Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Старомеловатская средняя общеобразовательная школа
Программа духовно-нравственного воспитания
«Уроки нравственности»
Возраст обучащихся: 8 - 10 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
В.А.Феденко,
учитель начальных классов.
2021 – 2022 г.
Структура рабочей программы.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты.
Содержание учебного предмета.
Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка.
Программа духовно-нравственного воспитания «Уроки нравственности» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования II поколения; и на основе учебно- методической литературы:
1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 4 класса, в 2-х частях. / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.
2. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Разрезной материал к рабочим тетрадям 4 класса.
3. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Методическое пособие. 4 класс. Программа курса «Воспитание нравственных качеств» / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.
Актуальность проблемы.
Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка одна из важнейших проблем, стоящих перед родителями, обществом. Ребенок становится взрослым человеком. Способность радоваться жизни, умение мужественно встречать невзгоды закладывается в нем в детстве. Дети чутко воспринимают все, что их окружает. Чтобы быть добрым к людям, надо научиться понимать других, признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, бережно относиться к окружающему миру. Можно долго перечислять все нравственные качества человека будущего общества, но самое главное, эти качества должны закладываться сегодня. Современным ребятам очень трудно ориентироваться в потоке информации - телевидение, компьютер, интернет. Происходит негативное воздействие на ребенка, что является нежелательным в воспитании. Ослабляются связи между детьми и взрослыми, результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости. А на самом деле за всем этим скрывается страх, одиночество, неуверенность в себе. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка происходит переход к учебной деятельности. Сказывается другой режим дня, другой порядок. У большинства детей кумирами становятся артисты, банкиры, одним словом – богатые люди. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературных героев, людей труда.
ФГОС второго поколения формулируют основную педагогичекую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемымформам поведения.
Курс «Уроки нравственности» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.
Основная цель программы: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Занятия по программе "Уроки нравственности" представляют собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящие учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание занятий включает в себя следующие циклы: "Я и школа", "Я и окружающие", "Я и семья", "Я и природа", "Я и книга", "Я и здоровье".
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Основные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно - иллюстративная.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
1. Планируемые результаты.
Программа духовно-нравственного воспитания обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные:
ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;
ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");
ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять цель и задачи, соответствующие воспитанию на определенном этапе;
понимать выделенные ориентиры действий при работе с предлагаемым материалом;
высказывать свое предположение относительно способов решения воспитательной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебном пособии;
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся научатся:
выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
применять правилами этикета в повседневной жизни;
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
положительному отношению к науке «этикет»;
понимать значения правил этикета в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
положительная мотивация учебной деятельности;
учащийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
2. Содержание учебного предмета.
№ п\п | Тема | Форма работы | Цикл | Воспитание качеств |
1. | С днем знаний! | фронтальная, групповая, | Я и школа | Любовь и уважение к школе |
2. | Осенняя сказка | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и природа | Умение восхищаться красотой природы |
3. | Расскажи нам о себе | интегрированная, дифференцированная, | Я и семья | Развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; доброе отношение к семье |
4. | Семейный калейдоскоп | самостоятельная работа | Я и окружающие | Понимание чувств других людей |
5. | И это тоже я! | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Уважение к людям различных профессий |
6. | О профессиях и трудолюбии. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
7. | В который раз о дружбе… | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
8. | Мы – за здоровый образ жизни! | самостоятельная работа | Я и здоровье | Стремление к здоровому образу жизни. |
9. | Как выбирать друзей. | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
10. | О режиме дня. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и здоровье | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
11. | Экологическая карусель. | интегрированная, дифференцированная, | Я и природа | Бережное отношения к природе |
12. | Накануне новогодних праздников. | самостоятельная работа | Я и окружающие | Развитие внимания, мышления, воображения, уважение к русским традициям |
13. | Берегите книгу. | фронтальная, групповая, | Я и книга | Посещение библиотеки. Развитие внимания, мышление, память, бережное отношение к книге. |
14. | О рыцарстве. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Развитие доброжелательного отношения к девочкам. |
15. | День рождения старой ели. | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие чувства доброты, отзывчивости |
16. | Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения. | самостоятельная работа | Я и здоровье | Развитие бережного отношения к своему здоровью |
17. | Станем друзьями природы. | фронтальная, групповая, | Я и природа | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
18. | О совести. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Умение выходить из неприятных ситуаций с достоинством, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими |
19. | Учимся быть щедрыми. | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, доброты, щедрости |
20. | Путешествие капельки. | самостоятельная работа | Я и природа | Бережное отношение к воде |
21. | Настроение. | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
22. | На экономической волне. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Развитие внимания, смысловой памяти, бережливости |
23. | Секреты здоровья. | интегрированная, дифференцированная, | Я и здоровье | Развитие стремления к здоровому образу жизни, внимания, мышления, воображения. |
24. | Кошки. | самостоятельная работа | Я и животные | Чувство ответственности за прирученное живое существо |
25. | Приглашение к разговору. | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Развитие чувства доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим и прилежным учеником |
26. | Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок! | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и природа | Развитие умения видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами. |
27. | Наши бабушки. | интегрированная, дифференцированная, | Я и семья | Развитие чувства благодарности и уважения к бабушкам. |
28. | Игры в самих себя. | самостоятельная работа | Я и окружающие | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, воспитание чувства уважения к самому себе. |
29. | Сказки Г.-Х. Андерсена. | фронтальная, групповая, | Я и книги | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
30. | Учимся шутить. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Развитие чувства такта по отношению к окружающим, внимания, воображения |
31. | Живи, не требуя награды | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие чувства сострадания и милосердия |
32. | О Робинзоне Крузо. | самостоятельная работа | Я и книги | Развитие настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкость в сложных жизненных ситуациях. |
33. | Покуда сердца стучатся… | фронтальная, групповая, | Я и здоровье | Стремление к здоровому образу жизни. |
34. | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма |
| Итого: | 34ч. | | |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность воспитательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:
- входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей;
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- проведения дискуссий и круглых столов по актуальным темам;
- выполнения творческих работ;
- презентация исследовательских и проектных работ (возможна);
- итоговый мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей;
- итоговая интерактивная игра по итогам учебно года обучения.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики.
3. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1. | | С днем знаний! | 1 |
2. | | Осенняя сказка | 1 |
3. | | Расскажи нам о себе | 1 |
4. | | Семейный калейдоскоп | 1 |
5. | | И это тоже я! | 1 |
6. | | О профессиях и трудолюбии. | 1 |
7. | | В который раз о дружбе… | 1 |
8. | | Мы – за здоровый образ жизни! | 1 |
9. | | Как выбирать друзей. | 1 |
10. | | О режиме дня. | 1 |
11. | | Экологическая карусель. | 1 |
12. | | Накануне новогодних праздников. | 1 |
13. | | Берегите книгу. | 1 |
14. | | О рыцарстве. | 1 |
15. | | День рождения старой ели. | 1 |
16. | | Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения. | 1 |
17. | | Станем друзьями природы. | 1 |
18. | | О совести. | 1 |
19. | | Учимся быть щедрыми. | 1 |
20. | | Путешествие капельки. | 1 |
21. | | Настроение. | 1 |
22. | | На экономической волне. | 1 |
23. | | Секреты здоровья. | 1 |
24. | | Кошки. | 1 |
25. | | Приглашение к разговору. | 1 |
26. | | Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок! | 1 |
27. | | Наши бабушки. | 1 |
28. | | Игры в самих себя. | 1 |
29. | | Сказки Г.-Х. Андерсена. | 1 |
30. | | Учимся шутить. | 1 |
31. | | Живи, не требуя награды | 1 |
32. | | О Робинзоне Крузо. | 1 |
33. | | Покуда сердца стучатся… | 1 |
34. | | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | 1 |