СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного воспитания "Уроки нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание духовно-нравственной личности через систему ценностно-ориентированных занятий

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания "Уроки нравственности"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Старомеловатская средняя общеобразовательная школа











Программа духовно-нравственного воспитания

«Уроки нравственности»

Возраст обучащихся: 8 - 10 лет.

Срок реализации: 1 год.









Автор-составитель:

В.А.Феденко,

учитель начальных классов.



















2021 – 2022 г.

Структура рабочей программы.

Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты.

  2. Содержание учебного предмета.

  3. Календарно-тематическое планирование.


Пояснительная записка.

Программа духовно-нравственного воспитания «Уроки нравственности» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования II поколения; и на основе учебно- методической литературы:

1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 4 класса, в 2-х частях. / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.

2. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Разрезной материал к рабочим тетрадям 4 класса.

3. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Методическое пособие. 4 класс. Программа курса «Воспитание нравственных качеств» / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.

Актуальность проблемы.

Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка одна из важнейших проблем, стоящих перед родителями, обществом. Ребенок становится взрослым человеком. Способность радоваться жизни, умение мужественно встречать невзгоды закладывается в нем в детстве. Дети чутко воспринимают все, что их окружает. Чтобы быть добрым к людям, надо научиться понимать других, признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, бережно относиться к окружающему миру. Можно долго перечислять все нравственные качества человека будущего общества, но самое главное, эти качества должны закладываться сегодня. Современным ребятам очень трудно ориентироваться в потоке информации - телевидение, компьютер, интернет. Происходит негативное воздействие на ребенка, что является нежелательным в воспитании. Ослабляются связи между детьми и взрослыми, результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости. А на самом деле за всем этим скрывается страх, одиночество, неуверенность в себе. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка происходит переход к учебной деятельности. Сказывается другой режим дня, другой порядок. У большинства детей кумирами становятся артисты, банкиры, одним словом – богатые люди. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературных героев, людей труда.

ФГОС второго поколения формулируют основную педагогичекую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемымформам поведения.

Курс «Уроки нравственности» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.

Основная цель программы: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи:

- сформировать систему нравственных ценностей;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие способности.

Занятия по программе "Уроки нравственности" представляют собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящие учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание занятий включает в себя следующие циклы: "Я и школа", "Я и окружающие", "Я и семья", "Я и природа", "Я и книга", "Я и здоровье".

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).

Основные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно - иллюстративная.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

1. Планируемые результаты.

Программа духовно-нравственного воспитания обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные:

  • ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;

  • знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;

  • с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;

  • система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;

  • ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");

  • ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цель и задачи, соответствующие воспитанию на определенном этапе;

  • понимать выделенные ориентиры действий при работе с предлагаемым материалом;

  • высказывать свое предположение относительно способов решения воспитательной задачи;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебном пособии;

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные:

  • ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;

  • ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;

  • ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

  • ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся научатся:

  • выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;

  • применять правилами этикета в повседневной жизни;

  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

  • работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;

  • регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим;

  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • положительному отношению к науке «этикет»;

  • понимать значения правил этикета в жизни человека;

  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.




У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • положительная мотивация учебной деятельности;

  • учащийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.


2. Содержание учебного предмета.


п\п

Тема

Форма работы

Цикл

Воспитание качеств

1.

С днем знаний!

фронтальная, групповая,

Я и школа


Любовь и уважение к школе

2.

Осенняя сказка

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и природа

Умение восхищаться красотой природы

3.

Расскажи нам о себе

интегрированная, дифференцированная,

Я и семья

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; доброе отношение к семье

4.

Семейный калейдоскоп

самостоятельная работа

Я и окружающие

Понимание чувств других людей


5.

И это тоже я!

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Уважение к людям различных профессий

6.

О профессиях и трудолюбии.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

7.

В который раз о дружбе…

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

8.

Мы – за здоровый образ жизни!

самостоятельная работа

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

9.

Как выбирать друзей.

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

10.

О режиме дня.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и здоровье

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

11.

Экологическая карусель.

интегрированная, дифференцированная,

Я и природа

Бережное отношения к природе


12.

Накануне новогодних праздников.

самостоятельная работа

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, воображения, уважение к русским традициям

13.

Берегите книгу.

фронтальная, групповая,

Я и книга

Посещение библиотеки.

Развитие внимания, мышление, память, бережное отношение к книге.

14.

О рыцарстве.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Развитие доброжелательного отношения к девочкам.

15.

День рождения старой ели.

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости

16.

Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.

самостоятельная работа

Я и здоровье

Развитие бережного отношения к своему здоровью

17.

Станем друзьями природы.

фронтальная, групповая,

Я и природа

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

18.

О совести.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Умение выходить из неприятных ситуаций с достоинством, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими

19.

Учимся быть щедрыми.

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, доброты, щедрости

20.

Путешествие капельки.

самостоятельная работа

Я и природа

Бережное отношение к воде


21.

Настроение.

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

22.

На экономической волне.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Развитие внимания, смысловой памяти, бережливости

23.

Секреты здоровья.

интегрированная, дифференцированная,

Я и здоровье

Развитие стремления к здоровому образу жизни, внимания, мышления, воображения.

24.

Кошки.

самостоятельная работа

Я и животные

Чувство ответственности за прирученное живое существо

25.

Приглашение к разговору.

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим и прилежным учеником

26.

Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок!

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и природа

Развитие умения видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами.

27.

Наши бабушки.

интегрированная, дифференцированная,

Я и семья

Развитие чувства благодарности и уважения к бабушкам.

28.

Игры в самих себя.

самостоятельная работа

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, воспитание чувства уважения к самому себе.

29.

Сказки Г.-Х. Андерсена.

фронтальная, групповая,

Я и книги

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

30.

Учимся шутить.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Развитие чувства такта по отношению к окружающим, внимания, воображения

31.

Живи, не требуя награды

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие чувства сострадания и милосердия

32.

О Робинзоне Крузо.

самостоятельная работа

Я и книги

Развитие настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкость в сложных жизненных ситуациях.

33.

Покуда сердца стучатся…

фронтальная, групповая,

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

34.

КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма


Итого:

34ч.






ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность воспитательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • текущий:

- входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей;

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- проведения дискуссий и круглых столов по актуальным темам;

- выполнения творческих работ;


  • промежуточный: тестирование;

  • итоговый:

- презентация исследовательских и проектных работ (возможна);

- итоговый мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей;

- итоговая интерактивная игра по итогам учебно года обучения.

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики.







3. Календарно – тематическое планирование


урока

Дата

Тема занятия

Количество

часов

1.


С днем знаний!

1

2.


Осенняя сказка

1

3.


Расскажи нам о себе

1

4.


Семейный калейдоскоп

1

5.


И это тоже я!

1

6.


О профессиях и трудолюбии.

1

7.


В который раз о дружбе…

1

8.


Мы – за здоровый образ жизни!

1

9.


Как выбирать друзей.

1

10.


О режиме дня.

1

11.


Экологическая карусель.

1

12.


Накануне новогодних праздников.

1

13.


Берегите книгу.

1

14.


О рыцарстве.

1

15.


День рождения старой ели.

1

16.


Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.

1

17.


Станем друзьями природы.

1

18.


О совести.

1

19.


Учимся быть щедрыми.

1

20.


Путешествие капельки.

1

21.


Настроение.

1

22.


На экономической волне.

1

23.


Секреты здоровья.

1

24.


Кошки.

1

25.


Приглашение к разговору.

1

26.


Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок!

1

27.


Наши бабушки.

1

28.


Игры в самих себя.

1

29.


Сказки Г.-Х. Андерсена.

1

30.


Учимся шутить.

1

31.


Живи, не требуя награды

1

32.


О Робинзоне Крузо.

1

33.


Покуда сердца стучатся…

1

34.


КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

1