МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ХОХОЛЬСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ с. Архангельское, ул.50 лет Октября,29 (4737)173270 |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Архангельская ООШ»
____________Н. П. Ярцева
(подпись, печать)
«ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ»
Программа
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
в рамках МКОУ «Архангельская ООШ»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7 – 16 лет
Разработчик: Вольф А. К..
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Архангельская ООШ»
с. Архангельское 2015
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Центральном федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации
X Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
представляет на региональный этап IX Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Вольф Аксану Карловну, учителя русского языка и литературы
«Души прекрасные порывы»
Номинация
Программа
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
в рамках МКОУ «Архангельская ООШ»
Центральный федеральный округ
2015 год
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Центральном федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации
X Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
_ Вольф Аксана Карловна
«Души прекрасные порывы»
Номинация
Программа
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
в рамках МКОУ «Архангельская ООШ»
Информация об авторе работы:
Дата и место рождения 03.05.1965 с. Отрадное Уральская область, Чингирлауский район.
Воронежская область. Хохольский район, с. Архангельское, ул. Кирова, 7 [email protected] 89515587732
Место работы или род занятий: МКОУ «Архангельская ООШ», учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.
Наличие премий, призов и иных наград-Грамоты Главного Управления Образования Воронежской области, Отдела по образованию администрации Аннинского муниципального района., Хохольского муниципального района. «За творческий подход в обучении и воспитании подрастающего поколения.», Грамота за активное участие в празднике, посвящённом 325-летию Воронежской Епархии и 175-летию прославления во святых первого Епископа Воронежского Митрофана и другие.
Центральный федеральный округ
2015 год
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Центральном федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации
X Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Вольф Аксана Карловна
«Души прекрасные порывы»
Номинация
Программа
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
в рамках МКОУ «Архангельская ООШ»
Краткая аннотация работы
Музыка, театр, художественное слово-великие начала. Великие стихии искусства. Я думаю, что никакая наука не способна вызвать в человеке такой внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Ведь именно театр помогает детям накопить ферменты радости, счастья и мастерства. И, конечно, с процесса переживания происходящего начинается развитие Личности. Ведь как это важно и нужно- уметь восхищаться окружающим миром и тем, что создают другие люди. Теорема ли это, картина, очерк или спектакль...
В основе данной программы культивирование в ребёнке творческого начала. Для того, чтобы он мог нестандартно мыслить и действовать, мог восторгаться и сочувствовать. Какова вероятность того, что нам удастся правильно воспитать детей? Достижимо ли все то, чего мы для них желаем? Я знаю ответ. Успех в воспитании ребенка зависит от того, сумеем ли мы распознать уникальность личности...
В нашем театральном объединении мы учим детей удивляться, восхищаться, сопереживать.
X Всероссийский конкурс работ в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Наша школа такая же, как и тысячи других сельских школ, расположенных в глубинке. Но она имеет своё лицо...
В нашей школе уважают личность ребёнка, здесь заботятся о культурном и интеллектуальном развитии каждого учащегося.
В школе – необыкновенно тёплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Наша школа имеет свои традиции, творческие дела.
У нас тепло и уютно.
И я уверена, что с нашей школой жаль расставаться и ученикам, и родителям!
Нам интересно всё: и составление генеалогического древа семей; и написание летописи родов исторических лиц, и изучение происхождения фамилий, и проведение семейных вечеров, конкурсов, выставок.
В направлении «Живые истоки» мы изучаем местные традиции, народные предания, праздники, обряды. Мы знакомимся с Воронежским краем, его природой, исторической и культурной уникальностью.
В школе ведётся активная работа по направлению «Эхо войны». Поиск предполагает сбор материалов о земляках-участниках войны; об учениках, учителях – участников войны; о жизни сверстников в годы войны; о женщинах военной поры; о судьбах членов семей в военное лихолетье; запись воспоминаний единственного оставшегося в живых в нашем селе участника Великой Отечественной войны.
В репертуаре нашего театрального объединения постановки по сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца...», спектакль-импровизация по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», трагедийная постановка по повести Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» и другие. Результаты работы мы представляем на краеведческих конференциях, выступаем с проектами и спектаклями на конкурсах и фестивалях на школьном и районном уровнях.
В течение только этого года мы принимали участие в 13 мероприятиях района и области, становились призёрами, лауреатами различных конкурсов!
1.Районная конференция «Память, которой не будет конца».
2. Районный конкурс эссе на тему «Судьба малой Родины в наших руках» 06.12.14г День дублёра;
3.Районная краеведческая конференция обучающихся по теме поиска
«Родословие».
4. Областной молодёжный конкурс художественного слова «Ваши судьбы война рифмовала...», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.И другие (см. в приложении)
Исследовательские работы учащихся- «Времен связующая нить», исследовательская работа с мультимедийной презентацией; эссе+конкретная программа преобразования села Архангельское «Живи, мой край, дыши свободно и взволнованно!»; «Моё село в годы Великой Отечественной войны» с мультимедийной презентацией; исследовательская работа «Навеки в памяти моей» в секции «Орден в твоём доме».
А ещё мы мечтаем открыть музей. Он стал бы центром не только военно-патриотического воспитания, но и всей воспитательной работы школы. Ведь в нашей школе много накоплено традиций.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одной из личностных ценностей человека, является ценность добра. Она означает направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви. Призыв «спешите делать добро» становится определённым жизненным правилом организации социальных отношений, которому противостоит тенденция насилия, разрушения, зла.
Чему и как учим мы...Я думаю, что развитие личности начинается с процесса переживания происходящего. Согласитесь, что главная черта человека- это умение восхищаться окружающим миром и тем, что создают другие люди. Будь то теорема, картина или опера...
И, конечно же, наш Театр! Он помогает детям накопить фермент радости, счастья и мастерства...
Вот этому всему и учу детей: удивляться, восхищаться, сопереживать, потому что я точно знаю, что самое драгоценное сокровище страны — не бескрайние равнины, на которых пасутся стада, не процветающие фермерские хозяйства, не леса, не шахты, рудники или нефтяные скважины. Величайшее сокровище страны — это дети.
Программа
театрального объединения
«МУЗА»
для 2-9 классов
«Души прекрасные порывы»
Художественно-эстетическое направление
Пояснительная записка
Я с трепетом читаю пожелтевшие страницы,
Пленясь заветной пушкинской строкой...
И сердце вылетает из груди, как птица:
«Прекрасные порывы»-
Они – во мне. Они – со мной.
Да, школа на селе – важнейший источник культуры, иногда – единственный. Увы, ведь далеко не в каждой семье есть книга Пушкина. Не все ребята имеют возможность побывать в музее, в театре... Вот поэтому и родилась идея – создать свой театр, театр, где детям открывается удивительный мир искусства, где пробуждается любовь к слову, постигаются азы актёрского мастерства... И именно здесь каждый ребёнок – личность. Яркая, творческая, талантливая.
Наше любимое детище театр – верный помощник нам, учителям- словесникам, в эстетическом, интеллектуальном, нравственном воспитании детей. Он помогает нам находить такие приёмы в преподавании литературы, которые пробуждают интерес ребёнка к чтению. А главное – позволяет нашим воспитанникам САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ, что является приоритетным направлением в Программе развития школы.
Главное в работе над спектаклем – работа над словом, со словом, которая ведется с каждым актером в течение всего репетиционного периода. Это долгий путь к постижению смысла произведения, авторской позиции, характеров персонажей, это путь развития способности образного восприятия слова, это путь вхождения в художественный мир автора, это путь вхождения в эпоху, в ее культуру. В театре важно все: и походка, и осанка, и ритм шагов, и взгляд, и костюм, и оформление сцены, и музыкальное оформление. Театру в школе, необходимо «содружество муз».
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Воспитание у детей способности наслаждаться красотой и силой художественного слова.
Приобщение школьников к удивительному миру искусства:
литературы
музыки
живописи
театра
3. Развитие воображения, креативного мышления и самореализации детей
Задачи и методы:
Последовательное знакомство детей с видами театра;
Поэтапное освоение детьми видов творчества;
Совершенствование артистических навыков детей;
Работа над речью, интонациями;
Коллективные действия, взаимодействия; Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.
СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К
оличество часов -2
Всего в год -68
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
№ п/п | Виды деятельности | Этапы и сроки реализации | Место проведения мероприятий |
1 | Работа творческой мастерской: - беседы о развитии русского театра, чтение русской классики и современной литературы; - обучение актёрскому мастерству, художественному чтению, мелодекламации... - занятия хореографией и пластикой; - подбор материала к спектаклям; - составление сценариев к спектаклям; - презентации к спектаклям | Еженедельно | Школьная студия |
2 | Организация поэтических пятиминуток на уроках и переменах, литературных радиопередач «На школьной волне» | Ежемесячно | Школа |
3 | Театрализация на уроках русского языка и литературы с использованием информационно-коммуникативных технологий | 1 раз в четверть | Школа, Хохольский лицей, школы с.Костёнки, Яблочное |
4 | Спектакли для жителей села. | 2 раза в год | ДК с. Архангельское |
5 | Гастроли в школы образовательного округа: спектакли; литературные КВНы; фестивали искусств | 1 раз в год | В школах образовательного округа |
6 | Участие в творческих конкурсах, смотрах, концертах | По мере необходимости | Участие в конкурсах, посвящённых 70 летию Победы в ВОВ, Фестивале «Синяя птица», «Живая классика» и других |
7 | Посещение театров, музеев, картинных галерей города Воронежа | 1 раз в год | |
План работы
Общее понятие о театре 2 часа
Театр как явление общественной жизни-2ч
Азбука театра. Театральные понятия и термины- 2 часа
Театр, зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, актер- 3 ч
Голос и речь. Понятие о сценической речи- 4 часа
Понятие о сценической речи. Актер – главное чудо театра. Выразительный язык актера – поведение, действие-3 ч
Жест, мимика, движение, речь – слагаемые действия. 4 часа
Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательности действий. Работа над «вежливыми действиями»-6ч.
Пластика – выразительный жест актера- 4 часа
Пластические игры, ритмическая гимнастика Театральная игра. Упражнения на память физических действий, на сохранение красивой позы- 6 часов
Формирование критерия «верим – не верим». Переход из позиции исполнителя в позицию зрителя. Придумывание историй, выполнение этюдов. Развитие внимания, воображения, мышления, воли, памяти.
Просмотр театрального спектакля 2 часа
Этюды, занятия по подготовке к спектаклям-10 часов
Список
учащихся-актёров театрального объединения
№п\п | Фамилия, имя | Класс |
1. | Черных Арина | 3 |
2. | Кудашов Никита | 7 |
3. | Чеботарёв Михаил | 5 |
4. | Лукьянова Валентина | 7 |
5. | Меренов Сергей | 6 |
6. | Петухов Станислав | 6 |
7. | Гришина Юлия | 6 |
8. | Ильин Эдуард | 6 |
9. | Хлынина Виктория | 8 |
10 | Петухов Андрей | 8 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Известный педагог нашего времени Ш.А. Амонашвили написал книгу “Сердце отдаю детям”. Да, мы, учителя, отдаём детям свои сердца. И всё это не напрасно. Надеемся: наши ученики не просто знают, что “чтение есть лучшее учение”, а и умеют читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книги духовно-нравственные ценности.
Верим, что, томимые “духовной жаждою”, которую мы развили в школе, они, уже взрослыми, будут перечитывать “Войну и мир”, прочтут “Анну Каренину” и “Идиота”, сумеют отличить подлинное от подделки...
Это и есть наша учительская мечта, наша цель, наша надежда, а значит, то, что мы ожидаем от нашего объединения, нашего источника любви и вдохновения.
(Приложения)
Отзыв
о мини спектакле по поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
«Души прекрасные порывы».
«Театр уж полон, ложи блещут…». Это зрители и участники фестиваля школьных театров заполняют зал. Звучит музыка. Опускается занавес.
Вот уж поистине «Души прекрасные порывы»...
Доброй традицией в районе в канун всемирного Дня Театра стало проведение фестиваля театрального детского творчества «Синяя птица», цель которого - -развитие и популяризация детского театрального творчества, воспитание чувства любви к прекрасному.
Сколько радостных минут, сколько переживаний и высокого духовного наслаждения подарили зрителям наши маленькие актёры!
Учащиеся МКОУ «Архангельская ООШ» приехали на Фестиваль школьных театров с музыкальной импровизацией по поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Это последняя южная романтическая поэма Пушкина и, на мой взгляд, лучшая. Актёры в своей постановке показали яркие картины жизни и быта цыган, насыщенные лиризмом описания чувств и переживаний героев, драматические диалоги, в которых раскрываются конфликты и противоречия.
Герой поэмы Алеко— романтический изгнанник — в поисках свободы бежит из культурного общества, из «неволи душных городов» к свободным, живущим простой жизнью цыганам. Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в цыганском обществе, не желает признавать ее для других, для Земфиры .Эту роль в нашем спектакле замечательно сыграл ученик 7 класса Петухов Андрей.
...Так вот судьба твоих сынов,
О Рим, о громкая держава!..
Певец любви, певец богов,
Скажи мне, что такое слава?...
Его монологи звучали страстно и эмоционально. Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление Андрея покорило зрителей.
Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры, которую исполнила ученица 6 класса Грекова Люба. Земфире «скучно, сердце воли просит»... Именно такой представила Люба свою героиню и в драматических диалогах с Алеко, и в безудержных, огненных танцах, и в легкомысленной измене.
Глубоко и проникновенно играл ученик 6 класса Никита Кудашов старого цыгана, который так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим несчастьем, считая, что это — нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь». Слова Никиты в монологе звучали просто, но проникновенно и мудро. В них была какая-то особая интонационная выразительность.
В зале тихо-тихо. Глядя восторженно на сцену, затаив дыхание, зрители поверили в то, что происходило в таборе.
А Миша Чеботарёв был нашим самым маленьким участником. Перед выступлением он долго репетировал, вышагивая по школьному коридору с гордой осанкой. Говорил, что «вживается» в роль. Думаю, важничал, потому что играл самого Пушкина! Он поигрывал тростью и пафосно произносил:
...Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они;
Он без забот и сожаленья
Ведет кочующие дни.
Хореография, актёрское мастерство, пластика, костюмы- всё было продумано до мелочей. Декорации, созданные ребятами , вводящие в атмосферу жизни и быта цыган, танцы, музыка, гадания... Всё это завораживало зрителей, не оставляло чувство реальности всего происходящего.
Музыкальным оформлением спектакля стали композиции ансамбля цыганских песен, цыганские мотивы из кинофильма «Жестокий романс». Удивительно талантливым было выступление Буравцовой Анны Ивановны, тоже нашей участницы, учителя иностранного языка, которая исполняла песни из репертуара Рады Рай «Под копытом пыль клубится», «И поют со мной цыгане всю ночь».
Цыганские танцы весело отплясывали Ангелина Жидкова, ученица 9 класса, Виктория Хлынина и Валентина Лукьянова, ученицы 6 и 7 классов. Долго не стихали аплодисменты, благодарные зрители кричали «Браво»!
Ярким, зрелищным и запоминающимся было выступление наших артистов.
Этот спектакль явился лучшей иллюстрацией выстраданных Пушкиным глубоких мыслей и чувств , затрагивая не только ум, но и душу зрителя, показывая романтических героев в их трагическом и прекрасном величии.
С чувством радости и восторга ребята возвращались домой, хотя не покидало лёгкое недоумение, почему же на фестивале поощрили даже за роль «мёртвой девочки», а вот искусство монологической речи не оценили...
А. К. Вольф
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Архангельская ООШ».
СЦЕНАРИЙ
по повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы».
Почти былинная, «богатырская» повесть Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» является памятником русскому крестьянству, ставшему той народной армией, которая остановила врага. Победила и погибла...
Музыка, хореография, танец В. С. «Пёрышко»
И по Русской земле тогда
Редко пахари перекликалися,
Но часто граяли враны.
Сцена 1 (мирная)
Касьян пришёл с покоса..Дома его встречает жена мать и дети. дед
За столом разговор:
Натаха: умаялся, небось...садись, Касьян..
Касьян:
-покосы-то нынче удались...на славу поработали...
мать: Щей наливай. Натаха, да поболее...ишь как славно потрудился ...
Натаха: а Митька-то, Митька...вот так работничек... прям не поспевали за ним!!!(смеются)
Касьян: да уж...куда нам за ним...
Сцена 2
Война!
Дуська: (вбегает с шумом и воплем.)..
- Война! Люди. Война!!!-пьёт воду. Обступившие молча, отчужденно глядели на неё, а она запаленно повторила еще раз:
- Война, стало быть!
Мать:- Чего мелешь. дурёха?-Только тут людей словно бы прорвало, все враз зашумели
Касьян:- Да ты что, кто это тебе сказал?-
Натаха:- Мы ж только оттуда,.- И никакой войны не было, никто ничего.
- Да кто это тебе вякнул-то?-
- Может, враки пустили.
Дуська:
-война...сказывают, еще с утра началася...
- Да с кем война-то? Ты толком скажи!
- С кем, с кем...- .- С германцем, вот с кем!
- Погоди, погоди! Как это с германцем? - - Какая война с германцем, когда мы с им мир подписали? Не может того быть! И в газете о том сказано. Я сам читал. .
- Поди, кто сболтнул,- снова загалдели бабы,- а она подхватила, нате вам: война! Ни с того, ни с сего.- Не иначе, брехня какая-то...
Звучит песня «Ах, ты степь...»
Сцена 3
Дед Селиван:- Ворога токмо впусти, токмо попяться, он ни на что на твое не поглядит. Вон опять на Россию идут, чего, ироды, делают, ни старых, ни малых не разбирают. Приспел и ваш черед "ура" кричать.
- А вот что скажу тебе, Касьянка. Нареченье твое такое, браток. Указание к воинскому делу.
- Какое такое указание? - и вовсе смешался Касьян.
- А вот сичас, сичас я тебе все, как есть, раскрою...
Дедушко Селиван, и вовсе развеселясь, опять полез в свой шкафчик и, оживленно покхекивая, воротился к столу с толстой и тяжелой книгой, обтянутой порыжелой кожей.
- Сичас, сичас, голубь, про то почитаем. Про твое назначение.
Даёт бумажку Сергуньке:
В полной тишине дедушко Селиван с усилием разломил надвое книгу, нацелил палец в середину листа.
- Ага! Вот оно! - объявил он, обретя и сам подобающую благостность.
- А ну-ка...- .
Сергунька читает:
- Наре... нареченный Касияном да воз... возгордится именем своим... ибо несет оно в себе... освя... щение и благо... словение божие кы... подвигам бран...ным и славным...
Старик остановил палец и вопрошающе взглянул на Касьяна: усвоил ли тот сказанное?
- А исходит оно... из пределов гре...греческих... из царств... осиянных великими победами... где многия мужи почи... почитали за честь и обозначение Пла...Планиды., называть себя и сынов своих Касиянами... ибо взято наречение сие от слова... кас...кас... сис... кассис... разумеющего шелом воина... воина великаго и досто... славнаго императора Александра Маке...донскаго... и всякий носящий имя сие суть есьм непобедимый и храбрый шле... мо... носец.
Дедушко Селиван отнял от книги палец и ликующе вознес его кверху:
- Уразумел? Шлемоносец! Во как толкуется имя твое! Выходит, сызмальству тебе это уготовано - шлем носить.
- Чего напишут-то...- растерянно усмехнулся Касьян.- Сызмальства я гусей с теленками пас. Да и теперь за лошадьми хожу.
Мать:- Теленков-то ты пас, а шелом тебя, стало быть, еще с той поры дожидался.
Дед:. Ты вот думал, что ты Касьян да и Касьян, ан ты, вишь, какой Касьян. Вон как об твоем имени сказано: "Ибо несет оно в себе освящение...- понял? - ...и благословение к подвигам". Во как! Это не важно, что ты птахи не стрелил. Наука невелика, обучишься. Но ежели тебе уготовано, ты и не стрелямши ни в ково можешь такое сотворить, что и сами враги удивятся и воздадут хвалу и честь твоим подвигам, хотя и понесут от тебя урон и позор великий.
Касьян уже не перечил, а только сидел, нагнув голову, в усмешке терпеливо снося свалившееся на него стариковское празднословие.
- Вижу, парень, не веришь ты этому,- продолжал свое дедушко Селиван.Дескать, пустое мелется. Ась? Тади давай зайдем с другого конца. Вот скажи, кто есть Прошка наш, Прохор Иваныч?
- Как кто? - пожал плечами Касьян.- Ну, председатель.
- Так, председатель. Верно. А мог ли он об этом знать, что будет председателем, когда вот так, вроде тебя, теленков мальчишкой пас?
- Дак откуда ж ему...
- Тоже правильно. Не мог он этого знать. Нарекли его мать с отцом Прохором, бегал по Усвятам этакий конопатенький ушастый пащенок, ничего не знавший о себе, тем паче наперед. Так?
- Ну так, ясное дело.
- А теперича давай заглянем в книгу...читай Сергунок- - Прохор... Прохор... отыщем Прохора... Ага! Вот он! Ну-кось, как тут про него? -
Смысл нареченья зело пригож... ибо разумеет собой... песно... песноводи... теля... во славу господню. А составлено сие имя... как всякое зерно... из двух равно... равновеликих долей благозвучнаго грецкаго речения... в коем одна доля "хор" означает совместное песнопение... тогда как другая доля "про"... на оном наречии понимается как старший... А совместно сии доли... воссоединясь в оное имя... означают старшаго над хором, запевнаго человека... сиречь запевалу. И опять дедушко Селиван поучительно воздел палец:
- Запевный человек? Ну дак ясно, Прошка наш во славу божию песен не поет, он партейный, книга-то не нонешняя, не теперь писанная. Но суть совпадает - запевала! Всей усвятской жизни голова!
- Н-да! - удивились все.- А гляди ты, верно ведь!
- А ну-ка, дед Селиван ,,- чего там про Лёху сказано?
- Дак и про него пошукаем. Сичас и про Лексея...
Дедушко Селиван снова потеребил страницы, поперекладывал их туда-сюда и, отыскав нужное место, сперва побубнил про себя, а потом уж дал короткое разъяснение:
- Про него тут такое сказано, што Алексей - это вроде как защитник. Так вот и написано: заступник отечества, всех страждущих, слабых и малолетних, всех человеков и тварей божиих.
Все:- Ишь ты! -
Натаха: И Леха наш, оказывается, в большом звании. Гляди-кось: защитник отечества! Высо-о-окая должность!
Голос за кадром:
Война... Это поветрие, принесенное в деревню, уже проникло и расползлось по людским душам, будь то мужик или баба, старик или малое дитя.
Война...Отныне все были ее подушными должниками, начиная с колхозного головы и кончая несмышленым мальчонкой.
1: Отправлялась ли баба в сельпо, она теперь не по-будничному шла туда купить кулек кренделей, а уже издали зыркала, приглядываясь к лавке: не подвезли бы, подай бог, еще партию соли, которая вдруг сделалась слаще всяких конфет...
2: Рассаживались ли на завалинке запечные старцы,- и они, не как прежде, сходились для одного лишь коротания летней погожей зари, а, гонимые все тем же недугом напасти, гадали и рядили, прикидывали, как оно будет, каково пойдет дале...
3: И даже детишки в гурьбе на выгоне больше не забавлялись в жучка и салочки, а все враз кинулись выстругивать себе сабли, ружья да пугачи.
4:От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус...
Сцена 4 «Проводы».
Звучит песня «Чёрный ворон»
Ох! - отпустила себя Натаха тяжким смиряющим вздохом.
Касьян- Али знала уже? Гляжу, курицы порубаны.
- Да что ж тут знать? - давя всхлип, выговорила она.-
- Ну, будя реветь. Не один я. Поди, из каждого двора. Афоня уж на што нужон, могли б и погодить с ним, а тоже идет.
- Ты-то пойдешь не один, да ты-то у нас один.
- Ну да что толковать? Жил? Жил! Семью, детей нажил? Нажил! Нажил - стало быть, иди обороняй. А кто же за тебя станет? Не скажешь же Лехе: на тебе трояк або пятерку, пойди повоюй за меня? Не скажешь.- Не забыть бы чего,- проговорила она, оглядываясь.- Табак... бритва... Кружку я положила... Должно, все.
- Да! Вот что! - вскинул голову Касьян.- Возьми-ка ножницы, состриги мне с ребят волосков.
- Карточек-то с них нету, с собой взять. Сколь говорено: давай в город свезем, карточки сделаем. И твоей вон нема.
- Дак состриги, пока спят. С каждого по вихорчику.
- Не бойся, маленький,- заприговаривала Натаха.- Я не буду, не буду стричь. Я только одну былочку. Одну-разъединую травиночку. Папке надо. Чтоб помнил нас папка. Пойдет на войну, соскучится там, посмотрит на волосики и скажет: а это Митины! Как он там, мой Митюнька? Слушается ли мамку? Ну вот и все! Вот и готово! Спи, золотце мое. Спи, маленький.
И еще один колосок, светлый, пшеничный, лег на тряпочку с другого конца.
- Не попутаешь, где чей? Запомни: вот этот, пряменький,- Сережин. А который посветлей, колечком - Митин.
- Не спутаю.
- Я их заверну по отдельности, каждый в свой уголок. Может, подписать, какой Митин, а какой Сережин?
- Да не забуду я. Еще чего!
Натаха долго, вопрошающе посмотрела на Касьяна.
- А меня?На и меня,- повторила она, засматривая Касьяну в глаза.
- Что - тебя? - переспросил тот, все еще не понимая.
- Отрежь...- понизив голос, моляще шепнула Натаха и, выдернув гребень, тряхнула рассыпавшимися волосами.- Или тебе не надо?
- Дак почему ж...-и он сдержанно прибавил: Давай и тебя заодно.
Натаха протянула ему ножницы и, будто на добровольное отсечение, покорно склонила голову.
- Теперь и не спутай,- сказала она.- Дай-ка я свои узелком завяжу. Как глянешь - узелок, стало быть, я это.
Встряхнув раздавшуюся сумку, Натаха затянула шнурок и набросила лямочную петлю. И, завязав, безвольно опустила руки, притихла перед белым мешком с вышитыми на уголке буквами
.Наталья плачет. потом кричит:
-Не пущуууууууууу!!!
Мать- Полно. Девонька... не надо. Вернётся он, все вернутся...
Мать:.- Хотела найтить... Да вот, вишь, не найду, запамятовала. Наталья, ты, часом, не видела, был тут у меня обвязочек...
- Потом, мать, потом...- перебил Касьян.- Идти надо. Побег я.
- Побег? - повторила она за Касьяном, все еще странно отсутствуя, дознаваясь взглядом какой-то своей пропажи.- Уже и пошел? Ох ты, осподи! А я-то хотела тебе найтить. Взял бы с собою... Сколь берегла, от самого твоего рождения. Про такой-то случай. Да, вишь, не уберегла. Памяти совсем не стало. Да как же это пошел? Деток не повидавши... Сичас, сичас побужу. Ох, горе, вот горе...
- Не надо бы их,- попробовал отговорить Касьян, проследовав с ней за полог.- Я пока на конюшню токмо. Опосля еще свидимся.-
Как же не надо, как же это не надо? Уходишь ведь! Наталья, поднимай дитев, чего ж ты как не своя. Проснись, Митрий. И ты, Сергий, не спи. Будя, будя вам. Проспите отца-то. Ой, лихо!
Касьян прощаясь, Сергуньке:- Подойдет время - учись, старайся. Ага? Постигай, наматывай. Где, к примеру, немец обретается, что это за земля такая? Чтоб знать наперед, понял? - Он говорил случайное, не зная, что еще наказать непонятно затворившемуся мальцу.- Ну дак, ясное дело, перво-наперво мать слушайся. И бабушку. Это уже само собой.
-Папка! Папка-а!.. Я с тобой!.. Я с тобой, пап-ка-а-а.(младший кидается за отцом)
Остановился Касьян, похолодел, сжался нутром, будто левым соском напоролся на вилы: перед сенечным крыльцом, отбиваясь от бабкиных и материных рук, барахтался на земле Сергунок, так и не успевший в суматохе натянуть своих покосных штанов,- крутился вертким вьюном, бил-колотил ногами, тянул к нему руки.
- Папка-а! Я с тобой!
Касьян хотел уже было вернуться, как-то успокоить мальца, но на него замахали сразу и мать и Натаха, закричав: "Нельзя, Касьян! Не вертайся, ради бога!" И он поспешно рванул калитку..
.Мать: (плачет..падает на колени)
молитва...
"Ноша эта тяжела!
Дай, Господь, нам только силы..
сжалься, Господи, над ним,
Пусть он останется живым.
Ты вернись живым, сынок!
Ты иди ,сынок,спокойно
На проклятую войну!
Жизнь тебе, родной мой сын,
Я у Бога отмолю!"
( крестит его...)
он уходит в зал, машет им рукой...они плачут. Машут платками...
Звучит песня «Прощание славянки»
Голос за кадром:
А тем временем над Верхами в недосягаемом одиночестве все кружил и кружил, забытый всеми, курганный орел, похожий на распростертую черную рубаху.
Отзыв
о спектакле по повести Е. Носова
«Усвятские шлемоносцы»,
поставленный театральным объединением
МКОУ «Архангельская ООШ»
«Театр уж полон, ложи блещут…» Музыка. Опускается занавес.
Да, именно театр помогает детям накопить ферменты радости, счастья
и мастерства.
И снова радостные минуты волнения и высокое духовное наслаждение дарят зрителям наши маленькие актёры!
Учащиеся МКОУ «Архангельская ООШ» приехали на Фестиваль школьных театров с трагедийной постановкой по повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы». Почти былинная, «богатырская» повесть Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» является памятником русскому крестьянству, ставшему той народной армией, которая остановила врага Победила и погибла...Дальнейшую участь деревень можно предвидеть...
Это повесть... даже не о войне как таковой, не о боях, не о баталиях, а лишь о том, как весть о ней пришла в русское село и как люди привыкали к мысли, что нужно оставить свои пашни, сенокос, поле, своих близких и идти на защиту родной земли.
Наши маленькие актёры показали картины жизни и быта крестьян, насыщенные лиризмом чувства и переживания героев, драматические диалоги и монологи.
Простая семья живёт своими трудовыми буднями. Они сеют, косят, думая о завтрашнем дне.. но не о войне.
Чёрным вороном закружила весть о начале Великой Отечественной войны.
Война... Это поветрие, принесенное в деревню, уже проникло и расползлось по людским душам, будь то мужик или баба, старик или малое дитя.
Война...Отныне все были ее подушными должниками, начиная с колхозного головы и кончая несмышленым мальчонкой.
Ярко, колоритно играл свою роль ученик 7 класса Никита Кудашов. В образе деда Селивана он показал мудрую стойкость, готовность русского человека всегда постоять за Отечество. Старик достает свою книгу и открывает ошарашенным мужикам подлинное значение их собственных имён. Николай оказывается «победителем», Алексей «защитником», Касьян «шлемоносцем», то есть усвятские мужики являются по именам своим еще и ратниками, «имеющими указание к воинскому делу».
Ученик 8 класса Петухов Андрей , который сыграл Касьяна, глубоко проникся этой ролью. Его слова звучали убедительно и стойко.
Печальна роль ученицы 6 класса Юли Гришиной, которая замечательно играла жену Касьяна и должна была проститься с ним, может, навсегда.
Горестна и трагична роль матери Касьяна. Её талантливо и проникновенно показала учитель русского языка и литературы Вероника Сергеевна (в прошлом сама актриса школьного театра). Молитва, прозвучавшая в её исполнении в конце постановки, вызвала много разных чувств: и преклонение перед святым образом Матери, и понимание горя и отчаяния матери, провожающей сына на смерть...
Валя Лукьянова, ученица 7 класса, сыгравшая Дуську, дети, которых играли Фролов Роман и Грицевский Саша, ученики 5 класса, достойны восхищения и благодарности.
Актёрское мастерство, вокальное исполнение песни «Ветка рябины», костюмы, сама атмосфера деревенского уклада жизни- всё было продумано до мелочей. Всё это завораживало зрителей, не оставляло чувство реальности всего происходящего. Всё это переносило зрителей в тот распроклятый год.
Музыкальным оформлением спектакля стали композиции народной песни «Косари косят», «Ах ты, степь», «Прощание славянки».
Мы старались показать отношения Человека в семье. Они основаны на любви — Касьян любит мать, жену, детей и испытывает ответную любовь. Бабушку любят и слушаются все...
Ярким, зрелищным и запоминающимся было выступление наших артистов.
Да! Мы культивируем в ребёнке творческое начало, чтобы он мог нестандартно мыслить и действовать, мог восторгаться и сочувствовать. Какова вероятность того, что нам удастся правильно воспитать детей? Достижимо ли все то, чего мы для них желаем? Я знаю ответ, вот он. Успех в воспитании ребенка зависит от того, сумеем ли мы распознать уникальность личности...
Спасибо тебе, Господи, за то, что у нас талантливые дети!
(Скриншот страницы моего сайта с отзывами коллег о постановке).
Творческие работы моих учеников.
Просто я хотела жить!
Рассказ.
Темным утром под лагерной аркой,
Так заливист овчарочий лай...
В унисон и конвой, и овчарки,
Все кричат нам: “Быстрее! Давай!”.
Снова этот нудный осенний дождь. Дорога из карьера...
Господи! Как же не хочется возвращаться в эти душные бараки...
Сто восемнадцатый день. Сто восемнадцатый день мы медленно движемся под охраной конвоя и овчарок, спотыкаясь и падая в воронки от бомб, заполненные грязной водой. Вокруг собаки и конвоиры. Они не дают ступить в сторону ни шагу.
У ворот снова куча любопытных. Среди них дети охранников.
В усталых, измождённых пленных людей снова летят камни, иногда чёрствый хлеб.Помню, как однажды в небе послышался гул самолётов.
-Шнель! Давай! Быстро!-заорали конвоиры.
Может быть, так и было от века —
Зона, вахта, овчарочий лай?
Может, так вот всегда человеку
И кричали: “Быстрее! Давай!”?
Казалось, что грохот сотрясал всю землю...
Когда самолёты стали заходить по второму кругу, я услышала плач ребёнка. Фашистские солдаты лежали ничком в грязи. А метрах в 10-ти от них бежал, спотыкаясь о кочки, ребёнок. Маленький...несмышленый...он весь сжался от страха и ужаса...
-Господи, малыш. Откуда ты здесь? Убьют же...-я рванулась к нему из колонны, нарушив строй. Подхватила мальчонку на руки. О, мой бог, как же сейчас он напомнил мне моего Ванюшку. Такие же голубые глазки и непослушные белокурые волосики....
-Куда? Застрелят...-раздались мне вслед тревожные голоса из колонны..
А фашисты!? Трусливые сволочи! Ребёнок гибнет, а они спокойно лежат. -Мерзавцы!
...Ну вот и всё...Налёт закончился. Вижу, как медленно поднимаются люди из воды и грязи. Испуганный мальчик что-то бормочет по-немецки, глядя вверх. Я запомнила только-
die Tante,die Tante. ich bin sehr erschrocken! (Тётя. Тётя. Я очень сильно испугался!
-Чей это ребёнок?... Никто не знал...
Колонна снова пришла в движение. Зловеще чернела доска с надписью:
«Die militärische Zone. Schießen ohne Vorwarnung»
.«Военная зона. Стреляют без предупреждения»
-Стой! Откуда мальчик?-бросился в колонну старший охранник. И тут я увидела коменданта лагеря, стоявшего рядом. Он обернулся. Глаза его округлились:
-Ганс! -Warum ist mein Sohn hier? (Почему мой сын здесь?! )-Im Schlamm? Woher? (В грязи? Откуда?)
Охранники наперебой стали ему рассказывать о случившемся.
-О! die russische tapferes Mädchen. Der Prachtkerl (Смелая девушка! Молодец!)
- Hier nimm das Geschenk. (Вот, возьми подарок). Быстрым движением фашист сорвал с руки золотые часы и сунул мне:
-für das Kind. Du geholfen. (За ребёнка. Ты спасала).
-Ну уж нет! Я-мать! И я спасала невинное дитя! Мне не нужны ваши подачки!
Часы блеснули в воздухе и посыпались жёлтыми осколками...
Все оцепенели. Конвой приготовил оружие. С минуту комендант изумлённо глядел на меня... Потянулся к кобуре...
-Фатееер! Фатер! Ich bitte dich nicht zu töten, diese Tante ( Я прошу тебя-не надо убивать эту тётю!)- кричал мальчишка, хватая отца за рукав...
...Вправду ль высились книги на полках?
Расцветал ли кувшинками пруд?
Из-под пальцев ребяческих тонких
Выбегал ли наивный этюд?
Вправду ль были высокие речи —
Дерзновенья и глупости сплав?
Загорался ли мартовский вечер?
Или он догорел, отпылав?
О! этот проклятый мир! Мир лагерей, ссылок и тюрем, мир, приводивший людей то к полному душевному краху, опустошенности, то к рождению настоящего мужества.
Это утро началось как обычно. Проверка. Кипяток. Хлеб.
Подъем. Это значит еще раз осознать, где ты находишься, отдать себе отчет в том, что все ЭТО — правда, не сон. Все на месте: багровые стены, скрежещущие железные койки, конвой, овчарки...
-Всё! Хватит! Пора...сегодня...
На секунду кажется, что это все в кино. Я играю роль. Ведь немыслимо же поверить, что меня на самом деле скоро убьют. Ни с того ни с сего… Меня, мамину доченьку, моих деток мамулю? Да кто дал им право?
Мне кажется, что это я кричу. Нет. Я молчу. Я стою совсем спокойно, а все то страшное, что происходит, — это внутри.
Итак...вместе с тремя военнопленными я бежала...пыталась бежать...
Взбешённый дерзким побегом начальник лагеря собственноручно застрелил трёх узников.
-А эта девка будет другой конец!-рявкнул комендант.
Фашисты приковали меня за руку к столбу. А рядом положили хлеб, колбасу, воду.-lassen Sie lebt! ( Пусть она живёт!)-Sie soll nicht Essen 12 Tagen (Пусть не ест 12 дней!)-und dann hängen! ( а потом повесить!)
Я натянула на голову бушлат, съежилась, пытаясь раствориться, стать невидимой. Но вот — рывок… Чья-то звериная лапа срывает с меня бушлат, платье, туфли и я лежу, как мученица на плахе, а над моим лицом нависла широченная багровая лоснящаяся морда .
Господи! Успевают ли люди почувствовать боль, когда их убивают? Господи, как же теперь мой сынок, моя доченька - кровиночки мои?! Как жалко новое шелковое платье, так и не успела надеть ни разу…
-Но я не хочу умирать!
Пусть же беснуется, воя,
Вся вурдалачья рать!
Есть у меня вот такое,
Что вы не в силах отнять!
Да, этого они отнять не в силах. Все отняли: платье, туфли, гребенку, чулки… Бросили на мороз почти голую. А этого не отнимут. Не в их власти. Оно со мной. И я переживу даже это...
Я смеялась, представляя лицо коменданта..да нет, не лицо, а рожу. Наглую. С ухмылочкой..., когда он увидит у столба только цепь...
Я представляла, как фашисты остервенело будут метаться по лагерю. Разъярённый комендант подойдёт к столбу и, вытаращив глаза, попятится назад: он увидит на цепи лишь мою окровавленную кисть руки...
Потом он увидит топор, обычно лежавший в комендантском доме на кухне.
- Майн Кинд!? Es hat mein Sohn? -Будет орать он как бешеный...
...Надо мной стояло огромное черное небо с яркими крупными звездами.
Я не плакала. Я просто очень хотела жить!
Областной поэтический конкурс
«Проба пера».
Памяти поэта.
Калужской черёмухи вызрел уж цвет,
На сердце тревожно и грустно...
А Юры Бобони теперь уже нет,
И в мыслях туманно и пусто.
Вижу боль и страх за Россию,
Вижу блеск его глаз и печаль.
И унять прошу не просите
Моей грусти запоздалой печать.
Последнюю песнь он свою не допел,
Прервался напев с полуслова,
Вселенской любви, говорят, он хотел
Баян , надрываясь, пел снова и снова.
Расскажу о поэте вселенском,
В ком жила непонятная грусть.
О простом таком , деревенском...
И к нему не раз я вернусь.
Там, за далью, вставал рассвет,
Там сверкала звезда поэта,
И не хочется верить, нет,
Что в забвении канет всё это.
А в небе так много сини,
Как любил её славный пиит,
Ароматен запах полыни,
И черёмуха белая спит.
Ах, как жаль, что его не вернуть,
Что звезда, увы, уж угасла.
Ах, недолог, коварен поэта был путь,
Но он ЖИЛ! И не понапрасну!
Богданов Эдуард, ученик 6 класса.
2014
Мои надежды, взгляды и устремления.
Эссе ученицы 9 класса
Я полагаю, что имею собственный мир мыслей, чувств и переживаний! Постоянно стремлюсь познать себя как личность.
Я более осознанно отношусь к жизни. Думаю, что я готова к личностному и профессиональному самоопределению. В последнее время у меня повысился интерес к учению, наверное, оттого, что оно приобретает для меня жизненный смысл, связанный с будущим. Думаю, что мне необходимо совершенствовать память, научиться владеть сложными интеллектуальными операциями (синтез, анализ, абстрагирование, обобщение). А также поработать над логикой мышления, способностью к рассуждениям и… поменьше эгоцентризма.
Итак, я расту…
Надеюсь, что меняюсь, становлюсь лучше, умнее, добрее…
А что думают обо мне мои одноклассники?
Мои жизненные планы.
эссе
Время как птица... Время как речка… Вот и стала я на год взрослее…
И, хотя мне ещё учиться два года, я уже строю планы на будущее.
Во-первых, конечно, успешно сдать ОГЭ (для этого я серьёзно и основательно готовлюсь к тестированию). В период летних каникул мечтаю прочесть произведения моего любимого писателя М. А. Булгакова.
С детства я увлекаюсь восточными танцами, и мне бы хотелось усовершенствоваться в технике танца. Я-человек увлекающийся, так как постоянно нахожусь в творческом поиске. Также мне хочется познакомиться с культурой, обычаями и традициями стран Востока, возможно, выучить один из языков. В будущем я хотела бы освоить все азы своей любимой профессии и быть максимально полезной для общества. Ведь главная ценность для человека – быть нужным кому-то, а творческий труд - это главное наслаждение в жизни.
«Мой край родниковый...»
(На основе исследовательской деятельности по нравственно- патриотическому образованию учащихся МКОУ «Архангельская ООШ»).
«Наш край родниковый, меловой, берёзовый...»
Так называется проект, над которым мы работаем.
Его цель: воспитание человека, знающего историю своего родного края; воспитание гражданина и патриота.
Мы не хотим оставаться равнодушными людьми!
Мы хотим быть нужными нашей малой Родине...нашему селу. Результаты, которые ожидаем:
Выпускники нашей школы- люди с активной жизненной позицией, любящие свою Родину, готовые жить и работать на благо Отечества.
А полученные знания, навыки, опыт в историко-исследовательской и просветительской работе помогут нам в жизни.
В проекте несколько направлений: «Твоя родословная»-
Нам интересно всё: и составление генеалогического родословника семей; и написание летописи родов исторических лиц, и изучение происхождения фамилий, и проведение семейных вечеров, конкурсов, выставок «Семейное мастерство».
В направлении «Живые истоки» мы изучаем местные традиции, народные предания, праздники, обряды; занимаемся составлением истории храмов, как местных центров духовной культуры; организовываем выставки собранных материалов. Направление «Знатоки родного края» интересно нам тем, что мы знакомимся с Воронежским краем, его природой, исторической и культурной уникальностью. «Эхо войны»-следующее направление. Поиск предполагает сбор материалов о земляках-участниках войны; об учениках, учителях – участников войны; о жизни сверстников в годы войны; о женщинах военной поры; о судьбах членов семей в военное лихолетье; запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны.
Каждый год 15.01, мы собираемся на митинг памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, освобождавших село Архангельское от немецко-фашистских захватчиков.
Нам известно, что на фронт из села Архангельское ушло 440 человек, не вернулось 272. 42 человека были награждены орденами и медалями.
Наши земляки захоронены в Венгрии, Австрии, Румынии, Польше, Германии. Они остались лежать под Москвой, Смоленском, Псковом, Курском, Сталинградом...
В плане составление летописи села Архангельское; разработка экскурсий по памятным местам своего края. А пока мы работаем в этом направлении, изучая местные достопримечательности, любуясь неповторимой красотой нашего края.
А знаете, кроме величественной красоты, эти места замечательны своей историей, историей очень древней. Богатство памятников археологии времен скифов (4-6 вв. до н.э.), славян раннего средневековья (8-10 вв.), оборонительные сооружения Белогородской черты 17 века, а так же места боевых подвигов советских солдат времен Великой Отечественной Войны...
Представьте себе, в наших местах в середине первого тысячелетия до нашей эры жили скифы. Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до 4—3 века до н. э. Довольно крупное и хорошо укрепленное, это городище представляло из себя огороженную земляными валами, рвами и деревянными стенами поселение. Здесь же в эпоху раннего средневековья (8-10 вв. н.э.) здесь проживали славяне. И их поселение имело приблизительно те же защитные укрепления. Главную защиту и тем и другим давали крутые берега Дона. Практически с трех сторон их жилища охраняли отвесные обрывы, а высота позволяла держать в поле зрения многие километры окружающей местности. На мой взгляд, это очень интересно – прикоснуться к истории, побывать там, где когда -то просто жили, занимались своими повседневными делами древние.
А красота этого места захватывает и долго не отпускает !
А ещё мы мечтаем открыть музей. Он стал бы центром не только военно-патриотического воспитания, но и всей воспитательной работы школы.
Ведь в нашей школе много накоплено традиций: организована поисковая деятельность, проводятся уроки Славы, уроки, связанные с краеведением, встречи с интересными людьми, экскурсии по различной тематике…
В настоящее время у нас только музейный уголок.
Вообще, проблема патриотического воспитания в нашей школе стоит очень остро и значимо. Мы считаем, что процесс воспитания гражданина и патриота немыслим без обращения к историческим корням своего прошлого и к реалиям настоящего.
Нас волнует многое...
И состояние природы, и состояние души...Мы – жители сельской местности. С детства видим окружающую нас природу: лес, речку, озеро, животный и растительный мир... К сожалению, сегодня природа находится в таком плачевном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, спасать...
Как помочь родной природе, как спасти всех нас от жестокости и немилосердия?! Как пробудить в душах людей сострадание, ответственность за то, что нас окружает? Мы думаем, что такая форма работы , как создание исследовательских проектов, поможет нам всем приобрести новый подход к пониманию окружающего мира.