МБУДО «ЦДЮТТ»
г. Рославля Смоленской области
«Духовно-нравственное воспитание
в образовательном учреждении дополнительного
образования детей»
Педагог дополнительного образования:
Суперфина Елена Борисовна
г. Рославль, 2018 г.
Духовно-нравственное воспитание
в образовательном учреждении дополнительного образования
детей
Воспитание из всех святых дел самое святое
Феофан Затворник
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас, педагогов.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».
Н.И. Пирогов.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в современных образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы педагогов дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности.
В течение нескольких лет в Рославльском районе проходят ежегодные конкурсы литературно-художественного творчества «Душа по капле собирает свет» среди педагогов и учеников школ, выставки декоративно-прикладного творчества, школьники участвуют во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси». Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников в образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Развивать художественную культуру.
4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
5.Развитие творческих способностей учащихся.
Основные принципы программы:
1.Принципы духовно-нравственного воспитания
(гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).
2.Принципы отбора содержания образования
(научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3.Принципы организации занятий:
(наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).
Характеристика деятельности:
сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное
Методы реализации программы:
1.Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2.Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3.Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Формы работы с детьми:
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Лекции, семинары, практикумы, круглые столы, встречи.
- Творческая художественная деятельность детей.
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций).
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Экскурсии.
- Организация выставок творческих работ.
- Тематические и творческие вечера.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Вечера вопросов и ответов, круглые столы, посиделки.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских творческих работ.
- Совместно организованные с родителями праздники.
Предполагаемый результат:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Занятия в творческих объединениях открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей школьника.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, инсценировки, выступления;
- слушание мастеров слова, посещение службы в храме.
Знакомство на занятиях кружка с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, знакомятся с молитвами, с сюжетами Библии, с православными праздниками, рассматривают изображения икон и картин.
По мнению В. Сухомлинского эмоциональное состояние оказывает влияние на ум и всю интеллектуальную жизнь ребёнка. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры школьников. Импровизация, игра, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.
Творческие занятия следует рассматривать, как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность, которые требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики.
Занятие творческого объединение осуществляется в тесной связи с уроками русского языка и литературы, так как на этих уроках духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Педагог дополнительного образования ставит перед учениками следующие задачи:
1.Учащиеся должны увидеть, что русский язык и литература – это не только средство общения между людьми; они впитали в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.
2.Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
3.Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.
4.Пробудить интерес к старославянскому языку, как к языку молитвы. Осознание церковно-славянских корней русского языка.
5.Знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.
Результатом творческой работы является участие школьников в тематических творческих конкурсах на муниципальном, районном и Всероссийском уровне, на которых учащиеся занимают призовые места.
На занятиях кружка перед учащимися поставлены следующие задачи:
- Изучение истории России.
- Повышение интереса к культурным традициям своего и других народов.
- Воспитание чувства сопричастности с историей своей области, района, деревни.
- Развитие духовных потребностей.
- Воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, любви к малой Родине.
Любовь к родному краю, к родной культуре находит отражение в творческой деятельности учащихся:
- участие в выставках художественного творчества по различным направлениям деятельности;
- музейные уроки, фестивали, конкурсы.
Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.
Литература
А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-1
Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.