью музыкальным материалом.

Актуальность учебного предмета заключается в том, что музыкальная литература направлена на освоение обучающимися азов теории музыки и позволяет охватить большое количество детей, имеющих разный уровень развития, призвана формировать слушательский интерес подростков, направляя его в сторону большого искусства. Формирование слухового внимания, что лежит в основе умения слушать серьёзную музыку, – осуществляется непроизвольно. Управление этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя, так как о не может показать как именно нужно слушать музыку, а также проверить, насколько обучающиеся овладели слушательским навыком. К специальным навыкам, формируемым на уроках музыкальной литературы, относятся – эстетическое восприятие музыки, её анализ, умение говорить о музыке. Слушательские навыки, как и анализ музыки в той или иной форме присутствуют на всех уроках ДШИ. А вот выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения и объяснить его устройство – это умение, которым ученики овладевают при изучении предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная).

Учебным планом на учебный предмет «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) отводится 1 учебный час в неделю в течение 2-х лет обучения в ДШИ (5, 6 классы).

В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип, традиционный для данного учебного предмета, в сочетании с дидактическим – на первом году обучения. Назначение первого года обучения – пробудить интерес к слушанию и разбору музыки, освоить способы общения с музыкой. Программа 2-х годов обучения представляет собой последовательность монографических тем, соответствующую историко-художественному процессу.

Формы работы. Знания о музыке усваиваются в процессе изучения произведений на основе объяснений преподавателя, в самостоятельной работе – посредством чтения, в результате осознанного их запоминания и применения. Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе. Так и в процессе самостоятельной работы.

Основная форма контроля на уроках учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) – повседневное наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме. Объектами постоянного контроля являются учебная работа в классе, уровень знаний и умений, а также динамика развития, общие успехи. Текущий контроль успеваемости осуществляется на каждом уроке. Он сочетается с периодически обобщающей проверкой знаний по определённым разделам программы.

2. Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) со сроком обучения 2 года, продолжительность учебных занятий пятый и шестой год обучения. Продолжительность урока 40 минут (академический час). Количество учебный недель составляет -33 учебный недели в год

Промежуточная аттестация в конце 5 (10 полугодие) класса проводится в форме контрольного урока, промежуточная аттестация в конце 6 (12 полугодие) класса в форме зачёта.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) при 2-летнем сроке обучения составляет 132 часов. Из них: 66 часов – аудиторные занятия, 66 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

5 - класс – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

6 класс – по 1 часу в неделю.

Содержание

2 года обучения

(в часах)

максимальная учебная нагрузка обучающегося

132

аудиторная учебная нагрузка

66

внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося

66


4.Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в групповой форме (от 2-х человек). Мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

5.Цель и задачи учебного предмета

Цели и задачи учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная): изучение музыкальной литературы формирует у обучающихся определённые интеллектуальные умения и навыки. Ввести личность обучаемого в художественную культуру; сформировать в нём готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей; способствовать его всестороннему развитию. Способствовать музыкальному эстетическому воспитанию обучающихся, расширению общего музыкального кругозора, формированию музыкальной памяти, мышления.

Задачи учебного предмета

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

-воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;

-приобретение детьми начальных базовых знаний, бать разносторонними, знать примеры русской и мировой музыки;

-приобщение детей к русской и мировой культуре;

-развитие музыкально – слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти.

6.Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Основной методический принцип преподавания учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) – взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка: каждый элемент музыкального языка несёт в себе эмоциональную окраску; обучение проходит на художественных примерах.

С ним тесно связан и второй методический принцип данной программы –первичность накопления музыкальных впечатлений. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений.

Третий принцип – концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Это важно ещё и потому, что предмет требует постоянной тренировки слуха и памяти. Без этого невозможно развитие музыкальных способностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач используются методы:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический (освоение навыков точного интонирования, слухового анализа, воспроизведения мелодии, ритма, подбор на слух);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

8.Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) обеспечивается:

-доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

-учебными аудиториями для индивидуальных занятий оснащенными пианино;

В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектованный печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Учебно-тематический план

1-год обучения (5 класс)

Главной задачей 1-го года обучения является познакомить обучающихся с музыкальной культурой западно-европейских классиков.

Название темы

Количество

часов

Творчество классиков европейской музыки


Тема 1

Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII - XVIII в.в.

1

Тема 2

Классицизм в музыке. Венская классическая школа.

1

Тема 3

Й.Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое и клавирное творчество.

4

Тема 4

В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь.

Соната Ля мажор. Симфония №40 соль минор. Опера «Свадьба Фигаро»

4

Тема 5

Л.Бетховен. Жизненный и творческий путь. Соната №8 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра «Эгмонт».

5

Тема 6

Романтизм в музыке. Композиторы – романтики.

4

Тема 7

Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни. Произведения для фортепиано. Симфония №8.

2

Тема 8

Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество.

4

Тема 9

И.С.Бах. Жизненный и творческий путь. Произведения для органа. Инвенции. Сюиты. «ХТК»

4

Тема 10

Шуман «Карнавал»

1

Тема 11

Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке.

Творческий портрет К.Дебюсси. Ноктюрны.

2


ИТОГО:

33

2-й год обучения (6 класс)

Главной задачей второго года обучения музыкальной литературе на хореографическом отделении изучение русской музыкальной классики XIX века

Название темы

Количество

часов

Творчество русских композиторов – классиков


Тема 1


Древнерусская музыка, жанры церковной и народной музыки.


1

Тема 2

Музыкальное искусство России в первой половине XIX века
Архитектура, живопись, литература того времени. Творчество А.А.Алябьева, А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева.


2

Тема 3

М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь.

Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра: «Камаринская», «Вальс – фантазия», Романсы и песни.

8

Тема 4

А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Опера «Русалка». Романсы и песни.


3

Тема 5

Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века.

1

Тема 6

А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь. Романсы. Опера «Князь Игорь». Симфония №2 «Богатырская».

5

Тема 7

М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов».


4

Тема 8

Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Симфоническая сюита «Шехеразада». Опера «Снегурочка». Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане». Романсы.


4

Тема 9

Чайковский. Жизненный и творческий путь. Опера «Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»

5


ИТОГО:

33

2.Годовые требования

1 год обучения (5 класс)

1.Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII - XVIII в.в. Стили и направления искусства барокко.

2.Классицизм в музыке. Венская классическая школа. Гайдн - отец симфонии и сюиты. Расцвет инструментальной симфонической музыки в творчестве В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Появление в музыке новых музыкальных форм.

3.Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое и клавирное творчество. Симфония Ми бемоль мажор. Фортепианное наследие Гайдна. Формирование классической сонаты. Жанровые истоки, народно-танцевальная основа. Камерность стиля сонаты Ре-мажор (1780).История создания симфонии, сонаты. Характеристика частей. Сонатная форма: название частей, строение. Сонаты Ре мажор и ми минор. Менуэты.

4.В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь, творческий облик композитора. Ренессансная личность, светлый гений венской классической школы. Цельность и гармония, гуманизм мировоззрения, универсальность музыкального дарования. Переосмысление и обогащение всех жанров его времени. Возвышенное и плутовское, трагическое и комедийное в наследии Моцарта. Воплощение идей Просвещения, оптимизм, поэтический реализм творчества. Музыкальная моцартиана. «Маленькая ночная серенада»; «Dies irae», «Lacrymosa» из Реквиема; опера «Волшебная флейта» ария Царицы ночи, Фортепианная фантазия ре-минор.

Симфонии Моцарта – вершина симфонизма его времени. Психологизм, драматическое восприятие жанра, симфонический театр Моцарта. Камерность стиля, малый парный состав оркестра, драматический конфликт между частями, полифоническое мастерство в Симфонии №40.

Опера в творчестве Моцарта. Оперное наследие. Реформа жанра. Музыкальная драматургия, либретто, жанр и идея, композиция, индивидуальный язык сольных номеров, ансамблей, роль хора и оркестра в опере «Свадьба Фигаро» (1786).

Моцарт – пианист. Фортепианное наследие. Соната №11 (1777 – 1778) – необычность трехчастного цикла, влияние симфонической музыки, комической оперы на язык сонаты. Опора на австро-венгерский фольклор.

Соната Ля мажор. Симфония №40 соль минор. Опера «Свадьба Фигаро»

5.Жизненный и творческий путь. Творческий облик Л. Бетховен композитора. Музыкант – носитель, гений, полно воплотивший творческие принципы венской классической школы. Свобода, целеустремленность, гражданственность мировоззрения. Богатство духовно – эмоционального мира композитора. Преддверие романтизма. Симфонизм эпохи революций XVIII века. Идеалы гуманизма, свободы, общественного долга. Создание героического симфонизма. Героическая трагедия и трагическая героика в симфонии №5 (1805 – 1808). Традиции венской классической школы. Введение в партитуру новых инструментов. Симфония до минор.

Завершение классической эпохи в развитии фортепианной сонаты. Пианизм нового времени. «Патетическая соната» (1798) – одна из вершин мировой фортепианной литературы. Театральность. Приемы фортепианного письма. Соната №8 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра «Эгмонт»..

6.Романтизм в музыке. Композиторы – романтики. Краткий обзор творчества Грига, Шумана, Брамса, Листа. Новая трактовка народной танцевальной основы в народно-сценических танцах. Яркий колорит.

7.Ф.Шуберт.Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Первый композитор – романтик. Органичность черт музыкального классицизма и романтизма в творчестве Шуберта. Глубокое содержание произведений Шуберта, связь с музыкальной жизнью и бытом. Интонационный строй музыки. Песенность – основа фортепианного стиля. Ф. Шуберт – основатель жанра романтической фортепианной миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, вальсы). Шубертиады в прошлом и настоящем. Песни. Произведения для фортепиано. «Неоконченная симфония» №7.Понятие песня- баллада. Строение романтической симфонии.

8.Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество.

Прелюдии Шопена Ля мажор, ми минор, до минор; Полонез Ля мажор, мазурки До мажор, ля минор, Си бемоль мажор( виды мазурок).Музыкально-танцевальная культура Польши. Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа. «Революционный этюд», ноктюрны фа минор, Ми бемоль мажор. Просмотр одноактного балета «Шопениана» в постановке Ю. Григоровича

9.И.С.Бах. Жизненный и творческий путь. Произведения для органа. Токката и фуга ре минор, хоральные прелюдии. Инвенции До мажор, фа мажор. Старинные танцевальные сюиты. «ХТК».

10.Шуман «Карнавал» Роберт Шуман (1810–1856) — немецкий композитор, музыкальный критик. Шуман — один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета.

Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов.

1.«Альбом для юношества»

2.«Лесные сцены»

3.«Детские сцены»: «Горелки», «Засыпающий ребенок»

4.«Карнавал» является как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана.

5.«Карнавал» - это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединенных 4-мя нотами (Шуман назвал это 'Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты - Asch (название города) - A, Es, C, H. Sch - это еще и первые буквы фамилии Шумана. Эти 4 ноты существуют в 3-х комбинациях. Эти ноты растворены в начале каждой пьесы. Поэтому здесь только следы вариационности, но не вариации на тему. Изобразительность образов цикла. Художественный мир контрастов. Лиризм музыкальных образов

11.Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. Многообразие жанров в наследии композиторов. Идея красоты мысли, образа, неразрывность музыки и поэзии. Творческий портрет К.Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны. Морис Равель «Болеро». М. Чюрлёнис-краткий обзор творчества.

2 год обучения (6 класс)

1.Древнерусская музыка. Особенности древнерусского пения, имитация го­лосов старинных инструментов, истоки тем в народной инструмен­тальной музыке, игровые черты.

2.Музыкальное искусство в первой половине XIX века.
Архитектура, живопись, литература того времени. Творчество А.А.Алябьева, А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева. Сжатый обзор русской музыки в XVIII – начале XIX веках. Несколько имен и названий сочинений. Прослушивание с краткой характеристикой хорового концерта Д. С. Бортнянского.

Вокальная миниатюра первой половины XIXвека. Русская песня, элегия, песня восточного характера, баллада. Творцы русского романса.

А.Алябьев. Жизненная драма. Идеи декабризма. Гражданственность, свободолюбие, патриотические мотивы в творчестве.

А.Варламов. Трагичность судьбы композитора – розночинца. Песенное наследие. Отражение и развитие городской песенной культуры в творчестве Варламова. Педагогический труд «Школа пения».

А. Гурилев. Камерный лирический стиль. Преданность песенному жанру. Поэзия после декабристского времени в музыке Гурилева.

А.Алябьев «Соловей».

А. Варламов «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»;

А.Гурилев «Домик – крошечка», «Колокольчик»

3.М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь.

Зарождение русской музыкальной классики. Эпоха Глинки; современники композитора.

Два гения русской культуры XIX века: А. Пушкин и М. Глинка. Соединение классицизма, романтизма, реализма в музыке Глинки. М.И. Глинка- основоположник русской классической композиторской школы. Национальная самобытность его музыки. Мастерское сочетание западноевропейской формы и национального содержания.

Детские годы. Формирование музыкальных представлений под воздействием народно-песенного искусства. Обучение в Благородном пансионе. Круг общения Глинки. Первые композиторские опыты. Пребывание в Италии. Занятия с З. Деном. Создание оперы “Иван Сусанин” и ее премьера. Работа в Придворной певческой капелле. Н. Кукольник. Работа над оперой “Руслан и Людмила”. Высший расцвет творчества. Париж, Глинка и Берлиоз. Поездка по Испании, Испанские увертюры.

Пушкинская поэзия – живой родник вдохновения гения Глинки. Вокальная миниатюра Глинки: русская песня, элегия, баллада, характерная песня, восточный романс.

Последние годы жизни. Общение с молодыми музыкантами – продолжателями традиций Глинки.

1.«Я помню чудное мгновенье»

2.«Сомнение»

3.«Жаворонок»

4.«Попутная песня»

5.«Ночной смотр»

6.«Не искушай»

Обзор творческого наследия: сочинения для театра, концертные и камерные сочинения.

Опера «Иван Сусанин». Первая классическая опера, национальная драма. История создания, либретто, первоисточник. Мастерство композитора в создании образов и характера героев. Хоры – музыкальный фрагмент оперы. Органичное включение фольклорных жанров.

Освоение композиции оперы, разбор и прослушивание предусмотренных календарно-тематическим планом фрагментов оперы.

Работа с нотным текстом хрестоматии при изучении оперы и романсов. Характеристика и прослушивание 2-3 сочинений для оркестра.

Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»):

1.Интродукция, Каватина и рондо Антониды, Трио «Не томи, родимый»

2.Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка 2 д.;

3.Песня Вани, Сцена Сусанина с поляками 3 д.;

4.Ария Сусанина, 4 д.;

5.Хор «Славься», Эпилог.

Наследие композитора в симфонической музыке. Жанровое разнообразие.

Народный характер «Камаринской» (1848) и ее значение для всей русской музыки. Симфонические краски, двойные вариации, подголосочная полифония, приемы варьирования.

Лирический симфонизм Глинки в Вальсе – фантазии (1839). Сложность формы. Глубина содержания.

Традиции Глинки в творчестве русских композиторов.

Историческая роль и традиции «Испанских увертюр» в русской музыке.

1.«Камаринская», «Вальс – фантазия»,

2.Увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» (фрагменты)

4.А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. «Учитель музыкальной правды». Позиция критического реализма в творчестве композиторов. Даргомыжский и Глинка. Даргомыжский и его время. Детские годы в дворянской семье, разностороннее образование композитора. Знакомство с Глинкой. Опера «Эсмеральда». Пребывание за границей. Сочинение вокальных произведений, оперы «Русалка». Краткая характеристика оперы. Успех оперы при вторичной постановке. Работа Даргомыжского в журнале «Искра», участие в деятельности РМО. Социально-обличительная тематика в вокальных сочинениях.

Общественное признание композитора в России и Европе. Сближение с композиторами «Могучей кучки». Опера «Каменный гость».

Обзор творческого наследия. Оперы Даргомыжского, сочинения для оркестра в традициях Глинки. Проблема соотношения изменчивой человеческой речи и музыки. Роль мелодического речитатива в раскрытии художественного образа. Камерно-вокальные сочинения; новаторские черты творчества.

Романсы и песни.

Вокальный жанр в творчестве Даргомыжского. Наследие. Тематика и жанры вокальной музыки Даргомыжского. Отношение к литературному тексту, передача в музыке интонаций разговорной речи. Роль речитатива и кантилены в вокальных миниатюрах композитора. Обращение к бытовым музыкальным жанрам, расширение жанрового диапазона вокальной музыки (сатирический портрет, комедийная сценка, драматический монолог и др.).

«Старый капрал» — тщательный разбор произведения, выявление его особенностей при работе с нотным текстом хрестоматии. Краткая характеристика и прослушивание еще 1-3 разнохарактерных романсов.

5.Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. Литература, живопись и музыка того времени.

Изменения в отношении русского общества к музыкальному искусству, его социальной роли, проблемам профессиональной музыки, музыкально образования.

Расцвет русской музыкальной классики во второй половине XIX века, ее великие представители. Яркое созвездие талантливых музыкантов: композиторов, исполнителей. Новые пути композиторской школы России. Общественно-политическая жизнь в 60-е годы. Расцвет литературы и искусства. Роль русской музыки в мировой художественной культуре.

Изменения в музыкальной жизни столиц. Образование РМО, открытие консерваторий, Бесплатная музыкальная школа. Серов и Стасов, А. и Н. Рубинштейны, Балакирев и «Могучая кучка».

1.М.А.Балакирев «Исламей»

2.М. А. Балакирев Увертюра на три русские народные темы (фрагмент)

3.М.П. Мусоргский Сюита «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Баба – Яга»

6.А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора.Ренессансная личность, крупная целостная натура. Многогранность творческой деятельности Бородина. Широкий круг интересов юного Бородина, увлечение естественными науками и искусством. Учеба в Медико-хирургической академии. Музыкальное развитие Бородина. Научная командировка в Германию. Оптимизм в отношениях к людям. К миру. Тяга к эпической теме в музыкальном творчестве. Сближение с балакиревским кружком. Первая симфония, ее успех у слушателей. Другие сочинения. Совмещение композиторской работы с разносторонней научно-педагогической деятельностью. Создание Второй симфонии и работа над оперой «Князь Игорь». Встречи с Листом в Веймаре. Широкое признание музыки Бородина. Продолжение традиций Глинки в вокальном творчестве. Сочинения последнего десятилетия.

Обзор творческого наследия. Жанровое разнообразие произведений Бородина.

Опера «Князь Игорь» — центральное произведение композитора. Значение, содержание, либретто, история создания и постановки. Могучие хоры, старинные жанры – плачи, скоморошьи наигрыши, элементы знаменитого распева. Восточная тема в творчестве «Могучей кучки» и Бородина. Опера «Князь Игорь». Сюжет, патриотическая идея. Ознакомление с композицией оперы. Русь и Восток в музыке оперы. Развитие традиций эпического музыкального театра Глинки.

Разбор и прослушивание сцен и номеров оперы, предусмотренных календарно-тематическим планом. Романсы. Опера «Князь Игорь». Симфония №2 «Богатырская». Глубокий интерес Бородина к историческому русскому эпосу на примере симфонии №2 (1876). Внутреннее родство образов «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Очищающая и возвышенная любовь к Отечеству – основа содержания симфонии №2.

7.М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора.

Социальная направленность и новаторство творчества Мусоргского. Гениальный последователь и приверженец творчества Даргомыжского. Поиск правды в жизни и творчестве. Обращение к крестьянскому фольклору, глубокое знание и понимание народной музыки. Демократические жизненные и творческие позиции Мусоргского и «шестидесятников». Трагизм личной судьбы.

Детство в имении отца. Окружение юного Мусоргского. Успех в игре на фортепиано. Обучение по семейной традиции военному делу в Петербурге. Служба в полку. Знакомство с Даргомыжским и Балакиревым, сближение с демократической молодежью; новые увлечения.

Выход в отставку для серьезных занятий композицией. Театральные, вокальные и инструментальные произведения 60-х годов. Эпоха «Бориса Годунова» (1868-1874); судьба оперы. Общение с Римским-Корсаковым и Стасовым. Жизненная неустроенность, нужда, болезнь, отход от друзей. Отражение тяжелых переживаний в вокальных циклах и опере «Хованщина». Артистический успех концертной поездки с певицей Д.Леоновой. Преждевременная смерть, прервавшая работу над завершением опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов». Опера «Борис Годунов». История создания и редакции оперы. Первоисточники, либретто, редакции, перипетии постановки. Мусоргский и Пушкин. Сквозная драматургия оперы – трагедии. Конфликт народа с царской властью. Сопоставление образа Бориса с характеристикой народных сцен. Композиция и персонажи оперы. Идейное содержание оперы, сквозное развитие действия, вокально-декламационное начало вокальных партий ряда персонажей — характерные черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы. Их раскрытие по ходу разбора и прослушивания сцен и фрагментов согласно календарно-тематическому плану. Новаторский тип хоровых сцен и речитативов.

Общая характеристика, разбор ряда пьес и их прослушивание при знакомстве с циклом «Картинки с выставки». «Картинки с выставки» — лучшее инструментальное произведение композитора.

Драматургический дар Мусоргского. Музыкальный театр камерно-вокальной миниатюры Мусоргского. Новые жанры. Традиции Даргомыжского в речевой интонации. Обращение к нотному тексту.

8.Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Масштаб личности. Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова. Широта творческих интересов: композитор, дирижер, фольклорист, редактор, ученый, педагог, общественный деятель. Сказка, история и повседневный быт народа в операх Римского-Корсакова — ведущем жанре творчества.

Детство в Тихвине. Семья Римских-Корсаковых. Талант и тяга к музыке юного Римского-Корсакова. Учеба в Морском корпусе в Петербурге. Развитие музыкальных интересов, уроки у Канилле. Знакомство с Балакиревым, сочинение симфонии, прерванное заграничным учебным плаванием. Успех симфонии у слушателей, создание ряда других сочинений для оркестра. Увлечение народной песней. Первая опера «Псковитянка». Педагогическая работа в консерватории. Совершенствование композиторского мастерства. «Майская ночь» и «Снегурочка», «Шехеразада» и «Испанское каприччио». Беляевский кружок; выступления в роли дирижера. Завершение и редактирование сочинений Мусоргского и Бородина. Новый расцвет оперного творчества с середины 90-х годов. Римский-Корсаков и революция 1905 года. «Золотой петушок» — опера-сатира. Ученики и последователи Римского-Корсакова. Всемирное признание композитора.

Обзор творческого наследия. Продолжение традиций Глинки. Поэтический музыкальный мир. Колористичность письма. Ведущее место занимает Симфоническая сюита «Шехеразада».Особенности симфонизма Римского – Корсакова. «Шехеразада». Мировое признание программной сюиты (1888). Одно из лучших сочинений русского автора о Востоке. Лейтмотивная система сюиты. Общие сведения о симфоническом оркестре; оркестровые группы и их инструментальный состав. Понятие о партитуре. Программный замысел сюиты. Разбор основных тем каждой части; средства создания восточного колорита. Раздельное прослушивание каждой части с выделением – узнаванием солирующих инструментов. Опера «Снегурочка». Оперное наследие Римского – Корсакова. Многообразие оперных жанров. Поэзия сказочной музыки оперы и музыка поэтической «Весенней сказки» Островского. «Снегурочка». Рассмотрение оперы с элементами музыкально-литературной композиции. Значение, история создания и постановки, первоисточник, либретто. Чередование чтения текста А.Островского с разбором и прослушиванием музыки. Пантеизм и обрядность берендеева царства. Сказочное и реальное в опере. Природа и люди. Широкое обращение к народно-песенным мелодиям. Основные лейттемы. Музыкальная характеристика Снегурочки.. Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане». Романсы.

9.П.И.Чайковский. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора. Притягательность и обаяние, своеобразие и неповторимость лич­ности русского гения второй половины XIX в. Близость мироощуще­ния Чайковского и его великих современников — Толстого, Чехова, Достоевского, Левитана, Фета.

Преломление национальных традиций и национального стиля рус­ской музыки и западноевропейских веяний в творчестве Чайковско­го, Чайковский - музыкант-психолог. Чайковский и Моцарт.

Многогранность личности и творческой деятельности Чайковского. Богатство тематики и жанров созданных им сочинений. Развитие и обогащение традиций Глинки и Даргомыжского.

Родительский дом в Воткинске. Семья Чайковского. Петербургские годы жизни. Училище правоведения и консерватория. Учителя Чайковского. Московский период жизни и творчества — педагогическая, музыкально-критическая и композиторская деятельность. Первый расцвет творчества. Отъезд из Москвы. Жизнь в Европе и в России в последующие годы. Напряженная творческая деятельность. Общение с видными музыкантами Европы. Рост популярности музыки Чайковского. Выступления в качестве дирижера. Высший расцвет творчества композитора. Дом в Клину. Музыка Чайковского в наши дни. Международный конкурс его имени.Обзор творческого наследия Чайковского. Оперы и симфонии как ведущие жанры творчества. Другие произведения для оркестра, сочинения с участием хора. Камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка. Литературное наследие композитора. Наглядные схемы основных периодов жизни и творческого наследия композитора. Опера «Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

-знание специфики музыки как вида искусства;

-знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;

-знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);

-умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

-умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

-умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;

-умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.

IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного по программе 8-летнего обучения.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.

По завершении изучения предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) проводится промежуточная аттестация в конце 2-го года (6 класс) обучения в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При проведении зачета необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

2.Критерии оценки

По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий


Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Методические рекомендации преподавателям

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.

Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующим достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащихся, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей.

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трёх столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно-исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями обучающихся того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью.

Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней.

В содержании предмета следует различать знания информативные и понятийные. К первым относятся все имена, названия, даты, факты, события, то есть те, что несут конкретную информацию. Такие знания составляют значительную часть учебного материала. Понятийные знания в курсе музыкальной литературы – это ключевые слова, словосочетания, термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления. Необходимость дифференцированного подхода педагога к информативным и понятийным знаниям обусловливается различиями в способах и уровне их усвоения учащимися. Если информативные знания должны быть верно поняты и лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся, то знания понятийные – осмысленные и длительно сохраняемые в памяти – во многом определяют качество усвоения предмета в целом.

В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней.

Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДМШ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках учебного предмета «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.

Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. Качество их усвоения обучающимися в конечном счёте будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы.

Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности.

В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип, традиционный для данного предмета, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства.

Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы.

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения.

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.

Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности.

VI. СПИСОК ЛИТРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1.Список учебной литературы

1.В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература для 4 кл. ДМШ. «Музыка», М., 1972 г. 2.Э. Смирнова. Русская музыкальная литература для 6-7 кл. ДМШ. «Музыка», М., 1989 г. 3.И.Прохорова, Г.Скудина. Советская музыкальная литература для 7 кл. ДМШ. «Музыка», М., 1976 г. 4.В.Галацкая. Музыкальная литература зарубежных стран в.1. «Музыка», М., 1985 г. 5.М.Шорникова. Музыкальная литература. Музыка , её формы и жанры. Первый год обучения. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003 г. 6.М.Шорникова. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. «Феникс», Ростов-на-Дону,2003 г. 7.М .Шорникова. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. 8.М.Шорникова. Музыкальная литература. Русская музыка 20 века. Четвёртый год обучия.

2.Список методической литературы

1.И.С.Бах Маленькие прелюдии и фуги. «Музыка», М.,1990 г.

2.К. Сен-Санс. Карнавал животных. «Советский композитор», М.,1985 г.

3.А.П.Бородин. Избранные романсы и песни. «Музыка», М., 1990 г.

4.М.Глинка. Жаворонок. «Музыка», М., 1990 г.

5.А.Гурилёв. Матушка – голубушка. «Музыка», М., 1990 г.

6.Арии из опер русских композиторов. «Музыка», М., 1990 г.

7.Бетховен. Шесть лёгких сонат для фортепиано. «Музгиз», М., 1962 г.

8.Р.Шуман. Крейслериана для фортепиано. «Музыка», М., 1973 г.

9.Р.Шуман. Фантазия для фортепиано. «Музыка», М., 1975 г.

10.М.П.Мусоргский. Борис Годунов. «Музыка», Л., 1974 г.

11.В.А.Моцарт. Волшебная флейта. «Музыка», М., 1971 г.

12.Г.Пёрселл. Дидона и Эней. (клавир). «Музыка», Л., 1975 г.

13.И.С. Бах. Инвенции. «Кифара», М., 1997 г.

14..Популярные вальсы русских и советских композиторов. «Музыка», М., 1990 г.

15.Арии, романсы из репертуара Шаляпина. «Музыка», М., 1990 г.

16.Оркестровые пьесы русских композиторов – классиков. «Музыка», Л., 1975 г.

17.М.Глинка. Две испанские увертюры. «Музыка», М., 1974 г.

18.Золотая лира. Т.1. М., 1987 г.

19.М.П.Мусоргский. Картинки с выставки. «Кифара», М., 1995 г

20..Шопен. Избранные сочинения для фортепиано. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998 г.

21. Шопен. Избранные ноктюрны. «Композитор», М., 1993 г.

22.Науменко, Алев. Музыка 5 класс. Нотная хрестоматия. «Дрофа», М., 1998 г.

23.Науменко, Алев. Музыка 6 класс. Нотная хрестоматия. «Дрофа», М., 1998 г.

24.Нотное приложение к учебному пособию по музыкальной литературе. 1 год обучения. «Валери СПД», С-П, 2000 г.

25.Хрестоматия по советской музыкальной литературе. «Музыка», М.,1975 г.

26. С.Рахманинов. Музыкальные моменты. «Музыка», М., 1971 г.

27.Л.Бетховен. Соната № 15. «Музыка», М., 1972 г.

28. Мендельсон. Песни без слов. «Эксма», М., 2000 г.

29. Популярные романсы русских композиторов. «Музыка», М., 2002 г.

30. С.Прокофьев. Золушка. Соч.87. Балет в трёх действиях. «Музыка», М., 1974 г.

31.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс». «Просвещение», М., 2000 г.

32. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 3 класс». «Просвещение», М., 2000 г.

33.С.Прокофьев. Четыре гавота, марш. «Кифара», М., 1995 г.

34.А.Гурилёв. Песни и романсы. М., 1984 г.

35.А.Даргомыжский. Романсы и песни. Т.II. «Музыка», М., 1971 г.

36.И.С.Бах ХТК т. II. «Музгиз», М., 1960 г.

37. М.И. Глинка. Популярные фрагменты. «Композитор»., С-П, 2002 г.

38. М.Мусоргский. Картинки с выставки (партитура). «Музыка», М., 1975

39. С.Прокофьев. Сонаты для фортепиано. «Муз. Украина», Киев, 1973 г.

40. А.Бородин. Симфония № 2. «Музыка», М., 1977 г.

41. М.Глинка. Камаринская. «Музыка», М., 1975 г.

42. Ф.Шуберт. Военный марш, Героический марш. «Музгиз», М., 1962 г.

43. И.Гайдн. Избранные сонаты. «Музыка», М., 1966 г.

44. М.Глинка. Увертюра, Камаринская. «Музыка», М., 1973 г.

45. С.Прокофьев. соч.131. Симфония № 7 (партитура). «Музыка», М., 1976

46. Л.Бетховен. Пьесы для фортепиано. Том.1. «Музыка», М., 1965 г.

47. И.Гайдн. Избранные симфонии. Том.1. «Музыка», М., 1971 г.

48. Ф.Шуберт. Избранные песни. Том.1. «Музыка», М., 1975 г

49. Комаровская. От гавота до фокстрота Вып.1. М., 2003 г.

50. Комаровская. От гавота до фокстрота Вып. 2. М., 2003 г.

51. Комаровская. От гавота до фокстрота Вып. 3. М., 2003 г.

52.Комаровская. От гавота до фокстрота Вып. 4. М., 2003 г.

Иллюстративный материал

1.М.И.Глинка. Альбом. М., «Музыка», 1987 г.

2. А.Н.Скрябин. Альбом. М., «Музыка», 1980 г.

3. С.В.Рахманинов. Альбом. М., «Музыка», 1988 г.

4. Ю.Григорович. Альбом. М.,«Планета»,1987 г.

5. С.С.Прокофьев. Альбом. М., «Музыка», 1981 г.

6.М.П.Мусоргский. Альбом. М., «Музыка», 1989 г.

7.Театр Ла Скала. Альбом. Л., «Музыка», 1989 г.

8.Балет. Илл. энциклопедия. М., «Астрель», 2001 г.

9.Н.А.Римский-Корсаков. Альбом. М., «Музыка», 1988 г.

Комплекты плакатов:

Портреты русских и зарубежных композиторов.

Изображения музыкальных инструментов.

Наборы открыток:

1.Музей-усадьба П.И.Чайковского в Воткинске.М.,«Планета», 1988 г.

2.Н.А.Римский-Корсаков. М.,«Планета», 1980 г.

3.Д.Д.Шостакович. М.,«Планета», 1977 г.

4.С.В.Рахманинов. М.,«Планета», 1983 г.

5.Музей-усадьба М.И.Глинки «Новоспасское»

Музыкальный материал

1.CD. Лучшие увертюры: «Проданная невеста» и другие.

2.---//---. Н.А.Римский – Корсаков. В.С.Калинников.

3.---//--- С.Прокофьев. Избранное.

4.---//--- П.И.Чайковский. «Времена года».

5.---//--- В.А.Моцарт. Симфонии № 40 и № 41.

6.---//--- Шопен. Избранное.

7.---//--- Бетховен. Концерт № 3. Симфония № 5.

8.---//--- Бетховен. Фрагменты произведений.

9.---//--- Хачатурян. Концерт для фортепиано. Концерт для скрипки.

10.---//--- А.Хачатурян. Фрагменты балетов. «Маскарад».

11.---//--- Лютневая музыка Возрождения.

12.---//--- С.Рахманинов. Избранное.

13.---//--- Великие композиторы Франции.

14.---//--- Великие композиторы Англии.

15.---//--- Современные композиторы Америки.

16.---//--- Великие композиторы Испании.

17.---//--- В.А.Моцарт. Лучшие сонаты.

18.Аудио. А.Хачатурян. Музыка из балета «Спартак».

19.---//---С.Прокофьев. Избранное.

20.---//---Д.Шостакович. Избранное.

21.---//--- Д.Кабалевский. А.Хачатурян. Избранное.

22.---//---П.Чайковский. Избранное.

23.---//---Р.Щедрин. Г.Свиридов. Избранное.

24.---//---Э.Григ. Избранное.

25.---//---П.И.Чайковский. Избранное.

26.---//---Ф.Лист. Избранное.

27.---//---В.Моцарт. «Реквием».

28.---//---Е.Образцова. Старинные романсы.

29.---//---М.Глинка. Романсы.

30.---//---Д.Гершвин. «Порги и Бесс».

31.---//---И.Гайдн. Симфонии.

32.---//---М.Мусоргский. Избранное.

33.---//---В.Моцарт. Избранное.

34.---//---Фрагменты из популярной классической музыки.

35.---//---И.Стравинский. Избранное.

36.---//---И.Козловский. Романсы.

37.---//---Классицизм.

38.---//---Романтизм.

39.---//---Русская музыка конца XIX – начала XX вв.

40.---//---Возрождение и барокко.

41.---//---Уроки госпожи мелодии 2 класс (две кассеты)

42.---//---Уроки госпожи мелодии 1 класс (две кассеты)

43.---//---Уроки госпожи мелодии 3 класс (две кассеты)

44.---//---К.Сен-Санс. Карнавал животных.

45.Видео. Верди «Отелло».

46.---//---Пуччини «Богема».

47.---//---Бородин «Князь Игорь».

48.---//---Художественный фильм «Ф.Шуберт»

49.---//---Художественный фильм «Александр Невский»

50.---//---Документальный фильм Ю.Григорович.

51.---//---Документальный фильм С.Дягилев.

52.Грампластинки. Чайковский. Кантаты «Москва», К радости».

53.---//---Вагнер. Фрагменты из опер.

54.---//---А.Скрябин. Симфония № 1.

55.---//---Р.Штраус. Домашняя симфония.

56.---//---М.Уюрленис. Симфонические поэмы.

57.---//---А.Хачатурян. Симфония № 2.

58.---//---Л.Бетховен. Сонаты № 8, 14, 23.

59.---//---И.Стравинский. «Петрушка».

60.---//---И.Стравинский. «Игра в карты», «Жар птица».

61.---//---Н.Римский – Корсаков. Симфония № 1.

62.---//---А.Глазунов. Изсредних веков.

63.---//---М.Ипполитов – Иванов. Музыкальные картины.

64.---//---М.Мусоргский. Картинки с выставки.

65.---//---Д.Шостакович. Симфония № 12.

66.---//---Русский романс.

67.---//---Р.Вагнер. Инструментальные фрагменты из опер.

68.---//---Искусство А.В.Неждановой.

69.---//---И.С.Бах. Органные произведения.

70.---//---Е.Карузо. Фрагменты из опер.

71.---//---Н.Мясковский. Симфония № 3.

72.---//---М.Равель. Лирическая Фантазия «Дитя и волшебство».

73.---//---Г.Малер. Симфония № 3.

74.---//---Мендельсон. Концертные увертюры.

75.---//---Н.Римский – Корсаков. «Садко».

76.---//---Е.Фомин. «Ямщики на подставе».

77.---//---Г.Свиридов. Поэма памяти С.Есенина.

78.---//---Поэзия Ф.Тютчева в музыке.

79.---//---Бетховен. Литературно-музыкальная композиция.

80.---//---Д.Кабалевский. «Песня утра, весны и мира», «Патетическая увертюра», Симфоническая поэма «Весна».

81.---//---Р.Шуман. «Карнавал».

82.---//---К.Сен-Санс. Концерт №2 для фортепиано с оркестром.

83.---//---Романсы.

84.---//---П.Чайковский. Симфония № 1.

85.---//---Д.Кабалевский. Концерт для скрипки. Концерт для виолончели. 86.Концерт для фортепиано.

87.---//---Л.Бетховен. Симфония № 6.

88.---//---А.Корелли. Сарабанда, жига.

89.---//---Ж.Ф.Рамо. Концерт № 6 «Курица».

90.---//---С.Прокофьев. Мимолётности. Сарказмы.

91.---//---Д.Шостакович. Скерцо ор.11.

92.---//---Г.Гендель. Кончерто гроссо.

93.---//---И.Стравинский. «Весна священная».

94.---//---С.Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки.

95.---//---П.Хиндемит. Камерная музыка № 4.

96.---//---Русская музыка XVIII века.

97.---//---С.Прокофьев. «Ромео и Джульетта».

98.---//---Песни нашей Родины. В.1 и В.2.

99.---//---Ф.Шаляпин исполняет…

100.---//---А.Иванов-Крамской. Гитара.

101.---//--- С.Прокофьев. Гадкий утёнок».

102. ---//--- М.Мусоргский. «Детская».

103. ---//--- Популярные оркестровые пьесы.

104. ---//--- Русские старинные романсы.

105. ---//--- С.Прокофьев. «Любовь к трём апельсинам».

106.---//--- Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок».

107. --//--- Д.Верди. «Аида».

108. ---//--- П.Чайковский. «Лебединое озеро».

109. ---//--- П.Чайковский. «Щелкунчик».

110. ---//--- П.Чайковский. «Спящая красавица».

111. ---//--- В.Моцарт. Симфонии № 32 и № 39, № 41.

112. ---//--- В.Моцарт. Концерт № 24 для фортепиано. Соната № 9 D – dur.

113. ---//--- В.Моцарт. Концерт № 20. Соната № 8 A – moll.

114. ---//--- И.С.Бах. Избранные произведения для органа.

115. ---//--- Произведения для органа.

116. ---//--- В.Моцарт. Концерт № 3 для скрипки.

117. ---//--- Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки.

118. ---//--- Н.Обухова исполняет….

119. ---//--- Г.Свиридов. Сюита из муз. к к/ф «Время, вперёд!».Музыкальные иллюстрации к «Метели».

120. DVD. В.Гаврилин. «Анюта».

121. ---//---П.И.Чайковский. «Лебединое озеро».

122. ---//--- А.Адан. «Жизель».

123. ---//--- С.Прокофьев. «Золушка».

124. ---//--- С.Прокофьев. «Ромео и Джульетта».

125. ---//--- Л.Минкус. «Дон Кихот».

126. ---//--- А.Хачатурян. «Спартак».

127. ---//--- П.И.Чайковский. «Щелкунчик».

128. ---//--- П.И.Чайковский. «Спящая красавица».

129. ---//--- А.К.Глазунов. «Раймонда».

131. ---//--- П.И.Чайковский. «Евгений Онегин».

132. ---//--- Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка».

133. ---//--- Э.Григ. «Пер Гюнт».

134. ---//--- П.И.Чайковский. «Времена года».

135. ---//--- М.И.Глинка. «Жизнь за царя»».

136. ---//--- А.П.Бородин. «Князь Игорь».

137. ---//--- А.Рыбников. «Юнона и Авось».

138. ---//--- Документальные фильмы о русских композиторах. В.1.

139. ---//--- Документальные фильмы о русских композиторах. В.2.

140. ---//--- Документальные фильмы о зарубежных композиторах.

141. ---//--- Н.А.Римский-Корсаков «Садко».

142. ---//--- М.И.Глинка «Руслан и Людмила».

143. ---//--- М.П.Мусоргский «Борис Годунов».

144. ---//--- С.С.Прокофьев «Война и мир».

145. ---//--- В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро».

146. ---//--- Д.Верди «Аида».

147. ---//--- Ж.Бизе «Кармен».

148. ---//--- Д.Гершвин «Порги и Бесс».

150. ---//--- Мюзикл «Нотр-Дам».

151. ---//--- Инструменты симфонического оркестра.

152. ---//--- Композитор М.И.Глинка. Худ. фильм.

153. ---//--- Мусоргский. Худ. фильм.

154. ---//--- Римский-Корсаков. Худ. фильм.

155. ---//--- Чайковский. Худ. фильм.

156. ---//--- Рахманинов. Худ. фильм из серии «Гении»

157. ---//--- Худ. фильм «Снегурочка»

158. ---//--- Худ. фильмы – сказки: «Руслан и Людмила», «Каменный цветок» и др.

3.Средства обучения

Аудиторное помещение, музыкальный инструмент – пианино, ученические парты, ученические стулья, аудиокассеты, магнитола, DVD проигрыватель, диски, телевизор, ноутбук.


33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!